УДК 342(091)(470.67)
Утверждение Советской власти в Дагестане и образование ДАССР
(1918-1929)
А.К. Халифаева
Дагестанский государственный университет, [email protected]
В статье говорится об установлении Советской власти в Дагестане; о государственной системе Дагестана в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920); об образовании Дагестанской АССР и национально-государственном строительстве; о государстве и праве в период нэпа и Конституции ДАССР 1927 г.
Ключевые слова: Советская власть в Дагестане, образование ДАССР, новая экономическая политика, Конституция.
In given clause is spoken about an establishment of the Soviet authority in Daghestan; about state system of Daghestan during foreign military intervention and civil war (1918-1920); about education Daghestan ASSR and national-state construction; about the state and right in the period new economic politics and Constitution DASSR 1927.
Keywords: the Soviet authority in Daghestan, education DASSR, new economic politics, Constitution.
Установление Советской власти в Дагестане. В феврале 1917 г. восставшие рабочие и крестьяне свергли царское самодержавие, в России победила буржуазно-демократическая революция. После свержения царизма был образован Временный комитет Государственной Думы. Одновременно по инициативе большевиков в Петрограде и Москве были созданы Советы рабочих депутатов и Советы солдатских депутатов. Впоследствии они возникали во всех городах и гарнизонах. В начале марта было создано Временное правительство, которое не стремилось в корне изменить экономический и общественный строй. В стране создалось двоевластие: власть буржуазного Временного правительства и власть Советов - органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.
9 марта 1917 г. в Тифлисе был образован Особый закавказский комитет (Озаком), в который вошли и члены Государственной думы. Комитет обратился к народу с воззванием, в котором обещал разрешить такие вопросы, как национальный, аграрный, о 8-часовом рабочем дне, о войне и мире и т. д.
Тогда же, 9 марта 1917 г., в Темир-Хан-Шуре был образован Дагестанский временный областной исполнительный комитет, в который вошли в основном представители буржуазии, помещиков, мусульманского духовенства: князь Н. Тарковский, клерикал Н. Гоцинский, помещик Д. Апашев, фабрикант М.-М. Мавраев и др. Позже состав комитета пополнили социалисты М. Дахадаев, Д. Коркмасов, А. Тахо-Годи. Облисполком являлся органом власти Временного правительства.
6 апреля постановлением Озакома, находившегося в Тифлисе, для управления Дагестанской областью был создан Особый комиссариат (во
главе с И. Гайдаровым). Должности начальников округов заняли комиссары. Кроме того, были избраны окружные и участковые исполкомы.
В Дагестане возникали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В начале марта 1917 г. в Порт-Петровске был создан Совет рабочих депутатов (Д. Атаев, С. Лагода), затем они возникли в Темир-Хан-Шуре, Кизляре. В гарнизонах (Гуниб, Ботлих, Дешлагар, Чирюрт, Ахты) создавались Советы военных депутатов. Советы крестьянских депутатов появились в Кюринском, Кайтаго-Табасаранском округах.
25 октября (7 ноября) 1917 г. рабочие и крестьяне России под руководством большевиков свергли власть буржуазии и помещиков и установили Советскую власть. В результате Октябрьского вооруженного восстания Временное правительство было свергнуто. Вечером 25 октября 1917 г. на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов после взятия Зимнего дворца, было объявлено о переходе власти в руки Советов. На съезде были приняты первые декреты - Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет об образовании советского правительства (СНК РСФСР). Председателем правительства (Совнаркома) был избран лидер большевистской партии В.И. Ленин.
2 (15) ноября 1917 г. советское правительство приняло «Декларацию прав народов России», в которой объявило все народы России свободными и равноправными, провозглашая решение национального вопроса по следующим принципам: 1) равенство и суверенность народов России; 2) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России. Декларация о правах народов России в Дагестане углубляла развитие национально-освободительного движения. Например, Союз объединенных горцев (1917-1918) Горской республики (1918-1920) усилил борьбу за национальную независимость и против советской власти. Терско-Дагестанское правительство, образовавшееся 1 декабря 1917 г. во Владикавказе, открыто проводило контрреволюционную политику.
