УДК 316.356.2
Оришев Александр Борисович,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, e-mail: Orishev71@mail.ru
ДАТЧАНЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Настоящей статьей автор завершает цикл работ, посвященных народам Северной Европы. Объект исследования - датчане. Предмет исследования -менталитет датчан, обычаи и традиции этого народа, гендерные отношения, деловой этикет. Главный научный результат: изучив многочисленные источники и доступную в настоящий момент российскую и зарубежную литературу, опираясь на теоретические и эмпирические методы общественных и гуманитарных наук, автор представил социокультурный портрет датчан, разрушив некоторые стереотипы вокруг этого народа. Целевая аудитория статьи - ученые, преподаватели вузов и студенты, сотрудники турфирм, туристы и бизнесмены, имеющие свои интересы в Дании.
Ключевые слова: Дания; датчане; менталитет; традиции; обычаи; семья; брак; деловой этикет; стереотипы.
Orishev Alexandr Borisovich,
doctor of historical Sciences, Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow,
e-mail: Orishev71@mail.ru
DANES: SOCIOCULTURAL PORTRAIT
With this article, the author completes a series of works devoted to the peoples of Northern Europe. The object of the study is the Danes. The subject of the study is the mentality of the Danes, the customs and traditions of this people, gender relations, business etiquette. The main scientific result: having studied numerous sources and currently available Russian and foreign literature, relying on theoretical and empirical methods of social and humanitarian sciences, the author presented a socio-cultural portrait of the Danes, destroying some stereotypes around this people. The target audience of the article is scientists, university teachers and students, employees of travel agencies, tourists and businessmen who have their own interests in Denmark.
Keywords: Denmark; Danes; mentality; traditions; customs; family; marriage; business etiquette; stereotypes.
Введение
Скажем прямо и честно: внимание, которое уделяется датчанам в российской научной периодике, невелико. Отечественными учеными в основном поднимались локальные темы, касающиеся повседневной жизни датчан в России [2, с. 8-14; 4, с. 617-640; 5, с. 20-27; 6, с. 11-16; 9, с. 102-109]. Публикации, в которых затрагивалась бы проблема ментальности датчан, появились только в последнее десятилетие. Это работы, в которых проводится сравнительный анализ менталитета народов Северной Европы [3, 139-151]. К подобной литературе также можно причислить энциклопедическую статью М.К. Любарта, опубликованную в сборнике «Расы и народы» [7, 166-167]. Кроме того, для настоящего исследования интерес представляет работа М.В. Ванина, в которой показана роль Дании в большой европейской политике [1, с. 16-31]. И завершая небольшой историографический обзор, отметим и скромный вклад автора настоящей статью в данную тему [8, с. 246-253].
Что же касается работ иностранных авторов по теме нашего исследования, то в плане получения эмпирического материала была использована статья Карстен Сандер Христенсен - сотрудника Музея Биллунда [10, р. 3].
Цель исследования: налаживание взаимопонимания между народами России и Дании, преодоление стереотипов и опровержение ложных представлений, налаживание взаимовыгодных отношений и бизнес-контактов.
Методы исследования
В процессе работы над данной статьей были использованы методы общественных и гуманитарных наук: контент-анализ туристских сайтов, интервьюирование, социологический опрос, описание, сравнение и экстраполирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Происхождение датчан. Датчане - народ, составляющий основное население Дании - страны, которую порой называют «жемчужиной Скандинавии». Самоназвание - данскере ^ашкеге). Численность - 5,7 млн человек, из них в Дании проживают 5,1 млн, Германии - 100 тыс., Швеции - 38 тыс., Норвегии - 18 тыс.
Говорят датчане на датском языке германской группы индоевропейской семьи, в котором существуют три группы диалектов: западные (ютландские, или ютские), островные (острова Зеландия, Фюн и прилегающие к ним) и восточные (остров Борнхольм, до середины XVII в. — говоры Сконе, Халланда и Блекинге, ставшие впоследствии южношведскими диалектами). Письменность на латинской графической основе. Религия датчан - лютеранство, есть последователи и других протестантских церквей, а также католики. Однако назвать их религиозными нельзя. Большинство современных датчан бывают в церкви нечасто.
Предками датчан считаются племена скотоводов и земледельцев, пришедших на острова Датского архипелага в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Они и послужили этнической основой для формирования датской народности. В состав датчан влилась часть фризов, занимавших юго-запад Ютландии и западные острова, и прибалтийских славян на Датском архипелаге.
