Научная статья на тему 'Основные этапы развития экономики Кавказских Минеральных Вод и его транспортного комплекса'

Основные этапы развития экономики Кавказских Минеральных Вод и его транспортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
302
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эльдарханов Х. Ю.

Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды (КМВ) можно считать типичным примером территориально-транспортной агломераций в нашей стране. Он представляет собой административное образование, расположенное в границах уникального месторождения минеральных вод Кавминводского артезианского бассейна [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития экономики Кавказских Минеральных Вод и его транспортного комплекса»



ш

зяйственной продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере аграрного производства.

Гарантированные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохозяйственной продукции, уровень государственных цен и их индексация, а также порядок применения должны устанавливаться Законом.

Целевые цены (нормативные индикаторы) должны устанавливаться Правительством РА для: обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам; получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работника по отраслям экономики; получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.

Нужна целевая программа социального развития села, которая включала бы кредитование на льготных условиях строительства жилья на селе, создание кредитных, фермерских кооперативов и других программ, строительство инфраструктуры села. Такая программа ос- ^ тановит процесс оттока сельского трудоспособного населения, что является на сегодня самой [] острой проблемой сельской местности. ®

Уникальный климат и плодородность почв создают благоприятные условия для производства почти всех видов сельскохозяйственной продукции. Единственным лимитирующим ^ фактором расширения ее производства в долгосрочном периоде может стать ограниченность И трудовых и земельных ресурсов, что является весомым аргументом в пользу усиления интен сивной составляющей сельского хозяйства Абхазии, основанной на достижении научно-тех нического прогресса и использование новейших технологий, сортов и видов культур. о

ЛИТЕРАТУРА N

1. Концепция социально-экономического развития РА. □

2. Сборник нормативно-правовых актов РА. 2006 г. ^

3. Статсборник РА 2006 г. О

0

I—

ф

I—

- о

ЭЛЬДАРХАНОВ Х.Ю. ®

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАВКАЗСКИХ £ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД И ЕГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА §

1

- I

ф

со

I—

Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды (КМВ) можно считать типичным примером территориально-транспортной агломераций в нашей ^

о

0

1_

0

1_

о о

1992 г. № 309, которым Кавказским Минеральным Водам присвоен статус особо охраняемо- о

о о о.

стране. Он представляет собой административное образование, расположенное в границах уникального месторождения минеральных вод Кавминводского артезианского бассейна [3]. В целях сохранения ценных лечебных природных ресурсов и государственной поддержки Кавказских Минеральных Вод был издан Указ Президента Российской Федерации от 27 марта

го эколого-курортного региона Российской Федерации. Федеральные законы «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995

г. № 26-ФЗ и «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, а |

также Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 1 36-ФЗ дополнили о

указанный статус, признав регион особо охраняемой природной зоной. т

Кавказские Минеральные Воды являются признанным в мировом сообществе центром §

рекреационных территорий Южного федерального округа. Администрация Кавказских Ми- ^

неральных вод объединяет города Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Лермон- 1

тов, Минеральные Воды. Учитывая развитую транспортную связь и прочные экономические о

I

отношения эти города объективно можно считать единым образованием - территориально- о транспортной агломерацией, аналогичной другим признанным агломерациям (Сочинской, О)

Средиземноморской, Рижский и т.д.). Поскольку общая численность населения региона Кавказских Минеральных Вод (вместе с тяготеющим сельским населением) приблизилась к 1,5 млн человек, то Кавминводскую агломерацию, по численности следует рассматривать в одном ряду с городами мегаполисами Российской Федерации.

