Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство в подготовке педагогов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования'

Декоративно-прикладное искусство в подготовке педагогов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / NATIONAL IDENTITY / TEACHER TRAINING / SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM / ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минсабирова Венера Нашатовна

Происходящие в современном обществе перемены несут как положительные, так и отрицательные изменения как в жизни отдельно взятого человека, так и целых государств. Такое явление, как глобализация одно из таких перемен. С одной стороны, оно объединяет народы, с другой народы теряют "свое лицо", свою индивидуальность, становятся просто людьми без национальной культуры и этнической самобытности. Для остановки процесса обезличивания народов необходима системная деятельность по формированию национального самосознания личности. Это, в свою очередь, приводит к потребности в подготовке кадров, способных осуществлять данную деятельность. В статье рассматривается система подготовки педагогов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами народного декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decorative and applied art in the preparation of teachers to the formation of national self-consciousness trainers in the system of additional education

Changes occurring in modern society carry both positive and negative changes both in the life of a single person and entire states. The phenomenon of globalization is one such change. On the one hand, it unites peoples, on the other, peoples lose "their face", their individuality, they become just people without national culture and ethnic identity. To stop the process of depersonalization of peoples, systematic activities are needed to form the national self-consciousness of the individual. This, in turn, leads to the need for training, capable of carrying out this activity. The article discusses the system of training teachers for the formation of national identity of students in the system of additional education by means of folk arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство в подготовке педагогов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования»

развития общепользовательских, общепедагогических, предметно-педагогических ИКТ-ком-петенций педагогов, которые работают сегодня в общеобразовательных организациях.

Среди общепользовательских ИКТ-компе-тенций не хватает современному педагогу умений устранить неполадки и обеспечить рас-ходными материалами технику (68,9%), использовать видео-аудио-фиксацию в обра-зевательном процессе (48,9%) и аудио-видео-< текстовую коммуникацию (двусторонняя X связь, конференция, мгновенные и отложен-111 ные сообщения, автоматизированные коррек-ция текста и перевод между языками) (48,9%). ^ Среди общепедагогических ИКТ-компетен-СЭ ций не хватает современному педагогу навы-У ков организации и проведения групповой (в том числе межшкольной) деятельности в теле-I коммуникационной среде (44,4%), ведения Ф образовательной деятельности в открытом I*- контролируемом информационном про-странстве (следовать нормам цитирования и Ц1 ссылок) (42,2%), использования инструментов I*- проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий * (40,0%).

)4 Среди предметно-педагогических ИКТ-ком-петенций не хватает современному педагогу умений проводить предметные эксперименты в виртуальных лабораториях (64,4%), использовать цифровые технологии визуального творчества (мультипликация, анимация, грех-мерная графика) (48,9%), конструировать виртуальные и реальные устройства с цифровым управлением (40,0%).

Таким образом, проблемное поле формирования информационной культуры для цифрового общества локализуется вопросами подготовки кадров для педагогических вузов, способных готовить педагогов нового поколения, современной материально-технической базы и образовательных технологий подготовки педагогов для цифрового образования.

Кроме того, по мнению участников опроса, существует ряд стратегически важных навыков, которые необходимо развивать в про-

цессе обучения, независимо от дисциплин, чтобы выпускники школ были востребованы а условиях цифровой трансформации экономики. Это гибкость мышления, умение выявлять главное в потоке информации и пользоваться специальными техниками для расширения своих мыслительных возможностей и социальный интеллект.

Информация, полученная в ходе исследования важна для понимания проблемного поля в системе общего образования Юга России, которое оказывает существенное влияние на развитие цифровых компетенций современных педагогов и соответственно в будущем отразится на цифровой грамотности подрастающего поколения и цифровизации экономики региона.

В перспективе интерес представляют мониторинговые в регионе и сравнительные исследования с другими территориями, как в Росси, так и в других странах мира.

