Научная статья на тему 'Декоративная живопись в обучении художественной вышивке'

Декоративная живопись в обучении художественной вышивке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
338
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА / ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / МЕТОД ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедов Ю.А.

В статье поднимаются вопросы организации и проведения занятий декоративной живописью в процессе обучения художественной вышивке будущих художников декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративная живопись в обучении художественной вышивке»

Ю.А. Мамедов

Московский филиал Высшей школы народных искусств (института)

Декоративная живопись в обучении художественной вышивке

Вышивка в России разнообразна по своим художественным и техническим приёмам и является одним из самых популярных видов народного искусства. Сохраняя свои традиции не одно столетие, она развивается и при всём многообразии её видов и техник вызывает в современном мире к себе живой интерес. Изделия, украшенные вышивкой, можно встретить в экспозициях различных музеев страны, выставочных залах, на показах моделей современной одежды, в интерьерах общественных зданий и жилых помещениях.

Цель данной работы - выявление взаимосвязи учебных дисциплин «Декоративная живопись», «Основы композиции» и «Проектирование». Определение композиционных закономерностей и их выразительных средств при решении практических задач, необходимых на занятиях по декоративной живописи со студентами кафедры художественной вышивки.

Творческое воображение свойственно представителям всех видов искусства. Но характер образного отражения действительности различен. В художественной вышивке, как одном из направлений декоративно-прикладного искусства, создание выразительного художественного образа зависит от проектируемого изделия, его практического назначения и выборе материала исполнения.

Современная традиционная народная вышивка, сохранив основные приёмы

и изобразительные элементы, используя новые материалы и технологии, сумела

достичь определённого обновления в рисунках и схемах, стилей и тем. Создавая

свои произведения, вышивальщицы активно совершенствуют своё искусство.

Постоянно экспериментируя с материалами, при этом опираясь на опыт старых

мастеров, они воплощают в своих работах художественные образы окружающего

53

их современного мира. Это, в основном, изображения растительного и животного мира, заключённые в орнаментальные композиции, которые используются в украшении одежды и текстильных изделий различного назначения в быту, а также для оформления интерьеров - сюжетные композиции, пейзажи и портреты. Степень новизны в этих произведениях представлена своей оригинальностью, своеобразием воображения, максимальной выразительности, которые опираются на законы декоративного творчества. Следует отметить, что декоративность в художественной вышивке играет не последнюю роль в создании, как самого изделия, так и в оформлении его внешнего вида. Она определяет её качественную особенность, влияет на композиционно - пластический и колористический строй. Известный исследователь крестьянского искусства В.С. Воронов условно относил вышивку к живописи, представляющую своеобразное направление крестьянского красочного творчества.

Образы, воплощенные в изделиях, с использованием красочных элементов как художественно-выразительных средств, стилистическое богатство, заключённое в них оказывают влияние на создание характера декоративности в вышивке. Изображения в художественной вышивке благодаря изобилию красок, стилизации изображаемых форм, умелому подбору материала и техническим приёмам воспринимаются яркими, цветущими, жизнерадостными. Ровная декорируемая плоскость материала вышивки даёт возможность развивать плоскостное изображение, что характерно и для декоративной живописи.

Любая деятельность человека связана с процессом создания определённого продукта, при этом он опирается на опыт предыдущих поколений мастеров.

Стремление людей украсить себя и свои жилища заложено в сознании любого народа. Декоративная живопись, наряду с произведениями декоративно -прикладного искусства и народных промыслов, также украшает предметную среду. Её можно охарактеризовать как живопись, которая изображает реальную действительность путём применения таких выразительных художественных приёмов и композиционных средств, как колорит, декор (орнамент), стилизация,

54

ритм, пластика объёма и цветового пятна, фактура основы и красочного мазка. В декоративной живописи «декоративность» является свойством, обладающей превращать поверхность картиной плоскости в единое цветовое пятно, соблюдая тесную связь органики, конструкции и целостности композиции с красотой изображения. Исходя из этого, многие известные художники и искусствоведы отводят ей роль живописи, украшающей архитектуру. Хотя термин «Декоративная живопись» употребляется и в обозначении таких видов живописи, как иконопись, миниатюра, театральная живопись и т.д. Таким образом, «Декоративная живопись» - это живопись, в процессе которой применяют различные техники, материалы и основы, используя определенные правила и закономерности.