Древнейшими памятниками датского языка являются рунические надписи эпохи викингов (IX—XI вв.), восходящие к общегерманскому руническому письму. В эту эпоху образовалось датское государство, было принято христианство, а в XI—XII вв. сформировалась датская этническая общность.
Национальный характер. Дания - монархия и датчане обожают свою королеву - Маргрете II. В отличие от Англии, здесь не принято распространять сплетни о жизни королевского дома. Датчане - очень законопослушные граждане. Они исправно платят огромные налоги (до 50% дохода) и относятся к
этому, как к неприятной, но безусловной необходимости. Однако законопослушность датчан улетучивается, когда они попадают на стадион или садятся за руль автомобиля.
Дания — это страна, где высоко ценятся уют, личная жизнь и различного рода общества и клубы. Датчане искренне полагают, что быть датчанином — это привилегия, которая делает их людьми особого рода. В душе они сочувствуют тем, кто не родился датчанином. Они любят говорить, что если вся Скандинавия — это «миска с рисовым пудингом», то Дания — это «золотая ямка в середине этого пудинга, полная растопленного сливочного масла».
В менталитете датчан сильны черты крестьянской психологии. Любимый в народе философ и писатель Николай Фредерик Северин Грундтвиг очень точно охарактеризовал их в одной из своих песен в 1820 г.: «... чем ближе к земле, тем лучше для нас».
Датчане значительно темпераментнее своих соседей - шведов. Важнейшая ценность для них - свобода, а чувство собственного достоинства передается с молоком матери. Права человека соблюдаются неукоснительно. По уровню социальной защищенности граждан страна занимает лидирующие позиции, а датская семья - лучшая модель сосуществования мужчины и женщины с точки зрения феминизма. Все в порядке здесь и с бесплатной медициной: у каждого датчанина на руках имеется медицинская страховка, оплачиваемая государством. Также бесплатным, причем на всех уровнях, является в Дании образование.
В Дании принято ценить личное пространство. Здесь не встретишь обнимающихся и хлопающих, и тем более целующих друг друга людей. Для того, чтобы стать близким для датчанина человеком, потребуется немало времени.
Датчане любят порядок. Даже на фестивалях, на которых полно нетрезвых людей, все соблюдают очередь. Если появляются нарушители, то их тут же ставят на место.
Не стоит смущаться или обижаться, если датчанин проявляет сарказм -скорее всего это проверка. В Дании абсолютно спокойно могут шутить даже на тему национальных особенностей. Не стоит забывать и о том, что «плоскую» шутку также не следует принимать близко к сердцу.
Если про норвежца говорят, что он рождается с лыжами на ногах, то про датчанина можно смело сказать, что он рождается вместе с велосипедом... Велосипед для датчан - не спортивный снаряд, а повседневное средство передвижения, вернейший союзник здорового образа жизни. Это сближает их с другими европейцами - голландцами. На велосипедах на работу в Дании ездят даже министры. В Копенгагене можно арендовать велосипед бесплатно, в других городах - за умеренную плату. Есть данные, согласно которым ежедневно жители датской столицы проезжают 1200 тыс. км на велосипеде и в два раза меньше на метро. Для любителей велосипедной езды устраиваются гонки, а известные велосипедисты являются кумирами для датчан.
Не исключено, что некоторые датчане готовы сменить велотранспорт на автомобиль, но их останавливают высокие налоги, которые должны платить автовладельцы. Доходит до того, что налог может превышать стоимость автомобиля.
Еще одна черта, сближающая датчан с голландцами - отсутствие штор на окнах. «Нам нечего скрывать от людей», - заявляют они. Такое же отношение в Дании к заборам.
Многие традиции Дании зародились еще в раннем Средневековье, поэтому датчане свято следуют им. Среди наиболее интересных и красочных можно назвать празднование дня Святого Ханса, фестиваль викингов и масленицу.
Работать датчане начинают в 8 утра, а прекращают в 4 часа по полудню. Основная масса магазинов открыты до 5-6 часов вечера. Продукты датчане закупают в выходные, причем на всю неделю. Строгий график работы местных магазинов обусловлен налогами: чем дольше открыта торговая точка, тем больше налогов платит ее хозяин.
