Научная статья на тему '"ДА'А'ИМ АЛЬ-ИСЛАМ" КАК ОСНОВНОЙ ПАМЯТНИК ПРАВА ФАТИМИДСКОГО ХАЛИФАТА (X-XII ВВ.) (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР)'

"ДА'А'ИМ АЛЬ-ИСЛАМ" КАК ОСНОВНОЙ ПАМЯТНИК ПРАВА ФАТИМИДСКОГО ХАЛИФАТА (X-XII ВВ.) (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУАМАЛАТ / ИБАДАТ / ФИКХ / "УСТОИ ИСЛАМА" / СТОЛПЫ ИСЛАМА / СУННИЗМ / ШИИЗМ / ИСМАИЛИЗМ / ВИЛАЙА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завурбеков Ф.З.

Анализируется один из важнейших памятников права Фатимидского халифата «Да’а’им аль-ислам» («Устои ислама»). Рассматриваются специфические особенности документа, в котором выделяются две части - «ибадат» и «муамалат». В первой части содержится суть основополагающей концепции исмаилитской государственности и права «вилайа», выражающаяся в особом статусе имама, который в Фатимидском халифате являлся также халифом; в «Устоях ислама» проводится классификация населения на две категории: верующих (аль-му’мини) и рядовых мусульман (аль-ислами); обозначается наличие норм, регулирующих проведение религиозных ритуалов. Вторая часть посвящена больше вопросам светского характера: взаимоотношению государства и населения, регулированию гражданских, уголовных, брачно-семейных и наследственных отношений. Обращается внимание, что «Устои ислама» устанавливают наряду с пятью общеисламскими постулатами веры еще два дополнительных: концепцию «вилайа» и «джихада».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DA’A’IM AL-ISLAM - AS THE MAIN SOURCE OF LAW OF THE FATIMID CALIPHATE (X-XII CENTURIES) (HISTORICAL AND LEGAL REVIEW)

The author of the article analyzes one of the most important legal monuments of the Fatimid Caliphate, Da'a'im al- Islam (Pillars of Islam). The specific features of the document are considered, in which two parts are distinguished, Ibadat and Muamalat. In the first part containing the essence of the fundamental concept of Ismaili statehood and law "Wilaya"; the population is classified into Believers (al-mumini) and ordinary Muslims (al-islami); the mechanism of rituals is described. The second part is devoted to issues of a secular nature: the relationship between the state and the population, the regulation of civil, criminal, marriage and family and hereditary relations. Da'a'im al Islam establishes, along with the five general Islamic postulates of faith, two additional ones: Concept of Wilaya and Jihad.

Текст научной работы на тему «"ДА'А'ИМ АЛЬ-ИСЛАМ" КАК ОСНОВНОЙ ПАМЯТНИК ПРАВА ФАТИМИДСКОГО ХАЛИФАТА (X-XII ВВ.) (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР)»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 3, с. 109-112

109

УДК 348.9

DOI 10.52452/19931778_2022_3_109

«ДА'А'ИМ АЛЬ-ИСЛАМ» КАК ОСНОВНОЙ ПАМЯТНИК ПРАВА ФАТИМИДСКОГО ХАЛИФАТА (Х-Х11 вв.) (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР)

© 2022 г. Ф.З. Завурбеков

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

zfz2005@gmail.com

Поступола вредакцою 07.04.2022

Анализируется один из важнейших памятников права Фатимидского халифата «Да'а'им аль-ислам» («Устои ислама»). Рассматриваются специфические особенности документа, в котором выделяются две части - «ибадат» и «муамалат». В первой части содержится суть основополагающей концепции исмаилитской государственности и права «вилайа», выражающаяся в особом статусе имама, который в Фатимидском халифате являлся также халифом; в «Устоях ислама» проводится классификация населения на две категории: верующих (аль-му'мини) и рядовых мусульман (аль-ислами); обозначается наличие норм, регулирующих проведение религиозных ритуалов. Вторая часть посвящена больше вопросам светского характера: взаимоотношению государства и населения, регулированию гражданских, уголовных, брачно-семейных и наследственных отношений. Обращается внимание, что «Устои ислама» устанавливают наряду с пятью общеисламскими постулатами веры еще два дополнительных: концепцию «вилайа» и «джихада».

Ключевые слова: муамалат, ибадат, фикх, «Устои ислама», столпы ислама, суннизм, шиизм, исма-илизм, вилайа.

Каждая цивилизация обладает своими специфическими чертами и неповторимостью истории, культуры, философии и права. О своеобразии того или иного государства мы узнаем в том числе из правовых памятников, сохранившихся до наших дней. В средневековом Фатимидском халифате важнейшим из них были предписания «Да'а'им аль-ислам» (далее -«Устои ислама»), которые регулировали важнейшие сферы общественной жизни фатимидского общества.

Религиозно-правовые нормы и принципы «Устоев ислама» по сей день продолжают влиять на жизнь многих последователей исмаилиз-ма по всему миру: в частности, через обычное право исмаилитских общин Ирана, России, Кении и Западной Европы, а Индийская Республика имплементировала ряд положений документа в свою правовую систему [1, p. 1].

