Научная статья на тему 'Датское направление в зарубежном и российском музыкознании'

Датское направление в зарубежном и российском музыкознании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка Дании / датская национальная композиторская школа / Золотой век Дании / датско-немецкие связи / история зарубежной музыки. / music of Denmark / Danish national school of composers / Danish Golden Age / Danish-German relations / history of foreign music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хонякина Елена Александровна

Статья посвящена обзору и систематизации иностранных и отечественных научных трудов о датской музыкальной культуре преимущественно эпохи романтизма. Рассматривается традиция изучения датской национальной композиторской школы и её ведущих представителей — композиторов и исследователей. Излагаются основные векторы развития датской национальной мысли, внимание уделяется интересу иностранцев, особенно немецких учёных, к изучению музыки Дании, начиная с последней трети XIX в. Обозначается круг исследователей, среди которых А. Хаммерих, Н. М. Йенсен, К. О. Бруун, Н. Шёрринг, Г. Брандес, Дж. Гиссель, С. Сёренсен, М. Маттер, А. Селенца. Отмечается, что в российском музыкознании датское направление возникает только с последней четверти XX в. Оно представлено работами Н. Н. Мохова, Н. Л. Мамонтовой, Д. В. Белянского и др. Анализ современного состояния датского направления отечественной музыкальной науки позволяет сделать вывод о существовании множества лакун, которые требуют специального внимания в монографическом и жанрово-стилевом аспектах. Обозреваемый в статье пласт исследовательской литературы направлен на формирование историографического базиса для дальнейших научных изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Danish Direction in Foreign and Russian Musicology

The article is devoted to the review and systematization of foreign and domestic scientific works on Danish musical culture, mainly of the Romantic era. The tradition of studying the Danish national school of composition and its representatives — composers and researcher — is considered. The main vectors of the Danish national thought development are outlined, focusing on the interest of foreigners, especially German scientists, in the study of Danish music, starting from the last third of the 19th century. Among researchers are mentioned A. Hammerich, N. M. Jensen, K. Ae. Bruun, N. Schiørring, G. Brandes, J. Gissel, S. Sørensen, M. Matter, A. Celenza. It is noted that in Russian musicology, the Danish direction appeared only in the last quarter of the 20th century. It is represented by the works of N. N. Mokhov, N. L. Mamontova, D. V. Belyanskiy and others. Analysis of the current state of the Danish direction of Russian musical science allows us to conclude that there are gaps requiring special attention to monographic and genre-style aspects. The layer of research literature reviewed in the article can provide a historiographic basis for scientific research.

Текст научной работы на тему «Датское направление в зарубежном и российском музыкознании»

Хонякина Елена Александровна, аспирант кафедры истории музыки, документовед методического отдела Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Khoniakina Elena Aleksandrovna, Postgraduate at the Department of Music History, document manager ofthe methodological department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire

E-mail: lenokh98@mail.ru

ДАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНОМ И РОССИЙСКОМ МУЗЫКОЗНАНИИ

Статья посвящена обзору и систематизации иностранных и отечественных научных трудов о датской музыкальной культуре преимущественно эпохи романтизма. Рассматривается традиция изучения датской национальной композиторской школы и её ведущих представителей — композиторов и исследователей. Излагаются основные векторы развития датской национальной мысли, внимание уделяется интересу иностранцев, особенно немецких учёных, к изучению музыки Дании, начиная с последней трети XIX в. Обозначается круг исследователей, среди которых А. Хаммерих, Н. М. Йенсен, К. О. Бруун, Н. Шёрринг, Г. Брандес, Дж. Гиссель, С. Сёренсен, М. Маттер, А. Селенца. Отмечается, что в российском музыкознании датское направление возникает только с последней четверти XX в. Оно представлено работами Н. Н. Мохова, Н. Л. Мамонтовой, Д. В. Белянского и др. Анализ современного состояния датского направления отечественной музыкальной науки позволяет сделать вывод о существовании множества лакун, которые требуют специального внимания в монографическом и жанро-во-стилевом аспектах. Обозреваемый в статье пласт исследовательской литературы направлен на формирование историографического базиса для дальнейших научных изысканий.

Ключевые слова: музыка Дании, датская национальная композиторская школа, Золотой век Дании, датско-немецкие связи, история зарубежной музыки.

DANISH DIRECTION IN FOREIGN AND RUSSIAN MUSICOLOGY

The article is devoted to the review and systematization of foreign and domestic scientific works on Danish musical culture, mainly of the Romantic era. The tradition of studying the Danish national school of composition and its representatives — composers and researcher — is considered. The main vectors of the Danish national thought development are outlined, focusing on the interest of foreigners, especially German scientists, in the study of Danish music, starting from the last third of the 19th century. Among researchers are mentioned A. Hammerich, N. M. Jensen, K. Ae. Bruun, N. Schi0rring, G. Brandes, J. Gissel, S. S0rensen, M. Matter, A. Celenza. It is noted that in Russian musicology, the Danish direction appeared only in the last quarter of the 20th century. It is represented by the works of N. N. Mokhov, N. L. Mamontova, D. V. Belyanskiy and others. Analysis of the current state of the Danish direction of Russian musical science allows us to conclude that there are gaps requiring special attention to monographic and genre-style aspects. The layer of research literature reviewed in the article can provide a historiographic basis for scientific research.