Литература:

1. Абуллаев ДА., Панкратова О.П. Совершенствование и модификация педагогических технологий в информационной образовательной среде// KANT. -. 2017. - №Н (25). - С. 9-14.

2. Александров ДА, Иванюшина В.А,, Симановс кий Д.Л. Образовательные омлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. - 2017. - N03, - С 183-201.

3. Don man is, I., Ее on о mo и, D.,Sim, G.R., Porter, S.The impact of multimodal collaborative virtual environments on learning: A gamified online debate (2019) Computers and Education 130, c, 121-138.

4. Тори, F.8., Goktas, Y. The effects of guided unguided learning in 3d virtual environment on students' engagement and achievement (2019) Computers in Human Behavior 92, с, 1 -10.

5. Chung, C.-J., Hwang, G.■■_)., Lai, C.-L. A review of experimental mobile learning research in 2010-2016 based on the activity theory framework (2019) Computers and Education 129, c. 1-13.

6. Rubio, M.P., Vergara, D.,Rodr?guez, S., Extremera, J, Virtual reality learning environments in materials engineering: Rockwell hardness test (2019) Advances in Intelligent Systems and Computing 804, c. 106-113.

7. Simonette, M,, Queiroz, V., Spina, E. Human factors in e-learning (2019) Advances in Intelligent Systems and Computing 881, c. 1140-1144.

DECORA TIVE AND APPLIED ART IN THE PRC PARA TION OF TEACHERS TO THE FORMA TION OF MA TtONAL SELF-CONSCIOUSNESS TRAINERS !N THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCA TION

Minsabimva Venera Nashatovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Vocational Education, Babuga Institute, Kazan (Privokhsky) Federal University, Babuga, Republic of Tatarstan

Changes occurring in modern society carry both positive and negative changes both in the life of a single person and entire states. The phenomenon of globalization is one such change. On the one hand, it unites peoples, on the

other, peoples lose "their face" their individuality, they become just people without national culture and ethnic identity To stop the process of depersonalization of peoples, systematic activities are needed to form the national self-consciousness of the individual. This, in turn, leads to the need for training, capable of carrying out this activity. The article discusses the system of training teachers for the formation of national identity of students in the system of additional education by means of folk arts and crafts.

Keywords: national identity; teacher training; supplementary education system; arts and crafts.

ДЕКОРА ТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Происходящие в современном обществе перемены несут как положительные, так и отрицательные изменения как в жизни отдельно взятого человека, так и целых государств. Такое явление, как глобализация - одно из таких перемен, С одной стороны, оно объединяет народы, с другой - народы теряют "свое лицо", свою индивидуальность, становятся просто людьми без национальной культуры и этнической самобытности. Для остановки процесса обезличивания народов необходима системная деятельность по формированию национального самосознания личности. Это, в свою очередь, приводит к потребности в подготовке кадров, способных осуществлять данную деятельность. В статье рассматривается система подготовки педагогов к формированию националы ного самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: национальное самосознание; подготовка учителей; система дополнительного образования; декора тивно-прикладное искусство,

Актуальность исследования определяется тем, что современный этап развития общества связан с всеобщим и многосторонним процессом культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств. Глобализация затрагивает все сферы жизни человека - экономическую, политическую, культурную, язык, образование, духов но-нравственную, международную, конфессиональную. Глобализация нивелирует сущность человека, делая его винтиком одного большого механизма, "одним из многих", без каких-либо индивидуальных отличительных способностей. Превращает человека в пассивного наблюдателя, не способного самостоятельно брать ответственность за свою жизнь. Человечество обречено на развитие только в том случае, когда разные народы могут сохранить свою культуру и обмениваться культурными воззрениями с другими народами, Так устроен человек, что он должен ощущать свою принадлежность к чему-либо. Жизненный уклад, психологические установки, менталитет человека определяются принадлежностью к той или иной культуре.

