Научная статья на тему 'Градостроительные традиции Хюэ - императорской резиденции Нгуенов'

Градостроительные традиции Хюэ - императорской резиденции Нгуенов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чунг Хюинь Тан, Поляков Е. Н.

«Столица место встречи гор и моря, центр королевства между Севером и Югом, где земля высока, реки спокойны, гавани глубоки, тракт защищен перевалами… Эта земля выглядит устойчиво, как крутящийся дракон, как лежащий тигр. Это наилучшая столица, которую императору даруют Земля и Небо…» Из летописи «Дай Нам Ньат Тхонг Чьи» [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительные традиции Хюэ - императорской резиденции Нгуенов»

16

Вестник ТГАСУ №1, 2007

Three aspects are considered: economic, ecological and safety ones. The comparative analysis of efficiency of the fuel supply system before and after the construction is considered. Level of influence of the projected petrol station upon the existing stations is defined.

УДК 72.03.

ХЮИНЬ ТАН ЧУНГ, аспирант,

Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. арх., доцент,

ТГАСУ, Томск

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ХЮЭ -ИМПЕРАТОРСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ НГУЕНОВ

«Столица - место встречи гор и моря, центр королевства между Севером и Югом, где земля высока, реки спокойны, гавани глубоки, тракт защищен перевалами... Эта земля выглядит устойчиво, как крутящийся дракон, как лежащий тигр. Это наилучшая столица, которую императору даруют Земля и Небо...»

Из летописи «Дай Нам Ньат Тхонг Чьи» [1]

Современный Хюэ - небольшой провинциальный городок, изначально возникший на левом берегу Ароматной реки, центр одноименной области. На севере её территория соприкасается с провинцией Куанг Чи, на юге - с провинцией Да Нанг, на западе - с Лаосской НДР. В ста двадцати километрах к востоку от Хюэ Ароматная река впадает в Южно-Китайское море. Топография этого района весьма многообразна. С запада на восток земная поверхность плавно понижается. Западную половину области Хюэ занимают горы и холмы, восточную - бассейны рек (Ароматная, Бо, Чуой) и прибрежные лагуны, общая площадь которых достигает 22 тысяч гектаров.

Хюэ находится в зоне тропического климата. Год делится на два сезона: сухой и дождливый. Для поздней весны и лета обычна продолжительная засуха. Дожди идут с августа по март следующего года. Осенью нередко свирепствуют тайфуны, сопровождающиеся разрушительными наводнениями. Все эти климатические особенности невероятно осложняют задачу сохранения местных памятников архитектуры, большая часть которых выполнена из «живого» материала - дерева.

Эта область славна своей историей, так как, находясь на пересечении важнейших военных и караванных путей, активно впитывала культурные традиции Индии, Китая, местных народностей. Важнейшим этапом в истории Хюэ является канун XIX столетия [2].

В 1801 году полководец Нгуен Ань (За Лонг) завершил объединение Дайнама (Вьетнама) и основал империю Нгуенов. Тогда же у него родилась идея строительства новой столицы - будущего Хюэ. Причины выбора именно этого места вьетнамские историки видят в следующем.

Во-первых, исторической областью Тхуан Хоа, в состав которой входил Хюэ, в течение двухсот лет владели князья Нгуены - предки будущих импе-

© Хюинь Тан Чунг, Е.Н. Поляков, 2007

раторов. Во-вторых, волей судеб Хюэ оказался в географическом центре объединенного Вьетнама. Это несомненный плюс для любой столицы, так как в такой ситуации она оказывается максимально удаленной от своих государственных границ. Это удобно для организации системы обороны города, для прокладки к нему удобных транспортных коммуникаций. Кроме того, горные массивы Нганг на севере и Хай Ван на юге стали для новой столицы надежным прикрытием и от неблагоприятных воздушных течений, и от потенциальных врагов. В-третьих, согласно учению даосов (Фен-Шуй), в Хюэ удачно сочетаются оптимальные признаки для государственной столицы. В частности, благоприятную энергетическую ауру городу придал воистину уникальный ландшафт [3].

