Научная статья на тему 'ДЕКОРРУПЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ДЕКОРРУПЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОРРУПЦИЯ / ДЕКОРРУПЦИАЛИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ВЗЯТКА / ПОДКУП / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горенская Е.В., Денисов Н.Л.

Цель. Проанализировать современную криминогенную ситуацию в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) в контексте антикоррупционной политики Российской Федерации. Процедура и методы. Изучены результаты деятельности органов внутренних дел (ОВД) по проиводействию преступлениям коррупционной направленности (ПКН) в ТЭК, выделены обстоятельства и способы совершения указанных преступлений, а также характерные черты и свойства, присущие лицам, совершающим ПКН. Результаты. Определены проблемы, возникающие в деятельности ОВД по декоррупциализации топливно-энергетического комплекса, намечены пути их разрешения. Теоретическая и/или практическая значимость. Сформирована криминологическая характеристика преступлений коррупционной направленности в ТЭК, включая портрет коррупционного преступника. Предложены отдельные правовые и организационные меры по совершенствованию декоррупциализации указанного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горенская Е.В., Денисов Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORRUPTIALIZATION OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX: CRIMINAL LEGAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS

Aim. To analyze the current crime situation in the fuel and energy complex (FEC) in the context of the anti-corruption policy of the Russian Federation.Methodology. The results of the activities of the internal affairs bodies (ATS) in countering corruption-related crimes (CRC) in the fuel and energy sector are analyzed, the circumstances and methods of committing these crimes are highlighted, as well as the characteristic features and properties inherent in persons committing CRC. Results. The problems arising in the activities of the Department of Internal Affairs for the decorrupcialization of the fuel and energy complex are identified, and ways to resolve them are outlined. Research implications. A criminological characteristic of corruption-related crimes in the fuel and energy complex has been formed, including a portrait of a corrupt criminal. Separate legal and organizational measures are proposed to improve the decorrupcialization of this complex.

Текст научной работы на тему «ДЕКОРРУПЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 620. 9/343. 35

DOI: 10.18384/2310-6794-2023-2-96-105

ДЕКОРРУПЦИАЛИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Горенская Е. В.1, Денисов Н. Л.2

1Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, г. Москва, Большая Черемушкинская ул., д. 34, Российская Федерация

2Российский государственный социальный университет

129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Проанализировать современную криминогенную ситуацию в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) в контексте антикоррупционной политики Российской Федерации. Процедура и методы. Изучены результаты деятельности органов внутренних дел (ОВД) по противодействию преступлениям коррупционной направленности (ПКН) в ТЭК, выделены обстоятельства и способы совершения указанных преступлений, а также характерные черты и свойства, присущие лицам, совершающим ПКН.

Результаты. Определены проблемы, возникающие в деятельности ОВД по декоррупциализации топливно-энергетического комплекса, намечены пути их разрешения. Теоретическая и/или практическая значимость. Сформирована криминологическая характеристика преступлений коррупционной направленности в ТЭК, включая портрет коррупционного преступника. Предложены отдельные правовые и организационные меры по совершенствованию декоррупциализации указанного комплекса.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, коррупция, декоррупциализация, органы внутренних дел, преступления коррупционной направленности, взятка, подкуп, уголовная ответственность

DECORRUPTIALIZATION OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX: CRIMINAL LEGAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS

E. Gorenskaya1, N. Denisov2

institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation ul. Bolshaya Cheremushkinskaya 34, Moscow 117218, Russian Federation 2Russian State Social University

ul. Wilhelma Piecka 4-1, Moscow 129226, Russian Federation Abstract

Aim. To analyze the current crime situation in the fuel and energy complex (FEC) in the context of the anti-corruption policy of the Russian Federation.

Methodology. The results of the activities of the internal affairs bodies (ATS) in countering corruption-related crimes (CRC) in the fuel and energy sector are analyzed, the circumstances and methods of

© CC BY Горенская Е . В . , Денисов Н . Л 2023 .

committing these crimes are highlighted, as well as the characteristic features and properties inherent in persons committing CRC.

