© Хонякина, Е.А., 2023 УДК 78.03
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-119-130
РОЛЬ НЕМЕЦКИХ КОМПОЗИТОРОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДАНИИ XVIII в.
Е.А. Хонякина1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. В отечественном музыкознании история музыкальной культуры Дании XVIII в. крайне мало освещена. Настоящая статья призвана частично восполнить эту лакуну. В научный обиход вводятся фрагменты трудов датских исследователей, в опоре на которые автор предлагает обзор деятельности немецких композиторов, работавших в Дании в тот период. Отмечается, что развитие датско-немецких отношений обусловлено культурно-лингвистическим родством, территориальными и историческими связями. На фоне единичного и чуждого скандинавам итальянского влияния (безусловно, свою роль сыграли первые оперы на датском языке Дж. Сарти) немецкое обрело в XVIII в. широкий размах, благодаря чему Дания стала лидером в сфере культуры среди стран североевропейского региона. В статье рассматривается деятельность музыкальных обществ, Giethus-концер-ты, творчество И. Шульца, Х. Цинка, Ф. Кунцена. Особое внимание уделяется движению «Хольгер Фейде» как первому открытому датско-немецкому противостоянию в конце XVIII в. и комической опере Ф. Кунцена «Хольгер Датчанин». Сделаны выводы о том, что благодаря немецким композиторам и музыкантам в Дании закладывались основы для развития композиторской школы и становления национальных идей в музыкальном искусстве, прежде всего через обращение к датским сюжетам и образам.
Ключевые слова: музыка Дании, датская композиторская школа, XVIII век, датско-немецкие связи, Хольгер Фейде, Хольгер Датчанин
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Хонякина Е.А. Роль немецких композиторов в музыкальной культуре Дании XVIII в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 119-130. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-119-130.
THE ROLE OF GERMAN COMPOSERS IN THE MUSICAL CULTURE OF DENMARK IN THE 18th CENTURY
E.A. Khoniakina1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. In Russian musicology, the history of the musical culture of Denmark in the 18th century is extremely little covered. This article aims to partially fill this gap. Fragments of the works of Danish researchers are introduced into scientific use, on the basis of which the author offers an overview of the activities of German composers who worked in Denmark at that time. It is noted that the development of Danish-German relations is due to cultural and linguistic kinship, territorial and historical ties. Against the background of a single and alien to the Scandinavians Italian influence (the first operas in Danish by G. Sarti played a role), the German influence gained in the 18th century wide scope, thanks to which Denmark has become a leader in the field of culture among the countries of the Nordic region. The article reflects the activities of societies and Giethus-Konzerte, the work of I. Schulz, H. Zinck, F. Kunzen. Particular attention is paid to the "Holger Fehde" movement as the first open Danish-German confrontation at the end of the 18th century and F. Kunzen's comic opera "Holger Danske".
It is concluded that thanks to the German composers and musicians in Denmark, the foundations were laid for the development of the composer school and the formation of national ideas in the art of music, primarily through the appeal to Danish plots and images.
Keywords: Danmarks music, Danish school of composers, 18th century, Danish-German relations, Holger Fehde, Holger Danske
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Khoniakina, E.A. (2023), "The role of German composers in the musical culture of Denmark in the 18th century", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 119-130. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-119-130.
В современном историческом музыкознании до сих пор остаются лакуны в представлении о европейских композиторских школах. Наиболее проблемным регионом является Скандинавия и одна из ее стран -Дания, музыкальное наследие которой изучено крайне недостаточно. Более того, с точки зрения истори-ко-стилевого охвата наблюдается явный дисбаланс, поскольку преобладают работы о культуре XX в. и ее выдающемся представителе К. Нильсене. В круг исследований входят лишь три диссертации, из которых две - о творчестве К. Нильсена1 и единственная - о периоде Золотого века в Дании (Белян-ский Д., 2001), чуть более десятка статей обзорного или монографического характера, включая энциклопедические2. Практически не изучена датская музыка XVIII в. В зарубежной музыкальной науке, где и формировалось датское направление, безусловно, ситуация более благополучная, но все же имеющая свою специфику.
