Научная статья на тему 'Зарубежный опыт медико-социального сопровождения детского населения (обзор)'

Зарубежный опыт медико-социального сопровождения детского населения (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
415
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COЦИAЛЬНAЯ ПЕДИАТРИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДИАТР / ОБУЧЕНИЕ ПЕДИАТРОВ / МEДИКO-COЦИAЛЬНОЕ COПPOВOЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ И МЕЖСЕКТОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL PEDIATRICS / SOCIAL PEDIATRICIAN / EDUCATION / MEDICAL SOCIAL MONITORING / CHILDREN POPULATION / MULTIDISCIPLINARY AND INTER-SECTORAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фаррахов А. З., Альбицкий В. Ю., Устинова Наталия Вячеславовна, Шавалиев Р. Ф.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с развитием социальной педиатрии (СП) за рубежом, определяется актуальность ее подходов для эффективной охраны здоровья детского населения в современном обществе. В связи с возрастанием влияния социально-психологических проблем на здоровье детского населения происходит осознание необходимости широкого внедрения подходов и принципов СП. Университеты Европы, США и Канады, Индии, Австралии и других стран преподают СП, функционируют общества, фонды, центры, учреждения СП, издаются специальные журналы. Значительные успехи в области преподавания СП педиатрам отмечены в медицинском колледже в Монтефиоре (Южный Бронкс, Нью-Йорк), где в 1970 г. введена 3-годичная резидентура по СП. Еще одно ведущее педиатрическое учреждение, занимающееся продвижением СП, Университет Мак-Гилл (Монреаль, Квебек), где в 2006 г. создана 2-годичная программа обучения СП, цель которой создание нового кадрового потенциала педиатров ("социальных педиатров"). Популяризация подходов СП во многом определяется усилиями Международного общества СП (ISSOP), созданного в 1977 г. Предложенные ISSOP дефиниции СП позволили определить основные характеристики ее подходов: мультидисциплинарность (работа в команде со специалистами разного профиля: медицинскими работниками, психологами, педагогами, социальными работниками) и межсекторальность (взаимодействие со школой, властными структурами, муниципальными образованиями и др.). В качестве иллюстрации эффективного применения подходов СП на практике в статье приводится опыт канадских педиатров. Таким образом, медицинское сопровождение детского населения с учетом психосоциальных факторов, основанное на принципах и подходах СП, признается необходимым (центральным) элементом системы охраны здоровья детского населения развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фаррахов А. З., Альбицкий В. Ю., Устинова Наталия Вячеславовна, Шавалиев Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foreign experience of medical social monitoring of children population: A review

The article considers issues related to development of social pediatrics abroad and determines actuality of its approaches for effective health protection of children population in modern society. The awareness of necessity of wide-spread implementation of approaches and principles of social pediatrics occurs because of increased impact of social psychological problems on health of children population. The universities of Europe, USA and Canada, India, Australia and many other countries are teaching social pediatrics. The societies, foundations, centers, institutions of social pediatrics function and specialized journals are published. The significant achievements in the field of education of social pediatrics to pediatricians are noted in the medical college in Montefiore (South Bronx, New York) were three-years residency on social pediatrics was organized in 1970. The Mac Gill University (Montreal, Canada) is yet one organization involved into advancement of social pediatrics. In this university a two-year educational program on social pediatrics was organized in 2006 to develop new manpower potential of pediatricians (“socialpediatricians”). The popularization of approaches of social pediatrics is determined mainly by efforts of the International society of social pediatrics (ISSOP) organized in 1977. The definitions of social pediatrics proposed by ISSOP permitted to determine main characteristics of its approaches: multidisciplinarity (team work with specialists of different profiles medical workers, psychologists, pedagogues, social workers) and intersectorality (interaction with school, administration structures, municipalities, etc.). The article presents as a practical example of effective application of approaches of social pediatrics experience of Canadian pediatricians. Therefore, medical monitoring of children population with consideration for psycho-social factors based on principles and approaches of social pediatrics is acknowledged as a necessary (central) element of system of protection of health of children population in economically developed countries.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт медико-социального сопровождения детского населения (обзор)»

