Научная статья на тему 'Декодирование и понимание родителями причин проявления эмоций детьми дошкольного возраста'

Декодирование и понимание родителями причин проявления эмоций детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ / МОДАЛЬНОСТЬ ЭМОЦИЙ / ДЕКОДИРОВАНИЕ / ПАТТЕРН / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MENTAL REPRESENTATIONS. BASIC EMOTIONS / MODALITY OF EMOTIONS / DECODING / PATTERN / EMOTIONAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подпругина Виктория Викторовна

Предпринята попытка на примере детско-родительских отношений проанализировать ментальные репрезентации базовых эмоций: радость и страх. На основании теоретического анализа выделены возможные уровни и компоненты в представлениях родителей об эмоциях детей дошкольного возраста. Обозначены важность и значение знания родителей о причинах возникновения и паттернах демонстрации эмоционального поведения у детей. Предложена схема пилотного исследования, описаны процедура проведения опроса с опорой на письменные словесные отчеты. Приводится качественно-количественный, сравнительный анализ выделенных единиц в ментальных репрезентациях родителей о причинах демонстрации и основания для их распознавания (декодирования). Предложен тезаурус ситуаций, способствующих переживанию эмоций радости, страха. Выявлены основные паттерны в демонстрации эмоционального поведения детей, согласно родительским представлениям. Полученные данные соотносятся с результатами ранее проведенных исследований по проблемам в области детско-родительских отношений, психологии эмоций и имеют практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decoding and understanding the causes of emotions

An attempt to analyse mental representations of basic emotions joy and fear is made in terms of child-parent relations. On the basis of theoretical analysis the possible levels and components in the views of parents about the emotions of preschool children are identified. The importance and significance of parents' knowledge about the causes and patterns of emotional behaviour in children are indicated. The scheme of the pilot study is proposed, the procedure of the survey based on written verbal reports is described. The qualitative-quantitative, comparative analysis of the selected units in the mental representations of parents about the reasons for the demonstration and the basis for their recognition (decoding) is given. The proposed thesaurus of situations that contribute to experiencing emotions of joy, fear. The main patterns in the demonstration of emotional behaviour of children, according to parental representations are revealed. The data obtained correlate with the results of previous studies on problems in the field of child-parent relations, psychology of emotions and can be applied in practice.

Текст научной работы на тему «Декодирование и понимание родителями причин проявления эмоций детьми дошкольного возраста»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-72-76 УДК 159.9

Подпругина Виктория Викторовна

кандидат психологических наук, доцент Московский государственный лингвистический университет

viktoriyavp@mail.ru

ДЕКОДИРОВАНИЕ И ПОНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предпринята попытка на примере детско-родительских отношений проанализировать ментальные репрезентации базовых эмоций: радость и страх. На основании теоретического анализа выделены возможные уровни и компоненты в представлениях родителей об эмоциях детей дошкольного возраста. Обозначены важность и значение знания родителей о причинах возникновения и паттернах демонстрации эмоционального поведения у детей. Предложена схема пилотного исследования, описаны процедура проведения опроса с опорой на письменные словесные отчеты. Приводится качественно-количественный, сравнительный анализ выделенных единиц в ментальных репрезентациях родителей о причинах демонстрации и основания для их распознавания (декодирования). Предложен тезаурус ситуаций, способствующих переживанию эмоций радости, страха. Выявлены основные паттерны в демонстрации эмоционального поведения детей, согласно родительским представлениям. Полученные данные соотносятся с результатами ранее проведенных исследований по проблемам в области детско-родительских отношений, психологии эмоций и имеют практическое значение.

Ключевые слова: ментальные репрезентации; базовые эмоции; модальность эмоций; декодирование; паттерн; эмоциональное поведение.

В последний период времени огромный интерес исследователей вызывают дет-ско-родительские отношения. Этому способствуют несколько причин: отчасти, смена парадигмы в образовании (традиционный подход на гуманистический); заинтересованность самих родителей в процессах воспитания и всестороннем развитии личности ребенка; запросы практики и необходимость предотвращения конфликтных ситуаций, улучшение детско-родительских отношений. В целом, можно констатировать, что процесс внедрения психологического знания с целью просвещения родителей имеет реципрокный характер и родители, осознавая важность психического здоровья ребенка, выдвигают новый ряд задач перед исследователями.

