Научная статья на тему 'Дальний Восток России: бросок в глобализацию или государственный патернализм?'

Дальний Восток России: бросок в глобализацию или государственный патернализм? Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST OF RUSSIA / ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / EXPORT SPECIALIZATION / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / SCENARIOS OF GROWTH / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / DEMOGRAPHIC TENDENCIES / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / INSTITUTIONAL MECHANISMS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТЕРНАЛИЗМ / STATE PATERNALISM / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FOREIGN ECONOMIC COOPERATION / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / INTERREGIONAL PROJECTS / LIVING STANDARD

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Заусаев В. К.

Рассмотрены современные тенденции социально-экономического развития Дальнего Востока, складывающиеся территориальные диспропорции, возможные сценарии будущих процессов и их последствия. Обосновывается необходимость усиления государственной поддержки региона с использованием новых форм международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Far East of Russia: a Rapid Advance to Globalization or State Paternalism

The paper presents current trends of socio-economic development in the Far East of Russia, the evolving territorial disproportions, through scenario planning as a tool for planning processes and their impacts. The demand for enhanced state support of the Far East with the new forms of international cooperation is substantiated.

Текст научной работы на тему «Дальний Восток России: бросок в глобализацию или государственный патернализм?»

Дальний Восток России: бросок в глобализацию или государственный патернализм?

В.К. ЗАУСАЕВ, доктор экономических наук, директор ДальНИИ рынка, Хабаровск. E-mail: [email protected]

Рассмотрены современные тенденции социально-экономического развития Дальнего Востока, складывающиеся территориальные диспропорции, возможные сценарии будущих процессов и их последствия. Обосновывается необходимость усиления государственной поддержки региона с использованием новых форм международного сотрудничества.

Ключевые слова: Дальний Восток, экспортная специализация, сценарии

развития, демографические тенденции, институциональные механизмы, качество жизни, государственный патернализм, внешнеэкономическое сотрудничество, межрегиональные проекты

На первом заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в г. Комсомольске-на-Амуре в октябре 2013 г., которое провел Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, помимо модели экономического развития, обсуждались фундаментальные для региона проблемы: демографии, качества жизни, оттока населения.

Казалось бы, они уже обозначены и получили государственное признание в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Стратегической целью развития макрорегиона здесь прописана реализация геополитической задачи закрепления населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Это было поистине прорывное решение, потому что демографической проблеме придавался геополитической статус. Она выдвигалась на первое место, и первичным в регионе становился человек со своими экономическими и социальными проблемами, а экономика должна была стать такой, чтобы могла обеспечить в регионе достойную жизнь

ЭКО. - 2014. - №3 ЗАУСАЕВ В.К.

для местного населения и российских мигрантов, чтобы они укоренялись здесь. Формируется оптимальная половозрастная структура - базис постоянного населения. Инновационное развитие как необходимое условие трудосбережения становится основой сырьевых и перерабатывающих отраслей, создавая привлекательные рабочие места для мужчин и женщин, для молодых и зрелых жителей региона.

Однако последующие действия по реализации Стратегии в большей степени были направлены на коммерческие аспекты. Непосредственно дальневосточников касалось лишь решение о предоставлении льгот на покупку авиабилетов в западном направлении для молодежи и пенсионеров. Наши социологические исследования показали, что одной из причин отъезда с Дальнего Востока является невозможность местных жителей общаться со своими родственниками, живущими в Европейской России, из-за дороговизны авиационных перелетов. Был сделан важный шаг, но до перелома негативных демографических тенденций еще далеко.

Поэтому, открывая заседание Госсовета при Президенте Российской Федерации по проблемам Дальнего Востока в 2012 г., В.В. Путин отметил, что «качество развития дальневосточных территорий, условия для жизни людей устраивать нас, безусловно, не могут». Тем не менее в Государственной программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденной Правительством России в 2013 г., в качестве первой цели поставлено формирование условий для ускоренного развития макрорегиона, второй - кардинальное улучшение социально-экономической ситуации и создание условий для сокращения оттока населения. Как видим, демографическая проблема видоизменилась и ушла на второй план. Но предположение, что ускоренное развитие экономики будет способствовать нормализации демографических процессов, как минимум спорное.