Key words: music of Denmark, Danish national school of composers, Danish Golden Age, Danish-German relations, history of foreign music.

В современном российском историческом музыкознании своеобразной terra incognita является музыкальная культура Дании. Среди скандинавских национальных композиторских школ, в сравнении с прочно удерживающей лидирующие позиции Норвегией (прежде всего, в отношении норвежского романтизма и фигуры Э. Грига), датская музыка незаслуженно «отодвинута» на крайний план и представлена чрезвычайно скудно и в отечественной науке и, тем более, в музыкальном образовании1. На наш взгляд, настало время изменить определённые стереотипные представления и актуализировать вопрос изучения датского музыкального искусства как одной из самобытных национальных традиций в контексте североевропейской композиторской культуры. Цель настоящей статьи связана с историографическим обзором исследований о музыке Дании (обозначим этот научный вектор датским направлением). Безусловно, истоки научной мысли здесь принадлежат зарубежному музыкознанию рубежа XIX-XX вв., тогда как интерес российских учёных возник относительно недавно — только в последней

четверти XX в. В этой связи возникает вопрос о современном состоянии датского направления зарубежного и отечественного музыкознания, который и определяет предмет нашего исследования.

К концу XIX в. в датской культуре обозначилась проблема, связанная с отсутствием профессиональной литературы, обозревающей целостную историю развития музыкального искусства страны. На тот момент был известен ряд работ, среди которых следует выделить 13 трактатов датско-немецкого музыканта Карла Августа Тило (1707-1763), посвященных музыкальному театру, вопросам восприятия слушателями музыки и обучения любителей основам игры на фортепиано, и изданный в 1886 г. труд датского музыковеда Вильгельма Карла Равна (1836-1905) «Концерты и музыкальные коллективы в более ранние времена» о музыкальной культуре XVIII в.

Знаменательной работой рубежа XIX-XX вв., положившей начало активизации интереса к национальной музыкальной истории, стала первая в Дании докторская диссертация датского виолончелиста, музыковеда и

1 В частности, такова ситуация в курсах истории зарубежной музыки российских музыкальных вузов.

54

музыкального деятеля Ангула Хаммериха (1845-1931), защищённая в 1892 г., о музыке и музыкантах при дворе Христиана IV (1577-1648) [30, с. 131-132]. Внимание исследователя к 59-летнему периоду правления короля обусловлено расцветом в различных сферах жизни датского общества конца XVI — начала XVII вв., в том числе и в искусстве. Как сообщает исследователь североевропейской культуры М. И. Безрукова-Долма-товская, «в период правления Кристиана IV не только архитектура, но и изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство переживало подъем. Конечно, в основном работы выполнялись иностранными мастерами, которых из разных стран — Нидерландов, Германии, Италии — щедро приглашал Кристиан IV» [1, с. 401], однако музыкального искусства этот процесс коснулся в меньшей степени. Помимо исследования по данной теме, А. Хаммерих также написал исторический очерк о 25-летии деятельности Копенгагенской консерватории, основанной в 1867 г.

Выдающаяся фигура в истории датского музыкознания, А. Хаммерих стал первым профессором истории музыки в Дании. Он вёл педагогическую деятельность в Копенгагенском университете, который в своё время окончил, и сформировал датскую музыковедческую школу. Его ученики продолжили заложенные педагогом научные традиции в направлении изучения отечественной музыкальной культуры, а также ряда зарубежных стран (Италия, Нидерланды, Англия, Россия). В 20-е гг. XX в. последователями А. Хаммериха были написаны и защищены диссертации, из которых отметим исследования по датской проблематике: «О романских и германских элементах в григорианском пении и народной песне в Дании» Эрика Абрахамсена (1923); «О датских зингшпилях XVIII в.» Торбена Крога (1924) [30, с. 132-133]. Немного ранее, в 1908 г. была издана книга Карла Тренеса «Со времен Хофвиолон»2, обозревающая 200-летней период музыкального искусства Дании со второй половины XVII в. до середины XIX в.

Первые датские музыковеды оставили научные труды, которые послужили импульсом для дальнейшего исследования датчанами музыкального искусства своей страны. Периодом всплеска данного научного направления стала вторая половина XX в., когда начался процесс систематического изучения музыки Дании. В1964 г. вышла в свет первая специальная работа Ниль-са Мартина Йенсена «О датском романтизме 1800-1850», в которой раскрываются особенности Золотого века датского искусства в различных его сферах. Существенный вклад в музыкально-историческую науку внёс музыковед и критик Кай Оге Бруун (1899-1971), два тома работ которого охватывают период от Людвига Холберга (1684-1754) — известного норвежско-датского драматурга эпохи Просвещения, создателя датской драмы [4, с. 17-18] — до Карла Нильсена, то есть с середины XVIII в. до 1930-х гг.