Results. The problems arising in the activities of the Department of Internal Affairs for the decorrupcial-ization of the fuel and energy complex are identified, and ways to resolve them are outlined. Research implications. A criminological characteristic of corruption-related crimes in the fuel and energy complex has been formed, including a portrait of a corrupt criminal. Separate legal and organizational measures are proposed to improve the decorrupcialization of this complex.

Keywords: fuel and energy complex, corruption, decorruption, internal affairs bodies, corruption-related crimes, bribery, graft, criminal liability

Введение

Российская Федерация является одним из ведущих энергетических государств, обладающих уникальным ресурсным, производственным и научно-техническим потенциалом топливно-энергетического комплекса (ТЭК) . В недрах, являющихся собственностью государства, сосредоточено 30% мировых запасов природного газа, 12% - угля, 10% - нефти . Данные факторы предопределили ведущее место ТЭК в системе национального хозяйства - именно предприятия комплекса обеспечивают ежегодно более трети поступлений в федеральный бюджет (в 2022 г. - 42%, 2021 - 36%).

По данным Росстата России, в 2022 г. в нефтяной, газовой и угольной отраслях ТЭК осуществляли деятельность более 700 организаций, в электроэнергетической отрасли - более 20 инфраструктурных, генерирующих и сетевых энергокомпаний По итогам указанного периода добыча нефти и газового конденсата составила 534 млн тонн (+2,1% к 2021 г. ), при этом объём переработки нефти достиг 276 млн тонн (-3,5%), в т ч производство бензина 42,3 млн тонн (+3,6%), дизельного топлива 84,7 млн тонн (+5,4%), топочного мазута - 41,3 млн тонн (-6,9%). В 2022 г. отмечается снижение добычи природного газа до 573 млрд м3 (-13,4%), однако производство сжиженного природного газа (СПГ) составило 32,5 млн тонн (+8,1%). Добыча угля в 2022 г оказалась на уровне 443,6 млн тонн (+0,3%), при этом экспорт угля снизился до 210,9 млн тонн (-7,5%) с одновременным ростом поставок на внутренний рынок (+12,2%). Производство электроэнергии составило 1,167 трлн кВт/ч (+0,6%), при этом

российские теплоэлектростанции увеличили выработку до 737 млрд кВт/ч (+3,1%), оставаясь основным поставщиком электроэнергии в единую энергосистему страны с долей 69% от всего объёма производства

Очевидно, что современная геополитическая ситуация стала испытанием, прежде всего, для газового сектора, однако в настоящее время открываются новые возможности, новые рынки сбыта (с сентября 2022 г поставки в Китай и Турцию превысили совокупные поставки в страны Евросоюза). Таким образом, российский ТЭК выстоял, невзирая на беспрецедентное давление со стороны недружественных стран, которые ввели против него различные санкции с целью уничтожить энергетику России как основной источник дохода для ее достойного существования

Исследование и анализ ПКН в ТЭК в современных условиях

Несмотря на это, в ТЭК существует ряд острых проблем, одной из которых является наличие коррупции [12]. В условиях различных санкционных ограничений, поиска новых рынков сбыта топливных ресурсов, ускоренного импортозамещения техники и технологий усилилась корруп-циализация отдельных секторов экономики, что также коснулось ТЭК (например, при закупках топлива для нужд государства и муниципальных образований и т п )

В связи с этим федеральный законодатель на протяжении многих лет [15], особенно в последние годы [6, с. 11-13], предпринимает комплекс мер, направлен-

ных на решение указанной проблемы [2, с. 146-151]. Так, в России сформировано достаточно объёмное и эффективное антикоррупционное законодательство, включающее федеральные законы: «О противодействии коррупции»1, «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и т д , а также документы стратегического характера, в т . ч . Стратегия национальной безопасности, Стратегия экономической безопасности, Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина энергобезопасности) и др . 2 Помимо них в антикоррупционное законодательство включаются соответствующие законы и иные нормативные правовые акты (НПА) субъектов РФ, НПА органов власти и управления [10, т . 1]. Несомненно, большую роль играет учёт положений указанного законодательства в актах хозяйствующих субъектов ТЭК по разработке системы антикоррупционных мероприятий (антикоррупционный ком-плаенс3).

1 В федеральном законе от 25 .12. 2008 № 273 закреплены принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений .

