Пример:
1. Котёнок.
2. Играет.
3. Ребёнок.
4. Дом.
5. Котёнок - домашний ребёнок.
С огромным интересом дети решают лингвистические задачи. Вот некоторые из них.
1. Лингвист приехал в город Языкознание и решил навестить своих друзей-близнецов, которых звали звук, окончание, слово и предложение. Лингвист хорошо помнил, что все они жили в домах с одинаковым номером 5. Одна лишь проблема: он забыл название улиц. Помогите ему, пожалуйста, вспомнить названия улиц, на которых жили его друзья. Подумайте, что это были за близнецы.
2. На улице Фонетика построили дом. Желающих получить новую квартиру много. Это звуки: [р], [б], [ж], [а], [п], [ш], [о], [ц], [у], [ы]. К со-жалению, свободных квартир, осталось только 4: однокомнатная, двухкомнатная, трёхкомнатная, четырёхкомнатная.
Как расселить эти звуки, чтобы они остались довольны и жили дружно между собой?
3. Бабушка Морфология решила разобрать морфологические признаки, которые долгое время находились в её сундуке. Здесь были наклонение и лицо, вид и склонение, спряжение и падеж, число и время.
Теперь они будут находиться в шкафу, в котором 3 полки.
- Как бабушка Морфология разложит эти морфологические признаки?
- Кому из них придётся «разрываться»?
- Как можно решить эту проблему, убрав одну полку из шкафа?
4. Синтаксис получил новую квартиру. Придя в магазин, он растерялся: вся мебель очень удобная и красивая. Здесь были приставки, звуки, омонимы, запятые, словосочетания, фразеологизмы, тире, предложения, предлоги, обращения, орфограммы.
Что из данной мебели Синтаксис купит себе в квартиру? Что поставит в гараж?
5. В туристическую фирму пришли слова: филин, олимпиада, бюро, синтаксис, рифма, гараж, матч, штаб, вахта, почта, джем. Они хотели бы поехать отдохнуть в разные страны: в Грецию, Францию, Германию и Англию.
Вернувшись из поездки, они снова пришли в эту туристическую фирму и сказали, что отдых им не понравился. Почему?
6. В бор за грибами на двух автобусах приехали слова: шляпка, гребень, норка, ключ, полотно, кнопка, спутник, лук, коса.
Собирали грибы долго и очень устали, поэтому хотели побыстрей сесть в автобус. Но вот проблема: номер они не запомнили, а автобусы совершенно одинаковые. Как быть?
7. Коля Грамотейкин объявил всему классу, что он сделал великое открытие: слова, оканчивающиеся на - ая, являются именами прилагательными, так как отвечают на вопрос: какая? Например, кладовая, вселенная, запятая, больная, слепая, родная, весёлая, зелёная, железная.
Большинство учеников такое «открытие» не приняли. Почему?
Таким образом, уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии являются средством формирования успешности учения школьников. Данная технология представляет собой действенный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет детям самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Одним из критериев успешности обучения является доступность и посильность образовательных технологий. В ТРИЗ-технологии разработаны модели, использование которых позволяет сделать сложный материал более простым для усвоения. Овладев тем или иным алгоритмом, дети легко могут применять его в последующей работе.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.
2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,2000.
3. Селюцкий А.Б., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980.
4. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990.
5. Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №5.
6. Железнова С.В. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. -№3.
В данной работе рассматриваются активные и интерактивные методы обучения и, в частности, использование технологии «Дебаты» как одной из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии. Автор подробно описывает подготовку и проведение дебатов, а также предлагает элемент урока развития речи с использованием данной технологии.
Русецкая Ольга Анатольевна
заместитель директора поУВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Абакан
Технология «дебаты» -интерактивная форма обучения на уроках развития речи
Как можно использовать технологию «Дебаты» для раз вития коммуникативных компетенций учащихся?
Ключевые слова: гражданское образование; активные и интерактивные методы обучения; компетенции; технология «Дебаты».
Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Сегодня России нужны педагогические модели, отвечающие требованиям и системе ценностей гражданского общества, позволяющие сформировать демократическую культуру подрастающих поколений. Сегодня важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме, находить аргументы и контраргументы, выполнять разнообразные роли.
Ясно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей являются активные и интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач.
Применение активных и интерактивных технологий на уроках русского языка, литературы и развития речи повышает интерес к изучаемым предметам, способствует повышению качества обучения, позволяет использовать обучающимся различные источники информации (в том числе и Интернет). Формы воплощения активных методов обучения разнообразны: крутые столы, дискуссии, «мозговые штурмы», различные беседы; к интерактивным методам можно отнести проектную дея-
тельность, ролевые и деловые игры, дебаты. Остановимся подробнее на использовании интерактивных методов.
«При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется - перестает быть центральной, он занимается общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения плана работы, помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащимся необходимо совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга»1. Одна из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии - технология «Дебаты».
Использование интерактивных форм обучения и в частности технологии «Дебаты» на уроках русского языка, литературы и уроках развития речи способствует развитию и воспитанию следующих компетенций:
1. Расширению общекультурного кругозора:
- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
2. Развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
3. Развитию исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать различные версии и мнения;
- собирать доказательную базу и грамотно ее при-
менять.
4. Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
5. Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.
6. Развитию ораторских способностей:
- навыков публичного выступления;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме.
7. Формированию гражданской позиции:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
- способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
- уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям.
«Дебаты» - что это такое? Интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики.
