Социальная педиатрия и организация здравоохранения
DOI: 10.15690/vsp.v15i4.1583 Н.В. Устинова
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Дефиниции и экспликация понятия «социальная педиатрия»: результаты терминологического анализа
Контактная информация:
Устинова Наталия Вячеславовна, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией социальной педиатрии НЦЗД Адрес: 119911, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, e-mail: ust-doctor@mail.ru Статья поступила: 12.07.2016 г., принята к печати: 25.08.2016 г.
Цель исследования: уточнение и стандартизация определений термина «социальная педиатрия». Методы. В работе использованы терминологический анализ, интерпретативный функциональный контент-анализ и метод экспертных оценок. Результаты. Выявлены 86 дефиниций термина «социальная педиатрия» в отечественных и зарубежных научных источниках (с 1939 по 2015 гг.). Зафиксирована самая ранняя публикация (1945 г.) о социальной педиатрии в базе PubMed. После исключения повторяющихся и схожих по смыслу дефиниций в окончательный анализ включены 24 логических определения. С1970 по 1979 г. зафиксировано наибольшее число зарубежных публикаций о социальной педиатрии (PubМed), что дает основание считать этот период временем официального становления социальной педиатрии как направления науки и практики за рубежом. Обсуждение. Из представленных определений складывается картина более широкой трактовки термина «социальная педиатрия» в Европе, включающей различные уровни охраны здоровья детей (государственный, общинный, индивидуальный), в то время как, например, в Канаде акцент смещается в сторону сугубо практической сферы — первичной медицинской помощи, использующей подходы социальной педиатрии в отношении уязвимых категорий детского населения. Контент-анализ позволил выделить основные категории социальной педиатрии в представленных дефинициях, которые были занесены в разработанную матричную таблицу. Заключение. На основании сформированного понятийно-категориального аппарата социальной педиатрии, включающего «холистический подход к охране здоровья», «социальные детерминанты здоровья детей», «профилактическую составляющую», «детей в неблагоприятных условиях жизни», «мультидисциплинарный подход/межведомственное взаимодействие», «системный подход (к организации медицинской помощи)», «обеспечение здоровья», «психосоциальную помощь», «права ребенка», предложена собственная дефиниция социальной педиатрии. Профилактическая составляющая социальной педиатрии признается одной из важных характеристик как в результате контент-анализа, так и по оценкам экспертов.
Ключевые слова: социальная педиатрия, терминологический анализ, контент-анализ, понятийно-категориальный аппарат, охрана здоровья детей, социальные детерминанты здоровья.
(Для цитирования: Устинова Н. В. Дефиниции и экспликации понятия «социальная педиатрия»: терминологический анализ. Вопросы современной педиатрии. 2016; 15 (4): 337-343. doi: 10.15690/vsp.v15i4.1583)
337
ОБОСНОВАНИЕ
Развитие общества в целом и научно-практической мысли в частности ведет к появлению новых понятий и терминов. Анализ самих научных понятий и терминов признается важной задачей в каждой отрасли науки [1], включая медицину. Упорядочение и стандартизация терминологии необходимы для обеспечения взаимопонимания специалистов, подготовки кадров и дальнейшего совершенствования научного знания [2, 3].
Несмотря на то, что термин «социальная педиатрия» известен специалистам в области детского здравоохранения, можно отметить лимитированность его использования и неоднозначность дефиниций: в научных публикациях и в практической деятельности, в программах до- и последипломной профессиональной подготовки, в руководствах и учебниках, в медицинских словарях и справочниках [4].
Целью исследования были уточнение и стандартизация определений термина «социальная педиатрия».
МЕТОДЫ
Использован специальный метод исследования — терминологический анализ, который направлен на
раскрытие сущности исследуемых явлений посредством обнаружения и уточнения значений и смыслов терминов (понятий), их обозначающих [3].
В нашем исследовании мы уделили основное внимание так называемому функциональному терминологическому анализу. Функциональное терминоведение связано с изучением современных функций термина в различных текстах и ситуациях профессионального общения и подготовки специалистов [5].
На первом этапе в зарубежных научных работах с помощью баз данных PubMed (электронно-поисковая система, аннексирующая более 23 млн публикаций из научных журналов и электронных книг), Medline, Scopus был произведен поиск существующих определений и текстов, содержащих термин «социальная педиатрия». В качестве источников определялись публикации, содержащие термин «social pediatrics/paediatrics». Также для поиска ключевых слов «социальная педиатрия» и «social pediatrics/paediatrics» использовались возможности крупнейшей в интернете системы, принадлежащей Google Inc. Кроме этого, на интернет-форуме Международного общества социальной педиатрии (International Society for Social Pediatrics, ISSOP) прово-
n a x о о a n a и m oc
n
M
дился опрос [6]: «Какие из известных Вам определений социальной педиатрии Вы считаете наиболее удачными?»
