EDN: BAMEUO УДК 7.036
THE FAR NON-FAR EAST: AN ART EXHIBITION AT THE SAKHALIN REGIONAL ART MUSEUM
Olga I. Zotova
Museum-Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev Vladivostok, Russian Federation
Abstract: The article discusses a traveling art exhibition organized by the K K. Arsenyev Museum-Reserve of the History of the Far East in the framework of a partnership project with the Sakhalin Regional Art Museum. An overview of the material is given in connection with the exhibitions concept which.
Keywords: K K. Arsenyev Museum-Reserve of the History of the Far East; Sakhalin Regional Art Museum; the image of the Far East in art.
Citation: Zotova, O. I. (2023). THE FAR NEAR EAST: AN ART EXHIBITION AT THE SAKHALIN REGIONAL ART MUSEUM. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2,№ 3 (16), pp. 126-133.
О. И. Зотова
Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Владивосток, Российская Федерация
ДАЛЬНИЙ НЕДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В САХАЛИНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ
В статье рассматривается передвижная художественная выставка, организованная Музеем-заповедником истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева в рамках партнерского проекта с Сахалинском областным художественным музеем. Приводится концепция выставки, в связи с которой дается обзор материала.
Ключевые слова: Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева; Сахалинский областной художественный музей; образ Дальнего Востока в искусстве.
Музей-заповедник Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева является самым динамично развивающимся музеем региона, который осуществляет деятельность за пределами собственных музейных пространств. Одна из форм работы - организация художественных выставок в музеях дальневосточного региона. Музей обладает интересной художественной коллекцией, материалы которой на выставках вызывают большой интерес. Разработка концепции выставок происходит в связи с актуальностью идеи декодирования философии Дальнего Востока в самом широком смысле. Так, в 2022 г., в Год В. К. Арсеньева, в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск) были проэкспонированы иллюстрации к изданиям произведений известного исследователя и путешественника, созданные в 1980-х гг. одним из ведущих книжных графиков региона С. М. Черкасовым. В 2023 г. в муниципальном Центре современного искусства «Артэтаж» была организована выставка «Остров Владивосток», где были представлены произведения из коллекции музея,
посвященные приморской столице. В этом же году в Сахалинском областном художественном музее состоялась выставка «Дальний недальний Восток», в которой был собран обширный материал, включивший графические произведения, посвященные региону.
Тема освоения территории всегда была актуальна для Дальнего Востока. И не только физического освоения, но и ментального, эстетического, образного. Ведь именно оно формирует в человеке ощущение малой родины.
Если во второй половине XIX - начале XX в. художников на Дальнем Востоке можно было встретить в первую очередь в составе морской экспедиции в качестве рисовальщиков, от которых не ждали образности, напротив, требовалась точность отображения ландшафта и береговой черты (корабельный художник руководствовался четкими инструкциями), то в XX в. дальневосточные земли были по-настоящему воспеты в живописи и графике. Художники теперь не «снимают виды» - не в этом их задача, а скорее, стремятся уйти от фотографического воспроизведения ме-
Б. В. Тамулевич. Дорога в Рождественке. 2007. Бумага, акварель. 66,х81
Музей-заповедник истории
Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
B.V. Tamulevich. The road in Rozhdestvenka. 2007. Paper, watercolor. 66,5x81
Museum-Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev
В. И. Арзамазова. Из серии «Морской берег». 1998. Бумага, гуашь, смешанная техника. 59,4x83,7
Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
К I. Arzamazova.
From the series "Seashore". 1998. Paper, gouache, mixed technique 59,4x83,7
Museum-Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev
ста и найти типическое, собирательное, показать уникальные качества дальневосточной природы, ее мощь и размах, формирующие характер человека.
Для выставки в рамках партнерского проекта Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева и Сахалинского областного художественного музея были отобраны графические листы 11 художников нескольких поколений из упомянутой выше коллекции. В них отражено и то, как менялся облик территории, и то, как воспринимали ее авторы, которых без сомнения можно назвать художниками-путешественниками.
Этот феномен впервые получил актуальность еще в XVIII в., когда эпоха Просвещения принесла в Россию моду на путешествия: художники входили в состав свиты членов императорской фамилии, совершали частные разъезды по стране. К началу XX в. в поездках было создано огромное количество произведений, многие из которых вошли в фонды столичных музеев.
Однако Дальний Восток России оказался в фокусе внимания художников гораздо позже, чем другие регионы. Пожалуй, истинное художественное освоение началось с 1950-х гг., когда
путешествие оказалось возможностью не столько найти натурный мотив, сколько реализовать свой творческий потенциал, найти свою тему в искусстве, отразить живой и многогранный окружающий мир.
Из отобранных произведений самые ранние принадлежат Т. М. Кушнареву и Л. С. Полянской.
