УДК 354
МРНТИ 10.17:51
DOI 10.56525/EGZI6460
ДЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕКОНФИГУРАЦИЯ
ГЕНДЕРНОГО ДИСКУСА В КАЗАХСТАНЕ:
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЕКТОРОВ
ЕРКУЛОВА Г. С.
Каспийский университет технологий
и инжиниринга имени Ш. Есенова,
Актау, Казахстан
E-mail: [email protected]
ОНГАРОВ Д.К.
Каспийский университет технологий
и инжиниринга имени Ш. Есенова,
Актау, Казахстан
E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье проводится углубленный анализ деконструкции и реконфигурации гендерного дискурса в Казахстане, основанный на изучении текущих политических векторов, направляющих трансформации в области гендерных отношений. Центральной задачей исследования является выявление ключевых факторов, которые влияют на трансформацию гендерной политики в Казахстане на фоне глобальных изменений и модернизационных процессов, происходящих в стране. В статье рассматриваются этапы эволюции гендерной политики, начиная с постсоветского периода, когда Казахстан начал интеграцию в международные организации, уделяя особое внимание продвижению гендерного равенства.
Особое внимание уделяется анализу взаимодействия между национальными и международными нормами в контексте формирования гендерной политики, а также адаптации глобальных инициатив к местным условиям. Выявляются структурные проблемы, такие как недостаточная институционализация гендерных стратегий и медленный прогресс в области реального гендерного равенства. В статье рассматриваются как нормативные достижения, включающие принятие новых законодательных мер и программ, так и проблемы их реализации в условиях социально-экономических и культурных барьеров.
Исследование опирается на комплексный подход, включающий как количественные, так и качественные методы анализа. Привлекаются данные международных исследований, статистические отчеты и качественные интервью с ключевыми стейкхолдерами, вовлеченными в процесс формирования гендерной политики. Также приводится сравнительный анализ гендерных инициатив Казахстана с аналогичными процессами в других странах постсоветского пространства.
В заключение, статья предлагает перспективы дальнейшего развития гендерной политики в Казахстане, в том числе возможные стратегические направления для углубления интеграции гендерного равенства в социальные, политические и экономические сферы страны. Автор выдвигает гипотезу о том, что успешное продвижение гендерного равенства требует не только политической воли, но и глубинной трансформации общественных установок и практик, что возможно через усиление междисциплинарного подхода и активное вовлечение гражданского общества.
Ключевые слова: гендерная политика, Казахстан, деконструкция гендерного дискурса, реконфигурация, политические векторы, постсоветский период, институционализация, модернизация.
Введение
Актуальность исследования гендерной политики в Казахстане обусловлена значительными изменениями, которые происходят в обществе и государственном управлении на фоне глобализационных процессов и интеграции в международные структуры. В последние десятилетия Казахстан предпринял шаги по реализации международных обязательств в области гендерного равенства, подписав ключевые международные соглашения, такие как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), и разработав национальные стратегии, направленные на улучшение положения женщин и укрепление их прав. Однако, несмотря на формальные достижения, проблема гендерного неравенства остается острой, особенно в контексте социально-экономических и культурных барьеров, которые тормозят реальное воплощение гендерных инициатив.
Деконструкция и реконфигурация гендерного дискурса в Казахстане является ключевой темой для понимания того, как национальная гендерная политика соотносится с глобальными тенденциями и как она адаптируется к особенностям локального контекста. В условиях модернизации общественно-политической жизни и стремления к интеграции в мировое сообщество становится важно не только перенимать международные нормы, но и учитывать исторические, культурные и социальные особенности страны. Это исследование направлено на выявление ключевых проблем и перспектив в развитии гендерной политики, что позволит предложить эффективные механизмы для её дальнейшего совершенствования.
Таким образом, исследование вопросов гендерного равенства в Казахстане является актуальным как для научного сообщества, так и для практиков, занимающихся разработкой государственных стратегий. Выявление структурных барьеров и анализ современных политических векторов позволит более глубоко понять пути улучшения гендерной политики, что особенно важно в условиях растущего внимания к вопросам социальной справедливости и прав человека.
Цель статьи заключается в комплексном анализе трансформационных процессов, касающихся гендерного дискурса и политики в Республике Казахстан, с акцентом на деконструкцию устаревших патриархальных моделей и реконфигурацию гендерных отношений в условиях глобализации и модернизации. Статья стремится показать, каким образом политические, экономические и социальные изменения оказывают влияние на развитие гендерного равенства в стране.
Исследование направлено на изучение того, как международные стандарты и инициативы по гендерному равенству адаптируются к специфике казахстанского контекста, а также на оценку эффективности существующих механизмов и программ, направленных на улучшение положения женщин и преодоление гендерного дисбаланса в различных сферах общественной жизни. Одной из ключевых задач является определение тех факторов, которые препятствуют полной реализации гендерной политики, включая культурные и социальные барьеры, институциональные проблемы и экономические вызовы.
