Научная статья на тему 'Дата и особенности появления православного монастыря в Шанхае: спорные вопросы православной истории города во второй четверти XX в.'

Дата и особенности появления православного монастыря в Шанхае: спорные вопросы православной истории города во второй четверти XX в. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / Православная Церковь / монастырь / игумения / монахини / священнослужители / церковь / российская эмиграция / Китай / Харбин / Шанхай / Orthodoxy / Orthodox Church / monastery / abbess / nuns / clergy / Church / Russian emigration / China / Harbin / Shanghai

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евгений Викторович Дроботушенко

В статье, на основе анализа имеющихся публикаций и архивных источников, акцентируется внимание на одних из спорных на сегодняшний день вопросов из истории Православной Церкви в Шанхае — дате и обстоятельствах появления в городе православного монастыря. Отмечается, что, несмотря на видимое наличие научных и научно-популярных публикаций по проблематике исследования, однозначного ответа на поставленные вопросы нет. Основная масса авторов склоняется к тому, что обитель появилась в городе путем переноса Харбинского Владимирского (Богородице-Владимирского) женского монастыря. Однако когда это произошло и как сегодня до конца не ясно. В статье приводятся данные разных авторов, акцентируется внимание на том, что часто информация повторяется. В то же время ни история появления в Шанхае обители, ни особенности ее существования в дальнейшем не нашли серьезного анализа. Возможной причиной автор называет отсутствие значительного количества источников, а также краткость имеющейся в них информации. Акцентируется внимание на важности поиска неизвестных в настоящее время документов, что подразумевает серьезную работу с архивными хранилищами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Date and Features of the Appearance of the Orthodox Monastery in Shanghai: Controversial Issues of the Orthodox History of the City in the Second Quarter of the 20th Century

Based on the analysis of available publications and archival sources, the article focuses on one of the currently controversial issues from the history of the Orthodox Church in Shanghai — the date and circumstances of the appearance of an Orthodox monastery in the city. It is noted that, despite the apparent presence of scientific and popular scientific publications on the problems of research, there is no unambiguous answer to the questions posed. The bulk of the authors are inclined to believe that the monastery appeared in the city by transferring from Harbin the Vladimir Mother of God convent. However, when it happened and how, it is not completely clear today. The article provides data from different authors, focuses on the fact that information is often repeated. At the same time, neither the history of the appearance of the monastery in Shanghai nor the peculiarities of its existence in the future found serious analysis. The author considers as a possible reason the absence of a significant number of sources, as well as the brevity of the information available in them. Attention is focused on the importance of searching for currently unknown documents, which implies serious work with archival repositories.

Текст научной работы на тему «Дата и особенности появления православного монастыря в Шанхае: спорные вопросы православной истории города во второй четверти XX в.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал № 4 (16) 2023

Е. В. Дроботушенко

Дата и особенности появления православного монастыря в Шанхае: спорные вопросы православной истории города во второй четверти XX в.

УДК 271.2(470+571)(1-87)-788-055.2(510)-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_50 EDN RDTDHY

Аннотация: В статье, на основе анализа имеющихся публикаций и архивных источников, акцентируется внимание на одних из спорных на сегодняшний день вопросов из истории Православной Церкви в Шанхае — дате и обстоятельствах появления в городе православного монастыря. Отмечается, что, несмотря на видимое наличие научных и научно-популярных публикаций по проблематике исследования, однозначного ответа на поставленные вопросы нет. Основная масса авторов склоняется к тому, что обитель появилась в городе путем переноса Харбинского Владимирского (Богородице-Владимирского) женского монастыря. Однако когда это произошло и как сегодня до конца не ясно. В статье приводятся данные разных авторов, акцентируется внимание на том, что часто информация повторяется. В то же время ни история появления в Шанхае обители, ни особенности ее существования в дальнейшем не нашли серьезного анализа. Возможной причиной автор называет отсутствие значительного количества источников, а также краткость имеющейся в них информации. Акцентируется внимание на важности поиска неизвестных в настоящее время документов, что подразумевает серьезную работу с архивными хранилищами.

Ключевые слова: православие, Православная Церковь, монастырь, игумения, монахини, священнослужители, церковь, российская эмиграция, Китай, Харбин, Шанхай.