Перевод определений социальной педиатрии с оригинального языка на русский осуществлялся с привлечением троих независимых профессиональных переводчиков. На 1-м этапе выполнялся перевод исходной версии опросника на русский язык. Одновременно двое переводчиков из трех производили прямой перевод дефиниции. После сравнения обеих версий перевода и согласования с диссертантом создавалась объединенная выверенная версия 1. На 2-м этапе третьим переводчиком — носителем оригинального языка проводился перевод выверенной версии 1 на исходный язык. Одним из условий обратного перевода являлось отсутствие доступа у переводчика к оригинальной версии определения. В результате были созданы окончательные версии перевода представленных дефиниций на русский язык.
Для определения понятийно-категориального аппарата термина «социальная педиатрия» использовался метод интерпретативного контент-анализа. В разработанную матричную таблицу контент-анализа были внесены основные категории, зафиксированные в определениях социальной педиатрии, а также слова и фразы, их обозначающие.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения зарубежных источников было зафиксировано 86 определений термина «социальная педиатрия», однако в окончательный анализ мы не включали близкие по смыслу дефиниции. Так, например, во многих странах Европы, где значительно влияние !8БОР термин рассматривается в сходных определениях в соответствии с основными представлениями, существующими в профессиональном сообществе. В результате, в окончательный анализ были включены 18 дефиниций изучаемого понятия, фигурирующих в иностранных источниках, и 6 — в отечественных (табл.).
В разработанную матричную таблицу контент-анализа были внесены основные категории, зафиксированные в определениях социальной педиатрии, слова и фразы, их обозначающие, проранжированные по частоте их употребления. Приглашенными экспертами выделенные категории проранжированы по степени их важности для определения понятия «социальная педиатрия» (см. табл.).
Для оценки разработанного понятийно-категориального аппарата были приглашены 48 экспертов, сфера интересов которых — социальные аспекты здравоохранения детского населения. Экспертам было предложено проранжировать выделенные категории по степени их важности для определения понятия «социальная педиатрия» (где I — сама значимая характеристика).
На основании проведенного анализа разработано собственное определение социальной педиатрии, основанное на представленном понятийно-категориальном аппарате и оценках экспертов.
ОБСУЖДЕНИЕ
Характеристика материала
В системе PubMed самая ранняя публикация, посвященная аспектам социальной педиатрии, относится к 1945 г., затем, с 1950 г., происходит увеличение числа таких работ.
На рис. представлено распределение количества научных публикаций, содержащих словосочетание «social pediatrics/paediatrics» в заголовке и/или в реферате, по годам опубликования.
Самая ранняя публикация по социальной педиатрии, зафиксированная в PubMed, принадлежит шведскому автору U. Hjarne [7] и в переводе на русский язык звучит как «Инструкция по социальной педиатрии». Публикация эта является в некотором смысле концептуальной. Во-первых, многие посылы автора до сих пор остаются актуальными и способствуют общим представлениям относительно самого понятия «социальная педиатрия»,
р
о
R
и
р
т
а и
и е
с
ос
а
X
J
л а
о о
Natalia V. Ustinova
Scientific Center of Children Health, Moscow, Russian Federation
Definitions and Explication of the "Social Pediatrics" Concept: Results of the Terminological Analysis
Objective: Our aim was to clarify and standardize the definitions of the term "social pediatrics." Methods: Terminological analysis, functional interpretative content analysis and method of expert assessments. Results: We found 86 definitions of the term "social pediatrics" in the Russian and foreign scientific sources (1939 to 2015). The earliest publication (1945) on social pediatrics was found in the PubMed database. After excluding duplicate and similar definitions, 24 logical definitions were included in the final analysis. Between 1970 and 1979, the highest number of foreign publications related to social pediatrics (PubMed) was found giving the grounds for considering this period the time of the official development of social pediatrics as a branch of science and practice abroad. Discussion: The definitions under the study compose a picture of a broader interpretation of the term "social pediatrics" in Europe, including different children healthcare levels (state, public, individual), while, for example, in Canada, the emphasis shifts towards a purely practical sphere — primary medical care with social pediatrics applied to vulnerable groups of children. Content analysis identified the main categories of social pediatrics in the presented definitions that were recorded in the developed matrix table. Conclusion: Based on the conceptual and categorical apparatus of social pediatrics, including a "holistic approach to healthcare," "social determinants of children's health," "preventive component," "children in difficult circumstances of life," "multidisciplinary approach/interagency cooperation," "system approach (to the organization of healthcare)," "health support," "psychosocial support," and "rights of the child," we introduced our own definition of social pediatrics. Preventive component of social pediatrics is recognized as one of the most important features according to both the content analysis and experts.