Изложенное определяет актуальность обращения к датской музыкальной культуре как объекту исследования. Ее уникальность обусловлена, прежде всего, географическим положением страны. Находясь на стыке северо-немецкой и скандинавской культур (шведской, норвежской и финской), музы-
ка Дании, обладая национальными качествами, испытала влияние этих ветвей, особенно в период активного становления академического музыкального искусства второй половины XVIII в. В этой связи встает вопрос о творческих связях Дании с ближайшими соседями - германскими государствами и о том, какую роль сыграли немецкие композиторы в датской культуре обозначенного периода, что определяет цель настоящей работы. Теоретико-методологической базой исследования служит принцип историзма, опорными источниками стали отечественные и зарубежные труды, посвященные истории и культуре Дании (Белян-ский Д., 2021; Ванкувер З., 2021; Мацевич А., 2016; Мохов Н., 1980; 1996; Палудан Х., 2007; Gissel J., 1999; Jensen A., 2004a; 2004b; Smith F., 2002; S0rensen I., 2004).
Данию и Германию связывают глубокие исторические и культурно-лингвистические корни3. На протяжении длительного времени Дания в силу своего выгодного территориального положения играла роль «проводника» немецкого творчества в Скандинавский регион. Эти процессы происходили и в XVIII в. -в сложное для Датского государства время, связанное с потерей былого могущества морской державы, неоднозначной внешней и внутренней политикой4. Именно тогда в отноше-
нии Дании активизировалась «экспансия» германских государств, их представители находились на высоких постах и продвигали свои ин-тересы5. Инонациональная ориентированность проявлялась не только в политике, но во всех сферах датского общества, в том числе и музыке. Приезжие деятели занимали значимые должности в музыкальных кругах, поскольку контингент датских исполнителей считался недостаточно профессиональным для организаций, служащих монархии -Королевского датского театра и Королевской капеллы.
Наряду с немецкими влияниями в музыке существенную роль сыграла «итальянская кампания», период которой пришелся на время продуктивной работы итальянской труппы при правлении Фредерика V (1723-1766). В одном из писем известного датского драматурга Людвига Хольберга (1684-1754) можно найти любопытное описание музыкальной жизни Копенгагена того времени: «Весь город вдруг стал музыкальным: не слышишь никаких иных разговоров, кроме как о Помпее, Парнасе и т.д., а наши petits maître6 ходят с оперными либретто в руках, держа их с тем же благоговением, как если бы они с ними собирались на конфирмацию. Разумные люди опасаются, что тот высокий и тонкий вкус, какой наши кавалеры и дамы приобрели в этих итальянских литаниях, может со временем стать причиной того, что они едва ли захотят снизойти до пения в церкви простых датских псалмов» (цит. по: (Мохов Н., 1996, с. 412)).
Ведущими представителями
«итальянской кампании» были ком-
позиторы Паоло Скалабрини (1713-1806)7 и Джузеппе Сарти (1729-1802)8, поставившие на датской королевской сцене оперы на итальянском языке «Цезарь в Египте», «Аглая, или Колонна», «Армида», «Покинутая Дидона» и др. Однако Дж. Сарти зарекомендовал себя не только как автор италоязычных сочинений. Он собрал группу из датских певцов и написал несколько опер на датском языке в соавторстве с поэтом и драматургом Нильсом Крогом Бредалем (1733-1778), так называемые opera danese. «Покорив поначалу слушателей оригинальностью замысла и мелодическим великолепием, этот ранний опыт создания датской национальной оперы, однако, довольно скоро стал вызывать суровую критику, главным образом по поводу кричащего несоответствия фонетико-интона-ционного строя датского языка царившим тогда вокальным шаблонам итальянской оперы, от чего Сарти естественно не мог полностью отказаться» (Мохов Н., 1996, с. 412).
