Научная статья на тему 'Антропологический кризис в информационном обществе и безопасность личности'

Антропологический кризис в информационном обществе и безопасность личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
215
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION SOCIETY / PERSONAL SECURITY / ANTHROPOLOGICAL CRISIS / SAFETY CULTURE / INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хроколов В. А., Соколова А. А.

В статье авторы особое внимание уделяют аксиологической матрице личности, культуре безопасности и гуманистической константе жизнедеятельности человека в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropological Crisis in the Information Society and Security of the Person

In the article the authors focus on the geopolitical transformations taking place in the information society, which affect the security of the individual, which is associated with the anthropological crisis of civilization. The author's view on this problem assumes the accentuation on the multidimensional nature of man and his social temporality, which actualizes the issues related to the anthropological crisis in the information society. And in this regard, it is important not to forget about the axiological aspect of personal security and safety culture, as, in this case, the positive social adaptation of modern man will allow the subjects to purposefully strive for the most safe behavior (safe existence), intellectual economy, inclusive market, as well as more effective socio-cultural cooperation between different countries. The anthropological crisis is directly related to axiology, as social relations in the humanistic context and the culture of security become important elements that characterize the social reality and the sphere of security. The information society is characterized by complex processes, as the consumer society is inevitably dominated by the market, the digital economy and the materialization of spiritual values, which means that there is a lack of morality. And in this case, inevitably there is a transformation of public consciousness, and, as a consequence, a high degree of inadequacy of individual and mass reactions (disinformation, destructive information effects of the official media, the Internet). The current political and legal reality shows that today in the territory of modern States there are events of a destructive nature (armed conflicts, terrorist acts, cyber-attacks), as well as anti-values are promoted, deviant stereotypes of individual behavior become relevant, which transforms public relations. As a result, there is a disorientation of the individual and, most likely, that the current international events taking place in Turkey, Syria, Afghanistan, Iraq will go down in world history, not only as military aggression, but also as an information war, geopolitical catastrophe associated with the global anthropological crisis. In the information society, the anthropological crisis covers all spheres of human life and society, including the sphere of security.

Текст научной работы на тему «Антропологический кризис в информационном обществе и безопасность личности»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 004:159.9: :614.8.084

В.А. ХРОКОЛОВ

старший преподаватель1

А.А. СОКОЛОВА

магистр психологических наук1

Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Статья поступила 16 сентября 2018г.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

«... Личность определяется богатством ее социальных связей и отношений» Вячеслав Степин

В статье авторы особое внимание уделяют аксиологической матрице личности, культуре безопасности и гуманистической константе жизнедеятельности человека в информационном обществе.

Ключевые слова: информационное общество, безопасность личности, антропологический кризис, культура безопасности, информационная безопасность.

Введение. Происходящие в

информационном обществе геополитические трансформации, глобальные изменения социальной реальности, которые

детерминируют разновекторные процессы обеспечения безопасности личности, также

объективно связаны универсалиями культуры, нравственным императивом, определяющим аксиологический контекст человеческой экзистенции, с

антропологическим кризисом современной

цивилизации и многомерностью

общественных отношений.

В представленной статье авторы акцентируют внимание на безопасной экзистенции личности в информационном обществе, что предопределено

информационным противоборством

различных государств, международным терроризмом, киберпреступностью,

сетецентрическими военными действиями и кибератаками. В связи с этим, необходимо «... подчеркнуть, что идея информационного общества, возникшая в середине XX в., была неразрывно связана с осознанием новых возможностей, открываемых

компьютерными технологиями, и

предвидением революционного характера изменений, которые будут произведены в жизни человека и общества электронными средствами хранения, передачи и переработки информации» [1, с. 5].

Многомерная природа человека как биосоциального существа, а также его общественная темпоральность актуализирует вопросы, связанные с антропологическим кризисом в информационном обществе, так как в истории современной цивилизации «. с определенного момента эволюции главной заботой человечества становится

воспроизводство и совершенствование всех социальных систем» [2, с. 15].

Современные международные события, происходящие сегодня в Турции, Сирии, Афганистане, Ираке войдут во всемирную историю как информационная война, связанная с глобальным антропологическим кризисом.

И в этой связи, важно не забывать об аксиологическом контексте безопасности личности, культуре безопасности, так как, в этом случае, позитивная социальная адаптация современного человека позволит целенаправленно стремиться к максимально безопасному поведению личности, к реализации основ культуры безопасности, т.е. к безопасной экзистенции, интеллектуальной экономике, к более эффективному социокультурному

сотрудничеству между государствами.

