Научная статья на тему 'Дальневосточный международный экономический конгресс: опыт и решения'

Дальневосточный международный экономический конгресс: опыт и решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальневосточный международный экономический конгресс: опыт и решения»

Хроника

Дальневосточный международный экономический конгресс: опыт и решения

В начале XXI в. реально наметилось дополнение традиционного для российской геополитики «атлантического», или «европейского», приоритета «восточноазиатским вектором». Особое место здесь занимает Северо-Восточная Азия, а следовательно, и российский Дальний Восток. К задачам геополитическим добавляется и сложнейшая задача развития собственно дальневосточной провинции России.

Усложнение государственных приоритетов не осталось незамеченным как российским, так и международным бизнесом. Их растущий интерес к восточным районам России, а также настоятельная необходимость поддержания темпов развития социально-экономических систем этих регионов обусловили принятие решения, с учетом опыта Петербургского и Байкальского экономических форумов, о проведении в г. Хабаровске Первого Дальневосточного международного экономического конгресса (далее Конгресс), совместив его с Седьмой межрегиональной «Приамурской торгово-промышленной ярмаркой».

Возглавил оргкомитет председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ, председатель Совета Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ С. М. Миронов. Сопредседателями организационного комитета были определены: заместитель председателя правительства РФ А. Д. Жуков, бывший полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К. Б. Пуликовский, председатель Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье», губернатор Хабаровского края В. И. Ишаев.

Девиз Конгресса — «Горизонты партнерства России с государствами АТР: человек, природа, экономика» — определил общее направление дискуссий, которые были организованы в рамках пленарного заседания и десяти круглых столов, на которых обсуждались актуальные проблемы как региональной экономики, так и перспективы интеграции России в АТР.

В мероприятиях Конгресса приняли участие более 1200 человек, в том числе члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы, представители федеральных исполнительных органов власти, делегации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти из 20 субъектов Российской Федерации, представители деловых кругов, видные ученые и общественные деятели, а также 170 представителей из 15 стран мира (Австралии, Великобритании, Канады, Китая, КНДР, Малайзии, Монголии, Норвегии, Республики Беларусь, Республики Корея, Вьетнама, США, Украины, Швейцарии и Японии). Работу Конгресса освещали более 150 журналистов из российских, в том числе региональных, и иностранных средств массовой информации.

В ходе пленарных заседаний, состоявшихся в первый день работы Конгресса, с основным докладом «Состояние и перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья и включение их в разделение труда АТР» выступил академик А. Д. Некипелов. Внешнеполитическим приоритетам России в АТР был посвящен доклад заместителя министра иностранных дел РФ А. В. Яковенко. Член Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Хэ Чунълинъ предложил свое видение проблемы расширения межрегионального сотрудничества. Подробности стратегического сотрудничества правительства Японии

с дальневосточными регионами России анализировал в своем докладе заместитель министра иностранных дел Японии Итиро Аисава. Полномочный и чрезвычайный посол КНДР в Российской Федерации Пак Ы Чун подчеркнул важность развития экономических отношений между КНДР и Дальним Востоком России. Ли Вон Гул, заместитель министра коммерции, промышленности и энергетики Республики Корея, остановился на перспективах сотрудничества в области энергетики и минерально-сырьевых ресурсов на Дальнем Востоке. Взглядами на возможности расширения сотрудничества стран АТР с российским Дальним Востоком поделились также заместитель министра торговли Социалистической Республики Вьетнам Ле Данъ Винъ, советник — посланник по коммерческим вопросам посольства США в России Дороти Латтер и заместитель председателя Совета Федерации М. Е. Николаев. Оценка перспектив и последствий реализации проекта нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» была предложена в докладе С. М. Вайнштока, президента ОАО «Транснефть».

Наиболее детальный анализ многоаспектной проблемы развития экономики и международного сотрудничества Дальнего Востока был дан в ходе работы круглых столов.