Материальные и духовные ценности любого народа находят отражение в соблюдаемых и передающихся, из поколения в поколение, традициях, типе мышления, нормах морали, поведении, особенностях языка и образа жизни.

Современные исследования в области психологии развития личности доказывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают осознавать свою национальную принадлежность. Изучение объектов культурного наследия - археологических, этнографических, исторических, архитектуры и градостроительства, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно-при-кладного искусства {ДПИ}, в особенности народного, является основой формирования национального самосознания подрэстаю-

УДК 37.018.32 ВАК РФ 13.00.08

ЪМинеабмрова В.Н., 2019

СП

о

CXJ

-О =t

s:

со

CXJ

—f^L

v

s

105

МИ!/САБИРОВА Венера Нашатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики профессионального образования, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Тлабуга, Республика Татарстан

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

*

106

щего поколения. Народное декоративно-при-кладное искусство может стать одним из средств формирования национального самосознания маленьких граждан нашей страны, так как народное искусство наиболее понятно детям.

Системе дополнительного образования, основными целями и задачами которой, как и всей сферы образования, является "гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур всех народов РФ" [6J, государством отводится важная роль.

Многие исследователи в своих трудах обращались к проблеме формирования знаний о своей национальной идентичности средствами декоративно-прикладного искусства,

В работах таких авторов,как Я,Н.Буйлова, A.C. Тесленко, Е.И. Черноморова, Л.Ю. Шкити-на и др. прослеживается связь духовно-нрав-ственного воспитания с формированием национального самосознания подрастающей личности.

Вопросам эстетического воспитания обучающихся в системе дополнительного образования средствами народного декоративно-прикладного искусства посвящены работы таких авторов, как Ф.С. Адзинова, И.М. Чекал-дина и др.

Авторами статей по формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования являются педагоги, работающие много лет в этой системе. Они предлагают свое видение решения проблемы формирования национального самосознания обучающихся через изучение национального фольклора, музыкального, устного народного творчества, создание оберегов, театрального искусства, средствами краеведения, музыкально-театральной педагогики {В. В. Головина, В,В, Кольтинова, В. В. Кухарева, Е. Б. Новичкова и др.).

Опыт реализации воспитательного потенциала народной педагогики в учебно-воспи-тательном процессе и духовно-нравственном воспитании молодежи средствами народной педагогики представлен в трудах следующих авторов - P.P. Газизов, И.М. Заббарова, Г.И. Ибрагимов и др.

Роль национальной культуры, этнокультурного образования в современной подготовке будущих педагогов раскрывается в работах Л.X, Кадыйровой, М.Ю. Новицкой, И.М. Сампиева и

Г.Н. Гилимшин, Р.Х. Шаймарданов и др. уделяли вопросам формирования национального самосознанияучащихся национальных школ средствами этнопедэгогики пристальное внимание.

Роли национально-культурных традиций в структуре этнокультурного образования и воспитания будущих учителей в современных условиях, проблемам использования народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке учителей начальной школы и учителей изобразительного искусства, педагогов системы дополнительного образования посвящены труды многих авторов {Г.А. Поровская, И.М. Чекалдина, Г.В. Мусатова, Г.Д. Очиров и др.}.

Но, несмотря на широкий круг вопросов, рассматриваемых в контексте формирования национальной идентичности подрастающего поколения, необходимо отметить, что полной картины о профессиональной подготовке будущего педагога к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства они не дают.

Исходя из актуальности, целью исследования было выявление содержания готовности студентов вуза к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства.

Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета, обучающимися по направлению подготовки - профессиональное обучение, профиль подготовки "Декоративно-прикладное искусство и дизайн". Одним из видов профессиональной деятельности студентов после завершения обучения является учебно-профессиональная деятельность в системе дополнительного образования. Именно поэтому был выбран этот контингент обучающихся.