В нашей статье мы проанализируем важную составляющую в детско-родительских отношениях - эмоциональный компонент, и проанализируем его когнитивный аспект, а именно, как понимают родители эмоции, демонстрируемые детьми.

Эмоциональность в детско-родительских отношениях рассматривалась многими авторами. Прежде всего, изучались вопросы того, насколько важны эмоциональные отношения в диаде родитель - ребенок. Было доказано, что депривация приводит к задержке не только эмоционального развития, но и когнитивных, коммуникативных процессов [1].

Выявлялась роль транслируемых эмоций в построении отношений между родителем и ребенком. На основании полученных данных были предложены классификации детско-родительских отношений и разработаны диагностические материалы, техники в семейной психотерапии [3; 12].

Предприняты попытки объяснить причины конкретного паттерна поведения ребенка, связанного с эмоциями и роль родителей в их возникнове-

нии. Насколько серьезны последствия негативного эмоционального взаимодействия в семье и, как следствие, характер нарушений психического здоровья - этому вопросу посвящены работы как отечественных, так и зарубежных авторов [5; 9].

Не остается без внимания и эмоциональная сфера ребенка. Изучались эмоциональные состояния и возможные приемы работы с ними; онтогенетический аспект становления эмоций и их характер протекания на различных возрастных этапах; проявления эмоций в зависимости от особенностей развития, специального образования; ставились вопросы о ментальных репрезентациях эмоций [2; 8; 11]. Как распознают (декодируют) родители эмоции детей и то, как организованы представления родителей относительно данного феномена, изучено недостаточно.

Наше исследование направлено на выявление ментальных репрезентаций родителей об эмоциях детей. Мы предполагаем, что эти знания имеет сложную структуру, в которую неоднозначно входят различные компоненты. Среди них можно выделить: знание родителей о причинах происхождения, запускания эмоций; паттерны протекания и демонстрации эмоций в поведении; способность адекватного реагирования и др.

Перечисленные компоненты сопряжены с понятием «эмоциональный интеллект» [6; 10]. Благодаря различным подходам мы может говорить о вариативности параметров эмоционального интеллекта. С помощью диагностики ряда параметров, можно определить насколько личности характерно эмоциональное поведение, одобряемое обществом. Знания о такого рода эмоциональном поведении, отнесем и обозначим как уровень макро-признаков. Паттерны эмоционального поведения на этом уровне инварианты для большинства людей, проявляются в типичности демонстрации

72

Вестник КГУ 2019

© Подпругина В.В., 2019

эмоций, просты для понимания, опосредованы культурой. Активно исследовал особенности эмоционального поведения в зависимости от культуры Д. Мацумото [7].

Другой уровень содержит микро-признаки -совокупность компонентов, характеризующихся индивидуальными проявлениями в понимании, демонстрации эмоций, в вариативности переживаний. Представления родителя относительно эмоционального поведения ребенка дифференцированно и содержат знания: об особенностях конкретного ребенка, его индивидуальности; возможных паттернах поведения; эмоциональном окрашивании межличностных отношений; конгруэнтности во взаимодействии. Характеризуется антиципацией, предвосхищением возможного эмоционального поведения ребенка. Этот компонент, содержит знания об эмоциях и сам окрашен эмоциональностью, так как сопровождается результатом отношений: принятием - непринятием, доверием - недоверием, обусловлен стилем детско-родительских отношений. Мы предполагаем, что содержание компонентов этого уровня, в большей степени подвержены влиянию всевозможных факторов. И, тем не менее, можно выделить стабильные компоненты, которые составляют ядро (например, представления о материнской любви) и нестабильные компоненты, периферические, обладающие большей пластичностью. Благодаря им родитель демонстрирует разное реагирование на эмоции детей: сознательное, контролируемое и автоматическое, бессознательное. Причины автоматического реагирования могут иметь как положительный характер (например, реакция, направленная на защиту жизни самого ребенка), так и отрицательный (бесконтрольное поведение родителя, неспособность к построению адекватного эмоционального поведения).

В настоящей статье мы остановимся лишь на одном аспекте, а именно исследовании того, какие представления имеют родители относительно причин переживания детьми базовых эмоций (радость,

страх). Выбор данных эмоций обоснован тем, что они имеют яркий, отличительный паттерн в демонстрации, наиболее часто переживаются детьми и являлись предметом ряда исследований, что позволяет сопоставить полученные результаты.

