S
Егор Выборнов
Работа выполнена под научным руководством к.п.н., доцента Алины Булгаковой
АННОТАЦИЯ: статья посвящена характеристике декоративного оформления немецкой барочной мебели XVII столетия. В ней анализируется убранство шести голландских и немецких шкафов XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG. К статье прилагается словарь на пять терминов, используемых для обозначения орнаментов в мебели XVII - XVIII веков.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мебель, орнамент, декор, шкафы, картуш, бан-дельверк, ормушль, рольверк, амур, колонки.
ABSTRACT: the article is devoted to the characteristics of the decorative design of the German Baroque furniture of the XVII century. It analyzes the decoration of six Dutch and German cabinets of the XVII century from Grand Assembly of Fine Arts ASG. The article is accompanied by a dictionary of five terms used to designate ornaments in furniture of the XVII - XVIII centuries.
KEYWORDS: furniture, ornament, decor, cabinets, cartouche, bandelverk, ormushl, rolverk, cupid, speakers.
В XVII веке в мебельном искусстве наступает новый период развития. Из Италии по всей Европе распространяется стиль Барокко, пышный с величественными декоративными формами. Стиль, предназначенный возвеличить правящий класс, выработал свою особую орнаментику, которая широко стала применяться в архитектуре для украшения фасадов и в убранстве интерьеров, а также в декоративно-прикладном искусстве. Во всех европейских странах возникает своя национальная интерпретация Барокко, так как интенсивность развития стиля происходила не одинаково. Развитие и новшества в изготовлении мебели идут в ногу с новыми приёмами в архитектуре, что заметно обогащает декоративность форм мебели. Изменяется сам принцип художественного понимания образа мебели. Мебель становится монументальным сооружением, увеличиваются размеры предметов, помпезность, эффектность преобладает над функционалом. Усиливается внимание к внешней отделке и деталям, в декоре всё большую роль играет объёмная резьба. Пышные дина-
мичные формы архитектуры, перегруженные лепниной, в полной мере отразила мебельная мода того времени. Повсюду в изобилии появляются витые колонны, подчеркивающие текучесть форм, разорванные орнаментом волюты (декоративные детали в виде завитков). Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен, всё в нем говорит о стремлении к пышности и вычурности.
В Германию барочные формы мебели проникают из Италии и Голландии. Влияние стиля Барокко на формы немецкой мебели становится особенно заметным со второй половины XVII века после окончания Тридцатилетней войны. Изначально это выражалось в заимствовании форм и пропорций голландской мебели. Но наряду со стремлением к помпезности немецкому Барокко все же свойственны элементы декора, типичные для эпохи Возрождения. Итальянское влияние сильнее всего было на католическом юге Германии. Голландское же воздействие сохраняется частично до рубежа XVII - XVIII веков. Это хорошо прослеживается в стилистике таких элементов конструкции
и декора, как витые колонки в виде пилястр, столярная разработка филенок, витые ножки у стульев, кресел и столов, шаровидные опоры, кронштейны, в изобилии заимствованных у Возрождения и пластически переработанных раковин. Ближе к концу XVII века мебель, которая производилась на юге Германии, находилась под парижским влиянием. Стиль Барокко с различными нюансами был воспринят по всей Германии и просуществовал на протяжении всего XVIII столетия. Характернее всего он проявлялся в украшении больших стенных шкафов - это и тяжёлые карнизы (навесные лепные выступы), и архитектурные пилястры (плоские проекции колонн), и декоративные панели. Всё это украшалось богатой резьбой. Обилие витых колонок, декорировавших шкафы, буфеты и поставцы, явно перегружает формы немецкой мебели, что отличает её от голландских образцов.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится шесть немецких шкафов эпохи Барокко, а также несколько предшествовавших им голландских изделий. Характерным образцом голландского барочного шкафа является «высокий» шкаф начала XVII века из собрания ASG. Его филенчатые створки декорированы изображениями религиозных и мифологических фигур: наверху справа - Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем, слева -Святая Екатерина Сиенская с крестом и книгой. На центральных панелях справа - Фемида с мечом и весами, слева - Юнона с птицей в руках. Внизу - Дева Мария с колонной, олицетворяющей ее чистоту, слева - вакханка, наливающая вино в чашу из кувшина. Рельефы
Шкаф
Голландия, начало XVII века Массив ореха, резьба 196x156x66,5 см БСИИ ASG, инв. № 17-1674
Резьба с изображением Девы Марии с Младенцем и
Иоанном Крестителем БСИИ ASG, инв. № 17-1674
Резьба с изображением Екатерины Сиенской на
фасаде шкафа
БСИИ ASG, инв. № 17-1674
в верхней части разделены тремя кариатидами. Фриз декорирован изображениями ваз и гусей, клюющих виноград. Внизу - три рифлёные пилястры, основания которых выполнены в виде пальметт. Под ними - львиные головы. Торцы украшены фацетами. Ножки - шаровидной формы.
