Научная статья на тему 'РЕГУЛЯТОРНАЯ ПЕСОЧНИЦА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

РЕГУЛЯТОРНАЯ ПЕСОЧНИЦА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНАЯ ПЕСОЧНИЦА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ИННОВАЦИИ / НОВАТОРЫ / СТАРТАП / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГУЛЯТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дячук Марианна Ивановна

Статья посвящена регуляторной песочнице, как институту, позволяющему обеспечить динамичную, основанную на фактических данных нормативно-правовую среду для тестирования новых технологий. Регуляторные песочницы одно из последних популярных трендовых тенденций, которую применяют многие страны для привлечения инвестиций внедрения отечественных IТ-решений, а также повлечёт иные положительные эффекты. Обычно под регуляторной песочницей (англ. regulatory sandbox) понимается особый экспериментальный правовой режим, устанавливаемый регулятором, позволяющий новаторам апробировать в тестируемой среде инновации, новые технологии под руководством регулятора [1]. Данный режим позволяет обойти административные барьеры, бюрократические установки, «сильную» урегулированность, высокие экономические затраты, а также вопросы безопасности тестируемых IT- решений и новаций. Результатом участия в регуляторной песочнице является временное введение специальных изъятий и временное нераспространение действующего законодательства на определённые инновационные проекты для апробирования информационно-коммуникационных технологий, инноваций, иных передовых технологий и научно-технических разработок. Таким образом, регуляторная песочница является площадкой, создающей фильтрацию и апробацию потенциальных субъектов рынка, производящих новые, экономически выгодные IT- решения, инновационные технологии и объекты искусственного интеллекта. Регуляторная песочница, как и любой другой институт, обладает как сильными, так и слабыми сторонами своего проявления. В статье автор попытается показать, с какими возможными рисками субъекты предпринимательства могут столкнуться при внедрении новых технологий, а также предложит основные пути совершенствования регуляторной песочницы в Республике Казахстан. Кроме того, автор акцентирует внимание на преимущества регуляторной песочницы, обратится к международному опыту и даст оценку действующего казахстанского законодательства в части урегулирования регуляторной песочницы. В силу объемной информации автор ограничивается исключительно практической регламентацией института регуляторной песочницы как одного из важнейшего ключевого сегмента, связанного с искусственным интеллектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дячук Марианна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY SANDBOX IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: WAYS TO IMPROVE IT

The article is devoted to the regulatory sandbox as an institution that allows providing a dynamic, evidence-based regulatory environment for testing new technologies. Regulatory sandboxes are one of the latest popular trend trends that many countries use to attract investment in the introduction of domestic IT solutions, and will also entail other positive effects. Usually under the regulatory sandbox (Eng. regulatory sandbox) is understood as a special experimental legal regime established by the regulator, which allows innovators to test innovations and new technologies in the tested environment under the guidance of the regulator [1]. This mode allows you to bypass administrative barriers, bureaucratic installations, «strong» regulation, high economic costs, as well as security issues of tested IT solutions and innovations. The result of participation in the regulatory sandbox is the temporary introduction of special exemptions and temporary non-proliferation of current legislation on certain innovative projects for testing information and communication technologies, innovations, other advanced technologies and scientific and technical developments. Thus, the regulatory sandbox is a platform that creates filtering and testing of potential market participants producing new, cost-effective IT solutions, innovative technologies and artificial intelligence objects. The regulatory sandbox, like any other institution, has both strengths and weaknesses of its manifestation. In the article, the author will try to show what possible risks business entities may face when introducing new technologies, and also suggest the main ways to improve the regulatory sandbox in the Republic of Kazakhstan. In addition, the author focuses on the advantages of the regulatory sandbox, turn to international experience and assess the current Kazakh legislation regarding the regulation of the regulatory sandbox. Due to the voluminous information, the author confines himself exclusively to the practical regulation of the regulatory sandbox institute as one of the most important key segments related to artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯТОРНАЯ ПЕСОЧНИЦА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК: 34.096

РЕГУЛЯТОРНАЯ ПЕСОЧНИЦА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Дячук Марианна Ивановна

