Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России'

Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусев Д.А.

В статье декоративно-прикладное творчество рассматривается как форма проявления общенациональной идентичности России. Раскрываются сущностные характеристики декоративно-прикладного творчества, определяющие его культурно-историческое значение и воспитательный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гусев Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTS AND CRAFTS AS A FORM OF MANIFESTATION OF THE RUSSIAN NATIONAL IDENTITY

The article discusses arts and crafts as a form of manifestation of the Russian national identity. The essential characteristics of arts and crafts, that define their cultural and historical significance and educational potential,are revealed.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России»

УДК 371

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ

В статье декоративно-прикладное творчество рассматривается как форма проявления общенациональной идентичности России. Раскрываются сущностные характеристики декоративно-прикладного творчества, определяющие его культурно-историческое значение и воспитательный потенциал.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, общенациональная идентичность, сельская школа.

Д. А. Гусев D. A. Gusev

ARTS AND CRAFTS AS A FORM OF MANIFESTATION

OF THE RUSSIAN NATIONAL IDENTITY

The article discusses arts and crafts as a form of manifestation of the Russian national identity. The essential characteristics of arts and crafts, that define their cultural and historical significance and educational potential,are revealed.

Keywords: arts and crafts, national identity, a rural school.

Национальная идентичность, являющаяся основой любого государства, не является прирожденным качеством. Она приобретается в процессе осознания общности культуры, языка, традиций, истории. Культура как нечто целое и сложное, рассматриваемая как системное качество, имеет эстетическую составляющую. В ее развитии значительна роль школы. «Школа должна являться основой эстетического воспитания ребенка, но только такая школа, которая привлекает к этому разные виды искусства» [1, с. 102], -пишет Д.С. Лихачев. Академик справедливо отмечает, что искусство способно полноценно воспитать человека. На базе школы, особенно сельской, одним из путей вхождения ребенка в культурную традицию является приобщение учеников к декоративно-прикладному творчеству.

Декоративно-прикладное творчество исконно свойственно сельчанам. Будучи воплощенным в конкретные изделия, оно передается из поколения в поколение, а значит, и обладает действенным педагогическим потенциалом. Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. И плох тот народ, который не знает того, что дано именно ему. В каждом селе, в каждой деревне есть мастера золотые руки, передающие по наследству навыки обработки природного материала. Своими умельцами по праву гордятся и малые деревушки, и большие села, разбросанные по необъятным просторам Отечества.

Так, в селе Казаково Вачского район, расположенном у великой русской реки Оки, не одно десятилетие руками умельцев создаются кружевные узоры из металла по мотивам народных сказаний, изделия, ласкающие глаз, пробуждающие чувства умиления и ностальгии. В сельском музее собраны сотни экспонатов, выполненных в свое время для разных целей по различным мотивам. Некоторые из них созданы лишь в единственном экземпляре, относятся к уникальным творениям сельских мастеров и по замыслу, и по реализации, неповторимы в принципе и являются народным достоянием.

В селе Полхов-Майдане Вознесенского района еще в позапрошлом столетии возник и развился народный промысел по изготовлению расписных изделий. Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление

мирового масштаба. Образ Полхов-Майданской матрешки отличается от других оригинальностью формы, специфичностью сюжетного замысла, своеобразием красок, индивидуальностью подчерка мастеров, особенной орнаментальной чистотой исполнения. Применяется своеобразная модульная система росписи, в основе которой лежит короткий с нажимом росчерк пера и простой мазок кисти, позволяющие выполнять разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмике орнаментальные мотивы.

Народный дух, народные мотивы декоративно-прикладных изделий являются той идейной основой, которая необходима для полноценного воспитания современных сельских школьников.

Синтезируя имеющиеся в литературе суждения, можно выделить основные сущностные характеристики декоративно-прикладного творчества: эстетическая и прикладная направленность, сюжетное своеобразие, специфическое цветовое решение, языковое своеобразие, технологическая воспроизводимость [2, с. 110]. Охарактеризуем из подробнее.