Кроме того, статья ставит целью выявление перспективных направлений развития гендерной политики в Казахстане, которые могут способствовать её дальнейшей интеграции в политические и экономические процессы страны. Автор стремится предложить стратегии, способные не только ускорить модернизацию гендерной политики, но и сделать её более устойчивой, социальной и культурно релевантной. В рамках исследования будут предложены рекомендации для государственной политики, направленные на устранение структурных препятствий на пути достижения гендерного равенства, а также пути усиления взаимодействия между государственными институтами и гражданским обществом в вопросах продвижения гендерных реформ.
Гипотеза исследования заключается в том, что успешная трансформация гендерной политики в Республике Казахстан требует не только формального внедрения международных стандартов и инициатив, но и глубокой модификации социальных и культурных установок, связанных с восприятием гендерных ролей и равенства. Внедрение гендерных реформ, основанных на международных договорах и соглашениях, таких как CEDAW, не приведёт к значительным результатам, если не будут изменены общественные стереотипы, поддерживающие патриархальные модели поведения, доминирующие в казахстанском обществе.
Исследование предполагает, что ключевыми препятствиями на пути к достижению гендерного равенства являются не только недостатки в институциональной реализации гендерной политики, но и глубокие культурные барьеры, которые продолжают определять социальные и гендерные роли. Несмотря на видимые успехи в принятии новых законов и программ, их практическое воплощение сталкивается с сопротивлением со стороны традиционных и патриархальных ценностей, особенно в сельских и менее урбанизированных регионах страны.
Гипотеза предполагает, что для успешного продвижения гендерных реформ необходим комплексный подход, включающий не только политическую и законодательную поддержку, но и активное участие гражданского общества, образовательных программ и медиа. Важно не просто внедрять новые законы, но и работать над изменением культурных установок и формированием новых социальных норм, основанных на принципах равенства и социальной справедливости.
Обзор гендерной политики в Казахстане с постсоветского периода
После распада Советского Союза в 1991 году Казахстан оказался на переломном этапе своего развития, требовавшем создания новой правовой и институциональной базы для управления государством. Этот процесс включал не только экономические и политические реформы, но и пересмотр социальной политики, в том числе гендерных вопросов. В советское время, несмотря на официальную риторику о равенстве полов, гендерные стереотипы и патриархальные установки продолжали играть значительную роль в обществе. С обретением независимости, Казахстан столкнулся с необходимостью формирования собственной гендерной политики, ориентированной на реалии постсоветского периода и одновременно соответствующей международным стандартам.
Первым важным шагом на пути к осознанию необходимости развития гендерного равенства стало присоединение Казахстана к международным соглашениям и договорам, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), которая была ратифицирована в 1998 году. Принятие этой конвенции ознаменовало обязательство Казахстана перед мировым сообществом улучшить положение женщин в стране и устранить дискриминацию по признаку пола. Присоединение к CEDAW не только дало импульс к началу работы над созданием более благоприятных условий для женщин в Казахстане, но и поставило перед государством задачи по адаптации национального законодательства в соответствии с международными нормами [1].
Одним из ключевых направлений государственной политики Казахстана в постсоветский период стало продвижение гендерного равенства через законодательные меры. В 1998 году была создана Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Этот орган был наделён широкими полномочиями и стал важным инструментом координации государственных усилий в вопросах улучшения положения женщин, семейной политики и обеспечения гендерного равенства. Комиссия начала работу по разработке и реализации национальных программ, направленных на укрепление прав женщин и улучшение их социального положения [2].
Важным этапом стало принятие в 2006 году Закона «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин». Этот закон закрепил правовые основы для обеспечения гендерного равенства в Казахстане, установив правила недискриминации и равных возможностей для мужчин и женщин во всех сферах жизни, включая трудовые отношения, политику, образование и социальные программы. Закон был призван устранить гендерные барьеры, которые оставались значительными в казахстанском обществе, несмотря на формальное равноправие. В частности, документ ввёл правовые гарантии для женщин, которые сталкивались с дискриминацией на рынке труда, а также стал основой для разработки новых социальных программ, направленных на улучшение положения женщин в различных секторах экономики [3].
Однако, несмотря на эти важные шаги, реализация гендерной политики на практике столкнулась с рядом проблем. Одной из наиболее серьёзных преград стало сохранение патриархальных стереотипов и традиционных социальных норм, которые глубоко укоренились в казахстанском обществе, особенно в сельских районах. В сельских сообществах гендерное неравенство проявляется особенно ярко: женщины часто сталкиваются с ограниченным доступом к образованию, более низкими заработными платами по сравнению с мужчинами, а также с дискриминацией при распределении ресурсов и возможностей для карьерного роста. Культурные и социальные барьеры остаются мощным препятствием для достижения равноправия в Казахстане, несмотря на усилия государства по созданию соответствующих условий [4].
Тем не менее, государственные программы, направленные на продвижение гендерного равенства, продолжают развиваться. Так, одной из крупнейших программ стала Государственная программа по обеспечению гендерного равенства на 2006–2016 годы, в рамках которой были поставлены амбициозные цели по увеличению представительства женщин в органах власти, улучшению условий труда для женщин, а также борьбе с гендерными стереотипами в образовательной и социальной сферах. Программа была направлена на устранение структурных и институциональных барьеров, которые мешают женщинам полноценно участвовать в общественной жизни [5].
