Научная статья на тему 'Декоративное оформление алтарного портала кыа вонг в архитектуре общинного дома динь северного Вьетнама (равнинные районы)'

Декоративное оформление алтарного портала кыа вонг в архитектуре общинного дома динь северного Вьетнама (равнинные районы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ВЬЕТНАМА / ОБЩИННЫЙ ДОМ ДИНЬ / АЛТАРНЫЙ ПОРТАЛ КЫА ВОНГ / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / СКУЛЬПТУРА / VIETNAMESE ARCHITECTURE / DINH COMMUNAL HOUSE / KUA VONG ALTAR PORTAL / DECORATIVE ART / WOOD CARVING / SCULPTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чан Куок Тхинь

В статье рассматриваются особенности общинных домов динь, расположенных в деревнях на равнинах Северного Вьетнама. Динь стал главным достижением локальной архитектурно-строительной практики, отвечающим духовным воззрениям вьетнамского народа. Он сочетает в себе функции общинного храма и общественно-культурного центра общины; это место поклонения духам, место встреч и дискуссий по поводу деревенских и государственных дел. На большом фактическом материале автор подробно анализирует художественно-эстетические особенности алтарного портала кыа вонг важного элемента общинного дома динь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decoration of the kua vong altar portal in the architecture of a dinh communal house in North Vietnam (the plains)

The article considers special characteristics of a dinh communal houses built in the plains of North Vietnam. Dinh became the main achievement of a local architecture and construction practice, that meets the spiritual beliefs of the Vietnamese people. It combines the functions of a communal shrine and social and cultural center of a community. It is a place of spirits worship, the place to discuss village and state affairs. On the basis of extensive factual material the author analyses in detail the creative and aesthetic features of the kua vong altar portal as an important element of a dinh communal house.

Текст научной работы на тему «Декоративное оформление алтарного портала кыа вонг в архитектуре общинного дома динь северного Вьетнама (равнинные районы)»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХ1 (№ 31, 2016)_

© Чан Куок Тхинь

аспирант МХИС

ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АЛТАРНОГО ПОРТАЛА КЫА ВОНГ в АРХИТЕКТУРЕ ОБЩИННОГО ДОМА ДИНЬ

СЕВЕРНОГО ВЬЕТНАМА (равнинные районы)

1. Общинный дом динь

В истории вьетнамской архитектуры особое место занимает общинный дом - динь, который является непременным элементом каждой общины и знаковым сооружением в каждой деревне. Северного Вьетнама. Это здание объединило в себе многовековые архитектурно-строительные традиции и особенности народного творчества Вьетнама.

Как отмечали российские и вьетнамские исследователи, динь - это один из самых известных типов сооружений во Вьетнаме2. Динь как архитектурный тип появился позже пагоды, но он стал средоточием совокупности общественных, экономических и религиозных функций ансамбля общинный дом -пагода - храм.

Динь сочетает в себе функции общинного храма и общественно-культурного центра общины. Динь это не только место поклонения духам, но и место встреч, дискуссий по поводу деревенских и государственных дел. В небольших храмах миеу жители каждой общины также соблюдали культ духов-покровителей тхан хоанг. Кроме того, объектами поклонения могли быть исторические личности (жизнь и деятельность ко-

1 Алтарный портал кыа вонг (вьет.: кыа - дверь, вонг - висеть, нависать) - архитектурно оформленный проем здания, имеет форму буквы П и находится над алтарем в центральном помещении общинного дома. Он включает в себя декоративные конструкции, изготовленные из дерева (или вышитой ткани) и покрытые со всех сторон сложными узорами.

2 Ожегов С.С., Проскурякова Т.С., Хоанг Дао Кинь. Архитектура Индокитая. М.: Стройиздат, 1988. С. 150.

торых была связана с данной конкретной общиной или местностью), или же обычные духи тхан - дух гор, дух водной стихии и т.д. В честь этих духов в центральной части общинного дома установлен алтарь с троном, проводятся традиционные торжества. Известный вьетнамский художник и искусствовед Нгуен До Кунг так писал о роли общинного дома в жизни вьетнамцев: "В каждой деревне Вьетнама существует свой общественный центр общины - динь, который представляет собой место поклонения духу-покровителю, место для собраний, для проведения праздников или театральных представлений тео и туонг3, хорового пения. Сельчане очень любят свой динь и гордятся им»4. Динь одновременно выполняет административную, религиозную и культурную функции в жизни деревенской общины, является местом свершения наиболее важных актов в её жизнедеятельности, здесь проводятся празднества, связанные с земледелием, спортивные состязания и др.