Парадоксы глобализации

На чем же сделан акцент в новой модели развития? На быстроразвивающемся и масштабном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Трудно не согласиться с этим,

тем более что с 1960-х годов на Дальнем Востоке успешно реализовывалась экспортная специализация. С точки зрения коммерческой эффективности она была наиболее целесообразна, так как обеспечивалась рентными (сырьевыми) отраслями.

Регулируемое ценообразование позволяло работать на внутренний российский и западные рынки. До 60% произведенной на Дальнем Востоке лесопродукции потреблялось в самом регионе. На внутренний рынок работали судостроение и судоремонт, электротехническое производство и приборостроение. Энергетическое и дизельное машиностроение поставляло продукцию по всей стране. Это же касалось и оборонно-промышленного комплекса. Конечно, были встречные поставки, и экономически многие виды продукции не выдерживали конкуренции с западными производителями. Но решалась задача комплексного развития региона и укоренения населения, ибо без перерабатывающих производств оптимальную половозрастную занятость не обеспечить и постоянное население не создать.

В период рыночных преобразований сырьевая экспортная специализация приобрела гипертрофированные масштабы. Топливно-энергетический комплекс (нефть и газ) вытесняет остальные традиционные виды экспортной продукции (табл. 1). Поставки на внешний рынок почти полностью замкнулись на сопредельные страны, в основном на Китай. Существенно сократился экспорт в Японию. А ведь именно благодаря ему в 1960-1970-е годы была проведена техническая модернизация лесной отрасли. Появились предпосылки выхода продукции переработки на высокотехнологичный японский рынок. Но пресловутая коммерческая эффективность и тогда не позволила это сделать.

Принимаемый сейчас сценарий экспортной ориентации на страны АТР, которые, прежде всего, заинтересованы в дальневосточных сырьевых ресурсах, может обернуться усилением экономических и социальных диспропорций в регионе. В последние годы, несмотря на значительные инвестиции в его экономику и ускоренные темпы роста основных макроэкономических показателей, ухудшаются некоторые структурные соотношения.

Таблица 1. Динамика структуры экспорта

Дальнего Востока в 2005-2011 гг.

Группытоваров 2005 2009 2011

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 345,1/4,9 1648,4/15,5 2117,0/10,1

Продукция топливно-энергетического комплекса 4571,7/65,2 7424,0/69,8 16388,1/77,9

Продукция химической промышленности 41,7/0,6 58,5/0,6 148,2/0,7

древесина и целлюлозно-бумажные изделия 954,3/13,6 899,6/8,4 1154,5/5,5

металлы и изделия из них 771,2/11,0 346,6/3,3 624,6/3,0

машины, оборудование и транспортные средства 324,9/4,7 256,5/2,4 598,4/2,8

Итого 7008,9/100 10633,6/100 21030,8/100

Примечание: числитель - млн долл., знаменатель - %.

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели 2006. Стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - С. 979; 2010. - С. 993; 2012. - С. 987.

Начала складываться поляризация в социально-экономическом развитии северных и южных субъектов Дальнего Востока. Интегральная оценка свидетельствует, что лидерство переходит к северным субъектам. По структуре экономики, где преобладает сырьевой сектор, с учетом существенно сократившегося населения, они становятся более приспособленными к требованиям рыночного хозяйства. Дефицит трудовых ресурсов покрывается временным населением, использованием вахтовых методов.

Подобные изменения хорошо демонстрирует сравнение экономик Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области. Располагаясь в худших природно-географических условиях, потеряв более 2/3 населения, Чукотка тем не менее имеет существенно более высокие макроэкономические показатели и интегральные оценки. Здесь к минимуму сведены малоэффективные отрасли. Еврейская автономная область, расположенная на юге Дальнего Востока в сравнительно благоприятных природно-климатических условиях, имевшая диверсифицированную экономику (машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство, наука, высшее образование и др.), достаточный кадровый потенциал, за время рыночных преобразований стала аутсайдером.

