Научная статья на тему 'Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека: сигма безопасности'

Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека: сигма безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
266
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СВОБОДА ВЫБОРА / СИГМА БЕЗОПАСНОСТИ / VALUE OF SAFE / SECURE EXISTENCE OF THE INDIVIDUAL / FREEDOM OF CHOICE / SIGMA SECURITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова С. Н., Соколова А. А.

В статье представлен авторский взгляд на аксиологический смысл безопасной экзистенции человека и сигму безопасности. Изменения социального пространства и перспективы развития современной цивилизации связаны с аксиологическим смыслом безопасной экзистенции человека. В глобализирующемся мире и в условиях обострения военных конфликтов, сетецентрических военных действий, кибератак, международного терроризма и нестабильной эклектики общественных отношений изменяется алгоритм жизнедеятельности и аксиологичность восприятия реальности и мышления современного человека. В современном обществе доминирует рационально-прагматичное отношение человека к существующей реальности, что постепенно приводит к ценностной эклектике. Именно поэтому сегодня особое значение приобретает сигма безопасности, которая представляет собой человека как ценность, как современную личность, уважающую государственные символы и законы, отличающуюся гуманизмом, высоким уровнем интеллекта, толерантностью, патриотизмом, профессионализмом, ориентированную в своей деятельности на основополагающие нравственные императивы. Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека, в итоге, позволяет актуализировать элементы морального языка, гуманистического мировоззрения личности, что связано непосредственно со свободой выбора. Свобода выбора и безопасность человека представляет собой регулятивное понятие, созвучное нравственному ориентиру, приближающее общество к созидающей рефлексии, гуманизму и творчеству. Но, как это ни парадоксально, в современном социуме происходит изменение фундаментальных ценностей вследствие финансово-экономических кризисов, социальных потрясений, кибератак, сетецентрических военных действий и террористических актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's view on the axiological meaning of the safe of human existence and the Sigma security. Changes in the social space and prospects of development of modern civilization are connected with the axiological sense safe of human existence. In a globalizing world and the conditions of aggravation of military conflicts, network-centric military operations, cyber-attacks, international terrorism and the unstable eclecticism of social relations changes the algorithm of life and axiological perception of reality and thinking of modern man. In modern society dominated by rational-pragmatic relation of man to reality, which gradually leads to a value eclecticism. It is particularly important for Sigma security, which represents the person as a value, as a modern person, respecting state symbols and laws different humanism, a high level of intelligence, tolerance, patriotism, professionalism, focused its activities on fundamental moral imperatives. The axiological sense of secure human existence, in the end, allows to actualize the elements of moral language, humanistic worldview of the person, which is directly connected with the freedom of choice. Freedom of choice and human security is a regulative concept, in tune with the moral guideline that brings a society for creative reflection, humanism and creativity. But, paradoxically, in modern society there is a change in fundamental values due to financial and economic crises, social upheaval, cyber-attacks, network-centric military action and terrorist acts.

Текст научной работы на тему «Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека: сигма безопасности»

УДК 159.9.01

С.Н. СОКОЛОВА, д-р филос. наук, доцент

Заслуженный деятель науки и образования Российской академии естествознания, главный научный сотрудник

Центра системного анализа и стратегических исследований, Национальная академия наук Республики Беларусь, г. Минск

А.А. СОКОЛОВА

магистр психологических наук

Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Статья поступила 4 сентября 2017 г.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ БЕЗОПАСНОЙ ЭКЗИСТЕНЦИИ ЧЕЛОВЕКА: СИГМА БЕЗОПАСНОСТИ

В статье актуализированы ценностные приоритеты развития современной цивилизации и аксиологический смысл безопасной экзистенции человека. Особый акцент в статье сделан авторами на гуманистических принципах, ценностях и свободе выбора личности, сигме безопасности и перспективах развития общества.

Ключевые слова: ценности безопасности, безопасная экзистенция личности, свобода выбора, сигма безопасности.

Введение. Перспективы развития современной цивилизации и динамично происходящие в социальном пространстве глобальные трансформации связаны с аксиологическим смыслом безопасной экзистенции человека, так как ни для кого не секрет, что сегодня «... болезненная выработка нового мироустройства идет не столько за столом переговоров, сколько в горячих точках» [1, с. 3-4].