В 910 г. после успешного завершения восстания, организованного религиозно-политическим движением исмаилитов «ад-да'ва» Убейдаллах ал-Махди - первый фатимидский халиф-имам -получил бразды правления и стал основателем одной из влиятельнейших династий средневекового исламского мира, правившей до 1171 г. [2, с. 65]. Апогей могущества Фатимидов приходится на период правления халифа Ал-Муизза (953-975), когда административные и правовая системы обрели окончательную форму, а в состав государства входила Северная Африка, Сирия, Хиджаз и Сицилия. В 960 году,

после продолжительного этапа систематизации и обработки религиозно-правовых источников предыдущих поколений, по инициативе и непосредственном участии правителя был создан фундаментальный для исмаилитов свод предписаний «Устои ислама», который являлся в том числе сводом законов Фатимидского халифата, поскольку включал в себя кроме религиозных нормы гражданского, уголовного, брачно-семей-ного, наследственного права [3, p. 84].

Подобное сочетание как религиозных, так и светских начал объясняется особенностями исламской юриспруденции, не признающей глубокой дихотомии права и религии [4, с. 223]. Являясь типичным образцом жанра «фикх» (науки о внешнем поведении мусульман), «Устои ислама» не только регулировали религиозно-правовые вопросы фатимидского общества, но и определяли фундаментальные основы государственности, характер власти правителя, его особый статус.

По форме документ представляет собой сборник хадисов, т.е. преданий о жизни Пророка и членов его семьи до шестого имама Джа-фара ас-Садика. Подлинник до наших дней не сохранился, что неудивительно, учитывая отношение ортодоксальных мусульман Средневековья к представителям шиизма-исмаилизма. Вместе с тем исмаилитам удалось переписать и распространить среди своих единоверцев копии «Устоев ислама», чтобы, несмотря на падение государства, жизнь исмаилитов продолжала

регулироваться согласно собственным религиозно-правовым воззрениям. Часть копий впоследствии были обнаружены, отредактированы и опубликованы в 1951 году благодаря усилиям индийского правоведа А. Файзи. Им же вскоре был начат процесс перевода на английский язык, который был завершен американским ученым И.К. Пунавалой в 2002 году [5, р. 1]. В процессе подготовки статьи автор использовал эту версию документа.

В общих чертах, свод хадисов аналогичен суннитским системам фикха, но, в отличие от суннитов, фатимиды отказались легализовать предания, унаследованные от первых трех халифов или других соратников Пророка. Они считали авторитетным только то, что было сказано и сделано либо самим Мухаммедом, либо членами его семьи (ахл аль-бейт). Кроме того, фатимиды признавали семь столпов ислама, в то время как сунниты - пять [6, р. 31]. Для последних основные предписания шариата, образующие основу ислама, выражены в следующих основаниях: необходимость совершения молитвы (намаз), признание шахады (свидетельство о вере в Единого Бога Аллаха), соблюдение поста (саум), уплата закята (выплаты в пользу общины) и совершение паломничества (хадж). Семь столпов описаны первом томе «Да'а'им аль-ислам» и включают в себя все вышеперечисленные, а также принципы «вилайат» (преданность имамам) и «джихад» (правила ведения священной войны).

Составление «Устоев ислама» было обусловлено не только социально-экономическими и политическими причинами, но также и идеологическими. В исмаилитском политико-правовом учении эзотерическому смыслу Священных текстов (батин) придавалось всегда большее значение, чем буквальному (захир) [7, р. 9]. Конфликт между ними по общему правилу решался в пользу первого. Однако в связи с появлением государства и включением в его состав различных социальных групп, не разделяющих воззрения исмаилитов, пришлось создать относительно универсальный свод предписаний, понятных населению. Не случайно структура «Устоев» аналогична большинству источников литературы жанра фикх. Так, документ разделяется на две части:

А) «ибадат» - то есть нормы, регулирующие идеологические и этико-религиозные вопросы;

Б) «муамалат» - нормы, регулирующие светские вопросы: взаимодействие государства и общества, договоры, преступления и наказание за них и т.п.

В целом, «Устои ислама» - это логически выстроенный религиозный текст, структурно разделенный на ряд глав, хадисы в которых

сформированы по тематическому принципу. Особо выделяются нормы публичного, уголовного, семейного и наследственного права. Ниже представлены основные темы, составляющие структуру памятника по отраслям права.

Освещению государственной, административной, гуманитарной и социальной жизни посвящены следующие разделы «Устоев ислама»: книга 1 «О вере» (Иман), книга 2 «О вилайа» (Повиновение Имамам), книга 9 «О джихаде с приложением «ахд» (договор) Али».

