Научная статья на тему 'Дегуманизация современного общества и духовная безопасность'

Дегуманизация современного общества и духовная безопасность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1235
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEHUMANIZATION / SECURITY / INFORMATION VIOLENCE / SIGMA SECURITY / AXIOLOGICAL STEREOTYPE OF PERSONALITY / SPIRITUAL SECURITY / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ / СИГМА БЕЗОПАСНОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соколова А. А., Дык А. Г., Каленчук Т. В.

Интеграционные процессы, происходящие в полицивилизационном мире, как правило, детерминируют развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры современного общества, динамично форматируют геополитический, финансово-экономический, социально-психологический, социокультурный контексты социальной реальности. Дегуманизация современного общества, как считают авторы статьи, связана с аксиологическими стереотипами личности, информационным насилием и духовной безопасностью. Человек как субъект сферы безопасности, как особая духовная энергия, креативное и биосоциальное существо, находясь в ситуации ценностной депривации, совершает свой личностный выбор для достижения состояния защищенности от существующих опасностей, угроз, что влияет на ценностную проекцию социальной реальности. В процессе информационного деструктивного прессинга, пропаганды антиценностей, целенаправленного воздействия на современного человека потока нелегитимной информации формируется обновленный аксиологический стереотип личности, а традиционные ценности утрачивают свое значение. В связи с этим, в сфере духовной безопасности происходят также деструктивные метаморфозы, связанные с информационным насилием, развитием Интернета, телевизионно-коммуникационных технологий, форматирующих социальные институты, а также экзистенциальные характеристики человека. Современные коммуникации, изменяющие структуру общества, порождают, таким образом, конфликт интерпретаций, осложняющий нравственно-интеллектуальный выбор человека («цифровой человек», «цифровое поколение», «цифровые аборигены»). И в этом случае аксиологическая трансформация личности особенно актуализирует сигму безопасности, так как происходит девальвация традиционных ценностей, являющихся источником возникновения искусственных стереотипов и антиценностей. Сигма безопасности это человек и патриот, толерантная личность с высоким уровнем культуры, которая обладает современными профессиональными знаниями и максимально ориентирована на гуманизм, толерантность, соблюдение законов и уважение государственных институтов. В современном обществе необходимо избегать кардинальных перемен, связанных с девальвацией традиционных ценностей, возникновением искусственных стереотипов, псевдоморальной дипломатии, антиценностей, тотального реифицирования и гедонизма. И в такой ситуации в современном обществе необходимо сделать акценты на принципах гуманизма, нравственности, обращая внимание на аксиологические стереотипы личности, а также более активно артикулировать и внедрять в общественное сознание традиционные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dehumanization of Modern Society and Spiritual Safety

Integration processes in the world precivilization, determine the development of information and telecommunication infrastructure of modern society and dynamically format the geopolitical, financial and economic, socio-psychological, socio-cultural context of social reality. Dehumanization of modern society, according to the authors, is associated with axiological stereotypes of personality, information violence and security. Man, as a subject of the security sphere, as a special spiritual energy, creative and biosocial being, being in a situation of value deprivation, makes his personal choice to achieve a state of protection from the existing dangers, threats, which affects the value projection of the social reality. In the process of information destructive pressure, propaganda of anti-values, purposeful impact on the modern man of the flow of illegitimate information, an updated axiological stereotype of personality is formed, and traditional values lose their value. In this regard, in the sphere of security there are also destructive metamorphoses associated with information violence, the development of the Internet, television and communication technologies that format social institutions, as well as the existential characteristics of a person. Modern communications that change the structure of society, thus give rise to a conflict of interpretations, complicating the moral and intellectual choice of man («digital man», «digital generation», «digital aborigines»). And in this case, the axiological transformation of the personality especially actualizes the Sigma of security, as there is a devaluation of traditional values, which are the source of artificial stereotypes and anti-values. Sigma security is a person and patriot, a tolerant person with a high level of culture, who has modern professional knowledge and is focused on humanism, tolerance, compliance with laws and respect for state institutions. In modern society, as a result, it is necessary to avoid radical changes associated with the devaluation of traditional values, the emergence of artificial stereotypes, pseudo-moral diplomacy, anti-values, total reification and hedonism. And in this situation, in modern society it is necessary to focus on the principles of humanism, morality, paying attention to the axiological stereotypes of the individual, as well as more actively articulate and introduce traditional values into the public consciousness.

Текст научной работы на тему «Дегуманизация современного общества и духовная безопасность»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.01

А.А. СОКОЛОВА

магистр психологических наук

Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь

А.Г. ДЫК, канд. юр. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Смоленский гуманитарный университет г. Смоленск, Российская Федерация

Т.В. КАЛЕНЧУК

ассистент кафедры биотехнологий Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 14 марта 2019г.