В Голландии появляются и крупные двустворчатые шкафы с сильно выступающим изогнутым карнизом, с колонками или пилястрами и ленточным орнаментом. Сначала голландцы, а затем это приходит и в Германию, отказываются от двухъярусного построения мебели и начинают изготавливать шкафы с дверцами во всю высоту. Двери часто фанерируются орехом и декорируются резными капителями и накладками с растительным узором. Мастера применяют обильный резной орнамент, профилируют детали. Популярными персонажами резьбы становятся купидоны, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, причудливо свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные динамические композиции.
Гамбургские шкафы славились своей массивной «архитектурой». Их отличали ножки в виде шаров, мощные карнизы и картуши в лучковом фронтоне по центру. На высоких шарообразных ножках установлен немецкий дубовый шкаф из собрания ASG. Он имеет высокий карниз. Его фасад декорирован тремя канне-лированными пилястрами коринфского ордера с амурами в середине. Основания пилястр украшены растительным декором с изображениями летящих амуров с яблоками в руках и орлов. На створках - такие же пилястры меньшего размера с ажурным декором и головкой путти в верхней части. Внутри - дополнительные дверцы. Ящики в нижней части украшены растительным орнаментом и разделены выступами с «алмазными гранями».
В качестве декоративного элемента немецкие мастера часто используют резной узор позднего Возрождения в форме ормушля -хотя этот элемент считается более характерным для фламандского барочного орнамента в виде складок ушной раковины. Картуши (от фр. cartouche - свиток) - в форме щитов или листов пергамента с завернутыми краями -постепенно превращаются в рольверки в виде полуразвёрнутых рулонов бумаги с надрезанными краями. Широко применяются маскаро-ны, мотивы двойного завитка, гирлянды, акантовые листья, ионический киматий и другие декоративные элементы. Известный в романский период и широко применявшийся мотив ленточного плетения Барокко преобразовывает в бандельверки. Мотивы барочного картуша и раковины трансформируются в фантастические формы кнорпельверка или кнорпеля.
Шкафы декорируют почти так же, как окна, либо как аркады каменных зданий. Филенки дверец, боковые грани и лицевые плоскости наружных ящиков достаточно часто украшались сложными барельефными композициями, изображающими целые сцены религиозно-
Шкаф
Германия (долина Рейна), XVIII век Дуб, бронза, резьба 197,5x157x72 см БСИИ ASG, инв. № 17-3551
го или светского содержания. Эти композиции могли выполняться из цветного дерева и вправлялись в своеобразные волнистые рамки черного цвета. Подобные примеры немецкой работы последней трети XVII века имеют необыкновенно пышные резные и токарные украшения в виде фигур кариатид на средней части шкафа. Шкафы эти могли достигать в высоту более 2 м, а в глубину более 1 м.
Немецкий шкаф из собрания ASG под инвентарным номером 17-2326 имеет высоту 220 см. Его фасад декорирован тремя кан-нелированными пилястрами коринфского ордера с амурами в середине. На створках под рельефными лучковыми фронтонами сложной
Шкаф
Германия (долина Рейна), конец XVII - начало XVIII веков
Хвойные породы, орех, бронза, резьба,
тонирование
220x205x70 см
БСИИ ASG, инв. № 17-2326
Резьба в виде головки херувима над рельефным лучковым фронтоном на створке шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-2326
формы с херувимами - декоративные резные панно с гротесковым орнаментом канделябро-вого типа. В нижней части между ящиками -львиные головы. Основания ножек имеют форму «сплюснутых пузырей».