Цель: выявить и проанализировать ментальные репрезентации родителей о причинах переживания детьми базовых эмоций и признаки их демонстрации.

Задачи: разработать процедуру исследования; провести опрос родителей; составить тезаурус причин и признаков демонстрации относительно каждой исследуемой эмоции; всесторонне проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

Гипотеза: ментальные репрезентации родителей о причинах переживания и признаках демонстрации детьми базовых эмоций неоднозначны; имеют свою структуру; насыщенность компонентов может определяться модальностью эмоций.

Методы и методики: опрос, метод словесных отчетов, качественно-количественный, сравнительный анализ, метод ранжирования.

Участники исследования: В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет: 10 мальчиков и 10 девочек; и их родители (20 человек).

Процедура проведения: родителям предлагалось принять участие в исследовании знаний об эмоциональных проявлениях своих детей и в удобное для них время ответить на ряд вопросов, которые транслировались в устной форме. На оформление письменных словесных отчетов отводилось неограниченное количество времени (процедура занимала от 15 до 30 минут).

Инструкция: «Представьте поведение ребенка в эмоциональном состоянии «радость» и «страх» и в письменных отчетах перечислите, какие причины способствуют проявлению радости (страха) у вашего ребенка и по каким признакам (паттернам) вы определяете (декодируете) переживания данных эмоций.

№ Ситуации % Группа

1 покупка новой игрушки, угощение, сладости 90 С

2 общение с родными, знакомыми; 85 О

3 путешествие, прогулки 85 КС

4 просмотр любимых мультфильмов 80 КС

5 посещение театра, цирка, кино 75 КС

6 игра 70 Д

7 совместная деятельность 65 Д

8 поход в гости 60 О

9 купание (бассейн, река, море) 55 Д

10 покупка новой одежды 50 ДР

11 ласка родителей 30 ДР

12 возможность попроказничать 20 ДР

Таблица 1

Тезаурус представлений родителей о причинах возникновении эмоции «радость»

Полученные результаты и их обсуждение.

Все письменные отчеты были качественно и количественно проанализированы. Выделялись единицы переживания для каждой эмоции.

В качестве единицы выступило обозначение, причина переживания.

Радость. Был составлен тезаурус представлений родителей о причинах проявления эмоции радость. Таких причин родители указали 12 (см. табл. 1). Не смотря на различные причины и частоту их использования, было установлено, что чаще всего дети радуются «покупке новой игрушки и угощениям», меньше, по мнению родителей, «возможности покапризничать», «ласке родителей». Необходимо отметить, что высокие ранги (две первые позиции) и низкие (две последние позиции) заняли причины пассивной активности ребенка.

Однако все другие причины связанны с активной деятельностью, причем совместной: родитель - ребенок. Более того, «возможность покапризничать», смеем предположить, возникает, когда ребенку нечем заняться, то есть родители не откликаются на желания ребенка, и он оставлен без родительского внимания. Возможно, ребенок запускает механизм привлечения внимания. Остается только капризничать, привлекая внимание родителей и получать радость не столько от процесса «каприза» сколько от того, что вновь в центре родительского восприятия.

Причина «ласка родителей» то же отражает пассивную позицию ребенка, так как от ребенка в меньшей степени зависит желание родителей приласкать его, так как это должно транслироваться активно со стороны родителя, благодаря безоценочной любви (матери). И, возможно, хорошо, что эта причина редко указывается в словесных отчетах родителей, так как ее можно рассматривать как манипуляцию. С другой стороны, возможно, родители настолько редко прибегают к такого рода взаимоотношениям, что даже в их представлениях нет такого паттерна поведения и знания, что ласка родителей приносит детям радость. Данный факт, несомненно, требует дальнейшего исследования.

Была предпринята попытка классифицировать выделенные причины на группы. Это следующие:

Представления о признаках

ситуации (С); культурное событие (КС); деятельность (Д), общение (О); деятельность родителей (ДР). Основания для классификации представлений родителей о причинах переживания эмоции радость, могут быть пересмотрены, но следует констатировать, что ребенок испытывает радость в ходе общения, совместной деятельности, а так же при познании мира посредством приобщения к культуре вместе с родителями.