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Интеграционные процессы, происходящие в полицивилизационном мире, как правило, детерминируют развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры современного общества, динамично форматируют геополитический, финансово-экономический, социально-психологический, социокультурный контексты социальной реальности.

Дегуманизация современного общества, как считают авторы статьи, связана с аксиологическими стереотипами личности, информационным насилием и духовной безопасностью. Человек как субъект сферы безопасности, как особая духовная энергия, креативное и биосоциальное существо, находясь в ситуации ценностной депривации, совершает свой личностный выбор для достижения состояния защищенности от существующих опасностей, угроз, что влияет на ценностную проекцию социальной реальности. В процессе информационного деструктивного прессинга, пропаганды антиценностей, целенаправленного воздействия на современного человека по-

тока нелегитимной информации формируется обновленный аксиологический стереотип личности, а традиционные ценности утрачивают свое значение. В связи с этим, в сфере духовной безопасности происходят также деструктивные метаморфозы, связанные с информационным насилием, развитием Интернета, телевизионно-коммуникационных технологий, форматирующих социальные институты, а также экзистенциальные характеристики человека. Современные коммуникации, изменяющие структуру общества, порождают, таким образом, конфликт интерпретаций, осложняющий нравственно-интеллектуальный выбор человека («цифровой человек», «цифровое поколение», «цифровые аборигены»). И в этом случае аксиологическая трансформация личности особенно актуализирует сигму безопасности, так как происходит девальвация традиционных ценностей, являющихся источником возникновения искусственных стереотипов и антиценностей. Сигма безопасности - это человек и патриот, толерантная личность с высоким уровнем культуры, которая обладает современными профессиональными знаниями и максимально ориентирована на гуманизм, толерантность, соблюдение законов и уважение государственных институтов. В современном обществе необходимо избегать кардинальных перемен, связанных с девальвацией традиционных ценностей, возникновением искусственных стереотипов, псевдоморальной дипломатии, антиценностей, тотального реифицирования и гедонизма. И в такой ситуации в современном обществе необходимо сделать акценты на принципах гуманизма, нравственности, обращая внимание на аксиологические стереотипы личности, а также более активно артикулировать и внедрять в общественное сознание традиционные ценности.

Ключевые слова: дегуманизация, безопасность, информационное насилие, сигма безопасности, аксиологические стереотипы личности, духовная безопасность.

SOKOLOVA Anastasia A.

master of psychology

Universitet Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus Civil Protection Minsk, Republic of Belarus

DYK А.а, Cand. of Legal Sc., Smolensk University of Humanities, Russian Federation

KALENCHUK Tatyana V.

Assistant Department of Biotechnology

Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

DEHUMANIZATION OF MODERN SOCIETY AND SPIRITUAL SAFETY

Integration processes in the world precivilization, determine the development of information and telecommunication infrastructure of modern society and dynamically format the geopolitical, financial and economic, socio-psychological, socio-cultural context of social reality.

Dehumanization of modern society, according to the authors, is associated with axiological stereotypes of personality, information violence and security. Man, as a subject of the security sphere, as a special spiritual energy, creative and biosocial being, being in a situation of value deprivation, makes his personal choice to achieve a state of protection from the existing dangers, threats, which affects the value projection of the social reality. In the process of information destructive pressure, propaganda of anti-values, purposeful impact on the modern man of the flow of illegitimate information, an updated axiological stereotype of personality is formed, and traditional values lose their value. In this regard, in the sphere of security there are also destructive metamorphoses associated with information violence, the development of the Internet, television and communication technologies that format social institutions, as well as the existential characteristics of a person. Modern communications that change the structure of society, thus give rise to a conflict of interpretations, complicating the moral and intellectual choice of man («digital man», «digital generation», «digital aborigines»). And in this case, the axiological transformation of the personality especially actualizes the Sigma of security, as there is a devaluation of traditional values,

which are the source of artificial stereotypes and anti-values. Sigma security is a person and patriot, a tolerant person with a high level of culture, who has modern professional knowledge and is focused on humanism, tolerance, compliance with laws and respect for state institutions. In modern society, as a result, it is necessary to avoid radical changes associated with the devaluation of traditional values, the emergence of artificial stereotypes, pseudo-moral diplomacy, anti-values, total reification and hedonism. And in this situation, in modern society it is necessary to focus on the principles of humanism, morality, paying attention to the axiological stereotypes of the individual, as well as more actively articulate and introduce traditional values into the public consciousness.