Всего в эксперименте приняли участие 60 студентов, 10 преподавателей вузов, 15 педагогов работающих в системе дополнительного образования городов Елабуга и Набережные Челны, В экспериментальную группу вошли студенты 153, 253, 353,453 групп Ш, IV курсов. Каждая из перечисленных групп изначально были разделены на подгруппы по правилам, существующим в вузе. В качестве контрольной группы впоследствии выступили 30 студентов одной из подгрупп III, !\/ курсов. Часть студен-

тов, проходили педагогическую практику & колледже культуры и искусств города Елабуга, а другая часть студентов, проходивших практику в Центре детского творчества, в Доме детей для сирот и инвалидов, детских художественных школах города Елабуга, и определили состав экспериментальной группы.

Знания по теории декоративно-прикладного искусства и художественно-практическая готовность отслеживалась в первую очередь на занятиях по дисциплинам профессионального цикла. Методическая подготовленность студентов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования (ДО) экспериментально проверялась в период прохождения студентами педагогической практики в вышеназванных образовательных учреждениях.

Для формирования национального самосознания подрастающего поколения, у самого педагога должно быть сформировано чувство национальной идентичности. Для определения уровня сформированное™ национального самосознания будущих педагогов было проведено анкетирование, которое позволило определить, какие виды ДНИ они знают, какие его виды присущи его народу, знают ли они специфические особенности декоративно-прикладного искусства своего народа, какие национальные традиции и обряды соблюдаются ими в семье, знают ли их содержание и порядок проведения, знзютли они свой национальный язык, говорят и думают на нем, интересуются историей своего народа, знают известных и знаменитых своих соотечественников, внесших вклад в историю, политику, искусство своего этноса.

По итогам анкетирования было выявлено следующее: больше половины обучающихся причисляют себя к удмуртам, около 30 % студентов считают себя татарами и 20% студентов относят себя к русским. Все удмурты знают родной язык, по итогам наблюдений и бесед общаются на родном языке между сокурсниками и родными в семье. Татары также общаются на родном языке, но в силу разных причин почти половина опрошенных татар не знают не понимают родного языка. Русский язык знают все и на нем общаются между собой. Почти все студенты, представители удмуртской национальности, соблюдают традиции и обычаи, как своего, так и русского и татарского народов.

На вопрос о том, какие виды декоративно-прикладного искусства своего народа знают, были получены следующие ответы: 4 вида ДПИ

назвали - 9,6%, 3 - 10,6%, 2 - 18,3%, 1 - 18%, затруднились с ответом 31,6% студентов.

Об уровне интереса к национальному ДПИ говорит тот факт, что темы своих курсовых работ и проектов по дисциплинам "Практикум в декоративно-прикладном искусстве", "Декоративная живопись", "Методика профессионального обучения" студенты связывают именно со своим национальным декоративно-прикладным искусством. "Особенности вышивки удмуртского народа", "Хохломская роспись в современном интерьере", "Марийская вышивка крестом в декорировании столового белья", "Элементы и мотивы татарской вышивки гладью в декорировке современного костюма", "Формирование национального самосознания обучающихся колледжа в процессе проектирования современного удмуртского костюма", "Резьба по дереву в проектировании женских украшений" - вот некоторые темы: дипломных и курсовых работ и проектов студентов. Также в процессе выполнения учебных, творческих и самостоятельных работ по остальным дисциплинам студенты постоянно обращаются к истокам ДПИ своего народа.

На занятиях в период прохождения педагогической практики студенты включали в учебно-воспитательный процесс темы о ДПИ того народа, к которому сами себя относили. Такие занятия проходили с активным участием обучающихся в учреждениях СДО. Практиканты показали высокий уровень профессиональной готовности к формированию национального самосознания обучающихся. Были проведены воспитательные мероприятия на темы "Обычаи и традиции моего народа", "Культурные памятники моего края, Родины, страны", "Достояние Республики" и многие другие, где методически грамотно были использованы формы организации, приемы и средства формирования национального самосознания.

