Научная статья на тему 'Дальтон-план Елены Паркхерст'

Дальтон-план Елены Паркхерст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2654
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДАЛЬТОН-ПЛАН / МОТИВАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / INDIVIDUAL EDUCATION / DALTON-PLAN / MOTIVATION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

Радикальным внедрением идей прогрессивизма Дж. Дьюи стала система обучения «метод проектов» и его вариант «Дальтон-план», разработанные американскими педагогами Еленой Паркхерст и Уильямом Килпатриком. Согласно данному методу ученики выполняли «проекты» конкретные задания, связанные с учебным материалом. При этом объём теоретических знаний был сужен, но практические результаты и реальная продуктивность обучения оказались налицо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dalton-plan of Elena Parkherst

The radical introduction of progressive G. Dui ideas is the educational system «project method» and its variant «Dalton-plan», developed by American teachers Elena Parkhest and William Kilpatrick. In accordance with this method the students made «projects» certain tasks of learning program. Herewith, the volume of theoretical knowledge was reduced, but practical results and real educational quality were discovered.

Текст научной работы на тему «Дальтон-план Елены Паркхерст»



Дальтон-план Елены Паркхерст

Андрей Викторович Хуторской,

доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека

• индивидуализированное обучение • Дальтон-план • мотивация • сотрудничество •

В 1905 году учительница Елена Паркхерст из г. Долтон (США) применила систему индивидуализированного обучения, названную впоследствии Дальтон-план. Цель данной системы — дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены.

В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам. Ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа укладывалась в один час в день, остальное время занимала индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно находились учителя. Дальтон-план приобрёл известность во многих странах, в том числе и в России в 1920-х гг.

Рассмотрим основания и технологию реализации Дальтон-плана.

Цели обучения: обеспечить индивидуализированное развитие ученика и его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Принципы Дальтон-плана

В основе данной системы обучения лежат три принципа: свобода, самостоятельность и сотрудничество, выражающие собой общий принцип гуманизма.

Принцип свободы. Реализуется в праве выбора учеником предмета, темы, партнёра,

источников знаний, темпа, форм и способов работы. При этом содержание учебного предмета в основном определяется учебным планом. Свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения целей оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем.

Принцип самостоятельности. Предполагает выбор учеником уровня самостоятельности своей познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за свой выбор.

Принцип сотрудничества. Ученик участвует в следующих формах учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Он имеет право обращаться за помощью к учащимся, родителям, учителю, не боясь признать, что чего-то не знает. Помощь состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос. Сотрудничество учит уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учит принимать совместные решения, доверять друг другу, помогать другим, отвечать за работу в группе.

Технология Дальтон-плана

Технология Дальтон-плана включает в себя задания, лабораторию и «дом».

Задания представляют содержательную основу системы обучения. В каждом из них определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследователь-

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2'2013

71

#

ского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Они должны носить творческий характер. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за её рамки. Выполнение задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика. Применяется также проверочная работа для всех, результаты которой оцениваются учителем. Отметки за задания не ставятся, отмечается факт выполнения каждого задания каждым учеником.

К заданиям предъявляются следующие требования:

• задания охватывают достаточный объём учебного материала;

• задания носят уровневый характер;

• чётко формулируется цель задания, а значит, и результат его выполнения;

• задание должно быть понятным и интересным ученику;

• задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним; для этого в нём даются указания, литература, сроки выполнения;

• задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

• в заданиях предусматривается возможность для учёта, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе и др.);

• ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;

• содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Лаборатория — это время в расписании ученика, отведённое для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

«<Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора того, с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

Формы учебных занятий

Существуют четыре формы занятий Дальтон-плана, каждая из которых предусматривает свою систему действий учителя и учащихся:

1. Классное учебное занятие имеет целью усвоение теории, отработку умений и навыков, их закрепление. Такие занятия проводятся в форме лекции, контрольного урока, урока коллективного разбора. Классное учебное занятие является атрибутом традиционной классно-урочной системы. В Дальтон-школе классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.