Ассоциированный профессор кафедры юриспруденции Восточно-Казахстанского Университета имени Сарсена Аманжолова, кандидат юридических наук; г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан; e-mail: mariannaturani @mail.ru

Аннотация. Статья посвященарегуляторной песочнице, как институту, позволяющему обеспечить динамичную, основанную на фактических данных нормативно-правовую среду для тестирования новых технологий. Регуляторные песочницы одно из последних популярных трендовых тенденций, которую применяют многие страны для привлечения инвестиций внедрения отечественных Трешений, а также повлечёт иные положительные эффекты. Обычно под регуляторной песочницей (англ. regulatory sandbox) понимается особый экспериментальный правовой режим, устанавливаемый регулятором, позволяющий новаторам апробировать в тестируемой среде инновации, новые технологии под руководством регулятора [1]. Данный режим позволяет обойти административные барьеры, бюрократические установки, «сильную» урегулированность, высокие экономические затраты, а также вопросы безопасности тестируемых IT- решений и новаций. Результатом участия в регуляторной песочнице является временное введение специальных изъятий и временное нераспространение действующего законодательства на определённые инновационные проекты для апробирования информационно-коммуникационных ^ технологий, инноваций, иных передовых технологий и научно-технических разработок.

0 Таким образом, регуляторная песочница является площадкой, создающей фильтрацию с? и апробацию потенциальных субъектов рынка, производящих новые, экономически вы-т годные IT- решения, инновационные технологии и объекты искусственного интеллекта.

1 Регуляторная песочница, как и любой другой институт, обладает как сильными, так и El слабыми сторонами своего проявления. В статье автор попытается показать, с какими 1 возможными рисками субъекты предпринимательства могут столкнуться при внедрении | новых технологий, а также предложит основные пути совершенствования регуляторной о песочницы в Республике Казахстан. Кроме того, автор акцентирует внимание на преи-^ мущества регуляторной песочницы, обратится к международному опыту и даст оценку >g действующего казахстанского законодательства в части урегулирования регуляторной о песочницы. В силу объемной информации автор ограничивается исключительно практи-

< ческой регламентацией института регуляторной песочницы как одного из важнейшего ^ ключевого сегмента, связанного с искусственным интеллектом.

¡g Ключевые слова: регуляторная песочница, экспериментальный режим, инновации, но-

Ь ваторы, стартап, информационная безопасность, регулятор, государственный орган,

ш уполномоченный орган, субъекты предпринимательства, пилотный проект, искусствен-

^ ный интеллект. о

X

о

<

СП

S

ь

X S ы S X

ь

ш

СП

правовой мониторинг

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ РЕТТЕУШ1 К^МСАЛГЫШ: ОНЫ ЖЕТ1ЛД1РУ ЖОЛДАРЫ

Дячук Марианна Ивановна

Сэрсен Аманжолов атындагы Шыгыс Казацстан университетi Зацтану кафедрасыныц цауымдастырылган профессоры, зац гылымдарыныц кандидаты;

