Научная статья на тему 'ДАГЕСТАН В 1921-1923 ГГ.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СЛОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

ДАГЕСТАН В 1921-1923 ГГ.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СЛОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / СОВЕТЫ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / АППАРАТ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тагирова П. М.

В статье рассмотрен первый этап организации государственного и партийного аппарата Республики Дагестан. Обращено внимание на актуальность исследования, т. к. в современный период возрос интерес к проблеме российской государственности, важной и составной частью которой является государственное строительство в национальных автономиях. Опыт обращения к становлению государственности в Дагестане в 20-е годы ХХ века имеет научную новизну. Проанализирован период после окончания гражданской войны, когда территория автономных образований, сформировавшихся в годы войны, не только установилась, но и совершенствовалась в дальнейшем. Рассмотрена деятельность революционных комитетов, функционировавших в Дагестане вместе с Советами. Сделан вывод, что переход к Советам к концу 1921 года произошел в основном плавно и без потрясений. Уделено место вопросам принятия Конституции Дагестана, социальным и экономическим преобразованиям, подготовке партийных и руководящих кадров. Дана характеристика важности учета религиозного вопроса в формирующейся системе управления, особенно в период выборов в Советы. На основе архивных данных изучены процессы, влиявшие на стабилизацию структуры механизма и правового статуса автономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAGESTAN IN 1921-1923: MAIN DIRECTIONS AND DIFFICULTIES IN THE FORMATION OF STATEHOOD

The materials of the article consider the first stage of the organization of the state and party apparatus of the Republic of Dagestan. Attention is drawn to the relevance of the study, since in the modern period the demand for the problem of Russian statehood has increased, an important and integral part of which is state building in national autonomies. The experience of addressing the formation of statehood in Dagestan in the 20s of the twentieth century has a scientific novelty. The period after the end of the civil war, when the territory of autonomous entities formed during the war years, was not only established, but also improved in the future, was studied. The activities of the revolutionary committees functioning in Dagestan together with the Soviets are considered, it is concluded that the transition to the Soviets at the end of 1921 occurred mostly smoothly and without shocks. A place is given to the issues of the adoption of the Constitution of Dagestan, social and economic transformations, training of party and leading personnel. A characteristic is given of the importance of taking into account the religious issue in the emerging management system, especially during the period of elections to the Soviets. Based on the involvement of archival data and sources, the processes that influenced the stabilization of the structure of the mechanism and the legal status of autonomy were studied.

Текст научной работы на тему «ДАГЕСТАН В 1921-1923 ГГ.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СЛОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

УДК 93 (471.67)

DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-4-49-55 П.М. Тагирова

Дагестан в 1921-1923 гг.: основные направления и сложности формирования

государственности

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а;рatimat-tagirova@mail.ru

В статье рассмотрен первый этап организации государственного и партийного аппарата Республики Дагестан.

Обращено внимание на актуальность исследования, т. к. в современный период возрос интерес к проблеме российской государственности, важной и составной частью которой является государственное строительство в национальных автономиях. Опыт обращения к становлению государственности в Дагестане в 20-е годы ХХ века имеет научную новизну.

Проанализирован период после окончания гражданской войны, когда территория автономных образований, сформировавшихся в годы войны, не только установилась, но и совершенствовалась в дальнейшем.

Рассмотрена деятельность революционных комитетов, функционировавших в Дагестане вместе с Советами. Сделан вывод, что переход к Советам к концу 1921 года произошел в основном плавно и без потрясений.

Уделено место вопросам принятия Конституции Дагестана, социальным и экономическим преобразованиям, подготовке партийных и руководящих кадров.

Дана характеристика важности учета религиозного вопроса в формирующейся системе управления, особенно в период выборов в Советы.

На основе архивных данных изучены процессы, влиявшие на стабилизацию структуры механизма и правового статуса автономии.

Ключевые слова: Дагестан, Советы, политика, государство, аппарат власти.

Введение

Достаточно интересным и своеобразным временем в истории государственного строительства Дагестана был период после Гражданской войны (1921-1923 гг.). Это было время, когда проходили процессы, связанные с оформлением статуса политической и административной территории Дагестана в составе России и сопровождавшиеся формированием государственной атрибутики впервые в истории Дагестана. Сегодня эти события вызывают противоречивые оценки в среде исследователей. Отдельные авторы, рассматривая эти процессы, в той или иной степени акцентируют внимание на многочисленных изменениях в Дагестане, сопряженных с подобными изменениями и тенденциями, происходившими в России [2; 5; 7; 8; 12; 15].

