Научная статья на тему 'Палеолитические изображения представителей рода Bison: зоологическая оценка одного аспекта'

Палеолитические изображения представителей рода Bison: зоологическая оценка одного аспекта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЕОЛИТ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОДА BISON / НЕОБЫЧНАЯ ПОЗА / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / ХУДОЖНИКИ И ОХОТНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кассал Б.Ю.

Палеолитические изображения представителей рода Bison позволяют производить зоологическую оценку их отдельных поведенческих актов. Особый интерес для авторов этих изображений представляли ситуации, в которых у представителей рода Bison ослабевал контроль за окружающей местностью, и они могли стать добычей охотников. Для понимания этих особенностей требуются специфические знания современного интерпретатора, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, сокрытые в изображениях объектов внимания охотников времен палеолита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALEOLITHIC IMAGES OF REPRESENTATIVES OF THE GENUS BISON: ZOOLOGICAL EVALUATION OF ONE ASPECT

Paleolithic images of the genus Bison allow zoological measurement of specific behavioral acts. Situations in which the representatives of the genus Bison weakened control over the surrounding area, and they could be hunted arouse a particular interest to the authors of these images. To understand these features the specific knowledge of the modern interpreter, allowing to establish a cause-and-effect relationships hidden in the image of the object of attention of the hunters of Paleolithic times, is requirde.

Текст научной работы на тему «Палеолитические изображения представителей рода Bison: зоологическая оценка одного аспекта»

ми изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных изделий, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Языковое своеобразие народного искусства характеризуется такими составляющими, как орнаментальность, символизм, стилизация, универсальность языка. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет или является его структурным элементом.

Еще одной важной характеристикой декоративно-прикладного творчества является его технологическая доступность. Оно не требует сложного оборудования. Создавать изделия иной раз может даже ребенок без специального образования и слишком длительного обучения.

Во всех народных изделиях очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, волокнистость дерева, прочность металла позволяют создавать изделия разнообразной формы, их художественно-образное решение обусловлено свойствами материала.

Каждый вид декоративно-прикладного искусства отличается от других сюжетным своеобразием, материалом, цветовой палитрой, технологией изготовления и др., но в совокупности они образуют универсальный язык народного творчества, имеющий высокий воспитательный потенциал. Оно должно занимать постоянное место среди других средств воспитания культуры подрастающего поколения, способствовать становлению общенациональной идентичности, синтезирующей региональную и этническую идентичность.

Многие сельские школы из года в год возрождают традиции воспитания своих питомцев на народных началах, привносят в образовательный процесс своих учреждений традиционные для региона виды декоративно-прикладного творчества, достигая при этом высоких результатов. Сельский учитель всегда служил своему народу, выражал его интересы и чаяния. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма» [3, с. 144].

Феномен декоративно-прикладного творчества показывает не только высокий воспитательный потенциал, как справедливо утверждали классики педагогической мысли, но и по своему культурно-историческому значению выражает одну из форм общенациональной идентичности России.

1. Лихачев Д. С. Раздумья. М. : Дет. лит., 1991. 318 с.

2. Гусев Д. А., Соколова В. Н. Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: региональный аспект: монография / АГПИ им. А. П. Гайдара. Арзамас, 2009. 184 с.

3. Ушинский К. Д. Педагог. соч.: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. Т. 1. 416 с.

© Гусев Д. А., 2014

УДК 397+75.042

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА BISON: ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОДНОГО АСПЕКТА

Палеолитические изображения представителей рода Bison позволяют производить зоологическую оценку их отдельных поведенческих актов. Особый интерес для авторов этих изображений представляли ситуации, в которых у представителей рода Bison ослабевал контроль за окружающей местностью, и они могли стать добычей охотников. Для понимания этих особенностей требуются специфические знания современного интерпретатора, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, сокрытые в изображениях объектов внимания охотников времен палеолита.

Ключевые слова: палеолит, представитель рода Bison, необычная поза, наблюдательность, произведения искусства, художники и охотники.