В Дагестане Советская власть впервые была провозглашена в Порт-Петровске. Первым органом ее стал Порт-Петровский военно-революционный комитет, созданный в конце ноябре 1917 г. (председатель комитета -У. Буйнакский). Начали проводиться такие установления Советской власти, как 8-часовой рабочий день, рабочий контроль над производством и т. д.
2 мая 1918 г. в Темир-Хан-Шуре был образован Областной военно-революционный комитет (Д. Коркмасов - председатель) и в Дагестане была провозглашена Советская власть. Созданный ВРК являлся местным исполнительным органом власти СНК РСФСР. Приставка военно- объяснялась тем, что вся его деятельность была подчинена борьбе с контрреволюцией. ВРК образовал отделы: военный, финансовый, внутренних дел, продоволь-
ственный, печати и агитации, просвещения и др. ВРК существовали в городах и некоторых округах области.
Для обеспечения общественного порядка и подавления сопротивления контрреволюционных элементов были созданы военно-революционный трибунал, следственная комиссия, комиссия по обыскам, арестам и реквизициям [7].
В городах Дагестана велась работа большевистских организаций, которые влияли и на деятельность профсоюзов.
В упрочении Советской власти сыграли роль профсоюзы, объединившие рабочих и служащих всех профессий. В 1918 г. в Порт-Петровске функционировало 13 профсоюзов, в Дербенте - 10, в Темир-Хан-Шуре - 6. Вместе с отделами труда Советов профсоюзы занимались вопросами найма и увольнения, заключали коллективные договоры, определяли ставки заработной платы, нормы выработки и т. д. [2, с. 53]. С 1 августа 1920 г. стал функционировать Дагестанский совет профессиональных союзов (Дагсовпроф).
Постепенно военно-революционные комитеты были заменены Советами депутатов. Летом 1918 г. появились условия для проведения выборов в Советы как орган власти. Старый административный аппарат был сломан, были ликвидированы областной исполком и его отделы, городские думы разогнаны. 20 июля 1918 г. в Темир-Хан-Шуре открылся I съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов городов и 4-х освобожденных округов (Темирханшуринский, Казикумухский, Даргинский, Кайтаго-Табасаранский) Дагестанской области. Съезд рассмотрел следующие проблемы: ликвидация контрреволюции, установление власти Советов повсеместно в Дагестане, земельный вопрос, национализация крупной промышленности, выборы органов власти и др. 25 июля съезд завершил свою работу избранием областного исполкома Советов в составе Д. Коркмасова (председатель), М. Дахадаева, С. Габиева, У. Буйнакского, М. Хизроева и др. При исполкоме были организованы отделы: военный, народного хозяйства, земельный, внутренних дел, продовольственный, судебный, иногородний и др. Для борьбы с контрреволюционными элементами были созданы областная ЧК и Военно-революционный трибунал со следственной комиссией.
Государственная система Дагестана в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920). К августу 1918 г. антисоветские силы заметно активизировали свою деятельность. В этом они использовали мусульманское духовенство и фанатизм отсталых горцев. Советские районы Дагестана оказались в кольце вражеского окружения: с юга по морю наступали бичераховцы, в горах - турецкие отряды, а с северо-запада - банды Гоцинского.
11 мая 1918 г. была создана Горская республика, которая стремилась к отделению от Советской России. Было объявлено о ее признании Германией и Турцией. Первые хотели захватить местную нефть, турки же стремились к объединению тюркских народов под властью Оттоманской империи.
С этой целью они старались прибрать к рукам Азербайджан, Дагестан и горские области Северного Кавказа. Не найдя поддержки у народов Северного Кавказа и Дагестана, Горская республика обратилась за помощью к Турции. С вступлением армии Деникина в пределы Горской республики, ее Правительство стало терять свои позиции. 23 мая 1919 г. по требованию деникинцев парламент Горской республики был распущен. В Дагестане было создано Временное правительство во главе с генералом М. Халиловым.
В сентябре 1918 г. Советская власть в Дагестане временно пала. По указанию Бичерахова князь Н. Тарковский стал диктатором Дагестана. В дни разгула реакции дагестанцы лишились М. Дахадаева и К. Агасиева.