2 Нормативные правовые акты приведены без выходных данных в информационных целях. Подробнее см .: СПС Консультант Плюс или сайт Президента России .

3 Прим.: Корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции, представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве Внедрение такой программы в компании помогает предотвратить совершение коррупционных правонарушений,

упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании и т д

Однако совершенствование антикоррупционного законодательства не прекращается . Так, в 2021 г . в УК РФ и УПК РФ внесены поправки в примечания к ст . ст . 201 и 285 УК РФ (Федеральный закон № 16-ФЗ), в частности, в круг должностных лиц, указанных в примечании к ст 285, включено ещё несколько категорий. Из других изменений следует отметить Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2022 № 270 (в данном случае изменения касаются порядка проверки достоверности сведений, представляемых кандидатами на выборах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств и т. д . ), а также ст . 8 . 2 (порядок осуществления контроля за законностью получения денежных средств лицами, обязанными по должности предоставлять сведения о доходах), которой был дополнен Федеральный закон «О противодействии коррупции» . В 2022 г . принят Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» Кроме того, введены в действие новые понятия конфликта интересов (с 01 01 2023) и личной заинтересованности (с 01 07 2022), а также новая обязанность членов комиссии по осуществлению закупок - они обязаны сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии. Частично данные изменения касаются сферы ТЭК, т к потребность в поставках топлива для государственных и муниципальных нужд никогда не потеряет актуальности4

4 Например, прокуратурой Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении поставок топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Установлено, что межмуниципальное (меж-

В стратегических документах проблеме коррупции обоснованно уделяется большое внимание:

1) в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации она указана в качестве одной из основных угроз государственной и общественной безопасности;

2) в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г -одной из основных вызовов и угроз экономической безопасности [7, с 34-49; 8, с. 35-37];

3) в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г борьба с коррупцией входит в комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи обеспечения безопасности в сфере энергетики Кроме того, коррупция указана в Доктрине энергобезопасности как один из внутренних вызовов энергетической безопасности [9, с . 101-114], а борьба с ней - как направление деятельности по обеспечению энергетической безопасности

Декоррупциализация, по нашему мнению, является одним из важнейших направлений декриминализации ТЭК, осуществляемой органами внутренних дел1

районное) ООО «Межрайтопливо» обеспечивало топливом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках централизованной поставки . Руководителем общества в 2019 г. проведены конкурсные процедуры на право заключения договоров на поставку нефтепродуктов для нужд Советско-Гаванского и Ванинского районов . В нарушение федерального законодательства конкурс проведён формально, заключённый по результатам конкурса договор в последующем необоснованно изменен, стоимость топлива увеличена. Бывший руководитель МООО «Межрайтопливо» в 2019 г. действовал в интересах компании, с которой заключён договор, путём злоупотреблений и дискриминации по отношению к остальным участникам закупки Его неправомерные действия повлекли причинение крупного ущерба ресурсоснабжающей организации в размере 3 млн рублей . По материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч . 2 ст. 201 УК РФ . 1 Другие направления декриминализации ТЭК: выявление и предупреждение хищений углеводородного сырья из трубопроводов; нейтрализация угроз энергетической безопасности в области развития производства СПГ; противодействие преступлениям в области поставок и оплаты природного газа и электроэнергии; выявление и пресечение производства и сбыта контрафактных видов топлива и ГСМ; противодействие

Таким образом, под декоррупциализацией ТЭК предлагаем понимать деятельность субъектов системы противодействия коррупции, направленную на предупреждение и борьбу с коррупцией в целях её искоренения в топливно-энергетическом комплексе Антикоррупционную деятельность в различных видах и формах осуществляют государственные органы всех ветвей власти и уровней централизации, а также иные заинтересованные субъекты [14]. Каждый из тех, на кого возложены функции и задачи по декоррупциализации ТЭК, выполняет их в пределах собственных компетенции и полномочий