Круглый стол «Развитие поселенческого потенциала Востока России» был посвящен обсуждению проблем рождаемости и смертности, снижения продолжительности жизни населения, деформации его возрастной структуры. Большое внимание было уделено истории государственной поддержки переселенческого движения в разные периоды освоения Дальнего Востока страны. Особое внимание в рамках круглого стола уделялось ухудшению социально-экономической ситуации в северных районах континентальной и островной части Дальнего Востока. Кроме этого одной из острейших проблем признано регрессивное социальное и экономическое развитие сел.

Участники круглого стола отметили, что решение данных проблем возможно лишь при проведении рациональной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости, сокращение смертности и повышение уровня жизни граждан.

Круглый стол «Ресурсы недр в экономике Востока России» был посвящен дискуссиям по трем крупным проблемам: ресурсная база и ее воспроизводство, распределение полномочий в недропользовании между центром и регионами, реализация крупных инвестиционных проектов. Большой интерес и осторожный оптимизм, связанный с прогнозируемым ростом государственного внимания и финансирования горнодобывающего комплекса вообще, и восточных территорий в частности, на период до 2020 г., вызвали доклады представителей федеральных институтов Министерства природных ресурсов России, в которых рассматривались проблемы ресурсной базы углеводородного сырья, стратегии освоения нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока, приоритетных работ по региональному геолого-геофизическому изучению ДФО, разработки системы программных мероприятий по развитию МСБ ДФО в рамках долгосрочной государственной программы.

Острую дискуссию вызвали доклады, посвященные вопросам законодательного обеспечения недропользования. В них рассматривались проблемы, связанные с проектом Закона «О недрах», вопросы государственного регулирования недропользования, обеспечения государственных интересов через крупные горнодобывающие компании национального уровня (в частности, ЗАО АК «АЛРОСА»).

Ряд докладов был посвящен проблемам реализации инвестиционных проектов в недропользовании на Востоке России. В частности, рассматривались вопросы реализации титаномагнетитового проекта с созданием Дальневосточного химико-металлургического комплекса и использованием разведанных запасов и прогнозных ресурсов титаномагнетита и ильменита на побережье и шельфе дальневосточных морей России. Обсуждались и проблемы освоения месторождений национального уровня — Наталкинского золоторудного и Эльгинского угольного.

Круглый стол «Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс на Востоке России. Новые рынки. Новые возможности» собрал представителей крупнейших нефтегазовых и электроэнергетических компаний, в сферу стратегических интересов которых входит территория Дальнего Востока России, а также представителей федеральных органов государственной власти и органов власти дальневосточных субъектов Российской Федерации, располагающих значительным энергоресурсным потенциалом.

Большая часть докладов была посвящена современной ситуации и перспективам дальнейшего развития нефтегазового сектора Дальнего Востока. В частности, обсуждались аспекты текущей и перспективной деятельности компании ОАО «НК «Роснефть», стратегические интересы и перспективные планы ОАО «Газпром» на Востоке России. Представители Сахалинской области и компании «Эксон Нефтегаз Лтд.» остановились на опыте освоения шельфовых запасов нефти и газа в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и их влиянии на энергетическую и экологическую безопасность области. Обсуждались также предложения по формированию нефтегазового комплекса на Востоке страны.

Большой блок докладов был посвящен различным аспектам функционирования и развития предприятий электроэнергетики Дальнего Востока. В частности, рассматривались проблемы субсидирования тарифов, концепция и основные цели реформирования энергосистем Дальнего Востока, основные направления развития электроэнергетики Дальнего Востока, включая проекты, направленные на повышение надежности энергоснабжения внутренних потребителей, а также проекты, обеспечивающие экспортные поставки электроэнергии из Дальнего Востока в страны СВА. Большой интерес вызвал доклад об опыте подготовки и представления документации для инвестиционного проекта, реализуемого с использованием механизмов Киотского протокола на примере проекта по переводу Амурской ТЭЦ-1 на сжигание газа.