На фоне «точечного» и «чужого» для Скандинавии итальянского влияния связи Дании с германскими государствами развивались постоянно. Активный этап «немецкой кампании» пришелся на вторую половину XVIII в., когда в Королевство приглашались работать высокопрофессиональные капельмейстеры и музыканты. Как отмечает датский исследователь А.Ё. Йенсен, «в период с 1760 по 1820 год буржуазная музыкальная жизнь, сосредоточенная в обществах и клубах, развивалась в датской столице, предлагая возможности для развития как любителям, так и профессиональным музыкантам. Концерты редко были
открытыми для публики, но произведения многих выдающихся современных композиторов звучали здесь впервые, так как других возможностей за пределами Королевского театра было немного. Музыкальные общества существовали и в других частях страны, где многие немецкие композиторы и музыканты также влияли на концерты и репертуар. Однако получить точную картину концертной жизни сложно, так как программы не публиковались. Так что концерты носили очень закрытый характер» (Jensen A., 2004а, р. 9). Единственным источником, по которым в исследованиях приводятся общие описания музыкального быта, служат архивные документы, дневники, а также письменные воспоминания о салонах, в которых звучала эта музыка.
В вышеприведенном фрагменте интересен факт существования в Дании музыкальных обществ и их представителей, чему следует уделить внимание. Среди старейших объединений такого рода были Музыкальное общество (Det Musikalske Selskab), действовавшее с 1751 по 1773 г., и Новое музыкальное общество (Det Nye Musikalske Selskab), основанное в 1767 г. и известное с 1774 г. как Королевская музыкальная академия (Det Kongelige Musikalske Akademi), которое в 1793 г. было преобразовано в музыкальный клуб (Jensen A., 2004а, р. 9).
Одним из активных деятелей в Дании, почетным членом «Det Nye Musikalske Selskab» был немецкий композитор, критик и теоретик музыки Иоганн Адольф Шайбе (1708-1776) (рис. 1), известный как учредитель и издатель в 1737 г. в Гамбурге первого европейского
музыковедческого журнала «Der Critische Musicus» («Критическая музыка»). В журнале И.А. Шайбе выступал с критикой в адрес музыки И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, но с поддержкой творчества Г.Ф. Телемана (1681-1767), К.Г. Грауна (1704-1759) и И.А. Хассе (16991783). С 1739 г. он был капельмейстером в Бранденбурге, а через год приглашен на пост руководителя датского Королевского оркестра. И.А. Шайбе остался работать в Дании, где в 1749 г. открыл музыкальную школу в Зонденбурге, впоследствии стал придворным композитором и занимал эту должность до 1769 г.
Рис.1. Иоганн Адольф Шайбе
И.А. Шайбе был сторонником организации в Копенгагене Музыкального общества и специально для его открытия в 1751 г. написал кантату на собственный текст. Композитор продолжал сочинять произведения для «Бе1 Ми81ка1зке ЯеГзкаЪ», но в 1767 г. перешел в Новое музыкальное общество, для которого создал несколько кантат в сотрудничестве с известным поэтом, также почетным членом Общества Йоханнесом Эвальдом (1743-1781).
Членство в Королевской музыкальной академии предоставлялось музыкантам, которые принимали участие в цикле концертов «Giethus-Konzerte», проходивших в 1774-1786 гг. (Jensen A., 2004а, р. 9). Для этого требовалось исполнить шесть недавно сочиненных симфоний, одобренных концертмейстером. Таким образом, у молодых датских музыкантов появлялся шанс преуспеть на поприще исполнительства. Членство было открыто также для мужчин и женщин из аристократической среды. Музыканты общества имели свободный доступ на еженедельные концерты.
Среди представителей Музыкального общества известно несколько авторитетных немецких музыкантов Королевского оркестра, в первую очередь гобоист Иоганн Гот-фрид Тауэр, арфист Иоганн Андреас Кирхгоф и флейтист Ганс Хинрих Цильхе. Скрипач Франц Петер Цей-ер дирижировал многочисленными концертами в Королевской музыкальной академии. Особо следует выделить имя Иоганна Эрнста Харт-мана (1726-1793), который выступал в Giethus-концертах в качестве солиста-скрипача и капельмейстера, а в 1781 г. представил 12 симфоний собственного сочинения, которые, возможно, предназначались для музыкальной общественности. К сожалению, музыкант не мог их издать в большом количестве, поэтому сегодня сохранились только один печатный экземпляр симфонии и несколько рукописей И. Хартмана (Jensen A., 2004а, р. 10).