Находясь на нелегальном положении, большевики не прекратили своей деятельности. В феврале 1919 г. в сел. Кумторкала нелегально была проведена первая Дагестанская областная конференция большевиков, на которой обсуждались следующие вопросы: о состоянии большевистских организаций и их объединении, подготовке восстания против Горского правительства, о Социалистической группе и т. д. На конференции был избран Дагестанский подпольный обком РКП (б), куда вошли У. Буйнакский (председатель), Д. Коркмасов (бывший член Социалистической группы), М. Далгат и др. Социалистическая группа теперь входила в состав областного комитета партии, прекратив таким образом свое существование. В апреле был образован Военный совет, появились вооруженные отряды. Летом 1919 г. У. Буйнакский был расстрелян врагами.
Из-за сосредоточения деникинцев в городах в Дагестане было объявлено военное положение. Основные антиденикинские силы были представлены в Совете обороны Северного Кавказа и Дагестана - органе, созданном 19 октября 1919 г. в сел. Леваши. В рассматриваемый период Совет временно являлся высшим органом управления в Дагестане и руководил местными советами обороны, которые осуществляли всю работу по мобилизации и сбору продовольствия в помощь фронту.
По всему Дагестану были созданы и работали большевистские комитеты. К январю 1920 г. во всех частях фронта существовали партийные ячейки. 11 апреля 1920 г. Совет обороны был преобразован в Революционный комитет Дагестана (председатель Д. Коркмасов), которому вручалась вся полнота власти. Это был полувоенный-полуадминистративный орган власти. Задачи Ревкома: борьба с контрреволюцией, обеспечение революционного порядка, удовлетворение нужд армии и населения, пострадавшего от гражданской войны и т. д. Постановлением от 26 апреля 1920 г. были созданы отделы ревкома: военный; внутреннего управления; просвещения; продовольственный; юстиции; финансовый; народного хозяйства; земельный; здравоохранения; социального обеспечения; путей сообщения, почты и телеграфа; Чрезвычайная следственная комиссия; печати; рабоче-крестьянской инспекции [6].
После очищения территории Дагестана от деникинцев местный аппарат представлял собой пеструю картину: в горных округах существовали сове-
ты, комитеты и т. д., созданные Советом обороны еще в период борьбы с Деникиным; в городах образовались ревкомы, а в некоторых местах вообще не было никаких органов власти. Поэтому с организацией центрального аппарата Дагревком реорганизовал местные органы, придав им единую форму в виде окружных, участковых и сельских ревкомов [3, с. 28].
30 марта 1920 г. Дагестан был освобожден от банд Деникина. Советская власть была восстановлена. Социалистическая революция в Дагестане полностью победила. Главным звеном государственного аппарата Дагестана после окончательного установления Советской власти были революционные комитеты. Они занимались решением текущих вопросов, восстановлением разрушенного хозяйства, снабжением населения продовольствием и промышленными товарами.
Дагревком и обком РКП (б) проводили мероприятия по советскому строительству: издавали декреты о национализации крупных промышленных предприятий, рыбных промыслов, конфискации помещичьих земель и т. д.
Таким образом, характерными особенностями государственного аппарата рассматриваемого периода были отсутствие системности, плана работы, голое администрирование.
Образование Дагестанской АССР. Национально-государственное строительство. Вслед за созданием на местах органов революционной власти перед партией встала задача обеспечить переход от ревкомов к Советам.
13 ноября 1920 г. в здании Темир-Хан-Шуринского городского театра открылся Чрезвычайный съезд народов Дагестана, на котором присутствовало 300 делегатов. На съезде по поручению ЦК партии и Советского правительства народным комиссаром по делам национальностей РСФСР Сталиным И.В. была провозглашена Декларация о Советской Автономии Дагестана. Дагестан становился автономной республикой, пользующейся внутренним самоуправлением.