С другой стороны транспортное развитие Кавминводской агломерации не должно и не может копировать развитие транспортной инфраструктуры мегаполисов, поскольку их формирование в первую очередь связанно с охраняемыми территориями и спецификой лечебно-курортной сферы. Прогнозы показывают, что и в ближайшие десятилетия Кавмин-водская агломерация, по-прежнему, будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. Предполагается к 2020 году увеличение емкости санаторно-курортного комплекса в 1,5-2 раза за счет реконструкции и модернизации существующих, строительства новых санаторно-курортных (детских, семейных, специализированных, элитных) и туристических объектов путем привлечения частного ^ капитала, освоения новых курортных площадок и недоиспользуемых месторождений ми-_л неральных вод.

□ По мнению аналитиков, природные катастрофы и распространение новых ин-® фекций приведут к перераспределению туристских потоков нашей страны на более

безопасные направления [2]. Ужесточение режима безопасности на зарубежных на-^ правлениях может привести к повышению привлекательности более доступных направлений в нашей стране. Не исключена возможность, что именно это станет одной ^ из причин повышения внутреннего спроса на услуги санаторно-курортного комплек-;> са Кавказских Минеральных Вод. Однако существуют еще три фактора, которые также оказывают безусловное влияние на развитие лечебно-курортной сферы. Это - ухудшение здоровья, рост реальных доходов населения России, рост общественных расходов на укрепление здоровья нации.

□ За последние 5-6 лет существенно возросли реальные доходы населения. По данным ста-^ тистики, темпы роста номинальной заработной платы на 12-15% превышают темпы роста О инфляции. Следовательно, также растет доля населения, которая может реализовать потреб-0 ность в лечении на курортах России за счет личных средств. Все это приводит к быстрому ш росту числа лечащихся и отдыхающих в санаториях и на курортах Кавказских Минеральных

0 Вод. В целом с 1995 года число пациентов в российских санаторно-курортных организациях ф выросло почти в 2 раза - с 2,2 до 4,1 млн человек, при этом максимальный прирост имел место § последние три года. С большой вероятностью тенденция роста спроса населения будет сохра-> няться и в дальнейшей перспективе.

5 Государство осознало проблему здоровья нации как ключевую для борьбы с демогра-

1 фическим кризисом и выделило ее в качестве важнейшего национального приоритета, что т будет способствовать росту расходов на поддержание санаторно-курортного комплекса ££ страны в целом, и КМВ в частности. Только за четыре года - с 2001 по 2005 гг. - реальные ^ расходы государства (в ценах 2005 г.) на здравоохранение и физическую культуру возрос-о ли в 1,91 раза [2]. Таким образом, современные тенденции в сфере гостеприимства создают

2 благоприятные предпосылки для быстрого развития Кавказских Минеральных Вод. Важ-2 нейшим моментом является поддержание стабильности на Кавказе и сохранение относи-^ тельной безопасности региона. Однако спрос растет настолько быстро, что превышает сов-о ременные возможности региона (в том числе транспортные). Это является существенным о фактором, сдерживающим поток рекреантов и снижающим конкурентные преимущества ^ хозяйственной деятельности.

| Согласно Стратегии развития Кавминводской агломерации сущность намеченных пре-о образований заключается в комплексном развитии региональных отраслей по основным

6 агрегированным направлениям [3]. В ходе финансового моделирования социально - экономического развития региона Кавказских Минеральных вод в соответствии с Концепцией

о долгосрочного развития России, осуществленного на основе системного анализа, выделены отраслевые агрегаты, объединяющие региональные комплексы с учетом технологических о связей и степени развития с высокой взаимной синхронностью. Согласно принятой Страте-о гии агрегированные региональные комплексы объедены в три группы по приоритетности и 00 значимости для развития экономики региона:

1-й приоритет: Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс.

2-й приоритет: Комплексторговля-транспорт-логистика, комплексстроительство-ЖКХ-

ресурсо-энергообеспечение, комплекс образование-наука-инновации.

3-й приоритет: Комплекс промышленное производство и агропродовольственный

комплекс.