Многомерность мироздания, уникальность культурно-исторических форм бытия человека, разнообразие проявлений матери-

альной и духовной жизни общества, а также бесконечное объединение «духовных смыслов», синтезирующих сумму замкнутых множеств или сигму безопасности, характеризуют субъектность человеческой экзистенции и предопределяют ценностное самоопределения современной личности. Различные формы бытия личности и самобытность культурно-исторического развития цивилизации, динамика социогенеза синтезируют особенности общественных отношений, правовых, морально-нравственных норм, науки,

искусства, что закреплено в символах или зафиксировано в свободной идеальной форме человеческой экзистенции или в ценностях. Геополитические изменения, детерминирующие развитие современной цивилизации, а также трансформация ценностей в обществе свидетельствуют о том, что сегодня особенно актуальной становится проблема, связанная с аксиологическим смыслом безопасной экзистенции человека. И в этом случае важно всегда помнить, что «... социогенез предстает как эволюция сообществ, важнейшей стороной которой является формирование культурного программирования поведения индивидов, включая эволюционное изменение самих индивидов в ходе социогенетического процесса» [2, с. 29].

Ценности безопасности, находящиеся в основании культуры цивилизации, как правило, влияют на мировосприятие, мышление человека, детерминируя миропонимание и мировоззрение личности. Именно поэтому в условиях участившихся случаев кибератак, военных конфликтов, сетецентрических военных действий и современной эклектики общественных отношений происходят разноплановые трансформации, влияющие на восприятие реальности личностью, на алгоритм деятельности и аксиологичность мышления человека, которые перемещаются в сторону тотальной рациональности, брутального стереотипа поведения граждан, доминирования индивидуализма, иждивенчества и гедонизма.

В итоге, в процессе интеграции современных государств и интенсивного развития социокультурных взаимоотношений ценности претерпевают кардинальные изменения. И в этом случае, спектр социальных взаимодействий становится достаточно широким: от эксцентричной и брутальной личности до равнодушного и инертного потребителя, от биоробота до агрессивного маргинала, что актуализирует вопросы, связанные с аксиологическим смыслом безопасной экзистенции человека.

Сегодня ни для кого не секрет, что в обществе «. обострились конфликты, перерастающие в военные, за овладение ресурсами различных регионов евразийского континента. Ослабла роль фундаментальных ценностей человеческой цивилизации, которая оказалась в кризисе и утрачивает способность обеспечивать устойчивое существование homo sapiens» [3, с. 5].

Как правило, агрессивное поведение личности в современном социуме рассматривается, чаще всего, как самое действенное и единственное средство для решения конфликтов, и в такой ситуации размываются границы между такими категориями, как жизнь и смерть, добро и зло, свобода и насилие, благо и право, безопасность и опасность. Рационально-прагматичное отношение человека к существующей реальности постепенно приводит к тому, что « ... «доблести» уступают место расчет ...» [3, с. 187].

В связи с этим, особое значение сегодня приобретает сигма безопасности, которая необходима для упорядочивания современной ценностной эклектики и обеспечения безопасной экзистенции человека, актуализирующая особое понимание созидающей рефлексии личности, основанной на гуманизме, нравственности и моральных императивах [4-8].

Основная часть. Основополагающие аспекты морали фокусируются в сигме безопасности, объединяя основополагающие элементы культурной матрицы, морального языка и гуманистических принципов. Свобода выбора и безопасная экзистенция человека, в таком случае, представляет собой регулятивное понятие, созвучное нравственному ориентиру, который приближает человека к созидающей рефлексии. Но, как это ни парадоксально, активизация антисоциальной деятельности в современном обществе (преступность, коррупция, финансово-экономические кризисы, кибератаки, сете-центрические военные действия, террористические акты, информационная война) приводит к трансформации ценностей. Именно поэтому, сигма безопасности, как считают авторы статьи, представляет собой современную личность, или человека как сумму замкнутых множеств, ценность, уважающую государственные символы, законы своей страны. Сигма безопасности, таким образом, представляет собой конкретного субъекта, отличающегося гуманизмом, патриотизмом, достаточным уровнем интеллекта, толерантностью, профессионализмом, креативностью, ориентированного в своей деятельности на нравственные императивы, моральные ценности и максимально безопасную экзистенцию.

В условиях информационного общества динамика развития общественных отношений такова, что рынок, медиаэкономика провоцирует процесс, когда ценности растворя-

25

ются в существующей реальности и не воспроизводятся. И совершенно очевидно, что в таком обществе становятся не востребованными мораль и нравственность, которые, подвергаясь критике, остракизму, изменяют аксиологический смысл безопасной экзистенции человека. В результате, происходящие глобальные финансово-экономические кризисы свидетельствуют о том, что «. вместо сотрудничества и партнерства мы наблюдаем скандалы, перманентные военные конфликты, противопоставления государств, бесполезную «решительную» борьбу с «мировым злом».