Далее были проанализированы признаки, по которым родители декодируют эмоциональное состояние ребенка (см. табл. 2).

Полученные данные подтверждают значимость экспрессии и активное участие мимики при демонстрации эмоций. Необходимо обратить внимание на тот факт, что, не смотря на дошкольный возраст, дети почти не демонстрируют тактильные прикосновения, которые играют значимую роль в эмоциональном развитии, и являются одним из важнейших признаков позитивного эмоционального принятия.

Таким образом, было установлено, что родители имеют представления о причинах и признаках проявления эмоций радости. Более того, в представлениях родителей о причинах переживания эмоции радость, можно выделить преобладающие инварианты.

Страх. В раннее проведенных исследованиях было показано, что в группе дошкольников с высоким уровнем страха преобладает тревожный тип реагирования в отношениях с родителями. Как известно, в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективированной форме. В свою очередь, А.И. Захаров обозначает отсутствие эмоциональной связи между родителем и ребенком, как ведущий фактор зарождения невротических страхов [4].

Гуманистические психологи считают, что принятие ребенка родителями лежит в основе формирования его позитивной «Я-концепции» и способствует личностному росту. Опираясь на вышеизложенное, и принимая факт, что эмоция страх является компонентом дезадаптивных эмоциональных состояний, можно констатировать,

Таблица 2

проявления эмоции радость

Паттерн поведения Содержание в словесных отчетах (%)

улыбается 100

прыгает 100

хлопает в ладоши 90

смеется 80

кричит «Ура!» 30

целует, обнимает 25

танцует 15

активно жестикулирует 10

74

Вестник КГУ 2019

Таблица 3

Тезаурус представлений родителей о причинах возникновения страха

Причины страхов Содержание в словесных отчетах (%)

сказочных персонажей 80

темноты 80

остаться одному 60

животных 50

фильмы 50

врачей 30

боли 30

страшных снов 20

высоты 20

Таблица 4

Отношение родителей к страхам дошкольников (в %)

Поведение родителей Количество человек (в %)

Успокаивают, заботятся 25

Говорят: «Не бойся» 15

Никак; не замечают 20

Кричат, ругают 10

Учат тому, как не бояться 20

Они не знают, чего боится ребенок 10

что знания и понимание родителями причин и паттернов в демонстрации поведения данной эмоции имеют огромное значение.

Были выявлены причины страхов (см. табл. 3). Тезаурус представлений у родителей причин, вызывающих страх у детей, соотносится с перечнем страхов в диагностической методике, предложенной А.И. Захаровым.

В то же время, была выявлена раннее незафиксированная причина возникновения страхов: «фильмы». Данная категория обозначена впервые. Как показывают результаты, большинство родителей видят причиной страхов своих детей «сказочных персонажей» и «темноту» (по 80% соответственно). Это соотноситься с позицией А.В. Запорожца об особой психологической реальности: деятельности эмоционального воображения, которое характерно для дошкольника [4]. Более того, автор отмечал, что деятельность эмоционального воображения позволяет войти в роль; осуществляет действия, моделирующие эту роль. Эмоциональное воображение помогает изображать восторг, уныние или страх по правилам игры. Способствует реализации определенных действий: эмоциональной экспрессии, с включенными в эти действия элементами образного воображения. Таким образом, деятельность эмоционального воображения позволяет приобщиться к культуре и познать возможные модальности переживания, в том числе и эмоцию страха.

В связи с этим необходимо дифференцировать «здоровый страх» и страх, как проявление невротического состояния. На сегодняшний день существует хорошо разработанный диагностический материал, позволяющий обозначить переживания

ребенка. Однако важно вести просветительскую работу с родителями относительно многогранности функций этой эмоции, уделяя особое внимание правильному реагированию на проявления деятельности эмоционального воображения при моделировании ситуаций, связанных с эмоцией страха. Несмотря на демонстрацию паттернов эмоционального поведения эмоции страх, ребенок может пребывать в деятельности эмоционального воображения. В таких случаях паттерны эмоционального поведения эмоции страх играют положительную роль в развитии ребенка.