Key words: social pediatrics, terminological analysis, content analysis, conceptual and categorical apparatus, children's healthcare, social determinants of health.
338
(For citation: Ustinova Natalia V. Definitions and Explication of the "Social Pediatrics" Concept: Terminological Analysis. Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2016; 15 (4): 337-343. doi: 10.15690/vsp.v15i4.1583)
Таблица. Ранговая таблица понятийно-категориального аппарата термина «социальная педиатрия» (результаты контент-анализа и экспертных оценок)
Категория Слова,словосочетания Ранговое распределение (количество раз, употребляемое в тексте) Ранговое распределение (экспертное мнение, n = 48)*
Холистический подход к обеспечению здоровья Целостный подход; системный; комплексный; совокупность мер; интегрирует; глобальный I (21) III
Социальные детерминанты здоровья Социальные факторы; модель Лалонда; воздействие среды; экосистема; социальные причины; социальные потребности; социальные реалии; условия; психосоциальные факторы; внешняя среда II (19) I
Профилактическая составляющая Профилактика, предупреждение патологии; превентивная медицина III (17) IV
Дети группы риска Неблагоприятное положение; инвалиды; дети с ограниченными возможностями; дети мигрантов; маргинальные слои; уязвимые группы населения; дети с хроническими заболеваниями; дети, родители которых страдают наркоманией, алкоголизмом; неимущие; социально изолированные; дети в трудной жизненной ситуации IV (15) II
Мультидисциплинарный подход / межведомственное взаимодействие Интердисциплинарный; медико-социальная помощь; междисциплинарный; разносторонняя помощь; междупрофильные методики; работа в команде; межведомственный подход V (14) V
Системный подход (к организации медицинской помощи) Система охраны здоровья; система медико-санитарной помощи; разработка мероприятий; организация помощи VI (11) VI
Обеспечение здоровья Здоровье; физическое здоровье; психическое здоровье; нарушение здоровья; охрана здоровья; состояние здоровья; управление здоровьем; хронические нарушения здоровья VII (9) VIII
Психосоциальная помощь Социально-психологическая помощь; социальная помощь, психологическая помощь VIII (8) VII
Права ребенка Почувствовать себя равным; обеспечение прав; права детей IX (5) IX
LO И
(О и о
CN
Q.
5
ч
ш
Примечание. * — коэффициент конкордации (W) 0,853.
а во-вторых, лекционный характер статьи последовательно определяет основные содержания изучаемого вопроса. И хотя в работе не приводится определения социальной педиатрии, в ней выделены основные темы, которые автор, в то время доцент университета г. Упсала (Швеция), относит к этой области знаний.
В 50-70-е гг. происходит осмысление и формирование концепции социальной педиатрии, чему посвящено большое количество работ авторов из разных стран. В этот период статьи о социальной педиатрии носят преимущественно общий характер, соответствующий целостному подходу к проблеме здоровья детей.
На рис. наглядно показано, что наибольшее количество публикаций зафиксировано с 1970 по 1979 г. Следует добавить, что именно в это время (1977 г.) было создано Европейское (ныне Международное — ISSOP) общество социальной педиатрии (European Society for Social Pediatrics, ESSOP).
Снижение числа публикаций после указанного периода отражает не утрату интереса к социальной педиатрии, а смещение акцента на выяснение частных вопросов здоровья детей без использования самого термина. В это время активно обсуждаются проблемы вакцинации, школьной медицины, грудного вскармливания,
избыточного веса и прочие аспекты социальной педиатрии. Значительная часть работ посвящается медико-организационным вопросам интердисциплинарной помощи детскому населению. Особое место занимают публикации, посвященные преподаванию социальной педиатрии.
Рис. Распределение количества научных публикаций, содержащих словосочетание «social pediatrics/paediatrics» в заголовке и/или реферате, по годам (в системе PubMed)
ш
Р
Ш О
и
и о
Р
с о ей
339
n a x о о a n a и n oc
n
M
a о
R S
a
H
n s ч
V с oc n
X
J ^
n
о о
Взгляд на социальную педиатрию в мировых
публикациях
ISSOP. Определение ISSOP предполагает холистический подход к здоровью детей с учетом возрастных и экологических аспектов их жизнедеятельности, микросоциального окружения, особенностей системы здравоохранения и прочих условий: «Социальная педиатрия — это глобальная, целостная и междисциплинарная стратегия в области охраны здоровья детей. Она рассматривает здоровье ребенка в контексте общества, окружающей среды, школы, семьи; интегрирует физические, психические и социальные аспекты здоровья и развития детей; объединяет лечение, профилактику, укрепление здоровья и повышение качества жизни детского населения. Социальная педиатрия действует в трех направлениях — социальные причины нарушений здоровья детей, нарушения здоровья детей с социальными последствиями и организация медицинской помощи детям в обществе — и охватывает четыре уровня охраны здоровья — клиническую педиатрию, укрепление здоровья, профилактику заболеваний и реабилитацию» [8, 9].