Антисоциальные феномены становятся нормой жизни, новым видом «международных» политических соглашений и между государствами или несогласных «национальных» соглашений между властью, элитами и определенными социальными группами» [10, с. 125].

В результате таких остросюжетных метаморфоз современный человек изменяется и теряет постепенно гуманистическую направленность жизнедеятельности, а значит, изменяется аксиологический смысл безопасной экзистенции человека. Следовательно, глобальный рынок, информационная война, провоцируют возникновение проблем нравственно-этического характера, что также вызвано быстрым развитием «. нано-био-инфо-технологий, разработок в области искусственного интеллекта и робототехники ...» [11, с. 171]. Международный терроризм, кибератаки, сетецентрические военные действия, локальные военные конфликты, происходящие в различных государствах, деструктивно влияют на общественное сознание и все эти современные изменения, происходящие в информационном обществе, детерминируют аксиологический смысл безопасной экзистенции человека.

Сложные и противоречивые процессы самоопределения человека, которые могут и должны происходить в контексте созидающей ценностной ориентации и обязательной реализации гуманистических принципов, позволяют сегодня говорить об особой роли общественных отношений, самоценности и уникальности современной личности.

Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека в обществе динамично изменяется и в результате происходящих событий деструктивного характера в современном обществе: террористические акты, преступность, коррупция, финансово-экономические, 26

политические кризисы, социальные потрясения, кибератаки, сетецентрические военные действия, начинают преобладать брутальные стереотипы поведения личности, кардинально изменяющие мировоззрение личности и влияющие на безопасность человека.

Так, например, в проекте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где только на основе национальных интересов должны быть реализованы ценностные приоритеты с учетом культурно-исторических, духовно-нравственных традиций, ментальных особенностей доминируют нравственный релятивизм и различные ценностные системы.

Реализация предложенного варианта в виде бесконечного аксиологического плюрализма, который уже сейчас может породить нежелательную ценностную эклектику в обществе, разрушает «моральный мир» человека и не способствует нравственному развитию личности, доминированию в обществе «духовных смыслов», затрудняя понимание человеком жизни и смерти, добра и зла, безопасности и опасности.

При этом современная цивилизация постепенно приближается к глобальному антропологическому кризису, который может повлиять на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и сферу безопасности. Следовательно, сегодня в обществе активизируются трансформации глобального характера, а значит, обостряется борьба за ресурсы, происходят военные конфликты, финансово-экономические кризисы и международный терроризм постепенно переходит в стадию изощренного информационного противостояния государств, кибертетторизма и гибридных войн.

Заключение. Таким образом, аксиологический смысл безопасной экзистенции человека и приоритетность сигмы безопасности в социуме заключается в том, чтобы в информационном обществе преобладали ценности безопасности, необходимые для прогрессивного развития современной цивилизации.

Резюмируя, необходимо отметить следующее: во-первых, разновекторная социальная рефлексия свидетельствует о том, что происходящие кризисы, военные конфликты, ки-бератаки, террористические акты трансформируют гуманистические ориентиры, изменяют нравственно-этические нормы, размывают моральные установки и стереотипы поведения личности, коррелирующие аксиоло-

гический смысл безопасной экзистенции человека.

Во-вторых, сигма безопасности как созидающая и творческая личность, «свободная феноменальная экзистенция» [10, с. 12], преобразует существующую реальность и общественные отношения, детерминируя сферу безопасности. И сегодня все же сложно не согласиться с тем, что развитие современной цивилизации может и должно осуществляться при условии актуализации аксиологической константы и сигмы безопасности.

И в-третьих, сегодня противоречивая действительность порождает массовое насилие, неоправданную агрессию и

«.террористическую войну по всему миру, в которой нельзя исключить использования оружия массового поражения ...» [10, с. 14].

В связи с этим, аксиологический смысл безопасной экзистенции человека неизбежно предопределяется нравственно-этической оценкой происходящих событий, и в этом случае особую актуальность приобретает сигма безопасности.

В результате, деятельность человека, наполняемая одновременно эмпирическим опытом и особым ценностным содержанием, позволяет, в перспективе, говорить о необходимости ценностного отношения к многомерной реальности. Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека раскрывается при условии, когда «. цивилизацион-ный вызов, основывающийся на принципиально ином понимании ценностей каждой жизни» [10, с. 14], детерминирован противоречивыми тенденциями развития социума, актуализирующими сигму безопасности.

