За рубежом
© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:616-053.2-058
Фаррахов А.З.1, Альбицкий В.Ю.2, Устинова Н.В.2, Шавалиев Р.Ф.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ (ОБЗОР)
1Минздрав России, 127994, Москва, Россия; 2ФБГУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Россия; 3ГАУЗ Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан, 420138, Казань, Россия
В статье обсуждаются вопросы, связанные с развитием социальной педиатрии (СП) за рубежом, определяется актуальность ее подходов для эффективной охраны здоровья детского населения в современном обществе. В связи с возрастанием влияния социально-психологических проблем на здоровье детского населения происходит осознание необходимости широкого внедрения подходов и принципов СП. Университеты Европы, США и Канады, Индии, Австралии и других стран преподают СП, функционируют общества, фонды, центры, учреждения СП, издаются специальные журналы. Значительные успехи в области преподавания СП педиатрам отмечены в медицинском колледже в Монтефиоре (Южный Бронкс, Нью-Йорк), где в 1970 г. введена 3-годичная резидентура по СП. Еще одно ведущее педиатрическое учреждение, занимающееся продвижением СП, — Университет Мак-Гилл (Монреаль, Квебек), где в 2006 г. создана 2-годичная программа обучения СП, цель которой — создание нового кадрового потенциала педиатров ("социальных педиатров"). Популяризация подходов СП во многом определяется усилиями Международного общества СП (ISSOP), созданного в 1977 г. Предложенные ISSOP дефиниции СП позволили определить основные характеристики ее подходов: мультидисциплинарность (работа в команде со специалистами разного профиля: медицинскими работниками, психологами, педагогами, социальными работниками) и межсекторальность (взаимодействие со школой, властными структурами, муниципальными образованиями и др.). В качестве иллюстрации эффективного применения подходов СП на практике в статье приводится опыт канадских педиатров. Таким образом, медицинское сопровождение детского населения с учетом психосоциальных факторов, основанное на принципах и подходах СП, признается необходимым (центральным) элементом системы охраны здоровья детского населения развитых стран.
Ключевые слова: социальная педиатрия; социальный педиатр; обучение педиатров; медико-социальное сопровождение детского населения; мультидисциплинарный и межсекторальный подход.
FarrahovA.Z.1, Albitskii V.Yu.2, UstinovaN.V.2, ShavalievR.F.3 THE FOREIGN EXPERIENCE OF MEDICAL SOCIAL MONITORING OF CHILDREN POPULATION: A REVIEW 'Minzdrav of Russia, 127994, Moscow, Russia; 2The research center of children health, 119991, Moscow, Russia;
3The Republican children hospital of Minzdrav of the Republic of Tatarstan, 420138, Kazan, Russia
The article considers issues rented to devehpment о/ social pediatrics аЬгоас1 and determines actuality о/ its approaches /or effective health protection о/ children population in modern society. The awareness о/ necessity о/ wide-spread implementation о/ approaches and principles о/ social pediatrics occurs because о/ increased impact о/ social psychological problems on health о/ children population. The universities о/Europe, USA and Canada, India, Australia and many other countries are teaching social pediatrics. The societies, foundations, centers, institutions о/ social pediatrics/unction and specialized journals are published. The significant achievements in the field о/ education о/ social pediatrics to pediatricians are noted in the medical college in Montefiore (South Bronx, New York) were three-years residency on social pediatrics was organized in 1970. The Mac Gill University (Montreal, Canada) is yet one organization involved into advancement о/ social pediatrics. In this university a two-year educational program on social pediatrics was organized in 2006 to develop new manpower potential о/ pediatricians ("socialpediatricians"). The popularization о/ approaches о/ social pediatrics is determined mainly by efforts о/ the International society о/ social pediatrics (ISSOP) organized in 1977. The definitions о/social pediatrics proposed by ISSOP permitted to determine main characteristics o/ its approaches: multidisciplinarity (team work with specialists o/ di//erent profiles — medical workers, psychologists, pedagogues, social workers) and intersectorality (interaction with school, administration structures, municipalities, etc.). The article presents as a practical example o/ e//ective application o/ approaches o/ social pediatrics experience o/ Canadian pediatricians. There/ore, medical monitoring o/ children population with consideration /or psycho-social /actors based on principles and approaches o/ social pediatrics is acknowledged as a necessary (central) element о/system о/protection о/health о/ children population in economically developed countries.