В сложном положении оказался Хабаровский край. Формировавшийся как центр индустриального развития региона, он до настоящего времени сохранил наиболее крупный потенциал обрабатывающих производств. Здесь сложился

уникальный и единственный на всей российской восточной территории промышленно-инновационный центр - г. Комсомольск-на-Амуре, сконцентрировавший высокотехнологичные перерабатывающие производства.

К сожалению, в настоящее время эти потенциальные преимущества не способствуют социально-экономическому развитию: в обрабатывающем секторе Дальнего Востока на Хабаровский край приходится более половины всех убытков (табл. 2). Со своими незагруженными мощностями он тяжелым бременем ложится на экономику края.

Таблица 2. Динамика убыточности организаций

Хабаровского края по основным видам экономической деятельности в 2005-2011 гг.

Вид деятельности 2005 2007 2009 2011

всего 5568/23,1 4937/25,1 19352/45,5 22274/32,4

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 827/52,3 398/47,7 1426/52,5 652/47,7

обрабатывающие производства 2127/53,9 2119/56,2 8705/80,7 6832/63,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 408/13,3 834/22,7 449/4,9 241/3,5

строительство 278/26,1 69/5,3 1169/30,3 1450/29,4

транспорт и связь 264/19,0 919/44,2 2558/43,3 10075/59,2

Примечание: числитель - убытки, млн руб., знаменатель - доля в убытках Дальнего Востока, %.

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели 2007-2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008-2010 гг.: 2007. - С. 900, 901; 2008 - С. 910, 911, 914, 915; 2010 - С. 906, 907, 910, 911; 2012 - С. 902, 903, 906, 907.

Складывается довольно парадоксальная ситуация. Южные субъекты Дальнего Востока, расположенные в наиболее благоприятных климатических условиях, на границе с быстроразвивающимися странами и имевшие более диверсифицированную и инновационную экономику, теряют свой потенциал. Острота ситуации усугубляется складывающимися здесь демографическими процессами. В последние годы сокращение жителей на юге региона идет быстрее. Причем, если с севера люди уезжают как в западном направлении, так и на юг Дальнего Востока, то с юга - только в западные регионы России.

Можно говорить о «выдавливании» экономики на север, усилении сырьевой специализации и сокращении постоянного населения. Доводя эти тенденции до логического

конца, можно ожидать, что сокращение населения продолжится. Станет реальностью передача отдельных территорий региона в долгосрочную аренду (концессию) сопредельным странам, которые сделают акцент на иностранных инвестициях, рабочей силе, технике со всеми вытекающими отсюда геостратегическими последствиями.

Данный сценарий с коммерческой точки зрения (рентабельность капитала и продукции, окупаемость и др.) наиболее эффективен. Его можно назвать броском в глобализацию. Опережающее развитие получат наиболее конкурентоспособные сырьевые проекты и обеспечивающая их функционирование транспортная инфраструктура.

Федеральные и региональные власти будут стремиться перераспределять доходы сырьевых компаний в перерабатывающие производства. Но этот процесс не найдет понимания у крупных иностранных компаний. Поэтому движение в сторону диверсификации экономики региона пойдет инерционно, без значительных качественных изменений. Существенная часть ренты будет забираться концессионерами.

Островки конкурентоспособных производств, отвечающих мировым требованиям качества, начнут все больше отрываться от массы традиционных производств, теряющих возможности технологического и кадрового обновления. Требовательность к рабочей силе повысится. Сфера приложения труда рядовых дальневосточников будет ограничена. Усилится отток населения.

