Научная статья на тему '«Де Бирс»: стратегия XXI века?'

«Де Бирс»: стратегия XXI века? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балябин Е. В.

The article deals with the analysis of the current changes in De Beers, a diamond monopolist, from the points of view of its positioning and approach to the world market. A special attention is paid to the process of diversification of the company's business, the main focus shifting from the diamond production towards the retail sale of the jewelry. The company's attempts to overcome adverse market tendencies are considered, as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

De Beers: A XXI Century's Strategy?

The article deals with the analysis of the current changes in De Beers, a diamond monopolist, from the points of view of its positioning and approach to the world market. A special attention is paid to the process of diversification of the company's business, the main focus shifting from the diamond production towards the retail sale of the jewelry. The company's attempts to overcome adverse market tendencies are considered, as well.

Текст научной работы на тему ««Де Бирс»: стратегия XXI века?»

Е.В. Балябин

«ДЕ БИРС»: СТРАТЕГИЯ XXI ВЕКА?

Южноафриканская компания «Де Бирс» относится к числу крупнейших корпораций мира. Как и для большинства компаний такого размера, для «Де Бирс» в течение многих десятилетий было характерно поступательное развитие без значительных всплесков и изменений. Тем самым корпорация гарантировала спокойствие и стабильность на подконтрольном ей рынке необработанных алмазов. Однако конъюнктура рынка алмазов, которая сложилась в последние годы, вынудила «Де Бирс» прибегнуть к активным действиям, направленным на коренное изменение правил игры.

Вплоть до начала 90-х годов XX века «Де Бирс» удавалось регулировать предложение сырья и цены на алмазы. Однако последующие события показали, что положение алмазного монополиста нельзя назвать неуязвимым. Во-первых, существенное давление на цены стали оказывать производители, вышедшие из одноканальной системы сбыта (например, австралийская Argyle). Во-вторых, на рынке, начиная с середины 1990-х годов, стали образовываться излишки алмазов, поступающие из российского Гохрана, а также через нелегальные источники из Африки. В-третьих, экономический кризис в Азии 1997 г. значительно снизил спрос на алмазы.

Понятно, что в этих условиях «Де Бирс» была вынуждена задуматься о диверсификации своего бизнеса. Наиболее очевидным шагом представлялся выход корпорации на рынок бриллиантовых украшений, объем которого (около 56 млрд долл.1) на порядок больше объема рынка необработанных алмазов (около 8 млрд долл.2). К тому же название «Де Бирс» было хорошо известно конечному потребителю благодаря рекламе изделий из бриллиантов, которую проводит корпорация начиная с 1947 г., затрачивая на нее до 170 млн долл. в год.3 Но выход на рынок бриллиантовых украшений был затруднен двумя факторами: во-первых, неблагоприятной репутацией «Де Бирс» из-за сомнительных сделок с африканскими алмазами, а во-вторых, антимонопольным законодательством США.

В 1999 г. американская общественная организация Global Witness опубликовала результаты расследования деятельности UNITA - ангольской антиправительственной группировки. Выяснилось, что UNITA занималась незаконной добычей алмазов, доходы от которой шли на финансирование гражданской войны. «Де Бирс» стали подозревать в скупке «кровавых» алмазов в Анголе, Сьерра-Леоне и ДРК (бывшем Заире).4 В конце прошлого десятилетия компания поспешила закрыть закупочные офисы в упомянутых странах.

Важной для «Де Бирс» стала тенденция смещения центра тяжести розничного рынка бриллиантовых украшений в сторону США. В настоящее время на него приходится более 50 % мировых продаж. Но привлекательный для алмазного гиганта американский рынок был фактически закрыт в соответствии с антимонопольным законодательством.

Стараясь оградить себя от неблагоприятного воздействия этих факторов, «Де Бирс» в июне 2001 г. объявила о новой инициативе, предполагающей совершенно иной подход к рынку алмазов. Она получила название Supplier Of Choice (предпочитаемый поставщик). Эта программа содержит ряд новых принципов работы «Де Бирс», в частности, отказ от роли монополиста и «гаранта» рынка.

© Е.В.Балябин, 2003

Supplier Of Choice при ближайшем рассмотрении оказался тщательно выверенным маркетинговым и имиджевым ходом, суть которого сводится к следующему:

1. Увеличение прозрачности бизнеса с помощью формализации правил отбора «сайтхолдеров» - клиентов корпорации.

2. Устранение Центральной сбытовой организации (ЦСО, торговое подразделение «Де Бирс») и замена ее DTC (Diamond Trading Company), которая будет гарантировать качество и «некровавое» происхождение алмазов для клиентуры.

3. Введение Кодекса торговли (Best Practice Principles) для поддержания высоких стандартов алмазной промышленности. В этом Кодексе «Де Бирс» пытается ввести этические правила добычи и торговли алмазами, в частности, отказ от покупки и продажи «конфликтных» алмазов, запрет на использование детского труда на рудниках и т. д.

