Научная статья на тему 'Декоративная пластика модерна на примере зданий центра г. Симферополь'

Декоративная пластика модерна на примере зданий центра г. Симферополь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
735
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СИМФЕРОПОЛЬ / МОДЕРН / АРХИТЕКТУРА / Н. П. КРАСНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котляр Е. Р., Каракаш М. Н.

В статье рассматривается наследие архитектурно-художественного стиля модерн на примере двух известных зданий г. Симферополя: кинотеатра им. Т. Г. Шевченко (бывший синематограф «Баян») и здания банка (бывшего Общества взаимного кредита). Рассматривается роль архитектора Н. П. Краснова в архитектуре Крыма периода модерна, прослеживается семантика ряда изобразительных символов в декоре зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративная пластика модерна на примере зданий центра г. Симферополь»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 73:72.012(477.75-25)

Котляр Е. Р.

К.искусств., доцент, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Каракаш М. Н.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИКА МОДЕРНА НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЙ

ЦЕНТРА Г. СИМФЕРОПОЛЬ

В статье рассматривается наследие архитектурно-художественного стиля модерн на примере двух известных зданий г. Симферополя: кинотеатра им. Т. Г. Шевченко (бывший синематограф «Баян») и здания банка (бывшего Общества взаимного кредита). Рассматривается роль архитектора Н. П. Краснова в архитектуре Крыма периода модерна, прослеживается семантика ряда изобразительных символов в декоре зданий.

Ключевые слова: Крым, Симферополь, модерн, архитектура, Н. П. Краснов.

В архитектуре, как и в любом другом виде искусства, каждая эпоха оставляет свой отпечаток, который несет информацию о культуре и жизненном укладе общества данной эпохи. Обобщенные признаки, типичные для определенной эпохи, и составляют общие признаки стиля. Так, одним из известных стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, является модерн, проявляющий интерес к новым конструкциям, новым типам зданий и использованию синтеза новых и традиционных технологий, по сравнению с предыдущими стилями [1].

Архитектура модерна (в разных странах существовали варианты названий стиля: ар-нуво, югендстиль, стиль Либерти, модернизм, сецессион) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е — 1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло, керамика), нарядный декор фасадов. Общий принцип нарядной эклектики позволял архитекторам использовать в качестве дополнительного декора элементы народного стиля, тем самым придавая зданиям неповторимый, узнаваемый облик и отражая личность владельца (или заказчика) здания [4].

В центре Симферополя есть много старинных зданий, рассмотрев фасады которых можно увидеть яркие примеры данного стиля. Например, кинотеатр им. Т. Г. Шевченко, основная сцена Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького (бывший Дворянский театр, арх. А. Н. Бекетов), Национальный банк (так называемый «Золотой телец») и другие.

Кинотеатр им. Т. Г. Шевченко. Кинотеатр «Баян» на улице Дворянской открылся в 1904 году. Дом, в котором находится кинотеатр, состоит из двух частей. Та часть, что напоминает перевернутую букву П в глубине двора, была построена в 1904 году предпринимателем Леонидом Сухомлиновым. Здесь им был устроен первый в Крыму иллюзион «Баян» с просмотром синематографа. Имя архитектора, строившего само здание кинотеатра, не установлено, но известно, что арку в 1915 году возводил Н. П. Краснов [3, с. 47].

Николай Петрович Краснов (23 ноября (5 декабря) 1864, село Хонятино, Глебовской волости Коломенского уезда — 8 декабря 1939 года, Белград) — академик архитектуры,

главный архитектор города Ялты, автор проекта Ливадийского дворца. В 12 лет стал учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1885 г. с Большой серебряной медалью за проект «Гимназия». Это награда позволяла получить звания «классного художника 3 -й степени, право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий», а также получения личного почетного гражданства. В 1911 году был пожалован званием Архитектора Высочайшего Двора, чином статского советника. В 1913 году получил звание академика архитектуры. Скончался 8 декабря 1939 года в Белграде. Похоронен в русском секторе белградского Нового кладбища. Могила архитектора находится возле памятника императору Николаю II, бывшему заказчику его архитектурных произведений.

В качестве главного архитектора г. Ялты участвовал в постройке многих известных памятников архитектуры, в частности, таких как собор Александра Невского и церковь Св. Нины в Ялте, костел в Ялте, банк Общества взаимного кредита в Симферополе, дворец «Дюльбер» вел. кн. Петра Николаевича в Мисхоре, особняки Н. Барятинской, В. Чуйкевич, Е. Майтопа, И. Загордана в Ялте, кн. Юсупова в с. Коккоз (Соколиное), Н. Свиягина в Симеизе и др. Самое знаменитое сооружение архитектора — Ливадийский дворец, построенный в 1909-1911 гг. в стиле итальянского Ренессанса по личному заказу императора Николая II [3].

