Научная статья на тему 'Архитектура сетевого электронного учебника по межкультурной коммуникации'

Архитектура сетевого электронного учебника по межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёв Александр Анатольевич

В статье обосновывается педагогическая целесообразность применения мультимедийных программно-дидактических продуктов для формирования межкультурной компетенции студентов языковых вузов в рамках учебного курса «Межкультурная коммуникация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура сетевого электронного учебника по межкультурной коммуникации»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

А.А. Королев

А.А. Королев

АРХИТЕКТУРА СЕТЕВОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье обосновывается педагогическая целесообразность применения мультимедийных программно-дидактических продуктов для формирования межкультурной компетенции студентов языковых вузов в рамках учебного курса «Межкультурная коммуникация».

Социальный заказ современного общества в области высшего образования выдвигает задачи обеспечения подготовки конкурентоспособных профессионалов, готовых к активной жизни в меняющемся мире, преодоления традиций жёсткой ограниченности, замкнутости исключительно на собственной культуре (этноцентризма), а также овладения современными формами межличностного и межкультурного общения. Таким образом, среди ключевых компетенций будущего специалиста одной из основных является межкультурная компетенция.

Актуальность изучения возможностей и поиска средств эффективного формирования межкультурной компетенции не вызывает сомнений. В соответствии с Госстандартом курс «Теория и практика межкультурной коммуникации» является обязательным для целого ряда специальностей, однако особую роль этот курс играет в программе подготовки специалистов по иностранным языкам. Перед системой образования встает задача подготовки специалистов к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. В то же время контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров и т.п. Конфликты и сбои в процессе межкультурной коммуникации рассматриваются как возникающие из различий в поведении, мышлении, представлениях, ценностях присущих представителям разных культур, вступающим в коммуникацию. Культурные различия, отраженные в сознании и существующие на концептуальном уровне, подчас не осознаются участниками коммуникации и ведут к недопониманию и неэффективности общения, даже при высоком уровне владения иностранным языком.

Современная высшая школа преодолевает инертность традиционных методов обучения иностранному языку, ориентированных только на

формирование языковой деятельности. Развитие речи на основе упрощенного по содержанию материала за счет тренировки определенных речевых моделей уступило место углубленному знакомству с иной национальной культурой в ходе изучения системы языка и овладения им. Таким образом, межкультурный аспект образования превращается из вспомогательного фактора в один из базовых и приоритетных, становится фактором отбора учебного материала для собственно языковых дисциплин. В то же время курс «Теория и практика межкультурной коммуникации» обеспечивает научный фундамент для сознательного теоретического овладения основными понятиями теории межкультурной коммуникации и закладывает фундамент для формирования межкультурной компетенции. При всей важности и масштабности воспитательных и образовательных задач, программа курса предусматривает в основном самостоятельную работу студентов, при крайне ограниченном количестве аудиторной работы. Мы считаем, что решение этих задач возможно с привлечением современных информационных технологий, в частности созданием и использованием сетевого электронного учебника.

Специфика учебного курса межкультурной коммуникации заключается в том, что конечной целью обучения является формирование межкультурной компетенции, которая имеет когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие. Если первую можно обеспечить за счет ограниченного количества учебных часов и определенного объема информации, то две другие требуют времени, активности самого субъекта обучения и неограниченных информационных ресурсов. Создание сетевого электронного учебного пособия, в силу его специфики, может удовлетворить вышеизложенным требованиям.

В целях разработки архитектуры сетевого электронного учебника по межкультурной коммуникации мы обратились к изучению основных дидактических принципов разработки современных

270

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

© А.А. Королев, 2008

Архитектура сетевого электронного учебника по межкультурной коммуникации

мультимедийных программно-дидактических комплексов, поскольку методологическая основа учебника должна быть приведена в соответствие с современной методологией науки и техники [5].

Педагогическая целесообразность применения мультимедийных программно-дидактических комплексов обосновывается многими исследователями. В.А. Стародубцев [12] формулирует принципы реализации содержания в таких комплексах: мультимедийность как целенаправленное и целесообразное применение методологии искусства в развертывании содержания образования; интерактивность предусматривает обеспечение обратной связи с действиями пользователя, направленной на развитие учебной ситуации; модульность как выделение из содержания обучения обособленных элементов учебный материал модуля рассматривается как единая целостность, направленная на решение интегрированной дидактической цели, при этом модуль может структурироваться на учебные элементы в соответствии с частными целями.

В.Н. Агеев [1] отмечает, что электронный учебник должен удовлетворять принципам интерактивности, индивидуализации, идентификации, при его проектировании необходимо учитывать принцип стартовых знаний.