Итак, согласно хронике «История династии Нгуенов» [4], в первых числах апреля 1802 года, за два месяца до принятия императорских регалий, правитель За Лонг лично обследовал топографию поселения Хюэ с позиций пригодности её для крупномасштабного строительства [5]. Он начертил план будущей столицы, рассчитал оптимальные размеры укреплений и методы их возведения (рис. 1).

РІ.пц'Іи' XXVII. — Уин рсгараїі^ііс Із Сіїасісіїс. ргіие риг ііспйсс- Ггіачіїге аппапіііс < Кі'іішлині [>лг М, ^иуСи -Т1ій‘.

Рис. 1. Цитадель Хюэ. Старинный рисунок

При этом он опирался на теоретические труды французского инженера, маршала Себастьяна Вобана (УаиЬап, 1633-1707). В мае 1803 года, уже в ранге императора Вьетнама, За Лонг со своими сановниками Ле Чьатом и Нгуен Ван

Чыонгом начал планировочные работы, которые продолжались до 1832 года. Следует отметить, что возведение столицы велось с учетом старинного плана, разработанного еще зодчими князя Нгуен Фук Хоата [6]. Строительство в основном было завершено в период правления Минь Манга (1820-1841). При императорах Тхиеу Чи (1841-1847) и Ты Дыке (1848-1884) столица Нгуенов была украшена новыми шедеврами деревянного и каменного зодчества. Благодаря этому небольшой провинциальный городок превратился в административный центр феодальной империи. Он включал фортификационные сооружения, императорские дворцы и павильоны, общественные здания и сооружения, усадебные и общинные дома, сады и парки, водоемы, культовые постройки. Этот ансамбль во многом определяет лицо современного Хюэ.

Первый период становления архитектурного ансамбля Хюэ можно разделить на два этапа:

I этап (1802-1917) - сочетание архитектурных традиций средневекового Китая и достижений современной строительной техники.

В полном соответствии с принципами Фен-Шуй, цитадель Хюэ расположена на оси «Тоа Кан - Хыонг Тон» (северо-запад - юго-восток). При этом гора Нгы Бинь стала естественной ширмой от холодного северного ветра, Ароматная река - «Минь Дыонгом» (Светлым пространством), остров Хен -Левым Драконом, остров За Вьен - Правым Тигром. Искусственный рукав Ароматной реки охватывает цитадель с трех сторон. Она включала целый комплекс построек. В названиях этих сооружений ощущается влияние китайской культуры, однако использованный в них архитектурный стиль ясно отображает и местные строительные традиции. В этом и проявляется оригинальный стиль Хюэ. Специалисты ЮНЕСКО считают Хюэ типичным примером восточного города-крепости.

II этап (1917-1945) - утверждение в архитектуре вьетнамской столицы колониального стиля.

Начиная с Хай Диня, двенадцатого императора династии Нгуенов, посаженного на трон французами, западные архитектурные приемы и стили обрели в зодчестве Хюэ официальный статус. Это отразилось на общем облике столицы [7-12]. В этот период французский инженерный опыт постепенно вытеснял традиционные методы строительства. Новые идеи были апробированы в строительстве ряда сооружений в районе Желтой стены и Запретного города - павильон Кайен Чунг (1921-1923), ворота Чыонг Ан, ворота Хайен Ньон и, наконец, мавзолей императора Хай Диня (1920-1931) на юге столицы. Это сооружение строилось в европейских традициях с применением современной техники и новых материалов. Однако общая композиция плана, выполненная в традициях Фен-Шуй, тематика декоративных скульптур и орнаментов говорят о влиянии конфуцианства. Это было нетрадиционным явлением в архитектуре Хюэ того периода.

Наследник императора Хай Диня император Бао Дай придал архитектурному ансамблю Хюэ европейский лоск. При нем европейские архитекторы и строители стали желанными гостями столицы. Это отразило изменения, произошедшие в обществе, в архитектуре, да и в самом характере урбанизации Вьетнама в первой половине XX века.