Keywords: dehumanization, security, information violence, sigma security, axiological stereotype of personality, spiritual security.

Введение. Современное общество под воздействием системных кризисов, межрегиональной конфронтации, вооруженных конфликтов стало особенно непредсказуемым и нестабильным. Разновекторные метаморфозы геополитического характера порождают дисбаланс национальных экономик в различных государствах, так как «... двухполюсная картина холодной войны уступает место намного более сложным отношениям в многополюсном, полицивилизационном мире» [1, с. 393]. В постоянно изменяющемся социуме возникают новые вызовы, опасности и не уменьшаются фундаментальные угрозы, провоцирующие дегуманизацию современного общества, что актуализирует духовную безопасность. И сегодня ни для кого не секрет, что в такой ситуации «. нестабильности информационное насилие оказывается неизбежным сопровождением общественного бытия» [2, с. 67], что трансформирует аксиологические стереотипы личности и влияет на духовную безопасность.

Уточним, что информационное насилие -это результат информационного деструктивного прессинга, активной пропаганды антиценностей, целенаправленное воздействие потока нелегитимной информации, что неизбежно провоцирует неадекватную рефлексию человека и происходит изменение аксиологического стереотипа личности.

Вследствие этого, как правило, традиционные ценности утрачивают свое значение, а общественное бытие «. осложняется вектором агрессии и насилия» [3, с. 67]. Одновременно с этим в сфере безопасности происходят деструктивные явления, связанные с масштабным распространением Интернета, интенсивным развитием телевизионно-коммуникационных технологий, информационным насилием, форматирующих экзистенциальные характеристики современного человека. Динамичное развитие компьютерно-

сетевых программ актуализирует социальную рекапитуляцию, выдвигающую на первый план аксиологические стереотипы, неизбежно объективируя интенциональность, которая характеризует «. связь с институциональными преобразованиями, интеграцией и формированием нового социума общественной системы» [4, с. 37].

Современный человек как субъект духовной безопасности, как особая креативная энергия, биосоциальное существо, находясь в ситуации ценностной депривации, совершает свой выбор в процессе жизнедеятельности для достижения состояния защищенности от существующих опасностей, угроз, что корректирует ценностную проекцию существующей реальности, форматируя рефлексию личности. Следовательно, возникает вопрос, связанный, во-первых, с духовной безопасностью и девальвацией традиционных ценностей, а также с изменением аксиологических стереотипов как свободной личности, потому что именно свобода «. своего «жизненного мира» - фундаментальная черта человеческого бытия» [5, с. 58].

Во-вторых, в обществе особый акцент сделан на материальном факторе, который максимально объективирован и современный человек нацелен не столько на духовно-интеллектуальное самосовершенствование, духовное саморазвитие, сколько на потребление товаров и услуг, что связано, например, с инновациями в робототехнике, расширением ассортимента выпускаемой продукции, переориентацией рынков сбыта, освоение новых видов производств и т.д. Такая целенаправленная диверсификация общественного бытия, воздействуя на общественное сознание, неизбежно особым образом изменяет мышление человека, что особенно актуализирует сигму безопасности, которая является неотъемлемой частью духовной безопасности.

Основная часть. В результате девальвации традиционных ценностей в обществе возникают и доминируют измененные аксиологические стереотипы, которые являются частью агрессивной рефлексии современной личности. Ни для кого не секрет, что Интернет, современные коммуникации подвергают глубинным изменениям социальную структуру общества, вследствие чего доминирует информационное насилие, которое порождает конфликт интерпретаций, осложняющий нравственно-интеллектуальный выбор человека.

Дегуманизация, как считают авторы статьи, является результатом глобализации и доминирования материального (вещественного) мира, информационного насилия, изменяющего мировосприятие, миропонимание, мировоззрение человека, что минимизирует духовную безопасность, которая «... традиционно означает не только и не столько незыблемость структур общества, сколько некую (всегда относительную) степень его защищенности от различных форм насилия» [3, с. 37]. Панорамное доминирование средств массовой информации, цифровой среды («цифровой человек», «цифровое поколение», «цифровые аборигены»), интенсивность, масштабность попыток постоянного форматирования общественного сознания приводит к изменению аксиологических стереотипов личности.

В связи с этим, возникает достаточно сложная ситуация, которая характеризуется, с одной стороны, доминированием в современном обществе психологии потребления, развитием робототехники и появлением «цифровой опасности», а также перераспределением интеллектуально-когнитивных функций между человеком и машиной (компьютером, роботом, киборгом).