После победы Октябрьской революции, когда на территории всей страны была провозглашена и установлена советская власть, стали формироваться предпосылки для процессов, связанных со сменой структуры административного управления в России. Существовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, руководство пыталось сохранить элементы ранее существовавшей территориально-

административной системы, для чего следовало аккуратно изменить границы террито-территориальных объединений. С другой - создать новую в административной форме структуру.

Автономные республики, которые образовались после 1920 года, в основе своего построения имели национальный принцип. Согласно ему старые территориальные и административные единицы делились на отдельные районы, где проживали преимущественно представители одной национальности.

Народы Дагестана можно с полным правом отнести к тем народам, проживающим на территории России, для которых процесс формирования собственных государственных национальных образований проходил в первый раз [1, с. 20].

В 2021 году на территории Дагестана проходили юбилейные торжества, посвященные 100-летию принятия Конституции и провозглашению автономии Дагестана. В рамках торжеств были опубликованы новые архивные документы, проведено много конференций и мероприятий. На юбилее особое внимание было акцентировано на решениях Чрезвычайного съезда народов Дагестана, прошедшего в Темир-Хан-Шуре 13 ноября 1920 года.

В работе этого съезда принимал участие Сталин И., который на тот момент выполнял функции комиссара по делам национальностей Совнаркома. Он объявил делегатам съезда об автономии Дагестана.

ВЦИК 20 января 1921 г. опубликовал Декрет об образовании ДАССР. В Декрете вся территория Дагестана была определена в границах, которые существовали в предшествующий период. Также были определены органы конституционной власти и органы управления, предусмотрено правительство, парламент в форме Центрального исполнительного комитета и местные советы. Революционному комитету Дагестана во главе с Коркмасовым Д. принадлежала вся полнота власти до созыва Учредительного съезда Советов [13, с. 23].

Учреждаемые народные комиссариаты просвещения, юстиции, земледелия и т. д. были необходимы для того, чтобы создать управление делами автономной республики.

Конституция Дагестана 1921 г.

Согласно принятой 5 декабря 1921 года Конституции ДАССР, Дагестан был объявлен республикой, которая заявлена как свободное социалистическое общество всех трудящихся.

Общие вопросы руководства республикой были сосредоточены в руках Все-дагестанского съезда Советов, которому принадлежала верховная власть в Дагестане. Он собирался не меньше двух раз в год. В период между съездами верховенство власти было в руках Исполнительного комитета Советов Дагестана. Но параллельно существовали и революционные комитеты. Были обозначены функции с учетом дагестанских особенностей, аспекты деятельности чрезвычайного аппарата власти.

Руководство республики в складывающейся системе управления не должно было упускать один очень важный вопрос - религиозный. Согласно Декрету церковь была отделена от органов государственной власти и от школы. За всеми гражданами признавалось право на свободу антирелигиозной и религиозной пропаганды. Трудящимся были предоставлены права на свободу слова, митингов, собраний, печати, союзов, бесплатное образование. К основным в Конституции относились обязанности трудиться и защищать Отечество. В Резолюции съезда для ЦИК подчеркивалась

необходимость в ускоренном порядке решить вопросы разграничения территорий с Грузией, Азербайджаном, Горской республикой. Это связано с тем, что существовали спорные территории, которые до присоединения Кавказа были в составе дагестанских земель1. Гораздо важнее это было для бедной части населения территорий в пограни-чье, которое несло на себе многочисленные тяготы и большие трудности [11, с. 40].

Социальные и экономические преобразования в Дагестане после 1921 года

Период после Гражданской войны связан с целым рядом мероприятий, главная цель которых - экономическое и социальное преобразование Дагестана, так как ситуация в экономике была далека от своей стабильности. Российское руководство решение не только экономических вопросов считало для себя приоритетным. Важно было создание аппарата государственной власти в отдельных регионах.

Следует отметить такие особенности жизни дагестанского населения, как преимущественный авторитет мусульманского духовенства и остатки феодальных и патриархальных отношений в общественной жизни дагестанцев.