Практически все субъекты разрабатывают, организуют реализацию либо реализуют комплекс мер экономического, правового, аналитического, оперативно-розыскного и другого характера [13, с . 247-252]. Однако непосредственную декоррупциализацию ТЭК, выражающуюся в активной деятельности по противодействию коррупции в указанном комплексе, осуществляют правоохранительные органы, прежде всего, органы внутренних дел (ОВД), в системе которых данная задача возложена на Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (далее -ЭБиПК) МВД России2 и подразделения ЭБиПК территориальных органов внутренних дел (п . 9 .1 Положения о ГУЭБиПК). Именно эти подразделения выполняют задачи по декриминализации ТЭК3 Каждое второе ПКН, зарегистрированное в 2022 г , выявлено подразделениями ЭБиПК ОВД4

незаконному перемещению стратегических ресурсов (нефть, газ, уголь) через Государственную границу Российской Федерации; установление и возмещение ущерба от преступлений

2 Приказ МВД России от 16.03.2015 № 340 «Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - положение о ГУЭБиПК) .

3 Горенская Е . В . , Попов А . И . , Артюшенко Е . И . Сфера добычи, переработки и транспортировки угля как предмет преступного интереса // Научный портал МВД России . 2020. № 3 . С. 33-41.

4 По данным ГИАЦ МВД России, в 2022 г. ОВД выявлено 33064 преступлений коррупционной направленности, из них 17156 - подразделениями ЭБиПК

В ТЭК внешним проявлением рассматриваемого негативного явления выступают преступления коррупционной направленности (далее - ПКН), квалифицируемые по соответствующим статьям УК РФ (201.1, 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч . 2 ст 226 1, п «б» ч 2 ст 229 1, ст 289, 290, 291, 291.1, 291.2 и т. д. ) [1, с. 28-31]. По данным СК РФ, в 2022 г сотрудниками ОВД было выявлено более 34 тыс ПКН, из них связанных со взяточничеством более 50%. Ущерб от этих преступлений составляет более 25 млрд руб . (+65%), при этом наложенный арест на имущество коррупционеров превышает указанную сумму в 2 раза. В 2022 г. в ТЭК зарегистрировано 302 преступления коррупционной направленности, следствие по которым обязательно (около 30% от общего количества преступлений в ТЭК) На первый взгляд, в масштабах России данная цифра не производит ошеломляющего эффекта, однако ущерб от данных преступлений исчисляется сотнями миллионов рублей Кроме того, следует помнить, насколько высока латентность ПКН [8, с . 35-37]. В тот же период в ТЭК выявлено 182 (17,2%) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, 72 (6,8%) - против интересов службы в коммерческих и иных организациях1 Все вышесказанное свидетельствует о необходимости усиления работы по декорруп-циализации рассматриваемого комплекса как одного из важнейших направлений декриминализации экономики

Наиболее распространёнными ПКН, выявляемыми в ТЭК, выступают относящиеся к перечню преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий [3; 11]: получение (дача) взятки [5, с . 101-104], коммерческий подкуп, посредничество во взяточничестве и коммерческом подкупе, злоупотребление полномочиями и др Например, в 2023 г в ходе оперативно-розыскных мероприятий

сотрудниками УЭБиПК УМВД России по ХМАО - Югре выявлен факт получения взятки начальником аварийно-эксплуатационной службы предприятия ТЭК, который, используя своё должностное положение, за вознаграждение со стороны подрядчика, не принял мер к остановке проведения технологических процессов, выполняемых с нарушением действующих регламентов, создающих угрозу жизни и здоровью работников За бездействие он получил от исполнительного директора подрядной организации через посредника взятку в сумме более 200 тыс руб (уголовное дело - УД - возбуждено по п «в» ч 5 ст 290 УК РФ)

В 2020 г . сотрудниками УЭБиПК МВД по Северной Осетии в ходе проверочных мероприятий установлено, что руководитель организации по поставке тепловой энергии населению, злоупотребил полномочиями и проигнорировал результаты проверки технической исправности приборов учёта, в результате чего были допущены искажения в сторону увеличения значений объёмов поставленного природного газа Мужчина не только не устранил выявленных нарушений, но, вопреки законным интересам этой организации, продолжил эксплуатацию неисправных счётчиков, что привело к необоснованному образованию задолженности перед поставщиком природного газа на сумму более 76 млн руб (УД возбуждено по ч 2 ст . 201 УК РФ).