В процессе формирования и развития динь всегда был объектом и символом традиционного народного зодчества. Общинный дом с тонкой сложной декоративной резьбой архитектурной деталей стал главным достижением локальной архитектурно-строительной практики, отвечающим духовным воззрениям народа. Дини, построенные в XVI - XIX вв., имели общую структуру, соответствующую сложившимся правилам древнего архитектурного искусства. При этом главное здание всегда состоит из нечетного числа нефов5 (3, 5 или 7) в зависимости от потребностей общины. Основной неф находится в центре павильона, другие расположены симметрично вдоль центрального.

В интерьере общинного дома место поклонения, расположенное в центральной части диня, считается самым главным. В центре нефа находятся ритуальные предметы для поклонения, такие как плошка с ароматным маслом; набор из трех сосудов -

3 Тео и туонг - виды традиционного вьетнамского музыкального театра.

4 Nguyen Bo Cung. Bieu khic dan gian Viet Nam. Ha Noi: Nxb Ngoai van, 1975. Trang 87.

5 Неф - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов.

для воды, водки и бетеля; набор из семи драгоценностей (курильница с ароматическими палочками, помещенная в центре; два фонаря, установленные симметрично курильнице; ваза для цветов и фруктовый поднос, находящиеся непосредственно за курильницей и фонарями; трубка-пенал для ароматических палочек и трубка для благовоний), статуи и другие многочисленные атрибуты. Портал кыа вонг над алтарем, престол, паланкин или панно с парными изречениями образуют живописную композицию и производят яркое впечатление. Но не во всех динях были алтарные порталы кыа вонг со сложным резным декором. Несколько таких редких порталов (XVI - XIX вв.), представляющих уникальную художественную ценность, сохранились до настоящего времени.

2. Тектоника диня

Декоративное убранство портала кыа вонг

Гармония внутреннего пространства общинного дома созвучна реалиям и символам повседневной жизни. Выразительные вспарушенные6 углы крыши павильона ассоциируется с лодками. И эта архитектурная аллюзия вызывает чувства духовной близости между людьми и окружающей природой. Вдоль конька прогнутой крыши расположены изображения цветов лимонного дерева или цветов дерева тхи на рельефном орнаменте, центральная часть украшена фигурами крокодила, дракона, феникса. На гребне крыши, над центральным нефом помещается резное изображение драконов, обращенных головами к луне, или изображение драконов, сражающихся за жемчуг. Эти изображения драконов, обращенных головами к луне или к солнцу, воспринимаются как отличительный признак культового сооружения.

Правило нечетного количества нефов в строительстве общинного дома определяет как его интерьер, так и архитектурный облик. Кроме того, открытая каркасная структура павильона (без стен) визуально связывает его внутреннее простран-

6 Речь идет в вспарушенном своде, то есть крестовом своде, у которого центральная часть заметно поднята над боковыми.

7 Тхи - вид многолетних тропических растений, род хурма, семейство эбеновые (ЕЬвшсеав).

ство с окружающей средой. Размещение ритуальных атрибутов в центральном нефе, в том числе резной рельеф на каждой детали верхнего строения, создают уникальный художественный образ. Резные изображения на балках и перемычках, панно, портале кыа вонг или текстовых табличках, прикрепленных к колоннам в центральном нефе, повышают выразительность, гармоничную стройность, законченность интерьера диня. С XVI в. к главному сооружению диня пристраивают с тыла объем, соединенный с центральным нефом, где ставится поминальная табличка с именем духа-покровителя и раскладываются ритуальные предметы, в том числе пеналы, содержащие императорский указ о пожаловании сакрального статуса павильону, родословные святых, которые демонстрируются только тогда, когда в деревне проходит важное мероприятие или отмечается важное событие, например, праздник Тэт - Новый год по лунному календарю.