5. 10. Kaccan B. Yu. Kassal

PALEOLITHIC IMAGES OF REPRESENTATIVES OF THE GENUS BISON: ZOOLOGICAL EVALUATION OF ONE ASPECT

Paleolithic images of the genus Bison allow zoological measurement of specific behavioral acts. Situations in which the representatives of the genus Bison weakened control over the surrounding area, and they could be hunted arouse a particular interest to the authors of these images. To understand these features the specific knowledge of the modern interpreter, allowing to establish a cause-and-effect relationships hidden in the image of the object of attention of the hunters of Paleolithic times, is requirde.

Keywords: Paleolithic, representative of the genus Bison, unusual posture, observation, works of art, artists and hunters.

Для первобытного художника простой рисунок представляет собой нечто неизмеримо более значительное, чем чертеж, схема. Художественный образ, внешняя форма предмета для первобытного человека были такой же

реальностью, как сам предмет. Когда художник палеолита рисовал на скале животное, он рисовал реальное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не был самостоятельной областью, отделенной от эмпирически

воспринимаемой действительности. Он еще не противопоставлял, не разделял эти сферы, но видел в одной прямое продолжение другой [1]. Считается, что магическим целям охотничьего овладения служила большая часть скульптурных и живописных изображений животных на каменных плитках, скалах и стенах палеолитических пещер. Образы животных, заполнившие стены позднепалеолити-ческих пещер, должны были изображать возможную добычу охотников. Совершавшиеся в тайниках пещер обряды имели в виду превратить магическим путем эту возможную добычу в реальность, в желаемое. На стенах пещеры магическое претворение мечты в действительность выражалось образами изобразительного искусства, на полу пещер - в следах обрядового действия, изображавшего желаемое как реально свершившееся, а также в найденных скульптурных изображениях животных со следами преднамеренных ударов копьями и дротиками [1]. Наиболее известны в искусствоведении верхнепалеолитические (18-10 тыс. лет назад) произведения мадленской культуры (Magda^nien), которая была распространена на территории Европы в конце ледникового периода [2].

Изучение архаического искусства связано с определенными трудностями, во многом обусловленными его восприятием и интерпретацией [3; 4; 5; 6; 7]. В связи с этим при работе с предметами требуется скрупулезный учет и оценка всего - от самых мельчайших деталей обработки до геометрии очертаний и развитие способностей образного восприятия объекта, столь основополагающе характерного для видения мира первобытными людьми [8]. «Все ранние формы деятельности первобытного человека, включая и художественные, носили ярко выраженный синкретический характер, т. е. они были неразрывно связаны между собой в своем развитии и воплощении. Это... многомерный, но целостный мир, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено» [9, с. 11].

Целью работы является зоологическая оценка одного из поведенческих аспектов у представителей рода Bison, отраженного в палеолитических изображениях. На разрешение были поставлены следующие задачи.

1. Выявить палеолитические изображения представителей рода Bison с определенным выраженным поведенческим актом.

2. Сделать зоологическую оценку исследуемого поведенческого акта у представителей рода Bison.

Методами работы стали графическое исследование, вербальное моделирование и анализ, включающие описательные и графические элементы, их интерпретация с современных этологических позиций. Полевые исследования ограничены эпизодическими наблюдениями зубров, бизонов и их гибридов в условиях зоопарков (Москвы, Киева, Санкт-Петербурга, Ташкента, Душанбе, поселка Большере-чье Омской области) в период 1970-2013 гг. Основой для сравнительного анализа являются материалы графического анализа изображений, имеющих наибольшее распространение в искусствоведческих публикациях, но в отсутствии или, чаще, с неверной этологической трактовкой изображаемых животных и их поведения. В качестве иллюстративного материала использована лишь незначительная часть известных изображений представителей рода Bison, авторских

и из открытых интернет-источников. Изображения выполнены палеолитическими художниками не одновременно, в разной манере и в различной технике, рисунки объектов и графическая интерпретация выполнены автором, однако искусствоведческий анализ не является предметом нашего исследования, а лишь зоологический.