Ещё один резонансный пример: в 2023 г. глава администрации МО «Мэйикский наслег» Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ч 3 ст 285 УК РФ2, и осуждён к 4 годам лишения свободы условно с лишением права занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя

1 Ф . 495 (раздел 2). Сводный отчёт по России . М .: ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2023 .

В Якутии главу администрации признали виновным в злоупотреблении полномочиями // Байкал: [сайт]. URL: https://baikal24.ru/text/18-03-2022/013/ (дата обращения: 23.04.2023).

2

V4100y

власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий, сроком на 2 года

Среди преступлений, относящихся к перечню ПКН при наличии определённых условий, в ТЭК выявлены также факты мошенничества, растраты и др (ст ст 159, 160 УК РФ и т п )1 Например, в 2022 г в Югре сотрудниками ОМВД России по Советскому району задержан за хищение топлива в особо крупном размере начальник базы ГСМ, который, являясь должностным лицом, уполномоченным осуществлять деятельность в сфере реализации нефтепродуктов, вывозил топливо на бензовозе компании и реализовывал его различным предприятиям за наличный расчёт При этом он тщательно скрывал от руководства фактическое наличие топлива на базе, предоставляя ложные сведения в бухгалтерию. За период с февраля 2020 по март 2021 гг он похитил 380 т нефтепродуктов на сумму порядка 15 млн руб и после продажи похищенного имущества присвоил денежные средства (УД возбуждено по ч . 4 ст . 160 УК РФ).

В данной ситуации следует учитывать, что в преступлениях коррупционной направленности должна присутствовать идеальная совокупность элементов, включая соответствующих установленным признакам субъектов преступления (должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации), наличие связи между деянием и служебным положением указанных субъектов (конкретные факты отступления от прямых прав и обязанностей по должности), а также совершение преступления с прямым умыслом и корыстным мотивом2

Горенская Е . В . Характеристика экономических преступлений в сфере добычи и транспортировки нефти // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России 2021 № 2 С. 31-45 .

2 См. также: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 06 2021 № 21 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях

С учётом этого, опираясь на результаты анализа практики и различных исследований, можно выделить ряд типичных признаков ПКН в ТЭК:

1) прямые, свидетельствующие о высокой вероятности совершения ПКН: заключение долгосрочных государственных и муниципальных контрактов на заведомо невыгодных для публично-правового образования условиях; необоснованный отказ от реализации проектов, противодействие их осуществлению, свёртывание (сокращение) уже реализуемых проектов; передача организациям ТЭК федеральной и муниципальной собственности по заниженным ценам (с нарушением правил продажи через аукционы либо путём организации фиктивных аукционов), а также предоставление необоснованных отсрочек платежей в местный бюджет, налоговых, таможенных льгот, квот; покровительство (попустительство) вышестоящего руководства должностному лицу, несмотря на неоднократные нарушения, либо самого должностного лица - подчинённым ему сотрудникам; неоднократная победа в конкурсах одного и того же предприятия либо организации, несмотря на участие других достойных кандидатов, и т п ;

2) косвенные (ориентирующие), способствующие определению вероятной области поиска рассматриваемых преступлений): наличие у должностного лица полномочий в отношении организации ТЭК, которой владеют либо руководят лица, состоящие в родственной либо иной связи с данным лицом; продвижение интересов организации ТЭК либо иной заинтересованной организации (с маскировкой личной заинтересованности, обосновывая свои действия важностью её поддержки в связи с ценностью её деятельности для государства и общества); создание препятствий для конкурентов организации ТЭК, интересы которых продвигает коррупционер (требование предоставления документов сверх установленного переч-

против интересов службы в коммерческих и иных

организациях (ст.ст. 201, 201.1, 202, 203 Уголовного

кодекса Российской Федерации)»

ня, волокита при оформлении документов, принятии решений и т п ); поведенческие особенности (обособление, замкнутость при осуществлении своей деятельности, приватные переговоры с заявителями, отказ от очередного отпуска, присутствие на работе, несмотря на болезнь, в тот момент, когда решается важный вопрос (например, голосование по результатам конкурса, принятие решения о выдаче лицензии)); необоснованное повышение уровня жизни отвечающих за принятие решений по делу должностных или управляющих лиц (членов их семей), в т ч образ жизни, не-соотносимый с доходами, отражёнными в декларации; деятельность (научная, образовательная, консультационная и т п ) в организации просителя / соискателя /участника), которая обеспечивает аффилирован-ность данного должностного лица, и т п

