которой педагог сотрудничает в обучении, а учащийся сотрудничает в обучении. В данном случае целью является научить (объяснить, продемонстрировать, рассказать) планируемые результаты обучения, выраженные через движение учащихся. Для закрепления вышеизложенных теоретических знаний необходимо использовать ребусы, спортивные ребусы, кроссворды, вопросы на логику.
Соревнования могут быть в виде соревнований по видам спорта, на которых оценивается общая физическая подготовленность, тесты. Спортивные соревнования организуются также в форме массовых спортивных праздников.
Список литературы /References
1. Davronov N.I. Development of physical qualities of children in the heritage of our ancestors // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 2020. Т. 8. № 3.
2. Давронов Н.И. «Авеста» как ценность и источник по физическому воспитанию молодежи // Педагогическое образование и наука, 2020. №. 1. С. 87-91.
3. Давронов Н.И. Предотвращение вредных привычек у подростков на основе физической культуры и спорта // European Research, 2018. С. 132-134.
4. Mamurov B. et al. Acmeological Approach to the Formation of Healthy Lifestyle Among University Students // III International Scientific Congress Society of Ambient Intelligence 2020 (ISC-SAI 2020). Atlantis Press, 2020. С. 347-353.
5. Ismoilovich D.N. National folk games a means of development of physical attitudes in primary school students // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 12. С. 166-169.
ДЕДУКТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТОЧНЫХ
НАУК
12 3
Улугбердиева Г.А. , Бозорова Д.Ю. , Маматкулов М.Ф. Email: [email protected]
1Улугбердиева Гулчехра Аликуловна - преподаватель математики;
2Бозорова Диофуза Юлдашовна - преподаватель математики;
3Маматкулов Мансур Фуркатович - преподаватель физики, Кафедра точных и естественных наук, Академический лицей Наваийский государственный горный института, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: изучение точных наук по методике, принятой в мировой практике, отличается несистемным подходом. Индуктивный метод их преподавания повторяет исторически сложившийся процесс развития науки от простых явлений к сложным процессам, от частного к общему. В результате теряется связь между явлениями различной сложности. Так, например, преподавание физики начинается с изучения простейшей механической формы движения и постепенно переходит к изучению более сложных явлений, лежащих в основе простых физических процессов. Многочисленные законы естественного мира, несмотря на их единую физическую природу, рассматриваются независимо друг от друга, лишь как результат обобщения эмпирических данных. В настоящей статье на основе системного подхода рассматривается дедуктивная методика изучения точных наук, с помощью которой мир изучается, исходя из общих для всех его явлений и процессов. Это, по мысли авторов, повысит качество образования, заставит учащихся размышлять и сделает для них изучаемую науку более привлекательной.
Ключевые слова: наука, физика, математика, образование, индукция, дедукция, системный подход, качество.
DEDUCTION METHOD OF TEACHING EXACT SCIENCES Ulugberdieva G.A.1, Bozorova D.Yu.2, Mamatkulov M.F.3
1Ulugberdieva Gulchekhra Alikulovna - Math teacher;
2Bozorova Diofuza Yuldashovna - Math teacher;
3Mamatkulov Mansur Furkatovich - Physics teacher, DEPARTMENT OF EXACT AND NATURAL SCIENCES, ACADEMIC LYCEUM NAVОI STATE MINING INSTITUTE, NAVОI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the study of the exact sciences according to the methodology adopted in world practice is distinguished by a non-systematic approach. The inductive method of teaching them repeats the historically established process of the development of science from simple phenomena to complex processes, from the particular to the general. As a result, the connection between phenomena of varying complexity is lost. For example, the teaching of physics begins with the study of the simplest mechanical form of motion and gradually moves on to the study of more complex phenomena that underlie simple physical processes. Numerous laws of the natural world, despite their common physical nature, are considered independently of each other, only as a result of generalization of empirical data. In this article, on the basis of a systematic approach, a deductive method of studying the exact sciences is considered, with the help of which the world is studied, based on the phenomena and processes common to all its phenomena. This, according to the authors, will improve the quality of education, make students think and make the science they study more attractive to them.
Keywords: science, physics, mathematics, education, induction, deduction, systems approach, quality.
УДК 371.311.5
Естественные науки прошли сложный путь развития. В древности они считались частью философии, изучавшей природу, и назывались натурфилософией [1. C. 602]. Как философия в целом, натурфилософия носила умозрительный характер. Создавшие её античные мыслители относились с большим недоверием к чувственным восприятиям, которые, как они считали, искажают реальную действительность. Они, в связи с этим, отрицали значение опыта в процессе познания мира, а критерием истины считали логическую непротиворечивость суждений и умозаключений. Несмотря на проникновение в суть вещей с помощью чистого разума, они, тем не менее, пришли к ряду гениальных умозаключений, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени [2. C. 81].
Однако уже в Средние века проявилась непродуктивность умозрительного метода познания, как в связи с его неоднозначностью, так и, в особенности, в связи с его оторванностью от практической деятельности. Его поэтому сменил эмпирический метод — методика, основанная на эксперименте. Созданная учёными Средневековья экспериментальная наука использовала, однако, индуктивный, несистемный метод познания. Он сводился к теоретическому обобщению частных результатов наблюдений и к установлению на этой основе общих закономерностей. Единственным критерием объективности и истинности признавалась при этом практика [3. C. 409]. В позднем Средневековье важной частью естественных наук стала математика, которая углубила возможности теоретического осмысления и обобщения опытных данных. Вместе с этим математика с течением времени
придала науке абстрактный характер, затруднявший её понимание. Кроме того, в связи с ограниченными возможностями наблюдений и эксперимента наука развивалась от изучения простейших форм движения ко всё более усложняющимся формам.