Стиль здания синематографа «Баян» — модерн. Украшением сооружения является монументальная арка, декорированная лепниной. После достройки арки здание приобрело современный вид. В оформлении фасада использованы стилизованные изображения животных, птиц, сатиров. Существует мнение, что свое название «Баян» синематограф получил в честь Вадима Баяна (Сидоров) — поэта-эгофутуриста и мецената, организовавшего в Крыму серию поэтических вечеров под общим названием «Олимпиада российского футуризма». В 1910 году Леонид Сухомлинов по неизвестным причинам продал своё предприятие одному из богатейших людей Симферополя того времени, Францу Францевичу Шнейдеру (1874-1918). Франц Шнейдер, в свою очередь, сохранил название «Баян» и продолжил в нём просмотры синематографа на постоянной основе. Кинотеатр был с большим залом на 800 мест, центральным отоплением и хорошей вентиляцией [5].

Кинотеатр оставался кинотеатром, менялись только его названия и названия улицы, на которой он стоит. Улицу переименовали сначала в 1924 году: из Дворянской она стала Советской, а в 1934 стала носить имя Максима Горького. Кинотеатр стал называться «Звезда революции», а затем «Большевик». При немцах он именовался «Паллас», а в 1954 году кинотеатру присвоили имя Тараса Шевченко. Это имя он носит и поныне.

Мнемоника здания. Считается, что при оформлении фасада использовались всего лишь природные мотивы. Прежнее название заведения — «Баян» — в честь сказочного «русского Гомера», воспевавшего родные края, поэтому изобразили духов леса и птичек с цветочками. Действительно, арку кинотеатра поддерживают четыре головы языческого бога Пана, покровителя природы. Но в христианстве этот образ изображается как сатанинский.

Архитектор старался выразить свое отношение к современной ему морали. В теории искусства «низкое» народное творчество Пана противопоставляется «высокому» академическому, а синематограф в начале XX века, во время строительства кинотеатра, считался именно народной и неприличной для богобоязненных граждан утехой. Композиция из глухарей и крадущихся лис говорит: «Будь начеку! Наслаждайся беспечно, но помни про черта (лиса расшифровывается именно так)» [5].

Национальный банк «Золотой телец». Недалеко от кинотеатра находится еще один памятник архитектуры — здание, где разместился Национальный банк. На фасаде здания расположены павлины, которые являются символами финансового благополучия (между птицами — катарский орден Центра мирового света и мудрости), характерный мистический (сельджукский) орнамент по всему дому, а также щиты, увенчанные императорскими коронами [5].

Владимиру Винбергу, председателю Таврической губернской земской управы, пришла идея о строительстве одного из наиболее красивых и примечательных зданий Симферополя. Он решил построить для общества взаимного кредита подходящее помещение. Но, в 1881 году за свои передовые политические взгляды он был лишен права вести банковскую деятельность.

6 сентября 1909 года на чрезвычайном собрании членов общества взаимного кредита было принято решение о строительстве нового здания в финансовом центре столицы. После рассмотрения многих вариантов Симферопольская городская дума дала согласие на строительство банка на усадебном месте дворянина Гусикова, на ул. Дворянской, 4. Участок был свободным и просторным, его прямоугольная форма позволяла разместить здесь не только основное здание, но и служебные постройки [2, с. 53].

Строительством знания занимался архитектор Николай Краснов. Краснов хотел, чтобы внешний вид строения олицетворял надежность и достаток этого банковского учреждения Крыма. Поэтому архитектор, спроектировав здание в стиле позднего модерна, внес в него множество деталей — полуциркульные окна ренессанса, балясины в форме романских колонн, византийские, восточные и другие рельефные орнаменты. Кроме того, он предложил выделить здание, отодвинув его вглубь от линии застройки, а по линии разместить четыре мощные греко-дорические колонны, несущие исключительно декоративное значение. «Золотой телец» — именно такое имя получило это сооружение, выглядевшее торжественно и презентабельно, как и задумывалось, в связи с его назначением.

В 1911 году здание было почти готово к сдаче, но внезапно обвалился главный фасад. Причем разрушения были настолько сильными, что местные надзорные службы распорядились взорвать здание, но общество взаимного кредита выступило против таких действий. В 1913 году Первое общество взаимного кредита смогло въехать в новое здание, которое сразу стало своеобразной визитной карточкой банка [5].

Выводы. Изучая здания города Симферополя, а именно, центральной его части, можно сделать вывод, что во многих зданиях присутствуют элементы стиля модерн, отличительными особенностями которого являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Модерн в Крыму во многом связан с именем известного архитектора императорского двора, Н. П. Краснова, создавшего немало архитектурных шедевров, в том числе и в г. Симферополе.

Литература

1. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. — М.: Стройиздат, 1992. — 360 с.

2. Каждан Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века / Е. А. Каждан, Т. П. Каждан. — М.: Наука, 1971.

3. Калинин Н. Н., Земляниченко М. А., Кадиевич А. Архитектор Высочайшего Двора / Н. Н. Калинин, М. А. Земляниченко, А. Кадиевич. — Симферополь: Бизнес-информ, 2004. — 232 с.

4. Котляр Е. Р. Идентификация караимской пластики в декоре экстерьера усадьбы С. Крыма в г.Феодосия. / Е. Р. Котляр // Сборник статей Международной научно-практической телеконференции «Российская наука в современном мире». — Москва-Пенза: Научно-издательский центр «Актуальность РФ», 2015. — С. 42-48.

5. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века / Г. Ю. Стернин. — М.: Советский художник,1984. — 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.