Относительно лиц, совершающих ПКН в ТЭК, анализ материалов практики позволяет установить следующие типичные для них признаки: мужчины - 78%1, средний возраст - 32-40 лет, уроженцы и (или) проживающие в муниципальном образовании, на территории которого они совершают преступления, занимающие достаточно высокое должностное положение в ОГВ (разрешительном, надзорном и т. п . ) либо в коммерческой или иной организации (как правило, это руководитель организации либо её крупного подразделения -филиала, департамента)

Групповое совершение ПКН не характеризуется повышенным уровнем организованности, в основном данные лица действуют группой по предварительному сговору, причём значительную роль в последние несколько лет стали играть посредники, которые могут, так сказать, состоять «на должности» при одном коррумпированном лице, а могут «обслуживать» сразу несколько таких лиц (если решение во-

1 Прим.: Следует отметить, что в последние несколько лет количество женщин, совершивших ПКН, увеличилось, при этом они стали действовать более самостоятельно, хотя им свойственно совершение ПКН, связанных, в основном, со взяточничеством, а также осложнённых коррупционным элементом мошенничеств, присвоений

проса связано с прохождением процедур в различных органах). Однако чаще ПКН совершаются единолично, чтобы обеспечить наибольшую тайну противоправной деятельности [4, с 74-82]

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что существует необходимость активизации процесса декоррупциализации ТЭК путём совершенствования правового регулирования отношений в указанном комплексе и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД по борьбе с ПКН

Относительно наличия уголовно-правовых средств, которые могут применяться в процессе декоррупциализации ТЭК, хочется отметить, что их достаточно, и мы убеждены, что в настоящее время расширение составов преступлений коррупционной направленности представляется излишним

Полагаем, что, прежде всего, в рассматриваемой сфере необходимо снизить уровень латентности ПКН Такая задача представляется трудновыполнимой, т к в коррупционном отношении в большинстве случаев присутствует не одна, а две заинтересованные стороны. Причём заинтересованные и в том, чтобы получить желаемое (например, одна сторона получает вознаграждение за разрешение, другая -разрешение за вознаграждение), и в том, чтобы это скрыть, т к ответственность чаще уравновешенна (например, получение взятки / дача взятки) Однако повышение открытости и прозрачности процедур, связанных с получением разрешений на осуществление какой-либо деятельности в ТЭК, упрощение административных процедур, препятствующих получению указанных разрешений, сведение до минимума необходимости непосредственного общения («с глазу на глаз») заявителя с представителем уполномоченного органа -все эти меры, несомненно, будут способствовать предупреждению ПКН

Vioy

Кроме того, к большинству видов деятельности (услуг) в сфере госзакупок предъявляются требования об отсутствии у участников закупки (различного уровня руководителей и главного бухгалтера юридического лица) судимости за преступления, предусмотренные ст ст 238, 285, 285 4 и 286 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята)1 На наш взгляд, следует внести изменения в Раздел IV Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 путём дополнения перечня статей УК РФ, наличие судимости за

которые не позволит лицу стать участником (стороной) отношений в сфере госзакупок, в т. ч . продукции ТЭК для нужд государства и муниципальных образований Помимо этого, целесообразно распространить требование об отсутствии судимости у участников любых видов деятельности по закупкам в сфере обороны и безопасности государства, тем самым указанная норма будет иметь широкий предупредительный характер относительно совершения ПКН

Статья поступила в редакцию 05.05.2023.

ЛИТЕРАТУРА

I. Благова А . А . Коррупция как объект воздействия уголовно-правовыми мерами // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018 . № 2 . С. 28-31.

2 . Горенская Е. В. К вопросу обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности

топливно-энергетического комплекса // Уголовно-правовая охрана конституционных прав и свобод граждан, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации: сборник научных трудов / сост. Н . Г. Кадников . М. : Московский университет МВД России им . В . Я . Кикотя, 2021. С. 146-151.