Тимофей Михайлович Кушнарев (1920-1998), владивостокский художник, пришел в искусство в 1952 г., сразу после окончания Владивостокского художественного училища. Удивительно плодотворно работавший в живописи и разных видах графики, он оставил большое графическое наследие: в офорте, линогравюре, акварели воплотил образ любимого города и Дальнего Востока. Внутренний лирический склад проявлялся даже в брутальных на первый взгляд сюжетах. «Вечер на подводной лодке» тому подтверждение: внимание акцентировано не на корпусе лодки, а на состоянии среды, когда закатное солнце делает выразительными силуэты [2].
Лидия Сергеевна Полянская (1905-1979) «принадлежала к тем удивительным художникам, которые наделены особым даром создавать свой воображаемый мир, отталкиваясь от натуры, но передавая лишь ее образную сущность
без натуралистических подробностей. Отличительная черта творчества таких мастеров состоит в том, что они исходят из образа, - правда ощущения, правда чувств для них выше и важнее правды виденного. В этом отношении Л. С. Полянская близка к А. Тышлеру и М. Ша-галу» [4]. Так писал о ней Дмитрий Жилинский - народный художник РФ, академик Российской академии художеств, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ.
Лидия Полянская любила путешествовать. Ее метод работы заключался в зарисовывании своих впечатлений, которые потом перерабатывались в акварели большого формата: из каждой поездки Лидия Сергеевна привозила много набросков и рисунков. Большой формат обязывал. Техника акварели по сырому, которую она полюбила вслед за учителем Артуром Фонвизиным и которая получила название «способ Фонвизина», давала возможность воплотить характерные эффекты дальневосточного неба, набухшего влагой, прибоя, укрытых моросью сопок. Полянская, как и Фонвизин, не использовала белил и подмешивания гуаши. От того ее акварели легкие, светлые, наполненные лирическим настроением. В сериях листов, посвященных Курилам и Камчатке, эти земли не выглядят сурово, напротив, в них есть нечто поэтическое.
В конце 1960-х гг. Курильские острова становятся популярным у художников местом.
Игорь Александрович Кузнецов (1938-2017) как раз в это время пришел в искусство [2]. После окончания Владивостокского художественного училища он сразу же начал участвовать в больших серьезных выставках, выбрав для себя в качестве основной область графики. Его имя вписано в историю Шикотанской группы (основатель О. Лошаков), участником которой И. А. Кузнецов стал в 1960-х гг. Объединение сформировалось во Владивостоке из числа молодых художников, выпускников Владивостокского художественного училища, и получило свое имя по названию одного из островов Курильской гряды - Шикотана.
Острова явились местом притяжения художников не только Приморского края: туда приезжали и московские художники Т. Назаренко, Ю. Купер-ман, В. Владыкин, Г. Копцов, В. Русанов и др. Однако для приморцев Курилы имели особое значение: через них произошло переосмысление общего развития художественной жизни Приморья.
-- v.,
Этим островам посвящен цикл линогравюр, созданных Кузнецовым в 1970-х гг., когда натурный материал был переосмыслен. Эти работы являются наиболее значительными для его творчества. Он был единственным художником, последовательно работавшим в этой теме в разных графических техниках - линогравюре, офорте, рисунке. В точных и строгих линиях его линогравюр запечатлен космический масштаб природы.
В 1970-х гг. на выставках появляются работы Евгения Федоровича Димуры (1929-2004). В творческой характеристике говорится: «Уже в первых его работах - линогравюрах - появилась склонность художника к теме, которая стала ведущей в его творчестве. Это поэтический рассказ о море и людях труднейшей профессии - рыбаках. Работая одновременно в различных техниках -линогравюре, литографии, карандаше, - художник использует выразительные возможности линии и ритма в станковой графике, создавая современные произведения как по тематике, так и по пластике, произведения, в которых обширный натурный материал, собранный в антарктических экспедициях, выливается в широкое композиционное обобщение» [3].
В. П. Быков. Северное сияние. 1985-1986. Бумага, литография. 59x60
Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
К P. Bykov. Northern lights. 1985-1986. Paper, lithography. 59x60
Museum-Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev
В. П. Быков. Аэропорт на Чукотке. 1986. Бумага,
автолитография. 72,5x75
Музей-заповедник истории
Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
К P. Bykov. Airport in Chukotka. 1986. Paper, auto lithography. 72,5x75
Museum-Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev
Действительно, в 1974-1980 гг. Е. Ф. Димура участвовал в пяти антарктических экспедициях на судах предприятия «Дальморепродукт», в том числе китобойной флотилии «Советская Россия». Именно в путешествиях он собрал огромный творческий материал. С этого времени темы моря, Антарктики, рыбного промысла, истории освоения северных морских просторов страны становятся основными.