Развитие по национальному сценарию

Есть ли альтернатива подобному развитию региона? Есть. Это национальный сценарий развития Дальнего Востока. Он означает качественную модернизацию экономики. Реализация долгосрочных проектов в области нефте- и газодобычи, транзитного транспорта, магистральной трубопроводной сети в западном и южном направлениях, лесной, угольной и рыбной промышленности идет на принципах устойчивого природопользования. Это потребует интенсификации воспроизводства возобновимых природных ресурсов, развития перерабатывающих производств, в том числе на основе «технологического трансферта», обеспечивающих рост их конкурентоспособности на внешних рынках.

Инновации должны стать основой модернизации трудо-затратных ресурсодобывающих отраслей, превращая сырье в высокотехнологичный экспортный товар. Тогда оно будет транспортабельным, что доказано поставками угля в Японию из Австралии и Индонезии.

Вместе с тем необходимо понимать фундаментальные условия и факторы развития региона. Оставаясь территорией пионерного освоения, он требует значительных государственных инвестиций на инфраструктурное обустройство. Но Дальний Восток не является обузой для страны. По нашим оценкам, в настоящее время он имеет столь незначительные государственные вложения, что высокоэффективные проекты, подобные «Сахалину-1» и «Сахалину-2», перекрывают дотационность и обеспечивают самодостаточность всего региона. Нужны более детальные расчеты, раскрывающие, помимо сугубо коммерческих эффектов, геостратегическую значимость Дальнего Востока для России. Экономика первична. Поэтому в условиях сокращения в АТР наиболее востребованных природных ресурсов (пространственных, земельных, водных, сельскохозяйственных и др.) и повышения их экологической значимости спрос на дальневосточные ресурсы со стороны сопредельных стран будет все более увеличиваться. Рентная составляющая также будет расти. От принятого сценария зависит, кому она достанется.

В рамках национального сценария потребуется восстановление и расширение научно-исследовательского и про-ектно-конструкторского потенциала. Начнется масштабное реформирование региональной инфраструктуры: энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Можно ожидать взрывного роста спроса на качественные услуги здравоохранения и образования. Подобные изменения усилят притягательность субъектов, особенно южных, для жителей Дальнего Востока и России. Здесь должны формироваться большие и малые селитебные центры - места достойного проживания населения.

Финансовым источником реализации национального сценария является аккумулирование и конструктивное использование рентных доходов на принципах программно-целевого управления. Потребуется включение механизмов патернализма. Однако необходима их экономизация, суть которой - выбор наиболее эффективных направлений

государственной поддержки как по сферам экономики, так и территориям. Вот здесь и потребуются институты развития, особые экономические зоны, т.е. специальные режимы хозяйствования.

Очень важную роль играет совершенствование институциональных механизмов всех уровней власти: федерального, регионального (краевого, областного) и муниципального. На высшем - необходимо принятие федерального закона «О развитии Дальнего Востока». В нем должны быть прописаны стратегические цели и задачи, механизмы их реализации, место и роль исполнительных органов власти, которые должны получить значительные полномочия и обязательства перед местным населением и Россией в выполнении своих геостратегических функций.

Требуется принять меры по повышению конкурентоспособности дальневосточной экономики. Особый акцент следует сделать на южных субъектах Дальнего Востока, где необходимо сформировать пояс из высокотехнологичных отраслей с постоянным населением.

Для преодоления затратности экономики региона и включения ее в российский рынок необходимо решение двух ключевых проблем: снижение тарифов на тепло-, электроэнергию и транспорт, а также выплата северных (стимулирующих) надбавок из федерального бюджета.

Повышение качества жизни населения необходимо осуществлять не только косвенным образом, через развитие производства, но и непосредственно, совершенствуя бесплатные медицинское обслуживание и высшее образование, предоставляя дотации в размере не менее 50% стоимости строительства жилья и коммунальных услуг, обеспечивая бесплатный проезд один раз в год в западные регионы страны (либо приезд на Дальний Восток родственников).

Цена подобных мероприятий высока - более 1 трлн руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в концептуальной части закона. Тогда жители Дальнего Востока начнут строить здесь свою жизнь, видя отношение государства к региону.