Основная часть. В информационном обществе антропологический кризис непосредственно связан с аксиологией и ценностями безопасности, так как общественные отношения в гуманистическом ракурсе, а, особенно, культура безопасности, становятся важными элементами,

характеризующим современный социум. Современный человек, в таком случае, должен учитывать существующие в мире опасности и угрозы, а также управлять рисками, мотивируя себя к максимально безопасным действиям, что может и должно использоваться для удовлетворения основной потребности в безопасности личности. Именно поэтому, необходимо уделить особое внимание ценностям безопасности, формированию культуры безопасности в Республике Беларусь, а также продолжить создание Центров безопасности МЧС, в которых современные белорусы получают знания о пожарной, промышленной, транспортной, антикриминальной

безопасности, о гражданской обороне и учатся более адекватно рефлексировать на возникающие природные чрезвычайные ситуации.

Отметим, что в данной статье под культурой безопасности авторы понимают совокупность общепринятых правил, необходимых при реализации безопасного взаимодействия субъектов (специфические закономерности взаимодействия идеальных и материальных объектов), структурированных человеком, постепенно эволюционирующих в процессе самоорганизации,

предопределяющих не только потребность, но и стремление к достаточному уровню информационной безопасности. Происходит обмен информацией и регулярно обновляющийся информационно-

коммуникационный процесс, провоцирует конфликт интересов человека, общества, порождая, как правило, возникновение конфликтогенной среды (вооруженные конфликты, киберпреступность,

сетецентрические военные действия, угрозы гибридных войн). И, как это ни парадоксально, именно в эпоху развития техногенной цивилизации ценностно-смысловая клавиша культурно-

исторического развития становится особенно востребованной в информационном обществе по причине своего максимально позитивного звучания и глобального влияния на социальную реальность [3]. Информационное общество характеризуется сложными процессами, так как в обществе потребления неизбежно доминирует рынок, цифровая экономика и на основе гедонизма происходит материализация духовных ценностей, наблюдается дефицит морали, что «.

наносит ущерб международным

отношениям» [4, с. 20].

В результате информационной экспансии (информационного насилия) наблюдается замена гуманистической доминанты на агрессивно-брутальную, потому что, чаще всего, «... интересы маскируются под ценности, при этом терминальные ценности подменяются инструментальными, которые упакованы в популистские идеологемы демократических прав и свобод человека» [5, с. 11-12]. И как следствие, трансформируется общественное сознание, наблюдается высокая степень неадекватности

индивидуальных и массовых реакций (межличностной рефлексии), что становится возможным в агрессивно-конкурентной среде из-за незащищенности человека от различного рода дезинформации, деструктивных информационных

воздействий официальных средств массовой информации, Интернета и т.д.

В связи с этим, в социуме происходит аксиологическая дезориентация личности, с особой четкостью проявляется

антропологический кризис, который охватывает все сферы жизнедеятельности человека, общества, в том числе, и сферу безопасности. Наблюдается

переформатирование общественного

сознания с использованием опасных методов ведения информационной и гибридной войны, сетецентрических военных действий, провоцирующих агрессивное поведение личности и, одновременно, обесценивающих жизнь человека, социальной группы (военизированные подразделения,

террористические группировки, активно использующие высокоточное, биологическое и химическое оружие).

Современная политико-правовая

реальность свидетельствует о том, что на территории современных государств происходят события деструктивного характера (вооруженные конфликты, террористические акты, кибератаки), а также пропагандируются антиценности, становятся актуальными девиантные стереотипы поведения личности, социальных групп, что трансформирует общественные отношения, деструктивно влияет на существующую социальную реальность, разрушая ценности безопасности.

Заключение. В результате, как считают авторы статьи, в информационном обществе доминируют индивидуализм, рыночный

эгоизм, гедонизм, которые не способствуют доминированию гуманистических принципов в социальной реальности, снижают уровень личной безопасности, разрушая ценности безопасности, обесценивая жизнь человека. Происходящие в современном мире международные события связаны, как правило, с переформатированием аксиологической матрицы личности, что может постепенно привести

информационное общество к дисбалансу духовных ценностей (доминированию антиценностей) и, в результате, к изменению ценностной системы координат

жизнедеятельности человека,

непосредственно касающихся сферы безопасности.