Обобщением научных изысканий стал трёхтомный

фундаментальный труд Нильса Шёрринга «История музыки Дании», изданный в 1977-1978 гг., который считается первым «классическим» датским учебником. Он открывается описанием существующей на начало ХХ в. специализированной литературы и впервые охватывает обширное историческое пространство, представляя этапы развития музыкальной культуры страны от эпохи викингов (около VIII в.) до третьей четверти ХХ столетия. Творческие портреты композиторов и музыкантов, деятельность учреждений, музыкальные жанры рассматриваются в широком духовно-социальном контексте. Анализ этого исследования осуществил датский историк Андрес Монрад Мюллер (1980) [30].

Музыковедческая литература постепенно пополнялась статьями и эссе датских и других скандинавских учёных. Среди них, например, работа шведского исследователя Финна Матиассена «Наше искусство называется Поэзия» (1971) [28], главным достоинством которой является подробный анализ увертюры знаменитого датского симфониста Нильса Гаде (1817-1890) «Отзвуки Оссина», с описанием формы и композиционных закономерностей, тембровой,тональной и тематической драматургии. Основные темы сочинения рассматриваются в их связи с народным мелосом — кельтским и скандинавским. В числе других выделим статью датского музыковеда Джона Гисселя «Нордическая линия в датской музыке» (1999) [23]. В ней автор утверждает, что нордическая линия является особой характеристикой, которая не заключается только в романтической национальной концепции, а воплощается благодаря определённой древней скандинавской образности — викингской: холодной, в какой-то степени отчуждённой, но в то же время воинственной, агрессивной, героической. Всё это представлено в обращении композиторов к истории родной страны и скандинавского региона в целом, к народным музыкальным традициям. В работе привлечён широкий историко-художественный контекст — с 1750-й по 1920-й г., достаточно рельефно показаны связи датской и иностранных культур. Причём Дж. Гиссель рассматривает нордическое именно как североевропейское, включающее скандинавскую и кельтскую традиции, то есть культурное взаимодействие на макроуровне.

В 2002 г. Королевская датская библиотека (Det Kongelige ВШ1^ек) на официальном сайте опубликовала цикл лекций, посвящённых основным тенденциям в искусстве Дании со второй половины XIX в. до конца первой четверти XX столетия. Рубрика получила название «Письменный стол Георга Брандеса» по авторству первой лекции, принадлежавшей знаменитому литературоведу и критику Г. Брандесу (1842-1927), к которой добавляются документы, лекции, статьи современных учёных. Материалы организованы по тематическим главам. Лекции о музыке, включённые в пятую главу, составлены двумя датскими исследователями — Анне Ёрбек Йенсен и Клаусом Рёллум-Ларсеном. Три рабо-

2 Хофвиолоном в Дании с 1655 г. обозначалась должность придворного скрипача, которая считается предшественником современной должности музыканта Королевской Капеллы.

ты А. Ё. Йенсен посвящены опере «Король и маршал» немецко-датского композитора Петера Хейза (18301879) [26], датским музыкальным журналам и критике второй половины XIX в. [25], освещению творческого пути датской женщины-композитора Хильды Сехе-стед (1858-1936) [24]. В двух статьях К. Рёллум-Ларсена представлены биография и музыкальное наследие датского композитора Христиана Фредерика Эмиля Хорнемана (1840-1906) [31] и датского композитора и органиста Томаса Лауба (1852-1927), осуществившего реформу исполнения церковных гимнов [32].

Отдельным вопросом в современном датском музыкознании является тема датско-немецких связей, где также исторически сложилась своя парадигма. Речь идёт о том, что в Дании к концу XVIII в. профессиональный контингент в большинстве своём состоял из иностранных специалистов, для которых пребывание в чужой стране было моментом временным (лишь немногие из них обосновались окончательно). Такая миграция немцев в Данию наблюдалась не только в области культуры, но в других сферах деятельности, что иногда вызывало возмущение местного населения. «В Копенгагене часто происходили выступления против засилья иностранцев, в основном немецких правительственных чиновников, принадлежащих, как правило, к дворянскому сословию» [13, с. 271-272].

Датско-немецкие связи были широко распространены в музыкальной среде, но здесь они не носили такого конфликтного характера. Многие датские композиторы имели немецкое происхождение, например, Фридрих Кулау (1786-1832), Фридрих Вейзе (1774-1842), представители династии Хартманов. В свою очередь, датские музыканты, как правило, обучались заграницей, в основном в Германии, поскольку на родине у них не было возможности получить высокую квалификацию и заявить своё исполнительское искусство на международной арене. Именно тесные датско-немецкие взаимоотношения в последующем послужат импульсом, во-первых, к изучению музыки Дании европейскими музыкантами и музыковедами, среди которых ведущие позиции займут немецкие исследователи, а во-вторых, самими датчанами, проявившими интерес к теме культурного обмена с соседней страной. Данное направление интенсивно развивается уже во второй половине XX — начале XXI вв.