Е.К. Блинова [4] выделяет следующие принципы организации электронных учебников: нелинейность; использование различных способов представления информации; наличие хорошей системы навигации и поиска; возможность расширения объема предоставляемых знаний путем ссылок на другие образовательные ресурсы, размещаемые в сети Интернет; интерактивность (т.е. наличие обратной связи); возможность корректировки по мере появления новых данных, обновления, модификации последовательности представления материал, благодаря чему преподаватели могут задать наиболее приемлемую форму подачи материала; наличие системы контроля.

Э.Г. Скибицкий [10], рассматривая электронный учебник в системе дистанционного образования как новой технологии обучения, выделяет следующие принципы: пошаговый процесс обучения, возможность реализации индивидуального темпа обучения, возможности осуществления постоянной обратной связи, иерархия управляющих средств, использование разнообразных информационных компьютерных технологий для представления содержательной учебной инфор-

мации, оптимальное сочетание индивидуальной работы с другими ее видами, укрупнение дидактических единиц.

А.О. Кривошеев и др. [6] среди преимуществ электронных учебников по сравнению с традиционными видами учебных пособий отмечают следующие: возможности обеспечения оптимальной для каждого конкретного обучаемого различной последовательности и различного объема работы над курсом; развитие навыков исследовательской работы; экономия времени обучающихся, необходимого для изучения курса и глубокого овладения материалом.

Специфика сетевых электронных учебников предусматривает возможности оперативного обновления содержания, сбора и последующего анализа статистической информации о количестве обращений пользователей к учебнику в целом и к отдельным его разделам, продолжительности и временном периоде посещений [2]. Для нашего проекта немаловажной представляется возможность подключения чатов, блогов и других форматов электронного общения, что наряду с теоретической составляющей курса обеспечит осуществление практической коммуникации и мгновенное включение новых знаний в деятельность.

Обратная связь с обучаемыми позволяет учитывать их пожелания по доработке компьютеризованного учебника авторами. Более того, специфика курса межкультурной коммуникации такова, что обучаемые сами могут стать соавторами сетевого учебника, при условии, что авторы будут выступать в качестве модераторов.

Многие специалисты в области разработки электронных учебных пособий отмечают необходимость моделирования «образа» контингента обучающихся как немаловажный фактор при разработке стратегии конструирования учебника. Поскольку разрабатываемый нами учебник предназначен для студентов языковых специальностей, которые могут иметь разный уровень владения иностранным (в частности английским) языком, особое значение имеет предоставление обширного информационно-справочного материала и использование различных способов представления информации для визуализации учебного материала.

Обеспечение удобной системы поиска и навигации, подключение развитой системы контроля знаний, использование сетевых технологий для получения консультаций, дополнительных учеб-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

271

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

Т.Л. Петрова

ных материалов и сервисной поддержки - эти и другие возможности сетевого электронного учебника позволяют значительно улучшить стандартные информационные технологии.

Дидактические принципы и требования конструирования электронных учебников для высшей школы опираются на базовые принципы дидактики: научность, проблемность, наглядность, активность и сознательность, систематичность и последовательность, прочность, обучение в единстве образования, развития и воспитания учащихся [13, с. 179].

На основании проведенного теоретического исследования принципов конструирования электронных учебников по различным учебным дисциплинам Т.Н. Романенко [9] отмечает, что электронный учебник наследует базовые дидактические принципы конструирования книжного учебника: 1) электронный учебник как модель педагогической системы должен отображать цели, содержание, дидактический процесс, формы организации; 2) содержательную (предметную) часть электронного учебника необходимо разрабатывать в соответствии с принципами дидактики высшей школы, такими как научность, систематичность, системность, связь теории с практикой, сознательность и самостоятельность обучения, единство конкретного и абстрактного, прочности знаний; 3) содержание материала должно обеспечивать развитие процессуальных умений и навыков логического и образного мышления, творческого потенциала обучаемых.

Большая работа по исследованию дидактических принципов при обучении с использованием информационных технологий была проделана П.И. Образцовым [8]. Применение информационных технологий обучения в вузе должно основываться на следующих дидактических принципах: 1) соответствие дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; 4) стимулирование и мотивация положительного отношения к учению; 5) про-блемность обучения; индивидуальный подходом в обучении наряду с групповым; 6) сочетание абстрактного мышления с наглядностью; 7) ориентированность обучения на активность личности. информационных технологий толкование. Представленные принципы выступают в органическом единстве, образуют концепцию организации ди-

дактического процесса на основе использования новых информационных технологий.

