Делимитация границ и территория санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод
THE DELIMITATION OF THE BORDERS AND THE TERRITORY OF THE SANATORIUM-RESORT COMPLEX OF CAUCASIAN MINERAL
WATERS
Асланов Дмитрий Иванович кандидат экономических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой экономической теории и коммерции Пятигорский государственный гуманитарно-технологический
университет aslanovdi @mail. ru
Аннотация: В статье дается научное обоснование формирования пространственных границ санаторно-курортного комплекса региона, которые имеют определенный функциональный смысл.
Ключевые слова: пространство, граница, делимитация, санаторнокурортный комплекс.
Abstract: The article gives a scientific substantiation of formation of spatial borders of sanatorium-and-spa complex of the region, which have a functional meaning.
Keywords: space, boundary delimitation, sanatorium-resort complex.
В последнее время проблема определения территориальных (пространственных) границ в региональной экономике становится существенным предметом основательного изучения, поскольку процесс оконтуривания (делимитации) сложных целостных территориальных социально-экономических объектов (систем) позволяет понять, каким требованиям они должны удовлетворять, к какому типу их можно отнести, какими характеристиками и специфическими особенностями они обладают, обусловленные региональными различиями.
Учитывая, что в соответствующей литературе [1, 2, 3] раскрыты сущностные характеристики понятия «граница», в том числе в качестве своеобразного института, а также учитывая целевые установки настоящей работы, выявим детерминанты понятия «граница».
Граница есть нечто, расположенное между объектами, предметами, системами и разделяющее или отделяющее их от всего остального.
Граница - реальная или воображаемая линия, определяющая пределы какого-либо субъекта или объекта и разделяющая этот субъект или объект от других [4]. (С данным определением границы связан парадокс Перси -какого цвета разделительная линия между черным и белым цветами?)
С общефилософских позиций граница является результатом дискретности мира или следствие нашего дискретного восприятия реальности.
Гегель писал: «Лишь в своей границе и благодаря ей нечто есть то, что есть. Нельзя, следовательно, рассматривать границу как лишь внешнее наличному бытию; она, наоборот, проникает все наличное бытие» [5].
Специалисты в общем различают границы классификационные (чисто сущностные), временные и пространственные (территориальные). В нашем исследовании речь идет о пространственных границах.
Пространственная граница чаще всего замкнута, она служит средством оформления нашего представления о целостности социально-экономического или природного объекта (комплекса). Пространственное разнообразие социально-экономических и иных комплексов (систем) предполагает обязательное проведение границ. Поэтому для того, чтобы представить наиболее полно любой территориальный социально-экономический комплекс (систему), необходимо установить границу территории, в пределах которой осуществляются внутренние взаимодействия, определяющие характер функционирования и развития комплекса.
Поэтому в пределах территории, оконтуренной границей, должны оказаться те наиболее важные компоненты комплекса, которые должны (способны) обеспечить ее целостность, жизнеспособность.
Специалисты на основе анализа различных методологических подходов и трактовок понятия «граница», выделяет следующие основные топологические свойства и признаки границ: объективность, линейность (протяженность), заданность, реальность, резкость, барьерность, контактность, прозрачность, многомерность, диалектичность, а также фильтрующие, препятствующие и отражающие свойства.
Все эти свойства в полной мере характерны и для границ, оконтуривающих санаторно-курортный комплекс.
Вместе с тем, следует выделить и такие особые качества границ санаторно-курортного комплекса, как адекватность физико-географическим, гидрогеологическим а также социокультурным, градостроительным и иным условиям.
Границы санаторно-курортного комплекса имеют и юридический смысл.
Во-первых, в его состав входят территории отбельных муниципальных образований, границы которых установлены в законодательном порядке и в их пределах распространяются юрисдикции (полномочия) органов местного самоуправления. В административных границах каждого муниципального образования осуществляются правовые, организационные и социально-
экономические полномочия органов местного самоуправления, реализуется организационно-политическая власть. Конкретное начертание границ и пространственно-временные размеры (масштабы) муниципального образования как относительно целостного территориального социальноэкономического образования, как совокупности местных сообществ зависит от целей, объема и набора функций, которые следует регулировать, а также совокупности исторических, природных, демографических, социальных, экономических, политических и иных условий и факторов.