В 1954 г. появилась диссертация Сорена Сёренсена «Вокальная церковная музыка Дитриха Букстехуде». Фигура композитора-соотечественника является особой гордостью датчан, поскольку Д. Букстехуде родился в датском городе Хельсинборге, который в настоящее время находится на территории Швеции. По другой версии место его рождения — город Бад-Ольдеслоэ, который также относился к Датскому королевству (ныне Германия). Период детства Букстехуде попадает на поздние годы правления Кристиана IV. До 1668 г. композитор работал в городах Дании, а после связал свою жизнь с Любеком. С. Сёренсен в диссертации рассматривает творчество Д. Букстехуде именно в контексте датского

музыкального искусства.

Вехой в развитии датско-немецкого направления стало издание «Избирательное родство. Два века музыкального взаимодействия между Данией и Германией», подготовленное коллективом авторов и выпущенное в 2004 г. [27]. В фундаментальном труде, состоящем из 14 глав, описывается практически вся история взаимоотношений датских и немецких композиторов и музыкантов, организаций и образовательных учреждений в музыкальной сфере, рассматриваются связи в области театральной, симфонической, камерной музыки. Отдельные главы посвящены самым крупным композиторам — Ф. Вейзе и Ф. Кулау (глава 6), Н. Гаде (глава 7), Р. Вагнеру (глава 12) и К. Нильсену (глава 14). При этом отметим, что династия Хартманов, к сожалению, осталась без должного внимания.

Существенный вклад в изучение творчества Н. Гаде внес немецкий исследователь Михаэль Маттер, опубликовавший в 2012 г. труд «Нильс В. Гаде и "нордический тон": прецедент музыкальной истории» [29], где подробно представлено раннее симфоническое творчество датского композитора-романтика, тогда как его поздние симфонии рассмотрены более компактно. Ценность работы состоит также в использовании фрагментов писем Н. Гаде с высказываниями композитора о своих произведениях.

Датские композиторы, безусловно, привлекли внимание других зарубежных музыковедов современности. В частности, фигура Н. Гаде нашла своего исследователя в лице американского искусствоведа Анны Селенца, которая написала ряд трудов о Н. Гаде как о космополите датчан [20], о его раннем симфоническом творчестве [22], об увертюре «Отзвуки Оссиана» [17] и Восьмой симфонии [21], две работы о роли творчества Ханса Христиана Андерсена в музыкальном искусстве [18; 19].

В российском музыкознании датское направление начало формироваться достаточно недавно, причём исследования отличаются довольно избирательной тематикой. В такой ситуации неизбежна масса лакун в отношении изысканий о датском искусстве в целом. Отчасти это может быть объяснено тем, что создаваемые с начала XX столетия труды иностранных учёных не были переведены на русский язык. Первопроходцами стали Р. И. Грубер и Б. В. Асафьев: первый осуществил перевод важного труда «Симфония от Бетховена до Малера» Пауля Беккера, второй выступил редактором и автором предисловия к этому изданию. В работе имеется раздел об искусстве Скандинавии, где упоминается датская музыка. Важно, что П. Беккер обозначил фигуру Н. Гаде, отметив при этом, что скандинавская композиторская школа берёт истоки именно из немецкой линии европейской музыки [3, с. 26].

В последующие десятилетия музыка Дании совершенно не привлекала внимание российских музыковедов.

Основоположником датского направления отечественной музыкальной науки можно считать Н. Н. Мохо-ва, который в 1983 г. защитил кандидатскую диссерта-

цию «Симфоническое творчество Карла Нильсена и его значение для скандинавской музыки XX столетия» [12]. В труде Н. Н. Мохов опирается на широкий круг зарубежных источников, впервые введённых им в российский научный обиход. Это работы К. О. Брууна, С. М. Кри-стенсена, Э. Брюлля, К. Лаукса, Р. Лэйтона, К. Стоуна, двухтомная монография Т. Майера и Ф. Ш. Петерсена «Карл Нильсен, художник и человек», посвящённые К. Нильсену сборники статьей, письма композитора. Помимо главного объекта исследования музыковед затрагивает целый ряд вопросов, связанных с историей музыки Дании. В преддверие диссертации им был опубликован ряд статей, в том числе «Некоторые страницы датской музыки» (1980) [11].

