ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 837: 89-93
Даурский жулан Lanius isabellinus speculigerus в антропогенных ландшафтах Забайкалья
В. Е. Ивушкин
Вадим Евгеньевич Ивушкин. Иркутская Зоогалерея.
Ул. Байкальская, 54 — 1, Иркутск, 664022, Россия. E-mail: pyrrhula@mail.ru Поступила в редакцию 2 января 2013
Этот вид жулана имеет много названий: буланый, рыжехвостый, кашгарский, даурский (Панов 2008). Выбранное мной название соответствует восточному подвиду Lanius isabellinus speculigerus Tacza-nowski 1874, встречающемуся в сухих степях и полупустынях с зарослями кустарников от Алтая до Забайкалья. Это северо-восточная часть его ареала. Описываемая популяция даурского жулана обнаружена в несвойственных виду, согласно приводимым разными авторами данным (Козлова 1930; Сушкин 1938; Дементьев 1954; Белялов, Березовиков 2004; Панов 2008) биотопах Южного Забайкалья. В этой местности практически нет естественных участков с деревьями или кустарниками. Лишь в населённых пунктах присутствуют насаждения из тополей. Эти же деревья используются и для защиты полей от сильных ветров. Именно такие лесополосы позволили даурскому жулану проникнуть в степные районы, где не обитают другие виды рода.
В Южном Забайкалье даурский жулан гнездится в основном в антропогенных ландшафтах, что не было описано исследователями ранее. В открытой степи очень мало мест для устройства гнёзд, поэтому большинство гнездящихся жуланов встречается населённых пунктах — где сочетаются удобные «наблюдательные посты» и защищённые от хищников и людей удобные для размещения гнёзд места.
Выбирая места поселения в степи, даурский жулан наибольшее предпочтение отдаёт военным объектам с обилием заборов из колючей проволоки. Эти ограждения используются птицами как удобные при-сады для высматривания добычи, а также в качестве «столовых» для разделывания крупных пищевых объектов. Как и большинство других сорокопутов, даурские жуланы накалывают свою добычу на острые шипы, в данном случае — колючей проволоки. По таким «пунктам питания» можно легко обнаружить присутствие этих птиц в обследуемой местности, хотя и сами птицы встречают наблюдателей громкими резкими криками и поэтому хорошо заметны. В качестве пищевых объектов, насаженных на шипы, только у одной пары обнаружены: монгольские жабы Bufo raddei, крупные жуки и перепончатокрылые, землеройки, слётки мелких воробьиных (полевые воробьи и жаворонки).
Наблюдения проводились весной-летом 1988 и весной 1989 года в окрестностях и самом посёлке Досатуй Приаргунского района Читинской области (ныне Забайкальский край). Численность наблюдаемых птиц в подходящих биотопах была довольно высокой для степи — до 2-3 пар на 1 км2. Уточнение определения вида, ввиду моей тогдашней неопытности, проводилось в Иркутском университете по отловленной мною особи (самец). Эта птица прожила у меня всего две недели, так как питалась в основном варёным яйцом и свининой (единственным приемлемым мясом, которое можно было раздобыть в войсковой части, где я проходил срочную службу). Тушка этой птицы хранится в музее кафедры зоологии позвоночных Иркутского университета.
Рис. 1. Гнездовой биотоп даурского жулана. Забайкальск, 5 июля 2009. Фото автора.
Всего было выявлено три типа расположения гнезд даурского жулана: 1) на земле среди густых кустиков полыней или горцов; такие гнёзда располагались неподалёку от заборов из колючей проволоки, как правило, на охраняемой территории, которая практически не посещается людьми; 2) на земле или невысоко над ней (до 1 м) под защитой путанки (заградительных сооружений из проволоки), в скомканных мотках колючей проволоки, заросших травой, в бухтах металлолома из проволоки; 3) на деревьях в аллеях и лесополосах; одно гнездо находилось на тополе на высоте около 6 м.
Большинство осмотренных гнёзд было обнаружено во время насиживания (в среднем 6 яиц). Устройство гнёзд мало отличалось от ранее
описанных другими исследователями, за исключением, пожалуй, лишь большего количества овечьей шерсти и других примесей антропогенного происхождения в выстилке лотка. Можно отметить, что расположение гнёзд в «клубках» колючей проволоки имеет наибольшее преимущество в защите от хищников и позволяет птицам гнездиться в более кормных участках, прямо в населённых пунктах. Одно из таких гнёзд было найдено на небольшом пустыре в самом посёлке, недалеко от тропинки, по которой ежедневно проходило много людей. Это нисколько не смущало птиц, так же как и обилие шныряющих в округе собак. Гнездо, размещенное в небольшом мотке (60x70x40 см) колючей проволоки было настолько плотно защищено, что даже разгибая витки проволоки и изрядно поколовшись, мне не удалось достать до него рукой. Эти колючие сооружения используются птицами и после вылета птенцов: подросшие молодые при малейшей угрозе прячутся в таких укрытиях, пока не научатся хорошо летать.
В связи с резкими переменами в стране с начала 1990-х годов, сокращением и расформированием военных частей Забайкальского военного округа, приводимые наблюдения становятся, наверное, более интересными, так как ситуация кардинально изменилась в худшую для птиц сторону в результате активного сбора металлолома.
Рис. 2. Гнездо даурского жулана в бухте металлолома. 5 июля 2009. Фото автора.
Однако, уже более поздние данные свидетельствуют о том, что выработанная птицами стратегия гнездования все ещё используется. Последнее гнездо, найденное мной 5 июля 2009 на складе металлолома недалеко от таможенного перехода в Забайкальске (рис. 1), располагалось в большой бухте лома (1.5x3x2 м) из мотков толстой проволоки (рис. 2). В гнезде находилось одно неоплодотворенное яйцо, а рядом держались слётки (рис. 3). В этом же месте присутствовали взрослые птицы минимум из двух пар (рис. 4).
Рис. 3. Слётки даурского жулана Ъатш 18аЬеШпш speculigerus. Забайкальск, 5 июля 2009. Фото автора..
Рис. 4. Даурский жулан Ъатш isabellinus speculigerus. Забайкальск, 5 июля 2009. Фото автора.
Таким образом, можно сделать вывод, что общая для большинства жуланов повадка размещать гнёзда под прикрытием естественных укрытий из густого кустарника или валежника в условиях недостатка пригодных для гнездования мест в степи трансформировалась, и птицы стали использовать с этой целью техногенные ландшафты. Гнездование в таких условиях значительно повысило успешность размножения даурского жулана и дало ему возможность осваивать открытые пространства, лишённые древесной растительности.
Литер атур а
Белялов О.В., Березовиков Н.И. 2004. Кашгарский жулан Lanius isabeUmш // Каз. ор-нитол. бюл.: 182-183.
Дементьев Г.П. 1954. Семейство сорокопутовые ЬапШае // Птицы Советского Союза. М., 6: 5-57.
Козлова Е.В. 1930. Птицы Юго-Западного Забайкалья, Северной Монголии и Центральной Гоби. Л.: 1-396.
Панов Е.Н. 2008. Сорокопуты мировой фауны: экология, поведение, эволюция. М.: 1-650. Сушкин П.П. 1938. Птицы Светского Алтая и прилежащих частей Северо-Западной Монголии. М.; Л., 2: 1-433.