Известно, что язык (lingua) - компактный орган, состоящий из мышечной ткани и покрытый многослойным плоским эпителием. Он участвует главным образом в первичной обработке пищи, в акте глотания, восприятии вкусовых ощущений и в издании звуков. Язык представителей рода Bison - довольно универсальный инструмент, которым они захватывают траву и древесные побеги, подрезая их резцами нижней челюсти; им вылизывается собственный нос, включая наружнюю часть носовых ходов, некоторые части своего тела и части тела других животных, включая телят при их рождении. При громком мычании (реве) язык выдвигается из ротовой полости, чтобы увеличить ее объем (рис. 1).

Рис. 1-А. Бизон нередко высовывает язык во время мычания

Рис. 1-Б. Молодой бизон, тянущийся языком к ветке для ее захватывания

Крупные травоядные животные страдают от укусов кровососущих насекомых (слепней Tabanidae и др.). Болезненность укуса вызывает рефлекторное стремление почесать или иным способом помассировать место укуса. Бизоны делают это языком. При этом они принимают весьма неустойчивую позу, в которой оказываются уязвимы. Правда, к этому способны лишь молодые особи и самки, поскольку самцы имеют чрезвычайно развитый плечевой пояс, резко ограничивающий боковые движения шеи (рис. 2).

Рис. 2. Молодой бизон, дотянувшийся языком до места, укушенного кровососущим насекомым

Внимание человека времен палеолита привлекала неустойчивость позы бизона, массирующего языком место укуса кровососущим насекомым. Это создавало ситуацию, очень удобную для нападения на бизона, особенно со стороны, противоположной от разворота головы. Чтобы заметить опасность и развернуться, принимая удобную для бегства или обороны позу, тянувшемуся к месту укуса для массажа бизону было необходимо определенное время. Именно оно и использовалось для атаки на него охотником. Очевидно, успешность охоты в этих обстоятельствах была настолько высока, что художник времен палеолита желал повторения этих обстоятельств, для чего и выполнял изображение бизона в такой позе (рис. 3).

Рис. 3. Скульптура первобытного бизона, длина 10 см,

мамонтовый бивень, мадлен; пещера Ла Мадлен ^а Magdeleine), Франция, Музей национальных древностей в Сен-Жермен-ан-Ле (вверху) и прорисовка (внизу)

Ранее это изображение интерпретировалось, как бизон, «... оглядывающийся назад» [10, с. 277], что ни в коей мере не соответствует истине: этот бизон сосредоточен на себе и в должной мере не контролирует пространство даже позади себя.

Другие изображения бизонов с высунутыми языками не столь очевидны для зоологической оценки. Изображения животных полихромного ансамбля Большого плафона пещеры Альтамира (Сантандер, Испания) широко известны, но их зоологические комментарии, тем более указания видовой принадлежности и каких-то очевидных неспециалисту особенностей, отсутствуют. Между тем, в левой части Большого плафона имеются два изображения бизонов с высунутыми языками. Одно из них, взрослого самца, интерпретировалось как «ревущий бизон». Однако при реве бизон вытягивает шею, направляя морду вперед и вверх, тазовые конечности отводит назад, для облегчения движения диафрагмы при наполнении легких, а корень хвоста лишь слегка приподнимает. Но на рисунке положение головы самца занимает среднюю позицию, при опущенной морде, тазовые конечности немного подведены вперед, сохраняя устойчивость, а хвост задран вверх (рис. 4).