По агрегированным отраслевым комплексам была спрогнозирована динамика объемов хозяйственной деятельности и занятости, которую можно ожидать в случае реализации целевых установок Стратегии. В суммарном объеме хозяйственной деятельности анализируемых отраслей (измеряемой размером выручки) наибольший удельный вес занимает комплекс торговля-транспорт-логистика (61,2%), что вполне естественно с учетом необходимости опережающего развития данного комплекса. Прогнозируемые темпы роста других комплексов несколько отличаются. По прогнозам, находящийся сейчас на четвертом месте санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс к 2020 г. выйдет на третье место. Хотя понятие места не в коем случае не уменьшает его «главную» значимость, поскольку именно ^ санаторно-курортная и туристско-рекреационная направленность региона дает развитие ^ всем другим сопутствующим комплексам. []

В целом намечаемый рост объема хозяйственной деятельности Кавказских Минеральных ® Вод по анализируемым комплексам за период 2008-2020 гг. составит 213%. Лидерами по годовому приросту в 2010-2020 г.г. будут: комплекс торговля-транспорт-логистика (12%), ^ санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс (11%), а также комплекс обра- И зование-наука-инновации (6%). Структура занятости трудового населения Кавминводской агломерации в разрезе агрегированных отраслевых комплексов будет меняться следующим образом: доля санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса увеличится с о 11,3% в 2006 г. до 19,8% в 2020 г., доля комплекса торговля-транспорт-логистика останется практически неизменной (37,1% в 2006 г., 38,7% в 2010 г., 37,1% в 2020 г.), сократится доля аг-ропродовольственного комплекса с 22,7% в 2006 г. до 18,1% в 2020 г. Для каждого комплекса □ предложены меры, позволяющие укрепить горизонтальные и вертикальные связи предпри- ^ ятий и повысить их конкурентоспособность. О

В Стратегии экономического развития предлагается всесторонне использовать техноло- 0 гические и маркетинговые мероприятия, позволяющие укрепить имидж Кавминводской аг- Ей ломерации, как инвестиционно привлекательного, сбалансировано развивающегося региона. § Для достижения стратегических целей и реализации приоритетных направлений социально- ^ экономического развития региона необходимо обеспечить функциональную базу развития, Ц т.е. динамичную и опережающую транспортную инфраструктуру. В этих целях Стратегия > экономического развития региона Кавказских Минеральных Вод предусматривает необхо- 2 димые мероприятия: ^

- реконструкция и модернизация федеральных и прочих основных автодорог по норма- $ тивам высоких технических категорий (1-й и 2-й) с достаточным количеством автодо

Ш

о а

рожных развязок, выполненных в разных уровнях; о

о

- строительство обходных автомобильных дорог для отвода транзитного движения за пределы застроенных территорий, зон охраны особо ценных природных объектов £5 (прежде всего, обход озера Тамбукан); £5

- наращивание протяженности транспортных сетей региона, в том числе, для ликвида- ^ ции разрывов и «узких» мест в опорной транспортной сети региона; §

- развитие инфраструктуры различных видов транспорта с учетом взаимоувязанности в о пространственном и временном аспектах; о- формирование и развитие Кавказско-Минераловодского территориального (межотрас- |

левого) транспортного комплекса с возрастающим «участием» сопутствующих транс- о

портным перевозкам сервисных услуг (логистических, телекоммуникационных, дист- ® рибутивных, финансовых и других);

- развитие инфраструктуры по оказанию услуг дорожного сервиса и систем управления о движением с применением новейших технологий информатики и связи.

Следует отметить, что осуществление столь масштабных мероприятий устойчивого раз- ^

вития транспортной инфраструктуры Кавминводской агломерации невозможно без дейс- §

твенного механизма текущего административного управления реализацией мероприятий. ^

Проблемой является то обстоятельство, что региональные структуры управления транспортом Кавказских Минеральных Вод после массовой децентрализации форм собственности на подвижной состав автомобильного транспорта (переход в ведомственную и личную собственность) утратили прежние рычаги прямого управления. Применительно к рыночным условиям новые формы административного управления еще не адаптированы.