Большое место в работе органов власти занимали вопросы хозяйственной жизни, достаточно часто они выступали с ходатайствами об экономической помощи перед федеральным центром, описывая положение трудящихся [4, с. 71].

Дагестанская экономика была в тяжелейшем состоянии после окончания гражданской войны. Для примера можно привести следующие данные: в 1921 году промышленные предприятия дали продукции в десять раз меньше (по сравнению с 1913 годом). Количество рабочих стало меньше, в сложном положении оказалась легкая промышленность по всей стране, потому что предприятия либо были разрушены в ходе гражданской войны, либо работали нестабильно [14, с. 18].

Одной из важнейших задач стало налаживание налоговых поступлений. В Докладе народного комиссара финансов ДАССР I Вседагестанскому съезду советов, который состоялся 4 декабря 1921 года , отмечено, что Наркомат сформирован на базе Областного финансового отдела, который существовал ранее. В него вошли налоговый, счетно-операционный и сметно-бюджетный отделы. В течение 1921 года были открыты три расходно-приходные кассы - в Касумкенте, Ахтах, Казикумухе. Организация деятельности по сборам налогов прошла хорошо, налоги стали поступать без задержек, но в округах республики налоговое дело находилось еще в стадии организации. Учитывая общегосударственный курс и финансовую политику, проводимую государством, главной задачей было открытие сберегательных касс и Государственного банка. Вместе с тем в документе отмечалось, что Наркомат испытывает большие технические трудности [11, с. 46].

В своем докладе Коркмасов Д. на I Учредительном Вседагестанском съезде Советов о деятельности Дагестанского экономического совета от 5 декабря 1921 года проанализировал экономическую ситуацию в регионе и обозначил задачи нового экономического курса: поднятие промышленности и восстановление разрушенного хозяйства. По его мнению, Дагестан способен стать промышленным районом. Для этого должны заработать фабрики, рудники и заводы. Проведенные научно-технические экспедиции, геологические разведки определили наличие в Дагестане залежей железа, ртути, соли, нефти, меди. Анализ пройм рек Самур и Сулак позволил

1 ЦГА РД. Ф. 4-р. Оп. 3. Д. 5. Л. 117. Стенограмма.

2 Доклад народного комиссара финансов ДАССР I Вседагестанскому съезду Советов о его работе // Советский Дагестан. 1921. 4 декабря. № 224.

сделать вывод о возможности использования их для электрификации, что будет способствовать развитию скотоводства и сельского хозяйства в целом. Но это все в недалеком будущем. Пока же был реализован план по орошению плоскостного района, реставрирован стекольный завод при станции «Огни», восстановлена суконная фабрика в Чирюрте. Одной из главных задач в области мелиорации считается продолжение строительства канала им. Октябрьской революции до станции Манас [3, с. 148], т. к. проблема полива земель в Дагестане одна из острых3.

Проблемы подготовки местных кадров

С первых дней Советской власти Ревком области постоянно ощущал нехватку кадров. Было принято решение направить в Дагестан из Красной Армии порядка 150 политработников и бойцов для реализации политики партии [6, с. 63].

Кадры, которые проходили подготовку в городах, отправлялись на работу в сельские и горные районы. Такие краткосрочные меры не решали проблему. Дагестанский революционный комитет и бюро РКП (б) области нашли выход: организация системы подготовки кадров.

Летом 1920 года в Темир-хан-Шуре состоялись курсы повышения квалификации для инструкторов.

Хотя в приоритете было привлечение к руководству республикой людей из местных народов, но на ответственные должности шел жесткий отбор, назначали только людей надежных, грамотных, политически проверенных. Параллельно был запущен процесс по чистке партийных рядов от тех неблагополучных элементов, которые не вызывали доверия или скомпрометировали себя.

С марта по октябрь 1921 года на партийную работу в Дагестан ЦК партии и Кавказское бюро делегировали почти 80 человек.

С целью ликвидации дефицита в национальных кадрах и управленцах в Дербенте, Буйнакске и Махачкале были открыты шестимесячные курсы. Главная задача была в том, чтобы провести подготовительную работу и обучение партийных и советских работников. В 1922 г. было признано целесообразным открыть партийную школу в области.

