Научная статья на тему 'Дебаты как способ реализации идеи гуманитаризации образования'

Дебаты как способ реализации идеи гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пагис Н. А.

В данной статье анализируется одна из задач современного образования в России – необходимость его гуманитаризации и рассматриваются дебаты как один из способов реализации идеи гуманитаризации. Делается вывод, что технология «Дебаты» может и должна эффективно использоваться в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дебаты как способ реализации идеи гуманитаризации образования»

котором проводится работа со словарями. Адыгейский сыр, продающийся в воронежских магазинах, может послужить поводом для упоминания Адыгейской республики (со столицей Майкоп), кефир, изобретённый карачаевцами, - для упоминания Карачаево-Черкесской республики, танец лезгинка - для выяснения происхождения этого слова, Дон - для определения народа, который дал это название, для выяснения того, когда жили аланы на нашей территории и какой народ в настоящее время восходит к аланам. Мальчикам, безусловно, известен футбольный клуб «Алания». Опрос студентов показал, что они не знают многих народов, искони живущих в России, поэтому их названия (нанайцы, коряки, нивхи, эскимосы, удмурты, коми-зыряне и др.) учителю русского языка всегда нужно иметь в запасе и включать в текст упражнений.

Большую роль в воспитании патриотов и интернационалистов могут сыграть и уроки русской литературы. Русская классическая литература, начиная с А. С. Пушкина, который в своём «Современнике» поместил очерки и рассказы черкесского писателя Серетана Казы-Гирея о жизни народов Северного Кавказа и

положительно оценил их, проявляла большой интерес к народам, населявшим Россию, и отражала своеобразие их жизни с большим сочувствием. Так, произведения М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, воевавших на Кавказе с горцами, но правдиво изображавших кавказцев, высоко ценятся на Кавказе; в то время, когда Д.Дудаев заменил все советские названия населённых пунктов на исконные, имена Лермонтова и Л.Толстого сохранились в названиях селений: Лермонтов-юрт, Толстой-юрт. Когда начались военные действия на Северном Кавказе, проф. А.П. Валагин на одном из заседаний учёного совета факультета сказал: «Если бы наши лидеры читали произведения Лермонтова и Толстого, они никогда бы не начали этой войны».

Чрезвычайно актуальны также концепты толерантность, терпеливость, принципиальность в современной социально-культурной ситуации в стране. В произведениях русских писателей-классиков ученики с помощью учителя смогут найти примеры и терпения, и толерантности, и принципиальности, не отменявшей, кстати, названных выше понятий.

Воронежский государственный университет

Н.А. Пагис

ДЕБАТЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье анализируется одна из задач современного образования в России -необходимость его гуманитаризации и рассматриваются дебаты как один из способов реализации идеи гуманитаризации. Делается вывод, что технология «Дебаты» может и должна эффективно использоваться в образовательном процессе.

В настоящее время одной из задач, стоящих перед российским образованием, является его гуманитаризация.

Необходимость гуманитаризации образования вызвана тем, что результаты долго господствовавшего у нас практического, технократического подхода к образованию привели к обеднению его гуманитарного содержания, что повлекло за собой снижение творческого и культурного уровня специалистов, потенциала науки и производства, а в конечном итоге - нравственного потенциала страны. Получилось так, как предсказывал русский философ Г.П. Федотов в 1938 году: "... есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России... Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации" [Цит. по кн.: 1, с.51].

Для технократического

мышления главное - достижение цели, техника, а не человек и его ценности. Сущность гуманитаризации и гуманизации образования видится, таким образом, прежде всего в формировании нравственной личности, обладающей высокой культурой мышления, и развитии ее творческих способностей на основе глубокого понимания культурного наследия цивилизации.

Кроме того, гуманизация и гуманитаризация образования способствуют преодолению традиций жесткого этноцентризма, овладению современными формами межличностного и межнационального общения, поскольку в настоящий мо-

мент в ходе мировой и региональной интеграции формируется принципиально новое многомерное социокультурное пространство. Перед системой образования разных стран встает задача подготовки молодых людей к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.