Оскемен ц., Казацстан Республикасы; e-mail: mariannaturani @mail.ru

Аннотация. Мацала жаца технологияларды сынау Yшiн динамикалыц, дэлелдi нор-мативтт-цуцыцтыц ортаны цамтамасыз етуге мYмкiндiк беретт институт реттде реттеушi цумсалгышца арналган. Реттеушi цумсалгыштар квптеген елдер отандыц IТ-шешiмдердi енгiзу инвестицияларын тарту Yшiн цолданатын, сондай-ац взге де оц эсерлер тудыратын соцгы танымал трендтт Yрдiстердiц бiрi болып табылады. Эдетте реттеушi цумсалгыш астында (агылш. regulatory sandbox) -реттеуштщ басшылыгымен жацашылдарга тестыенетт ортада инновацияларды, жаца технологияларды сынацтан втк1зуге мYмкiндiк беретт реттеушi белгыейтт арнайы эксперименттт цуцыцтыц режим [1]. Бул режим эюмшшк кедергiлердi, бюрократиялыц цондыргыларды, «кYштi» реттеудi, жогары экономикалыц шыгындарды, сондай - ац тестыенетт IT-шешiмдер мен инновациялардыц цаут^дт мэселелерт айналып втуге мYмкiндiк бередi. Реттеушi цумсалгышца цатысу нэтижеЫ ацпараттыц-коммуникациялыц технологияларды, инновацияларды, взге де озыц технологиялар мен гылыми-техникалыц эзiрлемелердi сынацтан втк1зу Yшiн белгш бiр инновациялыц жобаларга арнайы алып цоюларды уацытша енгiзу жэне цолданыстагы зацнаманы уацытша таратпау болып табылады. Осылайша, рет-теушi цумсалгыш жаца, экономикалыц тиiмдi IT - шешiмдер, инновациялыц технологиялар жэне жасанды интеллект объектыерт вндiретiн нарыцтыц элеуеттi субъектыерт CYзудi жэне байцаудан вткiзудi цуратын алац болып табылады. Реттеушi цумсалгыш, кез-келген басца институт сияцты, оныц квртутщ кYштi де, элЫз де жацтары бар. Мацалада автор жаца технологияларды енгiзу кезтде кэсткерлт субъектшертщ цандай Е тэуекелдермен кездесуi мYмкiн екент кврсетуге тырысады, сондай-ац Казацстан Респу- р бликасындагы реттеушi цумсалгышты жетiлдiрудiц негiзгi жолдарын усынады. Будан К басца, автор реттеушi цумсалгыштыц артыцшылыцтарына назар аударады, халыцара- н лыц тэжiрибеге ЖYгiнедi жэне реттеушi цумсалгышты реттеу бвлтнде цолданыстагы Т цазацстандыц зацнамага бага бередi. Квлемдi ацпаратца байланысты автор жасанды ин- у теллектпен байланысты мацызды негiзгi сегменттщ бiрi реттде реттеушi цумсалгыш > институтын практикалыцреттеумен гана шектеледi. К

Тушн свздер: реmmеушi цумсалгыш, эксперименттт режим, инновациялар, жацашыл- О дар, стартап, ацпараттыц цаутЫздщ реmmеушi, Мемлекеттт орган, уэкiлеmmi орган, ь кэсткерлт субъекmiлерi, пилоттыц жоба, жасанды интеллект.

Е

m Л сг

В

СП А

REGULATORY SANDBOX IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: WAYS TO IMPROVE IT

Dyachuk Marianna Ivanovna

Associate Professor of the Department of Jurisprudence of the Sarsen Amanzholov East Kazakhstan University, Candidate of Law;

Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan; e-mail: mariannaturani @mail.ru £

> ro

о

СП

О

X

e о

"U 2 А

Abstract. The article is devoted to the regulatory sandbox as an institution that allows providing a dynamic, evidence-based regulatory environment for testing new technologies. Regulatory sandboxes are one of the latest popular trend trends that many countries use to attract investment in the introduction of domestic IT solutions, and will also entail other positive effects. Usually

under the regulatory sandbox (Eng. regulatory sandbox) is understood as a special experimental legal regime established by the regulator, which allows innovators to test innovations and new technologies in the tested environment under the guidance of the regulator [1]. This mode allows you to bypass administrative barriers, bureaucratic installations, «strong» regulation, high economic costs, as well as security issues of tested IT solutions and innovations. The result of participation in the regulatory sandbox is the temporary introduction of special exemptions and temporary non-proliferation of current legislation on certain innovative projects for testing information and communication technologies, innovations, other advanced technologies and scientific and technical developments. Thus, the regulatory sandbox is a platform that creates filtering and testing of potential market participants producing new, cost-effective IT solutions, innovative technologies and artificial intelligence objects. The regulatory sandbox, like any other institution, has both strengths and weaknesses of its manifestation. In the article, the author will try to show what possible risks business entities may face when introducing new technologies, and also suggest the main ways to improve the regulatory sandbox in the Republic of Kazakhstan. In addition, the author focuses on the advantages of the regulatory sandbox, turn to international experience and assess the current Kazakh legislation regarding the regulation of the regulatory sandbox. Due to the voluminous information, the author confines himself exclusively to the practical regulation of the regulatory sandbox institute as one of the most important key segments related to artificial intelligence.

Keywords: regulatory sandbox, experimental mode, innovations, innovators, startup, information security, regulator, state body, authorized body, business entities, pilot project, artificial intelligence.