В соответствии с новым политическим, экономическим и социальным условиям перехода к рыночной экономике нами предлагается координальная перестройка структуры регионального управления транспортным развитием Кавминводской агломерации, которая предусматривает создание единой транспортной системы. Под ней понимается административно управляемая совокупность всех видов транспорта - путей сообщения и транспортных средств независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, которые будут координировано взаимодействовать в современных транспортных процессах с использованием логистических технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузов-^ ладельцев на транспортные услуги.

j] Для достижения стратегических целей развития Кавминводской агломерации разрабо-u таны первоочередные мероприятия по динамичному и опережающему совершенствованию j транспортной инфраструктуры региона (см. приложение А). Ориентировочно стоимость реализации мероприятий по развитию автодорожной, улично-дорожной, железнодорожной ^ сетей общего пользования, а также аэропортов в период 2007-2020 гг. оценена в 32,5 млрд Z руб. в ценах 2005 г. В качестве преимущественных источников финансирования должны L£) выступить федеральный и краевой бюджеты, но вместе с тем предполагается неуклонно и ;> настойчиво проводить политику по привлечению дополнительных источников инвестирования. Для этого можно использовать строительство объектов транспортной инфраструктуры на концессионной основе с привлечением частных инвестиций, выпуск обеспеченных госу-^ дарственными гарантиями целевых облигаций и займов на проекты по созданию объектов □ транспортной инфраструктуры с длительными сроками окупаемости. ^ Важнейший акцент должен быть сделан на реконструкции, модернизации и совершенс-О твовании сети федеральных автодорог примыкающих к Кавминводской агломерации, на что ö необходимо израсходовать значительную часть указанных выше инвестиционных финансо-ш вых средств. Но и городскую транспортную инфраструктуру необходимо развивать в первую

0 очередь, динамично и комплексно вкладывая в нее все необходимые материальные и финан-ф совые ресурсы. В развитии городской транспортной инфраструктуры должны превалировать s качественные изменения объектов, систем и комплексов этой инфраструктуры, улучшение > их технико-эксплуатационных характеристик, определяющих регулярность, безопасность и

5 скорость транспортного сообщения.

1 Важнейшая цель развития транспортной инфраструктуры Кавминводской агломерации m заключается в обеспечении формирования развитого территориального (межотраслевого) ££ транспортного комплекса с возрастающим участием сопутствующих транспортным перевоз-^ кам, сервисных услуг (логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных, финансо-Q вых и других). Особым приоритетом в среднесрочной перспективе будут обладать автодо-

2 роги, состояние которых оценивается в настоящее время как критическое. Для организации 2 непрерывного и скоростного движения на внутренних автомагистралях необходимо осу-g ществить строительство достаточного количества автодорожных развязок, выполненных в о разных уровнях. Приоритетным должно быть строительство обходных автомобильных дорог о для отвода транзитного движения за пределы застроенных территорий, зон охраны особо ^ ценных природных объектов.

Ü Должен быть реализован комплекс мероприятий по существенному улучшению состояния о улично-дорожной сети местного значения и развитию средств организации и регулирования

6 транспортного и пешеходного движения. Необходимо предусмотреть и реализацию комплек-'s са мероприятий по повышению до общепринятых мировых стандартов уровня обслуживания ô пользователей транспорта за счет развития инфраструктуры по оказанию услуг дорожного s сервиса и применению систем управления движением с применением новейших технологий о информатики и связи. В этом контексте необходимо решать задачи по рациональному раз-о витию сети предприятий технического обслуживания автомобилей, сети автозаправочных и ÔÔ газонаполнительных станций, по размещению и организации въездных сервисных стоянок

ш

на окраинах городов, а также по организации зон грузовых автотранспортных терминалов.