В частности, при установлении границ муниципального образования в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении № 131-Ф3
[6] должны учитываться конкретно следующие основные требования:
1) перечень территорий (земель, водных ресурсов и т.п.) независимо от форм собственности и целевого назначения, включенных в состав населенных пунктов;
2) наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Тем самым при делимитации границ муниципального образования решается задача увязки административных границ с границами самодостаточности его развития, способности территории самостоятельно удовлетворять потребности местного сообщества во всем их многообразии и с учетом культурных и иных особенностей.
Административная граница муниципального образования устанавливается (изменяется) по представлению представительных и исполнительных органов муниципального образования, а также органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом №131-Ф3.
Во-вторых, учитывая, что санаторно-курортный комплекс является составной частью особо охраняемого эколого-курортного региона РФ, то кроме административных муниципальных границ, его одновременно оконтуривают и границы, устанавливаемые на основе федеральных законов.
В частности, в целях сохранения уникального месторождения минеральных вод Кавминводского артезианского бассейна и государственной поддержки курортов Кавказских Минеральных Вод (КМВ) Указом Президента РФ от 27 марта 1992 г. № 309 Кавказским Минеральным Водам был присвоен статус особо охраняемого эколого-курортного региона
[7].
Последовавшие затем Постановление Верховного Совета Российской Федерации [8] и Постановление Правительства РФ [9] подтвердило особый
статус территории с компактно расположенными на ней курортами, объединенным общим признаком - охраны уникальных ресурсов.
Федеральные законы «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ [10] и «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ [11], а также Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ [12] дополнили указанный статус, признав регион особо охраняемой природной территорией (по категорийности земель).
Особо охраняемый эколого-курортный регион - это не административное образование. Он представляет собой специальную эколого-социально-экономическую зону с особым режимом хозяйствования, недропользования и градостроительства
Конфигурация эколого-курортного региона определяется естественными выходами на поверхность 12 месторождений минеральных вод различных типов Кавминводского артезианского бассейна, отличающихся от пресных особенностями солевого состава (обладающие обычно общей минерализацией 1 г/л и содержащие ряд специфических микроэлементов), газового состава (углекислота, родон, сероводород), а также повышенной температурой, что в итоге придает минеральным водам лечебные свойства. Наиболее известные из них: Кисловодские, Ессентукские, Бештаугорские, Нагутские, Кумагорские, Иноземцевские, Змейкинские, Суворовские, Джемуховские, Баталинские и др. Наиболее значительные по дебиту минеральные источники расположены в отложениях мезо-кайнозойского осадочного чехла (от юрского до палеогенового возраста) и зонах тектонической трещиноватости миоценовых интрузий (горы-лакколиты Бештау и Кокуртлы) Минераловодского артезианского бассейна.
В границы эколого-курортного региона входит и озеро Тамбукан, грязи которого отличаются уникальными физико-химическими и биоклиническими свойствами, что делает их важным лечебным средством.
Особый статус региону придан для сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод, обеспечения рационального использования уникальных лечебных и оздоровительных ресурсов, природно-ресурсного потенциала территории, сбалансированного решения задач охраны окружающей среды, ее социально-экономического развития в интересах государства.
Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации -Кавказские Минеральные Воды (далее Кавказские Минеральные Воды) располагается на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик. Конкретно в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских
Минеральных Вод входят: муниципальные образования - города
Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск. Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, которые составляют основу санаторно-курортного комплекса, а также город - муниципальное образование Георгиевск и муниципальные районы - Минераловодский, Георгиевский и Предгорный; в КабардиноБалкарской Республике - Зольский муниципальный район; в Карачаево-Черкесской Республике - Малокарачаевский и Прикубанский муниципальные районы.
В границах Кавказских Минеральных Вод выделяются первый экологический подрайон с режимом жестко ограниченного природопользования, второй экологический подрайон с режимом ограниченного природопользования в пределах округа санитарной охраны курорта и зона ограниченного природопользования, охватывающая периферию района.
В общем, в рамках эколого-курортного региона сложился особый тип региональной рекреационной системы (РРС), обязанной своим формированием уникальным территориальным сочетаниям природноклиматических и курортно-бальнеологических ресурсов, в которых курортно-рекреационные функции выступают в качестве базовых, системообразующих.
В пространстве эколого-курортного региона расположены 4 курорта федерального значения: Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, федеральный статус которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 14 [13].
