Научная статья на тему 'Дефиниция «Контрактация» в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

Дефиниция «Контрактация» в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1271
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТ / ДОГОВОР / КОНТРАКТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богославцева Л.В.

В статье отражены основные теоретические и правовые основы использования дефиниции «контрактация», выявлены проблемы применения этого термина в условиях формирования и исполнения государственных и муниципальных контрактов. В статье предпринята попытка обоснования применения дефиниции «контрактация» по отношению ко всем видам заключаемых контрактов, что позволит исключить разночтений в применении этого термина на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дефиниция «Контрактация» в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

4. Социальная политика: учебник / Под ред. Н.А. Волгина. - М.: Экономист, 2009. -С. - 222-230

5. Карепина О.И. Расходы бюджета города Ростова-на-Дону на социальную политику в современных условиях//Научные труды SWorld. 2015. Т. 15. № 2 (39). С. 49-53.

6. Богославцева Л.В. Концепции бюджетной политики в условиях рыночной экономики// В сборнике: Финансовое образование в течение всей жизни - основа инновационного развития России материалы II международной Интернет-конференции: в рамках X Международного экономического форума "Предпринимательство Юга России: инновации и развитие". Министерство образования и науки РФ, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Финансовый факультет; ответственный редактор Е. Н. Алифанова. 2011. С. 18-21.

© Богданова О.Ю., 2016

УДК 336

Л.В.Богославцева

К.э.д., доцент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Е-шай: b_ludmila@bk.ru

ДЕФИНИЦИЯ «КОНТРАКТАЦИЯ» В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Аннотация

В статье отражены основные теоретические и правовые основы использования дефиниции «контрактация», выявлены проблемы применения этого термина в условиях формирования и исполнения государственных и муниципальных контрактов. В статье предпринята попытка обоснования применения дефиниции «контрактация» по отношению ко всем видам заключаемых контрактов, что позволит исключить разночтений в применении этого термина на практике.

Ключевые слова

Контракт, договор, контрактация, государственные закупки, контрактные отношения, предмет контракта

Развитие и совершенствование государственной закупочной деятельности в России привело не только к изменению правовой базы регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, но и к применению новой дефиниции - «контрактация». На первый взгляд, понятие «контрактация» образуется от понятия «контракт» - и означает процесс заключения и исполнения контрактов. Однако, в правовых документах использование дефиниции «контрактация» не так однозначно.

Значение слова контракт в экономических словарях [6] фактически приравнивается к договору, с взаимными обязательствами его участников.

Интересно отметить, что в толковом словаре В.Даля наиболее широко представлены возможные варианты значения слова контракт и образованных от него слов, но при этом значение слова контрактация не дано, например, «контракт - письменное условие, договор, заключенный в законном порядке; а контрактовый или контрактный означает относящийся к контракту; контрактовка обозначает действие заключения контракта; контрагентами называют стороны, взаимно заключившими условие или сделку». [7].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Учитывая, что государственные и муниципальные закупки осуществляются в результате торгов, по отношению к контрактам по государственным закупкам, наиболее точным, по-нашему мнению, является определение (особенно его второе значение), представленное в Финансовом словаре: контракт -двустороннее или многостороннее соглашение, где оговорены права и обязанности для его участников; в торговле - документ, содержащий все условия купли/продажи.[8].

Финансовый словарь представляет и значение слова контрактация - «одна из форм встречной торговли, широко применяется при закупках сельскохозяйственной продукции»[8], которое фактически определяет обязательность встречной торговли и приоритетность сельскохозяйственных закупок, что, по-нашему мнению, сужает первоначальное значение слова контракт, который может заключаться по производству и реализации различных товаров, работ и услуг.

В тоже время в правовом контексте значение слова контрактация, представленное в Финансовом словаре, фактически не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) понятие «контрактация» используется дважды: параграф 5 «Контрактация»; статья 535 «Договор контрактации». Понятие термина контрактация в Гражданском кодексе не представлено, но содержание статей параграфа 5 (статья 535. Договор контрактации; статья 536. Обязанности заготовителя; статья 537. Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции; статья 538. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции) посвящены, регулированию отношений заготовителей и производителей сельскохозяйственной продукции, что свидетельствует об особом характере этих договорных отношений.

В соответствии со статьей 535 по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Отметим, что в экономической литературе раскрываются особенности контрактации исходя из положений Гражданского кодекса РФ, прежде всего обусловленных реализацией сельскохозяйственной продукции.

К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами параграфа 5, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 524), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 - 534).

По договору поставки (ст. 506 ГК РФ) «поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.»[1].

По государственному или муниципальному контракту (ст.526 ГК РФ) «на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.»[1].

Действительно, вышеуказанные статьи 506 и 526 Гражданского кодекса РФ регулируют поставки товаров, а не только сельскохозяйственной продукции, предпринимателям и государственным или муниципальным заказчикам, но понятие «контрактация» в этих статьях не применяется.

Исходя из положений Гражданского кодекса РФ, договор контрактации выступает как особый договор поставки, ему посвящен целый параграф, что определяет контрактацию как самостоятельный вид договора. Отличительными признаками контрактации в соответствии с Гражданским кодексом РФ выступают:

- во-первых, предмет договора, которым является сельскохозяйственная продукция, произведенная продавцом;

- во-вторых, разный подход к обязанностям и ответственности заготовителей и производителей, так

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

обязанности установлены заготовителям и производителям, а ответственность только производителям сельскохозяйственной продукции при наличии его вины, то есть с учетом природных факторов, которые не зависят от производителя.

Все вышеизложенное аргументирует необходимость теоретического уточнения содержания понятия «контрактация», выявления экономической сущности и основных характеристик этой дефиниции в условиях развития контрактной системы государственных и муниципальных закупок. Кроме того, объективная необходимость раскрытия нового содержания контрактации в современных условиях возникла в связи с использованием понятия контрактации по отношению к лимитам бюджетных обязательств.[3]

Как известно, новый этап в развитии контрактной системы в России начался с реализации Федерального закона Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2015 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[2], который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе за счет аудита и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг.[5, с. 270]

Однако, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается не только на указанном законе, но прежде всего на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, регулирующих контрактные отношения в сфере закупок.

Исходя из всего вышеизложенного, представляется целесообразным ввести в нормативные документы понятие контрактации, как процесса подготовки, оформления, заключения и исполнения контрактов, в том числе в сфере государственных и муниципальных закупок, что позволит исключить разночтения в понимании этого термина, обеспечит правовую грамотность в его использовании при заключении контрактов в различных отраслях экономики, а также при определении процента контрактации лимитов бюджетных обязательств.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015). // www.consultant.ru.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ (с изм.на 30.12.15 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // www.consultant.ru.

3. Письмо Министерства финансов Российской Федерации N 02-13-10/141 и Федерального казначейства России N 42-7.4-05/2.3-41 от 21 января 2013 года «О гражданско-правовых договорах бюджетных учреждений»..// minfin.ru

4. Богославцева Л.В., Петренков А.О. Объективная необходимость совершенствования финансового контроля государственных закупок. //Финансовые исследования. 2015 г. №3

5. Карепина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России. // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 270-274.

6. Контракт. //http://tolkslovar.ru/k8261.html.

7. Контракт.// http: //slovardalja.net.

8. Контракт. Финансовый словарь.//www.klerk.ru.

© Богославцева Л.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.