Об авторе: Евгений Викторович Дроботушенко

Кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета. E-mail: DRZZ@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6473-1422

Для цитирования: Дроботушенко Е. В. Дата и особенности появления православного монастыря в Шанхае: спорные вопросы православной истории города во второй четверти XX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №4 (16). С. 50-55.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 4 (16) 2023

Evgeny V. Drobotushenko

Date and Features of the Appearance of the Orthodox Monastery in Shanghai: Controversial Issues of the Orthodox History of the City in the Second Quarter of the 20th Century

UDC 271.2(470+571)(1-87)-788-055.2(510)-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_50 EDN RDTDHY

Abstract: Based on the analysis of available publications and archival sources, the article focuses on one of the currently controversial issues from the history of the Orthodox Church in Shanghai — the date and circumstances of the appearance of an Orthodox monastery in the city. It is noted that, despite the apparent presence of scientific and popular scientific publications on the problems of research, there is no unambiguous answer to the questions posed. The bulk of the authors are inclined to believe that the monastery appeared in the city by transferring from Harbin the Vladimir Mother of God convent. However, when it happened and how, it is not completely clear today. The article provides data from different authors, focuses on the fact that information is often repeated. At the same time, neither the history of the appearance of the monastery in Shanghai nor the peculiarities of its existence in the future found serious analysis. The author considers as a possible reason the absence of a significant number of sources, as well as the brevity of the information available in them. Attention is focused on the importance of searching for currently unknown documents, which implies serious work with archival repositories.

Keywords: Orthodoxy, Orthodox Church, monastery, abbess, nuns, clergy, Church, Russian emigration, China, Harbin, Shanghai.

About the author: Evgeny Viktorovich Drobotushenko

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, the Dean of the Faculty of History and Philology

at the Transbaikal State University.

E-mail: DRZZ@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6473-1422

For citation: Drobotushenko E.V. Date and Features of the Appearance of the Orthodox Monastery in Shanghai: Controversial Issues of the Orthodox History of the City in the Second Quarter of the 20th Century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 4 (16), pp. 50-55.

История православия в Шанхае, на первый взгляд, изучено достаточно неплохо. Имеется несколько узконаправленных, специальных публикаций либо отдельных частей (глав, параграфов) в обобщающих работах. Также информация по названной истории дисперстно разбросана по изданиям, посвященным истории российской эмиграции в Китае в целом и в Шанхае, в частности.

Отметим, что мы целенаправленно акцентируем внимание на «российской эмиграции», хотя в существующей традиции принято говорить и писать об эмиграции «русской» и, в свою очередь, «Русском Шанхае» или «Русском Харбине». Автор настоящей статьи убежден, что термин «русская эмиграция» имеет право на существование при характеристике «русского мира», ряда ценностных установок эмигрантов с территории бывшей Российской империи и молодого советского государства. В названных установках не малую роль играли православные ценности. В то же время в эмигрантской среде было много выходцев, не русских по происхождению, бывших, в том числе и православными.

Ни в коей мере не призывая отказаться исследователей и публицистов от понятий «русская эмиграция» в Китае, «Русский Шанхай», «Русский Харбин», «Русское Трехречье», автор данных строк использует термин «российская эмиграция».

Итак, определенный объем информации по истории православия в Шанхае и, прежде всего, в среде российской эмиграции второй четверти XX в., есть, однако названная история, на наш взгляд на сегодня воссоздана не в полной мере. В имеющихся публикациях, в значительной степени, информация касается только ряда аспектов, при этом часто она повторяется. Многие страницы православной истории Шанхая, по нашему глубокому убеждению, остаются чистыми и требуют своего заполнения.

Исследование посвящено рассмотрению таких спорных на сегодня вопросов как дата и обстоятельства появления в городе православного монастыря.

Поднимаемые вопросы отнюдь не праздны, на наш взгляд, по ряду оснований. Дело в том, что «у истоков» шанхайской обители стояла особо почитаемая в среде российской православной эмиграции сначала Харбина, затем Шанхая, а позже Сан-Франциско игумения Руфина (Кокорева). Согласно основной массе имеющихся публикаций, назовем это «традиционным подходом», она и «перенесла» харбинской монастырь в Шанхай. Восстановление достоверной истории данного процесса, по нашему мнению, дань Подвижнице православия на чужбине.

Игумения Руфина была настоятельницей Харбинского женского монастыря во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1925 г. обитель переименована в Богородице-Владимирскую или во Владимирскую (в простонародье и в некоторых публикациях).