Полученные в рамках интернет-опроса ответы позволили установить, что дефиниции социальной педиатрии, предложенные ISSOP, принимаются его членами — специалистами в сфере охраны детского здоровья разных стран — за основу.
Бразилия. Среди прочих привлекает внимание статья бразильского автора Е. Marcondes [10]. Он рассматривает социальную педиатрию в качестве одного из пяти разделов педиатрии в целом (профилактический уход, клиническая педиатрия, детская хирургия, неонатоло-гия и социальная педиатрия). Цели социальной педиатрии — это уменьшение риска младенческой смертности и детской заболеваемости, организация мер по укреплению здоровья детей. Социального педиатра автор представляет как врача, «обеспечивающего социальные потребности» ребенка, указывая, что, кроме известных личностных характеристик, такой специалист должен иметь базовую подготовку по смежным дисциплинам (эпидемиологии, антропологии, демографии и др.) [10]. Цель социальной педиатрии заключается в изучении и охране здоровья ребенка с учетом данных экологических, психологических, экономических, социальных и культурных факторов, которые влияют на ребенка и его семью и могут приводить к развитию заболеваний. Также автор указывает, что социальная педиатрия — это работа в команде, включающей специалистов разного профиля (мультидисциплинарная команда).
Педиатр A. N. Marques [11] поставил знак равенства между «социальной педиатрией» и «охраной здоровья матери и ребенка», рассматривая их в качестве базовых сегментов педиатрии. По его мнению, актуальность социальной медицины в целом и социальной педиатрии в частности обозначились после Второй мировой войны в связи с осознанием социальных и национальных неравенств и необходимости формирования государственной системы медико-социальной помощи в интересах отдельных лиц и экономически нежизнеспособных общин.
Великобритания, Франция, Греция. Авторы из Великобритании [12] в своей дискуссионной статье пришли к выводу, что социальная педиатрия — это «образ мышления» и «подход» к охране здоровья детей», нежели раздел педиатрии как таковой. Их французские коллеги [13] полностью разделили такую точку зрения, подчерк-
нув, что употребляют термин «социальная педиатрия» не в качестве отдельной субспециальности, а как важный аспект развития и здоровья ребенка. E. Petridon из Греции [14] считает социальную педиатрию научной дисциплиной, объект изучения которой — дети в неблагоприятной жизненной ситуации.
Нидерланды. По мнению исследователей из Нидерландов [15], основой социальной педиатрии является изучение влияния социальных факторов на здоровье ребенка.
Канада. В Канаде активное продвижение принципов социальной педиатрии в сочетании с формированием новой генерации педиатров, прошедших обучение по специальным программам, способствовало появлению большого числа работ, посвященных этим вопросам. В результате стали обсуждаться дополнительные дефиниции социальной педиатрии, раскрывающие разнообразные стороны этого понятия.
Одним из основоположников социальной педиатрии в Канаде признается доктор Жиль Жулиен (Dr. Gilles Julien), который рассматривает социальную и общинную (муниципальную) педиатрию как единое целое, способствующее социальной интеграции, обеспечению прав детей и снижению влияния неблагоприятных условий жизни. Доктор Жулиен привлекает особое внимание к семьям групп риска, указывает на необходимость междисциплинарного и межсекторального взаимодействия. Целью социального педиатра, считает канадский исследователь, является разработка локальной системы интегрированных мероприятий по охране здоровья, которые включают профилактику, лечение и/или реабилитацию. Ключевые компоненты их работы — активное выявление детей «группы риска», максимально раннее вмешательство, интенсивная поддержка в трудные периоды жизни для детей и их семей, предотвращение жестокого обращения с детьми и школьной неуспеваемости, обусловленной социальными причинами [16].
Директор факультатива по социальной педиатрии крупной детской больницы Торонто (Канада) доктор Ли Форд-Джонс точкой приложения социальной педиатрии считает здоровье детей-мигрантов и членов их семей, а также других уязвимых групп населения [17]. По ее мнению, социальная педиатрия определяется как вид помощи неимущим, социально изолированным детям и семьям. Другие представители Канады [18] в определении принципов социальной педиатрии основной акцент ставят на практических навыках, таких как установление доверительных взаимоотношений с семьей, обеспечение доступности помощи и расширение возможностей и прав пациентов и их родителей.
Представим еще одно определение канадских специалистов [19], в котором указывается, что социальная педиатрия является инновационной медицинской стратегией, выходящей за рамки как традиционной медицины, так и деятельности социальных служб. Объектом социальной педиатрии они считают детей c риском развития хронических нарушений здоровья и их семьи.