20 января 1921 года декретом ВЦИК РСФСР было провозглашено образование Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. Активное участие в подготовке декрета об образовании республики приняла дагестанская делегация в составе Д. Коркмасо-ва, А. Тахо-Годи, М. Хизроева. По декрету ВЦИК РСФСР об образовании Дагестанской АССР в её состав вошли 10 округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтаго-Табасаранский, Кюринский, Самурский, Темир-Хан-Шуринский, Хасавюртовский округа и территория Каспийского побережья. Было ликвидировано произведенное при царизме произвольное деление территории Дагестан на две части - Дагестанскую область и Терскую область. Автономия Дагестана обеспечила окончательную победу Советской власти. Органами власти и управления Дагестана становились Центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров ДАССР и местные Советы. До созыва Учредительного съезда Советов вся полнота власти принадлежала Революционному комитету. Для управления делами учреждалось 11 народных комиссариатов.
1—1 и и с» и тт
Ближайшей задачей областной парторганизации и Дагревкома являлся созыв Учредительного съезда Советов. Назрела необходимость перейти от системы назначаемых органов власти (ревкомов) к выборным органам власти - Советам, являющимся политической основой Советского государства.
1 декабря 1921 года в Буйнакске состоялся первый Вседагестанский учредительный съезд Советов (269 делегатов - 264 мужчины и 5 женщин), обсудивший следующие вопросы: 1) о деятельности Дагревкома за весь период существования; 2) итоги кампании по оказанию помощи голодающим Поволжья; 3) о деятельности Экономического совета; 4) об утверждении проекта Конституции ДАССР; 5) итоги продналоговой кампании; 6) о выборах ЦИК ДАССР.
5 декабря 1921 г. первый Вседагестанский съезд Советов утвердил Конституцию ДАССР. Она состояла из 5 разделов, 15 глав и 99 статей.
В соответствии с Конституцией Дагестан по форме правления объявлялся республикой. В Конституции (ст. 4) подчеркивалось, что в республике устанавливается «диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства в виде сильной вседагестанской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социализма». В ст. 5 отмечалось, что государственная власть в республике принадлежит только трудящимся.
Конституция 1921 года утвердила принципиальные основы общественного и государственного устройства ДАССР. Высшим органом государственной власти республики согласно Конституции являлся Вседагестанский съезд Советов, компетенция которого охватывала широкий круг вопросов общереспубликанского значения. Вседагестанский съезд Советов созывался Центральным исполнительным комитетом 1 раз в год (ст. 20). В период между съездами Советов высшим органом государственной власти республики считался Центральный исполнительный комитет (ЦИК) ДАССР, который отчитывался о своей деятельности перед Вседагестанским съездом Советов (ст. 22, 24). Конституция ДАССР определила ЦИК как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган Советов Дагестана. Для текущей работы ЦИК избрал из своего состава Президиум во главе с председателем ЦИКа Н. Самурским.
Общее управление делами республики осуществляло правительство -Совет народных комиссаров (СНК) в составе председателя и народных комиссаров. Правительство формировалось на сессии ЦИК и было ему подчинено. Первое Правительство Дагестанской АССР было сформировано в декабре 1921 года во главе с Д. Коркмасовым. При СНК для объединения и согласования хозяйственной деятельности местных органов был создан Экономический совет.
Первоначально по Конституции (ст. 42) были образованы следующие наркоматы: внутренних дел; юстиции; просвещения; здравоохранения; социального обеспечения; земледелия; продовольствия; финансов; труда; рабоче-крестьянской инспекции (РКИ); Совет народного хозяйства (СНХ);
военный комиссариат, непосредственно подчиненный Северо-Кавказскому военному комиссариату. Наркоматы делились на объединенные (продовольствия, финансов, труда, РКИ, СНХ) и автономные (внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия). Объединенными являлись те наркоматы, которые в целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР находились в подчинении соответствующих наркоматов федерации. Так, СНХ подчинялся СНК республики, ВСНХ и Промбюро юго-востока России (до выхода из Юго-Восточного объединения). В обязанности СНХ входило: организация, общее управление, руководство государственной промышленностью и контроль за нею; содействие развитию кустарной промышленности.