Необходимо восстанавливать и развивать автобусные маршрутные сети в пригородном, междугородном и международном сообщении, а также реконструировать, модернизировать и создавать удобные пересадочные центры в виде крупных общественно-транспортных узлов комплексного типа [1]. В развитии инфраструктуры Кавминводской агломерации следует шире использовать рациональное взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным и воздушным транспортом. Отношение между ними должно строится на взаимовыгодном партнерстве. В развитии железнодорожного транспорта основной акцент делается на реконструкции и модернизации магистрали Ростов-Дон - Баку и Кисловодской железнодорожной линии.

Необходимо осуществить строительство на восточном подходе к станции Минеральные Воды путепроводной развязки, с укладкой обходного главного пути для следования пассажирских поездов с Кисловодской линии в сторону Краснодара. Необходимо безотлагательно решать проблемы организации эффективного железнодорожного пригородного и городского пассажирского сообщения в регионе. Следует увеличить интенсивность и скорость движения ^ пригородных поездов на Кисловодской линии. В развитии воздушного транспорта акцент [] должен быть сделан на реконструкции и модернизации в краткосрочной и среднесрочной ® перспективе международного аэропорта Минеральные Воды, с формированием на его основе крупного общественно-транспортного узла. ^

Необходимо обеспечить также подержание в надлежащем состоянии местных аэродромов И в Пятигорске, Кисловодске и Ессентуках для возможности их использования для целей даль нейшего развития туризма, спорта, базирования малой авиации, бизнес-авиации, формирова ния на их основе общественно-транспортных узлов. Всячески следует поддерживать развитие о важных для туризма, рекреации и спорта центров базирования малой авиационной техники с сопутствующей инфраструктурой. В развитии улично-дорожной сети акцент должен быть сделан на первоочередной реконструкции проезжей части и искусственных сооружений в горо- □ дах с наихудшей ситуацией, на реконструкции и строительстве ключевых объектов городской ^ транспортной инфраструктуры во всех городах Кавминводской агломерации. О

В среднесрочной и долгосрочной перспективе в регионе Кавказских Минеральных Вод 0 должны быть реализованы проекты по строительству скоростных монорельсовых дорог, по Ей внедрению других видов городского пассажирского транспорта, способствующих решению § экологических проблем. Необходимо развивать существующий трамвайный транспорт в г. Пятигорске, канатные дороги, имеющиеся на территории региона. Уже в среднесрочной пер- § спективе Кавказско-Минераловодский транспортный узел должен пройти этап существенной > трансформации, модернизации, полномасштабного встраивания в межрегиональные, нацио- 2 нальные и глобальные транспортные сети. Эта эволюция транспортного узла будет означать ^ переход в новое качественное состояние, приобретение узлом свойств территориального $ (межотраслевого) транспортного комплекса. о

Предполагается, что Кавказско-Минераловодский транспортный узел должен и мо- о жет развиваться в створе и на пересечении международных, национальных и региональных транспортных коридоров. А важнейшее значение для него имеют и должны £5 иметь ответвления основного направления евроазиатского международного транспор- £5 тного коридора «Север - Юг». Очень перспективной с точки зрения организации между- ^

народных транспортных коридоров явилась бы реализация крупных межрегиональных § транспортных проектов, направленных на то, чтобы связать два российских курортных о региона - Кавказские Минеральные Воды и курорты Черноморского побережья Крас

о.

нодарского края скоростными транспортными магистралями. Наиболее привлекателен |

проект создания скоростной автомагистрали через территорию Карачаево-Черкесской о

Республики со строительством тоннеля или нескольких тоннелей через хребты Кав- ® каза, что сократит время проезда от Кавказских Минеральных Вод до Черноморского

побережья в несколько раз. о

ЛИТЕРАТУРА

1. Единая транспортная система: Учеб. для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др. Под редакцией В.Г. Галабурды, 2-е изд. с измен. и дополн. - М.: Транспорт, 2001. 303 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

I О

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.