Keywords: social pediatrics; social pediatrician; education; medical social monitoring; children population; multidisciplinary and inter-sectoral approach.
Несмотря на многолетнее признание социально-психологических проблем в области обеспечения здоровья детей и понимания актуальности идеологии социальной педиатрии (СП), внедрение ее подходов в практическую деятельность проходило, да, пожалуй, и продолжает проходить нелегкий путь.
Одной из существенных причин такого положения является то, что в большинстве стран вопросами СП приходилось заниматься врачам общей практики, зача-
стую даже не прошедшим обучения педиатрии. Однако, когда в мире стали происходить серьезные изменения, связанные с появлением новых стран, стиранием границ, миграционными процессами, вопрос о необходимости официального признания и внедрения СП в практику встал как никогда остро [1, 2].
Сейчас СП как область научного знания и практической деятельности широко распространена во многих развитых странах мира. Университеты Европы, США и
Для корреспонденции: Устинова Наталия Вячеславовна, ust-doctor@mail.ru.
Канады, Индии, Австралии и других стран преподают СП, функционируют общества, фонды, центры, учреждения СП, издаются специальные журналы [3].
Популяризация подходов СП во многом определяется усилиями Международного общества СП (ISSOP), созданного в 1977 г. Изначально ISSOP объединяло только европейских профессионалов, потом постепенно расширяло сферы своего влияния и к настоящему моменту его членами являются представители стран Южной и Северной Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии [4]. В 2012 г. в ISSOP вступили российские специалисты.
ISSOP предлагает следующие дефиниции СП: "СП представляет глобальный, целостный и междисциплинарный подход к охране здоровья детей; рассматривает здоровье ребенка в контексте общества, окружающей среды, школы, семьи; интегрирует физические, психические и социальные аспекты здоровья и развития детей; объединяет уход, профилактику, укрепление здоровья и повышение качества жизни детского населения. СП действует в трех направлениях: 1) социальные причины нарушений здоровья детей; 2) нарушения здоровья детей с социальными последствиями; 3) организация медицинской помощи детям в обществе — и охватывает четыре области охраны здоровья детей: клиническую педиатрию, укрепление здоровья, профилактику заболеваний и реабилитацию" [5]. Особо подчеркивается мультидисциплинарный (работа в команде со специалистами разного профиля: медицинскими работниками, психологами, педагогами, социальными работниками) и межсекторальный (взаимодействие со школой, властными структурами, муниципальными образованиями и др.) характер деятельности социального или социально-ориентированного педиатра. Несомненно, для осуществления подобного рода работы необходима особая подготовка.
Так, еще в 1970 г. в медицинском колледже в Монте-фиоре (Южный Бронкс, Нью-Йорк) была введена 3-го-дичная резидентура по СП. Важно отметить, что в этом колледже готовят специалистов-педиатров непосредственно для работы в неблагополучных районах и с контингентом из групп социального риска [6]. Успешность этой инициативы подтверждается более чем 40-летним существованием резидентуры и востребованностью ее выпускников. В Канаде инициативы в области СП также довольно широко распространены. Одно из ведущих учреждений, занимающихся продвижением предмета СП, — Университет Мак-Гилл (Монреаль, Квебек), где в 2006 г. создана 2-годичная программа обучения СП, цель которой — создание нового кадрового потенциала педиатров. Курсы и факультативы СП созданы во многих университетах Европы, что в значительной степени способствует распространению эффективных подходов к охране и укреплению здоровья детского населения.
В качестве иллюстрации приведем пример медико-социального сопровождения детей и подростков в Канаде, где широкое распространение получили идеи СП. Пионером канадской СП признан доктор Жиль Жулиен (Dr. Gilles Julien) [7].