На заседании круглого стола «Рациональное использование лесных ресурсов Востока России в условиях интеграции России в АТР» были заслушаны 17 докладов, представленных из 6 субъектов РФ, а также из КНР, США, Швейцарии и Японии.

Один блок докладов был посвящен стратегии развития лесного комплекса Дальнего Востока России. В докладах рассматривались концепция развития лесного комплекса Востока России, современное состояние лесных ресурсов региона и их использование, перспективы развития лесопромышленных комплексов отдельных субъектов РФ и возможности их интеграции в АТР.

Другой блок докладов был посвящен конкретным проектам. Был приведен зарубежный опыт установки малых лесопольных заводов как перспективной альтернативы крупным предприятиям и попытки реализации этого опыта в Хабаровском крае в виде установки двух комплексов «Канада-2000». Освещались проблемы и возможности создания российско-японского завода по производству лиственничного шпона в Комсомольске-на-Амуре и китайско-российского целлюлозно-бумажного комбината в пос. Хор Хабаровского края. Опыту и возможности создания установок по использованию древесной биомассы в качестве энергоресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке был посвящен специальный доклад представителей США.

Еще один блок докладов рассматривал проблемы рационального использования лесных ресурсов и усиления их охраны. Принятые круглым столом рекомендации содержали обращение к Федеральному собранию, правительству и Минприроды РФ, Федеральному агентству по лесному хозяйству и бизнес-сообществу по проведению мер, упорядочивающих лесопользование, стимулирующих развитие перерабатывающих производств в региональном лесном комплексе и обеспечивающих развитие комплекса в целом в контексте его интеграции с лесными комплексами соседних стран.

На заседании круглого стола «Эффективное использование биоресурсов и рыбных запасов Востока России» одними из главных проблем были названы недостаточно развитое правовое регулирование рыбопромышленного комплекса, отсутствие государственной стратегии развития рыбной отрасли, нечеткое разграничение полномочий по вопросам использования и распоряжения водными биологическими ресур-

сами между федеральными органами власти и исполнительными органами власти субъектов РФ.

Эти проблемам были посвящены 14 докладов и выступлений представителей Совета Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных организаций и рыбодобывающих компаний.

Часть докладов была посвящена проблемам развития прибрежного рыболовства. Были представлены программы/проекты развития баз прибрежного рыболовства, разработанные администрациями Корякского автономного округа, Чукотского автономного округа, Камчатской области, Приморского края.

Представители отраслевой науки (ТИНРО-центр, МагаданНИРО) в своих сообщениях рассмотрели вопросы оценки состояния сырьевой базы по видам водных биологических ресурсов и прогнозов на перспективу, а также развития технологий их вылова и переработки, необходимость обновления производственной базы.

Практически все выступающие отметили несовершенство постановления правительства РФ «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», которое является основным правовым документом, регламентирующим порядок распределения ресурсов между пользователями.

В рекомендациях, принятых участниками круглого стола, изложены конкретные предложения к правительству РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Федеральному агентству по рыболовству РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами по совершенствованию законодательства в сфере рыболовства, развитию судостроения и судоремонта рыбопромыслового флота, привлечению инвестиций в отрасль.

Доклады и сообщения, представленные на заседании круглого стола «Транспортная стратегия на Востоке России», тематически группировались следующим образом.

Во-первых, доклады по проблемам функционирования и развития подотраслей, «обслуживающих» транспортную деятельность: финансирование, транспортная инфраструктура, лизинг транспортных средств, создание нового асфальтобетонного покрытия, конструирование нового среднемагистрального самолета, обеспечение связью на транспорте и т. д.

Во-вторых, обсуждались проблемы и перспективы функционирования отдельных элементов и в целом транспортных систем субъектов РФ: международные автомобильные перевозки в Хабаровском крае, транспортная система Камчатской области, железнодорожный транспорт Республика Саха (Якутия), транспортные коридоры на территории ЕАО, Корякского автономного округа, перевозки на пограничных участках рек Амурского бассейна, автодорожная инфраструктура ДФО.