Рис. 4. Бизоны (самец вверху, самка внизу), комбинация гравюры и рисунка на фрагменте полихромного ансамбля левой части Большого плафона пещеры Альтамира (La cueva de Altamira), Сантандер, Испания (вверху) и прорисовка (внизу)

Подведенные вперед тазовые конечности, высунутый язык и задранный вверх хвост - признаки, характерные при кишечных коликах, вызванных какой-либо токсикоинфек-цией, в том числе паразитарного характера. Не исключено, что подобные колики могли возникать вследствие поедания ковыля и иных злаков, чьи семена вооружены скручивающимися остями, способными сильно травмировать не только слизистую, но и мышечные стенки пищеварительного тракта. Расстройство пищеварения у единичной особи в стаде бизонов нехарактерно для инфекционных заболеваний, поэтому бизон, у которого болит живот, обращает на себя внимание охотника в качестве потенциальной добычи. Бизон страдает и сосредоточен на собственной боли, поэтому его контроль за окружающей обстановкой понижен, человеку к нему относительно легко подкрасться и поразить охотничьим оружием. Такой бизон становится желанной добычей, а его изображение - символом желанного повторения ситуации.

Желудочно-кишечные колики у бизонов - явление не такое редкое, чтобы остаться без внимания полеолитичес-ких художников. На том же Большом плафоне изображена самка бизона в аналогичной позе (см. рис. 4). Такие животные привлекали внимание палеолитических охотников и, ослабленные переносимыми страданиями, с определенной регулярностью становились их жертвами.

Несомненно, охотники времен палеолита были весьма наблюдательны, поскольку это определяло правильность выбора ими жертвы и успешность ее добычи. Мельчайшие нюансы поведения жертв фиксировались ими не только в памяти, способствуя накоплению и совершенствованию охотничьего опыта, но и в изобразительном искусстве.

ВЫВОДЫ:

1. Исследованные палеолитические изображения представителей рода Bison позволяют производить зоологическую оценку отдельных поведенческих актов.

2. Ситуации, в которых у представителей рода Bison ослабевает контроль за окружающей местностью, являются объектом внимания палеолитических художников и находят отражение в их произведениях.

3. Зоологическая интерпретация палеолитических изображений представителей рода Bison требует специфических знаний, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, сокрытые в изображениях объектов внимания охотников времен палеолита.

1. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. С. 55-102.

2. Conkey M. J. The identification of prehistoric hunter-gatherer aggregation sites: the case of Altimira // Current Anthropology. - 1980. Vol. 21. P. 609-630.

3. Жителев Р. А., Кассал Б. Ю. Рог бизона (Bison priscus) в качестве основы многофункционального артефакта // Омская биологическая школа: межвуз. сб. науч. тр. Ежегодник / под ред. Б. Ю. Кассала. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. Вып. 9. С. 149-160.

4. Кассал Б. Ю. Зооморфические изображения в архаичных произведениях сибирского мира // Труды зоологической комиссии ОРО РГО: межвуз. сб. науч. тр. Ежегодник / под ред. Б. Ю. Кассала. Омск, 2005. Вып. 2. С. 144-157.

5. Кассал Б. Ю. Этологическая информативность палеолитических изображений проявления агрессивно-оборонительного поведения у представителей рода Bison // Омская биологическая школа: межвуз. сб. науч. тр. Ежегодник / под ред. Б. Ю. Кассала. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. Вып. 5. С. 100-111.

6. Кассал Б. Ю. Проявления агрессивно-оборонительного поведения у представителей рода Bison на палеолитических изображениях // Эволюция жизни на земле: материалы IV Междунар. симпозиума. 10-12 ноября 2010 г. / отв. ред. В. М. Полбина. Томск : ТМЛ-Пресс, 2010. С. 607-610.

7. Кассал Б. Ю., Саплинова М. А. Полисемантические изображения с антропоморфным элементом в перевертышах саргатской культуры // Сибирские древности. Памятники археологии и художественное творчество. Осенний коллоквиум / ООМИИ им. Врубеля. Омск, 2002. С. 56-62.

8. Ларичев В. Е. Охотники за мамонтами. Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. 368 с.

9. Химик И. От составителя // Художественная культура первобытного общества / сост. И. Химик. СПб. : Славия, 1994. 416 с.

10. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага : Артия, 1982. 562 с.

© Кассал Б. Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.