Выполняя условия договора 1874 года, вьетнамские власти передали французам часть территории на южном берегу Ароматной реки. Те построили здесь множество административных зданий для колониальных чиновников. Эта зона до сих пор называется Европейским кварталом, в отличие от Ан Нама -«вьетнамского» района, расположенного на северном берегу реки. Хотя этот квартал построен иноземными «оккупантами», он до сих пор пользуется у коренного населения особой популярностью. Дело в том, что французы очень продуманно и аккуратно осуществляли его застройку. Они по достоинству оценили уникальную красоту долины Ароматной реки и произведений вьетнамского зодчества на обоих ее берегах. Следуя традициям вьетнамского буддизма, чужеземцы не стали противоречить природе и местным обычаям. Новые сооружения возводили в самых благоприятных местах, с большим отступом от береговой линии. На южном берегу реки была сохранена туземная растительность. На пустошах разбивались небольшие регулярные парки «французского» стиля. Многие сооружения, возведенные иностранцами, сохранили традиционные черты зодчества Вьетнама. В 1936 году архитектор Desmaretz очень грамотно перепланировал набережные Ароматной реки. Благодаря этому ландшафтные ансамбли обоих берегов, хотя и складывались в разное время и в различных традициях (европейских и вьетнамских), достаточно гармонично дополняют друг друга. Они представляют собой выдающийся образец ландшафтного искусства, синтез культурных традиций Востока и Запада.

Августовская революция 1945 года положила конец династии Нгуенов. Затем для бывшей имперской столицы настал период тяжелых испытаний. Французы и американцы поочередно захватывали город и на целых три десятилетия превратили его в зону боевых действий. В результате здесь было повреждено и полностью разрушено множество старинных построек - большинство дворцов «Пурпурного Запретного города», «Императорского города», «Королевской цитадели». Большой урон архитектурным памятникам нанесли тайфуны, наводнения, суховеи. Восстанавливать разрушенное было некому, да и некогда [13].

К концу семидесятых годов ХХ столетия в «Пурпурном Запретном городе» уцелело не более десятка построек. В Жёлтой стене сохранилось 62 башни из 136. В цитадели было разрушено около ста объектов. В жилых кварталах бывшей столицы Нгуенов было повреждено более трехсот жилых и общественных зданий [14]. В дальнейшем открытые деревянные фрагменты каркасов подверглись интенсивному гниению. Даже после 1975 года, хотя война завершилась и страна была объединена, состояние памятников Хюэ не улучшилось. Сложная обстановка, сложившаяся в экономике Вьетнама в этот период, непонимание роли памятников истории и культуры привели к тому, что наследие Нгуенов очень долго пребывало в плачевном состоянии.

25 ноября 1981 года в Ханое произошло событие, напрямую связанное с судьбой архитектурного ансамбля Хюэ. Генеральный директор ЮНЕСКО Amadou Mahtar M’Bow призвал мировую общественность «спасти» Хюэ, сохранить и восстановить памятники зодчества. С этого времени архитектурный ансамбль Хюэ начал постепенно восстанавливать свой первоначальный облик (рис. 2).

Рис. 2. Панорама центральной части Хюэ. Аэрофотосъемка

Остановимся на особенностях ландшафта бывшей столицы Нгуенов.

Панорама Хюэ похожа на монументальную картину, сюжетами которой стали Ароматная река, гора Нгы Бинь и обширные сады. Все эти природные компоненты можно условно разбить на две группы: Земля и Вода. Горная цепь, тянущаяся вдоль реки, дала городу великолепный природный фон. Пейзаж Хюэ дополняется своеобразным тропическим климатом, богатством растительного и животного мира. В процессе многовекового отбора были найдены оптимальные принципы гармоничной взаимосвязи цветовой гаммы ландшафта и зданий. Это шедевр «поэтического градостроительства» (вьетнамское определение). Здесь каждый памятник находится в совершенной природно-экологической среде. Первые строители города намеренно вставили его в рамку прекрасного ландшафта (горы Нгы Бинь, холма Вонг Кань, лагуны Там Занг и пр.). Они создали уникальную архитектуру, в которой каждый элемент как бы сливается с природным окружением. Расположенная в центре Хюэ цитадель имеет жесткую симметричную композицию. Однако связь с природным ландшафтом здесь настолько тесна, что посетители и гости бывшей столицы Нгуенов как бы не замечают следов человеческой деятельности. На южном берегу Ароматной реки можно видеть живописные композиции императорских мавзолеев. Все они являются уникальными творениями народных мастеров Вьетнама. Каждый мавзолей по-своему индивидуален, являет собой произведение искусства, единое с природой, с духовным началом.