Введение

Экспериментальный режим используется и применяется в самых развитых странах, § где конституционный принцип равенства а, всех перед законами, имеет многовековую С^ историю.

" Регуляторная песочница позволяет выра-^ ботать благоприятные положения и нормы, ^ позволяющие субъектам предприниматель-з- ства, производящим инновационные про-Ц дукты, осуществлять свою деятельность в е условиях рынка.

Введение экспериментального режима в о международной практике является одним

0 из способов формирования благоприятных сЕ условий для привлечения инвестиций, раз-^ вития предпринимательства и рыночной инт фраструктуры, а также для заимствования ^ передового опыта и современных технолога гий в различных отраслях экономики.

<

ч:

1 Материалы и методы

^ Статья посвящена регуляторной песочни-< це, ее необходимости, значимости, а также ^ развитию и совершенствованию в Республи-^ ке Казахстан.

^ Основными материалами, использован-^ ными в ходе исследования, являются: 1) Конституция Республики Казахстан от 30 августа щ 1995 года; 2) План действий по реализации Концепции развития отрасли информацион-

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_70_3_196

но-коммуникационных технологий и цифровой сферы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 961; 3) Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 « Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»; 4) поручение Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2021 года № 21-01-11.3 (п. 2.2.1); 5) Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674; 6) Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан, от 15 февраля 2018 года № 636; 7) Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года; 8) проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности»; 9) Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года; 10) Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 06 апреля 2016 года; 11) Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законо-

дательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» от 12 марта 2021 года; 12) Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» от 30 декабря 2021 года.

Основными методами, использованными при проведении исследования и подготовке настоящей статьи, являются метод правового анализа, анализ нормативно-правовых источников. Также применяется сравнительно-правовой метод при исследовании вопроса применения регуляторной песочницы в той или иной стране.

Основные положения

Анализ законодательства зарубежных стран о регуляторных песочницах позволил выявить не только положительные и отрицательные стороны, но и эффекты, которые специфичны только данному институту. К примеру, экспериментальный режим способствует обучению новаторов и в то же время обучает регулятора выявлять самые эффективные и всесторонние фильтры с целью оградить режим от попадания недобросовестных участников.

Для того чтобы регулятором квалифицированно проводились процедуры отбора участников, полагаем необходимым назначить такого независимого, самостоятельного субъекта деятельности, который будет выполнять функцию менеджера и в то же время контролировать и руководить субъектами предпринимательства.

Все субъекты (регулятор, субъекты предпринимательства и др.), вовлеченные в ре-гуляторную песочницу, несут определенные риски. С целью уменьшения рисков полагаем необходимым, чтобы каждый отдельный проект должен проходить чёткую и качественную процедуру проработки и согласования с определенными отраслевыми государственными органами (например, Министерство здравоохранения) и всеми заинтересованными сторонами и организациями.

По каждому проекту должны выстраиваться прогноз и SWOT-анализ, по итогам которых, исходя из имеющихся рисков, будут вырабатываться варианты их исключения или минимизации.

Более того, нужно учесть, что каждый отдельный инновационный проект в рамках регуляторной песочницы должен осуществляться только в конкретный срок и на конкретной территории. В свою очередь, координирующая организация, отраслевой государственный орган и уполномоченный орган в сфере инноваций должны проводить мониторинг осуществления каждого инновационного проекта.

Однако для регуляторной песочницы, которая позволяла бы тестировать все инновационные технологии, необходимо законодательное закрепление ее правового статуса и законодательного обеспечения всех правовых процедур и порядка ее реализации.

Результаты и обсуждения

На сегодняшний день в Республике Казахстан большое количество стратегических документов, а также нормативных правовых актов уделяют внимание развитию цифрови-зации, стимулированию инноваций, привлечению иностранных инвестиций.

Так, в Плане действий по реализации Концепции развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы (далее - Концепция ИКТ), утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 961, определено, что в настоящее время отсутствуют нормы, регулирующие понятийный аппарат цифровой трансформации, инноваций в регулятивной «песочницы», проведения реинжиниринга и оценки цифровой зрелости государственного сектора и отрасли в целом, а также управления данными, защиты прав интеллектуальной собственности1.