Жизненный путь игумении Руфины нашел отражение в значительном числе публикаций, из которых наиболее известна книга настоятельницы шанхайского монастыря игумении Ариадны (Мичуриной). Это ее воспоминания об игумении Руфине (Кокоревой), изданные в Шанхае в 1941 г. и переиздававшиеся позже1.

В 1948 г. в Сан-Франциско издано жизнеописание игумении Руфины, а в 1949 г. из печати вышел сборнике материалов «Светоч любви», посвященный ее памяти2.

Итак, традиционно считается, что православный женский монастырь в Шанхае появился путем переноса обители из Харбина. Первый возникающий вопрос: «Когда это произошло?»

Есть данные о том, что настоятельница игумения Руфина (Кокорева) уже в 1927 г. задумалась о переносе Харбинской Владимирской (Богородице-Владимирской)

1 Светоч любви. Жизненный подвиг игумении Руфины (воспоминания игумении Ариадны). Шанхай, 1937-1941; 2-е изд. San Francisco: Издание Богородице-Владимирской обители, 1960; 3-е изд. San Francisco: Издание Богородице-Владимирской обители, 1970.

2 Ариадна (Мичурина), игум, с сестрами. Игуменья Руфина // Светоч любви. Однодневный сборник, посвященный светлой памяти Всечестной Игуменьи Руфины. San Francisco: "DELO" Publishing Co., 1949. С. 19-52; Царский путь царской игуменьи. Жизнеописание всечестной игуменьи Руфины. Шанхай: Издание Богородице-Владимирской женской обители, 1948.

обители в США. Перенос монастыря в США не удался ни в конце третьего, ни в четвертом десятилетии XX в. и было принято решение перевести обитель в Шанхай3.

В публикации В. Вяткина встречаем упоминание о том, что Харбинской Владимирский монастырь был переведен в Шанхай после захвата Харбина японцами в 1932 г.4

С. Девятов пишет о том, что игумения Руфина открыла подворье Харбинского монастыря в Шанхае по просьбе православных верующих в 1934 г. Однако даже в одной публикации, на которую сделана отсылка, встречаем противоречия. Далее читаем, что игуменья получила благословение Преосвященного Иоанна (Шанхайского) на открытие в Шанхае «отделения» харбинской обители и выехала туда в 1935 г. Как, в таком случае, подворье могло быть открыто в 1934 г.? Также неясно о каком отделении идет речь. Вероятно, все же, о подворье Харбинского монастыря5.

В одной из публикаций Д. В. Хмырова читаем, что о переводе обители в Шанхай настоятельница задумалась в 1936 г. При этом ссылается он на электронную публикацию «Непрославленные подвижники», доступ к которой на сегодня, к сожалению, закрыт6.

В некоторых работах встречаются данные, которые представляются особенно спорными. Так, А.Б. Ефимов и О.А. Меркулов пишут о том, что в 1936 г. в Шанхае было открыто подворье Пекинского Покровского женского монастыря. На момент открытия там проживало пятнадцать монахинь7. Если о подворье в Шанхае харбинской обители, так или иначе, говорят многие авторы, то о таковом Пекинского монастыря сведения подтверждений в иных публикациях не находят. Отметим, что и авторы не делают отсылок к источнику.

Встречается информация и о том, что харбинская обитель в Шанхай переехала в 1937-1938 гг., при этом самим переездом руководила игумения Ариадна (Мичурина)8.

Согласно одному из известнейших исследователей истории российской эмиграции в Китае А. А. Хисамутдинову, подворье харбинской обители в Шанхае

3 Ариадна (Мичурина), игум., с сестрами. Игуменья Руфина. С. 48.

4 Вяткин В. Путем совершенной любви // Звезда-Online. URL: http://www.nevod.ru/local/ zvezda/page.php/zvezda/2007-08-16/4 (дата обращения: 24.12.2022).

5 Девятова С. Православные старицы XX века // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Zhitija_svjatykh/pravoslavnye-staritsy-20-veka/18 (дата обращения: 05.01.2022).

6 Хмыров Д.В. Русская церковная эмиграция в Китае в историко-политическом контексте: от эры милитаристов до японо-китайской войны (1917-1937) // Христианское чтение. 2013. № 1. С. 164.

7 Ефимов А.Б., Меркулов О.А. История православия в Китае в XX в. // XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. 2006 г. М., 2006. С. 50.

