Научная статья на тему 'НОРВЕЖЦЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ'

НОРВЕЖЦЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
705
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРВЕГИЯ / НОРВЕЖЦЫ / МЕНТАЛИТЕТ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / СЕМЬЯ / БРАК / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / СТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Оришев Александр Борисович

Настоящей статьей автор продолжает цикл работ, посвященных менталитету и традициям народов мира. Объект исследования - норвежцы. В статье анализируется национальный характер норвежцев, рассматриваются их традиции, гендерные отношения, деловой этикет. Главный научный результат: изучив многочисленные источники и доступную в настоящий момент российскую и зарубежную литературу, опираясь на теоретические и эмпирические методы общественных и гуманитарных наук, автор представил социокультурный портрет норвежцев, разрушив некоторые стереотипы вокруг этого народа. Целевая аудитория статьи - ученые, преподаватели вузов и студенты, туристы и бизнесмены, имеющие свои интересы в Норвегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORWEGIANS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

In this article, the author continues a series of works devoted to the mentality and traditions of the peoples of the world. The object of the study is the Norwegians. The article analyzes the national character of the Norwegians, examines their traditions, gender relations, and business etiquette. The main scientific result: having studied numerous sources and currently available Russian and foreign literature, relying on theoretical and empirical methods of social sciences, the author presented a socio-cultural portrait of the Norwegians, destroying some stereotypes around this people. The target audience of the article is scientists, university teachers and students, tourists and businessmen who have their own interests in Norway.

Текст научной работы на тему «НОРВЕЖЦЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ»

УДК 316.356.2

Оришев Александр Борисович,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, e-mail: Orishev71@mail.ru

НОРВЕЖЦЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ

Настоящей статьей автор продолжает цикл работ, посвященных менталитету и традициям народов мира. Объект исследования - норвежцы. В статье анализируется национальный характер норвежцев, рассматриваются их традиции, гендерные отношения, деловой этикет. Главный научный результат: изучив многочисленные источники и доступную в настоящий момент российскую и зарубежную литературу, опираясь на теоретические и эмпирические методы общественных и гуманитарных наук, автор представил социокультурный портрет норвежцев, разрушив некоторые стереотипы вокруг этого народа. Целевая аудитория статьи - ученые, преподаватели вузов и студенты, туристы и бизнесмены, имеющие свои интересы в Норвегии.

Ключевые слова: Норвегия; норвежцы; менталитет; традиции; обычаи; семья; брак; деловой этикет; стереотипы.

Orishev Alexandr Borisovich,

doctor of historical Sciences, Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow,

e-mail: Orishev71@mail.ru

NORWEGIANS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

In this article, the author continues a series of works devoted to the mentality and traditions of the peoples of the world. The object of the study is the Norwegians. The article analyzes the national character of the Norwegians, examines their traditions, gender relations, and business etiquette. The main scientific result: having studied numerous sources and currently available Russian and foreign literature, relying on theoretical and empirical methods of social sciences, the author presented a socio-cultural portrait of the Norwegians, destroying some stereotypes around this people. The target audience of the article is scientists, university teachers and students, tourists and businessmen who have their own interests in Norway.

Keywords: Norway; Norwegians; mentality; traditions; customs; family; marriage; business etiquette; stereotypes.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в постсоветской России все больше внимания уделяют Норвегии. Во-многом это связано с тем, что эта страна для части россиян стал привлекательным объектом для рыболовного туризма. Однако наши соотечественники о норвежцах знают еще меньше, чем о финнах, шведах и датчанах. Доказательство тому - анализ научной литературы. В российских научных журналах практически отсутствуют какие-либо публикации о Норвегии и норвежцах. Только автором настоящей статьи ранее была предпринята попытка рассмотреть менталитет норвежцев, но сделано это было в контексте изучения менталитета других народов Скандинавии [4, с. 246-253].

Из популярной литературы можно выделить только исследование Н. Будур из серии «Внимание, иностранцы!», с момента выхода которого прошло уже 15 лет [1]. Также следует назвать несколько переводных изданий [6; 7; 8]. Однако они не меняют общей скудной картины.

Цель исследования: налаживание взаимопонимания между народами России и Норвегия, преодоление стереотипов и опровержение ложных представлений, налаживание крепких взаимовыгодных отношений и бизнес-контактов.