В-третьих, рассматривались перспективы развития отдельных элементов транспортной инфраструктуры Дальневосточного региона: Транссибирской железнодорожной магистрали и «северного широтного хода» БАМа, морских портов Дальневосточного бассейна.

Наибольший интерес в рамках этого круглого стола вызвала дискуссия по стратегическим проблемам развития транспорта Дальнего Востока и его возможному вкладу в развитие интеграционных связей со странами АТР. В этой связи рассматривались вопросы формирования стратегии для дальневосточного транспортного комплекса, обсуждались особенности правового обеспечения транспортной стратегии Востока России, перспективы деятельности российских транспортных организаций (Международный координационный совет по транссибирским перевозкам), меры по развитию контейнерных перевозок, международные транспортные коридоры на территории ДФО, включение транспортной системы ДФО в международную транспортную систему АТР.

В заседании круглого стола «Развитие приграничного сотрудничества на Востоке России» приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания РФ, органов государственной власти Востока России, федеральных органов исполнительной власти, ученые, представители КНР, КНДР, Монголии, США, Японии.

В ходе заседания обсуждались характер и перспективы приграничного сотрудничества территорий Востока России; развитие форм приграничной кооперации; задачи совершенствования нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества; состояние и перспективы развития инфраструктуры приграничного сотрудничества.

Участники круглого стола в своих выступлениях отмечали, что несмотря на декларируемую с середины 1990-х гг. стратегическую цель — расширение экономической интеграции восточных территорий России со странами АТР, и прежде всего СВА, реальных действий с российской стороны для реализации этой цели было предпринято не так уж много, и следствием этого явилось накопление весьма широкого спектра проблем, сдерживающих процесс развития приграничного сотрудничества на Востоке России. Наиболее значимые среди этих проблем, решение которых приобретает первостепенное значение в самой ближайшей перспективе, следующие:

— проблемы институционального характера. Недостаточно развита законодательная и нормативная база приграничного сотрудничества, и как следствие накопление проблем в таких сферах деятельности, как правоохранительная, таможенное регулирование, природоохранная деятельность, стимулирование предпринимательской активности и приграничной кооперации;

— инфраструктурные проблемы. На российском Дальнем Востоке в отличие от всех (кроме КНДР) соседних стран СВА до сих пор не создан достаточно крупный транзитный центр международных авиаперевозок. Не налажено регулярное железнодорожное и автомобильное сообщение с КНР. Пропускная способность, техническое оснащение и режим работы пограничных пунктов пропуска на российско-китайской границе не обеспечивают потребности в пересечении границы.

Участники круглого стола отмечали, что ключевая роль в решении этих проблем принадлежит органам исполнительной и законодательной властей федерального уровня. Поэтому в первую очередь им (Федеральному собранию РФ, правительству РФ, Федеральной таможенной службе РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Совету безопасности РФ, Счетной палате РФ) и были адресованы предложения участников круглого стола по решению указанных проблем. Эти предложения связаны главным образом с развитием и совершенствованием законодательной и нормативной базы приграничного сотрудничества, и в первую очередь принятием Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» и разработкой проекта Федерального закона «Об особенностях местного самоуправления на приграничной территории». Кроме того, высказывались предложения по развитию транспортной инфраструктуры, либерализации регулирования и созданию более благоприятных условий для развития приграничного экономического сотрудничества на Дальнем Востоке России.

В рамках работы круглого стола «Инновационный путь развития Востока России» подробному рассмотрению подверглись вопросы генерации, передачи и коммерциализации новых экономически выгодных знаний в контексте незначительного присутствия России на рынках наукоемкой продукции АТР, отсутствия последовательной государственной политики в отношении дальневосточных территорий, иностранной политической и экономической экспансии на восточных рубежах России. В поле зрения участников круглого стола оказался весь инновационный цикл создания нового товара, технологии или услуги на Дальнем Востоке. В частности, были рассмотрены региональные и отраслевые проблемы развития дальневосточных территорий по таким инновационно-ориентированным направлениям, как эффективная эксплуатация природной базы, формирование региональных полюсов роста, реформирование системы образования, наращивание совокупной факторной производительности, информационно-инфраструктурное обеспечение инновационных процессов и ряд других.