Кроме того, в 2013 году в рамках Стратегического плана развития Казахстана до 2050 года гендерное равенство было обозначено как одно из ключевых направлений государственной политики. Этот план предусматривает не только законодательные меры, но и социальные программы, направленные на улучшение положения женщин и устранение гендерного дисбаланса в сфере труда и политики. Программа подчёркивает важность вовлечения женщин в экономическую деятельность и обеспечение равных возможностей для всех граждан, вне зависимости от их пола [6, с. 320.].
Деконструкция гендерного дискурса
Гендерный дискурс в Казахстане имеет сложную и многослойную структуру, корни которой уходят в историческое прошлое, когда патриархальные традиции играли центральную роль в формировании общественных установок. После обретения независимости в 1991 году Казахстан начал сталкиваться с новыми вызовами, связанными с необходимостью адаптации к быстро меняющемуся миру, который требовал пересмотра и обновления многих социальных норм, включая гендерные роли. В советское время, хотя формально провозглашалось равенство полов, в реальности женщины по-прежнему сталкивались с доминированием патриархальных установок, и их роль часто ограничивалась домашними и семейными обязанностями, даже если они участвовали в общественно-экономической жизни. С наступлением постсоветского периода Казахстану предстояло пересмотреть и трансформировать эти устоявшиеся социальные модели.
В первые годы независимости в стране начался процесс поиска национальной идентичности, что сопровождалось возвращением к традиционным ценностям, и это, в свою очередь, усугубляло гендерные стереотипы. В казахской культуре, как и во многих других традиционных обществах, патриархальные нормы были глубоко укоренены. Женщине традиционно отводилась роль хранительницы домашнего очага, а её место в общественной жизни нередко оставалось второстепенным. Эти стереотипы получили новое подкрепление в годы экономических трудностей, когда женщины, несмотря на свою активную роль в экономике, оказывались на периферии общественной и политической жизни. Традиционные установки, где мужчина занимал ведущие позиции, а женщина находилась в подчинённом положении, продолжали оказывать значительное влияние на общественные и экономические процессы, и это препятствовало развитию реального гендерного равенства.
Одним из ключевых аспектов, требующих деконструкции, стало восприятие гендерных ролей в сельских и отдалённых регионах страны. В этих сообществах сохранялось сильное давление на женщин с точки зрения традиционных ожиданий, где их основная роль сводилась к обязанностям матери и жены, а социальные и карьерные амбиции часто воспринимались как угроза установленным семейным структурам. Это особенно заметно в тех регионах, где религиозные и культурные традиции играют более значительную роль в повседневной жизни, и где роль женщины в общественной сфере воспринимается как нечто вторичное или даже ненужное. Такие установки оказывали и продолжают оказывать влияние на все сферы жизни, от образования до рынка труда, ограничивая возможности женщин в достижении равных прав и возможностей. [6]
Важно отметить, что подобные патриархальные взгляды не только ограничивали женщин в их карьерных и общественных стремлениях, но и создавали структурные барьеры для их участия в экономике и политике. Женщины сталкивались с ограниченным доступом к ресурсам, таким как образование, карьерные возможности и даже правовые инструменты, которые могли бы способствовать их профессиональному и социальному развитию. Эта ситуация значительно тормозила развитие гендерного равенства в Казахстане, особенно на уровне реальных, практических достижений.
Деконструкция этих стереотипов и установок требует длительных и комплексных изменений. Для успешного продвижения гендерного равенства необходимо не только формальное внедрение законодательных и политических мер, но и трансформация социальных и культурных норм. Этот процесс включает изменение общественного восприятия гендерных ролей через образование, культурные инициативы и медиа. В последние годы наблюдается рост инициатив, направленных на изменение гендерного дискурса через образовательные программы, ориентированные на молодёжь. Это важное направление, так как именно молодое поколение становится катализатором перемен и может способствовать разрушению устоявшихся стереотипов.
Образование и медиасреда играют критическую роль в формировании гендерных установок и их изменении. Переосмысление гендерных ролей через школьные программы, университетские курсы и общественные дискуссии способствует постепенной деконструкции патриархальных стереотипов, особенно среди молодёжи. Тем не менее, многие образовательные учреждения и медиаресурсы до сих пор придерживаются традиционных гендерных представлений, где женщина показана в основном в роли домохозяйки, а мужчина — как единственный кормилец семьи. Это укрепляет существующие стереотипы и препятствует продвижению идей равенства в обществе.
Ещё один важный аспект, связанный с деконструкцией гендерного дискурса, касается участия женщин в политике и экономике. Несмотря на то что женщины составляют значительную часть рабочей силы, их вклад часто недооценивается, и они продолжают сталкиваться с дискриминацией в оплате труда, ограниченными карьерными перспективами и барьерами в доступе к руководящим позициям. Это связано не только с патриархальными стереотипами, но и с тем, что женский труд зачастую воспринимается как менее ценный по сравнению с мужским. Проблема гендерного разрыва в оплате труда остаётся актуальной для Казахстана, как и для многих других стран, несмотря на наличие правовых инструментов для его устранения.
