Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство как средство повышения качества подготовки будущего учителя технологии'

Декоративно-прикладное искусство как средство повышения качества подготовки будущего учителя технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Татьяна Львовна

В статье рассказывается о спецкурсе «Декоративно-прикладное искусство народов России», роль которого заключается в приобщении студентов к русскому народному творчеству, формировании активного стремления к самосовершенствованию, повышении уровня его готовности к работе в школе в качестве учителя технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Татьяна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство повышения качества подготовки будущего учителя технологии»

5. Буга П.Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. - М.: Книга, 1987. - 158 с.

6. КривошеевА.О., ФоминС.С., ДемушкинА.С., КирилловА.И., Сливина Н.А., ЧубровЕ.В. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. - 1995. - №»3. - С. 15-22.

7. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации // http://www.nir.ru/socio/scipubl/si/si1-2-00kuper.html.

8. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в ВУЗе информационных технологий обучения. - Орел: Изд-во Орловского ГТУ, 2000. - 145 с.

9. Романченко Т.Н. Электронный учебник как средство формирования электронной культуры студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005. - 18 с.

10. Скибицкий Э.Г. Принципы построения

компьютерной поддержки для дистанционного обучения // Открытое образование. - 2003. -№3. - С. 8-11.

11. Стародубцев В., Федоров А., Чернов И. Инновационный программный комплекс // Высшее образование в России. - 2003. - №1. - С. 146-151.

12. Стародубцев В.А. Проектирование и реализация комплексов мультимедийных дидактических средств в педагогическом процессе ВУЗа: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2004. - 43 с.

13. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.

14. Bush V. As we may think // The Atlantic Monthly. - 1945. - №176 (1). - Pp. 101-108.

15. Nelson T. A file structure for the complex, the changing and the intermediate // Processing of the ACM 20th National Conference, Cleveland, OH, 1965. - Pp. 84-100.

Т.Л. Петрова

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассказывается о спецкурсе «Декоративно-прикладное искусство народов России», роль которого заключается в приобщении студентов к русскому народному творчеству, формировании активного стремления к самосовершенствованию, повышении уровня его готовности к работе в школе в качестве учителя технологии.

Социальный заказ общества и государства, нашедший отражение в законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», региональных и областных программах развития высшего профессионального образования, ориентирует высшую школу как на профессиональную, так и на общекультурную подготовку будущих специалистов, на формирование человека, интегрированного в национальную и мировую культуру

Согласно Национальной доктрине образования в РФ система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России [2].

Мы согласны с мнением многих авторов, что глубокое, духовное чувство принадлежности

к русской нации необходимо прививать с раннего детства. Известно, что гражданин любой страны Запада воспитывается в духе любви и уважения к своей стране. Патриотическому воспитанию уделяют первостепенное внимание школы Китая, Японии и Израиля. Наиболее патриотичны мексиканское, бразильское население. Также патриотически ориентированы образование и культура Индии, стран Ближнего и Среднего Востока [1, с. 122].

Русская национальная культура - это сложное понятие, которое включает в себя различные направления, такие как устное творчество, предметы быта, создание внешнего облика людей, литература, музыка, живопись, архитектура. Широкий слой, оказывающий сильное влияние на всю национальную культуру и отражающий народные традиции во всех сферах культуры и прочно связанное с бытом представляет декоративно-прикладное искусство [3]. Именно этот вид рус-

© Т.Л. Петрова, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

273

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

Т.Л. Петрова

ской культуры особенно доступен учителю технологии и может служить основой для приобщения детей к русской национальной культуре, а в вузе - средством повышения качества подготовки будущих учителей технологии. В разработанном нами спецкурсе используется декоративно-прикладное искусство как один из ярко выраженных видов народного творчества.

Вопросы воспитания в народных традициях и средствами народных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства рассмотрены во многих исследованиях педагогов, этнопедаго-гов, искусствоведов (А.Э. Измайлова, Н.М. Коны-шевой, М.Н. Скаткина, А.С. Хворостова и др.).

Мы согласны с мнением ученых, что декоративно-прикладное искусство должно стать средством повышения качества подготовки будущих учителей в процессе его обучения в высшей школе. Однако, в психолого-педагогической литературе эта идея освещена недостаточно.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе мощные потенциальные возможности для осознания принадлежности себя к русской нации, идентификации себя как русского человека, владеющего богатой многовековой культурой с ее традициями, обычаями, произведениями народного искусства.

Мы изучили студентов и констатировали, что у большинства из них отсутствует интерес к декоративно-прикладному искусству и осознание его значимости для русского человека, что на наш взгляд тормозит процесс повышения качества подготовки будущего учителя технологии.