В систему местных органов власти и управления ДАССР по Конституции 1921 г. входили следующие звенья: сельские и городские Советы, участковые и окружные (районные) съезды Советов, исполнительные комитеты и их отделы. В период между съездами Советов высшей властью на местах были исполнительные комитеты. В состав ДАССР входило 4 города: Махачкала, Буйнакск, Дербент и Кизляр; в них и существовали городские Советы, избираемые сроком на 1 год. Сельские Советы, являющиеся основным звеном, создавались в селениях, имеющих свыше 300 жителей (ст. 58), и избирались сроком на 1 год.
Государство и право в период нэпа. Конституция ДАССР 1927 г. В марте 1921 г. состоялся X съезд Коммунистической партии, на котором обсуждался вопрос перехода к новой экономической политике (нэп). Съезд принял решение о немедленной замене продразверстки продналогом. В законодательном порядке введение нэпа было оформлено декретом ВЦИКа от 21.03.1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» [4, с. 14]. В июле 1921 г. ДагЦИК издал декрет о натуральном налоге (замене продразверстки натуральным налогом). Продналог был гораздо меньше продразверстки. Крестьяне-бедняки освобождались от уплаты налога полностью или частично, а с середняков он взимался в меньшем размере, чем с зажиточных и кулацких хозяйств. В 1922 г. были абсолютно освобождены от налога хозяйства горных округов, имевшие менее 1/4 десятины посева, менее 2-х голов крупного рогатого скота или 12 голов мелкого рогатого скота.
Постановлением от 29 января 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР, учитывая тяжелое экономическое положение ДАССР, полностью освободили от налогового обложения население ряда округов - Аварского, Гунибского, Казикумухского, Андийского, Даргинского и Самурского.
На основании декрета правительства Советской России от 14 мая 1921 г. начали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (кресткомы). Функции кресткомов: организация взаимопомощи при неурожаях и стихийных бедствиях; обеспечение маломощных хозяйств продуктами питания, семенами, тягловой силой; забота о вдовах и сиротах, инва-
лидах, престарелых. Кресткомы противостояли влиянию кулаков и духовенства на беднейшую часть населения.
С мая 1922 г. решением правительства дагестанская промышленность была снята с государственного снабжения и переведена на хозрасчет.
Следует обратить внимание на работу наркома труда, в ведении которого находились вопросы соблюдения трудового законодательства, регулирования социального страхования, трудоустройства и помощи безработным. Безработные получали государственное пособие. Причем задача правительства заключалась в скорейшем уничтожении безработицы в принципе. Для этого были приняты меры к организации сезонных работ, в результате чего каждый безработный в среднем 2-3 месяца в году был занят. Кроме того, были созданы производственные коллективы безработных, в которых их обучали новому ремеслу, например, бондарному, гвоздильному, столярному и т. д. Во время сезонных работ организовывались корреспондентские пункты, которые сообщали о появившейся работе и обеспечивали ею. К 1928 г. безработица в Дагестане была ликвидирована.
XIV съезд Коммунистической партии (декабрь 1925 г.) взял курс на социалистическую индустриализацию. Этому способствовали пятилетние планы, которые принимались в дальнейшем. XV съезд Коммунистической партии (1927) указал на необходимость составления первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, задача которого - превратить страну в мощную индустриально-колхозную державу. XV съезд также дал четкую программу объединения крестьянских хозяйств в коллективы.
Земельно-водная реформа. Важную роль в социалистической перестройке сельского хозяйства Дагестана сыграла земельно-водная реформа (1928), задачами которой были: завершение аграрной революции; ликвидация остатков феодальных отношений в землепользовании; изъятие сохранившихся у кулаков избыточных земель; обеспечение землей безземельной аульской бедноты; переселение крестьян с гор на плоскость. Реформа была рассчитана на 6 лет. В результате реформы в горах были созданы оросительные сети, на плоскости было создано 26 поселков, организованы совхозы. Освоение горцами плоскостных земель наталкивалось на следующие трудности: 1) непривычные климатические условия и малярийные очаги (многие из-за этого возвращались в горы); 2) отсутствие опыта возделывания сельскохозяйственных культур в иных условиях; 3) нехватка у большинства горцев сельскохозяйственных орудий, инвентаря и рабочего скота; недостаточный контроль за распределением выделенных переселенцам средств.