Н. Н. Мохов заложил исследовательский вектор, связанный с датской симфонической школой XX века и её лидером К. Нильсеном. После первой диссертации в течение 40 лет изредка появлялись статьи обзорного или жанрово-монографического характера. Таковы, например, публикации Н. Н. Мохова о музыки Дании в труде «История Дании с древнейших времен до начала XX века» [10] и Л. Б. Кириллиной о музыкальной культуре Скандинавии в третьем томе «Истории искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века» (2004) [7], Л. Згары «Руд Ланггор в музыкально-эстетическом контексте своего времени (эстетика Ланггора как антипод эстетики Карла Нильсена)» (1998) [6]. Имеются статьи о творчестве известного датского балетмейстера XIX в. Августа Бурнонвиля М. И. Безруковой-Долматовской [2] и А. П. Груцыно-вой [5], об органном творчестве Н. Гаде и И. Хартмана С. Ф. Коперской [8]. В 2007 г. Н. Л. Мамонтовой была защищена кандидатская диссертация на тему «Карл Нильсен. Инструментальное творчество» [9], где обозревается творческий путь композитора и его симфоническое наследие, рассматриваются три инструментальных концерта (для скрипки, флейты и кларнета), а также камерно-инструментальные и фортепианные произведения. Исследователю принадлежат статьи и тезисы докладов, воссоздающие творческий облик датского композитора, представляющие его театральные и симфонические сочинения.

Новейшим исследованием стала кандидатская диссертация Д. В. Белянского «Золотой век культуры Дании. Музыка в ряду искусств», защищённая в Московской консерватории в 2021 г. [4], в которой освещены характерные черты датского романтизма, связанные со средневековой — викингской — культурой и религией скандинавского региона, уделено значительное внимание эстетике и поэтике датского искусства, рассмотрен вопрос связи с фольклором и эпосом в датской культуре. Интересным аспектом диссертации являются творческие параллели деятелей музыкального искусства Дании и стран Центральной Европы. Из крупных фигур датской культуры показан А. П. Берггрен как собиратель песенного фольклора и два ведущих деятеля датской литературы — А. Г. Эленшлегер и Х. Х. Андерсен. В череде имён музыкантов и композиторов исследователем вы-

делены создатель первой датской романтической оперы «Маленькая Кирстен» Й. П. Э. Хартман (1805-1900) и симфонист Н. Гаде, как «два ключевых композитора Золотого века Дании» [4, с. 14], представлены их творческие портреты, дана аналитическая характеристика ряда произведений. В целом, Д. В. Белянским был сделан первый основательный шаг на пути к подробному изучению датской музыки XIX в. и творчеству её главных представителей.

Одновременно с исследовательской деятельностью Д. В. Белянского научный интерес к датской музыке

XIX в. возник у новосибирских музыковедов. Некоторые результаты изысканий нашли отражение в статьях о развитии романтизма в художественной культуре Дании [16] и творческом пути Н. Гаде [15]. Применительно к ранним симфониям композитора, где ярко выражен скандинавский и датский колорит, предложена концепция «равнинности», которая «выступает архаическим символом данов и проецируется на особенности датского менталитета, характеризующегося спокойствием, уравновешенностью и глубоким единством сприродой» [14, с. 33].

Подводя итог рассмотрению вопроса о состоянии изученности датской музыки, отметим следующее. В Дании это «родное» направление музыкознания складывалось постепенно, период спорадического накопления знания датчан относительно своей национальной культуры в XVШ-XIX вв. привёл к появлению первых фундаментальных трудов В. К. Равна и А. Хаммериха на рубеже XIX-XX вв. Этот импульс был подхвачен их последователями и активно развивался до первой четверти

XX в. Следующий мощный подъём исследовательского интереса датчан к истории музыкального искусства страны начинается со второй половины XX в. Он связан с систематической работой в данном направлении, расширением проблемных горизонтов: датско-немецкие связи, викингское прошлое и нордическая тема, Золотой век искусства Дании, лидеры датской композиторской школы и их наследие, взгляд на национальную музыку как компонент единой скандинавской и североевропейской культуры. При этом в развитии датского музыкознания наблюдается «центробежная» тематическая направленность от центральных историко-панорамных исследований, классическими образцами которых выступают труды К. О. Брууна и Н. Шёрринга, к работам с «точечным» интересом к явлениям, вершинным опусам и выдающимся фигурам, в числе которых Ф. Вейзе, Ф. Кулау, П. Хейз, Н. Гаде, К. Нильсен. Датская музыка становится предметом активного изучения зарубежными искусствоведами, такими как М. Маттер, А. Селенца.

В этот же период в российском историческом музыкознании датское направление заявляет о себе диссертацией Н. Н. Мохова 1983 г. Но, несмотря на 40-летний период научных изысканий в этой области, она всё ещё находится на периферии исследовательского внимания, и потому, в сущности, на начальном этапе развития, поскольку представлена тремя диссертациями (две о К. Нильсене и одна о Золотом веке Дании, с обращени-

ем к творчеству Н. Гаде и И. Хартмана) и рядом статей преимущественно локальной проблематики. Восполнение множества лакун, как в монографическом, так и

в историческом жанрово-стилевом аспектах, видится нами в качестве первостепенной задачи датского направления отечественного музыкознания.