Ещё во второй половине XVI века аугсбург-ский столяр Георг Реннер изобрел пилу для срезания тонких листов древесины (фанеры), это и дало толчок развитию техники деревянного набора в Германии. Именно в Германии в XVII веке стали покрывать всю поверхность предмета фанерой, благодаря чему появилась возможность изготавливать множество предметов новых форм, фанера могла скрывать сложную форму остова. В создании мебели применяют различные новые методики, в частности технику ручного набора с последующей лакировкой поверхности предмета. Поверхность мебели тщательно шлифовали и
Декоративное резное панно с гротесковым орнаментом канделябрового типа на створке шкафа
БСИИ ASG, инв. № 17-2326
покрывали множеством слоёв шеллака. Все эти приёмы становятся неотъемлемой практикой мебельщиков эпохи Барокко. Уходят былая строгость и подчинённость старым архитектурным формам. Более свободное формообразование даёт мастерам и большую вольность в выборе материала. Появляются изогнутые, пластичные формы предметов, кручёные колонны, объёмные балясины, сложные богато профилированные карнизы и рамки. Предметы обстановки становятся более внушительными по объёму, очень сложными по форме, обильно украшенными.
Одним из наиболее известных мебельщиков Германии эпохи Барокко был Жерар Дали. В 1687 - 1714 годах он служил в Берлине у Фредерика Вильяма Брандербургского, а позднее у прусского короля Фридриха I (1701 - 1713). Он был родом из Спа, нынешняя Бельгия, где лакировочное мастерство процветало на протяжении XVII - XVIII веков. По качеству лакировки часов, корпусов музыкальных инструментов, шкафов этому мастеру не было равных в Европе того времени. Дали был придворным резчиком-орнаменталистом. Популярными мотивами его резных композиций были щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны.
На севере Германии сохраняются архитектурные принципы членения предметов корпусной мебели. В этом проявляется так называемое голландское влияние. Крупногабаритная голландская мебель оказала большое влияние на бюргерскую мебель. При этом рельеф немецкой мебели всё же более высокий и отличается некоторой перегруженностью орнамента. Данная тенденция сохранится в немецкой мебели вплоть до первой четверти XVIII века.
Для изготовления шкафов в Германии чаще всего применяли дуб и орех. Последний был более удобен в резьбе и для полировки. Более совершенные формы фанерования давали возможность работать с различными породами древесины. В моду входит отделка металлами, слоновой костью, черепахой, экзотическими породами древесины. В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два шкафа, отделанные эбеновым деревом, тонированной грушей, слоновой костью и черепахой. Шкаф
под номером 17-2694 является составным. Он декорирован тремя округлыми полуколоннами коринфского ордера с амурами в середине. Его замок спрятан за центральной колонной. Филенки украшены фацетами вытянутой формы с вставками из эбенового дерева. На фризе -три львиные головы. Внизу - два выдвижных ящика, разделенные выступами с «алмазными гранями».
Шкаф
Германия (долина Рейна), XVII век
Орех, тонированная груша, чёрное дерево,
резьба
216x186x75 см
БСИИ ASG, инв. № 17-2694
В плане декоративного оформления данному шкафу близок двухстворчатый шкаф с широким карнизом (БСИИ ASG, инв. № 17-3622). Он украшен тремя округлыми полуколоннами ионического ордера. Филенки дополнены вытянутыми фацетами черепахи и слоновой кости. На фризе - три львиные головы. Внизу - два выдвижных ящика с тонированными филенками. Оба шкафа установлены на крупных шарообразных ножках.
Шкаф
Германия (долина Рейна), XVIII век
Дуб, черное дерево, слоновая кость, черепаха, резьба,
тонировка, инкрустация
184x187x82 см
БСИИ ASG, инв. № 17-3622
Фацеты из черепахи на фасаде шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3622
Ионическая капитель на фасаде шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-3622
Наиболее богатое декоративное оформление имеет аугсбургский шкаф конца XVII столетия из собрания ASG. При его изготовлении применялась древесина ели (внутренние отделения) и шпон ореха (фасад, боковые части), в отделке использовалась резьба, материалом для фурнитуры служило кованое железо и бронза. Шкаф был изготовлен в Аугсбурге -в городе на юго-западе Баварии, где к концу XVII столетия чувствовалось влияние Франции. Это подтверждает стилистика резьбы, украшающей фасад шкафа. Впрочем, во Франции работало множество мебельщиков из Германии, причём из различных её областей.