Ароматная река, прославленная в музыке, живописи и поэзии Вьетнама, рассекает город на две части(рис. 3). Там есть два маленьких островка -Кон Хен и Кон Завьен. Первый, расположенный левее, символизирует Дракона, второй - Тигра. В «Истории династии Нгуенов» о красоте этих мест сказа-

но следующее: «Столица - это место, в котором встречаются горы и реки. Столица находится между югом и севером страны, имеющей высокий и гладкий рельеф. Перед цитаделью течет широкая река, а за ней высится гора. Положение столицы ассоциируется с извивающимся драконом и сидящим тигром. Эта земля считается обиталищем Бога и императора ...».

Рис. 3. Ароматная река и гора Нгы Бинь со стороны Запретного города

Река славится своей красотой. В разные исторические периоды она меняла свои наименования: Ло Зунг, Линь, Зинь, Ким Ча и т. д. Настоящее имя Хыонг (Ароматная) наиболее известно. Согласно легенде, это наименование река получила потому, что в устье её растет Тхак Сыонг Бо («ароматная трава»). Поэтому Хыонг не только красива, но и в самом деле «ароматна». Не случайно её французский перевод звучит как «Riviere des Perfum», а английский - «Perfume River». Русло реки в районе Хюэ широкое, вода течет медленно и имеет характерную изумрудно-зеленую окраску. Поверхность воды похожа на гладкое зеркало, в котором отражаются прибрежные сооружения. Фам Куин, видный сановник из окружения Нгуенов, написал: «Если бы город Хюэ не имел Ароматной реки, то его красота уменьшилась бы наполовину». Вместе с крепостным рвом река охраняет город и служит его главной транспортной артерией.

Гора Нгы Бинь - вторая широко известная достопримечательность Хюэ. Раньше она называлась Хон Мо, Банг Шон. Свое окончательное имя получила в период правления За Лонга. Гора находится в районе Ан Кыу, пригорода современного Хюе, в трех километрах к северу от цитадели. Высота горы чуть

более ста метров. Хотя она и не высока, но является хорошей естественной защитой для городской цитадели. Поэтому она играет важную роль в градостроительной схеме Хюэ. По обе стороны от Нгы Бинь находятся две небольшие симметричные горы - Та Фу Шон и Хыу Фу Шон. Так их назвал император Минь Манг в 1882 году. В 1843 году у подножия Нгы Бинь поставили каменную стелу, на которой высекли стихи Тхиеу Чи о красоте горы. Император-поэт причислил её к «двадцати достопримечательностям» столицы. Ежегодное восхождение на вершину Нгы Бинь происходит 9 сентября. С начала XIX столетия здесь посадили множество сосен, поэтому гора, окутанная мохнатой зеленью хвои, выглядит очень нарядно. Вместе с Ароматной рекой Нгы Бинь является географическим символом бывшей столицы.

Следует отметить, что в основе градостроительной схемы Хюэ лежат традиционные восточные учения, главные из которых - Фен-Шуй (геомантия) и Ичинг (англ. «I Ching, the Book of Changes», «The Book of I Ching»). Применение их основ в городской планировке, проектах отдельных зданий и сооружений позволило создать целостную архитектурную систему, признанную многими специалистами. На заседании ЮНЕСКО в Колумбии, состоявшемся в декабре 1993 года, было отмечено, что Хюэ - «первая столица единого Вьетнама, построенная в начале XIX в., которая органично сочетает достижения восточной философии с вьетнамскими традициями. Гармония с природой, неповторимая красота зданий - это своеобразие вьетнамского зодчества периода его расцвета...».