В свою очередь, указанная Концепция разработана на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 « Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» и поручения Президента Республики Казахстан от 21 апреля

Н

X

ы А

о х о Д А

Л сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

1 Концепция развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы / https://online.zakon. kz/Document/?docJd=36520903&pos=lll;-56#pos=lll;-56&sdoc_params=text%3D%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0% 25BD%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BF%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8%2520%25D1%2580%25D0%2 5B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25BE%25D1%25 82%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B8%26mode%3Dindoc%26topic_id%3D36520903% 26spos%3D1%26tSynonym%3D0%26tShort%3D0%26tSuffix%3D1&sdoc_pos=0 (дата обращения: 13.05.2022г.)

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

Ь

2021 года № 21-01-11.3 (п. 2.2.1)2.

Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674, закрепляет, что с учетом международного опыта будет проработана необходимость кодификации законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий, связи, обработки данных, цифровых активов, автоматизации промышленности, информационной безопасности, машинного обучения и искусственного интеллекта, защиты прав субъектов персональных данных.

В Республике Казахстан также разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития циф-ровизации и информационной безопасности», который находится на стадии подготовки для второго чтения3.

Однако правовая регламентация института регуляторной песочницы в Республике Казахстан не достаточно развита и требует не только его совершенствования, но и предварительного анализа эффективности действующего законодательства в сфере развития искусственного интеллекта.

Автор попытается провести данный анализ и предложить конкретные нормы, предполагающие развитие искусственного интеллекта в Республике Казахстан. Хотелось бы сразу отметить, что тема искусственного интеллекта не нова, но в тоже время обширна, поэтому предлагается осветить один из ярких его примеров - регуляторную песочницу.

Содержание Концепции ИКТ подтверждает наш тезис о том, что в настоящее время отсутствуют нормы, регулирующие понятийный аппарат и процедуры применения регулятивной песочницы4.

Чтобы не быть голословным, приведем примеры, где точечно показаны, какие правовые аспекты нуждаются в их закреплении и регламентировании.

Пример 1. На определённой территории страны необходимо ввести строгие санитарно-эпидемиологические ограничения.

К этому времени определенной компанией разработан стартап, который позволяет в больницы, дислоцирующиеся в «красных зонах», развозить лекарственные средства без участия человека.

Возникают правовые проблемы: разрешение местного акимата, наличие лицензии, согласование определенных вопросов с Министерством здравоохранения и др.

Регуляторная песочница в данном случае позволит снять данные вопросы и в самое короткое время запустить данный стартап, учитывая при этом право на охрану жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Пример 2. Установление диагноза и назначение лекарственных средств путём телемедицины. В случаях, когда в стране возникают форс-мажорные ситуации (режим чрезвычайного положения, пандемия и др.) существует возможность получения медицинских услуг путем использования телемедицины.

Регуляторная песочница в указанном примере разрешит вопросы, связанные с введением данной услуги, поскольку законодательно запрещено установление диагноза, выдача электронных рецептов для лекарств (антибиотиков), согласие пациента и др. При оказании данной услуги в обязательном порядке должны учитываться право на охрану жизни и здоровья человека и окружающей среды.

С какими трудностями могут встретиться субъекты предпринимательства, которые разрабатывают инновации и хотят добросовестно протестировать свой продукт на территории Казахстан?

Во-первых, это административные барьеры, заключающиеся в многочисленных перечнях документов, инстанций и т.д.

Во-вторых, вопросы правовой ответственности в случае наступления негативных последствий. К примеру, в рамках действующего законодательства для тестирования беспилотных средств передвижения необходима четкая и ясная позиция по субъектам, которые несут риски возникновения дорожно-транспортных происшествий и угрозы безопасности населения.

Необходимо отметить, что вопросы от-

https://online.zakon.kz/Document/?doc_

2 Система государственного планирования в Республике Казахстан id=36520903&pos=38;-56#pos=38;-56 (дата обращения: 11.05.2022г.)

3 Парламент принял поправки в законодательство по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности / https://uchet.kz/news/mazhilis-odobril-proekt-zakona-po-voprosam-stimulirovaniya-innovatsiy-razvitiya-tsifrovizatsii-i-inf/(дата обращения: 10.05.2022г.)