В ходе проведенного нами исследования выявлено негативное, пренебрежительное отношение к русскому декоративно-прикладному искусству (78%). Отвергая, называя его примитивным, ограниченным, немодным, студенты отдают предпочтение искусствам народов Европы, Латинской Америки.

Анализ учебно-тематических планов для школ, колледжа, вуза показал, что изучение русского декоративно-прикладного искусства присутствует в небольших объемах и ограничено предоставлением учащимся лишь небольшой информации без затрагивания чувств и положительных эмоций.

Выявленные нами факты в процессе наблюдения и интервью с учащимися, студентами преподавателями показывают, что материал, транслируемый учителем, не формирует глубинного интереса к русскому декоративно-прикладному

искусству, не дает полных знаний о нем, не вводит в ситуацию изучения его художественных особенностей, осмысления путей и способов его создания. Все это побудило нас к созданию спецкурса «Декоративно-прикладное искусство народов России» и проведению эксперимента по его реализации.

Спецкурс выстроен так, чтобы реализовать разные его направления. Вначале ставилась цель пробудить глубинный интерес студентов к истории становления декоративно-прикладного искусства, сформировать представление о генезисе развития русского декоративно-прикладного искусства, показать его разнообразие, углубить знания в этой области. Технология, использованная в реализации спецкурса на разных его этапах осуществления предполагала формирование активной позиции студентов в процессе накопления представлений о русском декоративно-прикладном искусстве, а также умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, синтезировать накопленный материал о декоративно-прикладном искусстве.

В спецкурсе мы особое значение уделяли предметам декоративно-прикладного творчества, которое студенты будут изучать. Нам было важно, чтобы ведущей дидактической задачей студентов являлось не только техническое совершенство произведения, а способность видеть и понимать художественный образ, пронести его через свое мироощущение и выразить индивидуальное понимание в своей работе.

Спецкурс на первом этапе своего построения основывался на эмоциональном воздействии. Огромную роль в организации учебно-воспитательного процесса имеет сопереживание на занятии, пробуждение силы воображения. Наглядность, подбор декоративно-прикладного материала становится существенной причиной формирования нового ценностного отношения студента к русскому декоративно-прикладному искусству, новых представлений о значимости декоративно-прикладного искусства для собственного саморазвития и идентификации себя как русского человека.

Большое значение имели посещения Этнографического музея и выставок декоративно-прикладного творчества.

Отзывы студентов об увиденном обнаруживали качественные изменения во взглядах, в установках по поводу русского декоративно-прикладного искусства. В этой ситуации нам удавалось

274

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

находить такие формы взаимодействия, которые вводили студентов в ситуацию размышления о русской нации, об истоках русской национальной культуры, побуждали их изменять свое отношение к ней.

Эмоциональные переживания, сопутствовали всему процессу изучения студентами декоративно-прикладного искусства и качественно меняли их представления о его значимости, пробуждали новые чувства, связанные с удивлением, восхищением от увиденного. Знаменательно, что студенты стали переживать эмоциональный комфорт от осознания своей принадлежности к русской нации.

Достижение приоритетных целей образования невозможно, если у человека не сформированы навыки восприятия, поиска, обработки полученной информации и активного ее использования в учебном процессе, что составляет основу качества подготовки будущего учителя.

В своем исследовании мы полагали, что если студент в учебно-воспитательном процессе вуза будет поставлен в позицию исследователя декоративно-прикладного искусства, это станет серьезной базисной основой для того, чтобы в будущем, в процессе своей профессиональной деятельности, он смог делиться со своими учениками чувством радости «открытия» в процессе создания изделий декоративно-прикладного творчества по тем законам, которые существовали многие века на Руси. Все это, с нашей точки зрения, повлечет качественные изменения в развитии ученика, позволит совершенствовать его познавательную деятельность, нравственную направленность, сформирует, в свою очередь, потребность к изучению традиции своего народа. Черпая из истории народного искусства то содержание, которое он может сам выполнить, испытывая чувство радости при глубоком погружении в историю страны, изучая ее традиции, обычаи и осознавая себя частью русской национальной культуры, ученик под воздействием своего наставника может выйти на новый путь в своем развитии.

Содержание нашего спецкурса востребовало от студента активного соучастия на всех этапах его осуществления. Изучая, анализируя, расшифровывая быт, праздники, обычаи, традиции, утварь, стиль одежды, украшения русского народа в серии заданий спецкурса студенты фигурировали в качестве исследователей. Это требовало от них умения прогнозировать, оценивать работу

мастера под разным углом зрения, определять последовательность своих действий, всегда выступать в качестве субъекта деятельности.