За рубежом

© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:616-053.2-058

Фаррахов А.З.1, Альбицкий В.Ю.2, Устинова Н.В.2, Шавалиев Р.Ф.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ (ОБЗОР)

1Минздрав России, 127994, Москва, Россия; 2ФБГУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Россия; 3ГАУЗ Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан, 420138, Казань, Россия

В статье обсуждаются вопросы, связанные с развитием социальной педиатрии (СП) за рубежом, определяется актуальность ее подходов для эффективной охраны здоровья детского населения в современном обществе. В связи с возрастанием влияния социально-психологических проблем на здоровье детского населения происходит осознание необходимости широкого внедрения подходов и принципов СП. Университеты Европы, США и Канады, Индии, Австралии и других стран преподают СП, функционируют общества, фонды, центры, учреждения СП, издаются специальные журналы. Значительные успехи в области преподавания СП педиатрам отмечены в медицинском колледже в Монтефиоре (Южный Бронкс, Нью-Йорк), где в 1970 г. введена 3-годичная резидентура по СП. Еще одно ведущее педиатрическое учреждение, занимающееся продвижением СП, — Университет Мак-Гилл (Монреаль, Квебек), где в 2006 г. создана 2-годичная программа обучения СП, цель которой — создание нового кадрового потенциала педиатров ("социальных педиатров"). Популяризация подходов СП во многом определяется усилиями Международного общества СП (ISSOP), созданного в 1977 г. Предложенные ISSOP дефиниции СП позволили определить основные характеристики ее подходов: мультидисциплинарность (работа в команде со специалистами разного профиля: медицинскими работниками, психологами, педагогами, социальными работниками) и межсекторальность (взаимодействие со школой, властными структурами, муниципальными образованиями и др.). В качестве иллюстрации эффективного применения подходов СП на практике в статье приводится опыт канадских педиатров. Таким образом, медицинское сопровождение детского населения с учетом психосоциальных факторов, основанное на принципах и подходах СП, признается необходимым (центральным) элементом системы охраны здоровья детского населения развитых стран.

Ключевые слова: социальная педиатрия; социальный педиатр; обучение педиатров; медико-социальное сопровождение детского населения; мультидисциплинарный и межсекторальный подход.

FarrahovA.Z.1, Albitskii V.Yu.2, UstinovaN.V.2, ShavalievR.F.3 THE FOREIGN EXPERIENCE OF MEDICAL SOCIAL MONITORING OF CHILDREN POPULATION: A REVIEW 'Minzdrav of Russia, 127994, Moscow, Russia; 2The research center of children health, 119991, Moscow, Russia;

3The Republican children hospital of Minzdrav of the Republic of Tatarstan, 420138, Kazan, Russia

The article considers issues rented to devehpment о/ social pediatrics аЬгоас1 and determines actuality о/ its approaches /or effective health protection о/ children population in modern society. The awareness о/ necessity о/ wide-spread implementation о/ approaches and principles о/ social pediatrics occurs because о/ increased impact о/ social psychological problems on health о/ children population. The universities о/Europe, USA and Canada, India, Australia and many other countries are teaching social pediatrics. The societies, foundations, centers, institutions о/ social pediatrics/unction and specialized journals are published. The significant achievements in the field о/ education о/ social pediatrics to pediatricians are noted in the medical college in Montefiore (South Bronx, New York) were three-years residency on social pediatrics was organized in 1970. The Mac Gill University (Montreal, Canada) is yet one organization involved into advancement о/ social pediatrics. In this university a two-year educational program on social pediatrics was organized in 2006 to develop new manpower potential о/ pediatricians ("socialpediatricians"). The popularization о/ approaches о/ social pediatrics is determined mainly by efforts о/ the International society о/ social pediatrics (ISSOP) organized in 1977. The definitions о/social pediatrics proposed by ISSOP permitted to determine main characteristics o/ its approaches: multidisciplinarity (team work with specialists o/ di//erent profiles — medical workers, psychologists, pedagogues, social workers) and intersectorality (interaction with school, administration structures, municipalities, etc.). The article presents as a practical example o/ e//ective application o/ approaches o/ social pediatrics experience o/ Canadian pediatricians. There/ore, medical monitoring o/ children population with consideration /or psycho-social /actors based on principles and approaches o/ social pediatrics is acknowledged as a necessary (central) element о/system о/protection о/health о/ children population in economically developed countries.