Методы исследования

В основу исследования положены методы, широко применяемые в гуманитарных областях знания: контент-анализ, ивент-анализ, социологический опрос, наблюдение, интервьюирование, сравнение, описание, экстраполирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Происхождение норвежцев. Норвежцы - северогерманский народ, жители Норвегии - 86% от числа проживающих в этой стране. Слово Норвегия означает «путь на север» (от древнескандинавского слова Norбrvegr). Общая численность норвежцев - более 10 млн человек. Много тысяч лет назад Норвегия скрывалась под огромным слоем льда. Сами

норвежцы - потомки германских племен, заселивших эти земли еще до начала нашей эры.

Национальный характер. На первый взгляд норвежский темперамент близок к флегматичному. Здесь не увидишь вспышек внезапной ярости, характерной для южных народов. Однако на лицах большинства норвежцев улыбки и нет никакой суровости древних викингов. Норвежцы любят пошутить и чувство юмора у них отменное.

У норвежцев трепетное отношение к дружбе. Многие компании друзей закрытые и попасть в этот круг, т.е. завести здесь друзей непросто. Но если твой друг - норвежец, то положиться на него можно всегда.

К пожилым отношение особенное. В общественном транспорте уступать им место нельзя. Это будет истолковано как желание показать свое превосходство. К детям отношение не менее суровое: баловать здесь не принято.

В отличие от многих народов норвежцы интересуются политикой, особенно на местном уровне. При этом они настроены позитивно к своему государственному строю, считая его чуть ли не идеальным. Отсюда известная законопослушность этой нации, что роднит их с немцами.

Есть у норвежцев и не самые приятные черты. Прежде всего, это лицемерие. Они могут похвалить человека, а затем в узком кругу начать его обсуждать. За улыбкой иногда скрывается неприязнь. Еще одна черта -скрытность. Раскрывать душу не только первому встречному, но и просто знакомому здесь не принято. Как и в Германии, в Норвегии распространено доносительство.

Традиции. Море - важнейший атрибут жизни норвежцев, символ их жизни. Жить они предпочитают в 200-300 метрах от воды, так чтобы море было видно из окна их дома. Даже те, кто постоянно живет в центральных областях страны, ищут варианты для покупки домика на морском берегу. Лодки и катера имеют 80% норвежцев. Кроме плавсредств популярны велосипеды. Ими пользуются в любую погоду.

Страсть норвежцев - рыбалка. Рыбы здесь великое множество. Морская и озерная рыбалка хорошо развиты. Лицензии на лов не нужны, что побуждает многих европейцев приезжать в Норвегию на авторефрижераторах, селиться в недорогих домиках или палатках, рыбачить две недели без перерыва, обеспечивая себя рыбой на шесть месяцев вперед, и уезжать обратно. Самые активные здесь немцы, голландцы и бельгийцы. Достаточно много приезжает в Норвегию российских любителей рыбной ловли. И неслучайно. Здесь можно ловить с катера, с берега и даже ставить сети.

Если рыбалка объединяет русских и норвежцев, то сбор грибов, напротив, разъединяет. В Норвегии не имеют понятия о том, что такое «тихая охота». Здесь не собирают грибы, некоторых, правда, интересуют ягоды. Большую часть лесных даров норвежцы оставляют зверям и птицам. При этом они с удовольствием приобретают в магазинах грибы из теплицы.

Местное законодательство разрешает право беспрепятственного прохода ко всем природным ресурсам без ограничений — как в лесу, так и на море. Причем это правило распространяется как на местных жителей, так и на иностранных туристов. Гулять и плавать можно везде. Если земля принадлежит частному владельцу, и она огорожена, то следует вежливо спросить хозяев разрешения ее посетить.

Норвегия считается безопасной страной. Население здесь соблюдает законы, нет криминала, а воровство считается чем-то немыслимым для большинства норвежцев. Только крупные торговые сети имеют рамки-детекторы кражи товаров на выходе или камеры наблюдения. Вместе с тем именно здесь произошел потрясший мировую общественность случай, когда норвежский фанатик Андерс Брейвик устроил теракт, расстреляв несколько десятков мирных жителей на острове Утойа (Утёйа) [3, с. 9; 5, с. 93].

Жизнь норвежцев спокойна и размеренна. Активный образ жизни ведут только жители крупных городов. Норвежцы любят тишину, поэтому

устраивать шумные вечеринки после 21.00 здесь не рекомендуется, высока вероятность пообщаться с полицией.