Giethus-концерты проходили еженедельно в течение зимних сезонов. Точного репертуарного списка не сохранилось, но определенно
известно, что творчество немецких композиторов было представлено симфониями Карла Стамица (17451801), Георга Кристофа Вагензайля (1715-1777) и Франца Антона Хофф-майстера (1754-1812). Иногда исполнялись крупные хоровые произведения, например, драматические оратории Иоганна Генриха Ролле (1716-1785) - в 1783 г. «Лазарь, или Празднование Воскресения», в 1784 г. «Тирца и ее сыновья», в 1792 г. «Псалом 65 Давида», Иоганна Фридриха Рейхардта (17521814). В 1784 г. была поставлена опера «Кора» Иоганна Готлиба На-умана (1741-1801).
Одним из известных в Дании немецких композиторов был Иоганн Абрахам Петер Шульц (1747-1800) (рис. 2). Особой популярностью у публики пользовалась его музыка к трагедии французского драматурга Ж.-Б. Расина (1639-1699) «Ата-лия», написанная в 1787 г. Успех спектакля способствовал тому, что композитора пригласили работать в Данию в качестве королевского дирижера. Кроме того, назначение включало обязательство ежегодно ставить оперы, а также сочинять и исполнять духовную музыку. И. Шульц уже имел репутацию знатока и пропагандиста современного репертуара в разных городах Европы, и на новом посту он привнес соответствующий богатый опыт работы, однако, «стал "занозой" в боку буржуазии, настроенной по-датски» (Jensen A., 2004а, р. 11). Понимая это, И. Шульц старался приспособиться к датской культуре, о чем упомянул в письме датскому литературоведу и критику Кнуду Люне Рабеку: «До сих пор был немецкий язык, потому что я был немцем
в Германии; теперь будет датский, потому что в Дании я приложу все усилия, чтобы стать датчанином» (цит. по: (Jensen A., 2004b, р. 20). И. Шульц предпринял несколько важных для датского музыкального искусства XVIII в. действий: он объединил два оркестра, созданных И.Г. Науманом, учредил вдовий фонд для членов оркестра, открыл скрипичную школу и организовал многочисленные церковные концерты с певческим составом театра.
Рис. 2. Иоганн Абрахам Петер Шульц Во время своего пребывания на должности капельмейстера с 1787 по 1795 г. И. Шульц создал для Королевского театра несколько произведений. В первый же год он написал оперу «Алина», которая с большим успехом была исполнена в Копенгагене в 1789 г. В то же время, относительно обязательства ежегодных постановок опер И. Шульц быстро пришел к пониманию, что это тяжкое бремя, и поэтому попросил освободить его от этого долга. Он также убедился, что местные певцы и актеры не справляются с большой оперой. Это обстоятельство заставило его перейти к написанию идиллических зингшпилей на национальные темы, которые соответствовали вку-
су копенгагенцев и были адаптированы к навыкам исполнителей театра. Так возникли «Праздник урожая» (об отмене наследственного подчинения, 1790), «Свадьба Петера» (об отмене рабства, 1793) и «Вступление» (1793). Кроме театральной музыки И. Шульц написал несколько церковных ораторий, среди них наиболее крупная «Смерть Христа».
Другим видным музыкальным деятелем был педагог и музыкант Харденек Отто Конрад Цинк (17461832) (рис. 3). Он получил приглашение в Королевский театр в то же время, что и И. Шульц, в качестве первого профессионального мастера пения, поскольку контингент исполнителей-вокалистов в Дании оставлял желать лучшего. Отчасти положению Х. Цинка способствовало его рождение в Шлезвиге и поэтому его назначение понималось как особый жест прогерманской аристократии. Заинтересованный в музыкально образованных артистах, Х. Цинк отслушал многочисленных потенциальных певцов и собрал коллектив из 40 человек, нанятых театром на сезон 1789 / 90 г. На эту же должность тогда претендовал немецкий композитор и пианист Фридрих Людвиг Эмилиус Кунцен (1761-1817) (рис. 4), который стал участником «Хольге Фей-де» («Holger Fehde» - буквальный перевод «Хольгер противостояние») или «Дойчефейде» («Deutschfehde» -«Немецкое противостояние»). На этой странице датской истории музыки следует специально остановиться.