То, что проблема страха у детей актуальна для родителей подтверждают результаты нашего исследования. Родители не писали в словесных отчетах по каким признакам они узнают о переживании ребенком эмоции страх, а сразу предлагали паттерны поведения от реагирования и помощи (см. табл. 4).

Полученные результаты позволяют констатировать определенные предпочтения в представлениях родителей о поведении в ситуациях, когда ребенок испытывает страх и эти предпочтения носят амбивалентный характер: кричат, ругают и успокаивают. Полученные данные согласуются с ранее проведенными исследованиями, а именно страх в большей степени субъективно окрашен.

Таким образом, было проведено исследование с опорой на письменные отчеты, выявлены представления родителей, как о причинах возникновения, так и о паттернах в демонстрации поведения эмоций радость и страх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы:

1. Были выявлены и проанализированы ментальные репрезентации родителей о причинах пе-

реживания детьми базовых эмоций. Показано, что в представлениях у родителей существуют инварианты, которые можно подвергать классификации. Самая большая радость для дошкольников - получать подарки (похоже, данная процедура остается значимой на всю жизни).

2. В представлениях у родителей хорошо дифференцированы признаки декодирования относительно эмоции радость. Относительно эмоции страх представления родителей «свернуты» и при угрозе ребенку возникают представления характеризующие помощь.

3. Тезаурус единиц представлений о поведении помощи ребенку, переживающему страх, имеет разнообразие, но с низкой частотой; амбивалентность; трудность выбора основания для классификации по группам. Это подтверждает, что представления об эмоции страх в большей степени субъективны и инварианты, чем представления об эмоции радость.

4. Проанализирован положительный аспект переживания детьми эмоции страх, о котором родители не имеют представления. Возможно, это категория родителей ответивших «никак не реагирую» (20%); в худшем случае, это кандидаты для проведения тренингов по развитию эмоционального сопереживания, эмоционального реагирования.

Библиографический список

1. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.

2. Былкина Н.Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38-48.

3. Вассерман Л.И., Горькавая И.А. Тест подростки о родителях. - М.; СПб.: «Фолиум», 1995. -53 с.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II: Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.

5. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.

6. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. -С. 3-22.

7. Мацумото Д. Психология и культуры. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.

8. Подпругина В.В. Ментальные репрезентации эмоций гнева у младших подростков: тендерный аспект // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. - 2017. - № 785. - С. 152-169.

9. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Ювента, 1999. - 183 с.

10. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект». - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - 175 с.

11. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И. Модель психического в онтогенезе человека. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 415 с.

12. Эйдемиллер Э., Юстицкас В. Психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

References

1. Boulbi Dzh. Privyazannost'. - M.: Gardariki, 2003. - 477 s.

2. Bylkina N.D., Lyusin D.V. Razvitie predstavlenij detej ob emociyah v ontogeneze // Voprosy psihologii. -2000. - № 1. - S. 38-48.

3. Vasserman L.I., Gor'kavaya I.A. Test podrostki o roditelyah. - M.; SPb.: «Folium», 1995. - 53 s.

4. Zaporozhec A.V. Izbrannye psihologicheskie trudy: V 2-h t. T. II: Razvitie proizvol'nyh dvizhenij. -M.: Pedagogika, 1986. - 296 s.

5. Zaharov A.I. Nevrozy u detej. - SPb.: Del'ta, 1996. - 480 s.

6. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya emocional'nogo intellekta: oprosnik EmIn // Psihologicheskaya diagnostika. - 2006. - № 4. - S. 3-22.

7. Macumoto D. Psihologiya i kul'tury. - SPb.: Piter, 2003. - 718 s.

8. Podprugina V.V. Mental'nye reprezentacii emocij gneva u mladshih podrostkov: gendernyj aspekt // Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. - 2017. - № 785. - S. 152-169.

9. Catir V. Psihoterapiya sem'i. - SPb.: YUventa, 1999. - 183 s.

10. Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh. Mejera, P. Seloveya i D. Karuzo «Emocional'nyj intellekt». -M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2002. - 175 s.

11. Sergienko E.A., Lebedeva E.I. Model' psihicheskogo v ontogeneze cheloveka. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2009. - 415 s.

12. Ejdemiller E., YUstickas V. Psihoterapiya sem'i. - SPb.: Piter, 1999. - 656 s.

Вестник КГУ 2019

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.