Свою деятельность в качестве педиатра он начал на Коморских островах, затем работал на севере Квебека с семьями эскимосов. Днем занимался своей основной работой — педиатрией, а вечерами подрабатывал радиоведущим, уделяя особое внимание в своих программах вопросам охраны здоровья населения. Через некоторое время доктор Жулиен переехал в Монреаль и работал в муниципальном (общинном) центре здоровья. В свое свободное время он бесплатно посещал на дому мар-гинализированные контингенты, на собственном опыте
убеждаясь в том, что дети из таких семей испытывают серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы, обнаруживают нарушения развития и здоровья. В 1997 г. доктор Жулиен открыл свой первый Центр СП, основные принципы деятельности которого были впоследствии взяты на вооружение специалистами в сфере охраны здоровья детского населения различных областей Канады, а также за ее пределами. В настоящее время доктор курирует два центра в беднейших районах Монреаля. Эти учреждения не являются медицинскими клиниками в традиционном смысле. Конечно, у детей, посещающих центры, встречаются различной степени нарушения здоровья, однако физическое страдание является последствием других не менее серьезных проблем. Например, ребенок с рецидивирующей болью в ухе может спать на полу в холодном помещении; малыш с постоянными болями в животе каждый день отправляется в школу голодным; подросток с синяком под глазом после драки в школе может проявлять агрессию потому, что он является жертвой сексуального насилия.
Социальный педиатр в понимании доктора Жулиена уделяет особое внимание установлению постоянного контакта и доверия с детьми: "Вместо того чтобы ограничить контакты детей с врачами стерильными кабинетами и больницами, социальные педиатры работают в тесном взаимодействии с семьей ребенка в привычных для него условиях" [8]. Подчеркивается всесторонний (комплексный) характер медико-социального сопровождения детского населения с привлечением школьных учителей, социальных работников, полицейских, добровольцев и других специалистов, так или иначе влияющих на жизнь, жизнедеятельность и здоровье детей и подростков.
Целью социального педиатра является разработка локальной системы интегрированных мероприятий по охране здоровья, включающих профилактику, лечение и/или реабилитацию. Ключевыми компонентами работы социального педиатра являются активное выявление детей группы риска; максимально раннее вмешательство; интенсивная поддержка в трудные периоды жизни детей и их семей; предотвращение жестокого обращения с детьми, а также школьной неуспеваемости, обусловленной социальными причинами.
В 2005 г. в Ванкувере были изучены медико-социальные характеристики детей при поступлении в школу [9]. Оказалось, что проблемы с поведением и обучением наблюдаются у 67,2 % детей, проживающих в центральной части города; 35% в этом районе живут в неполных семьях; для 44% английский язык не является родным; каждый пятый ребенок родился в семье мигрантов, беженцев или аборигенов. Любой из этих факторов ассоциируется с повышенным риском для здоровья или развития ребенка.
Для нивелирования указанных рисков разработана междисциплинарная и межсекторальная координационная модель сопровождения детского населения в рамках первичной медико-санитарной помощи (RICHER). В основу проекта заложены принципы, разработанные доктором Ж. Жулиеном. Проект осуществляется в партнерстве с различными общественными организациями, способствующими выявлению слабых звеньев в континууме предоставления услуг органами здравоохранения, образования, социальной защиты и других для детей из семей группы риска.
Предложенная модель преследует две основные цели. Она направлена, во-первых, на расширение и облегчение доступа к необходимой первичной медицинской помощи, а также психосоциальным сервисам для детей, которые являются уязвимыми из-за их социального или
материального положения; во-вторых — на расширение прав и возможностей родителей таких детей, приобретение ими необходимых знаний об особенностях ребенка и его здоровья, предоставление информации о доступных ресурсах управления здоровьем.