3 . Горенская Е. В. Практика борьбы с преступлениями коррупционной направленности в топливно-

энергетическом комплексе // Современное состояние противодействия коррупции в Российской Федерации: проблемы, опыт, перспективы: сб . / гл . ред. Б . Ю . Дерешко . М. , 2020. С. 36-42. 4. Горенская Е. В . Характеристика участников организованных групп, совершающих экономические преступления в топливно-энергетическом комплексе // Уголовная политика в области обеспечения экономической безопасности: вызовы и угрозы: сб . мат-лов Международного круглого стола / отв . ред. О . А. Зайцев, С. Л . Нудель. М. : Юриспруденция, 2021. С. 74-82. 5 . Денисов Н . Л . Новеллы уголовной ответственности за провокацию взятки // Преступления против правосудия, совершаемые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / отв ред Н. Г. Кадников. М. , 2020. С. 101-104.

6. Денисов Н . Л . Предпосылки развития коррупции в современном российском государстве // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018 . № 2 . С. 11-13 .

7. Зайцев О . А. , Нудель С. Л . Уголовно-правовая ситуация в области обеспечения экономической безопасности: состояние и перспективы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 42 . С. 34-49.

8 . Ланцова В . В . Проблемы противодействия коррупции в экономической сфере // Уголовное судо-

производство: проблемы теории и практики 2018 № 2 С 35-37

9 . Нудель С. Л . , Горенская Е. В. Уголовная политика в области обеспечения энергетической без-

опасности // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 9 . С. 101-114.

10 . Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты

и инициативы: в 2 т. / Т. Я . Хабриева, Р А. Курбанов, Н . А. Абузярова и др . М. : Проспект, 2019 . 528 с

II. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: научно-практический комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации / О А Беляева, С. В. Борисов, В. М. Волошин и др . М. : Проспект, 2022. 136 с.

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 12 2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»

Vioy

12 . Противодействие коррупции: новые вызовы / С. Б . Иванов, Т. Я . Хабриева, Ю . А . Чиханчин и др .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. : Инфра-М, 2019. 384 с.

13 . Тиханин И . В . Цифровые технологии в системе антикоррупционных мер, реализуемых в уголов-

ном судопроизводстве // Уголовная политика в области обеспечения экономической безопасности: вызовы и угрозы / под ред. О . А. Зайцева, С. Л . Нуделя . М. : Юриспруденция, 2021. С. 247-252. 14. Уткин В. А. Законодательство о профилактике правонарушений и практика его применения //

Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2020. № 3 . С. 75-78. 15 . Фомин В. В. Криминогенная ситуация в топливно-энергетическом комплексе. М. : ВНИИ МВД РФ, 2013. 92 с.

REFERENCES

I. Blagova A. A. [Corruption as an object of influence by criminal law measures]. In: Ugolovnoye sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki [Criminal justice: problems of theory and practice], 2018, no 2, pp 28-31

2 . Gorenskaya E. V. [On the issue of ensuring the economic security of the fuel and energy complex by

internal affairs bodies]. In: Kadnikov N . G . , ed. Ugolovno-pravovaya okhrana konstitutsionnykh prav i svobod grazhdan, suvereniteta i territorial'noy territorii Rossiyskoy Federatsii [Criminal law protection of constitutional rights and freedoms of citizens, sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation]. Moscow, Moskovskiy universitet MVD Rossii im. V. YA. Kikotya, Publ. , 2021, pp. 146-151.

3 . Gorenskaya E. V. [The practice of combating corruption-related crimes in the fuel and energy complex].

In: Dereshko B. Yu. , ed. Sovremennoye sostoyaniye protivodeystviya zamedleniyu v Rossiyskoy Federatsii: problemy, opyt, perspektivy [Current state of countering corruption in the Russian Federation: problems, experience, prospects] Moscow, 2020, pp 36-42 4. Gorenskaya E. V. [Characteristics ofparticipants in organized groups committing economic crimes in the fuel and energy complex]. In: Zaitsev O . A . , Nudel S . L. , eds . Ugolovnayapolitika voblasti ekonomicheskoy bezopasnosti: vyzovy i vybrosy [Criminal policy in the field of ensuring economic security: challenges and threats]. Moscow, Jurisprudence, 2021, pp. 74-82.