Украина. Одно из самых развернутых определений изучаемого предмета дают украинские коллеги [20]. Оно включает оценку различных аспектов жизни ребенка — условий его развития, состояния здоровья в связи с социальными, психологическими и биологическими факторами, а также изменениями окружающей среды. Исследуются вопросы организации системы охраны здоровья ребенка, системы образования и социальной
340
защиты. Акцентируется внимание на интердисциплинарном подходе с использованием широкого спектра междупрофильных методик по различным вопросам педиатрии, эпидемиологии, психологии с психологией развития, неврологии с неврологией развития, психиатрии, наркологии и экономики здоровья.
Показательно определение целей социальной педиатрии доктором В. Ю. Мартынюком [21], которое затрагивает вопросы равенства в обществе, отношения к инвалидам, уровень развития государственной системы.
Германия. В Германии термин «социальная педиатрия» распространен довольно широко, по всей стране располагаются Центры социальной педиатрии [22]. Сфера их деятельности в большей степени совпадает с российскими реабилитационными центрами, т. е. в первую очередь сосредоточена на предоставлении помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями. В определении, представленном немецкими педиатрами, выделяются два аспекта — изучение воздействия окружающей среды (в широком смысле слова) на здоровье и развитие детей и подростков и использование междисциплинарного подхода.
Россия. Изучению дефиниций социальной педиатрии, ее места в современной отечественной науке и практике посвящены труды Н. Г. Веселова, В. Ю. Альбицкого, В. И. Орла, Т. И. Стуколовой, Л. П. Чичерина и др.
Профессор Н. Г. Веселов считал, что социальная педиатрия возникла на стыке социальной гигиены и педиатрии, рассматривал ее как отрасль (составную часть) педиатрии, которая «изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению» [23].
В 1992 г. в рецензии на монографию «Социальная педиатрия. Актуальные проблемы» профессор В. Ю. Аль-бицкий указывал на необходимость стандартизации понятия «социальная педиатрия» как научной дисциплины и предмета преподавания. В этой же рецензии он подверг сомнению высказывание, что социальная профилактика должна быть предметом изучения социальной педиатрии [4].
Сам В. Ю. Альбицкий в предложенных им определениях социальной педиатрии на первое место выдвигает ее научную составляющую: «Социальная педиатрия изучает «...» комплекс факторов», подчеркивая ее социальную и организационную направленность, при этом клиническая (практическая) функция представлена в меньшей степени [4]. Однако в последующие годы (2012, 2013) в определении появляется фраза о том, что социальная педиатрия интегрирует профилактические и лечебные начала. Профессор В. Ю. Альбицкий акцентирует внимание на том, что объектом социальной педиатрии в первую очередь выступают «дети в трудной жизненной ситуации и с ограниченными возможностями», а ее основными сферами практического действия он считает медико-социальную помощь, профилактику и реабилитацию [4].
Профессор кафедры госпитальной педиатрии, известный российский педиатр Н. П. Шабалов в своем учебнике «Детские болезни» [24] выделяет научную, клиническую, профилактическую, социальную и экологическую педиатрию. Тем самым автор придерживается мнения, что социальная педиатрия является самостоятельным разделом всей педиатрии. Ученым определены оптимальная организация управления здравоохранением,
включая экономику и планирование отрасли, а также влияние социальных факторов на здоровье детей; практика медицинской помощи, проведения профилактических мероприятий, взаимоотношений между медиками и общественными организациями, фондами; медицинское образование и воспитание населения.
Возглавивший после Н. Г. Веселова кафедру социальной педиатрии и организации здравоохранения Санкт-Петербургской педиатрической академии его ученик профессор В. И. Орел совместно с Т. И. Стуколовой — заведующей кафедрой социальной педиатрии в Национальном медико-хирургическом центре им. Н. И. Пирогова — предложили свое определение рассматриваемой дефиниции: «Социальная педиатрия изучает влияние социальной реальности на здоровье человека в период его детства и последствия этого влияния для человека и общества» [25]. Кроме этого, авторы определили изучаемый предмет как «теорию и практику познания, регулирования и реализации медико-социальных потребностей ребенка на различных этапах его развития. Результатом этой направленной деятельности является приобретение индивидом «эталона здоровья».
Профессором Л. П. Чичериным высказано мнение, что трактовка социальной педиатрии подразумевала практически все то, что обозначается понятием «охрана здоровья» (детей), имея в виду «совокупность мер политического, экономического, правого, социального, научного, медицинского, образовательного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья» [26].
В меньшей степени рассматриваются в отечественных дефинициях такие вопросы, как использование принципов и подходов социальной педиатрии врачами-педиатрами первичного звена здравоохранения при взаимодействии с пациентом и его окружением (семьей, школой, жизненной средой обитания).