Эстетическая и прикладная направленность характеризуется тем, что произведения декоративно-прикладного искусства представляют собой двуединое начало, являясь предметами утилитарного назначения и одновременно носителями красоты. Единство этих составляющих воплощается, к примеру, в таких произведениях, как посуда, расписанная хохломской росписью; мебель, оформленная городецкой росписью; павловопосадские платки; вологодские кружева; народная одежда; игрушки дымковские, фи-лимоновские; матрешки и т. д.

Сюжетное своеобразие выражается в таких особенностях народного искусства, как мотивы сказочности, народности, связь с природой, простота и доступность, традиционность.

Рукоделиям декоративно-прикладного творчества свойственно специфическое цветовое решение, благодаря которому изделия приобретают необыкновенную нарядность. Цвет (одно из выразительных средств в народном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признака-

102

Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)

ми изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных изделий, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Языковое своеобразие народного искусства характеризуется такими составляющими, как орнаментальность, символизм, стилизация, универсальность языка. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет или является его структурным элементом.

Еще одной важной характеристикой декоративно-прикладного творчества является его технологическая доступность. Оно не требует сложного оборудования. Создавать изделия иной раз может даже ребенок без специального образования и слишком длительного обучения.

Во всех народных изделиях очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, волокнистость дерева, прочность металла позволяют создавать изделия разнообразной формы, их художественно-образное решение обусловлено свойствами материала.

Каждый вид декоративно-прикладного искусства отличается от других сюжетным своеобразием, материалом, цветовой палитрой, технологией изготовления и др., но в совокупности они образуют универсальный язык народного творчества, имеющий высокий воспитательный потенциал. Оно должно занимать постоянное место среди других средств воспитания культуры подрастающего поколения, способствовать становлению общенациональной идентичности, синтезирующей региональную и этническую идентичность.

Многие сельские школы из года в год возрождают традиции воспитания своих питомцев на народных началах, привносят в образовательный процесс своих учреждений традиционные для региона виды декоративно-прикладного творчества, достигая при этом высоких результатов. Сельский учитель всегда служил своему народу, выражал его интересы и чаяния. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма» [3, с. 144].

Феномен декоративно-прикладного творчества показывает не только высокий воспитательный потенциал, как справедливо утверждали классики педагогической мысли, но и по своему культурно-историческому значению выражает одну из форм общенациональной идентичности России.

1. Лихачев Д. С. Раздумья. М. : Дет. лит., 1991. 318 с.

2. Гусев Д. А., Соколова В. Н. Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: региональный аспект: монография / АГПИ им. А. П. Гайдара. Арзамас, 2009. 184 с.

3. Ушинский К. Д. Педагог. соч.: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. Т. 1. 416 с.

© Гусев Д. А., 2014

УДК 397+75.042

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА BISON: ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОДНОГО АСПЕКТА

Палеолитические изображения представителей рода Bison позволяют производить зоологическую оценку их отдельных поведенческих актов. Особый интерес для авторов этих изображений представляли ситуации, в которых у представителей рода Bison ослабевал контроль за окружающей местностью, и они могли стать добычей охотников. Для понимания этих особенностей требуются специфические знания современного интерпретатора, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, сокрытые в изображениях объектов внимания охотников времен палеолита.

Ключевые слова: палеолит, представитель рода Bison, необычная поза, наблюдательность, произведения искусства, художники и охотники.

5. 10. Kaccan B. Yu. Kassal

PALEOLITHIC IMAGES OF REPRESENTATIVES OF THE GENUS BISON: ZOOLOGICAL EVALUATION OF ONE ASPECT

Paleolithic images of the genus Bison allow zoological measurement of specific behavioral acts. Situations in which the representatives of the genus Bison weakened control over the surrounding area, and they could be hunted arouse a particular interest to the authors of these images. To understand these features the specific knowledge of the modern interpreter, allowing to establish a cause-and-effect relationships hidden in the image of the object of attention of the hunters of Paleolithic times, is requirde.

Keywords: Paleolithic, representative of the genus Bison, unusual posture, observation, works of art, artists and hunters.

Для первобытного художника простой рисунок представляет собой нечто неизмеримо более значительное, чем чертеж, схема. Художественный образ, внешняя форма предмета для первобытного человека были такой же

реальностью, как сам предмет. Когда художник палеолита рисовал на скале животное, он рисовал реальное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не был самостоятельной областью, отделенной от эмпирически

Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.