Областное партийное руководство считало, что в приоритете для него должно быть создание передвижных и политических школ, различного рода ликбезов и кружков. Задачи, которые были возложены на них, касались в первую очередь ликвидации неграмотности и политического просвещения. Подобные школы должны были охватить как партийные, так и беспартийные кадры.

Сложности, с которыми приходилось сталкиваться руководству республики при подготовке местных кадров, можно проследить на основе анализа ряда документов. Например, в докладной записке чрезвычайного уполномоченного в Андийском округе М. Кундухова, которую он направил в Революционный комитет республики, обращается внимание на тот факт, что на территории Андийского округа можно встретить только человек двадцать грамотных людей. Большая часть из них - беспартийные [10, с. 19].

Схожий отчет для Ревкома округа, в котором анализировался процесс организации структуры и работы местного комитета, составили в 1920 году в Аварском округе. В нем объяснялись факты назначения на руководящие должности людей, имевших ма-

3 Доклад Коркмасова Д. на I Учредительном Вседагестанском съезде Советов о деятельности Дагестанского экономического совета // Советский Дагестан. 1921. 6 декабря. № 226.

ленький опыт работы или же не имевших представления об организации советского строительства, сложной и вынужденной мерой.

Но подобная ситуация имела место во всех округах республики. К примеру, приказ Дагестанского революционного комитета от 11 апреля 1921 года акцентировал внимание на отсутствии необходимого количества работников, невозможности организовать там работу, что препятствует выполнению решений центра или тормозит их реализацию [9, с. 103].

Кадровый голод заставил Дагестанский областной комитет партии обратиться весной 1921 года к ЦК РКП (б) в Азербайджане. Руководство областной дагестанской партийной организации предлагало вернуть 14 дагестанцев-коммунистов, которые находились на партийной работе в Азербайджане.

Одновременно местные партийные органы в преддверии предстоящих выборов занимались подготовительной и организационной работой.

Руководству советских и партийных кадров в республике следовало учитывать факт сильного влияния в обществе духовенства и религии. При составлении Положения, которое регламентировало процедуру проведения выборов, было принято решение включить пункт, согласно которому избираться в органы власти и иметь избирательные права могли только те представители духовенства, которые после 1917 года не запятнали себя контрреволюционной и оппозиционной деятельностью и были ярким примером приверженности Советской власти [10, с. 30].

На протяжении 1921 года состоялись выборы в местные советы по отдельным территориям и районам республики.

На Учредительном съезде ДАССР, который состоялся в декабре 1921 года, был заслушан отчет Ревкома области за предшествующий год. Среди итогов съезда можно привести наиболее важные: созданы ЦИК, Совнарком, обозначен курс на создание советов на местах.

В декабре 1922 года на II съезде Советов Дагестана продолжили обсуждать важные вопросы советского строительства. Съезд проходил после выборов в округах в органы государственной власти.

По статистическим итогам в органы власти республики прошли тридцать человек из интеллигенции, девять рабочих, четырнадцать крестьян.

Выводы

В 20-е годы ХХ в. одновременно с формированием территориальных границ автономных образований проводилась работа по подготовке новых экономических районов в государстве Советов. Шел процесс пересмотра территориального и административного деления страны, поэтому установление постоянных границ между автономными областями и республиками давало возможность реорганизации их внутреннего деления.

После окончания Гражданской войны территория автономных образований, сформировавшихся в этот период, не только установилась, но и совершенствовалась в дальнейшем.

Все органы государства пытались в максимальном объеме учесть инициативы народов при размежевании, особенно экономические связи и национальный состав территории. Формирование территориального и административного устройства автономных образований шло одновременно с процессами стабилизации структуры механизма государства и правового статуса автономии.

После принятия Конституции Дагестанской автономной советской социалистической республики в декабре 1921 года и других конституционных законов автономную республику можно охарактеризовать как самостоятельное государственное образование в составе РСФСР.

Были созданы органы государственной власти, проведены преобразования в экономике, налажена система подготовки кадров.

Революционные комитеты существовали в Дагестане вместе с Советами, т. к. это отвечало тому времени и политической системе. К концу 1921 г. переход к Советам от ревкомов прошел постепенно и практически безболезненно.