В 1980-х гг. на художественную сцену приходят Вадим Петрович Быков (1951-2023) и Федор Филиппович Конюхов (род. в 1951) [3]. В их творчестве отчетливо проявлен интерес к Дальневосточному Северу.
В. П. Быков окончил Владивостокское художественное училище. Основные темы посвящены Чукотке, северным границам, морю. Искусствовед из Москвы Н. Данилов написал о нем: «Вадим Быков, художник из дальневосточного города Находки, в разговоре со мной назвал себя романтиком. Он и в самом деле романтик в том изначальном значении слова, каким когда-то окрестили неуспокоенных, жадных до работы, до новых впечатлений людей» [3]. Выбрав область эстампа, Быков неоднократно работал на творческой даче «Челюскинская», именно
там реализовал циклы работ, замысел которых был рожден в поездках. Отправляясь в рейсы из порта Восточного на Чукотку, он создавал натурные зарисовки карандашом, акварелью. Дом творчества давал возможность Быкову работать в разных техниках эстампа: литографии, офорте, акватинте, мягком лаке.
Ф. Ф. Конюхова с полным правом можно отнести к художникам-путешественникам. К 2000-м гг. он совершил более сорока уникальных путешествий, побывав на Северном и Южном полюсе, на полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, провел одиночные походы под парусом и несколько кругосветных переходов. Основные его экспедиции: плавание на яхте по маршруту Витуса Беринга (1977); плавание на яхте по маршруту Владивосток-Сахалин-Камчатка-Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевской (1979); поход на собаках по Чукотке; плавание на яхте по маршруту Петропавловск-Камчатский-Ко-мандорские острова-Усть-Камчатск-Влади-восток (1981). В 1985 г. прошел по маршруту В. К. Арсеньева через Уссурийскую тайгу. Это лишь малая часть путешествий Конюхова, которые были совершены в период проживания на Дальнем Востоке. В выставке представлена серия литографий, посвященных Чукотке.
В конце 1970-х гг. в искусстве Приморского края проявляется философская линия. Художники видят и чувствуют иначе, чем предшествующее поколение, их мир сложнее, метафоричнее. Постепенно формируется сложный сплав представлений о месте проживания, где человек находится на пересечении природных стихий, культур и ментальное™ Востока и Запада.
В этом отношении интересно творчество Андрея Владимировича Камалова (1955-2002). Известный приморский художник родился и учился на Урале, окончил Магнитогорский государственный педагогический институт, художественное отделение графики. Как творческая личность со своим стилем, оригинальным философским видением мира сформировался во Владивостоке, где прожил с 1979 г. 25 лет. Здесь он начал работать в Дальневосточном книжном издательстве, стал членом Союза художников России, одним из основателей творческой группы «Штиль» [3]. В Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева хранятся более 50 работ, в числе которых цветные литографии из серии «Жизнь кораблей». В них ху-
дожник экспериментирует с цветом, отображая жизнь портовых причалов и судов.
Геннадий Леонидович Кунгуров (род. в 1952) приехал на Дальний Восток в 1970 г. с Алтая. В 1979-1984 гг. учился в Хабаровском педагогическом институте на художественно-графическом факультете (преподаватель Д. А. Романюк). В 1985 г. поступил в Московский полиграфический институт на факультет художественного оформления печатной продукции (педагоги Н. А. Гончарова, В. А. Васнецов). В искусство Приморского края Г. Л. Кунгуров вошел стремительно, удивив многих не только здесь, но и на Челюскинской даче, куда получил направление от Союза художников России как молодой и перспективный автор. Г. Л. Кунгуров проявил себя и в уникальной графике, и в книжной иллюстрации, и в эстампе. В коллекции музея хранятся ранние офорты, в которых запечатлена глубинка Приморья.
Валентина Ивановна Арзамазова - воспитанница знаменитой изостудии Дворца культуры железнодорожников. В искусство пришла в зрелом возрасте, доказав еще раз тезис, что художник - это призвание, а не профессия. За короткий творческий период (жизнь художницы оборвалась драматически) она одну за другой организовала несколько персональных выставок на разных площадках Владивостока. И каждый раз зритель видел особый идеал красоты, в котором от бытового до бытийного один шаг. Ее отличают экспрессия цвета, поиск решения. На посвящении одной из своих выставок В. Арзамазова написала: «Живопись я могу сравнить с симфонической музыкой... Так же грандиозна и сложна зримая жизнь вокруг нас. И так трудно передать неисчислимые и ежеминутно меняющиеся ее оттенки» [1]. В коллекции музея представлена серия листов, где проявлен мир, сотворенный художницей, в котором есть звук моря, капли дождя, солнце уходящего дня.