Keywords: social pediatrics; social pediatrician; education; medical social monitoring; children population; multidisciplinary and inter-sectoral approach.

Несмотря на многолетнее признание социально-психологических проблем в области обеспечения здоровья детей и понимания актуальности идеологии социальной педиатрии (СП), внедрение ее подходов в практическую деятельность проходило, да, пожалуй, и продолжает проходить нелегкий путь.

Одной из существенных причин такого положения является то, что в большинстве стран вопросами СП приходилось заниматься врачам общей практики, зача-

стую даже не прошедшим обучения педиатрии. Однако, когда в мире стали происходить серьезные изменения, связанные с появлением новых стран, стиранием границ, миграционными процессами, вопрос о необходимости официального признания и внедрения СП в практику встал как никогда остро [1, 2].

Сейчас СП как область научного знания и практической деятельности широко распространена во многих развитых странах мира. Университеты Европы, США и

Для корреспонденции: Устинова Наталия Вячеславовна, ust-doctor@mail.ru.

Канады, Индии, Австралии и других стран преподают СП, функционируют общества, фонды, центры, учреждения СП, издаются специальные журналы [3].

Популяризация подходов СП во многом определяется усилиями Международного общества СП (ISSOP), созданного в 1977 г. Изначально ISSOP объединяло только европейских профессионалов, потом постепенно расширяло сферы своего влияния и к настоящему моменту его членами являются представители стран Южной и Северной Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии [4]. В 2012 г. в ISSOP вступили российские специалисты.

ISSOP предлагает следующие дефиниции СП: "СП представляет глобальный, целостный и междисциплинарный подход к охране здоровья детей; рассматривает здоровье ребенка в контексте общества, окружающей среды, школы, семьи; интегрирует физические, психические и социальные аспекты здоровья и развития детей; объединяет уход, профилактику, укрепление здоровья и повышение качества жизни детского населения. СП действует в трех направлениях: 1) социальные причины нарушений здоровья детей; 2) нарушения здоровья детей с социальными последствиями; 3) организация медицинской помощи детям в обществе — и охватывает четыре области охраны здоровья детей: клиническую педиатрию, укрепление здоровья, профилактику заболеваний и реабилитацию" [5]. Особо подчеркивается мультидисциплинарный (работа в команде со специалистами разного профиля: медицинскими работниками, психологами, педагогами, социальными работниками) и межсекторальный (взаимодействие со школой, властными структурами, муниципальными образованиями и др.) характер деятельности социального или социально-ориентированного педиатра. Несомненно, для осуществления подобного рода работы необходима особая подготовка.

Так, еще в 1970 г. в медицинском колледже в Монте-фиоре (Южный Бронкс, Нью-Йорк) была введена 3-го-дичная резидентура по СП. Важно отметить, что в этом колледже готовят специалистов-педиатров непосредственно для работы в неблагополучных районах и с контингентом из групп социального риска [6]. Успешность этой инициативы подтверждается более чем 40-летним существованием резидентуры и востребованностью ее выпускников. В Канаде инициативы в области СП также довольно широко распространены. Одно из ведущих учреждений, занимающихся продвижением предмета СП, — Университет Мак-Гилл (Монреаль, Квебек), где в 2006 г. создана 2-годичная программа обучения СП, цель которой — создание нового кадрового потенциала педиатров. Курсы и факультативы СП созданы во многих университетах Европы, что в значительной степени способствует распространению эффективных подходов к охране и укреплению здоровья детского населения.