«Хольгер Фейде» вошло в историю датской музыкальной культуры как первое открытое датско-немецкое противостояние 1789-1790 гг.
Рис. 3. Харденек Отто Конрад Цинк
Рис. 4. Фридрих Людвиг Эмилиус Кунцен
(Jensen A., 2004b, р. 22), связанное с дискуссией об идеалах и стилях классицизма и зарождающегося романтизма, которое к тому же активизировало многолетнюю полемику между немцами и датчанами относительно народной и художественной культуры. Кроме того, здесь были вовлечены личные конфликты художников и даже конфликты поколений, сыгравших свою роль в культурной жизни Копенгагена и всей Дании.
Поводом для начала противостояния послужила комическая опера «Хольгер Датчанин», написанная Ф. Кунценом в 1786 г. на либрет-
то одного из ведущих поэтов Дании того времени Йенса Иммануэля Баг-гесена (1764-1826). Основываясь на идеях швейцарского эстетика Иоганна Георга Зульцера (1720-1779), авторы попытались объединить классическую комедию и национальную тему. «Хольгер Датчанин» стал экспериментальным, но прорывным творением - это первая опера на датском языке, написанная по мотивам легендарно-исторического сюжета, новаторски поставленная с точки зрения сценографии. Премьера ее в Королевском театре 31 марта 1789 г. сопровождалась успехом и энтузиазмом у широких масс датской столицы.
Однако вскоре она была раскритикована в консервативных просвещенческих кругах, и ее сценическая жизнь, к сожалению, завершилась после шестого спектакля. Причины этого могут видеться в следующем. Дело в том, что в то время в Копенгагене жанр оперы не был особенно распространен и представлялся еще не устойчивым явлением, что соответствовало духу европейского театра переходного периода, когда новые раннеромантические национальные идеи боролись с условностями старой оперы, в частности, зингшпиля. Помимо того, в силу особенностей датской театральной жизни, существовали сомнения в равенстве оперы с более распространенными тогда драмой и балетом. Наконец, одной из причин критики послужила трактовка сюжета.
В основу оперы положен сюжет датской легенды IX в. о Хольгере Датчанине - спящем герое, который до сих пор находится в Кронборге9 и в случае надвигающейся на Данию опасности должен проснуться
и встать на защиту родину. Легендарный герой изначально был датчанином, воевавшим против Карла Великого, но затем заключил с ним союз и стал защищать свои земли вместе с уже дружественным монархом от нападения испанских сарацин10. Помимо этого сюжета в либретто Й. Баггесена были вовлечены мотивы датских легенд о женитьбе в 1193 г. французского короля Филиппа II на дочери датского короля Ингеборг и о короле эльфов Оберо-не. Эта популярная в Скандинавии и Германии легенда, запечатленная в датской народной песне «Проклятье эльфов» и балладе «Олуф и королевна эльфов», была переведена к тому времени на немецкий язык известным философом и богословом И.Г. Гердером (1744-1803) и получила поэтическую трактовку К.М. Виланда (1780) и И.В. Гёте (1782). Однако сюжеты первоисточников были кардинально переработаны. Й. Баггесен использовал имя датского национального героя Холь-гера для оперного персонажа, который отправляется в Вавилон и завоевывает дочь султана, преодолевает препятствия с помощью волшебного рога Оберона и, наконец, получает возможность жениться на своей возлюбленной. Вся эта сюжетная канва сопровождалась комичными ситуациями и обстоятельствами.
Мнения современников относительно оперы разделились, но большинство высказалось неодобрительно. Так, немецко-датский писатель Иоганн Клеменс Тоде (1736-1806) написал положительный отзыв, в то время как ведущий театральный критик К.Л. Рабек, будучи сторонником «серьезной» драмы с буржуазно-нравственным содер-
жанием, отвергавшим всевозможные проявления в опере романтической фантастики, назвал оперу «Хольберг Датчанин» вредной и пагубной идеей с пустой тратой денег. Датский сатирик и критик Петер Андреас Хейберг (1758-1841), сторонник французского Просвещения и противник романтизма, критиковал не только пробуждающийся немецко-романтический вкус в литературе, но и как таковой оперный жанр. Свою негативную роль в оценке оперы сыграло и то, что уже перед премьерой стали появляться комментарии о новой опере, которая высмеивала датского национального героя как авантюрного, восторженного хвастуна (Jensen A., 2004b, р. 22).