Реализация идей гуманизации и гуманитаризации образования требует изменения всего характера обучения. Возрастает роль новых программ обучения, новых учебных пособий, новых образовательных технологий, одной из которых является обучение организации и проведению дебатов.

В Новомосковском филиале Университета РАО мы используем ее в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» на неязыковых факультетах и при обучении иностранному языку на факультете иностранных языков.

Согласно «Современному словарю иностранных слов», слово «дебаты» - французского происхождения и означает «обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями». [2, с.180] Образовательная технология «Дебаты» - это увлекательная интеллектуальная игра, направленная на развитие ораторских способностей и умения аргументировать свою позицию; ее также можно назвать риторической дуэлью ораторов. Дебаты - модель общения, модель структурированного интеллектуального спора. Эта технология формирует качества,

способствующие успешной деятельности в условиях современного общества.

Дебаты способствуют расширению кругозора студентов и школьников, развитию их общей культуры, навыков публичного выступления, умения уважать мнение других людей, доставляя интеллектуальное удовольствие зрителям и слушателям.

Зародившись как система структурных дискуссий в Древней Греции, дебаты были там важной составляющей демократии. Граждане Древней Греции спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. «Все спорные обстоятельства, суды, важные государственные и личные житейские вопросы решались по итогам выступлений оппонентов и всех спорящих сторон. Тот, кто лучше умел доказывать свою точку зрения, независимо от того, был он прав или нет, становился победителем этого противостояния.» [3, с. 2]

В 1960 году дебаты вновь оказались востребованы, когда во время президентских выборов в США состоялись первые телевизионные дебаты между двумя кандидатами в президенты - Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном. С тех пор эта форма дебатов регулярно используется во многих странах. Кроме того, дебаты традиционно предшествуют подписанию контрактов в бизнесе, используются в поединке между прокурорами и адвокатами, являются формой работы парламентов многих стран.

Таким образом, можно сказать, что дебаты стары, как мир. Однако как образовательная технология дебаты появились совсем недавно. В 1993 году Институтом «Открытое общество» была основана Международная программа «Дебаты», целью которой было обучить молодых людей умению интеллектуального спора. В настоящее время клубы дебатов широко распространены в университетах и школах в Западной Европе, США, Японии и Юго-Восточной Азии. В Международную Ассоциацию Парламентских (Университетских) Дебатов входят более 100 стран, а в Международную Ассоциацию Школьных Дебатов - около 50 стран. В 1998 году зарегистрирована Международная Образовательная Ассоциация «Дебаты», членом которой является и Россия. В разных странах регулярно проходят международные турниры по дебатам, в которых участвуют и команды из нашей страны; пока они не добиваются значительных успехов, но набираются опыта и улучшают результаты от турнира к турниру.

С 1995 года организуются Международные летние лагеря «Дебаты», куда приглашаются школьники, студенты, тренеры, учителя из разных стран.

В среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2002 - 2007 годы одной из целей провозглашается "сохранение культурного разнообразия и поощрение плюрализма и диалога между культурами и цивилизациями". Гармоничное взаимодействие культур базируется на принципах уважения, понимания и интереса к культурному многообразию. Воспи-

тание в духе толерантности как активного отношения, формируемого на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, возможно только при использовании активных методов и форм работы с молодежью. Ведь невозможно учить диалогу, не используя диалог.

В России программа «Дебаты» развивается с 1994 года при поддержке Института «Открытое общество». В настоящее время в программе принимают участие студенты и школьники более 40 городов нашей страны. Создан национальный дебатный центр, идея которого - соревнование в мире идей. Стратегию развития программы и учебно-методические материалы разрабатывает национальный экс-пертно-координационный совет, рассылающий разработанные материалы по региональным ресурсным центрам, которые, в свою очередь, обеспечивают методическую поддержку клубам «Дебаты».