8 Museum of Russian Culture Microfilm Collection (Russian version) // Museum of Russian Culture, San Francisco. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1672889476&tld=ru&lang=ru&na me=museum_russian_culture_collection_russian.pdf&text=Museum%20of%20Russian%20Culture%20 Microfilm%20CoПection%20(Russian%20version)%20%2F%2F%20Бесплатная%20интернет%20библио-тека%20-%20Разные%20материал.&url=https%3A%2F%2Fwww.hoover.org%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles %2Flibrary%2Fdocs%2Fmuseum_russian_culture_collection_russian.pdf&lr=68&mime=pdf&l10n=ru&si gn=4167483c18f02ea02a885ade14302206&keyno=0&serpParams=tm%3D1672889476%26tld%3Dru%26lan g%3Dru%26name%3Dmuseum_russian_culture_collection_russian.pdf%26text%3DMuseum%2Bof%2BRu ssian%2BCulture%2BMicrofilm%2BCollection%2B%2528Russian%2Bversion%2529%2B%2F%2F%2B%25D 0%2591%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BD%25 D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B D%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25B8%25D 0%25BE%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25E2%2580%2593%2B%25D0%25A0%2 5D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1% 2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0%25BB.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fw ww.hoover.org%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Flibrary%2Fdocs%2Fmuseum_russian_culture_collection_ russian.pdf%26lr%3D68%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D4167483c18f02ea02a885ade14302206 %26keyno%3D0 (дата обращения: 05.01.2022).

открыто в 1940 г., через два года его настоятельницей там стала игумения Ариадна (Мичурина)9.

Отдельные авторы просто говорят о том, что монашеский подвиг игумении Руфины и сестер Харбинского монастыря продолжился в Шанхае, не акцентируя внимание на дате переноса обители10.

Протопресвитер Михаил Польский, говоря о переносе «Чудесно-обновившегося и Чудотворного образа Божией Матери Владимирской» с харбинским монастырем в Шанхай, также не называет даты переноса11.

Акцентировав внимание на открытом вопросе о дате появления в Шанхае православного монастыря или его подворья, попробуем предположить, почему так вышло. На наш взгляд, основная проблема заключается в отсутствии на сегодня полных, объемных данных в источниках. Авторы имеющихся публикаций, к сожалению, отсылок к ним, зачастую, не делают.

Следует сказать, что открытой остается и дата переноса обители из Шанхая в Сан-Франциско. Так А. А. Хисамутдинов достаточно путанно пишет о том, что обитель перевели в 1941 г., однако при этом ее настоятельницей в Шанхае с 1942 г. была игумения Ариадна (Мичурина), которая в США уехала в 1948 г.12 Дистанцируясь от некоторой путаницы в тексте, зададимся вопросом, зачем игумения Ариадна оставалась в Шанхае без обители и что там делала?

Второй большой вопрос, который возникает при работе над поднятой проблематикой: каким образом обитель из Харбина была перенесена в Шанхай? Часть исследователей, как отмечалось выше, пишет об открытие в последнем подворья, часть говорит просто о переносе, однако, что под ним понимается не совсем ясно. Это переезд сестер из-за невозможности находиться в Харбине к существовавшему подворью или технический переезд всего монастыря в целом?

За границами научного анализа на сегодняшний день осталась история существования православного монастыря в Шанхае с момента его появления там и до переноса в Сан-Франциско. Неясен количественный состав насельниц, были ли среди них только монахини или присутствовали послушницы, сколько их было? В каких церквях и кем велись службы? Каковы были виды и объемы деятельности насельниц обители? Эти и иные вопросы пока остаются без ответа.

Длительная работа с архивными документами по истории российской эмиграции в Китае в целом и в Шанхае, в частности, по истории православия там, не дала информации по шанхайской обители, чем еще больше «заинтриговала» автора данной статьи.

Таким образом, можно констатировать, что на сегодня история православия в Шанхае изучена недостаточно. Отдельным аспектам уделено больше внимания, иным меньше. Многие же страницы вообще остались незаполненными. При этом существует ряд спорных вопросов, которые требуют уточнения. Сделать это можно только при условии обнаружения новых данных в источниках, прежде всего документальных. Это подразумевает необходимость серьезной работы с архивными хранилищами.