Разразившийся оперный скандал заставил Ф. Кунцена покинуть Данию, однако, он постоянно поддерживал контакты с И. Шуль-цем и не терял надежды получить по рекомендации друга должность в Копенгагене. Спустя пять лет, когда утихла полемика, в 1795 г. он вернулся в Данию на должность придворного музыкального руководителя, сменив на этом посту И. Шульца, и посвятил себя сочинению новых произведений и дирижированию оркестром. На этот раз Ф. Кунцен обрел в художественной среде большое уважение как композитор и дирижер. Он поставил на сцене Королевского театра несколько опер своего музыкального кумира В. А. Моцарта и множество зингшпилей, в том числе собственных, из которых наиболее успешными были его ранние произведения такие, как «Тайна», «Урожай» и «Кукла-дракон», исполненные в сезоне 1796 / 97 г. Однако он не
оставлял замысла написать оперу на датскую национальную тему, и в 1798 г. увидело свет его последнее крупное творение «Эрик Хороший». В центре сюжета оперы -средневековый датский король Эрик I Добрый, или Великодушный11 (предположительно 1070-1103), дед другого известного датского короля Вальдемара I Великого. Удовлетворенный воплощением своей идеи, после этой оперы Ф. Кунцен поставил точку в композиторском деле, но еще оставался в должности капельмейстера вплоть до своей смерти.
И. Шайбе, И. Шульц, Х. Цинк, Ф. Кунцен и другие работающие в Дании немецкие деятели были широко известны в профессиональных кругах в XVIII в. Несмотря на то что со временем имена многих из них несколько «затерялись» на страницах датской музыкальной истории, их начинания были продолжены другими немецкими композиторами такими, как Ф. Вейзе, Ф. Кулау, И.П.Э. Хартман, ставшими первопроходцами в формировании подлинного национального музыкального искусства Дании уже в XIX в.
Подытоживая изыскания в сфере немецкого влияния на музыку Дании в XVIII в., отметим второ-степенность датской культуры по отношению к преобладающей инонациональной культуре: слабую позицию датского языка, отсутствие за редким исключением национальных сюжетов в произведениях искусства и другие признаки, которые не способствовали самостоятельному формированию национальной идентичности. Датское общество
ориентировалось на достижения иностранных культур, главным образом, немецкой и частично итальянской, причем первые оперы на датском языке появились в творчестве итальянского композитора Дж. Сарти, но все же немецкое влияние было более значимым из-за территориальной близости и родственности мифологических и религиозных воззрений. Это способствовало формированию силами именно немецких музыкантов базиса для дальнейшего развития датской композиторской школы, несмотря на процессы культурного противостояния, которые активизировались в конце XVIII в. Некоторые работавшие в Дании немецкие деятели переориентировались на сугубо датские идеи и тем самым осуществили первые попытки создания произведений с национальной датской тематикой («Хольгер Датчанин» и «Эрик Хороший»12 Ф. Кунцена).
Благодаря продуктивной деятельности иностранных музыкантов Копенгаген на пороге XIX в. позиционировался как культурная столица всей Скандинавии. Не отставали от него и другие датские города, где проходили концерты столичных профессионалов. Тесное сотрудничество с немецкими государствами, откуда на протяжении всего XVIII в. осуществлялся активный приток деятелей различных областей творчества, позволило Дании заявить о себе на общеевропейской культурной арене и обрести высокий и значимый статус скандинавского центра, за которым следовали другие государства Северного региона.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мамонтова Н.Л. Карл Нильсен. Инструментальное творчество: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2007. 22 с.; Мо-хов Н.Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена и его значение для скандинавской музыки XX столетия: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1983. 22 с.