Основное направление деятельности клубов - развитие культуры публичного обсуждения общественно значимых проблем. Клубы объединяют и развивают социально активных, способных и стремящихся к саморазвитию, имеющих интеллектуальный и личностный потенциал молодых людей. Сферой применения навыков, приобретаемых в клубе, могут быть как образование, профессиональная деятельность, так и достижение общественно значимых результатов.

Клубы проводят тренинги для участников, включающие ролевые и риторические игры, тренинги " Эффективное восприятие информации", "Публичное выступление",

"Стратегии игры в "Дебаты"", "Культура спора", "Стратегический анализ ситуации" и другие. Такие клубы являются местом встречи интеллектуальной молодежи, способом формирования активной гражданской позиции, экспериментальной площадкой образовательных технологий.

Особенностью программы «Дебаты» в России является использование дебатов в образовательном процессе. Созданный российскими специалистами учебно-

методический комплект «Дебаты» прошел экспертизу в Министерстве образования РФ и активно внедряется в учебный процесс средней и высшей школы.

Цели программы «Дебаты» - способствовать

• становлению гражданского общества;

• развитию критического мышления;

• развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;

• развитию партнерского общения и умения работать в команде.

Клубы дебатов проводят олимпиады по дебатам, организуют дебаты между университетами, между школами, между преподавателями и студентами, учителями и учениками, учениками и родителями, учениками и администрацией.

Необходимо отметить, что темы дебатов формулируются только в утвердительной форме, например: «Забастовки должны быть запрещены законом». В англоязычных странах перед названием темы ставится слово "resolved" («дебатиро-

валось»): "Resolved: Strikes Should be Outlawed".

Главное в игре - процесс доказательства и убеждения оппонента и публики, ответов на опровержения оппонентов и вопросы, развитие креативности, остроумия и ораторского мастерства. Дебаты развивают умение мыслить и говорить одновременно, поскольку это заложено в их формате, так как здесь необходимо не только выдать придуманные заранее вместе с партнером тезисы и аргументы в защиту своей точки зрения, но и опровергнуть поступающие возражения и убедительно ответить на вопросы. Таким образом, в процессе игры приобретаются навыки успешного убеждения в справедливости своей позиции, систематического подбора информации, ее критического осмысления, импровизации в ходе выступления, психологической устойчивости в стрессовой ситуации.

Умение грамотно, аргументированно и убедительно говорить подразумевает длительную подготовку и работу с материалами, которые связаны с темой дебатов, поскольку, если человек хочет доказать преимущество своей точки зрения, он должен собрать требующуюся информацию, проанализировать предполагаемую аргументацию оппонента, продумать ответную аргументацию. Чтобы найти нужную информацию, необходимо проштудировать как можно большее количество источников, что приучает участников к самостоятельной исследовательской работе с источниками - как в библиотеках, так и в Интернете.

Существует несколько форматов игры «Дебаты», но во всех вариантах правила игры логичны и жестки, порядок выступлений строго фиксирован. После объявления темы в форме дебатируемого категоричного утверждения одна сторона выступает «за» это утверждение, другая - «против». Командам дается равное количество времени - обычно от 5 до 15 минут - на представление своей позиции, а затем более короткие отрезки времени для оппонирования друг другу. Сторона, выступающая «за» дебатируемое утверждение, начинает дебаты, приводя доводы, сопровождаемые доказательствами, а оппонирующая сторона опровергает доводы первой команды. При оппонировании можно приводить новые доказательства (новую информацию), но не новые аргументы. Необходимо четко соблюдать время, отводимое на выступление, слушать не перебивая, спокойно и вежливо отвечать на аргументы и приводить свои.

Один из популярных форматов дебатов - формат Карла Поппе-ра. Регламент дебатов в этом формате следующий:

1. Речь 1-го спикера утверждающей команды (6 мин.)