Проблемы гендерного дискурса также проявляются в репрезентации женщин в СМИ и общественном пространстве. В средствах массовой информации женщины часто изображаются в стереотипных ролях, где их главная задача — это забота о семье и выполнение домашних обязанностей. Такая медийная репрезентация затрудняет изменение общественного восприятия женских ролей и укрепляет гендерные стереотипы. Для деконструкции этого дискурса необходимо изменение контента, который транслируется в общество через телевидение, радио и интернет, и создание более прогрессивного образа женщины как активного участника всех сфер жизни.
Одним из ключевых вызовов в процессе деконструкции гендерного дискурса остаётся недостаточная вовлечённость гражданского общества в гендерные реформы. Многие инициативы по продвижению равенства исходят от государственных структур или международных организаций, однако на уровне населения поддержка таких инициатив часто оказывается ограниченной. В результате многие реформы остаются формальными, не получая должной реализации на практике. Одним из важнейших аспектов в этой ситуации является необходимость активного участия гражданского общества в формировании нового гендерного дискурса, включая участие неправительственных организаций, образовательных и культурных учреждений.
Религиозные и культурные группы также оказывают значительное влияние на процесс гендерной трансформации в Казахстане. В некоторых случаях они становятся серьёзным барьером на пути внедрения прогрессивных изменений, видя в этом угрозу традиционным ценностям и установленным социальным нормам. Это особенно заметно в консервативных частях страны, где влияние религии остаётся значительным, и любые попытки изменений воспринимаются как посягательство на основы семьи и общества. Преодоление этого сопротивления требует осторожного подхода, который бы учитывал культурные особенности и способствовал постепенному внедрению изменений через диалог и компромисс.
Процесс реконфигурации гендерного дискуса
Процесс реконфигурации гендерного дискурса в Казахстане представляет собой динамичное и многоуровневое явление, требующее не только пересмотра устаревших представлений о гендерных ролях, но и активной адаптации к новым социальным, экономическим и политическим реалиям. Продолжая тему деконструкции, обсуждаемую ранее, реконфигурация фокусируется на создании новых условий для гендерного равенства, отвечающих вызовам современности. Казахстан, стремящийся стать частью мирового сообщества, сталкивается с необходимостью сочетать международные обязательства в области прав женщин с местными культурными и традиционными особенностями, что требует глубоких изменений на институциональном и социальном уровнях.
Одним из важнейших шагов на пути к реконфигурации гендерного дискурса является адаптация международных стандартов, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Принятые Казахстаном международные обязательства служат основой для внедрения гендерных реформ, однако их реальная реализация сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких проблем является разрыв между международными нормами и местными традициями, особенно в сельских регионах, где патриархальные взгляды на роль женщин по-прежнему сильны. В таких условиях простое принятие международных стандартов без учёта местных культурных особенностей не даёт значимых результатов. Процесс реконфигурации требует адаптации этих стандартов через образовательные программы, направленные на повышение осведомлённости и изменения общественных стереотипов.
Государство играет ключевую роль в развитии гендерной политики, и одним из значительных достижений в этом направлении стало принятие закона «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин». Этот документ стал важным шагом на пути к устранению правовых барьеров, однако процесс реконфигурации гендерного дискурса не может быть ограничен только законодательной базой. Важным аспектом является создание действенных механизмов реализации этих законов на практике. Это требует вовлечённости всех государственных институтов, чёткой политической воли и поддержки со стороны руководства страны. Без этих составляющих любые законодательные инициативы рискуют остаться формальными, не приводящими к значительным изменениям в жизни женщин. Увеличение присутствия женщин в органах власти и руководящих должностях, усиление их роли в принятии решений могут стать ключевыми драйверами изменений и помогут постепенно разрушить стереотипы, которые ограничивают их возможности.
Одним из наиболее эффективных инструментов изменения гендерных установок является образование. Введение гендерных аспектов в школьные программы, а также формирование критического мышления у молодёжи через университетские курсы может оказать значительное влияние на реконфигурацию гендерного дискурса. На данный момент в Казахстане предпринимаются шаги в этом направлении, но темпы изменений всё ещё оставляют желать лучшего. Школьные программы во многом сохраняют традиционные стереотипы, где женщины представлены как домохозяйки и матери, а мужчины как лидеры и добытчики. Для реконфигурации необходимо пересмотреть содержание этих программ, добавив более прогрессивные и современные взгляды на гендерные роли. Важно подготовить педагогов, которые будут способствовать формированию нового восприятия гендерного равенства у молодёжи.
Средства массовой информации играют не менее важную роль в процессе реконфигурации гендерного дискурса. Образ женщины, транслируемый в медиа, часто закрепляет старые стереотипы, представляя её в основном как объект семейных или домашних обязанностей. В то же время мужчины демонстрируются в ролях сильных лидеров и предпринимателей, что укрепляет традиционные установки. Для успешной реконфигурации медиаконтент должен быть пересмотрен с целью продвижения более разнообразных и прогрессивных женских образов. Женщины должны быть представлены в медиа как активные участники всех сфер жизни, от политики до бизнеса. Это может помочь не только изменить общественное восприятие женских ролей, но и вдохновить новых лидеров среди женщин.