Шкаф
Германия (Аугсбург), конец XVII века
Ель, шпон ореха, бронза, кованое железо, резьба
237,5x195x64 см
БСИИ ASG, инв. № 17-0802
Шкаф с массивным карнизом из собрания ASG стоит на шаровидных ножках - наследие голландского влияния. Створки его высоких дверей, отделанные шпоном из ореха, обрамлены четырьмя витыми колонками, что указывает на подчинённость принципам архитектуры. Основаниями витых колонок служат гермы - короткие, несколько сужающиеся к низу колонны на четырёхугольных основаниях, завершающихся бюстами. Такие элементы часто употреблялись в украшении шкафов, начиная с эпохи Ренессанса. В нашем случае гермы имеют несколько гротесковый вид - младенец амур вырастает из постамента, представляющего собой растительный орнамент, характерный для «хрящевого» стиля. Амуры стоят на шарах. Они бескрылы и напоминают скорее обнажённых детей. В руках амуров рольверки или картуши, напоминающие щиты. Над амурами располагается растительный орнамент с ормушлями, состоящими из S-и С-образных элементов. Вместе они образуют маскароны мифологического титана Океана. Над маска-ронами - выразительные фризовые рельефы с изображениями амуров среди пышной листвы.
' у ? ?' -" "'' -
•1' ' «А 1 ^
»1 ''
Резьба в виде маскарона на фасаде шкафа БСИИ ASG, инв. № 17-0802
Щ '
, шШ
V' I
бI
> ад
■
V
X*
V 1 1
//г- & „
§
Резьба в виде амура с рольверком (картушем) на
фасаде шкафа
БСИИ ASG, инв. № 17-0802
Все резные композиции по внутреннему и внешнему краю малых витых колон обрамлены рамочно-филеночной конструкцией, служащей в качестве декоративного элемента. В то же время она предохраняет фасад от разбухания. Под карнизом симметрично расположены три маскарона львов. Фризовые композиции под карнизом шкафа представляют собой рельефные изображения плодов граната. Гранат -древний символ плодородия, возрождения и крови Христовой. Он олицетворял королевскую власть у древних германцев. Нижние выдвижные ящики шкафа отделены от его основного объёма. Они декорированы «алмазными гранями» и бронзовой фурнитурой.
Колонки на фасаде увиты виноградными лозами - намёк на бога виноделия Бахуса, который был убит титанами. Его оживила Рея -мать Юпитера. Капли крови Бахуса превратились в зёрна граната. Изображение титана Океана также присутствует в декоре дверей. Таким образом декор шкафа из собрания ASG можно рассматривать как закодированное изложение данного мифа.
В целом все рассмотренные нами декоративные композиции на шкафах из Большого собрания изящных искусств ASG подчинены строгой симметричности, что характерно для орнаментики эпохи Барокко. Асимметрия придёт в декоративно-прикладное искусство веком позднее, в период Рококо (середина XVIII века), когда ведущие позиции в производстве мебели будут занимать уже французские мастера.
В завершении мы приведём небольшой словарь на пять терминов, используемых для обозначения орнаментов и декоративных мотивов в мебельном искусстве XVII - XVIII веков. Все они имеют немецкое происхождение и повсеместно применяются в Европе.
Резьба в виде амура с листьями и плодов граната на
фасаде шкафа
БСИИ ASG, инв. № 17-0802
СЛОВАРЬ:
Бандельверк (нем. Bandelwerk, от Band, Bändel - повязка, лента и Werk -работа, изделие) - орнаментальный мотив в виде переплетающихся лент.
Орнаментальный мотив бандельверк на своде
спинки стула
Кнорпельверк (нем. Knorpelwerk, от Knorpel - хрящ и Werk - работа, изделие) - «хрящевидная работа», элемент орнамента, характерный для искусства маньеризма XVI века и фламандского барокко XVII столетия. Широко применялся в мебельном искусстве Германии в XVII веке. Данный декоративный мотив был особенно популярен среди мебельщиков Аугсбурга и Нюрнберга.
Ормушль (нем. Ohrmuschel - ушная раковина) - причудливый элемент орнамента, напоминающий ушную раковину
Орнаментальные мотивы кнорпельверк в резьбе с изображением амура
Маскарон Океана, скомпонованный из ормушлей
Фальтверк (нем. Faltwerk - «складчатая работа») - геометризованное изображение симметрично расположенных складок тонкой ткани. Известен также под названием «льняные складки».
Орнаментальный мотив фальтверк (льняные складки)
Рольверк (нем. Rollwerk, от Rolle -ролик, катушка, свёрток, и Werk - работа, изделие) - «кручёная работа», мотив орнамента в виде скрученной ленты или полуразвёрнутого рулона пергамента, бумаги, ткани. Некоторые разновидности рольверка близки картушу, другие -бандельверку.
Орнаментальный мотив рольверк в резьбе с изображением амура