286 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________2013 - №1
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Декаданс
К. Н. Савельев
(МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Декаданс (франц. d ecadence от лат. deca-dentia — «упадок») — явление, объединившее на рубеже XIX-XX вв. различные типы художественных устремлений, для которых свойственен пессимистический взгляд на исторический процесс и роль личности в современном обществе, а также кризисные, упадочные, деструктивные настроения в искусстве. Его появление обусловлено растерянностью перед глобальными изменениями в существующем мире, когда резко менялось само мироустройство человека и общества, а социальные институты не в состоянии были объяснить происходящие перемены. Декадентские настроения, проникающие в общественную, философскую, научную и религиозную мысль, начинают доминировать в переходные периоды, в момент переоценки ценностей, когда одна историческая эпоха исчерпала свои возможности, а другая еще не зародилась. Философское осмысление самого термина «декаданс» нашло отражение в критике культуры Ф. Ницше («Казус Вагнера», 1888).
Первоначально широкое хождение термин получил во Франции, в эпоху, называемую fin de siecle (фр. «конец века»). Он встречается уже у Ш. Бодлера, называвшего себя «первым декадентом». Массовому распространению идей декаданса способствовало издание А. Байю журнала «Декадент» (1886-1889), первоначально именовавшегося «Литератур-
ный и художественный декадент». Опубликованная в первом номере программа носила антибуржуазный характер и была ориентирована на противостояние всему традиционному в искусстве и литературе, на оппозицию общепринятой мещанской морали и провозглашение культа красоты как самодовлеющей ценности. Главным стилем декаданса становится символизм. Эстетикой увядания, упадка, мрачных тревожных фантазий проникнуты многие произведения французских символистов — П. Верлена, А. Рембо, Ж. К. Гюисман-са, переживавших современность как закат. С подачи критика М. Нордау, ученика и последователя психиатра Ч. Ломброзо, декаданс стал ассоциироваться с «закатом Европы», с такой болезнью, как «вырождение». Симптомы этой болезни, по Нордау («Вырождение», 1892), — это целый ряд аномалий: нездоровая нервозность, моральный «кретинизм», циклические состояния депрессии, мистицизм, крайний субъективизм, порой переходящий в самовлюбленность, и др.
В конце XIX — начале XX в. помимо Франции декадентские умонастроения проникли в культуры разных европейских стран: в Англии в эпоху «желтых девяностых» им оказались подвержены О. Уайльд и О. Бердслей, а оплотом декаданса становятся журналы «Желтая книга» и «Савой». В России декадентскими чертами окрашено творчество Ф. Соло-
2013 — №1
Энциклопедия гуманитарных наук 287
губа, З. Гиппиус, Д. Мережковского, А. Белого, музыка И. Стравинского, танец В. Нижинского. В Германии и Австрии влияние декаданса сказалось на художественных устремлениях С. Георге, А. Шницлера, Г. Гофмансталя, композитора Г. Малера, художника Г. Климта. В художественной культуре рубежа веков видное место заняли тип декадентского героя (Дез Эссент в романе Ж. К. Гюи-сманса «Наоборот», Дориан Грей в «Портрете Дориана Грея» О. Уайльда, Тангейзер в «Истории Венеры и Тангейзера» О. Бердслея) и стилизованные клише, эмблемы (Саломея, Иродиада, Чезаре Борджиа, Нерон, Эдип, сфинкс, демон), часто встречаемые в многочисленных декадентских произведениях. В XX в. размывается само понятие декаданса, в него стали вкладывать разный смысл, соотносить с многочисленными художественными направлениями (унанимизм, футуризм, экспрессионизм, имажизм, акмеизм).
Лит.: Энциклопедия символизма / под ред. Ж. Кассу и др. М., 1998; Пайман А. История русского символизма. М., 2002; Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление. Магнитогорск, 2007; Савельев К. Н. Новые подходы в осмыслении понятия «декаданс» // Знание. Понимание. Умение. 2007.
№ 1. C. 141—147; Dowling L. Aestheticism and Decadence: A Selective Annotated Bibliography. N. Y. ; L., 1978; Decadence and the 1890s / ed. by I. Fletcher. L., 1979; Aesthetes and Decadents of the 1890’s: An Anthology of British Poetry and Prose / ed. by K. Beckson. Chicago, 1981; Pierrot J. The Decadent Imagination, 1880-1900. Chicago, 1981; Thornton R. K. R. The Decadent Dilemma. L., 1983; Marqueze-Pouey L. Le Mouvement decadent en France. P., 1986.
DECADENCE K. N. Saveliev (Magnitogorsk State University)
Bibliography (transliteration): Entsiklopediia simvolizma / Pod red. Zh. Kassu i dr. M., 1998; PaimanA. Istoriia russkogo simvolizma. M., 2002; Savel’ev K. N. Literatura angliiskogo dekadansa: istoki, genezis, stanovlenie. Magnitogorsk, 2007; Savel’ev K. N. Novye podkhody v osmyslenii poni-atiia «dekadans» // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2007. № 1. S. 141-147; Dowling L. Aestheticism and Decadence: A Selective Annotated Bibliography. N. Y. ; L., 1978; Decadence and the 1890s / ed. by I. Fletcher. L., 1979; Aesthetes and Decadents of the 1890’s: An Anthology of British Poetry and Prose / ed. by K. Beckson. Chicago, 1981; Pierrot J. The Decadent Imagination, 1880-1900. Chicago, 1981; Thornton R. K. R. The Decadent Dilemma. L., 1983; Marqueze-Pouey L. Le Mouvement decadent en France. P., 1986.