Согласно Ичинг, все сущее во Вселенной рождается из двух противоположных начал - Инь и Ян. Человек является микрокосмом, а Вселенная -«гармоничным созвучием» Неба, Земли и Человека. Поэтому вьетнамцы убеждены, что человек должен жить с природой в полном согласии. Это и есть ведущий принцип зодчества Хюэ. Теория «пяти первоэлементов» (металл, вода, огонь, дерево, камень) здесь также пользуется широким спросом. Все эти теории трактуют взаимодействие человека и Вселенной на материалистических принципах единства и борьбы противоположностей и постоянного движения, обновления.

Учение Фен-Шуй возникло чуть позже, чем Ичинг. Его последователи широко использовали свои знания на практике - в строительстве зданий, в разбивке садов и парков, в прокладке дорог и каналов. Знатоки Фен-Шуй использовали инструмент типа буссоли. На нем нарисованы символы «восьмизнаковой фигуры» (или «восемь триграмм»), «десяти символов цикла Неба» (англ. «The ten Heaven’s stems cyclical tems»), «двенадцати символов цикла Земли» (англ. «The twelve Earth’s stems cyclical terms»). С ее помощью определяли, какое из направлений наиболее подходит зданию, саду или отдельной комнате. Теория «пяти первоэлементов» реализовалась при размещении построек на отведенном участке. При этом учитывались «пять направлений» и «пять цветов», которые сосуществуют в связке с «первоэлементами». Использовались также символы четырёх животных вместе и их цвета, чтобы характеризовать четыре направления стран света (табл. 1).

Большинство архитектурных памятников Хюэ расположено на северном берегу реки Хыонг. Среди них «Императорский город» (Kinh Thanh),

«Королевская Цитадель» (Hoang Thanh) и «Пурпурный Запретный Город» (Tu Cam Thanh). Это сотни зданий, в которых жили и работали императоры и члены их семей. Усадьбы высших чиновников и князей располагались рядом с «Императорским городом». Их строили вдоль притоков Ароматной реки (Ким Лонг, Ви За, Жа Хой, Анкыу). На южном берегу реки до появления французов в основном строили культовые сооружения [15, 16].

Таблица І

Первоэлементы Вселенной (вьетнамская версия)

Пять направлений Запад Восток Север Юг Центр

Пять элементов Металл Дерево Вода Огонь Земля

Пять цветов Белый Синий Черный Красный Желтый

Священные животные Тигр Дракон Черепаха Воробей1 -

«Императорский город» в архитектурном комплексе Хюэ является самым значимым объектом. При проектировании его зодчие руководствовались не только принципами Ичинг или Фен-Шуй, но и французскими методами строительства крепостей. Вокруг «Императорского города» расположены 24 крепости и форт Чан Бинь Дай (Tran Binh Dai). Эти укрепления вместе с внешними защитными поясами создали надежную линию оборонительных сооружений. Комплекс имеет одиннадцать ворот. Его территорию пересекал приток Ароматной реки - Нгы Ха (Ngu Ha). Кроме его, в «Императорском городе» было около сорока искусственных озер и прудов. Самые известные из них - озера Нгок Хай (Ngoc Hai - «Изумрудное море»), Тхай Зич (Thai Dich) и Нгок Зич (Ngoc Dich). Были здесь также десять садов - Ко Ха (Co Ha), Тхьеу Фыонг Тинь Там (Thieu Phuong Tinh Tam) и др.

Цитадель расположена на северном берегу Ароматной реки. Площадь её равна 520 га. Главная ось нацелена на юго-восток. За цитаделью высится гора Нгы Бинь. Она служит естественной преградой, укрывающей императорскую резиденцию от северных ветров. Со всех сторон цитадель окружена тремя стенами - Внешней (самой длинной), Желтой (Хоанг Тхан) и Запретной (Ты Кам Тхань). За Внешней стеной разместились по кругу восемь деревень - Фу Суан, Ван Суан, Зийен Фай, Тхе Лай, Ан Ван, Ан Хоа, Ан Ми и Ан Быу (Фу-суан). Вначале стена была построена из утрамбованной глины, и лишь в 1818 году её облицевали кирпичом. Ворота с павильонами, мосты и шлюзы завершили только к 1873 году. Строительство велось мастерами и чернорабочими, которых мобилизовали по всей стране [17].