По мнению доктора пед. наук Е.О. Галицких, дебаты - форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:
• в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов; остальные - в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);
• к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
• в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
• каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
• в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
• спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
• эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Структура технологии «Дебаты»2: в игре «Дебаты» участвуют две команды по три - пять игроков в каждой команде. Игроки в команде называются спикерами. Соответственно команде они называются первый, второй, третий спикеры утверждающей команды: У1, У2, УЗ; и первый, второй, третий спикеры отрицающей команда: 01, 02, 03.
Участникам игры сообщается тема для дебатов и дается 5-7 минут для подготовки аргументационной базы, причем делать это тезисно, набросав на бумаге лишь основные моменты (заполнить протокол).
Кроме выступления спикеров, в игре есть раунд перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступающему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для принижения приведенной аргументации.
Различают три вида речей спикеров.
Конструктивная речь У1 и 01. В этой речи пред-
Я
Схема взаимодействия участников дебатов:
а) - последовательность выступлений спикеров;
б) - направленность вопросов спикеров и зрителей.
ставляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление своего блока доказательств, которое определяет структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей стороной и представляет свой блок доказательств. В конструктивной речи должны быть представлены все аспекты и аргументы.
Опровергающая (развивающая) речь У2 и 02. В речах этих спикеров опровергаются аргументы, восстанавливается своя система доказательств после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали. В этих речах не допускаются введения новых аргументов. Спикеры должны развить уже названные аргументы с помощью доказательств, рассуждений и новых поддержек.
Заключительная речь (подведение итогов) УЗ и
03. В этой речи проводится сравнительный анализ игры, поэтому особое внимание обращается на основные противоречия позиций команд. Спикеры как бы подводят итоги дебатам. Для этого УЗ и 03 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты, в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов. Но последний спикер только в том случае сможет выполнить свою задачу, если во время дебатов действительно было столкновение позиций.
После боя начинается голосование, которое состоит из двух частей.
1. Свои комментарии дает экспертное жюри (судьи), которое оценивает ораторские навыки участников (как командные, так и личностные).
2. Голосуют зрители: после боя каждый из них на листке бумаги записывает фамилию и имя наиболее достойного, на их взгляд, оратора и опускает их в специальные урны.
Результаты голосования подсчитываются членами оргкомитета и оглашаются сразу же после его завершения.
В течение одного занятия может проходить несколько подобных боев на различные темы. При этом командный состав судей может меняться.
Технология дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.
Как показывает наш опыт проведения дебатов, их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
В качестве примера приведем элемент урока с использованием технологии «Дебаты».
Элемент урока развития речи в 8 классе
Тема урока: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»..?
Цели урока:
образоеателън ые:
- обучать умению рассуждать, критически мыслить;
- отрабатывать умение ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения; развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- систематизировать полученные ранее знания;
воспитательные:
- формировать умение различать добро и зло;
- воспитывать общекультурные нормы.
Тип занятия: получение новых знаний на основе имеющихся.
Ход урока:
1. Организационный момент. Учитель приветствует обучающихся.
2. Мотивация обучающихся.
Учитель вместе с учениками вспоминает, из какого произведения взята цитата, ставшая темой дебатов. (Трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).
3. Актуализация опорных знаний.
Чтение сцены в трактире. Обсуждение прочитанного.
- Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире?
- Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием?
- В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»?
A) Участники занимают места в следующем порядке:
- в начале аудитории по центру - председатель и секретарь; справа и
слева - команды участников «У», «О»;
- напротив председателя - эксперты;
- в конце аудитории - «зрители»;
Б) Учитель обращает внимание обучающихся на тему и просит подумать, как присутствующими понимаются ключевые слова темы. В случае затруднения секретарь читает определения ключевых слов.
B) Просит сформулировать цель встречи.
Председатель предлагает вниманию присутствующих памятку ведения дискуссии.
4. Дебаты.
Выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первый выступающий выдвигает тезис, называет ключевые понятия и аспекты (категории, ограничивающие рассмотрение проблемы рамками теории). После него выступает главный оратор от оппозиции и формулирует антитезис, а также понятия и аспекты.
Далее вторые участники приводят аргументы в пользу утверждения команды... Последние из участников подытоживают то, что было сказано командой. Председатель может задавать наводящие вопросы, прерывать выступления.
Зрители слушают и делают записи по ходу выступлений. На протяжении всего времени дебатов задают вопросы и дают информацию. Выступающий принимает помощь или отклоняет ее. Каждая команда имеет право взять время на консультацию дуг с другом.
5. Голосование.
После дебатов проводится голосование в пользу выбранной позиции. Должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.
Эксперты ведут протокол деятельности спикеров (оценивается содержание выступления, содержательность ответов на вопросы, культура общения).
6. Выступление экспертов.
7. Рефлексия. Подводятся итоги, анализируется деятельность участников.
Председатель задает следующие вопросы:
- Чьё выступление вам понравилось? Почему?
- Были ли отходы от основной темы? Почему?
- Оцените общую культуру участников.
- Что бы вы предложили изменить в процедуре проведения дискуссии?
- Достигнута ли главная цель?
- А что же сам автор думал по этому поводу? (При наличии времени можно обсудить в аудитории; можно предложить подумать над вопросом дома).
Литература
1. Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006.
2. Гладилина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществоз-нание. 2004. - № 4.
3. Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. — №3.
4. Бычкова Е.Ю. Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.
5. Клёс В.В. Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни II Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009.- №6.