4 Концепция развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы / https://adilet.zan.kz/ rus/docs/P2100000961(дата обращения: 13.05.2022г.)

ветственности за деяния, совершенные с использованием искусственного интеллекта, поднимаются и обсуждаются казахстанскими учеными [2, с. 126].

В-третьих, это временные рамки, предполагающие экспериментирование продуктов инновации в короткие сроки с целью сохранения актуальности самой инновации.

В-четвертых, экспериментальный режим должен быть настолько гибким и поворотливым, чтобы иностранные инвесторы, желающие принять в ней участие, могли безболезненно зайти в нашу правовую действительность и поучаствовать в песочнице.

В-пятых, наличие обязательного регулятора, регулирующего и направляющего субъектов предпринимательства, а также необходимость фильтров для непопадания либо исключения недобросовестных участников песочницы.

В мире нет единого, согласованного понятия, но при этом регуляторные песочницы относятся к таким инструментам, которые создают основу и базу для тестирования и экспериментирования инновационных продуктов под руководством и направлением регулятора.

Таким образом, регулятивные «песочницы» выполняют двойную роль: 1) они способствуют обучению бизнеса, т.е. разработке и тестированию инноваций в реальной среде; и 2) поддерживают обучение регулированию, т.е. формулирование экспериментальных правовых режимов для руководства и поддержки субъектов предпринимательства в их инновационной деятельности в условиях надзора со стороны регулирующего органа. На практике этот подход направлен на обеспечение экспериментальных инноваций в рамках контролируемых рисков и надзора, а также на улучшение понимания регулирующими органами новых технологий.

Безусловно, прежде чем ввести институт регуляторной песочницы в Казахстане, необходимо изучить международный опыт, компилировав те аспекты, которые наиболее мягко и лаконично будут внедрены и импле-ментированы в казахстанское законодательство.

Прародительницей регуляторной песочницы является Великобритания, первой установившей в 2015 году режим «регуляторной песочницы». 80% компаний, успешно протестировавшиеся в рамках песочницы, осуществляют свою деятельность и по сегодняшний день.

В Сингапуре блокчейн-платформа для

рынков капитала «ISTOX» после прохождения «песочницы» получила статус оператора, а также лицензию на осуществление деятельности по эмиссии, расчетам, хранению и вторичной торговле ценными бумагами в цифровом виде (включая криптодеривативы). По итогам участия в «песочнице» с платформы сняли ограничения по размеру эмиссии и количеству инвесторов, которых она может привлечь. В Малайзии после проведения теста в «ре-гуляторной песочнице» была разрешена идентификация клиента через телефон при помощи фотографии, на которой он позирует с официальным идентифицирующим документом, что ранее было запрещено законодательством [1].

В России принят закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций», который позволяет создавать тестовые зоны в определенном регионе. В Германии принят Закон «О цифровом здравоохранении», который наделяет Министерство здравоохранения полномочиями менять общие положения закона посредством законодательных указов для регулирования новых технологий. В ОАЭ Кабинет министров имеет право временно освобождать проект от применения любого законодательства. Е

Также в некоторых странах разрешается р тестирование технологий в городской среде. К Однако фиксируются факты нарушений пра- о вил дорожного движения, аварий, в том числе р наезд на пешехода с летальным исходом (Ари- У зона, США). А

Резюмируя мировой опыт, можно сделать А вывод о том, что все субъекты (регулятор, о субъекты предпринимательства и др.), вов- Д леченные в регуляторную песочницу, несут Е определенные риски. Это могут быть риски, Ь связанные с квалификацией и статусом регу- В лятора, риск причинения вреда обществу (на И примере инновационных решений в травмо- р опасных сферах, беспилотного транспорта, В использования беспилотных летательных О объектов в сфере услуг логистики), наруше- и ния принципа добровольного участия, риск ф участия недобросовестного новатора либо р использование песочниц не по назначению Ц и др. §

Из вышеизложенного вытекает логичный к вопрос - как обойти эти риски и насколько № это возможно в рамках казахстанской право- ( вой модели? —

Полагаем, необходимо обратить внима- о

т-г ^

ние на следующие моменты. По нашему

мнению, каждый отдельный проект должен проходить чёткую и качественную процедуру проработки и согласования с определенными отраслевыми государственными органами и всеми заинтересованными сторонами и организациями. По каждому проекту должны выстраиваться прогноз и SWOT-анализ, по итогам которых, исходя из имеющихся рисков, будут вырабатываться варианты их исключения или минимизации.