В художественной вышивке творческие работы выполняются с использованием ограниченного количества цветов и различных техник исполнения. И поэтому при подготовке художников - мастеров в этой области стоит задача научить студентов образному видению объектов, умению изображать их в гармоничных цветовых сочетаниях, в которых должны проявляться условность и декоративность, изысканность и локальность. При этом уметь применять художественные приёмы и композиционные средства при проектировании изделий. Всему этому их должна научить учебная дисциплина «Декоративная живопись».

Обучение декоративной живописи студентов художественной вышивки связано с некоторыми сложностями. Они заключаются в том, что при обучении не учитывается специфика их профессиональной подготовки.

В основу учебных дисциплин «Основы композиции» и «Проектирование» при подготовке художников по художественной вышивке заложено изучение студентами основ композиции, умение создавать выразительные художественные образы с применением народных традиций при проектировании и моделировании женской одежды, оформлении различных изделий бытового назначения и прикладного искусства. В итоге студент должен уметь на профессиональном уровне проектировать разнообразные изделия, оформленные художественной

55

вышивкой. При этом соблюдать композиционные, колористические и технологические особенности различных вышивальных промыслов, уметь грамотно владеть техникой работы с художественными материалами.

В декоративной живописи студенту важно знать закономерности декоративных построений, задачи, которые он должен решать, возможности художественного материала, используемого при работе над тем или иным заданием.

Таким образом, поэтапно выявим взаимосвязь учебных дисциплин «Декоративная живопись», «Основы композиции» и «Проектирование». Определим практические задачи, необходимые на занятиях по декоративной живописи со студентами кафедры художественной вышивки.

Художественные материалы, используемые при изучении основ композиции, проектирования и декоративной живописи.

Одним из условий оформления проекта в художественной вышивке является

профессиональное использование выразительных средств художественных

материалов, таких как гуашь и темпера. Эти же материалы необходимо

использовать в декоративной живописи, предварительно ознакомив студентов с их

основными художественными качествами и технологиями. Технология изучает

свойства и качества красок, кистей и бумаги. Формируя знания по изучению

технологий живописных материалов, следует обратиться к опыту художников,

работающих в области декоративной живописи и применявших в своём творчестве

гуашь и темперу, белые грунты и бумагу. К таким художникам можно отнести В.А.

Серова, В.Э. Борисова-Мусатова, Н.К. Рерих и многих других, использовавших в

своём творчестве темперу. Что привлекало таких художников в работе с таким

материалом как темпера? Во-первых, её декоративные возможности, во-вторых -

возможность выполнять сложные цветовые растяжки, в-третьих - добиваться

тонких переходов и сложных тональных отношений. Все эти качества материала

необходимы как при изучении основ композиции, так и в проектировании и в

декоративной живописи. Знание технологии живописных материалов, их

56

особенностей помогут студентам выполнять свои проекты и декоративно-живописные работы на высоком профессионально-художественном уровне.

В изобразительном искусстве «композиция (лат. - сочинение) - это строение художественного произведения, расположения его основных элементов и частей в определённой системе» [2 с.53].

Процесс построения композиции в художественной вышивке происходит распределением её элементов по определённой схеме и последовательности, придавая изображению единство, цельность. Основные понятия и законы композиции изучаются на разработках геометрических и растительных орнаментов с использованием традиций народного искусства. «Орнамент (от латинского «орнаментум»- «украшение») - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму»[4 с. 252]. Изображение узора в вышивке органически связано с формой изделия, их соразмерностью, гармонией цвета и тона, их отношения к фону ткани. В связи с этим, на занятиях по основам композиции студенты изучают основы построения геометрических и растительных орнаментов, используя различные формы плоскости основы (полоса, квадрат), ограниченное цветовое и тональное решение.

В каждом регионе России бытуют свои орнаментальные узоры, приёмы их выполнения, цветовые решения. Различают вышивку по географическим признакам: северную и среднерусскую. Характерной особенностью северной вышивки является использование белой ткани и красных нитей. В вышивке среднерусской полосы характерной особенностью является использований разнообразной ткани и различных по цвету нитей.