Таким образом, во-первых,

доминирование агрессивной рефлексии провоцирует аксиологически окрашенную цепную реакцию, в результате которой растворяются гуманистические принципы, изменяются духовные ценности. В информационном обществе с помощью критики существующих правил и стереотипов поведения личности, не всегда случайно, а чаще целенаправленно, разрушаются социальные нормы человека, социальных групп. И это, как правило, делается с помощью средств массовой информации, интернет-технологий, которые позволяют манипулировать общественным сознанием. В таком случае, характерной чертой антропологического кризиса становится «эффект бабочки», касающийся всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе, и ценностей безопасности, так как в «. глобализирующемся мире достижения гуманизации, к которым шли века, в значительной мере обесцениваются» [6, с. 14].

Во-вторых, в результате

антропологического кризиса наблюдается нравственная деградация современной личности, социальных групп, что детерминировано антиценностями, которые аннулируют гуманистическую траекторию эволюционного развития современной цивилизации.

В-третьих, аксиологическая перезагрузка личности, а также изменение формата общественных отношений в существующей социальной реальности, как никогда ранее, актуализирует многомерную диалогичность социокультурных взаимодействий в информационном обществе. И с этим

утверждением сложно не согласиться, по причине того, что процесс демократизации социальных институтов, представляющих собой определенную общественную структуру, активизирует процессы социальной самоорганизации,

конструктивное сотрудничество различных государств в сфере безопасности [7, с. 126].

В итоге, сегодня в сфере безопасности происходят неоднозначные процессы, требующие мобилизации гуманистической матрицы современной личности, а также актуализации ценностей безопасности в информационном обществе, что невозможно без приоритетного развития

университетского образования, науки, культуры и национального языка в Республике Беларусь.

Современные СМИ не всегда нацелены на доминирование гуманистического

потенциала в информационном обществе, и, как следствие, минимизированы (сведены до минимума) позитивные программирующие функции культуры, по причине того, что доминирует крайний индивидуализм, насилие, глобальная конкуренция, не позволяющие достигнуть устойчивого развития и стабильности в белорусском социуме.

Антропологический кризис, как считают авторы статьи, проявляется в комплексном деструктивном воздействии латентных сил, фокусирующих свои действия на финансово-экономической, социальной политике, духовной культуре (деятельность СМИ, научной, финансовой элиты,

государственной власти, неформальных объединений, социальных групп),

дестабилизируя ситуацию в

информационном обществе. Следовательно, происходящая конверсия социальных институтов, частичное разрушение системных связей, цементирующих личность и государство, как никогда обостряют вопросы, связанные с антропологическим кризисом в информационном обществе и безопасностью личности.

Список литературы

1. Алексеев АП. Информационная война в информационном обществе / АП. Алексеев, И.Ю. Алексеева // Вопросы философии. - 2016. - № 11. - С. 5-14.

2. Лебедев, С.А. Многомерный человек: онтология и методология исследования / С.А. Лебедев, Ф.В. Лазарев,- М.:

Издательство Московского университета. 2010. - 96 с.

3. См.: Соколова, С.Н. Research of the sphere of safety: the fundamental principles and approaches / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного

университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2015, № 2. - С. 84-87; Соколова, С.Н. Нанобезопасность и биотерроризм в современном обществе / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016, № 2. - С. 45-49; Соколова, С.Н. Искусственный интеллект и безопасность общества / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного

университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2016. - № 2. - С. 49-55; Sokolova, S.N. Research of the sphere of safety / Материалы Всеукраинской научно-практической конференции / Харьковский

государственный университет экономики и торговли. - X.: ХДУХТ. - 2016. - P. 129-132. Sokolova, S.N. Nanotechnology and terrorism in contemporary society / S.N. Sokolova, A.A. Sokolova // East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 4(8), 2016. - P. 133136. Евстафьев, В.А. Современное общество и духовные аспекты информационной безопасности личности / В.А. Евстафьев, С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного

университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016, № 2. - С. 33-37; Соколова, С.Н. Информационная безопасность: сетецентрические военные действия и гибридные войны в современном обществе / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016, № 2. - С. 69-77; Соколова С.Н. Безопасная экзистенция современного человека и функции государственного регулирования / С.Н. Соколова, А.А. Соколова, С.А. Соколов // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2016. - № 2. - С. 77-86; Соколова, С.Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и

гуманитарных наук. - 2017. - № 1. - С. 48-57; Соколова, С.Н. Культура безопасности современного общества и аксиологическая матрица личности / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017, № 1. - С. 66-73.

4. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; пер. с англ. Т. Велимеева. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 571 с.

5. Тилли, Ч. Демократия / Ч. Тилли ; пер. Т.Б. Менская. - М.: Институт общественного проектирования, 2007. - 263 с.

6. Киселев, Г.С. Иллюзия прогресса / Г.С. Кисилев // Вопросы философии. - 2015. -№ 4. - С. 13-25.

7. Соколова С.Н. Демократизация сферы безопасности: российская власть и гражданское общество / С.Н. Соколова, А.А. Соколова // Проблемы безопасности российского общества. - 2012. - № 1-2. -С. 98-108; Соколова, С.Н. Онтология безопасности и гуманистическая модернизация современного общества / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных гуманитарных наук. -2017. - №1. - С. 35-48.

Резюме. В статье авторы акцентируют внимание на происходящих в информационном обществе геополитических трансформациях, которые влияют на безопасность личности, что связано с антропологическим кризисом цивилизации. Авторский взгляд на данную проблему, предполагает акцентуацию на многомерной природе человека и его социальной темпоральности, которая актуализирует вопросы, связанные с антропологическим кризисом в информационном обществе. И в этой связи, важно не забывать об аксиологическом аспекте безопасности личности и культуре безопасности, так как в этом случае позитивная социальная адаптация современного человека позволит субъектам целенаправленно стремиться к максимально безопасному поведению (безопасной экзистенции), интеллектуальной экономике, инклюзивному рынку, а также более эффективному социокультурному сотрудничеству между различными странами.

Антропологический кризис

непосредственно связан с аксиологией, так как общественные отношения в гуманистическом контексте и культура безопасности становятся важными элементами, характеризующим социальную реальность. Информационное общество характеризуется сложными процессами, так как в обществе потребления неизбежно доминирует рынок, цифровая экономика и происходит материализация духовных ценностей, а значит, наблюдается дефицит морали. И в таком случае, неизбежно наблюдается трансформация общественного сознания и, как следствие, высокая степень неадекватности индивидуальных и массовых реакций (дезинформация, деструктивные информационные воздействия официальных средств массовой информации, Интернета). Современная политико-правовая реальность свидетельствует о том, что сегодня на территории современных государств происходят события деструктивного характера (вооруженные конфликты, террористические акты, кибератаки), а также пропагандируются антиценности, становятся актуальными девиантные стереотипы поведения личности, что трансформирует общественные отношения. В результате происходит дезориентация личности и, скорее всего, что современные международные события, происходящие в Турции, Сирии, Афганистане, Ираке войдут во всемирную историю, не только как военная агрессия, но и как информационная война, геополитическая катастрофа, связанная с глобальным антропологическим кризисом. В информационном обществе антропологический кризис охватывает все сферы жизнедеятельности человека и общества, в том числе, и сферу безопасности.

Abstract. In the article the authors focus on the geopolitical transformations taking place in the information society, which affect the security of the individual, which is associated with the anthropological crisis of civilization. The author's view on this problem assumes the accentuation on the multidimensional nature of man and his social temporality, which actualizes the issues related to the anthropological crisis in the information society. And in this regard, it is important not to forget about the axiological aspect of personal security and safety culture, as, in this case, the positive social adaptation of modern man will allow the subjects to

purposefully strive for the most safe behavior (safe existence), intellectual economy, inclusive market, as well as more effective socio-cultural cooperation between different countries.

The anthropological crisis is directly related to axiology, as social relations in the humanistic context and the culture of security become important elements that characterize the social reality and the sphere of security. The information society is characterized by complex processes, as the consumer society is inevitably dominated by the market, the digital economy and the materialization of spiritual values, which means that there is a lack of morality. And in this case, inevitably there is a transformation of public consciousness, and, as a consequence, a high degree of inadequacy of individual and mass reactions (disinformation, destructive information effects of the official media, the

KHROKALAU Vitali A.

master of management1

Internet). The current political and legal reality shows that today in the territory of modern States there are events of a destructive nature (armed conflicts, terrorist acts, cyber-attacks), as well as anti-values are promoted, deviant stereotypes of individual behavior become relevant, which transforms public relations. As a result, there is a disorientation of the individual and, most likely, that the current international events taking place in Turkey, Syria, Afghanistan, Iraq will go down in world history, not only as military aggression, but also as an information war, geopolitical catastrophe associated with the global anthropological crisis. In the information society, the anthropological crisis covers all spheres of human life and society, including the sphere of security.