Рыночные отношения и научно-технический прогресс, получившие оптимальное развитие за последние полтора-два века, привели к невиданному в истории человечества информационному буму, результатом которого стало бурное развитие образования. Несомненными завоеваниями нашего времени в связи с этим являются сплошная ликвидация безграмотности и переход от обязательного начального образования к всеобщему среднему. Всё это, разумеется, привело к возрастанию уровня образованности населения земного шара. Между тем есть все основания полагать, что за последние десятилетия этот рост не только остановился, но, наоборот, пошёл на спад [4. C. 808]. Об этом, в частности, свидетельствуют непрерывно возрастающий в обществе культ насилия, рост влияния расизма и исламского фундаментализма, которые тянут человечество обратно, в мрачные времена Средневековья. Сюда же следует отнести повсеместное, в том числе и в среде интеллектуалов, увлечение оккультными науками и знахарской практикой, охват всё большей части населения дикими предрассудками, сползание общества к ограниченному, приземлённому материализму. Об этом, с нашей точки зрения, также говорит высочайший уровень профессионализма технических специалистов и гуманитариев, парадоксальным образом уживающийся с их иногда дремучим невежеством. Тому есть немало причин. Однако главная из них связана с действующей системой образования и преподавания мировоззренческих наук, основной среди которых была и остаётся физика.
В связи с изложенным целесообразно пересмотреть методику преподавания физики и математики, добиваясь того, чтобы обучение стало внутренней потребностью учащихся, а не тяжёлой обязанностью, чтобы оно приводило к формированию самостоятельно мыслящей личности. Это, с нашей точки зрения, возможно лишь при переходе к дедуктивному, системному методу преподавания точных наук, активизирующему творческое участие учащихся в образовательном процессе, самостоятельное осмысление и переосмысление ими изучаемой действительности.
Указанная тенденция, несмотря на изменившуюся идеологическую обстановку, сохраняется, по нашему мнению, в образовательной системе многих стран до настоящего времени. В результате преподаватели физики и математики, освобождённые от идеологического надзора, часто проявляют беспомощность, не понимая, как совместить установленные современной наукой факты целенаправленного развития Вселенной со всё ещё господствующими здесь материалистическими концепциями. Ситуация усугубляется там, где наряду со светскими дисциплинами введено изучение религиозных предметов. С другой стороны, в общеобразовательных программах средней школы многих западных стран предусмотрено факультативное или до предела упрощённое, отделённое от мировоззренческих представлений, изучение естественных наук.
Мы надеемся, что новая методика и представляющие её учебники найдут поддержку научной и педагогической общественности и что по тому же принципу будут пересмотрены учебники по физике и математике для средних и специальных школ.
Список литературы /References
1. Элементарный учебник физики / Под редакцией академика Г. С. Ландсберга. 7-е
изд. М.: Изд-во «Наука», 1971.
2. Пурышева Н. С., Важеевская Н.Е. Физика. М.: Изд-во «Дрофа», 2012.
3. Курс физики / Под редакцией В.Н. Лозовского. СПб., Изд-во «Лань», 2006.
4. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Квантовая механика. М.: Физматиздат, 2002.
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У
МОЛОДЕЖИ
12 Хожиев Р.Б. , Музаффаров У.И.
Email: [email protected]
1Хожиев Расулбек Бойназар огли - преподаватель, кафедра национальной идеи, основ духовности и правоведения; 2Музаффаров Умиджон Исмоил огли - студент, гуманитарный факультет, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье описаны приоритеты развития лидерских качеств у молодежи с учетом требований современной рыночной экономики. Обсуждалась роль лидерских качеств студентов в учебном процессе. В статье также анализируются различия между лидерством и лидерством.
Ключевые слова: лидер, лидерство, руководитель, харизма, образование, способности.
PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS AND YOUTH Hojiyev КВ.1, Muzaffarov U.I.2
1Hojiyev Rasulbek Boynazar ogli - Lecturer, DEPARTMENT OF NATIONAL IDEA, BASIS OF SPIRITUALITY AND LAW; 2Muzaffarov Umidjon Ismoil o 'g 'li - Student, FACULTY OF HUMANITIES, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article described the priorities for the development of leadership qualities among young people, taking into account the requirements of a modern market economy. The role of students' leadership qualities in the educational process was discussed. The article also analyzes the differences between leadership and leadership. Keywords: leader, leadership, manager, charisma, education, ability.
Известно, что в любой группе, организации, коллективе, подразделении есть человек с признанной репутацией, который непосредственно влияет на деятельность организации, что является самоуправляющимся действием. Это подтверждает мнение Амира Темура о том, что «решительный, предприимчивый, бдительный, мужественный и отважный человек лучше тысячи беспечных и равнодушных людей». Сегодня мы называем таких людей лидерами.
Английское слово «leader» означает лидер, вождь, лидер политической партии или организации [1].
Лидерство (с английского: leader_- лидер, инициатор) - процесс социального влияния, сочетающий в себе помощь и действие других при выполнении общей задачи [2].