Создание сетевого электронного учебника по межкультурной коммуникации в формате гипертекста с использованием современных систем управления и контроля, с привлечением возможностей электронного общения будет удовлетворять всем требованиям к качеству учебной литературы: отражение в учебной литературе учебных программ с современных позиций, формирование национальной культуры и мировоззренческих позиций, рассмотрение учебной литературы с точки зрения теории информации использования ее достижений; представление системы знаний и четкое разграничение вводных, фундаментальных, базовых, актуальных и прикладных знаний; соблюдение системы терминов; использование дидактического аппарата учебных изданий (структурирование материала, выделение основного, дополнительного и пояснительного текстов, опорных моментов, методическая разработка контрольных вопросов, заданий); создание справочного аппарата; наличие в учебнике организационно-методических материалов [3; 9].

Таким образом, поскольку электронный гипертекст появился как результат попыток подстроить структуру письменного текста под особенности человеческого мышления (см. [14; 15] и др.) и наделить пользователя (читателя) такой же свободой, которой обладает автор текста при его создании, мы считаем, что для целей и задач курса межкультурной коммуникации, такой формат учебного пособия является оптимальным. Гипертекст как документ, позволяющий связывать текст, аудио, фотографии, карты, чертежи, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, ориентирован на конкретные идеи, а не на слова в тексте.

Библиографический список

1. Агеев В.Н. Современные электронные учебные издания: принципы организации и внедрения. - М.: МГУР, 2003. - 236 с.

2. Аленичева Е.В., Монастырев П.В. Этапы создания электронного учебника // Высшее образование в России. - 2001. - №№5. - С. 103-105.

3. Антонова С.Г. Управление качеством учебной литературы // Университетская книга. -2001. - №>12. - С. 26-30.

4. Блинова Е.К. Принципы организации электронных учебных пособий по истории архитектуры // Университетская книга. - 2003. - №°3. - С. 16-20.

272

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

Декоративно-прикладное искусство как средство повышения качества подготовки будущего учителя..,

5. Буга П.Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. - М.: Книга, 1987. - 158 с.

6. КривошеевА.О., ФоминС.С., ДемушкинА.С., КирилловА.И., Сливина Н.А., ЧубровЕ.В. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. - 1995. - №»3. - С. 15-22.

7. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации // http://www.nir.ru/socio/scipubl/si/si1-2-00kuper.html.

8. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в ВУЗе информационных технологий обучения. - Орел: Изд-во Орловского ГТУ, 2000. - 145 с.

9. Романченко Т.Н. Электронный учебник как средство формирования электронной культуры студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005. - 18 с.

10. Скибицкий Э.Г. Принципы построения

компьютерной поддержки для дистанционного обучения // Открытое образование. - 2003. -№3. - С. 8-11.

11. Стародубцев В., Федоров А., Чернов И. Инновационный программный комплекс // Высшее образование в России. - 2003. - №1. - С. 146-151.

12. Стародубцев В.А. Проектирование и реализация комплексов мультимедийных дидактических средств в педагогическом процессе ВУЗа: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2004. - 43 с.

13. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.

14. Bush V. As we may think // The Atlantic Monthly. - 1945. - №176 (1). - Pp. 101-108.

15. Nelson T. A file structure for the complex, the changing and the intermediate // Processing of the ACM 20th National Conference, Cleveland, OH, 1965. - Pp. 84-100.

Т.Л. Петрова

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассказывается о спецкурсе «Декоративно-прикладное искусство народов России», роль которого заключается в приобщении студентов к русскому народному творчеству, формировании активного стремления к самосовершенствованию, повышении уровня его готовности к работе в школе в качестве учителя технологии.

Социальный заказ общества и государства, нашедший отражение в законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», региональных и областных программах развития высшего профессионального образования, ориентирует высшую школу как на профессиональную, так и на общекультурную подготовку будущих специалистов, на формирование человека, интегрированного в национальную и мировую культуру

Согласно Национальной доктрине образования в РФ система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России [2].

Мы согласны с мнением многих авторов, что глубокое, духовное чувство принадлежности

к русской нации необходимо прививать с раннего детства. Известно, что гражданин любой страны Запада воспитывается в духе любви и уважения к своей стране. Патриотическому воспитанию уделяют первостепенное внимание школы Китая, Японии и Израиля. Наиболее патриотичны мексиканское, бразильское население. Также патриотически ориентированы образование и культура Индии, стран Ближнего и Среднего Востока [1, с. 122].

Русская национальная культура - это сложное понятие, которое включает в себя различные направления, такие как устное творчество, предметы быта, создание внешнего облика людей, литература, музыка, живопись, архитектура. Широкий слой, оказывающий сильное влияние на всю национальную культуру и отражающий народные традиции во всех сферах культуры и прочно связанное с бытом представляет декоративно-прикладное искусство [3]. Именно этот вид рус-

© Т.Л. Петрова, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.