Нужны крупные межрегиональные проекты, затрагивающие интересы многих субъектов региона. Таковым может стать проект комплексного неистощительного использования

ресурсов Охотского моря. Это жемчужина Дальнего Востока мирового значения, способная дать значительный экономический эффект при рачительном использовании.

В этот процесс должны активно включиться и муниципалитеты. Разработка качественных документов, отражающих объективные условия и факторы развития, увязка их с сопредельными территориями, использование современных механизмов реализации планов и проектов оборачиваются оживлением и развитием бизнес-среды.

Пилотные зоны сотрудничества

Нельзя сбрасывать со счета и концессионный сценарий развития российского Дальнего Востока, но не компрадорский, а обеспечивающий интересы жителей России и Дальнего Востока. Уж очень неустойчива мировая экономика. И значительные, хотя и сторицей окупаемые, финансовые ресурсы нужны для реализации национального сценария.

Одним из путей движения к нему является создание пилотных зон внешнеэкономического сотрудничества. Так, в настоящее время Япония проявляет большой интерес к Сахалину. Учитывая ее исторический опыт освоения южной части острова, можно предположить, что формирование на базе Сахалинской области новой модели взаимоотношений двух стран позволит усилить сопряжение их экономик: создать на Сахалине топливно-энергетический центр СевероВосточной Азии и превратить остров в трансконтинентальный мост «Япония - российский Дальний Восток - Европа», воспроизводить и использовать на интенсивной основе биоресурсы моря и леса, развивать нефте- и газохимию. Это позволит области стать центром интеграции (зоны интенсивных контактов) российского Дальнего Востока, Японии и других стран АТР и рассматривать ее как пилотный проект создания в других субъектах региона подобных зон экономического сотрудничества.

В коммюнике-24 встречи мэров городов Сибири и Дальнего Востока с мэрами городов западного побережья Японии (21-22 августа 2013 г.) была подчеркнута «важность взаимовыгодных проектов между Россией и Японией в области энергетики, сельского хозяйства, пищевой промышленности, инфраструктуры, логистики и др.». Высказано единое мнение о том, что энергетика является одной из

основных сфер российско-японского сотрудничества. После происшедшего в восточных регионах Японии в марте 2011 г. катастрофического стихийного бедствия в стране вырос спрос на энергоносители. В этой ситуации заинтересованность России в обеспечении стабильного экспорта энергоресурсов создает объективные благоприятные условия для налаживания их стабильных поставок в Японию на взаимовыгодной основе.

Другой масштабный проект - внешнеэкономическое сотрудничество Камчатского края. Край располагает колоссальным туристическим потенциалом. Однако его реализация требует значительных инвестиций, которые не «по карману» отечественным бизнесменам. Значит, необходимы особые механизмы привлечения иностранных финансов. Долговременность их окупаемости требует соответствующих длительных арендных отношений.

Таким образом, в последние годы принят ряд важных институциональных документов, ориентирующих экономику Дальнего Востока на ускоренное развитие. Обеспечить это можно и без улучшения демографических процессов. Но сохранение Дальнего Востока российским требует акцента на значительном росте качества жизни, и не опосредованно (это весьма длительный процесс), а непосредственно, путем использования новых механизмов развития во всех направлениях жизнедеятельности.

Геостратегические эффекты, где ключевым является рост постоянного населения, должны учитываться в экономических расчетах. Это позволит получить объективную оценку роли региона в жизни страны не только в настоящее время, но и на обозримую перспективу, а дальневосточнику - почувствовать свою нужность для России. Будет снята в свое время высказанная П.А. Столыпиным обеспокоенность относительно будущего Дальнего Востока: «Если у нас не хватит жизненных соков на зарубцевание всех нанесенных России ран, то наиболее отдаленные... части ее... могут... безболезненно и незаметно отпасть. и мы будущими поколениями будем за это привлечены к ответу. за то, что пали духом, впали в бездействие, в какую-то старческую беспомощность, что мы утратили веру в русский народ, в его жизненные силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.