Экономическая составляющая играет важную роль в гендерной политике, и одним из главных вызовов остаётся устранение гендерного разрыва в оплате труда. Женщины в Казахстане часто сталкиваются с неравными условиями труда по сравнению с мужчинами, особенно в вопросах заработной платы. Разница в оплате часто объясняется стереотипами о том, что женский труд менее ценен, а также ограниченным доступом женщин к ресурсам и карьерным возможностям. Для изменения этой ситуации необходимо внедрение мер, направленных на устранение дискриминации в оплате труда и предоставление женщинам равных возможностей для профессионального роста. Важно не только принимать законы, гарантирующие равную оплату, но и проводить образовательные программы для работодателей, направленные на изменение корпоративной культуры.
Активная роль гражданского общества в процессе реконфигурации гендерного дискурса также является критически важной. Неправительственные организации (НПО), работающие в области гендерного равенства, должны стать ключевыми участниками этого процесса. Их участие может способствовать не только более эффективной реализации государственных программ, но и созданию условий для общественного диалога по вопросам гендерных прав. Однако сегодня НПО в Казахстане сталкиваются с ограниченными ресурсами и недостаточной поддержкой со стороны государства, что затрудняет их активное участие в гендерных реформах. Для решения этой проблемы необходимо наладить более тесное сотрудничество между государственными структурами и НПО, а также развивать механизмы финансирования и поддержки общественных инициатив.
Необходимо отметить, что религиозные и культурные группы играют двоякую роль в процессе реконфигурации гендерного дискурса. С одной стороны, они могут стать барьером на пути внедрения новых гендерных норм, особенно в консервативных регионах страны, где традиционные установки по-прежнему сильны. С другой стороны, религиозные организации могут быть активными участниками диалога и способствовать изменениям, если удастся найти точки соприкосновения между новыми гендерными инициативами и традиционными ценностями. Важно вести диалог с этими группами, стремясь к постепенному и ненасильственному внедрению изменений, чтобы минимизировать возможное сопротивление.
В целом, процесс реконфигурации гендерного дискурса в Казахстане требует глубоких и многогранных изменений на всех уровнях общества. Только через интеграцию международных стандартов с учётом местных особенностей, активное участие государства, НПО и медиа, а также изменение образовательных и экономических условий можно достичь устойчивых результатов в области гендерного равенства. Этот процесс будет долгим и требующим усилий, но он необходим для формирования более справедливого и равноправного общества в Казахстане.
Анализ современных политических векторов
Анализ современных политических векторов, влияющих на гендерную политику в Казахстане, требует рассмотрения не только национальных инициатив, но и глобальных тенденций, которые определяют направление движения страны в вопросах равенства полов. Политические векторы в данном контексте можно охарактеризовать как стратегические направления, формирующие развитие гендерного дискурса, включая как позитивные изменения, так и вызовы, с которыми сталкивается Казахстан в этой области.
Одним из центральных политических векторов является курс на модернизацию, который активно продвигается в Казахстане последние десятилетия. Модернизация охватывает все аспекты государственной политики, включая экономику, социальные реформы и демократизацию. В рамках этого курса гендерное равенство стало одним из ключевых приоритетов, особенно в контексте интеграции Казахстана в международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и другие структуры. Казахстан не только ратифицировал важнейшие международные документы, такие как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), но и приступил к разработке собственных стратегий и законов, направленных на устранение дискриминации и достижение реального равенства.
Однако политическая воля к осуществлению этих изменений сталкивается с серьёзными препятствиями на практике. Несмотря на формальное принятие законов и программ, таких как закон «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин», значительная часть реформ остаётся на бумаге, не находя отражения в реальной жизни. Причина этому – слабая институциональная поддержка и недостаточное внимание к мониторингу и контролю за выполнением этих законов. Государственные органы, ответственные за реализацию гендерных программ, зачастую не имеют достаточных ресурсов или политической воли для их полноценного исполнения. Это создаёт ситуацию, при которой гендерная политика декларируется на высоком уровне, но её практическое воплощение наталкивается на сопротивление или игнорирование со стороны местных властей и предприятий. [7, с. 90-105.]
Ещё одним важным политическим вектором является усиливающаяся роль гражданского общества в процессе продвижения гендерных инициатив. В последние годы в Казахстане наблюдается рост активности неправительственных организаций (НПО), работающих в области прав женщин и гендерного равенства. Эти организации играют ключевую роль в контроле за выполнением международных обязательств Казахстана, а также в разработке и продвижении новых инициатив. Взаимодействие между НПО и государственными структурами пока остаётся ограниченным, но оно постепенно расширяется благодаря усилиям международных партнёров, таких как ПРООН, ОБСЕ и Европейский Союз, которые поддерживают гендерные программы в Казахстане.