2 Например, Белянский Д.В. «Поэмы Оссиана» в европейском искусстве: к вопросу об истоках датского романтизма // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 4. С. 128-161; Он же. Нильс Гаде в Лейпциге и Копенгагене // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2019. № 1. С. 44-59; Левашова О.Е. Гаде Нильс Вильгельм // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т. 1. М., 1973. С. 870; Мамонтова Н.Л. Карл Нильсен. Портрет и автопортрет // Музыковедение. 2004. № 2. С. 57-62; Она же. Последняя симфония Карла Нильсена // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики: Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Вып. 54. М., 2005. С. 55-63; Она же. Фортепианное творчество Карла Нильсена // Фортепиано. 2005. № 1. С. 11-17.
3 Историко-культурное единство Скандинавских стран обусловлено языковой принадлежностью к германской группе, за исключением Финляндии. Племя данов, которое с III в. основалось на территории современной Дании, исторически относят к группе германских племен, географическое положение которых еще со времен Римской империи было определено охватом достаточно больших территорий: от Альп до северного побережья Скандинавского полуострова, и от восточного побережья Ирландии до Восточно-Европейской равнины. В эпоху Средневековья в ходе исторического развития на юге Скандинавии стало форми-
роваться Датское государство (Х в.), которое впоследствии заняло лидирующую позицию в регионе вплоть до XVII в. «Датско-шведские войны XVII в. за господство над Балтикой привели в итоге к поражению Дании и закату ее прежнего величия в начале XIX в.» (Маркелова О., 2006, с. 178).
4 Датчане были недовольны, с одной стороны, внутренними реформами, характером правления, засильем иностранцев, а с другой - внешними факторами, в особенности слабой позицией Дании в сравнении с окружающими ее государствами Германии, Англией, Швецией, Россией.
5 Например, ярким деятелем и фактически главой Дании в 1770-1772 гг. был Иоганн Фридрих Струэнзе (1737-1772), верный последователь французских просветителей.
6 С фр. «маленькие мастера».
7 Работал в Дании в периоды 1747-1756 гг. и 1768-1781 гг.
8 Работал в Дании в 1753-1756 гг. и 1758-1775 гг. С 1784 г., как известно, жил и работал в России.
9 Замок Кронборг расположен в городе Хельсингёр на северо-восточном побережье датского острова Зеландия.
10 Эта легенда представлена в европейской культуре, например, в различных Chanson de geste (досл. - «песнь о деяниях», или «жеста» - жанр французской средневековой литературы, для которой характерно эпическое содержание), в частности в «Песне о Роланде».
11 Эрик I Добрый прославился своими походами в Швецию, Русь и Византию. Стремился достичь Иерусалима, но это желание не осуществил. Похоронен на Кипре.
12 О признании этой оперы датчанами свидетельствует включение ее в «Датский культурный канон».
ЛИТЕРАТУРА
Белянский Д.Б. Золотой век культуры Дании. Музыка в ряду искусств: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2021. 297 с.
Ванкувер З. Скандинавия. Полная история. М.: Изд-во АСТ, 2021. 320 с.
Маркелова О.А. Становление литературы Фарерских островов и формирование фарерского национального самосознания. Пушкино, Московская обл.: [б. и.], 2006. 311 с.: ил.
REFERENCES
Belyanskii, D.B. (2021), Zolotoi vek kul'tury Danii. Muzyka v ryadu iskusstv [Golden age of Danish culture. Music in the arts], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Moscow, 297 p. (in Russ.)
Gissel, J.A.P. (1999), "Den nordiske linie i dansk music", Fortidog Nutid, December, pp. 281-304, Available at: https://tidsskrift.dk/ fortidognutid/article/download/74897/108350/ (Accessed: 13 November 2018). (in Dan.)
Мацевич А.А. Становление национальной самоидентификации в культуре и литературе Скандинавских стран // Studia Litterarum. 2016. № 1-2. С. 171-191. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
stanovlenie-natsionalnoy-samoidentifikatsii-v-kulture-i-literature-skandinavskih-stran (дата обращения: 05.04.2021).
Мохов Н.Н. Некоторые страницы истории датской музыки // Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки. М.: Моск. гос. консерватория, 1980. C. 148-166.
Мохов Н.Н. Музыка // История Дании с древнейших времен до начала XX века / отв. ред. О.В. Чернышева. М.: Наука, 1996. C. 411-416.