Контент-анализ
В целях обоснования дефиниций термина «социальная педиатрия» был проведен контент-анализ 24 текстов относительно устойчивых смысловых определений (см. табл.).
Исследуя словосочетание «социальная педиатрия» в отечественных (6) и зарубежных (18) публикациях, мы пришли к выводу, что, если и не существует общепринятого значения этого термина, можно сформировать его понятийно-категориальный аппарат, что позволит избегать затруднений в профессиональном общении как внутри страны, так и на международном уровне.
Из представленных определений складывается картина более широкой трактовки термина «социальная педиатрия» в Европе (благодаря различным уровням охраны здоровья детей — государственному, общинному, индивидуальному), в то время как, например, в Канаде акцент смещается в сторону первичной медицинской помощи, использующей подходы социальной педиатрии в отношении уязвимых категорий детского населения.
Позволим себе высказать гипотезу формирования таких взглядов на изучаемый предмет. Для этого обратимся к истории. Один из идеологов создания ^БОР шведский профессор Леннарт Кехлер, является специалистом в области общественного здоровья и здравоохранения. В этой связи представляется показатель-
5 1
(О
1
о
2
Р
5
ч
ш
ш
Р
Ш О
С С
О
Р
с о ей
341
а р
X
о о со
а р
и
п ос
а
м
р
о
R
и
р
т
а и
и е
с
ос
а
X
J
л а
о о
ным факт того, что возглавляемый им отдел социальной педиатрии в Гетеборгском университете в 2012 г. был переименован в отдел детского общественного здоровья и здравоохранения.
В Канаде активно занимался развитием и продвижением «социально-педиатрического подхода» уже упомянутый нами ранее педиатр первичного звена доктор Ж. Жулиен, возможно, поэтому так часто встречается совместное использование терминов «социальная» и «муниципальная» педиатрия (social and community pediatrics). Таким образом, подчеркивается «прикладной» характер термина, используемого непосредственно в первичном детском здравоохранении.
В итоге можно говорить о двух направлениях канадской системы — социальной педиатрии как области детского общественного здравоохранения и социальной педиатрии как стратегии практической деятельности, преимущественно в первичном звене здравоохранения. В то же время не приходится думать о разнонаправлен-ности или противопоставлении одного другому. Скорее, будет правильнее говорить о разных уровнях приложения стратегий социальной педиатрии.
В связи с особенностями формирования научной школы социальной педиатрии в России (первая кафедра, созданная Н. Г. Веселовым, по сути, являлась кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения и обучала в основном организаторов здравоохранения) в полной мере не были задействованы основные «носители» социально-педиатрического подхода — педиатры первичного звена здравоохранения (врачи педиатры участковые).
Результаты интерпретативного контент-анализа позволяют сделать заключение о том, что социальная педиатрия предполагает холистический подход к детскому здоровью, что находит отражение в большинстве представленных определений. Опираясь на метафизику Аристотеля («целое больше, чем сумма его частей»), холистическая парадигма предполагает совокупное, глобальное восприятие здоровья детей, а не просто учет тех или иных показателей или характеристик.
Значительное количество дефиниций сосредоточено на комплексе социальных факторов, обусловливающих здоровье детей. Для обозначения этих факторов используются различные слова и словосочетания (см. табл.): «экосистема», «внешняя среда», «условия жизни», «медико-социальные факторы» и др. В то же время все определения объединяет попытка включить любые возможные причины, влияющие на развитие, рост, здоровье, благополучие и качество жизни ребенка.
Важность профилактической направленности социальной педиатрии находит свое отражении в большинстве определений.
Особое внимание обращается на детей групп риска: находящихся в неблагоприятных условиях (экономических, семейных, социальных), а также детей с ограниченными возможностями и инвалидов, имеющих риски нарушения развития или формирования хронической патологии.
Категория «мультидисциплинарный подход/межведомственное взаимодействие» предусматривает объединение специалистов не только медицинского, но и психолого-педагогического профиля, а также всех тех, кто участвует в защите жизни и здоровья детского населения (службы опеки и попечительства, омбудсмены, органы власти и пр.), и рассматривается одной из основных составляющих частей социально-педиатрического подхода к сохранению здоровья.
В большинстве определений социальная педиатрия рассматривается как многоосевая структура, включающая как различные уровни (глобальный, общественный, индивидуальный), так и различные области (здравоохранение, семья, образование, социальная защита) и сферы (биологическая, физическая, психологическая, экологическая, социальная, коммуникативная) жизни и здоровья детей и подростков. Тем самым определяется системный характер социальной педиатрии.
Другой важной характеристикой социальной педиатрии является ее организационная составляющая, предполагающая особые формы организации деятельности по охране детского здоровья. В то же время подчеркивается, что главная цель социальной педиатрии — это сохранение здоровья детей (обеспечение здоровья) в контексте биопсихосоциальной модели. Тем самым разграничивается сфера ответственности самой социальной педиатрии и, например, социальной помощи или социальной педагогики.