Гендер, семья и брак. Среди датчан существует обычай обсыпать специями одиноких молодых людей, достигших 25 лет. Их обсыпают с головы до ног, после чего специфический запах дает знак представителям противоположного пола, что объект их внимания свободен. В этом есть смысл, т. к. датчане женятся и выходят замуж довольно поздно - в среднем в 30-32 года.
Вступление в брак в Дании по-прежнему отмечают по древнему обычаю викингов. Влюбленные считаются помолвленными, когда их руки соединил отец девушки или парня. Обязательными являются «подарки любви» и ритуальный «обед согласия», на который собираются все родственники влюбленных. Жених и невеста будут считаться супругами не после регистрации брака, а только после первой брачной ночи. При этом в опочивальню молодых ведут все взрослые члены обоих семейств. Датчане убеждены, что это защитит молодую семью от злых сил.
Семья — важная часть жизни датчан и это, несмотря на тотальную эмансипацию женщин в современной Дании и ведение отдельного бюджета у мужа и жены. Даже в ресторанах пары рассчитываются за ужин отдельно. Вместе с тем датчане не стремятся заключать официальный брак. Пары могут годами жить вместе, иметь общих детей, но не регистрировать свои отношения.
Дания - одна из немногочисленных стран Европы, где русским девушкам непросто конкурировать с местными. Датчанки отличаются высоким ростом, модельной внешностью, правильными чертами лица. При этом они горды, независимы и эгоцентричны, ищут партнерских отношений, в которых мужчина должен стирать, убирать и готовить. И на то есть основания: неоднократно датчанки признавались самыми стройными женщинами Европы. Нивелирует датских красоток современная тенденция молодых европеек не следить за собой. К тому же датчанки одеваются в наше время довольно просто. Удобство езды на велосипеде для них важнее внешнего эффекта.
Что касается датских мужчин, то они ухожены, порой слишком. Они любят комфорт, много времени тратят на воспитание детей, занимаются домашним
хозяйством. При этом они безынициативны, не влюбчивы, хладнокровны в отношениях, с деньгами расстаются очень неохотно. Датский мужчина, который рассчитывает пригласить к себе в качестве жены иностранку, должен внести государству залог в 6000 долларов, не быть на социальном обеспечении, иметь квартиру, в которой могли бы проживать жена и дети.
В Дании самый высокий в Европе уровень занятости у женщин. Даже если семья обеспеченная, все равно неработающая женщина не одобряется обществом. Также неодобрительно относятся датчане к мужчинам, которые пренебрегают домашними обязанностями. К тому же привычного для России разделения дел на мужские и женские здесь не существует.
Пособие на детей в Дании составляет чуть более 1800 долларов на одного ребенка в месяц. Мать или отец спокойно уходят с работы под предлогом заботы о своих детях. Дети в Дании святое. Им позволяется все. Подростки - народ очень свободолюбивый в этой стране. Все дети являются священными и охраняемыми государством созданиями. Их не ставят в какие-то жесткие рамки, что трудно представить на постсоветском пространстве. В разрез с русской культурой выстраивается отношение и к мнению ребенка - его позиция является самостоятельной точкой зрения, с которой взрослые обязаны считаться.
Завершая анализ генедрных отношений в Дании, вспомним о том, что этой стране принадлежит сомнительный рекорд: здесь впервые в мире (1989 г.) был официально разрешен однополый брак. Ради справедливости отметим и тот факт, что первый подобный брак был заключен только в 2012 г.
В деловой среде. Бизнес-культура Дании является ориентированной на сделку больше, чем в Англии, но меньше, чем в Германии и значительно меньше, чем в США. Датских бизнесменов отличает отсутствие формализма и сдержанность. В датском бизнесе преобладает линейная управленческая структура, что позволяет оперативно принимать решения. Работодатели требуют от своих служащих многого, но вместе с тем относятся к ним достаточно уважительно. «Рабочие отношения в Дании основаны на горизонтальной,
плоской структуре с низким энергопотреблением, структуре, для которой исследователи управления фактически рекомендуют использовать юмор, иронию и самоиронию» [11, p. 141].
Продвижение по службе зависит от конкретных успехов сотрудника, а нагрузка при этом самая высокая. От крупных фирм, имеющих клиентуру в разных странах, ожидают активной деятельности 24 часа в сутки, а это означает, что, если партнер позвонит из Юго-Восточной Азии в полпятого утра, то датчанин вскочит с постели, поедет в офис и возьмется за дело.
