УДК 82.09.001 (11-15)
Дагестанская модель фольклорно-литературного процесса
З.С. Омарова
Реконструкция историко-культурного процесса на территории Восточного Кавказа методами археологии и этнографии имеет ряд ограничений в силу приблизительного характера фактологического материала. Однако тот региональный подход, которые выработали эти науки, оказался весьма продуктивным для реконструкции духовного мира на основе историко-фольклорного анализа. Опыт такого исследования сосредоточен в работах академика РАН Гамзатова Г.Г. [1, с. 3], где Восточный Кавказ рассматривается как модель многонационального региона с уникальной историей на стыке ареалов различных цивилизаций. Разработка концепций фольклорно- литературного процесса для этой модели выдвигается в качестве важнейшей задачи научных исследований.
В первую очередь ставится проблема периодизации развития духовной сферы (хронология). Принцип научного историзма или историко-генети-ческий подход лежит в основе региональной системной методологии: так был обоснован поворот от описательной традиции к историко-типологи-ческому системному анализу, что позволяет оценить роль и место данной региональной общности в мировом культурном процессе. С указанных позиций периодизация историко-культурного процесса представляется следующим образом: I - VI в. - мифологическое творчество, основанное на языческих культах, (так называемая древность); VI - XIV века - духовная культура, основанная на монотеистических религиях (на Западе - христианство, на Востоке - исламизация); XIV - XVIII века - культура возрождения, западный и восточный ренессанс (в Дагестане - арабский ренессанс антифеодальной направленности); XVIII - XIX века - оформление национальных культур Европы и Азии (в Дагестане - формирование просветительской возрожденческой культуры и литературы на национальных языках); ХХ век - научно-техническая и культурная революция - «новое время». Указанная периодизация высвечивает еще одну проблему, которую анализирует Гамзатов Г.Г. -типология дагестанского возрождения. Возникает вопрос - какие пласты дагестанской культуры могли выступать в роли собственной древности? Ответ на этот вопрос представляется гипотетическим: арабская экспансия сопровождалась тотальным искоренением доисламской культуры.
Какова была эта культура? - можно только строить предположения. Судя по реликтам мифологического эпоса духовная культура это поклонение Солнцу, Луне и небу (тенгери). Более того, материальная культура, развитие ремесел, наличие городских агломераций позволяет считать, что речь идет о самостоятельной цивилизации, синхронной греко-римской. Это та самая древность, которая возродилась в XVIII - XIX веках в виде широкого национального самоутверждения, как отдельных этносов, так и суперэтноса в виде новой горской цивилизации. При этом можно допускать частично-отраженный характер возрожденческих процессов: доисламская поэзия арабов, воз-
рожденческая поэзия Востока, наконец, арабский ренессанс на территории Дагестана. Однако отраженный характер этих процессов возникает исключительно как привнесенный извне.
Поскольку археологические данные для реконструкции дагестанской древней цивилизации явно недостаточны, остается уповать на фольклорные источники, имея в виду их инерционность и консерватизм. Эта живучесть бесписьменной литературы объясняется территориальной ограниченностью и малочисленностью популяций, но от этого роль эстетической информации не уменьшается, а наоборот возрастает. Устная поэзия XVIII - XIX веков имела все признаки фольклорности, это явление свойственно не только пограничным состояниям фольклор-литература, но и для фольклора вообще, поскольку трудно допустить коллективное творчество даже в древности: всегда были яркие пассионарные личности, которые владели искусством слова и обладали фантазией для передачи слушателям сюжета с объективной социальной информацией. Сам факт тиражирования этого эстетического опыта в последующих поколениях свидетельствует об исторической ценности этой информации. Наконец, историческая инерция фольклора такова, что она преодолела препоны исламизации и донесла до наших дней неоценимый фактологический материал для реконструкции древней цивилизации.
Дагестанская региональная литературная общность, представляется по мысли Гамзатова Г.Г., идеальной моделью для исследования проблемы влияния фольклора на литературу. Среди уже известных механизмов такого влияния наиболее плодотворным является, так называемый - скрытный: современный писатель, будучи яркой личностью, является на генетическом уровне носителем национальной идеи, которая в свою очередь, включает весь эстетический опыт горских народов и горской цивилизации. Но именно этот опыт, заложен в фольклоре также в неявном виде в качестве нравственных и моральных установок: генетический код горского этикета и намуса. Именно поэтому историко-культурная реконструкция на основе фольклора позволяет смоделировать национальный характер лучших представителей дагестанского суперэтноса, как носителей древней горской цивилизации.
Рассмотрим подробнее некоторые методологические аспекты согласно концепции Гамзатова Г.Г., в которой отмечается ряд особенностей историко-культурного процесса в Дагестане.
Во-первых это длительная традиция существования литературных произведений в рукописной форме. Во-вторых - в связи с многонациональным составом населения непременным условием являлось наличие языка межнационального общения. Еще одна особенность - длительно существующая традиция устного бесписьменного бытования литературы по типу фольклорных источников, однако, хронологически эта традиция предворяла письменный этап развития литературы, она существовала в дописьменный период благодаря малочисленности отдельных народностей и характеризуется общим термином нетрадиционного фольклоризма.
Тенденции нового времени роста национального самосознания малых народов заставляют вновь и вновь обращаться к фольклористике. Более того,
глобализация культуры вызывает отторжение, прежде всего, у малых народов и стремление утвердиться в национальном самосознании и в национальной идее.
По завершению периода формирования банка фольклорных источников, возникает необходимость историко-фольклорной аналитики.
