Научная статья на тему 'Декларация о чтении как самопрезентация (По материалам Интернета)'

Декларация о чтении как самопрезентация (По материалам Интернета) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Declaration of Reading as Self Presentation

The authors use an unusual source of data on mass reading: they consider mentioning books and reading (love for this occupation, writers’ names, titles of works) as a sort of visiting cards for users of internet sit «dating.ru» (about 2 mln. questionnaires who wish to get acquainted). The most often mentioned genres of literature are detective stories, science fiction and fantasy, M.Bulgakov and Strugatsky brothers being the most popular authors. The capital inhabitants mention reading 1,5 times more often than representatives of other regions; women do it 2,5 times more often than men; and the elder users of the site 3 times more often than the younger. According to the authors’ observations there is no connection of mentioning reading with the amount of income declared.

Текст научной работы на тему «Декларация о чтении как самопрезентация (По материалам Интернета)»

Леонид АШКИНАЗИ Алла КУЗНЕЦОВА

Декларация о чтении как самопрезентация

По материалам Интернета

Предъявляя себя миру, человек демонстрирует то, что он считает наиболее важным в конкретной ситуации. При размещении анкеты на сайте знакомств пользователь приписывает себе умеренно реальные характеристики, поскольку, как он понимает, все это в любом случае выявится в ходе переписки или реального знакомства. При этом имеет место некоторое приукрашивание, сдвиг в сторону предполагаемой привлекательности, в значительной мере очевидный, обычно легко расшифровываемый и почти общепринятый, но в основном в вопросе о возрасте, работе и для женщин — о весе. Приукрашивание имеет три формы — простое сокрытие информации, умеренное ее искажение и игривое уклонение от ответа («талия есть», «все при мне», «пышное тело», «работа хорошая», «работа нужная» и т.п.).

Одним из способов самопрезентации, принятых в межчеловеческом общении и, соответственно, реализованных на серьезных сайтах знакомств, являются так называемые «досуго-вые интересы». Смысл здесь двояк и очевиден: во-первых, они более содержательно характеризуют человека, как выбираемые им более свободно, нежели иные жизненные обстоятельства, и в более широком диапазоне. Во-вторых, прямое и непосредственное знание — куда мы пойдем вечером, милый, и вместе ли? Или ты опять по пиву?

Поэтому анализ «досуговых интересов» через сайты знакомств может предоставить интересную информацию о распределении этих интересов в обществе (за исключением разве что самых экзотических, дабы не напугать людей при первом знакомстве). При этом группа, выкладывающая свои анкеты на сайтах знакомств, отличается от населения в целом — как в силу психологических особенностей и жизненных обстоятельств, роль которых трудно оценить, так и за счет неравномерности интернетизации. Население Москвы и С-Петербурга составляет 10% и 3,2% населения РФ, а на сайте dating. га они занимают 29% и 9,8% соответственно. Таким образом, все приведенные ниже данные имеют «столичный сдвиг». Для городов

с меньшим населением его нет — из городов-миллионников только для Новосибирска, Екатеринбурга и Казани доля пользователей этого сайта отчетливо больше доли в населении (1,3%—1,4%—1,0% против 1%—1%—0,7% соответственно). Заметим, что этот фактор вообще важен для исследований российского общества посредством Интернета. И хотя интернетизация ширится, но в основном это происходит за счет Интернета через сотовый телефон (мобильный Интернет), а этот доступ качественно отличается от «большого» и используется прежде всего для электронной почты, наведения всяких справок, получения деловой информации.

Приведенные данные, там, где они не разделены по возрастным группам, имеют также «возрастной сдвиг», поскольку на сайтах знакомств юные респонденты представлены лучше. А именно, в населении РФ возрастные подгруппы 20—30 и 30—40 лет составляют соответственно 24% и 20% от группы 20—80 лет, на сайте же они составляют 54% и 29%.

Один из видов досуговых интересов — чтение (чтение как профессия возможно, но это весьма редкая ситуация). В принципе, презентация себя как человека читающего может выражаться по-разному, вот несколько вариантов:

1. «Чтение» упоминается в перечне «досуговых интересов» в соответствующем разделе анкеты, то есть при наличии подсказки.