Сверкающие в темноте позолоченные резные украшения придают павильону праздничную мистическую роскошь. Украшенные резьбой элементы, такие как потолок, портал кыа вонг, декоративные панно, таблички с изречениями, курильница для ароматных палочек, расположены в центральном нефе -в месте поклонения, в нижнем ярусе которого установлены два фронтальных ряда, флаги, большой зонт, набор восьми драгоценностей, набор четырех деревянных фигурок и т.д. Представленные в главном нефе диня атрибуты должны символизировать благородство и мудрость деревенских чиновников. В общинных домах, построенных в XVI - XVII вв., присутствует деревянный пол (эстрада), разные уровни которого указывают на иерархические отношения в деревенском социуме. В последующем деревянный пол исчезает. Как отмечалось ранее, в архитектуре общинного дома сохраняется правило нечетного количества нефов. За главными дверьми диня расположено священное пространство с атрибутами поклонения, вместе с позолоченным деревянным порталом кыа вонг, который украшен филигранной искусной резьбой. Портал кыа вонг устраивается параллельно стропилам. Декоративные узоры на досках, панно и изречения с надписями, восхваляющими достоинства духа-покровителя и красоту родины, связаны друг с другом в гармо-

ничное целое резным искусством, вызывающим эмоциональный отклик в духовной жизни не только их современников, но и людей последующих поколений.

Техника резьбы и ее композиция

В технике украшения портала кыа вонг используются все подвиды прорезной резьбы, такие как сквозная, накладная и ажурная. Тонкие гармоничные резные детали придают уникальную красоту каждому общинному дому. Каждый динь гордится своим массивным или изящным порталом кыа вонг. В некоторых динях есть только один портал кыа вонг, в других -несколько. Например, в таких павильонах, построенных в

XVII в., как Зием (провинция Бакнинь), Камда (Ханой), или в

XVIII в., как Анко (провинция Тхайбинь), многослойный резной декор портала кыа вонг, присоединенный к заднему нефу, создает глубинный эффект сакрального пространства. В некоторых динях (XVIII в.), как, например, Чако (провинция Ку-ангнинь), портал кыа вонг смещен от центра в сторону.

Тектоника портала кыа вонг

Портал - в сущности перемычка между правой и левой центральными колоннами в форме большого прямоугольника -делится на несколько маленьких панно с изображениями (в зависимости от набора изобразительных сюжетов каждого портала кыа вонг). Есть порталы кыа вонг, в верхней и нижней частях которых вырезаны изображения драконов, обращенных головами к солнцу, при этом на нижней части портала изображен силуэт извивающегося дракона (динь Фулыу, провинция Бакнинь). На некоторых порталах, на нижней части расположены изогнутые изображения, напоминающие изящный занавес. Как правило, отдельные сюжеты резного декора ограничены рамками прямоугольных кадров (динь Чако, провинция Ку-ангнинь). Динь Зием (провинция Бакнинь, XVII в.) отличается от других общинных домов изысканностью орнамента и красотой своего портала кыа вонг, украшенного колонками с тонкими ажурными многослойными фигурами драконов, переплетающихся друг с другом. Вырезанные рельефно в девять слоев драконы то появляются, то исчезают, что производит впечатление живого движения. Снаружи портал украшен деталями

сквозной резьбы в виде длинных контуров, вертикально отделенных друг от друга прорезью.

Со своей уникальной композицией портал кыа вонг становится художественным акцентом павильона диня. В дине Колоа (Ханой) портал кыа вонг с изображениями резного многофигурного рельефа имеет композиционные особенности. Тексты на портале являются главной частью изображения и находятся в его центре. Узоры, вырезанные на тонкой доске, выполнены в технике сквозной резьбы. Они вызывают ощущение мягкости, как будто это кружева желтого цвета. На портале кыа вонг в динях Зием, Тхоха, Донгку (провинция Бакнинь) сочетаются декоративные изображения, выполненные в технике сквозной, ажурной и плоскорельефной резьбы. Техника сквозной резьбы сюжетной композиции из трех частей была использована при создании порталов кыа вонг в дине Хыуботхыонг (провинция Футхо). Каждая часть композиции портала кыа вонг представляет собой прямоугольник, как створки дверей, которые могут открываться автономно и отделяются друг от друга колонками, украшенными ажурной резьбой «извивающихся драконов». Ширма над порталом из тонкой доски украшена резным изображением цветов лимонного дерева. А внутренняя сторона ширмы украшена колючками, напоминающими рыбные кости или колючки ананаса. Деревянный материал для изготовления портала кыа вонг, на котором сохранилась текстура, не имел чистой обработки. В дине Чако (провинция Куангнинь) портал кыа вонг устроен во всех пяти нефах. Каждая портал делится на небольшие симметричные кадры. Изображение головы феи, выступающее над поверхностью основания, создает композиционный акцент всего портала. Все пять порталов были позолочены.