С другой стороны, актуализируется сигма безопасности, уровень духовной безопасности, так как в современном обществе возникают вопросы, связанные с девальвацией традиционных ценностей, тиражированием антиценностей, доминированием информационного насилия. Именно поэтому сегодня необходимо обратить внимание на традиционные ценности, по причине того, что деформация аксиологической матрицы личности под воздействием общественного бытия актуализирует сигму безопасности [6].

Сигма безопасности представляет собой современного человека-патриота, толерантную личность, с высоким уровнем культуры

и эмпатии, обладающую профессиональными знаниями, ориентированную на гуманизм, соблюдение законов и уважение государственных институтов, власти.

В процессе развития техногенной цивилизации, в итоге, происходит девальвация традиционных ценностей, доминирование искусственных стереотипов, не способствующих стабильности, плодотворному сотрудничеству и дипломатическому урегулированию международных вопросов в современном обществе, имеющих прямое отношение к духовной безопасности в полицивилизаци-онном мире.

Напомним, что такая неоднозначная ситуация осложняется реализацией комплексной безопасности, предполагающей усиление организующей роли государственных структур. Духовная безопасность является частью существующей социальной реальности, а также результатом семантическо-

коммуникационной составляющей, детерминирующей общественные отношения. Идея безопасной экзистенции человека, общества и государства рассматривается в научной литературе с позиции социальных взаимодействий, социокультурных взаимоотношений и политических институтов, что нашло отражение в концепциях национальной и общественной безопасности. Фактически, то или иное проявление безопасности, как правило, связано с характером опасного изменения окружающей среды, формируя тем самым неустойчивое мироощущение, а иногда и неадекватное миропонимание личностью (социальной группой) происходящих явлений, событий реальности. Так, например, многочисленные заявления современных политических лидеров о совместных действиях в решении современных вооруженных конфликтов, как свидетельствует практика, не приносят положительного результата и мирного урегулирования вооруженных конфликтов, или конструктивного решения международных проблем. И в таких сложных условиях, когда возрастает необходимость в более эффективной борьбе с международным терроризмом, киберпреступностью, наркотрафиком, коррупцией, торговлей оружием и людьми, безусловно, актуализируется сигма безопасности, так как действия политических лидеров базируются сегодня на противоречивых моральных стандартах и псевдоморальной дипломатии. Именно поэтому важно обратить внимание на уровень духовной безопасности, потому что «. качественная ре-

альность, измеряемая глубинными переживаниями (совестью, интуицией, самосознанием)» является смыслообразующим фактором экзистенциального калейдоскопа взаимодействия личности и общества [7, с. 23].

В современном обществе средствами массовой информации, как это ни парадоксально, артикулируются (транслируются) антиценности, что связано, в первую очередь, с преобладанием в общественном сознании реифицирования (овеществления) социальной реальности, что влечет за собой изменение словесно-логического потенциала и мышления человека, а также аксиологических стереотипов личности. И, как считают авторы статьи, сложно не согласиться с тем, что аксиологический вакуум, который не заполняется автоматически, связан с дегуманизацией современного общества и духовной безопасностью.

Заключение. Резюмируя, обобщим, что, во-первых, в современном обществе необходимо избегать резких и кардинальных перемен, связанных с девальвацией традиционных ценностей, возникновением искусственных стереотипов, тотального реифицирова-ния социальной реальности и распространения гедонизма. В этой ситуации необходимо уделять особое внимание принципам гуманизма, морали, нравственности, патриотизму, обращая особое внимание на аксиологические стереотипы личности. Сигма безопасности, находящаяся в ситуации аксиологической депривации, становится сегодня основополагающим фактором духовной безопасности.

Во-вторых, дегуманизация современного общества, как правило, связана с различными аспектами многомерного человеческого бытия, информационным насилием, которое определяет информационную свободу личности и снижает уровень духовной безопасности.

И, в-третьих, необходимо активизировать процесс выработки рекомендаций по актуализации традиционных ценностей, что требует акцентуации на проблеме дегуманизации общества с учетом интенсивного развития интернет технологий, трансформации коммуникационной архитектуры и более адекватной расстановки нравственно-этических акцентов при условии артикуляции политическими лидерами аксиологических стереотипов личности, использования современных механизмов манипуляционного формирования искусственных стереотипов.

Список литературы

1. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; [пер. с англ. Т. Велимеева]. - Москва: Издательство АСТ,

2015. - 571с.

2. Ларин, В. Безопасность развития и развитие безопасности / В. Ларин // Свободная мысль. - 1996. - № 7. - С. 37-44.

3. Борщов, Н. А. Информационное насилие в современном обществе / Н. А. Борщов // Вестник СГТУ. - 2010. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/informatsion noe-nasilie-v-sovremennom-obschestve. -Дата обращения: 19.10.2018.