Литература

1. Безрукова-Долматовская М. И. Архитектура и изобразительное искусство // История Дании с древнейших времен до начала XX века / отв. ред. О. В. Чернышева. М.: Наука, 1996. С. 394-411.

2. Безрукова-Долматовская М. И. Балет А. Бурнонвиля // История Дании с древнейших времен до начала XX века / отв. ред. О. В. Чернышева. М.: Наука, 1996. С. 416-419.

3. Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера / Пер. Р. Грубера. Л.: Тритон, 1926. 63 с.

4. Белянский Д. Б. Золотой век культуры Дании. Музыка в ряду искусств: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2021. 297 с.

5. Груцынова А. П. «Из Сибири в Москву»: русская история в датском переводе // Альманах современной науки и образования. М., 2013. С. 48-51.

6. Згара Л. Руд Ланггор в музыкально-эстетическом контексте своего времени (эстетика Ланггора как антипод эстетики Карла Нильсена) // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран. Петрозаводск, СПб., 1998. С. 112-122.

7. Кириллина Л. Б. Музыка // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Кн. 3. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 131-142.

8. Коперская С. Ф. Органное творчество Н. В. Гаде и Й.П.Э.Хартмана в контексте музыкальной культуры Дании XIX века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40. С. 133-138.

9. Мамонтова Н. Л. Карл Нильсен. Инструментальное творчество: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2007. 22 с.

10. Мохов Н. Н. Музыка // История Дании с древнейших времен до начала XX века / отв. ред. О. В. Чернышева. М.: Наука, 1996. С. 411-416.

11. Мохов Н. Н. Некоторые страницы истории датской музыки // Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки. М., 1980. С. 148166.

12. Мохов Н. Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена и его значение для скандинавской музыки ХХ столетия: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1983. 234 с.

13. Палудан Х., Ульсиг Э., Расмуссен К. П. История Дании / под ред. С. Буск, Х. Поульсен. М.: Весь мир, 2007. 592 с.

14. Хонякина Е. А., Светлова О. А. Концепция «равнинно-сти» и её претворение в ранних симфониях Нильса Вильгельма Гаде // Вестник музыкальной науки. 2021. № 3. С. 29-42.

15. Хонякина Е. А. Творческий путь Нильса Гаде в контексте датского романтизма // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. 2021. № 1. С. 131-138. URL: Ы*р://поета. nsuada.ru/publication_files/lTzl-RFIvd-ZxG0.pdf (дата обращения: 29.04.2021).

16. Хонякина Е. А. Формирование и развитие романтизма в художественной культуре Дании // Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых: Сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. (16-17 окт. 2019 г.). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2019. С. 162-171.

17. Celenza A. Efterklangeaf Ossian: The Reception of James Macpherson's Poems of Ossian in Denmark's Literature, Art, and Music // Scandinavian studies. 1998. № 70 (3). P. 359-396.

18. Celenza A. Hans Christian Andersen and Music: The Nightingale Revealed. New York: Routledge, 2017. 282 p.

19. Celenza A. Music history as reflected in the works of Hans Christian Andersen // Music's Intellectual History: Founders, Followers & Fads / ed. by Zdravko Blazekovic & Barbara Dobbs Mackenzie. New York: Répertoire International de Littérature Musicale, 2009. P. 183-193.

20. Celenza A. Niels W. Gade: The Cosmopolitan Dane // Organists' review. 2008. № 94. P. 33-36.

21. Celenza A. Symphony no. 8 op. 47 // Quarterly journal ofthe Music Library Association. 1999. 56 (2). P. 494-496.

22. Celenza A. The Early Works of Niels W. Gade: In Search ofthe Poetic. Burlington: Ashgate, 2001. xvi, 251 p.

23. Gissel J. A. P. Den nordiske linie i dansk music // Fortid og Nutid. 1999. Dec. S. 281-304.

24. Jensen A. 0. Hilda Sehested (1858-1936) // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http:// wayback-01.kb.dk/wayback/20100916143812/http://www2. kb.dk/elib/mss/dmg/musik/sehe/index.htm (дата обращения: 05.12.2022).

25. Jensen A. 0. Musiktidsskrifter og musikkritik // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http:// wayback-01.kb.dk/wayback/20100916143951/http://www2. kb.dk/elib/mss/dmg/musik/tids/index.htm (дата обращения:

05.12.2022).

26. Jensen A. 0. Peter Heise: Drot og Marsk — en opera i skille-linien // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http://wayback-01.kb.dk/wayback/20100916143234/ http://www2.kb.dk/elib/mss/dmg/musik/heise/index.htm (дата обращения: 05.12.2022).

27. Jensen A. 0., R0llum-Larsen C., S0rensen I. Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland / Krabbe N. K0benhavn: Det Kongelige Bibliotek, 2004. 118 s.