При знакомстве датчане представляются официально, обмениваются крепким рукопожатием. На прощание также пожимают руку. Во время первой встречи датчане после нескольких минут разговора на общие темы сразу же приступают к делу. Они узнают своих коллег в процессе обсуждения деловых вопросов, в то время как в ориентированных на взаимоотношения культурах, таких как Китай и арабский мир, для установления отношений требуется некоторое время.
Датчане отличаются прямотой, которая является их отличительным качеством, проявляющимся в бизнесе. Они любопытны, задают большое количество вопросов. Если они видят недостатки, то непременно укажут на них. Этому не стоит удивляться. При этом датчане без особого желания говорят о своей личной жизни. Поэтому не стоит заводить разговор о доходах, религии и разводах.
Иностранные бизнесмены отмечают, что датчане эгалитарны, поэтому относительно неформальны в ведении бизнеса по сравнению с более формальными, иерархическими культурами. В Дании не принято проявлять особое почитание или чрезмерное уважение к лицам высокого статуса. Датчане обращаются друг к другу неформально, используя местоимение «ты» и называя друг друга по имени, даже если встречаются с партнером впервые. Титулы используются не часто. Датчанами руководит до некоторой степени
нордический эгалитарный кодекс, согласно которому никто не должен ставить себя выше других, считать себя лучше или богаче других.
Неформальность проявляется и в отсутствии жестких требований к дресс-коду. В большинстве фирм на деловые встречи принято одеваться свободно. И категорически нельзя опаздывать. Это просто не принято и если кто-то опоздает, то датчанин не выразит внешне недовольство, но про себя отметит вульгарный тон в поведении партнера. Любому, кто примется извиняться за опоздание на деловую встречу больше, чем на десять минут, скажут с улыбкой: «Бывает», подразумевая: «Бывает, но не со мной». Поэтому встречи обычно начинаются вовремя. Бизнесменов не заставляют ждать. Графики и сроки работ выполняются неукоснительно. Датчане считают недопустимым, если встречи прерываются телефонными звонками или чем-то другим.
Если датчанин пригласил к себе домой на ужин, то следует отнести цветы хозяйке или отослать их сразу после получения приглашения. Если в семье есть ребёнок, то и для него должен быть припасен небольшой подарок.
В гостях отказываться из скромности или стеснения от угощения не стоит -второй раз гостю его не предложат. В этой стране никому в голову не придет отказаться по причине вежливости: если человек отказывается от угощения, значит, он просто не голоден. Если пригласили на ужин, то верхом невоспитанности будет прийти без бутылки вина. Никто не станет возражать, если вместо вина иностранец принесет русскую водку.
Выводы. Мифы и стереотипы о датчанах
В качестве выводов по настоящей статье приведем несколько мифов и стереотипов о датчанах, которые следует преодолеть для налаживания эффективной коммуникации и межнационального общения.
Внешность. Если взять шведа, норвежца и датчанина и посадить их за хорошо сервированный стол, то сразу можно узнать последнего. Он голубоглаз,
невысок и кругл. Датчанин круглее всех, т.к. Дания - сельскохозяйственная страна, а любимое занятие датчан - еда. Это стереотип, датчане вовсе не круглолицы, они активно занимаются спортом, что и отражается на внешнем виде.
Некоторые считают датчан дебоширами. Это справедливо только в том смысле, если сравнивать их с более спокойными шведами. Напротив, датчане совсем не агрессивны и живут по принципу «Делай, что хочешь, только мне не мешай!» И, несмотря на доступность спиртного, не злоупотребляют им.
Как мы видим, количество стереотипов невелико. И одна из причин этого -малое знакомство россиян с историей и культурой Дании и менталитетом датского народа. Впрочем, знания датчан о русских тоже не велики. Только это предмет уже другого исследования.
Список литературы
1. Ванин М.В. Россия - Дания: историческая преемственность многовекового добрососедства // Международная жизнь. — 2012. — № 10. — С. 16-31.
2. Возгрин Ве. Датчане в революционном Петрограде // LiteraruS. — 2013.
— № 4. — С. 8-14.
3. Гулько Н.Н. Национально-психологические особенности населения скандинавских стран // Евразия: духовные традиции народов. — 2012. — № 2. — С. 139-151.