На работе норвежцы появляются около 10 часов утра, в 16.00 рабочий день заканчивается. В воскресенье функционируют только рестораны и супермаркеты.

Норвежцы - читающая нация. При этом четко видны жанровые предпочтения. Молодежь и среднее поколение зачитываются фантастикой. Фильмы типа «Властелин Колец» или «Звездные Войны» здесь невероятно популярны. Главный персонаж местного фольклора - тролль, ставший символом многих заведений. Они красуются практически на каждом сувенире.

Заметим, что в Норвегии гордятся своей культурой и считают, что во всем мире люди должны знать не только знаменитых Г. Ибсена и Э. Грига, но и прочих, весьма достойных представителей норвежской творческой интеллигенции [2, с. 193].

В основе норвежской кухни, которая проста и неприхотлива - рыба. Норвежцы употребляют ее в разных видах: соленой, вяленой, копченой.

Если в России настоящий мужчина в своей жизни должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом, то норвежский своим долгом считает изготовить собственными руками нож и ножны, это традиция.

Гендер, семья и брак. Как и другие северные народы, норвежцы очень сильно держатся за семьи и вообще за закрытые общества друзей. Они с трепетом относятся к своим семьям, и доступ в семью практически закрыт для любого человека извне.

Женщины в Норвегии обладают большими правами и всячески это подчеркивают. В этой стране существует даже специальное бюро, занимающееся вопросами равноправия полов. Женщины готовы выполнять любую мужскую работу, лишь бы утвердиться в правах. Это подъем тяжестей и другая физическая нагрузка. Для многих может показаться удивительным, но в Норвегии бюллетень по уходу либо декретный отпуск

чаще берет муж, а не жена. Дело доходит до крайностей, когда работодатель в случае выбора возьмет на работу женщину, а не мужчину, лишь бы избежать обвинений в мужском шовинизме.

Последняя новация в гендерной области - это введение в 2015 г. обязательной военной службы для женщин.

В деловой среде. Первое правило: в Норвегии не принято опаздывать! Норвежцы, а это роднит их с немцами, всегда приходят вовремя, и они уважают людей, которые ценят их время.

Знать норвежский язык не обязательно, местные хорошо владеют английским. Обращаются в Норвегии друг к другу на «ты». Обращаться на «Вы» норвежцы будут только к членам королевской семьи, не меньше. Если собеседник состоит в какой-либо политической или общественной организации, в литературном или музыкальном обществе, то это возвышает его в глазах окружающих.

Следует избегать чрезмерных комплиментов. Восторгаться можно только наедине и то объясняться в симпатиях очень близким людям. Комплименты в деловой среде сочтут за лесть, что вызовет недоверие у норвежских партнеров. По-видимому, подобное отношение формируется со школьной скамьи: в местных школах не принято хвалить детей за высокие отметки и выполненные вовремя задания.

При установлении деловых контактов следуют знать, что Норвегия достаточно обеспеченная страна. Высокие доходы ее граждан обусловлены нефтяными месторождениями и умением властей справедливо распределить доходы от ее добычи. Средняя зарплата достигает 5-7 тыс. евро в месяц. И здесь не в почете престижное потребление. Одеваться следует скромно, но со вкусом. Ни в коем случае нельзя подчеркивать свое высокое положение. Многое построено на доверии. Столь распространенные в России обсчеты и обвесы здесь не практикуются. Двери во многих заведениях могут не запираться и часто можно встретить табличку «самообслуживание».

Личные разговоры в деловых кругах не приветствуются. Норвежцы твердо убеждены, что частная жизнь не должна быть предметом для общественного обсуждения. Другая запретная тема - болезни. Если человек вышел после больничного, то интересоваться его самочувствием считается признаком дурного тона. Зарплата и возраст - тоже относятся к запретным темам. А политика норвежцев, напротив, интересует. Они также с энтузиазмом поддержат разговор об истории и природе их страны. Пить чай или кофе во время выполнения служебных обязанностей здесь не принято. Норвежцы за эту привычку очень осуждают эмигрантов.

О подарках: в Норвегии не дарят нечетное количество цветов. Им самое место на кладбище, так считают некоторые норвежцы.

Выводы. Мифы и стереотипы о норвежцах

В качестве выводов по настоящей статье приведем несколько мифов и стереотипов о норвежцах, которые следует преодолеть для налаживания эффективной коммуникации.

