DOI 10.24411/9999-001А-2020-10045 УДК: 5527
М.А. Аршакян
Национальный университет архитектуры и строительства Армении ул. Теряна, д. 105, Ереван, 0009, Армения [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3965-2909 Научный руководитель: доктор архитектуры Д.Г. Кертменджян
Декоративное убранство в произведениях Марка Григоряна в Ереване
Аннотация
Армянский архитектор советского периода Марк Григорян (1900-1978) — автор множества построек в Ереване, которые стали определяющими в архитектурном облике города. Работы Григоряна различаются по стилистике и композиции, и тем не менее в них есть общее стилевое начало. В статье рассматриваются два произведения Григоряна: национальное книгохранилище — Матенадаран (1945-1958 гг.) и гостиница «Армения» (1950-1958 гг). В основе декоративного убранства обоих зданий была выявлена ранняя средневековая армянская орнаментика.
Ключевые слова: архитектура, декоративно-прикладное искусство, архитектурный декор, архитектурное убранство, Марк Григорян
M.A. Arshakyan
National University of Architecture and Construction of Armenia Teryan Street, 105, Yerevan, Armenia, 0009 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3965-2909 Scientific adviser is Dr. habil. in Architecture D.G. Qertmenjyan
Decor in Mark Grigoryan's architecture in the city of Yerevan
Abstract
Mark Grigoryan (1900-1978) is the author of multiple buildings in Yerevan that played significant role in the architectural appearance of the city. Grigoryan's works differ in style and composition, and, nevertheless, they have a common stylistic origin. Two buildings by M. Grigoryan are discussed in the article — the national library stack Matendaran (1945-1958) and the hotel "Armenia" (1950-1958). The decorations in both buildings include the concept of Armenian medieval architecture.
Key words: architecture, decorative and applied arts, architectural decoration, decor, Mark Grigoryan
Введение. Марк Григорян (1900-1978)
— одна из уникальных фигур в армянской архитектуре советского периода, чьи работы демонстрируют очевидное стилистическое разнообразие. Григорян принадлежит к плеяде выдающихся армянских архитекторов, труд которых невозможно переоценить
— именно они построили несколько десятков зданий, составляющих лицо города Еревана. Это было поколение замечательных творцов, больших профессионалов, убежденных патриотов своего дела. Каждый из них пошел своим путем: одни выбрали путь, предначертанный великим Таманяном, другие выступили как продолжатели европей-
ских архитектурных концепций, третьи, как истинные представители своего времени, увлеклись модернизмом.
Работы М.В. Григоряна не могут быть рассмотрены с точки зрения одной или двух авторских построек. Необходимо понимать спектр творческих воззрений в профессиональной деятельности архитектора. Цель представленной статьи — показать этот спектр творческих возможностей архитектора, возвеличивающего культурно-историческую принадлежность декора, анализируя те методы проектирования зданий, которые предстали новой классикой. В своих работах, в целях создания этой новой классики,
архитектор иногда ссылается на народную архитектуру, иногда — на армянскую средневековую церковную архитектуру; временами проскальзывают элементы европейской классики (Палладио, английский классицизм), а порой — ренессанса и скупого рационализма. Исходя из этих соображений, в статье представлены две из числа наиболее значимых работ М.В. Григоряна: здание Ма-тенадарана и здание гостиницы «Армения» (сегодня «Мариотт Армения») на площади Республики Армении в Ереване (соавтор здания гостиницы — архитектор Э. Срапян).
Матенадаран. Проектирование здания Матенадарана, которое является книгохранилищем и музеем-институтом древних рукописей, началось в 1940 г., но было прервано с началом Великой Отечественной войны. В 1943 г. президент Академии наук Армянской АССР Овсеп Орбели вновь поднял вопрос о проектировании объекта, но проект книгохранилища был подвергнут резкой критике. Осуждали его именно за то, что сегодня вызывает восхищение: за слишком «церковный» подход, за национализм в архитектуре, утверждали, что здание плохо вписывается в местность. Несмотря на это, архитектору удалось реализовать все свои замыслы, и Матенадаран, именно благодаря своему идейному замыслу, а также мастеру,
воплотившему эту идею в камень, стал одним из самых ярких символов Еревана.