Сегодня в Канаде осуществляется активная работа по предупреждению и нивелированию социально-психологических факторов риска нарушений здоровья и развития детского населения. Социально ориентированные педиатры являются центральным звеном в мультидисциплинарной команде специалистов и осуществляют координацию различных муниципальных сервисов и учреждений, обеспечивающих межведомственный характер медико-социального сопровождения детей и подростков.
Следует добавить, что в развитых странах институты социальных сервисов и других муниципальных служб на протяжении многих лет имели возможность совершенствовать свою деятельность и сформировать эффективную систему межведомственного взаимодействия, что значительно облегчает социально ориентированным педиатрам принимать решения в интересах своих маленьких пациентов и их семей.
Таким образом, медицинское сопровождение детского населения с учетом психосоциальных факторов, основанное на принципах и подходах СП, признается необходимым (центральным) элементом системы охраны здоровья детского населения развитых стран мира. Основными характеристиками такого вида помощи (медико-социального сопровождения, как это принято называть в нашей стране) являются: целостный (комплексный) подход к охране и укреплению здоровья детей и подростков; доступность и адресность предоставляемых услуг; мультидисциплинарная команда, включающая специалистов немедицинского профиля (психологи, педагоги, социальные работники), количество которых, как правило, значительно превышает медицинский персонал; межсекторальное взаимодействие осуществляется на постоянной основе и является непременным условием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Фаррахов А.З., Шавалиев Р.Ф. О неотложных мерах по организации медико-социальной помощи детскому населению. Бюллетень Националь-
ного научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013; 2: 24—7.
2. Баранов А. А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 5—7.
3. Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Устинова Н.В. Социальная педиатрия как курс преподавания в медицинских вузах России. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91 (5): 151—3.
4. International Society of Social Paediatrics. Available at: www.essop.org
5. Spencer N., Colomer C, Alperstein G., Bouvier P., Colomer J., Duperrex O. et al. Social paediatrics. J. Epidemiol. Commun. Hlth. 2005; 59 (2): 106—8.
6. Ozuah P.O. Outcomes of training pediatricians to serve the underserved: social pediatrics. J. Natl Med. Assoc. 2001; 93 (11): 444—5.
7. Gilles Julien. Available at: http://canada.ashoka.org/fellow/gilles-julien.
8. Julien G. A Different Kind of Care: The Social Pediatrics Approach. McGill-Queen's Press — MQUP; 2004.
9. Wong S.T., Lynam M.J., Khan К.В., Scott L., Loock C. The social paediatrics initiative: a RICHER model of primary health care for at risk children and their families. BMC Pediatr. 2012; 12: 158.
Поступила 20.02.2014
REFERENCES
1. Baranov A. A., Albitsk'iy V.Yu., Ustinovа N.V., Farrakhov A.Z., Sha-valiev R.F. Urgent measures for the development of medical and psychosocial care for children. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya. 2013; 2: 24—7 (in Russian).
2. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Ustinova N.V. Pediatricians' social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the history and contemporaneity. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 5—7 (in Russian).
3. Al'bitskiy V.Yu., Ivanova A.A., Ustinova N.V. Social pediatrics training in Russian medical universities. Pediatriya. Zhurnal G.N. Spe-ranskogo. 2012; 91 (5): 151—3 (in Russian).
4. International Society of Social Paediatrics. Available at: www.essop.org
5. Spencer N., Colomer C, Alperstein G., Bouvier P., Colomer J., Duperrex O. et al. Social paediatrics. J. Epidemiol. Commun. Hlth. 2005; 59 (2): 106—8.
6. Ozuah P.O. Outcomes of training pediatricians to serve the under-served: social pediatrics. J. Natl Med. Assoc. 2001; 93 (11): 444—5.
7. Gilles Julien. Available at: http://canada.ashoka.org/fellow/gilles-julien
8. Julien G. A Different Kind of Care: The Social Pediatrics Approach. McGill-Queen's Press — MQUP; 2004.
9. Wong S.T., Lynam M.J., Khan К.В., Scott L., Loock C. The social paediatrics initiative: a RICHER model of primary health care for at risk children and their families. BMC Pediatr. 2012; 12: 158.
Received 20.02.2014