Опираясь на полученные знания по основам композиции, в проектировании

студенты закрепляют их путём изучения особенностей народных вышивок России.

Каждое традиционное направление в вышивке - это своеобразная стилизация

изобразительных элементов, использования цвета, фактура вышитых мотивов и

тканей, формы изделий, на которых создаются композиции. Поэтому важным

57

моментом в изучении особенностей традиционной вышивки путём копирования образцов является выявление таких композиционных качеств и использование их в оформлении вышивкой проектов изделий прикладного искусства.

На занятиях по декоративной живописи, работая над натюрмортом, портретом или любой другой постановкой, студент должен четко представлять, какие композиционные закономерности он может использовать при решении поставленных задач. И в этой связи следует напомнить, что в основе любого декоративного произведения заложены общие для всех видов изобразительных искусств закономерности.

Декоративная живопись отличается от академической живописи тем, что в ней заложен метод творческой интерпретации объектов изображения. Этот метод подразумевает отказ от объёмности, выявлении стилизации, ограниченного цвета, силуэта форм и др. Он является и средством выражения творческого замысла в оформлении художественной вышивкой проектируемых изделий, в основе которых лежит переработка разнообразных форм окружающего мира в плоскостные орнаментальные изображения. Одной из особенностей метода творческой интерпретации является не воспроизведение натуры, а создание нового образа на её основе. Из этого следует, что на занятиях декоративной живописью при решении композиционных задач студент должен переработать представленную натуру и внести в неё её характерные особенности, используя своё творческое воображение. От того насколько творчески студент может это сделать, зависит степень новизны и оригинальность его работы.

Как уже отмечалось выше, метод творческой интерпретации имеет ряд определённых особенностей в декоративной живописи, непосредственно связанных с проектированием и основами композиции направления «Художественная вышивка». К ним можно отнести такие, как условное построение пространства, соотношение между фоном и изображением, ограничение цвета, стилизация форм, орнаментально - ритмический строй, фактура, выявление силуэта форм. Особое значение при создании декоративной композиции в

58

живописи и вышивке имеет конструкция, которая определяет её композиционную схему. В декоративной живописи она создаётся структурными направлениями -вертикалями, горизонталями, диагоналями. В художественной вышивке -структурой направлений нитей ткани. Таким образом, декоративная живопись и художественная вышивка при изображении реальной действительности используют все средства, пластические приёмы и условности при создании на изобразительной плоскости декоративного цветового пятна.

Исходя из этого, можно констатировать, что дисциплины «Декоративная живопись» и «Проектирование» на кафедре «Художественная вышивка» взаимосвязаны условиями и методами реализации учебных заданий. Такая связь даёт возможность развивать у студентов индивидуальный стиль в проектной деятельности, аналитический подход к трансформации изображений различных объектов окружающей среды, чувство декоративности.

Подходя к задачам декоративной живописи, следует отметить, что учебные задачи на занятиях должны соответствовать академическому уровню студентов и влиять на результаты их профессиональной подготовки. В этом случае становится очевидным, что они должны формироваться с участием преподавателя проектирования кафедры «Художественная вышивка». Из этого следует, что от степени академической подготовки студентов, взаимосвязи учебных дисциплин «Декоративная живопись», «Основы композиции» и «Проектирование» зависят решения на высоком уровне учебных и творческих задач на кафедрах живописи и художественной вышивки.

Список литературы:

1. Воронов В. С. О крестьянском искусстве : избр. труды / В. С. Воронов; [авт. вступит. ст.: Т. Разина]. - М. : Сов. художник, [1972]. - 350 с. : ил.

2. Григоревская Е.Б., Мамедов Ю.А. Рисунок, живопись, композиция: учебно-методическое пособие для подготовительных курсов по специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» М.: ООО «Тиссо-Полиграф», 2007. 72 с.

3. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобр. искусство» / Г.М. Логвиненко. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 144 с. : ил.

4. Малая Советская Энциклопедия. Т. 3. М.: Изд. «Большая Советская Энциклопедия», 1959.

5. Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Пдатонова, В.Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.