Вышеописанные типовые порталы кыа вон показывают, что большинство из них имеют форму горизонтального прямоугольника. В зависимости от приема декоративного дизайна изделий и резной техники плотники делили полотно портала на симметричные кадры, удобные для градации сюжетов украшения. Характерно, что почти все порталы кыа вонг были сделаны из плохо отесанного дерева, как, например, в дине Хыубо-тхыонг (провинция Футхо), в других же динях большая часть

порталов кыа вонг была покрыта лаком и позолотой. Лак -настоящий подарок природы - издавна использовался вьетнамцами, идеально подходит при изготовлении предметов ритуального назначения. Именно этот лак способствует сохранности и прочности как таких предметов, применяемых при отправлении культа, так и при декорировании порталов кыа вонг.

При декорировании порталов кыа вонг широко применяется техника плоскорельефной и накладной резьбы. Деревенские мастера - столяры и плотники - способны создавать произведения, обладающие высокими эстетическими качествами, не теряя деловых достоинств. Это важное сочетание в технологии изготовления порталов кыа вонг, особенно при их монтаже. Сюжетные картины на поверхности порталов выделяются своеобразными декоративными мотивами. Техника плоскорельефной резьбы также позволяет резчикам достигать разнообразной выразительности. Накладывая друг на друга прорезные рельефы, народные мастера создают многослойную орнаментальную композицию портала с игрой света и теней, созданием эффекта глубинного пространства, Орнаменты, выполненные с помощью сквозной резьбы, создают впечатление легкости и пластики, а детали, выполненные с помощью ажурной резьбы и в сочетании с техникой покрытия позолотой, создают ощущение движения, когда они вступают во взаимодействие с интерьером и его атрибутами - фонарями, свечами, и это наполняет внутреннее пространство диня атмосферой призрачности и почтительности.

Декоративные мотивы

Мотивы украшения портала кыа вонг выражаются в рамках орнаментальных форматов (квадрат и прямоугольник), расположенных по принципу радиальной симметрии. В декоративном искусстве Вьетнама традиционно присутствует изображение четырех мифических животных, это - дракон, сказочное существо цилинь (единорог), черепаха, феникс. В резных сюжетах порталов кыа вонг широко распространен декоративный мотив двух драконов, обращенных головами к солнцу. В качестве узоров портала кыа вонг популярно изображение дракона, что подтверждает исследования таких порталов всех общинных домов, построенных в XVII - XIX вв. Иногда

используют изображения драконов, обращенных головами к луне; они располагаются на крышах или на мемориальных досках. Во вьетнамском понимании луна, солнце и дракон -это символ бессмертной власти и силы.

Кроме того, встречаются изображения лошади-дракона (одного из видов цилиня) - уникальные по своей выразительности и сакральности. Резной силуэт лощади-дракона расположен зеркально на прямоугольнике портала в дине Колоа (Ханой).

Изображение черепахи широко распространено при украшении различных ритуальных предметов на алтаре. Наиболее популярны изображения журавля, стоящего на панцире черепахи, черепахи, держащей письмо в лапах, или черепахи, брызгающей водой изо рта. Образ черепахи в общинном доме динь - знак чистоты и состоятельности.

Образ летящего феникса перемежается с драконами, цветами и листьями, формируя особо красочную оживленную композицию (портал кыа вонг, динь Колоа, Ханой).

Кроме того, такие мотивы, как облако-вода, лошадь-дракон или китайский сказочный персонаж Хофу, служат основным источником декоративных мотивов. Широко известен мотив фигуры человека - на портале диней Зием (провинция Бакнинь), Чако (провинция Куангнинь), Хыонгкань, Тхотанг (оба - провинция Виньфук). На каждом портале кыа вонг можно встречать и такой мотив: мифические животные - цветы -иероглифы. Типичными аксессуарами орнамента портала кыа вонг являются декоративные резные иероглифы, которые важны вьетнамцам для понимания истории страны. По текстам, написанным на портале кыа вонг, они могут получить вербальную информацию о своей стране, деревне, об общинном доме и духе-покровителе. На портале кыа вонг в дине Донгки (провинция Бакнинь) была надпись из четырех иероглифах, каждый из которых был написан в отдельном квадрате, с пожеланиями многие лета и благоденствия императору. Эти слова используются для выражения чувств глубокой признательности к императорам. Иероглифы не только красиво гравированы, но и переплетены изображениями животных, цветов. Иероглифы долголетие или счастье, выражающие пожелания деревенских

жителей о здоровье и счастье, часто гравируют на порталах кыа вонг. Кроме того, такие иероглифы на портале кыа вонг также выражают историческую, образовательную символику.