В ходе дискуссии рассматривались как общие методологические приемы эффективной государственной политики в сфере инноваций, так и вполне конкретные механизмы коммерциализации интеллектуального потенциала, уже прошедшие ап-

робацию в непростых социально-экономических условиях Хабаровского края, Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа и других дальневосточных субъектов РФ.

Дискуссия позволила выявить ряд факторов, препятствующих переходу к инновационной экономике на Дальнем Востоке в сфере управления, бизнеса и образования. Результатом явился комплекс рекомендаций для Федерального собрания РФ, правительства РФ, в том числе Министерства образования и науки РФ, и субъектов Дальнего Востока и Забайкалья, призванных улучшить институциональное окружение инновационных процессов, скорректировать механизм финансирования инновационных проектов, повысить социальный статус научной и инновационной деятельности, инициировать инновационные импульсы в экономическом пространстве Дальнего Востока и России.

В центре обсуждения на круглом столе «Развитие регионального финансового рынка: возможности привлечения капитала для роста экономики Востока России» находились проблемы развития инструментов регионального финансового рынка. В период с 2000 по 2005 г. общероссийский финансовый рынок характеризовался снижением процентных ставок по кредитам, ростом капитализации рынка ценных бумаг, увеличением объемов выданных кредитов. Однако при положительных тенденциях эффективность регионального финансового рынка с точки зрения распределения капитала и привлечения инвестиций в экономику Дальнего Востока остается невысокой.

Среди основных факторов, сдерживающих развитие финансового рынка Дальневосточного региона, выделялись: несовершенство нормативно-правовой базы; слабая активность предприятий и населения региона в инвестиционном процессе; отсутствие крупных высокоэффективных инвестиционных проектов; слабое развитие системы страхования инвестиций; низкая ликвидность ценных бумаг региональных эмитентов.

В ходе обсуждения докладов участниками были сформулированы основные направления развития инструментов финансового рынка в ДФО. К ним относятся: необходимость совершенствования нормативно-правовой базы по всем направлениям работы рынка; повышение прозрачности и доступности информации об эмитентах ценных бумаг; улучшение информационного обеспечения потенциальных вкладчиков о работе институтов коллективного инвестирования; снижение стоимости кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов; развитие взаимоотношений с финансовыми институтами АТР; развитие лизинговых услуг; снижение трансакционных издержек, связанных с выходом на финансовый рынок предприятий малого и среднего бизнеса.

В ходе работы круглого стола «Развитие индустрии туризма на Востоке России» было отмечено, что территория Дальнего Востока и Забайкалья обладает уникальными природными ресурсами и культурно-историческими памятниками, часть которых внесена в перечень объектов культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В последние годы туризм на российском Дальнем Востоке развивается бурными темпами, и в ближайшее десятилетие эта отрасль экономики региона может стать бюджетообразующей.

В то же время выступающие отмечали, что туристская индустрия Дальнего Востока России в настоящее временя испытывает ряд проблем, характерных как для российского туризма в целом, так и для региона в частности. К общероссийским проблемам относятся: несовершенство правового регулирования в области визовых и иных туристских формальностей; система безопасности туризма; отсутствие достоверной статистики; слабое развитие системы профессиональной подготовки кадров, а также научного обеспечения и др. Из проблем регионального характера подробно обсуждались слаборазвитая туристическая инфраструктура; высокая стоимость туристских перевозок; изношенность транспортных средств, осуществляющих туристские перевозки; удаленность уникальных объектов туристского показа от основных транспортных узлов; значительная протяженность туристских маршрутов; отсутствие эффективного регионального законодательства о туризме и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.