Тем не менее, активность НПО и гражданского общества сталкивается с определёнными вызовами. В Казахстане сохраняется жёсткий контроль государства над общественными инициативами, что затрудняет свободное развитие общественных движений. В ряде случаев НПО сталкиваются с бюрократическими барьерами, ограничивающими их деятельность, или с недостатком финансирования для проведения масштабных кампаний. Это усложняет продвижение гендерных инициатив на уровне населения, особенно в сельских регионах, где гендерные стереотипы наиболее сильны.
Глобализация является ещё одним важным политическим вектором, который оказывает значительное влияние на гендерную политику Казахстана. В условиях растущей экономической и политической интеграции с мировым сообществом, Казахстан вынужден адаптировать свою внутреннюю политику к международным стандартам. Это касается не только вопросов гендерного равенства, но и более широкого спектра прав человека. Глобализация способствует обмену опытом с другими странами, которые уже достигли значительных успехов в продвижении гендерного равенства. Тем не менее, глобализация также приносит новые вызовы, связанные с необходимостью сохранения культурной идентичности. В условиях, когда глобальные гендерные стандарты часто вступают в противоречие с местными традициями, государство должно находить баланс между внедрением международных норм и учётом местных особенностей. Это особенно важно для Казахстана, где патриархальные ценности остаются значимыми в социальной и культурной жизни.
На фоне этих глобальных изменений Казахстан также сталкивается с внутренними политическими вызовами, связанными с социально-экономическим развитием. Экономическое неравенство между регионами страны оказывает значительное влияние на гендерную политику. В то время как в крупных городах, таких как Нур-Султан и Алматы, гендерные реформы получают большую поддержку и активно продвигаются, в сельских регионах сохраняется сильное влияние традиционных укладов, которые препятствуют внедрению гендерных реформ. Экономическая зависимость женщин в сельских районах от мужчин, низкий уровень доступа к образованию и занятости создают дополнительные барьеры для достижения гендерного равенства.
Важно отметить и политический вектор, связанный с международной поддержкой и участием Казахстана в глобальных инициативах. Организации, такие как ООН, Всемирный банк и ОБСЕ, играют важную роль в продвижении гендерных реформ в стране, предоставляя экспертную и финансовую поддержку для реализации различных проектов. Международное сотрудничество открывает возможности для обмена опытом и лучшими практиками, что особенно важно в условиях, когда Казахстан стремится занять более активную позицию на международной арене. Примером такого сотрудничества может служить участие Казахстана в международных кампаниях по борьбе с насилием в отношении женщин, которое остаётся одной из наиболее острых проблем в стране.
В завершение, можно отметить, что современные политические векторы в Казахстане, направленные на продвижение гендерного равенства, охватывают широкий спектр вопросов, от законодательных инициатив до международного сотрудничества. Однако для того, чтобы эти векторы действительно привели к значимым изменениям, необходимо усилить институциональную поддержку, активизировать роль гражданского общества и обеспечить более глубокую интеграцию международных стандартов в национальную политику.
Заключение
Гендерная политика в Казахстане за последние десятилетия прошла значительный путь, однако она всё ещё сталкивается с множеством вызовов на пути к достижению реального равенства. Несмотря на ратификацию международных соглашений, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), и принятие важных законов на национальном уровне, таких как закон «О равных правах и возможностях мужчин и женщин», структурные и культурные барьеры продолжают замедлять процесс внедрения гендерных реформ в стране. Одним из основных препятствий остаётся устойчивость патриархальных стереотипов, особенно в сельских и отдалённых регионах, где традиционные взгляды на роль женщин остаются глубоко укоренёнными. Реконфигурация гендерного дискурса требует не только законодательных мер, но и глубинной трансформации социальных норм и установок.
Ключевыми аспектами для успешного продвижения гендерного равенства в Казахстане являются сочетание политической воли, активной роли гражданского общества, институциональной поддержки и учёта культурных особенностей страны. Международное сотрудничество и глобализация оказывают позитивное влияние на гендерную политику, однако их полная реализация возможна только при эффективной адаптации международных стандартов к местным условиям. Важную роль также играют образовательные программы и медиа, которые могут стать мощным инструментом для изменения общественного восприятия гендерных ролей.
Рекомендации
Усиление институциональной поддержки: Необходимо укрепить контроль за выполнением гендерных законов и программ, обеспечив наличие механизмов мониторинга и оценки их эффективности. Для этого требуется создание межведомственных комитетов и специальных подразделений, которые будут отслеживать реализацию гендерных реформ и докладывать о прогрессе на всех уровнях управления.
Развитие образовательных программ: Важно пересмотреть школьные программы и учебные материалы с целью устранения стереотипов и продвижения гендерного равенства с раннего возраста. Следует внедрить курсы по гендерной грамотности в учебные заведения всех уровней и подготовить преподавателей, которые будут обучать студентов основам гендерного равенства и уважения к правам женщин.
Продвижение гендерного равенства через медиа: Средства массовой информации должны играть активную роль в изменении гендерных стереотипов. Необходимо развивать медийные кампании, направленные на продвижение позитивных и прогрессивных образов женщин в общественной, политической и экономической сферах. Поддержка производства контента, который отражает современные гендерные установки и успешные примеры женщин-лидеров, станет важным шагом к изменению общественного сознания.