Особенное развитие колхозное движение в Дагестане получило в 1929 г.
Конституция ДАССР 1927 г. 5 апреля 1927 г. на VI Вседагестанском съезде Советов была утверждена новая Конституция ДАССР. Она опиралась на главные положения Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов и на Конституцию РСФСР (1925) и имела своей задачей гарантировать диктатуру проле-
тариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком, построения социализма (ст. 1).
Новая Конституция состояла из 4-х разделов, 8 глав и 96 статей.
ДАССР входила в состав РСФСР, а через посредство ее и в СССР. Согласно Конституции высшей властью являлся Вседагестанский съезд Советов, в период между съездами - ЦИК ДАССР, а в период между сессиями последнего - его Президиум.
Общее управление делами республики принадлежало СНК. Образование правительства республики входило в компетенцию ЦИК. СНК нес ответственность и перед Вседагестанским съездом Советов, и перед ЦИК. К предметам ведения СНК относились: руководство, регулирование и координирование деятельности наркоматов и других центральных учреждений; рассмотрение и утверждение декретов и постановлений по вопросам управления в пределах, предусмотренных законоположениями и др.
Местными органами власти были окружные, районные съезды, аульские Советы и их исполнительные комитеты.
Конституция ДАССР 1927 г. провозглашала труд обязанностью всех граждан республики. В отличие от первой конституции, новая закрепила важнейший в условиях многонационального Дагестана принцип равноправия языков.
Однако правовой статус ДАССР по Конституции 1927 г. был значительно снижен. Конституция республики теперь подлежала утверждению ВЦИК и Всероссийским съездом Советов, т. е. республика теперь не имела права самостоятельно принимать свою Конституцию.
Конституция не закрепляла право республики осуществлять общее государственное законодательство, уголовное и гражданское законодательство, решать вопросы судоустройства и судопроизводства. Это означало, что республика лишалась права принимать законы по указанным вопросам, было ограничено право республики осуществлять амнистию. По Конституции ДАССР не имела прежнего права заключать займы, экономические торговые договоры, финансовые и международные соглашения [5, с. 4041].
Важное значение имели постановления Президиума ВЦИК 19221923 гг. о включении в состав ДАССР Кизлярского округа, Караногайского и Ачикулакского районов. По Конституции ДАССР состояла из 16 округов, т. е. в ней сохранялась прежняя административная система. Однако VI Все-дагестанский съезд Советов предложил провести новое районирование. В основу было положено четырехстепенное административно-территориальное деление: сельсовет - район - округ - республика. В результате принятия более продуманного решения (1928) на основе трехстепенной системы управления (упразднялись округа) Дагестан был разделен на 26 районов.
Таким образом, февральская революция не внесла радикальных изменений в социально-экономическое положение горцев. Но в результате победы
Октябрьской революции создавался советский государственный аппарат, действовавший в интересах народных масс.
Первыми советскими конституциями ДАССР, принятыми благодаря победе Октябрьской революции, стали Конституции 1921 и 1927 гг. - конституции переходного периода от капитализма к социализму.
В 1928 г. пленум обкома республики постановил перевести преподавание в школах на родные языки и ввести латинский алфавит. Замена арабской письменности латинизированным алфавитом способствовала достижению значительным переменам.
Формирование основ советского права началось с издания первых декретов II Всероссийского съезда Советов. Революционное правосознание стало основным источником права при отсутствии новых писаных норм. Тенденция была такова, что правотворчеством занимались в основном органы власти (съезд, ЦИК и СНК ДАССР) и партийное руководство.
Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права базировался на господстве в революционный период психологической теории права, считавшей основным аспектом правовой реальности правосознание, а не норму [1, с. 574-575].
Литература
1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 2004.
2. История Дагестана. - М., 1968. Т. III.
3. Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. - Махачкала, 1970.
4. СУ. 1921. № 26.
5. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан: Учебное пособие. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.
6. ЦГА РД, ф. 207-р, оп. 1, д. 5, л. 22-60.
7. ЦГА РД, ф. 528-р, оп. 1, д. 3.