4. Давидович И.Ф. Жизненный опыт датчанки в СССР в контексте советско-датских отношений 1920-1950-х гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. — 2017. — Т. 16. — № 4.
— С. 617-640.
5. Жаров Б.С. Датский юрист Хермод Ланнунг - свидетель революционных событий 1917 года в Петрограде // Санкт-Петербург и страны Северной Европы.
— 2018. — № 19 (2). — С. 20-27.
6. Жаров Б.С. Иван Оттонович Паллизен (Hans Jessen Pallisen), (1815-1881)
— генеральный консул Дании в Санкт-Петербурге // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. — 2016. — № 17 (1). — С. 11-16.
7. Любарт М.К. Датчане // Расы и народы. Сер. «Иллюстрированная энциклопедия "Руссика"». Научные редакторы: Л. М. Минц, Ю.Д. Анчабадзе. — М.: Олма Медиа групп, 2007. — С. 166-167.
8. Оришев А.Б., Козырева Н.Е. Бизнес и менталитет: налаживаем эффективную коммуникацию в Северной Европе // Маркетинговые коммуникации. — 2019. — № 4. — С. 246-253.
9. Скобелкин О.В. Этнический состав западноевропейцев на русской военной службе в XVI веке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. — 2011. — № 7 (102). — С. 102-109.
10. Christensen C.S. The mutual significance of literature for Denmark and Russia throughout the ages. a description and analysis of the social impact and artistic and literary inspiration between Russia and Denmark // Studia Humanitatis. — 2018.
— № 4. — p. 3.
11. Lundquist L. Danish humor in cross-cultural professional settings: linguistic and social aspects // Humor-international journal of humor research. — 2014. — Vol. 27. — N 1. — pp. 141-163.
References
1. Vanin M.V. Rossiya - Daniya: istoricheskaya preyemstvennost mnogovekovogo dobrososedstva // Mezhdunarodnaya zhizn. — 2012. — № 10. — pp. 16-31.
2. Vozgrin Ve. Datchane v revolyutsionnom Petrograde // LiteraruS. — 2013. — № 4.
— pp. 8-14.
3. Gulko N.N. Natsionalno-psikhologicheskiye osobennosti naseleniya skandinavskikh stran // Yevraziya: dukhovnyye traditsii narodov. — 2012. — № 2. — pp. 139-151.
4. Davidovich I.F. Zhiznennyy opyt datchanki v SSSR v kontekste sovetsko-datskikh otnosheniy 1920-1950-kh gg. // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. — 2017. — T. 16. — №2 4. — pp. 617-640.
5. Zharov B.S. Datskiy yurist KHermod Lannung - svidetel revolyutsionnykh sobytiy 1917 goda v Petrograde // Sankt-Peterburg i strany Severnoy Yevropy. — 2018. — №2 19 (2).
— pp. 20-27.
6. Zharov B.S. Ivan Ottonovich Pallizen (Hans Jessen Pallisen), (1815-1881) -generalnyy konsul Danii v Sankt-Peterburge // Sankt-Peterburg i strany Severnoy Yevropy.
— 2016. — № 17 (1). — S. 11-16.
7. Lyubart M.K. Datchane // Rasy i narody. Ser. «Illyustrirovannaya entsiklopediya "Russika"». Nauchnyye redaktory: L. M. Mints, Yu.D. Anchabadze. — M.: Olma Media grupp, 2007. — pp. 166-167.
8. Orishev A.B., Kozyreva N.Ye. Biznes i mentalitet: nalazhivayem effektivnuyu kommunikatsiyu v Severnoy Yevrope // Marketingovyye kommunikatsii. — 2019. — № 4.
— pp. 246-253.
9. Skobelkin O.V. Etnicheskiy sostav zapadnoyevropeytsev na russkoy voyennoy sluzhbe v XVI veke // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Informatika. — 2011. — №2 7 (102). — pp. 102-109.
10. Christensen C.S. The mutual significance of literature for Denmark and Russia throughout the ages. a description and analysis of the social impact and artistic and literary inspiration between Russia and Denmark // Studia Humanitatis. — 2018. — №2 4. — p. 3.
11. Lundquist L. Danish humor in cross-cultural professional settings: linguistic and social aspects // Humor-international journal of humor research. — 2014. — Vol. 27. — N 1.
— pp. 141-163.