Более того, нужно учесть, что каждый отдельный инновационный проект в рамках регуляторной песочницы должен осуществляться только в конкретный срок и на конкретной территории. В свою очередь, координирующая организация, отраслевой государственный орган и уполномоченный орган в сфере инноваций должны проводить мониторинг осуществления каждого инновационного проекта.

В Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан, от 15 февраля 2018 года № 636 определяется, что будет создана Национальная межотраслевая регуляторная песочница - особый правовой режим, позволяющий инновационным компаниям протестировать новые продукты и услуги в различных ™ отраслях экономики без риска нарушения ¡3 действующего законодательства. Для этого ° будет активно задействован МФЦА, имею-^ щий накопленный опыт и экспертизу, кото-1 рый позволит имплементировать лучшую практику и подходы (Общенациональный 1 приоритет №8).

В последние годы спрос на цифровые

0 финансовые услуги значительно возрос.

1 Fintech играет ключевую роль в удовлетворении этого спроса, используя технологии

§ для предоставления цифровых финансовых < услуг ранее недостаточно обслуживаемым с группам населения. Эти технологические <1 инновации были встречены ответными ме-(З рами политики, которые потенциально мо-^ гут создать новые возможности для фин-^ тех-компаний благодаря целенаправленным о подходам к регулированию при одновре-о менном балансировании потенциальных т рисков для потребителей и фирм. Одним из ^ таких подходов является «нормативная пе-£ сочница», которая предоставляет простор Ь для экспериментов одновременно направ-^ ляя регулирование на внедрение новых тех-^ нологий.

Ь

ш т

5 Данные взяты с официального сайта МФЦА / https://aifc.

Действительно для тестирования проектов в сфере финансов уже действует песочница FinTech Lab (участвуют порядка 40 компаний) на базе МФЦА5.

Кроме того, пунктом 1 статьи 51-4 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года регламентируется особый режим регулирования Национального Банка Казахстана и представляет собой совокупность специальных условий осуществления деятельности, связанной с платежными услугами. То есть Национальный Банк также может быть регулятором в своей регулятивной песочнице в рамках определенных Законом «О национальном Банке».

На сегодняшний день по аналогии успешно реализуется правовой режим на части территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами для осуществления приоритетных видов деятельности, который именуется как специальный правовой режим специальной экономической зоны. Участникам СЭЗ предусматриваются не только таможенные послабления, но и предоставляются различные льготы по налогам, упрощенный порядок доступа к земельным участкам на территории СЭЗ. Таким образом, на территории СЭЗ устанавливается специальный правовой режим.

В Казахстане функционирует специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий», одним из ярких участников которого является международный технологический парк «Астана Хаб», представляющее собой юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях единым материально-техническим комплексом, где создаются благоприятные условия для реализации инновационной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, для регуляторной песочницы, которая позволяла бы тестировать все инновационные технологии, кроме тех сфер, которые уже отрегулированы в казахстанском праве, необходимо законодательное закрепление правового статуса и законодательного обеспечения всех правовых процедур и порядка ее реализации.

Республика Казахстан в своем развитии и совершенствовании всегда имеет свой специфичный путь формирования собственной

z/ru/fintech-lab/ (дата обращения: 10.05.2022г.)

казахстанской модели, учитывающей национальные и исторические особенности.

Так, в 12 марта прошлого года Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» внедрен институт пилотного проекта, используемый в том случае, если предлагаемая в проекте закона норма права предварительно требует апробирования. В таком случае данная норма права ограничивается законом, в котором она содержится, определенными сроками ее действия и проводится пилотный проект.

Вдогонку в декабре прошлого года статья 17-1 Закона «О правовых актах» была дополнена пунктом 6-1 следующего содержания: «Для проведения пилотного проекта в сфере регулирования предпринимательской деятельности государственные органы должны обеспечить закрепление на законодательном уровне условий проведения такого пилотного проекта.