Список литературы

1. Лукашенко, А.Г. Наша общая цель - построение сильного и безопасного государства / А.Г. Лукашенко // Белорусская думка. - 2017. - № 5. Май. - С. 3-20.

2. Чешев, В.В. Антропологический смысл категории «деятельность»/ В.В. Чешев // Вопросы философии. - 2016. - № 2. - С. 22-33.

3. Лапин, Н.И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии / Н.И. Лапин // Вопросы философии. -2015. - № 4. - С. 5-13.

4.Соколова, С.Н. Социальная безопасность и поиск национального героя в российском обществе / С.Н. Соколова, А.А. Соколова // Проблемы безопасности российского общества. - 2011. - № 1. - С. 111-118.

5.Соколова, С.Н. Метафизика сферы безопасности: функции и эффективность регулирования / С.Н. Соколова // Проблемы безопасности российского общества. -2014. - № 2. - С. 11-21.

6. Соколова, С.Н. Онтология безопасности и гуманистическая модернизация современного общества / С.Н. Соколова // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Се-рыя грамадсюх i гумаштарных навук. -2017. - № 1. - С. 35-48.

7. Соколова, С.Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности / С.Н. Соколова // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Серыя гра-мадсюх i гумаштарных навук. - 2017. - № 1. - С. 48 -57.

8. Соколова, С.Н. Культура безопасности современного общества и аксиологическая матрица личности / С.Н. Соколова // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. - 2017. - № 1. - С. 6673.

9. Богачев, Р.М. Процессы организации и самоорганизации социальных систем / Р.М. Богачев // Проблемы управления. - 2017.

- № 1 (63). - С. 125-131.

10. Лебедев, С.А. Многомерный человек: онтология и методология исследования / С.А. Лебедев, Ф.В. Лазарев. - М.: Издательство Московского университета, 2010.

- 96 с.

11. Мареева, Е.В. От искусственного интеллекта к искусственной душе / Е.В. Маре-ева // Вопросы философии. - 2014. - №1. -С. 171-178.

12. Киселев, Г.С. Иллюзия прогресса / Г.С. Киселев // Вопросы философии. - 2015. -№ 4. - С. 13-25.

Резюме. В статье представлен авторский взгляд на аксиологический смысл безопасной экзистенции человека и сигму безопасности. Изменения социального пространства и перспективы развития современной цивилизации связаны с аксиологическим смыслом безопасной экзистенции человека.

В глобализирующемся мире и в условиях обострения военных конфликтов, сетецен-трических военных действий, кибератак, международного терроризма и нестабильной эклектики общественных отношений изменяется алгоритм жизнедеятельности и аксиоло-гичность восприятия реальности и мышления современного человека. В современном об-

27

ществе доминирует рационально-

прагматичное отношение человека к существующей реальности, что постепенно приводит к ценностной эклектике. Именно поэтому сегодня особое значение приобретает сигма безопасности, которая представляет собой человека как ценность, как современную личность, уважающую государственные символы и законы, отличающуюся гуманизмом, высоким уровнем интеллекта, толерантностью, патриотизмом, профессионализмом, ориентированную в своей деятельности на основополагающие нравственные императивы.

Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека, в итоге, позволяет актуализировать элементы морального языка, гуманистического мировоззрения личности, что связано непосредственно со свободой выбора. Свобода выбора и безопасность человека представляет собой регулятивное понятие, созвучное нравственному ориентиру, приближающее общество к созидающей рефлексии, гуманизму и творчеству. Но, как это ни парадоксально, в современном социуме происходит изменение фундаментальных ценностей вследствие финансово-

экономических кризисов, социальных потрясений, кибератак, сетецентрических военных действий и террористических актов.

Abstract. The article presents the author's view on the axiological meaning of the safe of human existence and the Sigma security. Chang-

es in the social space and prospects of development of modern civilization are connected with the axiological sense safe of human existence.

In a globalizing world and the conditions of aggravation of military conflicts, network-centric military operations, cyber-attacks, international terrorism and the unstable eclecticism of social relations changes the algorithm of life and axiological perception of reality and thinking of modern man.

In modern society dominated by rational-pragmatic relation of man to reality, which gradually leads to a value eclecticism. It is particularly important for Sigma security, which represents the person as a value, as a modern person, respecting state symbols and laws different humanism, a high level of intelligence, tolerance, patriotism, professionalism, focused its activities on fundamental moral imperatives.