Литература

1. Алиева А.Б. Административные реформы в Дагестане в первые годы Советской власти // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 1. - С. 19-24.

2. Булатов Б.Б., Искендеров Г.А. Продовольственная политика и политические настроения дагестанского крестьянства (1921-1922 гг.) // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. Т. 30, вып. 4. - С. 99-103.

3. Гаджиева Х.И. К вопросу об условиях работы на строительстве канала им. Октябрьской революции (1921-1923 гг.) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. - С. 147-149.

4. Гарунова Н.Н., Иманахмедова З.Г. Политическая повседневность населения Дагестана после победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. // Революции в отечественной и мировой истории: к 100-летию российских революций 1917 года; материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 14 апреля 2017 г.) / под ред. В.М. Доброштана, С.И. Бугашева, А.С. Минина, Т.В. Ра-буш. - СПб.: ФГБОУВО «СПб ГУПТД», 2017. - С. 71-74.

5. Джамбулатов Р.Т., Чекулаев Н.Д. О проблеме восстановления экономики Дагестана в 20-е гг. XX века // Acta Histórica: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию. 2018. Т. 1, № 1. - С. 31-33.

6. Каймаразов Г.Ш., Каймаразова Л.Г. К вопросу об установлении советской власти в Дагестане и образовании Дагестанской АССР // История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14, № 4. - С. 63-77.

7. Мирзабеков М.Я. Образование Дагестанской АССР и изменения в ее административно-территориальной системе в 20-30-е годы ХХ в. // Acta Histórica: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию. 2021. Т. 4, № 1. - С. 15-19.

8. Муслимова Н.Т. Добровольные массовые объединения и союзы в Дагестане (20-е годы XX века) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 3. - С. 45-51.

9. Нагиева М.К. Подготовка национальных кадров в Дагестане в 1920-е гг. // Известия СОИГСИ. 2018. № 29 (68). - С. 100-105.

10. Очерки истории партийной организации Дагестана. - Махачкала, 1970. -

160 с.

11. Провозглашение автономии и образование Дагестанской АССР (1920-1921 гг.). Документы и материалы / сост.: Какагасанов Г.И., Лысенко Ю.М. -Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021. - 170 с.

12. Сефербеков М.Р. История Дагестана второй половины XIX - начала XX века в контексте российской модернизации // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 36, вып. 4. - С. 7-14.

13. Труженикова Л.А. Становление и развитие национальной государственности Дагестана. XX - начало XXI в. - Махачкала: АЛЕФ, 2011. - 354 с.

14. Тарусин С.А. Становление и развитие системы институтов государственной власти в Дагестане (1917-1926 гг.): история, особенности, динамика; автореф. дис. ... канд. ист. н. - Махачкала, 2004. - 27 с.

15. Шихабудинова А.М. Экономическое и правовое положение мусульманского духовенства Дагестана в 20-30 годы XX века // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018. № 17-5. - С. 27-29.

Поступила в редакцию 9 мая 2022 г.

UDC 93 (471.67)

DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-4-49-55

Dagestan in 1921-1923: Main Directions and Difficulties in the Formation of Statehood

P.M. Tagirova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; рatimat-tagirova@mail. ru

The materials of the article consider the first stage of the organization of the state and party apparatus of the Republic of Dagestan. Attention is drawn to the relevance of the study, since in the modern period the demand for the problem of Russian statehood has increased, an important and integral part of which is state building in national autonomies. The experience of addressing the formation of statehood in Dagestan in the 20s of the twentieth century has a scientific novelty. The period after the end of the civil war, when the territory of autonomous entities formed during the war years, was not only established, but also improved in the future, was studied. The activities of the revolutionary committees functioning in Dagestan together with the Soviets are considered, it is concluded that the transition to the Soviets at the end of 1921 occurred mostly smoothly and without shocks. A place is given to the issues of the adoption of the Constitution of Dagestan, social and economic transformations, training of party and leading personnel. A characteristic is given of the importance of taking into account the religious issue in the emerging management system, especially during the period of elections to the Soviets. Based on the involvement of archival data and sources, the processes that influenced the stabilization of the structure of the mechanism and the legal status of autonomy were studied.

Keywords: Dagestan, Soviets, politics, state, apparatus of power.

Received 9 May 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.