9 Хисамутдинов А.А. Кто есть кто в истории русского Сан-Франциско. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2015. С. 15; Его же. Русские литераторы-эмигранты в Китае. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2017. С. 23.

10 Энеева Н. Т. Миссия женского православного монашества в русском зарубежье XX века // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2017. Т. 6. № 3. С. 628.

11 Польский М.А., протопресв. Икона Божией Матери Владимирская // Светоч любви. Однодневный сборник, посвященный светлой памяти Всечестной Игуменьи Руфины. San Francisco: "DELO" Publishing Co., 1949. С. 62.

12 Хисамутдинов А.А. Русские литераторы-эмигранты... С. 23.

Источники и литература

1. Ариадна (Мичурина), игум, с сестрами. Игуменья Руфина // Светоч любви. Однодневный сборник, посвященный светлой памяти Всечестной Игуменьи Руфины. San Francisco: "DELO" Publishing Co., 1949. С. 19-52.

2. Вяткин В. Путем совершенной любви // Звезда-Online. URL: http://www.nevod.ru/local/ zvezda/page.php/zvezda/2007-08-16/4 (дата обращения: 24.12.2022).

3. Девятова С. Православные старицы XX века // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Zhitija_svjatykh/pravoslavnye-staritsy-20-veka/18 (дата обращения: 05.01.2022).

4. Ефимов А. Б., Меркулов О. А. История православия в Китае в XX в. // XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. 2006 г. М., 2006. С. 47-56.

5. Польский М.А., протопресв. Икона Божией Матери Владимирская // Светоч любви. Однодневный сборник, посвященный светлой памяти Всечестной Игуменьи Руфины. San Francisco: "DELO" Publishing Co., 1949. С. 54-62.

6. Светоч любви. Жизненный подвиг игумении Руфины (воспоминания игумении Ариадны). Шанхай, 1937-1941. 34 с.; 2-е изд. San Francisco: Издание Богородице-Владимирской обители, 1960. 20 с.; 3-е изд. San Francisco: Издание Богородице-Владимирской обители, 1970. 40 с.

7. Хисамутдинов А.А. Кто есть кто в истории русского Сан-Франциско. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2015. 91 с.

8. Хисамутдинов А.А. Русские литераторы-эмигранты в Китае. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2017. 127 с.

9. Хмыров Д.В. Русская церковная эмиграция в Китае в историко-политическом контексте: от эры милитаристов до японо-китайской войны (1917-1937) // Христианское чтение. 2013. № 1. С. 155-166.

10. Царский путь царской игуменьи. Жизнеописание всечестной игуменьи Руфины. Шанхай: Издание Богородице-Владимирской женской обители, 1948. 170 с.

11. Энеева Н.Т. Миссия женского православного монашества в русском зарубежье XX века // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2017. Т.6. №3. С. 615-634.

12. Museum of Russian Culture Microfilm Collection (Russian version) // Museum of Russian Culture, San Francisco. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1672889476&tld=ru&lang=r u&name=museum_russian_culture_collection_russian.pdf&text=Museum%20of%20Russian%20 Culture%20Microfilm%20Collection%20(Russian%20version)%20%2F%2F%20Бесплатная%20интер-нет%20библиотека%20-%20Разные%20материал.&url=https%3A%2F%2Fwww.hoover.org%2Fsit es%2Fdefault%2Ffiles%2Flibrary%2Fdocs%2Fmuseum_russian_culture_collection_russian.pdf&lr=6 8&mime=pdf&l10n=ru&sign=4167483c18f02ea02a885ade14302206&keyno=0&serpParams=tm%3D 1672889476%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dmuseum_russian_culture_collection_russian. pdf%26text%3DMuseum%2Bof%2BRussian%2BCulture%2BMicrofilm%2BCollection%2B%2528Russi an%2Bversion%2529%2B%2F%2F%2B%25D0%2591%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25 BB%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25B8%25D0%25B D%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25B1 %25D0%25B8%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B5%25D 0%25BA%25D0%25B0%2B%25E2%2580%2593%2B%25D0%25A0%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25 BD%25D1%258B%25D0%25B5%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%258 0%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0%25BB.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fwww.hoover.org%2Fsites% 2Fdefault%2Ffiles%2Flibrary%2Fdocs%2Fmuseum_russian_culture_collection_russian.pdf%26lr%3D 68%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D4167483c18f02ea02a885ade14302206%26keyno%3D0 (дата обращения: 05.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.