2. Чтение упоминается в свободной части анкеты, без подсказки.

3. Называется имя конкретного писателя.

4. Называются имена нескольких писателей или заглавия произведений.

Понятно, что возможность разделения вариантов 1 и 2 зависит от структуры анкеты, граница между вариантами 3 и 4 нечетка, и, главное, свободный выбор человеком варианта 2, 3 или 4 значительно зависит от его индивидуальных особенностей (например, степени открытости или, напротив, зажатости). А может быть — от установки на охват возможно более широкого круга интересантов (на месте, мол, разберемся) или, напротив, от желания указанием на свою особость сузить круг претендентов и сберечь

время. Поэтому на данном этапе работы попытка разделить эти варианты не предпринималась.

Источником приводимых и рассматриваемых ниже данных был сайт dating.ru, база которого содержит около 2 млн. анкет. Это один из трех крупных сайтов знакомств. По количеству анкет, официально заявленному на сайте, он меньше, чем mamba.ru (11 млн. пользователей, 6 млн. анкет) и loveplanet.ru (17 млн. пользователей), но на dating.ru имеется поиск по словам, употребленным в анкете, что и было использовано в этом исследовании. Отметим, что официально заявляемое количество анкет

Таблица 1

СТАТИСТИКА ПРИ ЗАПРОСЕ «ВОЗРАСТ 18-80 ЛЕТ, ЛЮБОЙ

может отличаться от реального — за счет наличия «клонов», а также от реально присутствующих — за счет заброшенных аккаунтов. Есть и другие причины, по которым сопоставление количества анкет на сайтах знакомств является не вполне тривиальной задачей. Вообще же, изучение этих сайтов — интересная и актуальная задача для социолога.

Доля упоминаний, явно связанных именно с чтением (правый столбец), меньше 1 по следующим трем причинам:

1) слово, относящееся к литературе, использовано вообще вне изучаемого нами здесь контекста: «пишу стихи», «я не писатель», «в сексе

ГОРОД»

парень ищет девушку

девушка ищет парня

доля упоминаний, явно связанных именно с чтением, среди всех упоминаний (см. ниже)

ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ (первые семь пунктов далее объединены в «сумму упоминаний книг и чтения

Читать 2862 1841 0,7

Книги 1997 1263 0,75

Читаю 1920 1238 0,7

Чтение 815 419 0,75

Книга 239 180 0,65

Литература 230 265 1

Писатель 89 275 0,2

Журналы 137 75 0,3

Газеты 51 8 г\э 0,1

Периодика 0 0 1

ЖАНРЫ

Классика 2060 1047 0

Стихи 1713 1707 0

Приключения 593 543 0

История 495 1075 0 инт. (см. н

Философия 427 717 0 инт.

Психология 4 г\э со 518 0 инт.

Эзотерика 2 со 289 0 инт.

Изотерика 22 22 0 инт.

Поэзия 188 157 0 инт.

Религия 118 212 0 инт.

Мистика 88 79 0 инт.

Детективы 87 38 0,5 инт.

Фантастика 71 158 0,3 инт.

Фэнтези 54 72 0,8 инт.

Ужасы 49 46 0 инт.

Проза 37 46 0,4

Триллеры 31 21 0,2 инт.

Боевики 21 36 0 инт.

Биографии 21 26 0

Мемуары 15 36 0

Беллетристика 0 0 0

предпочитаю классику», «не стремлюсь к приключениям», «этот блок я не заполняю», «Па-мелла Андерсен» (так в анкетах), «группа Агата Кристи», «люблю Лондон» и другое;

2) автора называют при цитировании, причем последнее может говорить не о реальном его чтении, а о попытке придать вес собственной мысли, скорее же всего - о неумении сформулировать, поскольку некоторые цитаты массово кочуют из анкеты в анкету. (Как в девичьих рукописных альбомах «Умри, но не давай поцелуя без любви» и т. п.);

3) даже в тех случаях, когда жанр в основном называется в разделе «интересы» (обозначено «инт.»), неясно, связано ли указание именно с чтением или, например, с получением информации из рекламы, кино, телевизора, разговоров в Интернете или вживую.