Призыв «Де Бирс» к алмазной индустрии отказаться от «кровавых» алмазов дал экспертам повод думать, что «Де Бирс» тем самым пошла на некую сделку с Правительством США. Под давлением СМИ Америка решила навести порядок в Анголе. Проще всего это сделать, прекратив поток денежных средств от торговли алмазами. В этом ей, в принципе, могла помочь именно «Де Бирс», в распоряжении которой имеется уникальная база данных о местах и объемах добычи алмазов, каналах контрабанды и т. д. В обмен на это США могли позволить «Де Бирс» работать на американском рынке, возможно, через подставные фирмы.5 .

16 января 2001 г. в своем пресс-релизе «Де Бирс» сообщила о намерении создать совместное предприятие с одним из лидеров по производству и торговле предметамй роскоши - французской корпорацией Mo6t Hennesy Louis Vuitton (LVMH), владеющей такими торговыми марками, как Christian Dior, Donna Karan, Givenchy, Gucci, TAG Heuer и др.6 Согласно соглашению между корпорациями, группа «Де Бирс» передает вновь образованной совместной компании с LVMH, получившей название Rapids World ltd., права на использование бренда De Beers на рынке предметов роскоши. В совместном пресс-релизе двух компаний от 16 января указывается, что «Де Бирс» не будет вмешиваться в деятельность компании Rapids World ltd., за которой остается право закупать алмазы из любых источников, кроме «Де Бирс».7 Плановые инвестиции в проект составляют порядка 400 млн долл., по 200 млн долл. с каждой стороны.8

25 июля 2001 г. Европейская Комиссия объявила о начале антимонопольного .расследования, заявив, что соглашение Supplier Of Choice нарушает закон о конкуренции. Вместе с тем Еврокомиссия дала согласие на создание СП с LVMH, решив, что действия корпорации не укрепит положение позиции «Де Бирс» на рынке необработанных алмазов.9

Между тем, как считают аналитики, инициативы «Де Бирс» могут серьезно ударить по России. «АЛРОСА», также объявившая о намерении развивать ограночное производство и выйти на мировой рынок бриллиантов, может оказаться не у дел. Российской компании не хватит маркетинговой мощи тягаться с новым СП. К тому же даже потенциально возможный объем производства бриллиантов «АЛРОСОЙ» невелик. Во-первых, большая часть камней, добываемых компанией, относится к так называемому «индийскому товару», для которого характерно невысокое качество и относительно небольшие размеры камней. Выгодно перерабатывает такое сырье только Индия, где значительно дешевле рабочая сила и существуют достаточные мощности для огранки большого количества алмазов. Во-вторых, в условиях конкуренции рынок может сам не принять дополнительное количество крупных дорогих бриллиантов.

Параллельно «Де Бирс» укрепляет свои позиции на рынке необработанных алмазов, заключив в 2000 г. новое пятилетнее соглашение с Debswana (СП между «Де Бирс» и Правительством Ботсваны с долей участия 50/50, которому принадлежат все рудники в этой стране). Согласно этому соглашению Debswana продает всю продукцию «Де Бирс». В свою очередь «Де Бирс» обязывается скупать все произведенные СП алмазы вне зависимости от объемов и качества сырья по установленному прейскуранту.

Аналогичное пятилетнее соглашение заключено и с намибийской Namdeb Diamond Corporation (Proprietary) Limited. Кроме того, согласно существующим контрактам с ВНР (срок окончания - конец 2002 г.) «Де Бирс» получает 35% продукции канадского рудника Ekati. Наконец, 17 декабря 2001 г. был подписан новый пятилетний договор с российской «АЛРОСА», согласно которому российский монополист будет ежегодно продавать «Де Бирс» половину своей нынешней годовой добычи - ачмазов на 800 млн долл. По истечению трех лет действия договора объем поставок может быть снижен.10

Таким образом, «Де Бирс», по-видимому, удастся решить казалось бы неразрешимую задачу удержания большей доли рынка необработанных алмазов, с одной стороны, и выхода на рынок бриллиантов, хотя бы и с помощью Rapids World ltd, с другой стороны.

1 S h о г R. Unlocking The Brand Power Of De Beers' name // www.LVMHDeBeers.com 2ТесленкоВ. Смена декораций в De Beers // Эксперт. 1999. 30 авг. № 32. С. 18-20.

3 De Beers Annual Reports 2000. P. 52 // www.DeBeersGroup.com.

4 A Rough Trade // by Global Witness/ / www.diamonds.net.

5ТесленкоВ. Смена декораций в De Beers. С. 18-20.

6 С a u v i n H. De Beers and LVMH Linking Up in Retail Venture // The New York Times. 2001. Jan. 17.// www.nytimes. com/2001/01/17/business/17Diam.html.

7 Press-Release by LVMH and De Beers Group of Jan. 16,2001// www.LVMHDeBeers.com.

8 De Beers Plans Boutique Chain// The Financial Times of Jul. 26, 2001// www.ft.com.

'ОвсрченкоМ. Еврокомиссия осадила De Beers.// Ведомости. 2001. 26 июля.

“ИгнатоваМ. Якутские алмазы проданы на пять лет вперед // Известия. 2001.18 дек. С. 2.

Статья поступила в редакцию 11 декабря 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.