Палудан Х., Ульсиг Э., Расмуссен К.П. История Дании / под ред. С. Буск, Х. По-ульсен. М.: Весь мир, 2007. 592 с.
Gissel J.A.P. Den nordiske linie i dansk music // Fortidog Nutid. 1999. Dec. Рр. 281-304. URL: https://tidsskrift.dk/fortidognutid/ article/download/74897/108350/ (дата обращения: 13.11.2018).
Jensen A.0. Klubs, Gesellschaften und Salons. Das Kopenhagener Konzertleben 1760-1820 // Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland / Krabbe N. Kebenhavn: Det Kongelige Bibliotek, 2004а. Рр. 9-16.
Jensen A.0. Theater musik - Das Königliche Theater und die Königliche Kapelle // Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland / Krabbe N. Kebenhavn: Det Kongelige Bibliotek, 2004b. Рр. 17-23.
Smith F. Nordic Art Music: From the Middle Ages to the Third Millennium / Frederick Key Smith. Greenwood Publishing Group, 2002. 216 p.
Serensen I. Deutschland als Land der Möglichkeiten I Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer
Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland / Krabbe N. Kebenhavn: Det Kongelige Bibliotek, 2004. Рр. 72-78.
Jensen, A.0. (2004a), "Klubs, Gesellschaften und Salons. Das Kopenhagener Konzertleben 1760-1820", Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland, in Krabbe N., Det Kongelige Bibliotek, Kbenhavn, pp. 9-16. (in Dan.)
Jensen, A.0. (2004b), "Theatermusik -Das Königliche Theater und die Königliche Kapelle", Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland, in Krabbe N. Det Kongelige Bibliotek, K0benhavn, pp. 17-23. (in Dan.)
Markelova, O.A. (2006), Stanovleniye literatury Farerskikh ostrovov i formirovaniye farerskogo natsional'nogo samosoznaniya [The formation of the literature of the Faroe Islands and the formation of the Faroese national identity], Pushkino, 311 p. (in Russ.)
Matsevich, A.A. (2016), "Formation of national identity in the culture and literature of the Scandinavian countries", Studia Litterarum, no. 1-2, pp. 171-191, Available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/stanov lenie-natsionalnoy-samoidentifikatsii-v-kulture-i-literature-skandinavskih-stran. (Accessed 05 April 2021) (in Russ.)
Mokhov, N.N. (1980), "Some pages of the history of Danish music", Issledovaniya istoricheskogo protsessa klassicheskoi i sovremennoi zarubezhnoi muzyki [Studies of the historical process of classical and modern foreign music], Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya, Moscow, pp. 148-166. (in Russ.)
Mokhov, N.N. (1996), "Music", Istoriya Danii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka [History of Denmark from ancient times to the beginning of the 20th century], Nauka, Moscow, pp. 411-416. (in Russ.)
Paludan, H., Ulsig, E., Rasmussen, K.P. (2007), Istoriya Danii [History of Denmark], Ves' mir, Moscow, 592 p. (in Russ.)
Smith, F. (2002), Nordic Art Music: From the Middle Ages to the Third Millennium, in Frederick Key Smith, Greenwood Publishing Group, 216 p. (in Dan.)
Serensen, I. (2004), Deutschland als Land der Möglichkeiten I Wahlverwandtschaften Zwei Jahrhunderte musikalischer Wechselwirkungen zwischen Dänemark und Deutschland, in Krabbe N. Det Kongelige Bibliotek, K0benhavn, pp. 72-78. (in Dan.)
Vancouver, Z. (2021), Skandinaviya. Polnaya istoriya [Scandinavia. Full history], Izdatel'stvo AST, Moscow, 320 p. (in Russ.)
Сведения об авторе
Хонякина Елена Александровна, аспирант кафедры истории музыки (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова), документовед методического отдела Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Author Information
Elena A. Khoniakina, postgraduate of Department of Music History (scientific supervisor -Cand. Sc. (Art Criricism), Docent O.A. Svetlova), document manager of the Methodological department at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 21.06.2023 После доработки 09.08.2023 Принята к публикации 16.08.2023
Received 21.06.2023 Revised 09.08.2023 Accepted for publication 16.08.2023