В качестве иллюстрации приведем пример медико-социального сопровождения детей и подростков в Канаде, где широкое распространение получили идеи СП. Пионером канадской СП признан доктор Жиль Жулиен (Dr. Gilles Julien) [7].

Свою деятельность в качестве педиатра он начал на Коморских островах, затем работал на севере Квебека с семьями эскимосов. Днем занимался своей основной работой — педиатрией, а вечерами подрабатывал радиоведущим, уделяя особое внимание в своих программах вопросам охраны здоровья населения. Через некоторое время доктор Жулиен переехал в Монреаль и работал в муниципальном (общинном) центре здоровья. В свое свободное время он бесплатно посещал на дому мар-гинализированные контингенты, на собственном опыте

убеждаясь в том, что дети из таких семей испытывают серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы, обнаруживают нарушения развития и здоровья. В 1997 г. доктор Жулиен открыл свой первый Центр СП, основные принципы деятельности которого были впоследствии взяты на вооружение специалистами в сфере охраны здоровья детского населения различных областей Канады, а также за ее пределами. В настоящее время доктор курирует два центра в беднейших районах Монреаля. Эти учреждения не являются медицинскими клиниками в традиционном смысле. Конечно, у детей, посещающих центры, встречаются различной степени нарушения здоровья, однако физическое страдание является последствием других не менее серьезных проблем. Например, ребенок с рецидивирующей болью в ухе может спать на полу в холодном помещении; малыш с постоянными болями в животе каждый день отправляется в школу голодным; подросток с синяком под глазом после драки в школе может проявлять агрессию потому, что он является жертвой сексуального насилия.

Социальный педиатр в понимании доктора Жулиена уделяет особое внимание установлению постоянного контакта и доверия с детьми: "Вместо того чтобы ограничить контакты детей с врачами стерильными кабинетами и больницами, социальные педиатры работают в тесном взаимодействии с семьей ребенка в привычных для него условиях" [8]. Подчеркивается всесторонний (комплексный) характер медико-социального сопровождения детского населения с привлечением школьных учителей, социальных работников, полицейских, добровольцев и других специалистов, так или иначе влияющих на жизнь, жизнедеятельность и здоровье детей и подростков.

Целью социального педиатра является разработка локальной системы интегрированных мероприятий по охране здоровья, включающих профилактику, лечение и/или реабилитацию. Ключевыми компонентами работы социального педиатра являются активное выявление детей группы риска; максимально раннее вмешательство; интенсивная поддержка в трудные периоды жизни детей и их семей; предотвращение жестокого обращения с детьми, а также школьной неуспеваемости, обусловленной социальными причинами.

В 2005 г. в Ванкувере были изучены медико-социальные характеристики детей при поступлении в школу [9]. Оказалось, что проблемы с поведением и обучением наблюдаются у 67,2 % детей, проживающих в центральной части города; 35% в этом районе живут в неполных семьях; для 44% английский язык не является родным; каждый пятый ребенок родился в семье мигрантов, беженцев или аборигенов. Любой из этих факторов ассоциируется с повышенным риском для здоровья или развития ребенка.

Для нивелирования указанных рисков разработана междисциплинарная и межсекторальная координационная модель сопровождения детского населения в рамках первичной медико-санитарной помощи (RICHER). В основу проекта заложены принципы, разработанные доктором Ж. Жулиеном. Проект осуществляется в партнерстве с различными общественными организациями, способствующими выявлению слабых звеньев в континууме предоставления услуг органами здравоохранения, образования, социальной защиты и других для детей из семей группы риска.

Предложенная модель преследует две основные цели. Она направлена, во-первых, на расширение и облегчение доступа к необходимой первичной медицинской помощи, а также психосоциальным сервисам для детей, которые являются уязвимыми из-за их социального или

материального положения; во-вторых — на расширение прав и возможностей родителей таких детей, приобретение ими необходимых знаний об особенностях ребенка и его здоровья, предоставление информации о доступных ресурсах управления здоровьем.