В плане цитадель напоминает почти идеальный квадрат. Его периметр около десяти километров. Толщина стены достигает 21 м. Она имеет линию бастионов, позиции для стрелков. В четырех сторонах в стене прорезаны десять ворот. Южная стена имеет четверо ворот: Чинь Нам (Южные ворота), Тхе Ньон (Закрытые ворота), Куанг Дык (Рухнувшие ворота), Донг Нам (Тхынг Ты). Северная сторона имеет двое ворот: Чинь Бак (Задние ворота) и Таи Бак (Ан Хоа). Восточная сторона имеет трое ворот: Чинь Донг (Донг

1 В философии Древнего Китая это направление находилось под покровительством Красного Феникса или Фазана (прим. авторов)

Ба), Донг Бак (Ке Чай) и Чан Бинь. Западная сторона имеет двое ворот: Чинь Таи и Таи Нам (Хыу). Помимо этого, на восточной и западной сторонах имеется еще двое речных ворот. Эти ворота устроены в Восточной и Западной башнях цитадели.

Крепость усилена 24 бастионами. В плане они имеют ломаные очертания. На южной стене - бастионы Нам Нинь, Нам Хынг, Нам Тнанг, Нам Чьин, Нам Сыонг, и Нам Хань. На северной стороне - Бак Динь, Бак Хоа, Бак Тхан, Бак Чунг, Бак Тхуан и Бак Диен. На востоке - Донг Тхай, Донг Чыонг, Донг За, Донг Фу, Донг Винь и Донг Бинь. На западе -Таи Тхан, Таи Туи, Таи Тинь, Таи Зык, Таи Ан и Таи Чинь. Бастионы оснащены 455 амбразурами и площадками для стражи. В северо-восточном углу цитадели находится самый крупный бастион Чан Бинь Дай, имеющий в плане форму короны. Периметр его около 1000 метров. Этот бастион контролировал участок реки со стороны Южно-Китайского моря.

Южная стена цитадели украшена огромным пьедесталом для флагштока. Её поверхность облицована кирпичом. Толщина кирпичного слоя - около полутора метров. Внешняя поверхность цитадели довольно отвесна, внутренняя имеет пологие откосы. Перед цитаделью вырыт глубокий ров. Длина его

11 км, средняя ширина 50 метров, глубина - четыре. Извлеченную землю (около 1300000 м3) использовали для строительства внешнего вала. Ров наполнили водой, и со временем он превратился в небольшую речку. Ее именуют Хо Тхань Ха («Река, охраняемая цитаделью»).

Со всех сторон цитадель окружена водным кольцом. Оно включает Ароматную реку (южная сторона) и три канала перед остальными стенами: Донг Ба на востоке, Ке Ван на западе и Дао на севере. Общая длина этих каналов семь километров, средняя ширина 60 метров, глубина - пять. Вначале берега реки Хо Тхань Ха были соединены несколькими деревянными мостами, связавшими цитадель с внешним миром. Затем их заменили кирпичные и каменные мосты. Есть несколько металлических мостов: на юге цитадели -Чыонг Тйен (Бакн Хо), на востоке - За Хой (Донг Ба). На западе был построен мост Лой Те (Ким Лонг), а на севере - Тинь Те (Чыонг Лой).

Территория внутри цитадели, согласно «Дай Нам Ньат Тхонг Чьи», была разбита на 95 кварталов. Тут находились Лук Бо («Шесть министерств»), Тон Ньан Фу (суд), До Шат Вьен (полиция), Куок Шы Куаон (исторический архив, библиотека), Хан Лам Вьен (академия). Здесь же размещались склады, святилища, императорские сады и дворцы, университет Куок Ты Зам, воинские казармы.