Содержание дисциплин профессионального цикла - Цветоведение и композиция", "Декоративная композиция", "Декоративная живопись", "Графический дизайн", "Текстиль в дизайне интерьера", "Декоративно-прикладное искусство в интерьере", "История ДПИ и народных промыслов", "История искусств", "Проектирование в дизайне", "Основы декоративно-прикладного искусства" "Практикум в декоративно-прикладном искусстве", "Композиция", "Стилизация в графике", "Композиционное формообразование", "Скульптура и пластическое моделирование", "Орнаментика в декоративно-прикладном искусстве", "Технология художественной росписи по ткани" дол-

сл о

CXJ

-0 X

Q з:

со

СУ

ел

-Z.

s

107

ш S

О ш

<

С1 ш

*

108

жно было способствовать повышению уровня сформированное™ национального самосознания у будущих педагогов.

На основе анализа лсихолого-ледагоги-ческой и методической литературы было выявлено содержание готовности будущего педагога к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства. Для грамотного осуществления деятельности по формированию национального самосознания личности обучающегося в системе дополнительного образования педагог должен быть подготовлен в теоретическом, практическом и методическом аспектах.

Теоретическая подготовленность будущих педагогов декоративно-прикладного искусства предполагает:

- понимание сущности, роли и значения народного декоративно-прикладного искусства в формировании национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования;

- знание основных видов декорзтивно-при-кладного искусства;

- знание форм и методов формирования национального самосознания, обучающихся в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства,

- знание современных технологий обуче-ниятаких как,деятельностный подход, лично-стно-ориентированное обучение, здоровье сберегающие и информационно-коммуника-ционные технологии, технологии развития критического мышления и дифференцированного обучения.

Художественно-практическая подготовка студентов, будущих педагогов, понимается как наличие и дальнейшее развитие художествен-но-практических умений и навыков и творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства.

В методическом аспекте готовность будущего педагога:

- это осознание организаторской и руководящей роли учителя учебно-воспитатель-ным процессом средствами народного декоративно-прикладного искусства;

- наличие знаний о формах и методах формирования национального самосознания обучающихся, умение и потребность в формировании национального самосознания обучающихся средствами ДГ?И на занятиях в системе дополнительного образования;

- наличие рефлексивных умений, способствующих формированию национального са-

мосознания обучающихся и умений анализировать и оценивать результаты своей и творческой деятельности обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам тестирования были определены уровни (высокий, средний и низкий) теоретической, художественно-практической и методической подготовленности студентов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования.

Практическая готовность студентов определялась на основе анализа учебных и творческих работ, выполненных самостоятельно, так как определенные художественно-практические знания, умения и навыки были получены обучающимися в процессе изучения следующих дисциплин профессионального цикла "Декоративная композиция", "История ДНИ и народных промыслов", "Основы декоративно-прикладного искусства", "Практикум в декора-тивно-прикладном искусстве", "Орнаментика в декоративно-прикладном искусстве".

При изучении уровня методической подготовки оценивал ись следующие умения студентов:

- умение отделять цели и задачи занятия, ставить задачи для учителя и обучающихся, самостоятельно формулировать обучающие, развивающие и воспитательные задачи для занятия с использованием материалов декоративно-прикладного искусства.

- умение включать в учебно-еоспитатель-ный процесс элементы национальной культуры и декоративно-прикладного искусства русского, удмуртского, татарского или другого народа.

- умение организовать восприятие произведений и усвоение знаний о декоративно-прикладном искусстве обучающимися,

-умение вызвать интерес у детей к декора-тивно-прикладному искусству,

- умение проводить анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

- умение методически грамотно выполнять изображение на доске и в работах обучающихся.

- умение использовать декоративно-прикладное искусства как средство формирования национального самосознания обучающихся.

