Научная статья на тему 'Современные тенденции мирового алмазного рынка'

Современные тенденции мирового алмазного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛМАЗНЫЙ РЫНОК / АЛМАЗНОЕ СЫРЬЕ / ДЕ БИРС / СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ / БРИЛЛИАНТ / КОНКУРЕНЦИЯ / ДОБЫЧА / КИМБЕРЛИЙСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагдиева С. С.

В статье раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются алмазодобывающие страны и компании по мере развития рынка. Особое внимание уделено анализу состояния рынка добычи алмазов и основных тенденций его развития на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции мирового алмазного рынка»

Нагдиева С.С.

Аспирантка СПбГПУ Г. Санкт-Петербург [email protected]

Современные тенденции мирового

алмазного рынка.

Аннотация: В статье раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются алмазодобывающие страны и компании по мере развития рынка. Особое внимание уделено анализу состояния рынка добычи алмазов и основных тенденций его развития на современном этапе. Ключевые слова: алмазный рынок, алмазное сырье, Де Бирс, синтетические алмазы, бриллиант, конкуренция, добыча, Кимберлийский процесс. Nagdieva S.S. TRENDS WORLD DIAMOND MARKET

Abstract: In the article current problems faced by the diamond-producing countries and companies are formulated. Special attention is paid to the analysis of market conditions and the main trends of its development at the present stage.

Key words: diamond market, rough diamond, De Beers, synthetic diamonds, brilliant, competition, mining, Kimberley process.

В последние десятилетия на мировом алмазном рынке произошли существенные изменения. Под влиянием таких факторов, как кризис, глобализация, обострение конкуренции, ужесточение антимонопольного законодательства, истощение минерально-сырьевой базы, удорожание процесса производства, стремление стран-производителей сырых алмазов развивать собственную обрабатывающую промышленность и др., формируется новый облик мирового рынка алмазов.

В настоящее время алмазы добываются более чем в 26 странах. Основной объем добычи природных алмазов осуществляют всего восемь стран: Ботсвана, Россия, Канада, Ангола, ЮжноАфриканская Республика, Демократическая Республика Конго, Намибия и Австралия. В процентном соотношении доля каждой страны в общем объеме добычи составляет 24%, 20%, 15%, 12%, 11%, 8%, 6% и 2%,соответственно. Поиск новых месторождений постоянно ведется на всех континентах.[1]

Долевое распределение стран на алмазном рынке в натуральном выражении существенно отличается от денежного. Такая диспропорция объясняется различиями в качестве добываемых алмазов и себестоимости их добычи в разных странах. По стоимости добычи алмазов (более 1 млрд. долларов в год) крупнейшими алмазодобывающими странами мира являются страны БРЮКА: Ботсвана, Россия, ЮАР, Канада и Ангола (см. табл.1).

Таблица 1

Добыча алмазов странами БРЮКА по данным Кимберлийского процесса в 2008-2012 гг. [2]

2GGB 2GG9 2G1G 2G11 2G12

Страна млн. карат млн. долл. млн. карат млн. долл. млн. карат млн. долл. млн. карат млн. долл. млн. карат млн. долл

Ботсвана 26,9 2966,1 21,6 2012,8 23,7 2880,4 22,01 4792,5 23,34 3992,6

Россия 24,4 1607,1 14,7 1229,4 40,4 2781,09 32,34 3811,2 29,8 3897,7

ЮАР 10,14 1484,8 9,54 1018,6 3,75 709,21 6,65 1370,4 8,01 1355,5

Канада 16,47 2416,6 12,005 1543,5 12,18 2406,8 11,21 2679,4 11,11 2156,2

Ангола 7,38 995,4 9,7 791,1 7,17 824,3 8,56 1149,7 9,19 1145,7

Итого по странам БРЮКА 85,29 9470 67,545 6595,4 87,2 9601,8 80,77 13803,2 81,45 12547,7

Итого

все страны по КП 412,3 39059,3 317,5 24997,5 412,9 37551,3 381,3 52182,9 389,5 50271,8

Среди крупнейших алмазных компаний можно выделить АК «АЛРОСА» (Россия), «De Beers», «Rio Tinto» , «BHP Billiton» и «Dominion Diamond».

В 2011 году эти компании и ряд других более мелких произвели 124 млн. карат алмазного сырья общей стоимостью около 15 млрд. долларов.

Производство алмазного сырья в 2012 году превысило показатели 2011 года на 4 %, в то время как доходы от продаж снизились на 18%, в связи с удорожанием процесса производства.

В 2012 году АЛРОСА произвела 34,4 миллиона карат алмазного сырья, тем самым удерживая лидирующие позиции с 2009г. De Beers остается лидером по производству алмазов в стоимостном выражении - 5,5 млрд. долл. в 2012 году. Эти пять крупнейших компаний обеспечивают 78 % дохода от мирового производства алмазного сырья.

В конце 2012 года BHP Billiton продала свой последний алмазный рудник американской компании Harry Winston Diamond Mines Ltd. и тем самым BHP Billiton полностью выходит из алмазного бизнеса (см. табл.2).

Таблица 2.