Первой проблемой на этом пути, по мнению Гамзатова Г.Г., является неразвитость мифологии в дагестанских условиях или пропуск этого стадиального этапа народного мышления. Между тем мифология играет такую же моделирующую роль для фольклора, какую фольклор играет для литературы.
Парадоксально, что при неразвитости мифологии, стадиально более поздние жанры фольклора здесь развиваются более интенсивно и полно, чем в смежных ареалах. Объяснение этого феномена по мнению Гамзатова Г.Г. состоит в том что здесь языческие культы были вытеснены очень рано монотеистическими религиями (зароастризм, иудаизм, христианство, а затем и ислам). Особенно разрушительной была исламизация, сознательно стиравшая все предшествующие пласты культуры, но устное народное творчество, в целом, устояло и сохранило свою самобытность.
Очевидно также, что монотеистические религии играли роль ускорителя и модулятора последующего фольклорного процесса, что при богатстве рукописных традиций, способствовало интенсивному развитию национальных литератур. Иными словами, стартовые условия литературного процесса в Дагестане, были исключительно благоприятными. Особенно это заметно в стадиально развитых жанрах фольклора, подтверждается идея сближения фольклора и литературы на стадиально удаленном и развитом состоянии. В условиях Дагестана, когда малочисленные этнические группы не имели собственной письменности, устное народное творчество подобно устной литературе, приобретало функцию национальной литературы, это заметно по многим формальным признакам авторских произведений на национальной языковой основе. Хронологически такая литература уходит глубоко в прошлое, имея развитые традиции задолго до возникновения письменной литературы, в которой нормы литературной речи и поэтические приемы были адаптированы из фольклора. Следовательно, так называемый национальный этап развития литературы, возникает задолго до становления письменных литературных форм. Иными словами, дагестанская национальная литература, формируется на разных хронологических уровнях, сопоставимых с такими известными стадиями мирового искусства как предвозрождение, возрождение и новое время. Общим для этих литератур является антифеодальная и антиколониальная тематика. Эта уникальная ситуация начисто опровергает тезис об отсталости бесписьменных литератур малых народностей.
Находит объяснение феномен идейно-эстетической недиференциро-ванности литературной системы Дагестана, системное единство реалистических, романтических и просветительских методов, сформировавшихся изначально в дописьменную стадию литературного процесса. Точно так же объясняются некоторые жанровые особенности дагестанской литературы - так называемые «пробелы» или «пропуски»: усеченное развитие прозы вообще,
отсутствие жанра романа и драмы. Указанные выпавшие звенья не имели корней в дописьменном этапе, в фольклорном пласте их отсутствие компенсировалось развитостью поэтических жанров. Те же соображения относятся к литературным направлениям: сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм, поскольку литературный процесс в Дагестане на протяжении длительного времени отвечал модели слоеного пирога, т.е. имело место сквозное одновременное развитие этих методов - первоначально в виде тенденций и далее в виде постепенно развивающихся литературных направлений. Эта особенность литературного процесса в Дагестане прекрасно иллюстрирует тезис постепенного сближения и перерастания фольклора в литературу. Отсюда следует, что заторможенность литературного процесса, отмечаемая некоторыми исследованиями не соответствует действительности, напротив можно уверенно утверждать, что этот процесс развивался более интенсивно, чем в смежных регионах. Подводя итог, можно рассматривать Дагестан в качестве модели, раскрывающей механизм формирования живого фольклорного творчества. В основе этой модели заложена так называемая устная авторская литература, которая зачастую утрачивала авторство и превращалась в фольклор. Эта схема проявляет живучесть в так называемых рассказах. Яркая самобытная действительность порождает сюжеты и мизансцены, которые в устах умелых, талантливых рассказчиков превращаются в авторизированные новеллы, которые в свою очередь, при многократном пересказе, превращаются в современный фольклор. Далее эти сюжеты вполне могут лечь в основу литературной новеллистики.
Эта схема вполне применима к любому фольклорному жанру, не вызывает сомнения мысль о том, что любое фольклорное произведение в свое время было авторским по типу устной литературы, а термин устное народное творчество является условным, ибо трудно представить авторство в буквальном смысле народным. Выше указанная модель сугубо специфична для Дагестана по ранее упомянутым причинам: малочисленность отдельных народностей, отсутствие стабильных коммуникаций на ограниченном пространстве и отсутствие языка межнационального общения с собственной письменностью.
Современный литературный процесс может раскрыть некоторые нюансы технологии фольклорно-литературных связей. Творческая лаборатория современных писателей представляет собой систематизацию общественного сознания, которое само по себе является мифологичным. Как правило, новые идеи витают в воздухе на уровне мироощущения. Записные книжки писателей фиксируют бытующие общественные мифы, которые затем тиражируются печатью в различных жанровых вариациях: мемуары, эссе, новеллы, повести, романы. В историческом срезе отдельные элементы этой технологии всегда имеют место и проявлялись в следующем порядке: мифы, устные рассказы, рукописные произведения, литературный процесс возникает вместе с Мифологизированным общественным сознанием в глубокой древности и продолжается непрерывно по законам фольклорно-литературного взаимодействия. С этих позиций историю фольклора можно рассматривать как перманентный литературный процесс. Для малых этнических групп, имеющих
длительную историю в локальных географических границах, этот вывод имеет существенное значение при установлении их статуса: бесписьменные, новописьменные, младолитературные. Очевидно, что указанные ярлыки не должны принижать культурный статус этих народов.
Литература
1. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1978.