Именно они явились основой формирования санаторно-курортного комплекса мирового значения, в состав которого входят также периферийные территории, тяготеющие к ядру санаторно-курортного комплекса, где располагаются (имеют выход) уникальные целебные минеральные источники.
Концентрация на относительно компактной территории разнообразных видов санаторно-курортных учреждений, совместно использующих одно капитальное благо (в частности, минеральную воду) и ресурсы территории для предоставления значительного спектра лечебных и рекреационных услуг, способствует возникновению так называемого агломерационного эффекта.
Следует сказать, что механизм агломерационного эффекта, обусловленный локализацией на одной территории множества взаимообусловленных предприятий и учреждений, сравнительно хорошо изучен отечественными и зарубежными учеными, начиная от классических работ А.Маршалла [14].
В частности, в пространстве санаторно-курортного комплекса обеспечивается экономия от доступа к общему рынку ресурсов труда, к общим природным ресурсам, общим объектам инфраструктуры, в том числе лечебных, за счет кооперации в рамках комплекса.
На территории эколого-курортного региона специалисты выделяют и общую пространственную форму организации расселения, как Пятигорскую (или Кавказско-Минераловодскую) агломерацию.
Границы агломерации оконтуривают близко расположенные города -Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск и Лермонтов.
Агломерация своему формированию обязана уникальным курортнорекреационным и природно-климатическим ресурсам, которые в данном случае выступают в качестве системообразующих факторов.
Отличается также высокая транспортная связность городов, формирующих агломерацию.
Поскольку агломерация представляет собой совокупность поселений, демонстрирующих высокую степень территориальной интеграции и высокий уровень интенсивности самых разнообразных связей, то ее территория отличается высокой плотностью социально-экономических взаимодействий. Там, где интенсивность этих связей не достигает определенного минимума, проходит внешняя граница агломерации, отделяющая ее от остальной территории.
Самым крупным городом региона является Пятигорск - второй после Ставрополя по численности населения город, имевший в определённый исторический период статус краевой столицы.
При этом необходимо отметить, что непосредственно санаторнокурортный комплекс концентрируется в пределах Кавказско-Минераловодской агломерации, а остальная часть территории занята рекреационным комплексом.
В общем можно констатировать, что регион КМВ - крупнейший и уникальный курортный регион Российской Федерации. Здесь на территории площадью 5,8 тыс. кв. км, где проживает около 1 млн. человек постоянного населения (по состоянию на 2010 г.), может улучшить здоровье не менее 1 млн. чел. в год. Это обстоятельство, крайне важное для национальных интересов России в условиях демографического спада и ухудшения здоровья населения, предопределяет основное направление развития региона КМВ и необходимость его государственной поддержки. Если отвлечься от уникальных лечебных факторов и рассматривать регион КМВ в ряду других мест туризма, то его роль относительно невелика - доля региона КМВ в общем физическом объеме рынка внутреннего туризма России составляет
примерно 2,2 %. Однако в объеме услуг российского санаторно-курортного комплекса доля региона существенно выше и составляет около 10%.
Именно этим в первую очередь определяется необходимость и актуальность глубокого исследования деятельности санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод.
Библиографический список
1. Лёш А. Пространственная организация хозяйства / Пер. с нем. В.Н.Стрелецкого; под ред. А.Г.Гранберга. М.: Наука, 2007.
2. Анимица Е.Г. Феномен границы // Екатеринбург: от завода-крепости к евразийской столице. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург 2002.
3. Божко Л.Л. Теоретико-методологические основы исследования экономического развития приграничных территорий / Л.Л.Божко; под ред. Е.Г.Анимицы; Мин-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. унт. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2011.
4. Википедия: Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. -URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука Логики. М.: Мысль, 1974.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003, № 131-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, Ст. 3822.
7. Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации. Указ Президента РФ от 27.03.1992 г. №309 // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, № 15, Ст. 783.
8. Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 02.07.1992 № 3182-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 16.07.1992, № 28, ст. 1628.
9. Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах. Постановление правительства российской федерации от 6 июля 1992 г. № 462 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 20.07.1992, № 3, Ст. 108.
10. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Федеральный закон от 23.02.1995 г. №26-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1995, №9, Ст. 713.
11. Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон 14.03.1995 г. №33-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, № 12, Ст. 1024.
12. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, Ст. 4147.
13. О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 14 // Собрание законодательства РФ, 23.01.2006, № 4, Ст. 387.
14. Маршалл А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993.