28. Mathiassen F.Unsre Kunsthe ist Poesie. Om Niels W. Gades Ossian-ouverture // Svensktidskrift för musicforsk-ning, 1971. S3: 73. S. 67-77. URL: https://musikforskning.se/ stm/STM1971/STM1971Mathiassen.pdf (дата обращения:

30.01.2023).

29. Matter M. Niels W. Gade und der «nordische Ton»: ein music geschichtlicher Präzedenzfall. Zurich: University of Zurich, 2012. 284 s.

30. M0ller A. M. Nils Schi0rring: Musikkens Historie i Danmark 1-3 // Historisk Tidsskrift. 1980. Bind 14. Rœkke 1. S. 131139.

31. R0llum-Larsen C. C. F. E. Horneman // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http://wayback-01. kb.dk/wayback/20100916143416/http://www2.kb.dk/ elib/mss/dmg/musik/horn/index.htm (дата обращения: 05.12.2022).

32. R0llum-Larsen C. Thomas Laub og salmesangsrefor-men // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http://wayback-01.kb.dk/wayback/20100916143709/ http://www2.kb.dk/elib/mss/dmg/musik/laub/index.htm

(дата обращения: 05.12.2022).

References

1. Bezrukova-Dolmatovskaya M. I. Arkhitektura i izobrazi-tel'noye iskusstvo [Architecture and visual arts] // Istoriya Danii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka [History of Denmark from ancient times to the beginning of the 20th century]. M.: Nauka, 1996. P. 394-411.

2. Bezrukova-Dolmatovskaya M. I. Balet A. Burnonvilya [Ballet by A. Bournonville] // Istoriya Danii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka [History of Denmark from ancient times tothe beginning of the 20th century]. M.: Nauka, 1996. P. 416419.

3. Bekker P. Simfoniya ot Betkhovena do Malera [Symphony from Beethoven to Mahler]. L.: Triton, 1926. 63 p.

4. Belyanskiy D. V. Zolotoy vek kul'tury Danii. Muzyka v ryadu iskusstv [Golden age of Danish culture. Music among other arts]. M., 2021. 297 p.

5. Grutsynova A. P. «Iz Sibiri v Moskvu»: russkaya istoriya v datskom perevode [«From Siberia to Moscow»: Russian history in Danish translation] // Al'manakh sovremennoy nauki i obra-zovaniya [Almanac of modern science and education]. M., 2013. P. 48-51.

6. Zgara L. Rud Langgor v muzykal'no-esteticheskom kontek-ste svoyego vremeni (estetika Langgora kak antipod estetiki Kar-la Nil'sena) [Rud Langgaard in the musical and aesthetic context of his time (Langgaard's aesthetics as an antipode to Carl Nielsen's aesthetics)] // O muzyke kompozitorov Finlyandii i skan-dinavskikh stran [About the music of Finnish and Scandinavian composers]. Petrozavodsk, SPb., 1998. P. 112-122.

7. Kirillina L. B. Muzyka [Music] // Istoriya iskusstv stran Yev-ropy ot Vozrozhdeniya do nachala XX veka [History of the arts ofEuropean countries from the Renaissance to the beginning ofthe 20th century]. Book 3. SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004. 416 p.

8. Koperskaya S. F. Organnoye tvorchestvo N. V. Gade i Y. P. E. Khartmana v kontekste muzykal'noy kul'tury Danii XIXveka [Organ art of N. V. Gade and J. P. E. Hartman in the context of the musical culture of Denmark in the 19th century] // Iz-vestiya RGPU im. A. I. Gertsena [News of RGPU n. a. A. I. Herzen]. 2007. № 40. P. 133-138.

9. Mamontova N. L. Karl Nil'sen. Instrumental'noye tvorchestvo [Carl Nielsen. Instrumental creativity]: M., 2007. 22 p.

10. Mokhov N. N. Muzyka [Music] // Istoriya Danii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka [History of Denmark from ancient times to the beginning of the 20th century]. M.: Nauka, 1996. P. 411-416.

11. Mokhov N. N. Nekotoryye stranitsy istorii datskoy muzyki [Some pages of the history of Danish music] // Issledovaniya is-toricheskogo protsessa klassicheskoy i sovremennoy zarubezh-noy muzyki [Studies of the historical process of classical and modern foreign music]. M., 1980. P. 148-166.

12. Mokhov N. N. Simfonicheskoye tvorchestvo Karla Nil'sena i yego znacheniye dlya skandinavskoy muzyki XX stoletiya [Symphonic works of Carl Nielsen and its significance for Scandinavian music of the twentieth century]. M., 1983. 243 p.

13. Paludan H., Ulsig E., Rasmussen C. P. Istoriya Danii [History of Denmark]. M.: Vesv mir, 2007. 592 p.

14. Khoniakina E. A., Svetlova O. A. Kontseptsiya «ravninno-sti» i yeye pretvoreniye v rannikh simfoniyakh Nil'sa Vil'gel'ma Gade [The concept of plain and its implementation in early symphonies by Nieals Wilhelm Gade] // Vestnik muzykal'noi nauki [Journal of Musical Science]. 2021. № 3. P. 29-42.