5 . Denisov N . L. [Novels of criminal liability for the provocation of a bribe]. In: Kadnikov N . G . , ed.

Prestupleniya protiv pravosudiya, podlezhashchiye rassmotreniyu na dosudebnykh stadiyakh sudebnogo proizvodstva [Crimes against justice committed at the pre-trial stages of criminal proceedings] Moscow, 2020, pp. 101-104.

6 . Denisov N . L. [Prerequisites for the development of corruption in the modern Russian state]. In:

Ugolovnoye sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki [Criminal justice: problems of theory and practice], 2018, no. 2, pp. 11-13 .

7 . Zaitsev O. A . , Nudel S . L. [Criminal law situation in the field of ensuring economic security: state

and prospects]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Bulletin of Tomsk State University. Right], 2021, no. 42, pp. 34-49.

8 . Lantsova V. V. [Problems of combating corruption in the economic sphere]. In: Ugolovnoye

sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki [Criminal justice: problems of theory and practice], 2018, no 2, pp 35-37

9 . Nudel S . L. , Gorenskaya E . V. [Criminal policy in the field of energy security]. In: Zhurnal rossiyskogo

prava [Journal of Russian law], 2022, vol. 26, no. 9, pp. 101-114.

10 Khabrieva T Ya , Kurbanov R A , Abuzyarova N A , et al Pravovyye osnovy protivodeystviya smerti: standarty i initsiativy revolyutsii [Legal framework for combating corruption: international and national standards and initiatives]. Moscow, Prospect Publ. , 2019. 528 p.

II. Belyaeva O . A . , Borisov S . V. , Voloshin V. M . , et al . Prestupleniya protiv interesov sluzhb v pravitel'stve i organizatsiy: nauchno-prakticheskiy kommentariy k glave 23 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii [Crimes against the interests of service in commercial and other organizations: scientific and practical commentary on chapter 23 of the Criminal Code of the Russian Federation]. Moscow, Prospekt Publ. , 2022 136 p

12 . Ivanov S . B. , Khabrieva T. Ya . , Chikhanchin Yu. A . , et al. Protivodeystviye reaktsii: novyye vyzovy

[Countering corruption: new challenges]. Moscow, Infra-M Publ. , 2019. 384 p.

13 Tikhanin I V [Digital technologies in the system of anti-corruption measures implemented in criminal proceedings]. In: Zaitsev O. A . , Nudel S . L . , eds . Ugolovnaya politika v oblasti obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti: vyzovy i posledstviya [Criminal policy in the field of ensuring economic security: challenges and threats]. Moscow, Yurisprudentsiya Publ. , 2021, pp. 247-252.

14. Utkin V. A . [Legislation on the prevention of offenses and the practice of its application]. In: Ugolovnoye sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki [Criminal justice: problems of theory and practice], 2020, no . 3, pp . 75-78.

15 . Fomin V. V. Kriminogennaya situatsiya v toplivno-energeticheskom komplekse [Criminogenic situation in the fuel and energy complex]. Moscow, VNII MVD RF Publ. , 2013. 92 p .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Горенская Елена Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; e-mail: elle1508@rambler.ru

Денисов Николай Леонидович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры антикоррупционной деятельности и общественного противодействия Российского государственного социального университета;

e-mail: DenisovNL@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena V. Gorenskaya - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof. , Senior Researcher, Center for Criminal, Criminal Procedure Legislation and Judicial Practice, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; e-mail: elle1508@rambler.ru

Nikolai L. Denisov - Cand. Sci. (Law), Assoc . Prof. , Department of Anti-Corruption Activities and Public Counteraction, Russian State Social University; e-mail: DenisovNL@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Горенская Е. В. , Денисов Н . Л . Декоррупциализация топливно-энергетического комплекса: уголовно-правовой и криминологический аспекты // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Юриспруденция 2023 № 2 С 96-105 Э01: 10.18384/2310-6794-2023-2-96-105

FOR CITATION

Gorenskaya E. V , Denisov N . L. Decorruptialization of the Fuel and Energy Complex: Criminal Legal and Criminological Aspects . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2023, no . 2, pp.96-105.

DOI: 10.18384/2310-6794-2023-2-96-105

Viosy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.