Этот этап становится мощным мотивацион-ным средством, побуждающим студентов адекватно включаться в процесс изготовления изделия декоративно-прикладного творчества. Это требовало активного анализа последовательности выполнения продукта художественного труда мастера. Погружаясь в процесс его исследования, студент приобретал новый для себя опыт расшифровки приемов и способов работы мастера - создателя художественного произведения. В отсутствии показа преподавателем последовательности создания художественного образа студент приобретал новые возможности применения исследовательского подхода для решения аналогичных проблем в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, по мере прохождения спецкурса, у студента на первом этапе формируется стойкий интерес и эмоциональная готовность заниматься декоративно-прикладным искусством. На последующих этапах спецкурса он приобретает универсальную готовность к исследованию, расшифровке любого образца декоративно-прикладного искусства и умение воспроизводить его в собственном продукте художественного труда.

Последнее обстоятельство имело особое значение для студентов. По мере возрастания успехов каждого из студентов при создании предметов декоративно-прикладного искусства, у них формировался устойчивый интерес к русской национальной культуре. Проведенные срезы, свидетельствуют об изменении в целом взглядов и установок студентов в отношении декоративно-прикладного искусства и русской национальной культуры в целом.

В исследовании обнаружились изменения в отношении студентов к педагогической практике в школе. Результаты анализа свидетельствуют, что студенты активно внедряли в работу с детьми то содержание, которым сами овладели. Интересно заметить, что при составлении конспектов уроков для школьников студенты отказались от показа способов создания художественного продукта, заменив его методом включенного поиска.

По окончании реализации спецкурса мы можем констатировать, что отношение к русскому декоративно-прикладному искусству у студентов вуза качественно изменилось. Изменились и их

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

275

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

Н.Н. Яремко, М.А. Родионов

взгляды и установки на процесс преподавания дисциплины в школе. Наши студенты стали проявлять глубинный интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, осознали важность данного курса для развития своих интеллектуальных, эмоциональных, нравственно-волевых способностей.

Проблема использования декоративно-прикладного искусства при обучении в высшем учебном заведении как средства повышения качества подготовки будущего учителя технологии может приобрести, на наш взгляд, новое звучание, обусловленное переориентацией процесса обучения умению создавать изделия декоративно-прикладного искусства с «трансляции» готовых знаний и способов действий на овладение поисковой деятельностью, направленной на исследование художественных произведений, связанных с декоративно-прикладным искусством. Полагаем, что это приобщит студентов к русскому народному творчеству, обеспечит будущему учителю технологии субъектную позицию в учебном процессе, создаст мотивационную готовность для изучения декоративно-прикладного искусства, сфор-

мирует активное внутреннее стремление к самосовершенствованию, повысит в целом уровень его готовности к работе в школе в качестве учителя технологии.

Мы полагаем, что уже на студенческой скамье студент должен овладеть умениями разрабатывать собственные технологии, направленные на приобщение школьников к русскому декоративно-прикладному искусству, что неизбежно приведет к повышению качества подготовки будущего учителя технологии в вузе.

Библиографический список

1. Мосолов В.А. Очерки истории образования и педагогической мысли: Учебное пособие. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. - 148 с.

2. Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. -2000. - №>11. - С. 4-6.

3. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учебн. для проф. учебн. заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159 с.

Н.Н. Яремко, М.А. Родионов

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ

Российской психолого-педагогической наукой признается единство двух сторон обучения: овладение знаниями и развитие личности обучаемого, то есть формирование умственных способностей, мотивационной сферы, интеллекта и т.п. При этом обучаемый выступает как активный субъект учебной деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности в виде интеллектуальной активности позволяет реализовать развивающие цели обучения.

Интеллектуальная активность (ИА) [1] понимается как «познавательная самодеятельность», выход за рамки декларированного способа действий, продолжение мыслительной деятельности вне требований поставленной конкретной задачи. Интеллектуальная активность проявляется в самостоятельном поиске новых сторон и свойств объекта, более эффективных и оригинальных путей решения предлагаемых задач, интеллектуальная активность-это не стимулированное извне

продолжение мышления за рамками конкретных задач, понятие ИА находится в рамках общих проблем теории интеллекта и активности субъекта в процессе обучения. Проявление и развитие ИА осуществляется в специальным образом организованной учебно-познавательной деятельности.

Общие умственные способности и мотиваци-онный строй личности составляют основные подсистемы интеллектуальной активности. Проявление и развитие интеллектуальной активности возможно путем целенаправленного создания условий для формирования мотивационной сферы обучаемого и его умственных способностей.

Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности, которые можно рассматривать в качестве критериальной основы диагностического аппарата для оценки качества подготовки студентов по математическому анализу:

- стимульно-продуктивный;

- эвристический,

276

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008 © Н.Н. Яремко, М.А. Родионов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.