4) эта «доля упоминаний, явно связанных с чтением» для первых семи строк таблицы, объединенных ниже в «сумму упоминаний книг и чтения», составляет 0,75; данные ниже приведены без учета этого коэффициента.

С учетом этих ситуаций уверенно связать с чтением из раздела «жанры» можно только «детективы», которые женщины, по нашим данным, читают вдвое чаще, чем мужчины, и фан-

тастику с фэнтези, которые мужчины, по тем же данным, читают вдвое чаще, чем женщины. На первый взгляд это кажется удивительным. Но если вспомнить «женский», то есть иронический детектив и «крутую мужскую фантастику» — про грядущие войны, унижение США и проч. — то ситуация становится понятнее (кроме того, наша аудитория «сдвинута» в сторону более молодых групп, фантастика же и фэнтези — приоритетные интересы молодежи). Никаких более глубоких выводов ввиду малой статистики сделать нельзя.

Что касается упоминания отдельных писателей, то были проанализированы упоминания 75 авторов. Оказалось, что подавляющее их большинство упоминается при цитировании. Причем цитирование, как уже говорилось, не обязательно свидетельствует о реальном чтении автора, поскольку во многих анкетах повторяются одна-две цитаты, скорее всего, переносимые из анкеты в анкету. Лишь у двух авторов количество называний в ситуации, явно означающей чтение, превысило десять — это Булгаков (10 раз женщины, 10 раз мужчины) и Стругацкие (6 раз женщины, 14 раз мужчины). Разумеется, это не говорит о том, что не читают других, но самопрезентация — это не только

сумма упоминаний книг и чтения парень ищет девушку девушка ищет парня

РФ Всего 701883 1316536

сумма чтения 8063 5481

сумма чтения / всего 1,1 % 0,42 %

Москва Всего 246081 414999

сумма чтения 3380 2300

сумма чтения / всего 1,4% 0,55%

С-Петербург Всего 88251 118746

сумма чтения 1131 592

сумма чтения / всего 1,3% 0,50%

остальная РФ Всего 367551 782791

сумма чтения 3553 2589

сумма чтения / всего 0,97% 0,33%

16-24 Всего 237809 369925

сумма чтения 2032 1223

сумма чтения / всего 0,85 % 0,33 %

25-39 Всего 349089 759373

сумма чтения 3829 2817

сумма чтения / всего 1,1 % 0,37 %

40-54 Всего 102174 170351

сумма чтения 1896 968

сумма чтения / всего 1,9 % 0,57 %

55-80 Всего 14547 18616

сумма чтения 343 192

сумма чтения / всего 2,4 % 1,0 %

чтение, а еще и попытка использования знаков книжной культуры в качестве кода, «пальца, указывающего на» авторитетную позицию.

Поскольку в анкете из объективных характеристик приводятся не только пол, но и возраст и регион, то рассмотрим региональное и возрастное распределение.

Итак, столицы «читают» в 1,5 раза больше остальной РФ, женщины в 2,5 раза больше мужчин, пожилые в 3 раза больше молодых. Казалось бы, проценты или даже доли процентов тех, кто читают и считают чтение достаточно важным, чтобы это указать, — это очень мало. Но досуговые интересы вообще декларируются не слишком часто. Вот сопоставление с некоторыми иными досуговыми интересами ближнего и дальнего плана (в скобках указан ранг).