Оценки экспертов по большинству категорий совпадают с распределением на основании контент-анализа. Тем не менее следует обратить внимание на следующие отличия. Отечественные эксперты наиболее значимыми характеристиками социальной педиатрии считают социальные детерминанты здоровья и особое внимание к детям из групп социального риска. А по результатам контент-анализа дефиниций и экспликаций термина «социальная педиатрия», большинство из которых — зарубежные, 1-е ранговое место занимает холистический подход к здоровью. Можно предположить, что в отечественных научных кругах наблюдается «недооценка» социальной педиатрии, которая воспринимается только как особый подход при оказании медицинской помощи в условиях социального неблагополучия ребенка, а не как целостный системный многоуровневый подход к охране здоровья детского населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного контент-анализа показано, что в настоящее время существуют общие основания для определения социальной педиатрии.
Разработан категориальный аппарат понятия, в который вошли следующие характеристики социальной педиатрии: «холистический подход к охране здоровья», «социальные детерминанты здоровья детей», «профилактическая составляющая», «дети в неблагоприятных условиях жизни», «мультидисциплинарный подход/межведомственное взаимодействие», «системный подход (к организации медицинской помощи)», «обеспечение здоровья», «психосоциальная помощь», «права ребенка».
На основании сформированного категориального аппарата автором исследования Н. В. Устиновой предложено следующее собственное определение: «Социальная педиатрия рассматривается как стратегия (концепция) целостного подхода к сохранению жизни, улучшению ее качества и обеспечению здоровья детей и подростков, подвергающихся неблагоприятным социальным детерминантам или имеющих потенциальный риск такого воздействия, через реализацию комплексных мероприятий мультипрофессио-нальной деятельности медицинской, социальной, психологической и правовой направленности на индивидуальном, национальном и глобальном уровнях».
Таким образом, благодаря анализу определений термина «социальная педиатрия» в отечественных и зарубежных публикациях следует говорить о двух сферах социальной педиатрии:
342
1) социальной педиатрии как системы общественной охраны здоровья детского населения;
2) социальной педиатрии как утилитарной стратегии практической помощи в первичном звене общественного здравоохранения.
Важно, что профилактическая составляющая социальной педиатрии признается одной из важных характеристик как в результате контент-анализа, так и по оценкам экспертов.
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ
Не указан.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
ORCID
Н.В. Устинова http://orcid.org/0000-0002-3167-082X
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макарихина О.А. Анализ и моделирование понятийной структуры терминов социально-гуманитарных наук на примере термина «этнос»: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — Н. Новгород; 2007. — 142 с. [Makarikhina OA. Analiz i modelirovanie ponyatiinoi struktury terminov sotsial'no-gumanitarnykh nauk na primere termina «etnos». [dissertation abstract] N. Novgorod; 2007. 142 p. (In Russ).]
2. Сифоров В.И., Чаковский А.З. Терминологическая деятельность в АН СССР // Вестник Академии наук СССР. — 1989. — № 3. — С. 94-100. [Siforov VI, Chakovskii AZ. Terminologicheskaya deyatel'nost' v AN SSSR. Vestnik Akademii nauk SSSR. 1989;(3): 94-100. (In Russ).]
3. Титова Е.В. Терминологический анализ как метод и задача исследования. Письма в Эмиссия. Оффлайн. — 2010. — № 6 — С. 1425. [^tova EV. Terminological analysis as a method and purpose of the research. The Emissia. Offline Letters. 2010;(6):1425. (In Russ).] Доступно по: http://www.emissia.org/offline/2010/ 1425.htm. Ссылка активна на 15.12.2015.
4. Альбицкий В.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. — М.: Союз педиатров России; 2011. — 24 с. [Al'bitskii VYu. Sotsial'naya pediatriya kak oblast1 nauchnogo znaniya, sfera prakticheskogo deistviya i predmet prepodavaniya. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2011. 24 p. (In Russ).]
5. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. Учебное пособие. — М.: Академия; 2008. — 304 с. [Grinev-Grinevich CV. Termino-vedenie. Uchebnoe posobie. Moscow: Akademiya; 2008. 304 p. (In Russ).]
6. essop.org [Internet]. ISSOP e-bulletin [cited 2015 Dec 15]. Available from: http://www.essop.org.
7. Hjarne U. Instruction in social pediatrics. Acta Paediatr. 1945;32(3-4):444-453. doi: 10.1111/j.1651-2227.1945. tb16838.x.
8. Spencer N, Colomer C, Alperstein G, et al. Social paediatrics. J Epidemiol Community Health. 2005;59(2):106-108. doi: 10.1136/ jech.2003.017681.