Таким образом, в декоре портала кыа вонг сложилась своя специфическая композиция, состоящая из главной и второстепенной частей, гармонично скомпонованных друг с другом. Эти части живописно размещаются и меняются местами. В зависимости от художественного замысла, композиции резного рельефа на каждом портале кыа вонг оригинальны и уникальны своим исполнением.

* * *

Общинный дом динь как архитектурный тип зарождается в XVI в. и достигает наивысшего совершенства в XVII -XVIII вв. Период с середины XVII в. и начала XVIII в. считается вершиной развития скульптурного искусства и архитектуры павильона динь во Вьетнаме. В это же время возникли дини, известные уникальной художественной резьбой порталов кыа вонг, которая вносит в архитектуру диня особую эстетическую реальность, олицетворяет его величие и становится его обязательным атрибутом. Таковы, например, дини, построенные в XVII в.: Зием (провинция Бакнинь); Хыуботхыонг (провинция Футхо), Тхоха (провинция Бакзянг), Колоа, Камда (Ханой) или дини, построенные в XVIII в.: Чако (провинция Куангнинь), Диньбанг (провинция Бакнинь), Анко (провинция Тхайбинь). Дини, на дверях которых вырезаны замечательные по красоте рельефы, в основном находятся на равнине Северного Вьетнама.

Наряду с резьбой на архитектурных сооружениях портал кыа вонг представляет уникальный акцент интерьера диня. Почти во всех павильонах диня центральный неф для поклонения украшен позолоченными архитектурными деталями. Динь Хыуботхыонг (провинция Футхо) является в этом смысле редким случаем, так как павильон имеет умеренную высоту. Портал кыа вонг - невысокий, тщательно вырезанный, но не крашеный. В этом дине поклоняются госпоже Суан Зунг (матери

известного полководца Динь Конг Туана8). Деревенские жители построили в её честь динь.

XVII в. считается периодом расцвета архитектурного искусства общинных домов. Общинные дома динь со своей уникальной архитектурой производят глубокое впечатление, хотя в настоящее время многие дини уже разрушены. Динь - это архитектурный памятник, построенный грамотными и искусными мастерами. В строительстве диня мастера использовали рациональные конструктивно-технологические приемы. С этого же времени портал кыа вонг оформляется как некий сакральный порог, разделяющий бытовое пространство и мир культовых ритуалов. Значение этой сакральной границы подчеркивается неординарным, художественно акцентированным приемом. С XIX - XX вв. рельеф портала кыа вонг обогащается цветом и позолотой, становится объектом гордости деревенских жителей, родившихся в недрах самобытной архитектуры общинного дома динь.

Использованная литература

1. Trân Lâm Bien. Trang tri trong my thuât truyên thông cùa nguoi Viêt. Hà Nôi: Nxb Vän hoa dân toc, 2001 (Чан Лам Биен. Декоративное искусство в традиционном изобразительном искусстве Вьетнама. Ханой: Народная культура, 2001).

2. Lê Thanh Düc. Binh làng mien Bäc. Hà Nôi: Nxb My thuât, 2001 (Ле Тхань Дык. Общинные дома динь в северных районах Вьетнама. Ханой: Изобразительное искусство, 2001).

3. Nguyên Hông Kiên. Vài suy nghï tù nhùng ngôi dinh làng cô nhât thuôc dia phân tînh Hà Tây // Khâo cô hoc. 2003, sô 1 (Нгуен Хонг Киен. Заметки о древнейших общинных домах, расположенных в провинции Хатэй // Археология. 2003. № 1).

8 Динь Конг Туан - талантливый вьетнамский полководец, живший в годы правления династии Чан (XIII в.), участник борьбы с монгольским нашествием.

Иллюстрации

Общинный дом Диньбанг ^ (провинция Бакнинь)

Интерьер общинного дома Тхо-танг (провинция Виньфук) ^

Портал кыа вонг в общинном доме Зием (провинция Бакнинь)

Портал кыа вонг в общинном доме Колоа - Донгань ■=> (Ханой)

Декоративное оформление портала ^ кыа вонг в общинном доме Чако (провинция Куангнинь)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.