Норвежцы много пьют алкоголя. Это один из стереотипов, широко распространенный в русскоязычном Интернете. Данное утверждение правдиво только отчасти: пьют они, действительно, немало, но делают это преимущественно дома.

Норвегия очень дорогая страна. Это не стереотип. Здесь не только высокие доходы, но и высокие цены. Бокал вина не будет стоить дешевле 10 евро.

Богатая страна - высокий сервис. А это уже стереотип. Сервис в этой стране на очень низком уровне. К гостю лишний раз не подойдут, просто не считают это нужным.

В Норвегии холодно. Здесь не холодней, чем в России. Местные одеваются легко, даже в самый холодный месяц - март. Теплее всех в Норвегии одеты туристы.

В Норвегии едят одну рыбу. Это далеко не так. В стране представлены национальные кухни других стран. И совсем не факт, что внешний вид кафе

и ресторана соответствует качеству приготавливаемых кушаний. Скорее наоборот. Знаменитый рыбный ресторан в Осло, Fiskeriet, выглядит достаточно демократично.

Количество стереотипов отчасти объясняется малой изученностью норвежской темы в России. Как мы могли убедиться, даже в научных кругах наблюдается дефицит исследований. Настоящая статья - это всего лишь попытка восполнить этот пробел.

Список литературы

1. Будур Н.В. Эти странные норвежцы. — М.: Эгмонт, 2005. — 95 с.

2. Дробот О.Д. Ибсен: особенности языка и новые переводы // Шаги-Steps. 2019. Т. 5. № 3. С. 193-205.

3. Мелле И. Дело Брейвика и что психиатры могут почерпнуть из него // Независимый психиатрический журнал. 2013. № 3. С. 9-15.

4. Оришев А.Б., Козырева Н.Е. Бизнес и менталитет: налаживаем эффективную коммуникацию в Северной Европе // Маркетинговые коммуникации. — 2019. — № 4. — С. 246-253.

5. Пронкина Е.С. Особенности освещения терактов Андерса Брейвика в российских и зарубежных СМИ // Бизнес. Общество. Власть. 2013. № 17. С. 93-104.

6. Шеффер И. Лапландия. — М.: У Никитских ворот, 2008. — 440 с.

7. Pedersen P., Hogmo A. Sapmi Slar Tilbake. Samiske revitaliserings- og moderniseringsprosser i siste generasjon / Paul Pedersen, Asle Hogmo; forlagets red.: John T. Solbakk. — Karasjohka, CalliidLagadus, 2012. — 324 p.

8. Rorgemoen M. Mellom tradisjon og spel. didaktikk for tekstil folkekunst / Mari Rorgemoen. — Vasa: Acad. avhandling, Pedagogiska fak., Abo akad, 2012. — 340 p.

References

1. Budur N.V. Eti strannyye norvezhtsy. — M.: Egmont, 2005. — 95 p.

2. Drobot O.D. Ibsen: osobennosti yazyka i novyye perevody, Shagi-Steps. 2019. Vol. 5. №№ 3. pp. 193-205.

3. Melle I. Delo Breyvika i chto psikhiatry mogut pocherpnut iz nego, Nezavisimyy psikhiatricheskiy zhurnal. 2013. №2 3. pp. 9-15.

4. Orishev A.B., Kozyreva N.Ye. Biznes i mentalitet: nalazhivayem effektivnuyu kommunikatsiyu v Severnoy Evrope, Marketingovyye kommunikatsii. — 2019. — № 4. — pp. 246-253.

5. Pronkina Ye.S. Osobennosti osveshcheniya teraktov Andersa Breyvika v rossiyskikh i zarubezhnykh SMI, Biznes. Obshchestvo. Vlast. 2013. №2 17. pp. 93-104.

6. Sheffer I. Laplandiya. — M.: U Nikitskikh vorot, 2008. — 440 p.

7. Pedersen P., Hogmo A. Sapmi Slar Tilbake. Samiske revitaliserings- og moderniseringsprosser i siste generasjon / Paul Pedersen, Asle Hogmo; forlagets red.: John T. Solbakk. — Karasjohka, CalliidLagadus, 2012. — 324 p.

8. Rorgemoen M. Mellom tradisjon og spel. didaktikk for tekstil folkekunst / Mari Rorgemoen. — Vasa: Acad. avhandling, Pedagogiska fak., Abo akad, 2012. — 340 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.