Усиление экономических возможностей женщин: Следует разработать программы, направленные на уменьшение гендерного разрыва в оплате труда, а также на предоставление женщинам равного доступа к карьерным возможностям. Это может включать как правовые инициативы, так и корпоративные программы поддержки женщин, например, квоты на руководящие позиции и гибкие условия труда для женщин с семейными обязанностями.
Активизация гражданского общества: Важно усилить роль неправительственных организаций (НПО) в продвижении гендерных реформ. Для этого необходимо наладить партнёрские отношения между государственными структурами и НПО, а также увеличить финансирование проектов, направленных на гендерное равенство. Особое внимание следует уделить поддержке НПО в сельских и отдалённых регионах, где влияние традиционных укладов наиболее велико.
Адаптация международных стандартов к местным условиям: Государству необходимо учитывать культурные и социальные особенности при внедрении международных стандартов. Реформы должны проводиться с учётом традиционных ценностей населения, чтобы избежать конфликтов и сопротивления со стороны общества. Важно развивать программы, направленные на диалог и взаимопонимание между сторонниками прогрессивных изменений и консервативными группами.
Международное сотрудничество: Казахстану следует продолжать активно сотрудничать с международными организациями, такими как ООН, ОБСЕ и Всемирный банк, для обмена опытом и получения экспертной поддержки в области гендерных реформ. Участие в международных инициативах и проектах по гендерному равенству поможет Казахстану внедрять передовые практики и улучшать свою внутреннюю политику в этой области.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Ратифицирована Казахстаном в 1998 году. Электронный ресурс: Официальный сайт ООН по правам женщин. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml.
[2] Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Создана в 1998 году. Электронный ресурс: URL: https://ultcom.kz
[3] Закон «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин». Принят в 2006 году. Электронный ресурс: Информационно-правовая система «Әділет». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000223_
[4] Государственная программа по обеспечению гендерного равенства на 2006–2016 годы. Электронный ресурс: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U050001677_/compare.
[5] Стратегический план развития Казахстана до 2050 года. Электронный ресурс: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050
[6] Мохамедова Т. А. Гендерная политика в странах центральной Азии. – Алматы: Национальная библиотека Республики Казахстан, 2015. – 320с.
[7] Ахметова Д. И. Гендерные реформы и социальные вызовы в Казахстане. – Астана: Издательство Евразийского национального университета имена Л.Н.Гумилёва, 2017. – 90-105с.
REFERENCES
[1] Konvencija o likvidacii vseh form diskriminacii v otnoshenii zhenshhin (CEDAW). Ratificirovana Kazahstanom v 1998 godu. Jelektronnyj resurs: Oficial'nyj sajt OON po pravam zhenshhin [Convention on the Liquidation of All Forms of Discrimination in Relations with Women (CEDAW). Ratified by Kazakhstan in 1998. Electronic resource: Official website of the United Nations in accordance with the law of women]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml.
[2] Nacional'naja komissija po delam zhenshhin i semejno-demograficheskoj politike pri Prezidente Respubliki Kazahstan. Sozdana v 1998 godu. [National Commission on Women's Affairs and Family and Demographic Policy under the President of the Republic of Kazakhstan. Established in 1998.]: URL: https://ultcom.kz
[3] Zakon «O ravnyh pravah i ravnyh vozmozhnostjah muzhchin i zhenshhin». Prinjat v 2006 godu. Jelektronnyj resurs: Informacionno-pravovaja sistema «Әdіlet» [Law "On equal rights and equal possibilities of men and women". Enacted in 2006. Information and legal system "Adilet"]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000223_
[4] Gosudarstvennaja programma po obespecheniju gendernogo ravenstva na 2006–2016 gody [State Program for Ensuring Gender Equality for 2006–2016.]: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U050001677_/compare.
[5] Strategicheskij plan razvitija Kazahstana do 2050 goda. Jelektronnyj resurs [Strategic Development Plan of Kazakhstan until 2050.]: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050
[6] Mohamedova T. A. Gendernaja politika v stranah central'noj Azii. – Almaty: Nacional'naja biblioteka Respubliki Kazahstan, 2015. – 320s [Mukhamedova T. A. Gender policy in the countries of Central Asia. - Almaty: National Library of the Republic of Kazakhstan, 2015. - 320 p.].
[7] Ahmetova D. I. Gendernye reformy i social'nye vyzovy v Kazahstane. – Astana: Izdatel'stvo Evrazijskogo nacional'nogo universiteta imena L.N.Gumiljova, 2017. – 90-105s [Akhmetova D. I. Gender reforms and social challenges in Kazakhstan. – Astana: Publishing House of the Eurasian National University named after L.N.Gumiljova, 2017. – 90-105s].