The axiological sense of secure human existence, in the end, allows to actualize the elements of moral language, humanistic worldview of the person, which is directly connected with the freedom of choice. Freedom of choice and human security is a regulative concept, in tune with the moral guideline that brings a society for creative reflection, humanism and creativity. But, paradoxically, in modern society there is a change in fundamental values due to financial and economic crises, social upheaval, cyber-attacks, network-centric military action and terrorist acts.

SOKOLOVA Svetlana N., Doctor of Philos. Sc., Associate Professor

Honored Worker of Science and Education of the Russian Academy of Natural Sciences National Academy of Sciences of the Republic of Belarus, Minsk

SOKOLOVA Anastasia A.

Universitet Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus Civil Protection, Minsk, Republic of Belarus

THE EXISTENCE OF A PERSON SAFELY AXIOLOGICAL MEANING OF THIS: «SIGMA SECURITY»

The article covers the modern values of civilization and axiological sense, safe of human existence. Special emphasis is made by the authors based on humanist principles, values and freedom of choice of the individual, Sigma security and development prospects of modern society.

Keywords: value of safe, secure existence of the individual, freedom of choice, sigma security.

References

1. Lukashenko A.G. Nasha obshhaja cel' -postroenie sil'nogo i bezopasnogo gosudarst-va [Our general purpose is the construction of strong and secure state]. Belorusskaja dumka, 2017, no. 5. May, pp.3-20. (In Russian)

2. Cheshev V.V. Antropologicheskij smysl kate-gorii «dejatel'nost'» [Anthropological sense of category «activity»]. Voprosy filosofii, 2016, no. 2, pp. 22-33. (In Russian)

3. Lapin N.I. Fundamental'nye cennosti civili-zacionnogo vybora v XXI stoletii [The fundamental values of civilizational choice in the 21st century]. Voprosy filosofii, 2015, no. 4, pp. 5-13. (In Russian)

4. Sokolova S.N., Sokolova A.A. Social'naja bezopasnost' i poisk nacional'nogo geroja v rossijskom obshhestve [Social security and the pursuit of national hero in Russian society]. Problemy bezopasnosti rossijskogo ob-shhestva, 2011, no. 1, pp. 111-118. (In Russian)

5. Sokolova S.N. Metafizika sfery bezopasnosti: funkcii i jeffektivnost' regulirovanija [Security sector metaphysics: functions and effectiveness of control]. Problemy bezopasnosti rossijskogo obshhestva, 2014, no. 2, pp. 1121. (In Russian)

6. Sokolova S.N. Ontologija bezopasnosti i gumanisticheskaja modernizacija sovremen-nogo obshhestva [Security ontology and humanistic modernisation of modern society]. Vesnik Paleskaga dzjarzhaynaga yniversitjeta. Seryja gramadskih i guma-nitarnyh navuk [Bulletin Of Polessky State University. Series In Social Sciences And

Humanities], 2017, no 1, pp. 35-48. (In Russian)

7. Sokolova S.N. Duhovnaja bezopasnost' obshhestva i kul'tura sovremennoj lichnosti [Spiritual security of society and culture of a modern individual]. Vesnik Paleskaga dzjarzhaynaga yniversitjeta. Seryja gramadskih i gumanitarnyh navuk [Bulletin Of Polessky State University. Series In Social Sciences And Humanities], 2017, no. 1, pp. 48-57. (In Russian)

8. Sokolova S.N. Kul'tura bezopasnosti sov-remennogo obshhestva i aksiologicheskaja matrica lichnosti [Safety culture of modern society and axiological matrix of an individual]. Vesnik Paleskaga dzjarzhaynaga yniversitjeta. Seryja gramadskih i gumanitarnyh navuk [Bulletin Of Polessky State University. Series In Social Sciences And Humanities], 2017, no. 1, pp. 66-73. (In Russian)

9. Bogachev R.M. Processy organizacii i sa-moorganizacii social'nyh system [The processes of organization and self-organization of social systems]. Problemy upravlenija, 2017, no. 1 (63), pp. 125-131. (In Russian)

10. Lebedev S.A., Lazarev F.V. Mnogomernyj chelovek: ontologija i metodologija [Multidimensional person: ontology and methodology of research]. Moscow, Izdatel'stvo Mos-kovskogo universiteta Pabl., 2010. 96 p. (In Russian)

11. Mareeva E.V. Ot iskusstvennogo intellekta k iskusstvennoj dushe [From artificial intelligence to artificial soul]. Voprosy filosofii, 2014, no. 1, pp. 171-178. (In Russian)

12. Kiselev G.S. Illjuzijaprogressa [The illusion of progress]. Voprosy filosofii, 2015, no. 4, pp. 13-25. (In Russian)

Received 4 September 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.