Проектирование в 1944 г. все же было продолжено, в 1945 г. началось строительство здания. В 1947-1953 гг. строительные работы были прерваны из-за отсутствия квалифицированных рабочих. Однако в 1953 г. с возобновлением строительных работ начинается проектирование скульптур, которые должны были украсить фасад здания справа и слева от центрального входа (ил. 1). От этого мастерски выполненного скульптурного ряда веет величием былых лет. В передней части здания находятся главные скульптуры Анании Ширакаци (скульптор Григор Бадалян), Мовсеса Хоренаци (скульптор Ерем Варданян), Тороса Рослина (скульптор Аршам Шахинян), Григора Тате-ваци (скульптор Адибек Григорян), Мхитара Гоша (скульптор Гукас Чубарян), монументальная скульптура Фрика (скульптор Сурен Назарян) и статуи Месропа Маштоца и Ко-рюна, автор которых — Гукас Чубарян. Последние размещены по фронтальной входной оси всей архитектурной композиции. Как и основное здание, скульптуры также выполнены из серо-голубого армянского базальта (ил. 2).
Концептуальная эстетика здания Ма-тенадарана заключается в простой гео-
Ил. 1. Первые эскизы Матенадарана. Архив Национального музея-института архитектуры имени А. Таманяна Fg. 1. First sketches of Matenadaran. Archive of National Museum-Institute of Architecture after A. Tamanyan
метрической форме и фронтальной композиции, в которой по-прежнему заметны оттенки национальной архитектуры [Григорян, Товмасян, 1986, с. 103-105]. Здание представляет собой простой куб с арочными углублениями спереди. В центральном арочном проеме, расположенном по оси, находится главный вход в музей, а также проем, расположенный на верхнем этаже (ил. 3). Последний украшен металлической композицией, состоящей из восьмиугольных модулей, которая является образцом традиционного армянского орнамента (ил. 4). Прототипами этого орнамента служат орнаментированные входы раннесредневе-ковых и средневековых армянских церквей, например тимпан на входе в Ереруйский монастырь (V в.) или тимпан входного портала церкви Св. Варфоломея в Башкале (XIII в.). По правую и левую стороны от центральной оси образованы две узкие глубокие канавки, каждая из которых размещена в каменной раме соответствующего размера. По той же логике исполнены все фасадные композиции, которые обрамлены большой каменной рамой, как бы обобщающей композицию.
Главный вход в Матенадаран решен абсолютно лаконично, исключительно с помощью простых геометрических форм и элементов. Торжественная резная деревянная дверь, которая, в свою очередь, повторяет
образцы мало сохранившихся средневековых соборных дверей, кажется, обрамлена рядом нескольких рам, по периметру которых выгравированы повторяющиеся орнаменты. Между входной дверью и оконным проемом также присутствуют элементы декора, которые, вероятно, повторяют образцы средневековой армянской орнаментальной архитектуры. Величественная деревянная дверь украшена повторяющимися орнаментами, которые дополняют логику простых геометрических элементов общей композиции и придают ей определенную элегантность в передней части постройки.
Сама фронтальная композиция здания настолько логично и эстетично вписывается в градостроительный контекст города, настолько четки и пропорциональны контуры возвышающегося на холме здания, что издали оно кажется совершенным памятником, памятником городу и его жителям.
Гостиница «Армения». Строительство гостиницы Армения было связано с формированием в 1950-е гг. главной площади Еревана — площади Ленина (ныне площадь Республики Армения). Оно было предназначено для поддержания общей логики структуры организации «таманяновского» пространства, т.е. должно было дополнить ряд уже расположенных на площади зданий, построенных в 1924-1950 гг. в соответствии
Ил. 2. Фронтальный вид Матенадарана. Снимок автора Fg. 2. Frontal view of Matenadaran. The photo of the author
с проектами А. Таманяна [Григорян, Товма-сян, 1986, с. 95-100].
Архитектурные решения здания гостиницы явно отличаются от архитектурных замыслов проекта здания Матенадарана. Фасад решен рядом огромных арочных проемов, которые расположены от главной центральной арки по обе стороны, вдоль всего здания. У каждого из них есть одно большое арочное окно на верхнем этаже и одно большое прямоугольное окно на нижних этажах. Этажом выше этих проемов расположены несравненно маленькие арочные проемы, симметрично с обеих сторон большой арки. За этой серией окон следует огромный ленточный балкон с колоннадой, который суммирует общую композицию здания, приближая ее к стилю европейской архитектурной классики (ил. 5).