Еркулова Г. С., Оңғаров Д.К.,
Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті
Ақтау, Қазақстан
ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ГЕНДЕРЛІК ДИСКУРСТЫҢ ДЕКОНСТРУКЦИЯСЫ МЕН РЕКОНФИГУРАЦИЯСЫ: ҚАЗІРГІ САЯСИ ВЕКТОРЛАРҒА САРАПТАМА
Аңдатпа: Бұл мақалада Қазақстандағы гендерлік қатынастар саласындағы трансформацияларды бағыттайтын ағымдағы саяси векторларды зерттеуге негізделген гендерлік дискурстың деконструкциясы мен реконфигурациясы терең талданады. Зерттеудің басты мақсаты – елдегі жаһандық өзгерістер мен модернизация үдерістерінің аясында гендерлік саясаттың трансформациясына ықпал ететін негізгі факторларды анықтау. Мақалада посткеңестік кезеңнен бастап, Қазақстанның гендерлік теңдікті ілгерілетуге ерекше назар аударып, халықаралық ұйымдарға интеграциялануынан басталған гендерлік саясаттың эволюция кезеңдері қарастырылады.
Мақалада гендерлік саясатты қалыптастыру контексінде ұлттық және халықаралық нормалардың өзара әрекеттестігіне, сондай-ақ жаһандық бастамалардың жергілікті жағдайларға бейімделуіне талдау жасалады. Гендерлік стратегиялардың институционализациясының жеткіліксіздігі және нақты гендерлік теңдік саласындағы баяу прогресс сияқты құрылымдық мәселелер анықталады. Мақалада жаңа заңнамалық шаралар мен бағдарламаларды қамтитын нормативтік жетістіктермен қатар, әлеуметтік-экономикалық және мәдени кедергілер жағдайында оларды іске асыру мәселелері қарастырылады.
Зерттеу сандық және сапалық талдау әдістерін қамтитын кешенді тәсілге негізделген. Халықаралық зерттеулер деректері, статистикалық есептер және гендерлік саясатты қалыптастыру үдерісіне қатысушы негізгі стейкхолдерлермен жүргізілген сапалы сұхбаттар қолданылады. Сонымен қатар, Қазақстандағы гендерлік бастамалар мен посткеңестік кеңістіктегі басқа елдердегі ұқсас үдерістердің салыстырмалы талдауы жүргізіледі.
Қорытынды бөлімде Қазақстандағы гендерлік саясаттың одан әрі дамуының болашағы, соның ішінде гендерлік теңдікті елдің әлеуметтік, саяси және экономикалық салаларына тереңірек интеграциялау үшін ықтимал стратегиялық бағыттар ұсынылады. Автор гендерлік теңдікті ілгерілетудің сәтті болуы үшін саяси ерік-жігердің ғана емес, сондай-ақ қоғамдық көзқарастар мен тәжірибелердің терең өзгерісін талап ететіндігін, бұл үдеріс пәнаралық тәсілді күшейту және азаматтық қоғамды белсенді түрде тарту арқылы мүмкін болатындығы туралы болжам жасайды.
Түйін сөздер: гендерлік саясат, Қазақстан, гендерлік дискурстың деконструкциясы, реконфигурация, саяси векторлар, посткеңестік кезең, институционализация, модернизация.
Erkulova G.S., Ongarov D.K.
Caspian university of technology and engineering named after Sh.Yessenov,
Aktau, Kazakhstan
DECONSTRUCTION AND RECONFIGURATION OF GENDER DISCOURSE IN KAZAKHSTAN: ANALYSIS OF MODERN POLITICAL VECTORS
Abstract: This article provides an in-depth analysis of the deconstruction and reconfiguration of gender discourse in Kazakhstan, based on an examination of current political vectors guiding transformations in the field of gender relations. The central task of the study is to identify key factors influencing the transformation of gender policy in Kazakhstan against the backdrop of global changes and modernization processes taking place in the country. The article examines the stages of the evolution of gender policy, starting from the post-Soviet period, when Kazakhstan began integrating into international organizations, paying special attention to promoting gender equality.
Special attention is given to analyzing the interaction between national and international norms in the context of gender policy formation, as well as adapting global initiatives to local conditions. Structural issues, such as the insufficient institutionalization of gender strategies and the slow progress in achieving real gender equality, are highlighted. The article discusses both normative achievements, including the adoption of new legislative measures and programs, and the challenges of their implementation in the face of socio-economic and cultural barriers.
The research is based on a comprehensive approach, incorporating both quantitative and qualitative methods of analysis. Data from international studies, statistical reports, and qualitative interviews with key stakeholders involved in the gender policy-making process are utilized. A comparative analysis of Kazakhstan’s gender initiatives with similar processes in other post-Soviet countries is also presented.
In conclusion, the article offers prospects for the further development of gender policy in Kazakhstan, including potential strategic directions for deepening the integration of gender equality into the country's social, political, and economic spheres. The author hypothesizes that successful promotion of gender equality requires not only political will but also a profound transformation of societal attitudes and practices, which can be achieved through a strengthened interdisciplinary approach and active engagement of civil society.
Keywords: gender policy, Kazakhstan, deconstruction of gender discourse, reconfiguration, political vectors, post-Soviet period, institutionalization, modernization.