15. Khoniakina E. A. Tvorcheskiy put' Nil'sa Gade v kontekste datskogo romantizma [The creative path of Niels Gade inthecontext of Danish romanticism] // Noema [Arkhitektura. Urbanistika. Iskusstvo] [Noema [Architecture. Urbanistics. Art]]. 2021. № 1. P. 131-138. URL: http://noema.nsuada.ru/publica-tion_files/lTzl-RFIvd-ZxG0.pdf (Access date: 29.04.2021).

16. Khoniakina E. A. Formirovaniye i razvitiye romantizma v khudozhestvennoy kul'ture Danii [Formation and development of romanticism in the artistic culture of Denmark] // Muzyko-znaniye: istoriya i sovremennost' glazami molodykh uchenykh: Sbornik materialov IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Musicology: history and modernity through the eyes of young scientists: Collection of materials oflV All-Russian scientific and practical conferences]. Novosibirsk: Novosib. gos. konservatoriya im. M. I. Glinki, 2019. P. 162-171.

17. Celenza A. Efterklangeaf Ossian: The Reception of James Macpherson's Poems of Ossian in Denmark's Literature, Art, and Music // Scandinavian studies. 1998. № 70 (3). P. 359-396.

18. Celenza A. Hans Christian Andersen and Music: The Nightingale Revealed. New York: Routledge, 2017. 282 p.

19. Celenza A. Music history as reflected in the works of Hans Christian Andersen // Music's Intellectual History: Founders, Followers & Fads / ed. by Zdravko Blazekovic & Barbara Dobbs Mackenzie. New York: Répertoire International de Littérature Musicale, 2009. P. 183-193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Celenza A. Niels W. Gade: The Cosmopolitan Dane // Organists' review. 2008. № 94. P. 33-36.

21. Celenza A. Symphony no. 8 op. 47 // Quarterly journal ofthe Music Library Association. 1999. 56 (2). P. 494-496.

22. Celenza A. The Early Works of Niels W. Gade: In Search ofthe Poetic. Burlington: Ashgate, 2001. xvi, 251 p.

23. Gissel J. A. P. Den nordiske linie i dansk music // Fortid og Nutid. 1999. Dec. S. 281-304.

24. Jensen A. 0. Hilda Sehested (1858-1936) // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http://wayback-01. kb.dk/wayback/20100916143812/http://www2.kb.dk/elib/ mss/dmg/musik/sehe/index.htm (Access date: 05.12.2022).

25. Jensen A. 0. Musiktidsskrifter og musikkritik // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http:// wayback-01.kb.dk/wayback/20100916143951/http://www2. kb.dk/elib/mss/dmg/musik/tids/index.htm (Access date: 05.12.2022).

26. Jensen A. 0. Peter Heise: Drot og Marsk — en opera i skille-linien // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http://wayback-01.kb.dk/wayback/20100916143234/ http://www2.kb.dk/elib/mss/dmg/musik/heise/index.htm (Access date: 05.12.2022).

27. Jensen A. 0., R0llum-Larsen C., S0rensen I. Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland / Krabbe N. K0benhavn: Det Kongelige Bibliotek, 2004. 118 s.

28. Mathiassen F. Unsre Kunsthe ist Poesie. Om Niels W. Gades Ossian-ouverture // Svensktidskrift för musicforskning, 1971. S3: 73. S. 67-77. URL: https://musikforskning.se/stm/ STM1971/STM1971Mathiassen.pdf (Access date: 30.01.2023).

29. Matter M. Niels W. Gade und der «nordische Ton»: ein music geschichtlicher Präzedenzfall. Zurich: University of Zurich, 2012. 284 s.

30. M0ller A. M. Nils Schi0rring: Musikkens Historie i Danmark

1-3 // Historisk Tidsskrift. 1980. Bind 14. Rœkke 1. S. 131-139.

31. R0llum-Larsen C. C. F. E. Horneman // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http://wayback-01. kb.dk/wayback/20100916143416/http://www2.kb.dk/elib/ mss/dmg/musik/horn/index.htm (Access date: 05.12.2022).

32. R0Üum-Larsen C. Thomas Laub og salmesangsrefor-men // Georg Brandes' «skrivebord»: Det Kongelige Bibliotek. URL: http://wayback-01.kb.dk/wayback/20100916143709/ http://www2.kb.dk/elib/mss/dmg/musik/laub/index.htm (Access date: 05.12.2022).

Информация об авторе

Елена Александровна Хонякина E-mail: lenokh98@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки» 630099, Новосибирск, ул. Советская, дом 31

Information about the author

Elena Aleksandrovna Khoniakina E-mail: lenokh98@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Glinka Novosibirsk State Conservatoire» 630099, Novosibirsk, 31 Sovetskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.