парень девушка ищет ищет

_девушку парня

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДОСУГОВЫМИ ИНТЕРЕСАМИ БЛИЖНЕГО ПЛАНА

сумма упоминаний книг 8063 (1) 5481 (2)

и чтения

Музыка 6521 (2) 7468 (1)

Кино 6139 (3) 4044 (3)

Театр 3059 (4) 1176 (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Песни 1347 (5) 1993 (4)

Фильмы 952 880

Искусство 710 685

Психология 4 г\э со 516

Музей 221 224

Наука 176 270

Химия 61 61

Математика 40 69

Физика 30 91

Социология 26 33

Биология 17 2 со

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДОСУГОВЫМИ ИНТЕРЕСАМИ ДАЛЬНЕГО ПЛАНА

Спорт 8123 (1) 13786 (1)

Сумма упоминаний книг 8063 (2) 5481 (2)

и чтения

Природа 5753 (3) 4214 (3)

Путешествия 5749 (4) 2389 (4)

Гости 2787 (5) 1526 (5)

Ресторан 364 389

Животные 241 202

Наука 177 263

Мода 170 130

Поскольку в анкете, кроме параметров «пол», «возраст» и «регион», приводятся также

параметры или группы параметров «цель знакомства», «увлечения» (2 подгруппы), «семейное положение» (2 подгруппы), «типаж» (5 подгрупп), «вредные привычки» (3 подгруппы), «материальное положение» и «сексуальные предпочтения» (5 подгрупп), то возможен поиск корреляций с любым из всех этих параметров. Для примера мы рассмотрели корреляцию чтения с материальным положением. Прежде всего, обратим внимание на представляющую и самостоятельный интерес связь материального положения с возрастом (сумма по строке — 100%), например, для Москвы (для уменьшения региональных различий). Различия между мужчинами и женщинами, превышающие 10 пп, выделены.

Поскольку мы хотим обнаружить связь чтения с материальным положением, а не с возрастом, для анализа возьмем группы возрастов 16—24 и 25—39, для которых различия в чтении невелики — 20% для женщин и 10% для мужчин, и опять же для уменьшения региональных различий — только для Москвы.

Как видим, чтение не коррелирует с декларированным доходом.

Итак, через сайт знакомств можно получать содержательную информацию о чтении. Собственно, любое «место» в Интернете — да и просто весь Интернет — это представительство какой-то части общества, которая оставляет в нем свой след. Отсюда видны и огромные плюсы, и минусы этого метода исследования. Минусы — не всегда ясно, какая это часть и как именно, из каких соображений она «оставляет след». Плюсы же — относительная дешевизна, отсутствие «возмущающего» влияния на респондента, возможность многократного получения данных на одном и том же поле.

Особенности «места», влекущие за собой особенность выборки, могут использоваться и сознательно, как это сделала в недавней публикации Любовь Борусяк1. Она применила для выделения групп два приема — использование естественного места концентрации определенного половозрастного слоя (женщины средних лет, озабоченные воспитанием ребенка) и некий аналог «снежного кома» — «друзей» в социальной сети «В Контакте».

Из каких соображений оставляет человек свой след в Интернете — вопрос одновременно и социологический, и психологический. В социологии эта ситуация не нова: процесс ответа

1 Борусяк Л. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов // Вестник общественного мнения, 2010, № 3, с. 53-65.

парень ищет девушку

непостоянные заработки

постоянный небольшой доход

стабильный средний доход

хорошо зарабатываю, обеспечен

16-24 25-39 40-54 55-80

22 3 2 3

21 14 21 36

43

69

70 55

14 14

7 6

девушка ищет парня непостоянные заработки постоянный небольшой доход стабильный средний доход хорошо зарабатываю, обеспечена

16-24 2 СО 20 43 14

25-39 4 10 61 25

40-54 3 11 59 27

55-80 5 23 53 19

парень ищет девушку Непостоянные заработки постоянный небольшой доход стабильный средний доход хорошо зарабатываю, обеспечен

16-39_2,0_18_14_2,0

девушка ищет парня Непостоянные заработки постоянный небольшой доход стабильный средний доход хорошо зарабатываю, обеспечена

16-39_1,1_10_1,0_10

респондента интервьюеру — это процесс межличностный. Но в Интернете он принципиально легче поддается объективации, поскольку, читая материалы социологического опроса, мы не знаем, какое выражение на лице было у интервьюера, а какая атмосфера на данном сайте

или форуме — знаем. В этой фиксированности материала и его доступности для многократного анализа — огромное преимущество Интернета как материала для исследования, и недаром его использование сейчас расширяется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.