9. Lindstrom B, Spencer N. Social paediatrics. Oxford: Oxford University Press; 1995. 174 р.
10. Marcondes E. Pediatria: Doutrinae Acao. Sao Paulo: Sarvier; 1973. 398 p.
11. Marques A.N. Conceitos e objetivos da pediatria social. In: Pediatria Social: Teoria e Pratica. Ed by A.N. Marques. Rio de Janeiro: Cultura Medica Ltda; 1986. p. 1-9.
12. Fred JW, Miller RJH. Social pediatrics: aspect or attitude? Pediatrics. 1978;61(1):99.
13. Manciaux M, Berenberg SR, Masse NP The International Children's Centre: an experience in teaching social pediatrics. Pediatrics. 1978;61(1):1-4.
14. Petridou E. Social pediatrics: the essence and the vision. Soz Praventivmed. 1992;37(1):1-2. doi: 10.1007/bf01369094.
15. nvk.nl [Internet]. De NVK. Documenten [cited 2015 Aug 15]. Available from: http://www.nvk.nl/DeNVK/Documenten.aspx? EntryId=1952. Ссылка активна на 15.08.2015.
16. fondationdrjulien.org [Internet]. Fondation du Dr Julien [cited 2015 Dec 15] Доступно по: http://www.fondationdrjulien.org.
17. Health Council of Canada. healthcouncilcanada.blogspot.ru [Internet]. Social pediatrics in Saskatoon: more than medicine [updated 2012 Mar 21; cited 2015 Dec 15]. Available from: http:// healthcouncilcanada.blogspot.com/2012/03/social-pediatrics-in-saskatoon-more.html.
18. Wong ST, Lynam MJ, Khan KB, et al. The social paediatrics initiative: a RICHER model of primary health care for at risk children and their families. BMC Pediatr. 2012;12(1):158. doi: 10.1186/1471-2431-12-158.
19. Daneman D, Kellner J, Bernstein M, et al. Social paediatrics: From 'lip service' to the health and well-being of Canada's children and youth. Paediatr Child Health. 2013;18(7):351-352.
20. Мартынюк В.Ю., Майструк О.А. Клинические рекомендации к стандартам медико-социальной реабилитации детей с органическим поражением нервной системы // Комплексная реабилитация больных и инвалидов. — 2008. — № 2-3. — С. 57-62. [Martynyuk VYu, Maistruk OA. Klinicheskie rekomendatsii k standartam mediko-sotsial'noi reabilitatsii detei s organicheskim porazheniem nervnoi sistemy. Kompleksnaya reabilitatsiya bol'nykh i invalidov. 2008;(2-3):57-62. (In Russ).]
21. for-ua.com [интернет]. Мартынюк В.Ю. Медики: Социальная педиатрия поможет детям-инвалидам поправить здоровье и адаптироваться к жизни в обществе. [Martynyuk VYu. Mediki: Sotsial'naya pediatriya pomozhet detyam-invalidam popravit' zdorov'e i adaptirovat'sya k zhizni v obshchestve. (In Russ).] Доступно по: http://for-ua.com/ukraine/2013/01/30/171205. html. Ссылка активна на 15.12.2015.
22. Schlack H, Kries R. Ute Thyen. Rudiger von Kries: Sozialpadiatrie: eine Standortbestimmung. Sozialpadiatrie. Gesundheitswissenschaft und padiatrischer Alltag. Berlin: Springer; 2009. p. 2-8.
23. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. — СПб.: Ривьера; 1996. — 394 с. [Veselov NG. Sotsial!naya pediatriya. St. Petersburg: Riv'era; 1996. 394 p. (In Russ).]
24. Шабалов Н.П. Детские болезни. Учебник для вузов. — СПб.: Питер; 2011. — 928 с. [Shabalov NP. Detskie bolezni. Uchebnik dlya vuzov. St. Petersburg: Piter; 2011. 928 p. (In Russ).]
25. Орел В.И., Стуколова Т.И., Грандилевская О.Л. и др. Частные проблемы социальной педиатрии. — СПб.; 2003. 216 с. [Orel VI, Stukolova TI, Grandilevskaya OL, et al. Chastnye problemy sotsial'noi pediatrii. St. Petersburg; 2003. 216 p. (In Russ).]
26. Чичерин Л.П. Пути дальнейшего развития и внедрения принципов социальной педиатрии // Российский педиатрический журнал. 2013. — № 6. — С. 28-30. [Chicherin LP The further development and implementation principles of Social Pediatrics. Rossiiskii pediatricheskiizhurnal. 2013;(6):28-30. (In Russ).]
5 1
6 1 0 2
Q.
5
ч
ш
Ш Q.
CÜ О и
и о
Q.
с о
Ш
343