Жёлтая стена (Хоанг Тхан) сейчас находится в геометрическом центре Хюэ. Это вторая оборонительная линия цитадели. Она отстоит от Внешней стены цитадели на двести метров. Желтая стена была призвана защитить дома членов императорской семьи. Её заложили в 1804 году (третий год правления императора За Лонга). Впоследствии её неоднократно перестраивали и реставрировали. Модернизация продолжалась 143 года. Все фрагменты укреплений строго регламентированы и подчинены единому замыслу зодчего. Всюду царят зеркальная или радиальная симметрии. В архитектурном облике Жёлтой стены можно обнаружить черты зодчества императорского дворца Пекина периода династий Цинь и Хань, но она имеет и свои собственные традицион-

ные особенности. 11 декабря 1993 г. архитектурный ансамбль Жёлтой стены признан памятником мировой культуры [18].

В центральной части цитадели возвышается еще одно оборонительное сооружение - Запретный город. Все императорские дворцы расположены по обе стороны от него. Они имеют единый вход, со всех сторон окружены стенами. Планировка дворцов строго симметрична. Доминантой, господствующей над Запретным городом, является трехъярусная башня с флагштоком, выстроенная из кирпича квадратной формы.

Это выдающийся образец дворцовой архитектуры Вьетнама периода правления Нгуенов. Он размещается в центре площади, замкнутого Дай Ной (Жёлтой стеной). Эта зона также спланирована и заложена в начале правления императора За Лонга (1804). В тот период эта зона называлась Кунг Тхань. В 1822 году император Минь Манг переименовал её в Ты Кам Тхань (Запретный город).

План Запретного города имеет форму прямоугольника. По данным архитектора Нгуен Ба Ланга, периметр этой стены равен 1228 м. Длина прямоугольника 324 м, ширина 290 м, высота 3, 72 м, толщина 0,72 м. Внутри города было построено около пятидесяти сооружений, включая великолепные дворцы. Начинается город с деревянных ворот Дай Кунг. За ними располагается «Двор для собраний» Тхыонг Чиеу, затем дворец Кан Чьан, где император работал каждый день. Слева и справа от двора Тхыонг Чиеу расположены здания Та Ву и Хыу Ву, где перед началом работы гражданские и военные сановники ожидали императора. Дальнюю часть двора занимал павильон Донг Как, в котором хранились важнейшие книги и документы. Слева и справа от дворца Кан Чань стоят два симметричных здания - дворцы Ван Минь и Во Хьен. Позади дворца Кан Чань за длинной ширмой располагался дворец Кан Тхань, в котором жил император. Дальше - еще один двор. К нему пристроен дворец Хон Тхай, в котором жила императрица и другие жены императора. Далее стоит павильон Кьен Чунг, построенный во время правления Хай Диня. Левее и правее этой дворцовой группы находились дворцы Куанг Минь, Чинь Минь, Зыонг Там и Тьин Куан Дыонг, театр Зует Тхи Дыонг, трапезная Тхыонг Тхьен Дыонг, Тхай Бинь (павильон, где император читал книги). Все дворцы объединялись садами, озерами, павильонами, мостами. Раньше в этой зоне были также дворцы Доан Чанг, Доан Хуи, Доан Тыонг, Доан Тхуан и Доан Хоа. Они предназначались для императорского гарема. Почти все эти памятники были разрушены в 1947 году. Уцелели лишь фундаменты этих дворцов. За пределами Запретного города сохранилось несколько построек, которые также являлись неотъемлемой частью ансамбля города Хюэ. Например, здания Бинь Ан Дыонг и Кунг Зам Вьен (места отдыха жен императора и евнухов), девять священных пушек и т.д. [19].

Композиция плана у Запретного города строго симметрична. Большинство архитектурных сооружений расположено параллельно или перпендикулярно главной оси. Популярны были числа «9» и «5», поскольку они определяют судьбу императора. Запретный город являлся микромиром императорской семьи. Дворец Кан Тхань, в котором жил император, служил центром этого мира (рис. 4).

Рис. 4. Запретный город. Интерьер императорского дворца Кан Тхань

Библиографический список

1. Куок шы Каон Чьеу Нгуен. Дай Нам Ньат Тхонг Чьи / Куок шы Каон Чьеу Нгуен / перевод Нгуена Тао. - Сайгон : Изд-во культуры, 1960.