По всей длине здания низ балкона с колоннами обрамляет ленточный узор — барельеф с национальным орнаментом. В основе орнамента лежат элементы армянской средневековой архитектуры: колосья пшеницы, гроздья винограда и плоды граната как символы вина (ил. 6). Вино, как известно, считалось неотъемлемой частью христианских ритуалов и являлось символом плодородия, долголетия и изобилия [ЗпфшШ^щшЪ и др., 2017, с. 310, 323]. Прообразом этой орнаментальной ленточной концепции могли служить ленточные орнаменты церкви Святого Креста на острове Ахтамар (Х в.). Вдоль торцевых фасадных арок здания есть барельеф с орнаментом, который содержит элементы армянского орнаментального убранства: гроздья и листья винограда, гранаты, орнаменты с птицами и животными, напоминающими раннехристианский период армянской архитектуры [Зшрпцц^Ъ|шЪ и др., 2005, с. 122-126] (ил. 7).
Выводы. Фактически в случае с Мате-надараном была использована новая классика, опирающаяся на национальные нерелигиозные воззрения, которая основана на отражении армянского средневекового мышления, что еще ближе к создаваемому образу Матенадарана. Между тем в проекте гостиницы «Армения» современное декоративное убранство было представлено в классической схеме армянской исторической архитектуры. Оба здания построены в духе армянской средневековой архитектуры, и в плане композиции, и в плане отделки.
Все вышеупомянутое доказывает, что, несмотря на стилистические различия построек, средневековый армянский архитектурный элемент был выбран в качестве основы архитектурного убранства. Он был умело использован, чтобы подчеркнуть общий объем здания, тематику, национальный неповторимый колорит, и был применен с большим профессионализмом и архитектурной галантностью.
Ил. 3. Проем входа Матенадарана. Снимок автора Fg. 3. Central opening of Matenadaran. The photo of the author
Материал передан в редакцию 30 апреля 2020 г.
Список литературы
1. Григорян А.Г., Товмасян М.Л. Архитектура Советской Армении. — М.: Стройиздат, 1986. — С. 318.
2. 3пфшЪЪ^и|шЪ L.U., Ьиш|шЪ U.3., Рпрп^шЪ U.U., Т-Ш[|Ш£|ШЪ U.4., 3прпи|шЪ U.Q., ^шищшр|шЪ Р.2. 3ш|^ш^шЪ ^ш^п^ U
ЬришЪ: GIZ, 2017. 440 t? [Оганисян Н.А., Есаян А.Х., Бобохян А.А., Даллакян М.В., Хобосян С.Г., Гаспарян Б.З. Армянский виноград и вино. — Ереван: GIZ, 2017. 440 с.].
3. 3шрпцэ|^Ъ|шЪ U., £ш|шЪршр|шЪ U., ЩЬт^щшЪ Q^hh hшJng ш^шЪ^ш^шЪ ^ш^пьцэ^^: QUU ЗЪшфт. и шqqшqр. ЬЪит, 2005. 306 t?. [Арутюнян С., Каланта-рян А., Аветисян П. Вино в традиционной армянской культуре. — Ереван: Институт археологии и этнографии НАН РА, 2005. 306 с.].
References
1. Grigorjan A.G., Tovmasjan M.L. Arhi-tektura Sovetskoj Armenii [Architecture of the Soviet Armenia]. — Moscow: Strojizdat, 1986. 318 p. (In Russ.)
2. Hovhannisyan N.A., Esayan A.H., Bo-boxyan A.A., Dallaqyan M.V., Hobosyan S.G., Gasparyan B.Z. Haykakan xaghogh & gini [Armenian Grape and Vine]. Erevan: GIZ, 2017. 440 p. (In Arm.)
3. Harowt'yownyan S., Qalant'arya n A., Avetisyan P. Ginin hayoc avandakan mshakowyt'owm [Vine in the traditional Armenian culture]. — Erevan: Institute of Archeology and Ethnography of the National Academy of Science of Republic of Armenia 2005. 306 p. (In Arm.)
Список сокращений
НАН РА — Национальная академия наук Республики Армения
Ил. 4. Модульные металлические элементы. Снимок автора Fg. 4. Metallic module elements. The photo of the author
Ил. 5. Гостиница «Армения», 1954 г. Снимок из личного архива Д.Г. Кертменджяна Fg. 5. Hotel "Armenia", 1954. Photo from D. Kertmenjyan's archive
Ил. 6. Фронтальные убранства гостиницы «Армения». Снимок автора Fg. 6. Frontal decorative elements of hotel "Armenia". The photo of the author