Участие субъектов частного предпринимательства в пилотном проекте в сфере регулирования предпринимательской деятельности является исключительно добровольным.».

Учитывая вышеизложенное, для реализации поставленной в Концепции ИКТ задачи полагаем целесообразным использовать действующий в Республике Казахстан институт пилотного проекта, введенный Законом «О правовых актах», который позволит апробировать регуляторную песочницу.

Важно подчеркнуть, что предлагаемый экспериментальный режим не освобождает субъектов, реализующих инновационные

проекты от ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

В связи с вышеизложенным, тестирование инновационных решений в травмоопасных сферах предлагаем проводить в рамках действующего законодательства, с использованием специальных площадок и соблюдением техники безопасности.

Таким образом, институт «песочницы» имеет своей целью балансировать между продвижением инноваций и защитой прав потребителей.

Заключение

Казахстан ставит целью ускорение темпов развития экономики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий [3] (Концепция развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы, «Технологический рывок за счет цифрови-зации, науки и инноваций» и др.), в связи с чем, возникает объективная необходимость в создании таких условий и стимулов, как регулятивная «песочница».

Как показывает правоприменительная практика, регуляторная песочница хоть и обладает рядом минусов, в тоже время, доказала на опыте стран, применявших и использующих песочницу, свою необходимость через обеспечение результативности и продуктивности.

Регулирующие органы во всем мире используют регулирующую «песочницу» как средство обеспечения динамичной, основанной на фактических данных нормативно-правовой среды для тестирования новых технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.Б. Наумов, Я.В. Бутримович, А.А. Котов Обеспечение качества правового регулирования экспериментальных правовых режимов. Ж-л «Российское право: образование, практика, наука», 2020г., №3 // file:///C:/Users/s.shishimbaeva/Downloads/obespechenie-kachestva-pravovogo-regulirovaniya-eksperimentalnyh-pravovyh-rezhimov.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2022).

2. Б.Ж. Кыздарбекова К вопросу об уголовной ответственности за деяния, совершенные с использованием искусственного интеллекта в преступных целях /Материалы международного круглого стола «Уголовная политика Казахстан до 2030 года: новый взгляд и перспективы», г. Нур-Султан, 11 марта 2022г., с. 126-133.

3. А.Б. Сатбаева Законодательное обеспечение реализации задач четвертой промышленной революции в Республике Казахстан ///C:/Users/s.shishimbaeva/Downloads/ zakonodatelnoe-obespechenie-realizatsii-zadach-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii-v-respublike-kazahstan.pdf [Электронныйресурс] file: (дата обращения 20.05.2022).

Н

X

ы А

о х о

Д А

л

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

REFERENCES

1. V.B. Naumov, YA.V Butrimovich, A.A. Kotov Obespechenie kachestva pravovogo regulirovaniya eksperimental'nyh pravovyh rezhimov. ZH-l «Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka», 2020g., №3 [Elektronnyj resurs]//file:///C:/Users/s.shishimbaeva/Downloads/ obespechenie-kachestva-pravovogo-regulirovaniya-eksperimentalnyh-pravovyh-rezhimov.pdf (data obrashcheniya 20.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. B.J. Kizdarbekova K voprosu ob ugolovnoi otvetstvennosti za deyaniya_ sovershennie s ispolzovaniem iskusstvennogo intellekta v prestupnih celyah / Materiali mejdunarodnogo kruglogo stola «Ugolovnayapolitika Kazahstan do 2030 goda_ novii vzglyad iperspektivi»_ g. Nur_Sultan_ 11 marta 2022g._ s. 126133.

3. A.B. Satbaeva Zakonodatel'noe obespechenie realizacii zadach chetvertoj promyshlennoj revolyucii v Respublike Kazahstan [Elektronnyj resurs] file:///C:/Users/s.shishimbaeva/ Downloads/zakonodatelnoe-obespechenie-realizatsii-zadach-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii-v-respublike-kazahstan.pdf (data obrashcheniya 20.05.2022).

CL

< z

cl

O

e

X

o

en O

m <

< en

ь

-Q Ш tí

O X

o <

en

a

ZQAI

X

Ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.