2. Чан Куок Выонг. Область Хюэ, сокровища её истории и культуры / Чан Куок Выонг. -Ханой : Издательство культуры, 1996.

3. Чан Мань Хао. Хюэ вокруг нас / Чан Мань Хао. - Хюэ : Издательство Тхуан Хоа, 1984.

4. Куок ши Каон Чьеу Нгуен. Дай Нам Тхык Лук / Куок ши Каон Чьеу Нгуен / перевод с вьетнамского, ТТ. 1-18. - Ханой : Историческая академия Вьетнама, 1962, 1978.

5. Чан Дык Ань Шон. Замысел планировки цитадели Хюэ в период правления За Лонга (1802-1820) / Чан Дык Ань Шон // Научный доклад «690 лет Тхуан Хоа - Хюэ (1306-1996)» - Хюэ, 1996.

Вестник ТГАСУ №1, 2007

27

6. Ву Хыу Минь. Карта Хюэ мистера Le Floch de la Cardilre (1787 г.) / Ву Хыу Минь // Научный семинар в честь 310-летия Фу Суан - Хюэ - Хюэ, 1997.

7. Laborde, A. Les batiments du palais de Hue / A. Laborde. - B.A.V.H., 1928.

8. Guides Madrolle. Indochine du Nord, troisieme edition, Librairie Hachette, Paris, 1932.

9. Hue, ville imperiale. - Ханой, Изд-во отдела туризма французского полпредства во Вьетнаме, 1931.

10. Cadiere, L. La Porte Doree et les palais adjacents / L. Cadiere. - B.A.V.H, 1914.

11. Pichard, P. La Conservation des Monuments de Hue / P. Pichard. - Paris, UNESCO, 1978.

12. De la Susse, R. Le Palais Imperial, Revue Indochinoise / R. De la Susse, 1913.

13. Нгуен Ба Чьи. Описание состояния императорского города Хюэ до 14 сентября 1947 года / Нгуен Ба Чьи // Журнал народа Вьетнама, № 1. - Ханой, 1948.

14. Тхай Ван Кием. Бывшая столица Хюэ / Тхай Ван Кием. - Сайгон : Изд-во культуры,

1960.

15. Фан Тхаун Ан. Архитектура бывшей столицы Хюэ / Фан Тхаун Ан. - Хюэ : Изд-во департамента сохранения памятников культуры Хюэ, 1990.

16. Фан Тхуан Ан. Столица Хюэ / Фан Тхуан Ан. - Хюэ : Изд-во Тхаун Хоа, 1997.

17. Быу Ке. Цитадель Хюэ / Быу Ке // Журнал Университета Хюэ, № 22-23. - Хюэ, 1961.

18. Конспективный паспорт по планировке цитадели Хюэ // Министерство строительства Вьетнама, Институт градостроительной и сельской планировки, 1997.

19. Археология в памятниках бывшей столицы Хюэ // Исторический музей Вьетнама. Центр сохранения памятников Хюэ. - Хюэ, 2003.

HUINI TAN CHUNG, E.N. POLYAKOV

THE TOWN-PLANNING TRADITIONS OF HYUE -AN IMPERIAL RESIDENCE OF NGUENS

The article is devoted to the history and town-planning particularities of Vietnamese city Hyue - the former capital of Nguenov emperors (1802-1945). The description of its planning structure and the most important monuments of architecture, influenced on natural landscape and buiulding of the city is given in the article.

УДК 72.03(470)

О. В. БОГДАНОВА, докторант,

ТГАСУ, Томск

ГРАЖДАНСКИЕ инженеры как главные СТРОИТЕЛИ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)

В статье рассматривается творчество гражданских инженеров на примере строительства комплекса Томского технологического института, обозначается особенность их творчества в зодчестве городов Западной Сибири, как главных строителей учебных комплексов.

Основными архитектурными кадрами в городах Западной Сибири в XIX - начале XX веков были выпускники Петербургского Института граж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© О.В. Богданова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.