4. Иванченко В. Информационные технологии и система управления / В. Иванченко // Экономист. - 2004. - № 4. - С. 37-42.

5. Лебедев, С. А. Многомерный человек: онтология и методология исследования / С. А. Лебедев, Ф. В. Лазарев. - М.: Издательство Московского университета, 2010. -96 с.

6. Соколова, С.Н. Искусственный интеллект и безопасность общества / С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2016. - № 2. - С. 4955; Евстафьев, В. А. Современное общество и духовные аспекты информационной безопасности личности / В. А. Евстафьев, С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. -

2016. - № 2. - С. 33-37; Соколова, С. Н. Онтология безопасности и гуманистическая модернизация современного общества / С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. -

2017. - № 1. - С. 35-48; Соколова, С. Н., Соколова А.А. Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека: сигма безопасности / С. Н. Соколова, А. А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2017. -№ 2. - С. 24-29; Соколова, С. Н. Культура безопасности современного общества и аксиологическая матрица личности / С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2017. -№ 1. - С. 66-72; Соколова, С. Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности / С. Н. Соколова // Вест-

ник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2017. - № 1. - С. 48-56; Хроколов, В. А. Антропологический кризис в информационном обществе и безопасность личности / В. А. Хроколов, С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2018. -№ 2. - С. 48-55.

7. Букреев, В. И. Человека агрессивный (Истоки международного терроризма) / В. И. Букреев. - М.: МПСИ, 2007. - 336 с.

References

1. Huntington S. Stolknovenie civilizacij [Clash of civilizations]; [lane. from English. So Be-lieeve]. Moscow: Publishing house AST, 2015, 571р. (In Russian)

2. Larin V. Bezopasnost' razvitija i razvitie be-zopasnosti [Development Security and security development]. Svobodnaja mysl' [Free though], 1996, no 7, pp. 37-44. (In Russian)

3. Borschov N.A. Informacionnoe nasilie v sov-remennom obshhestve [Information violence in modern society] Vestnik SGTU [Bulletin of SSTU]. 2010, no 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsion noe-nasilie-v-sovremennom-obschestve (accessed: 19.10.2018).

4. Ivanchenko V. Informacionnye tehnologii i sistema upravlenija [Information technologies and management system]. Jekonomist [Economist], 2004, no 4, pp. 37-42. (In Russian)

5. Lebedev S.A., Lazarev F.V. Mnogomernyj chelovek: ontologija i metodologija issledo-vanija [Dimensional man: ontology and research methodology]. Moscow, Publishing house of Moscow University, 2010, 96 p. (In Russian)

6. Sokolova S.N. Iskusstvennyj intellekt i be-zopasnost' obshhestva [Artificial intelligence and public safety]. Vestnik Polesskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija ob-shhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Pоlesky State University. Series in Social Sciences and Humanities], 2016, no 2, pp. 49-55; Evstafyev V.A., Sokolova S.N. Sov-remennoe obshhestvo i duhovnye aspekty in-formacionnoj bezopasnosti lichnosti [Modern society and spiritual aspects of personal information security]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija ob-

shhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities], 2016, no 2, pp. 33-37; Sokolova S.N. Ontologija bezopasnosti i gumanisticheskaja modernizacija sov-remennogo obshhestva [Ontology of security and humanistic modernization of modern society]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities], 2017, no 1, pp. 35-48; Sokolova S.N. Aksiologicheskij smysl bezopasnoj jekzistencii cheloveka: sigma bezopasnosti [The Axiological meaning of the safe existence of man: Sigma security]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2017, no 2, pp. 24-29; Sokolova S.N. Kul'tura bezopasnosti sovremennogo obshhestva i aksio-logicheskaja matrica lichnosti [Safety culture of modern society and axiological matrix of personality]. Vestnik Polesskogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija obshhestven-nyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2017, no 1, pp. 66-72; Sokolova S.N. Duhovnaja bezopasnost' ob-shhestva i kul'tura sovremennoj lichnosti [Spiritual security of society and culture of modern personality]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija ob-shhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2017, no 1, pp. 48-56; Prokhorov V.A., Sokolov A. A. An-tropologicheskij krizis v informacionnom ob-shhestve i bez-opasnost' lichnosti [Anthropological crisis in the information society and security of the person]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija ob-shhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2018, no 2, pp. 48-55. (In Russian) 7. Bukreev V.I. Cheloveka agressivnyj (Istoki mezhdunarodnogo terrorizma) [Human aggressive (the Origins of international terrorism)]. Moscow: MPSI, 2007, 336 P. (In Russian)

Received 14 March 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.