SOKOLOVA Anastasia A.

master of psychology1

University of civil defence of EMERCOM of the Belarus Minsk, Republic of Belarus

ANTHROPOLOGICAL CRISIS IN THE INFORMATION SOCIETY AND SECURITY OF THE PERSON

In the article the authors pay special attention to the axiological matrix of personality, safety culture and humanistic constant of human activity in the information society.

Keywords: information society, personal security, anthropological crisis, safety culture, information security.

References

1. Alekseev A.P., Alekseeva I.Y. Informacionnaja vojna v informacionnom obshhestve [Information warfare in the information society]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 2016, no. 11. -pp. 5-14. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Lebedev S.A., Lazarev F.V. Mnogomernyj chelovek: ontologija i metodologija issledovanija [A multi-Dimensional man: ontology and research methodology]. M.: Publishing house of Moscow University, 2010, 96 p. (In Russian)

3. See: Sokolova S.N. Research of the sphere of safety: the fundamental principles and

approaches. Vestnik Polesskogo

gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities], 2015, no 2, pp. 84-87(In Russian); Sokolova S.N. Nanobezopasnost' i bioterrorizm v sovremennom obshhestve [Nanosafety and bioterrorism in contemporary society]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of the Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities], 2016, no 2, pp. 45-49(In Russian); Sokolova S. N. Iskusstvennyj

intellekt i bezopasnost' obshhestva [Artificial intelligence and public safety]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities], 2016, no 2, pp. 49-55(In Russian); Sokolova S. Research of the sphere of safety Materialy Vseukrainskoj nauchno-prakticheskoj

konferencii [Proceedings of the all-Ukrainian scientific-practical conference]. Kharkiv state University of Economics and trade. X.: HBHT, 2016, pp. 129-132 (In Russian); Sokolova S.N., Sokolova A.A. Nanotechnology and terrorism in contemporary society. East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Is Naukowe, 4(8), 2016, pp. 133-136. Evstafyev V.A., Sokolova S.N. Sovremennoe obshhestvo i duhovnye aspekty informacionnoj bezopasnosti lichnosti [Modern society and spiritual aspects of personal information security]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities]. 2016, no 2, pp. 33-37 (In Russian); Sokolova S.N. Informacionnaja bezopasnost':

setecentricheskie voennye dejstvija i gibridnye vojny v sovremennom obshhestve [Information security: network-centric warfare and hybrid warfare in modern society]. Vestnik Polesskogo

gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities]. 2016, no 2, pp. 69-77 (In Russian); Sokolova S.N. Bezopasnaja jekzistencija sovremennogo cheloveka i funkcii gosudarstvennogo regulirovanija [The safe existence of the modern man and the functions of the state regulation]. Vestnik Polesskogo

gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Vestnik of the Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities]. 2016, no 2, pp. 77-86 (In Russian); Sokolova

S.N. Duhovnaja bezopasnost' obshhestva i kul'tura sovremennoj lichnosti [The spiritual security of the society and culture of the modern person]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of the Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities]. 2017, no1, pp. 48-57 (In Russian); Sokolova S.N. Kul'tura bezopasnosti sovremennogo obshhestva i aksiologicheskaja matrica lichnosti [Culture of safety of modern society and axiological matrix of personality]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesie state University. A series of social Sciences and Humanities]. 2017, no 1. pp. 66-73. (In Russian)

4. Huntington S. Stolknovenie civilizacij [Clash of civilizations]. TRANS. with English. So Belieeve. M.: AST: AST MOSCOW, 2006, 571 p. (In Russian)

5. Til C.H. Demokratija [Democracy]. Moscow, Institute of public design, 2007, 263 p. (In Russian)

6. Kiselev G.S. Illjuzija progressa [Illusion of progress]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 2015, no 4, pp. 13-25. (In Russian)

7. Sokolova S.N., Sokolova A.A. Demokratizacija sfery bezopasnosti: rossijskaja vlast' i grazhdanskoe obshhestvo [The Democratization of the security sector: the Russian government and civil society]. Problemy bezopasnosti rossijskogo obshhestva [Problems of safety of the Russian society]. 2012, no 1-2, pp. 98-108; Sokolova S.N. Ontologija bezopasnosti i gumanisticheskaja modernizacija sovremennogo obshhestva [Ontology of security and humanistic modernization of modern society]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Polesie state University. A series of public Humanities]. 2017, no 1, pp. 35-48. (In Russian)

Received 16 September2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.