Производство алмазного сы рья, % [3]

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

ALROSA 21% 21% 23% 27% 27% 28% 27%

De Beers 29% 30% 30% 20% 26% 26% 22%

Rio Tinto 20% 15% 13% 12% 11% 10% 10%

BHP Billiton 1% 2% 2% 3% 2% 2% 1%

Dominion Diamond 2% 3% 2% 2% 2% 2% 2%

Others 27% 29% 32% 36% 32% 30% 38%

Исторически в алмазной отрасли доминировала компания De Beers, которая практически с момента основания (1888г.) вплоть до 90-х годов XX века являлась монополистом на рынке добычи алмазов и контролировала 95% мирового производства алмазов.

Монополия картеля являлась основой стабильности рынка. Компания накапливала запасы алмазов - один из инструментов регулирования рынка, с помощью которого сглаживались конъюнктурные спады. Все издержки по накоплению и хранению запасов алмазов покрывались за счет средств компании. Однако решения Европейской комиссии, направленные на ограничение монопольного положения компании, сильно сократили ее влияние на мировом рынке. Распродажа запасов De Beers привела к перераспределению запасов и их накоплению в гранильных и торговых центрах, т.е. все затраты по их поддержанию легли на участников вторичного рынка.

В настоящее время De Beers производит примерно 40% добываемых в мире алмазов на своих рудниках в Южной Африке, а также в партнерстве с правительствами Ботсваны, Намибии и Танзании. Около 45% от мирового объема добычи (алмазы, добываемые на рудниках De Beers, а также закупаемые в России у компании «АЛРОСА») сортируются и оцениваются «Diamond Trading Company», маркетинговым подразделением De Beers, находящемся в Лондоне.[4]

На современном этапе развития одним из важнейших факторов, характеризующих мировой алмазный рынок, является обострение конкуренции. Это связанно с выходом на рынок новых участников, обладающих большим производственным и финансовым потенциалом, что стало возможным благодаря ужесточению антимонопольного законодательства и снижению влияния De Beers. Кроме того, алмазодобывающим предприятиям приходится конкурировать с компаниями-производителями бриллиантов, реализующими новую стратегию вертикально интегрированного бизнеса, т.е. диверсифицирующими свою деятельность. Некоторые производители изделий с бриллиантами уже интегрированы назад по цепочке создания стоимости, инвестируя в горнодобывающую промышленность. Эта тенденция будет продолжаться.

Следует отметить, что в настоящее время в связи с истощением минерально-сырьевой базы наблюдается сокращение открытой добычи алмазов и ввод подземных рудников. Это стимулирует компании, занимающиеся добычей, к поиску новых месторождений и их разработке, что в конечном итоге приводит к удорожанию процесса производства, а следовательно и росту цен на алмазы и бриллианты. Открытие 11 новых месторождений ожидается до 2023 года, что увеличит объем добычи алмазов на 18 млн. карат. Алмазы и их уникальные физические свойства находят широкое применение в промышленности, в связи со стремительным развитием новых технологий, благодаря чему в последние годы наблюдается высокие темпы роста спроса на технические алмазы. В то же время,

спрос на бриллианты и изделия из них продолжает расти высокими темпами, что в долгосрочной перспективе приведет к значительному разрыву между спросом и предложением. Из этого следует, что компаниям-производителям алмазного сырья необходимо инвестировать в совершенствование технологии добычи алмазов для повышения производительности труда, а также совершенствовать технологии производства синтетических алмазов.

Еще одной современной чертой мирового алмазного рынка является его консолидация и интеграция на всех уровнях, что в дальнейшем позволит максимизировать прибыль, сохранить баланс спроса и предложения на рынке, а также привлечет инвесторов.

Наряду с этим, в настоящее время наблюдается активное проникновение на рынок так называемых «конфликтных» алмазов. Этот термин относится к алмазам, добытым и экспортируемым из определенных регионов Африки, которые все еще разрушаются и опустошаются военными конфликтами. Эти гражданские войны и жестокие вооруженные конфликты провоцируются повстанческими группировками, финансирование которых осуществляется путем незаконной добычи и контрабанды алмазов. Речь идет о таких странах как Ангола, Сьерра-Леоне, Демократическая республика Конго и Либерия.

В связи с этим, национальные правительства, неправительственные организации, группа De Beers и многие другие участники алмазной промышленности пришли к выводу о необходимости создания глобальной системы для предотвращения проникновения на рынок «конфликтных» алмазов. Такая система мер также должна предоставлять потребителям гарантии того, что покупаемые ими бриллианты имеют законное происхождение. Эта система мер получила название «Кимберлийский Процесс». Организация объединяет 81 страну, на ее долю приходится около 99,8% мировой добычи алмазов. Ее деятельность направлена на повышение прозрачности бизнеса и усиление контроля над движением алмазных потоков.

Таким образом, усиление влияния государств и международных организаций на мировом алмазном рынке является одним из важнейших факторов, характеризующих его современное развитие.

Литература:

1. webeconomy.ru Мировая экономика: новости, статьи, статистика, аналитика

2. https://kimberleyprocessstatistics.org/public_statistics

3. http://www.bain.com - материалы сайта

4. http://www.debeersgroup.com/en/About-Us/Locations/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.