Сегодня в Канаде осуществляется активная работа по предупреждению и нивелированию социально-психологических факторов риска нарушений здоровья и развития детского населения. Социально ориентированные педиатры являются центральным звеном в мультидисциплинарной команде специалистов и осуществляют координацию различных муниципальных сервисов и учреждений, обеспечивающих межведомственный характер медико-социального сопровождения детей и подростков.

Следует добавить, что в развитых странах институты социальных сервисов и других муниципальных служб на протяжении многих лет имели возможность совершенствовать свою деятельность и сформировать эффективную систему межведомственного взаимодействия, что значительно облегчает социально ориентированным педиатрам принимать решения в интересах своих маленьких пациентов и их семей.

Таким образом, медицинское сопровождение детского населения с учетом психосоциальных факторов, основанное на принципах и подходах СП, признается необходимым (центральным) элементом системы охраны здоровья детского населения развитых стран мира. Основными характеристиками такого вида помощи (медико-социального сопровождения, как это принято называть в нашей стране) являются: целостный (комплексный) подход к охране и укреплению здоровья детей и подростков; доступность и адресность предоставляемых услуг; мультидисциплинарная команда, включающая специалистов немедицинского профиля (психологи, педагоги, социальные работники), количество которых, как правило, значительно превышает медицинский персонал; межсекторальное взаимодействие осуществляется на постоянной основе и является непременным условием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Фаррахов А.З., Шавалиев Р.Ф. О неотложных мерах по организации медико-социальной помощи детскому населению. Бюллетень Националь-

ного научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013; 2: 24—7.

2. Баранов А. А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 5—7.

3. Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Устинова Н.В. Социальная педиатрия как курс преподавания в медицинских вузах России. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91 (5): 151—3.

4. International Society of Social Paediatrics. Available at: www.essop.org

5. Spencer N., Colomer C, Alperstein G., Bouvier P., Colomer J., Duperrex O. et al. Social paediatrics. J. Epidemiol. Commun. Hlth. 2005; 59 (2): 106—8.

6. Ozuah P.O. Outcomes of training pediatricians to serve the underserved: social pediatrics. J. Natl Med. Assoc. 2001; 93 (11): 444—5.

7. Gilles Julien. Available at: http://canada.ashoka.org/fellow/gilles-julien.

8. Julien G. A Different Kind of Care: The Social Pediatrics Approach. McGill-Queen's Press — MQUP; 2004.

9. Wong S.T., Lynam M.J., Khan К.В., Scott L., Loock C. The social paediatrics initiative: a RICHER model of primary health care for at risk children and their families. BMC Pediatr. 2012; 12: 158.

Поступила 20.02.2014

REFERENCES

1. Baranov A. A., Albitsk'iy V.Yu., Ustinovа N.V., Farrakhov A.Z., Sha-valiev R.F. Urgent measures for the development of medical and psychosocial care for children. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya. 2013; 2: 24—7 (in Russian).

2. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Ustinova N.V. Pediatricians' social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the history and contemporaneity. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 5—7 (in Russian).

3. Al'bitskiy V.Yu., Ivanova A.A., Ustinova N.V. Social pediatrics training in Russian medical universities. Pediatriya. Zhurnal G.N. Spe-ranskogo. 2012; 91 (5): 151—3 (in Russian).

4. International Society of Social Paediatrics. Available at: www.essop.org

5. Spencer N., Colomer C, Alperstein G., Bouvier P., Colomer J., Duperrex O. et al. Social paediatrics. J. Epidemiol. Commun. Hlth. 2005; 59 (2): 106—8.

6. Ozuah P.O. Outcomes of training pediatricians to serve the under-served: social pediatrics. J. Natl Med. Assoc. 2001; 93 (11): 444—5.

7. Gilles Julien. Available at: http://canada.ashoka.org/fellow/gilles-julien

8. Julien G. A Different Kind of Care: The Social Pediatrics Approach. McGill-Queen's Press — MQUP; 2004.

9. Wong S.T., Lynam M.J., Khan К.В., Scott L., Loock C. The social paediatrics initiative: a RICHER model of primary health care for at risk children and their families. BMC Pediatr. 2012; 12: 158.

Received 20.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.