Оценивание знаний,умений и навыков студентов осуществлялось педагогами ведущими дисциплины профессионального цикла вовремя занятий в институте и педагогами, администрацией художественных школ, центров детского творчества, в период педагогической практики, а так же руководителями практики и методистами института.

Таким образом, в результате исследования можно сделать следующие выводы.

1. Входе проведенного анализа состояния современного развития педагогической науки в системе подготовки учителей дополнительного образования выявлена недостаточная разработанность проблемы подготовки педагогов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства.

2. Грамотное включение в содержание дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки национально-регионального компонента тех народов, с которыми идентифицируют себя студенты, значительно обогащает их знания о культуре и особенностях жизни и быта своего народа, воспитывает чувство сопричастности к истории и гордости культурными достижениями, что даст возможность более эффективно подготовить будущих педагогов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами народного ДПИ.

3. В ходе исследования выявлена роль де-коративно-прикладного искусства в формировании национального самосознания будущих педагогов системы дополнительного образования и обучающихся в этой системе.

4. Были определены критерии сформированное™ национального самосознания будущих учителей, которые характеризуются такими показателями как, самооценка себя как представителя данной нации, желание умение включать в учебно-воспитательный процесс занятия с элементами национальной культуры и декоративно-прикладного искусства, творческая направленность личности.

5. Содержание подготовки будущих педагогов к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования должно включать теоретическую,художественно-практическую методическую подготовку студентов,

6. Для готовности к формированию национального самосознания обучающихся в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства необхо-

дима целенаправленная систематическая и последовательная работа по формированию национального самосознания будущих педагогов этой системы.

В Татарстане мирно проживают представители более 173 национальностей. Именно здесь происходит слияние и взаимопроникновение культур. Для сохранения самобытности каждого народа необходимо сохранять культуру, искусство, историю народа и формировать национальное самосознание молодого поколения.

Литература:

1. Буйлова Л. И. Актуальные проблемы организации патриотического воспитанна в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. - 3012. - №5, - С, 405-412.

2. Бес паль ко 6.П. О критериях качества подготов ки специалистов// Вестник высшей школы, - 1988,

- № 1. - С. 4-8

3. Гилимшин Г.Н. Роль и влияние народных тра диций в становлении и развитии национального самосознания татарского народа : автореф. дис... канд. социол, наук. - Казань, 1998. - 16 с.

4. Кадыйрова Л.Х. Роль художественной культуры и эстетического воспитания как факторов развития общества // Искусство и художественное образование в контексте межкультурмого взаимодействия ; материалы ¡V Международной научно практической конференции. - 2015. - С 226-228.

5. Кыверялг А,А. Методы исследований в профессиональной педагогике// А.А. Кыверялг. - Тал ЛИН : Валгус, 1980. - 334С.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, - 2017.

7. Очиров Г. Д, Формирование национального самосознания младших школьников : дис.... канд. лед. наук. - Улан-Удэ, 2000.- 144 с.

8.Поровская Г. А. Народное декоративно-при клад ное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов : дис... канд. пед. наук. - M., 1990. - 196 с.

9. Серебрякова Ю.А, Национальное самосознание и национальная культура: Сущность, специфика, аспекты : дис,.. д-ра филос. наук. - Иркутск, 1997.-329 с

IG.Commumty Based Education.A Speciaiissue // Harward Educationai Review. 1990. - N 1. V. 60,- p.3

- 153.

1 l.forget, f. Mari and cuiture / F. Forget // American Anth ropologist. - 1960. - № 2. - P. 58-64.

СП

О eu

-0 X

Q s:

со

eu 01

-Z.

—f^L ккç

s

109

TASK-BASED LANGLfA GE TEA CHING

Prmtsipabva Olga Vjatcheslavovna, Senior Lecturer, Department of German Language, MGLMO University, Moscow Sereda Larlsa Hdizarovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department ofHuman Sciences, Irkutsk State Transport University, Chita

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.