2. Коллективный урок посвящается решению проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время их практической деятельности. Учитель организует процесс обсуждения и сам участвует в нём. На таких уроках учитель не может читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы, делать выводы, носящие законченный характер, давать оценку выступлениям. Результатом коллективного урока может быть решение проблемы, в том числе и разное для каждого ученика. Возникшие вопросы и затруднения решаются в последующей деятельности учеников.

3. Лабораторное занятие проводится в отдельном месте, где есть необходимая литература, присутствие одного или нескольких консультантов, длительный промежуток времени, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания. Ученик работает в своём темпе индивидуально (в паре, группе). Во время занятия он может консультироваться с учителем, сам выступать в качестве репетитора для других. Учитель консультирует учащихся, беседует с ними по результатам выполненных заданий, принимает зачёты, даёт новые задания. Он наблюдает за деятельностью учащихся, но не вмешивается в индивидуальную или групповую работу без необходимости. На лабораторных занятиях нельзя организовывать общее обсуждение проблемы.

4. Конференция посвящена обсуждению теоретического вопроса интегративного характера, например: человеческие проблемы, ценности. Для конференции характерны: подготовительный этап; выступления учеников в форме докладов с выражением собственной позиции.

Рассмотрим формы проведения лабораторных занятий, являющихся специфическими и характерными для данной системы.

72

ХУТОРСКОЙ А.В. ДАЛЬТОН-ПЛАН ЕЛЕНЫ ПАРКХЕРСТ

Лаборатории проводятся в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.

Дальтон-час проходит один раз в неделю, например, каждый вторник на втором уроке ведётся работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Эти задания учащиеся получают заранее с указанием сроков их выполнения. Задания предлагаются по разным предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитатели, психологи. Работает библиотека. В рекреациях коридоров также создаются уголки, где могут заниматься группы учащихся.

Дальтон-день. В этот день в школе проводятся учебные занятия по предметам, на которых используется Дальтон-технология. Например, если школа только начинает осваивать данную систему обучения, то переводит на неё лишь 9-е классы по 2-3 предметам. Содержательной основой проведения Дальтон-дня также являются задания, которые заранее выдаются учащимся. Каждый ученик определяет сам, в каком порядке будет работать — самостоятельно или вместе с кем-нибудь, будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные сроки.

Дальтон-неделя — комплексное применение системы обучения на более продолжительном участке времени.

Условия применения системы «Дальтон-план»

Для того чтобы применять систему обучения «Дальтон-план» (а она применяется и сегодня в ряде школ, в том числе и российских), необходим ряд условий:

• Материальные условия. Для общения учеников необходима организация пространства — отдельные столы, рабочие уголки рядом со столом учителя, стулья для учащихся. Требуются источники информации в классах и библиотеке, открытые кабинеты, где есть доступ к наглядным пособиям. Нужны разработанные задания и дидактические материалы.

• Организационные условия. Учитель вместе с детьми разрабатывает и придерживается определённых правил, например, можно свободно передвигаться по классу, но не мешать при этом друг другу. Задания и сроки их выполнения должны быть поняты каждым учеником.

• Готовность учителя к изменению своих функций. Педагог передаёт часть полномочий самим учащимся, а главное — часть ответственности за обучение. Он должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика. Роль учителя заключается в обеспечении процесса самостоятельной деятельности учащихся и их безопасности, в стимулировании общения и сотрудничества в группах, в том числе и разновозрастных.

Внедрение Дальтон-плана имеет свои трудности. Как правило, они заключаются в недостаточной мотивации учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии. Возникают большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников. На первых порах далеко не все ученики эффективно используют полученную свободу, не проявляют ещё должной ответственности за свой выбор. В этом случае помогает учёт выполнения заданий и их качества как учеником, так и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель также имеет специальный журнал по классу, где записывается то, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета для дней: при выполненной работе день закрашивается своим цветом. В классный журнал выставляются итоговые отметки. Оценивается результативность, познавательная самостоятельность ученика; стратегия его поведения в процессе взаимодействия с другими; уровень сформированности умений использования научных методов познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент). □

Хуторской А.В. Дидактика прогресси

вистов // Школьные технологи № 1.С. 82.

и. 2013.

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2'2013

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.