2. Раунд перекрестных вопросов. 3-й спикер отрицающей команды задает вопросы 1-му спикеру утверждающей команды. (3 мин.)

3. Речь 1-го спикера отрицающей команды (6 мин.)

4. Раунд перекрестных вопросов: 3-й спикер утверждающей команды задает вопросы 1-му спикеру отрицающей команды (3 мин.)

5. Речь 2-го спикера утверждающей команды (5 мин.)

6. Раунд перекрестных вопросов: 1-й спикер отрицающей команды задает вопросы 2-му спикеру утверждающей команды (3 мин.)

7. Речь 2-го спикера отрицающей команды (5 мин.)

8. Раунд перекрестных вопросов: 1-й спикер утверждающей команды задает вопросы 2-му спикеру отрицающей команды (3 мин.)

9. Речь 3-го спикера утверждающей команды (5 мин.)

10. Речь 3-го спикера отрицающей команды (5 мин.)

Каждая команда имеет право на 8-минутный перерыв (таймаут) для консультации друг с другом между выступлениями, который они могут использовать за один раз или частями.

Для того чтобы игра развивалась динамично, в этом формате существует должность таймкипера -человека, который следит за временем. Таймкипер показывает, сколько времени осталось до конца раунда (3 минуты, 2 минуты, 1 минута, 30 секунд).

Выигрывает команда, которая, по мнению судейской коллегии, была более убедительной в аргументации и доказательстве своей позиции. При принятии решения экспертами учитываются сила выступлений, весомость аргументов, уверенность, техника речи, ясность, четкость выступления, качество ответов на вопросы, сильные ходы и промахи, соблюдение регламента и прочее.

Темы дебатов могут быть самыми разными, среди наиболее популярных можно отметить следующие:

• Молодежь должна иметь возможность представлять свои интересы в органах власти

• Для сохранения окружающей среды следует ограничить экономическое развитие

• Более строгие приговоры оправданы для снижения преступности

• Активная личность может повлиять на политику государства

• Права человека важнее интересов отдельных государств

• Государство должно обеспечить бесплатное образование

• Однополые браки аморальны

• Мир нуждается в единой религии

• Переговоры с террористами вести нельзя

• Продажу наркотиков следует легализовать

• Олимпийская идея в современном мире дискредитирована

• Всеобщая воинская обязанность необходима

• Вырубка лесов должна быть прекращена.

Конечно, за строго ограниченное время игры сложную проблему невозможно рассмотреть со всех сторон, зато можно успешно потренировать свои ораторские умения.

Именно это свойство дебатов стало причиной их использования на занятиях иностранным языком как в старших классах средней школы, так и в языковых вузах. Дебаты обычно становятся завершающим аккордом при изучении тем, связанных с современной действительностью, таких как «Охрана окружаю-

щей среды», «Современное искусство», «Проблемы современной семьи», «Глобализация и языки мира», «Мастерство учителя», «Проблемы спорта сегодня», «Здоровый образ жизни» и другие.

В результате развиваются как профессиональные умения, так и личностные качества молодых людей. С профессиональной точки зрения, у студентов, изучающих иностранный язык, обогащается словарный запас, значительно возрастает объем используемых грамматических структур, улучшаются произношение и интонация, развиваются умения подготовленной и спонтан-

ной речи, значительно расширяется кругозор, формируются исследовательские навыки, в том числе умение работать в Интернете. Кроме того, совершенствуется ораторское мастерство, умение говорить на публике, растет уверенность в себе, приобретаются навыки умения справляться с психологическим стрессом, связанным с необходимостью контактировать с самыми разными людьми.

Все это позволяет сделать вывод, что технология «Дебаты» может и должна эффективно использоваться в образовательном процессе.

Библиографический список

1. Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Педагогика. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Современный словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1993.

3. Устинов. «Дебаты»: Учитесь убеждать!» http://www.ustinow.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.