Бронислав Владиславович Тамулевич (1957-2017) - одаренный и многогранный художник, который в полной мере реализовал себя не только в творчестве, но и в области дизайна (был автором концепций музейных пространств и выставок в музеях Дальнего Востока).Его называли художником с коротким дыханием, ведь любимой техникой была акварель а 1а prima, в которой он создавал листы больших форматов. Часто мотивом его работ становятся любимый Хабаровск и пригород, портретные
изображения родных и знакомых. Бронислав любил приезжать во Владивосток - побродить по городу, подышать туманом, увидеть закат над заливом. Иногда его маршрут пролегал в южное Приморье, в Хасанский район - Мекку не только для туристов, но и для художников. В таких поездках рождались листы, написанные широкой кистью «вмах» (по словам художника), в которых он создавал почти абстракцию, как в акварели «Морской прибой».
Сергей Михайлович Черкасов (род. в 1948) -один из самых известных художников Приморского края, работает в живописи, графике. Всерьез занимавшийся книжной иллюстрацией, в 1990-х гг. С. Черкасов обратился к станковому искусству. И здесь вырабатывается его особый фирменный почерк - утонченный, изысканный, очень узнаваемый. Он выбирает для себя несколько тем, в которых работает последовательно и самозабвенно, из них особенно востребованная - тема Владивостока и побережья. Символически звучит его серия «Маяки залива Петра Великого», представленная на выставке.
Завершая обзор, отметим, что выставка вызвала огромный интерес: в отчетном документе Сахалинского областного художественного музея указано количество посетителей - более 2000 за месяц работы. Привлекла в первую очередь широта художественного образа Дальнего Востока, стилистическое многообразие авторов. Этот результат побудил организаторов представить выставку в еще одном городе Дальнего Востока - Комсомольске-на-Амуре.
Литература
1. Зотова, О. И. Валентина Арзамазова. Симфония цвета. - URL: https://arkagallery.ru/exhib/exhib_ arzamasova_07.htm?ysclid=ln5cwe5ww7707107813 (дата обращения 30.09.2023).
2. Зотова, О. И. Эстамп в творчестве художников Приморского края второй половины XX в. в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсе-ньева (1 часть) // Изобразительное искусство Дальнего Востока. - 2020. - № 5. - С. 91-103.
3. Зотова, О. И. Эстамп в творчестве художников Приморского края второй половины XX в. в фондах Музея истории Дальнего Востока имени имени В. К. Арсеньева (2 часть) // Изобразительное искусство Дальнего Востока. - 2022. - № 1. - С. 139-149.
4. Лидия Сергеевна Полянская. - URL: https://vk.com/ wall-98499932_2635?ysclid=ln5dl8gdvf803503692 (дата обращения 30.09.2023)
References
Zotova, О. I. Valentina Arzamazova. Simfoniya cveta [Valentina Arzamazova. A symphony of color], available at: https://arkagallery.ru/exhib/exhib_arzamasova_07. htm?ysclid=ln5cwe5ww7707107813 (accessed 30.09.2023).
2. Zotova, О. I. Estamp v tvorchestve hudozhnikov Об авторе
Primorskogo kraya vtoroj poloviny XX v. v fondah Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения,
Muzeya istorii Dal'nego Vostoka imeni V. K. Arsen'eva старший научный сотрудник Музея-заповедника исто-
(1 chast') [Printmaking in the works of the Primorye рии Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, главный
Region artists of the second half of the twentieth century специалист филиала Государственной Третьяковской
in the collections of the Museum of the History of the Far галереи во Владивостоке East named after V. K. Arsenyev (part 1)]. Izobrazitel'noe E-mail: [email protected] iskusstvo Dal'nego Vostoka, 2020, no. 5, pp. 91-103.
3. Zotova, О. I. Estamp v tvorchestve hudozhnikov Zotova Olga Ivanovna
Primorskogo kraya vtoroj poloviny XX v. v fondah Candidate of Arts, Senior Researcher at the Museum-
Muzeya istorii Dal'nego Vostoka imeni im. V. K. Arsen'eva Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev,
(2 chast') [Printmaking in the works of the Primorye Chief specialist of the Vladivostok branch of the State Tretyakov
Region artists of the second half of the twentieth century Gallery in the collections of the Museum of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev (part 2)]. Izobrazitel'noe iskusstvo Dal'nego Vostoka, 2022, no. 1, pp. 139-149.
4. Lidia Sergeevna Polyanskaya, available at: https:// vk.com/wall-984999 32_263 5?ysclid = ln5dl8gd vf803503692 (accessed 30.09.2023)
77. С. Полянская. Камчатская осень. Вторая половина XX в.
Бумага. 44x64,5
Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
L. S. Polyanskaya. Kamchatka autumn. Second half of the twentieth century. Paper.
44x64,5
Museum-Reserve of the History of the Far East named after V. K. Arsenyev