В первой книге «О вере» в зависимости от признания духовного авторитета имама «Устои ислама» разделили мусульман на категории, поскольку «одни верующие опережают других, как некоторые лошади опережают конкурентов в скачках» [5, р. 11]. Проводилось разграничение между верой (аль-иман) и религией (аль-ислам): «Вера является частью религии, но религия не является частью Веры». Законодатель подчеркивает, что необходимым атрибутом действительно верующего является признание фатимидского имама, в противном случае такие люди будут признаваться рядовыми мусульманами, но не верующими (му'мин). Му'мин, согласно исмаилитской концепции, имеет доступ к эзотерическому пониманию (батин) смысла религиозных текстов, в то время как рядовой мусульманин - только к экзотерическому (за-хир) [8, р. 110]. На практике это выражалось в более привилегированном положении представителей государствообразующей идеологии по сравнению с остальными слоями населения, особенно в начальный период образования государства.

В книге 2 «О вилайа» отразилась доктрина имамата. Это наиболее важный догмат веры не только фатимидов, но также шиитов в целом. Согласно «Устоям ислама», Аллах не принимает мусульманина, который не признает, не доверяет и не повинуется имамам, как повиновался бы Пророку или Всевышнему. В правовом памятнике красной нитью проходит мысль о том, что первейшая обязанность мусульманина -повиноваться имаму, который является не только верховным руководителем исламской общины, но и единственным легитимным толкователем Священного Закона, его эзотерического смысла [9, р. 48]. Эти положения предопределили теократический и абсолютистский характер власти имамов-халифов. Несмотря на то, что «Устои» не содержали категории преступлений против правителя, из общего смысла норм вытекало, что любое посягательство на его авторитет и здоровье каралось самыми жесткими карами.

«Да'а'им аль-ислам» как основной памятник права Фатимидского халифата (Х-Х11 вв.)

111

В книге 9 «О джихаде» «Устои ислама» рассматривали институт джихада в более узком смысле, а именно как осуществление вооруженной борьбы во имя распространения ислама, и содержали ряд положений: так, был установлен запрет на убийство военнопленных, стариков, женщин, детей, священнослужителей и других людей, не принимавших участия в сражениях; содержался перечень прав и обязанностей для военачальников (амиров); устанавливались правила распределения военной добычи; правила ведения войны с единоверцами и идолопоклонниками и др. Кроме вопросов гуманитарного характера «Устои ислама» обращались к губернаторам и наместникам провинций с призывом осуществлять свою деятельность честно, справедливо, с учетом специфических особенностей каждой социальной группы (торговцев, ремесленников, простых граждан, бюрократов и т.п.) [5, р. 479].

Вопросы гражданско-правового характера регулировались во втором томе «муамалат». Книга 1 «О договорах и правилах, регулирующих их заключение» не содержала общих положений об обязательствах, но отдельные вопросы договорного права нашли свое отражение. Договоры рассматривались как отношения сторон, возникающих в ходе взаимного соглашения по поводу передачи имущества или оказанию услуг. Предусматривалась как письменная, так и устная форма заключения.

«Устои ислама» упоминают следующие виды договоров: купля, продажа, наем, мена, товарищество, заем [10, р. 19].

Книги 17 «Об уголовных наказаниях», 16 «О кровавых деньгах», 18 «О ворах и грабителях», 19 «О ереси и новациях», 20 «О незаконном захвате и проступках» содержали нормы уголовно-правового характера.

В «Устоях ислама» нет общего понятия преступления в терминологии современного права. В зависимости от объекта преступного посягательства выделялись следующие виды преступлений:

A) против основ религии. К ним относились вероотступничество, прелюбодеяние, употребление одурманивающих напитков, клевета. За совершение всего вышеперечисленного назначалась смертная казнь;

Б) против личности. За совершение убийства, например, следовало назначение штрафа (дийа), а в случае неуплаты - смертная казнь;

B) против собственности. Воровство и грабеж карались отсечением рук, а в случае рецидива - смертной казнью.

Регулированию брачно-семейных и наследственных отношений посвящены книги 10 «О браке», 11 «О разводе», 14 «О завещании»,

15 «О наследовании». В целом, представления исмаилитов схожи с общеисламскими подходами к институтам брака и наследства. В частности, как и сунниты, фатимиды отвергали институт временного брака «мута'а», распространенного у имамитов, а в вопросах наследования установили запрет на передачу большей доли наследства в пользу одного из наследников без согласия остальных претендентов [1, р. 1].

Процессуальному праву посвящены книги 2 «О клятве», 24 «О доказательствах», 25 «О жалобах и доказательствах», 26 «О правилах поведения судей». В целом «Устои ислама» предоставляют участникам процесса ряд важных прав, которые гарантируют обвиняемому справедливое судебное разбирательство. Так, от судей требовалась независимость и беспристрастность при оценке обстоятельств дела. Обвиняемый имел право требовать исключить доказательства, добытые незаконным путем [10, р. 514].

В тексте заметна простота изложения, практичность, связь с идеологическим фундаментом мусульман-шиитов. И хотя правовые нормы построены и представлены иначе, чем в европейском праве (например, изложены в виде преданий), в них легко обнаружить предписания, которым должен следовать мусульманин в повседневной жизни. Кроме правовых в «Устоях ислама» содержатся нормы, которые относятся скорее к религии, чем к праву (книга 3 «О ритуальной чистоте» (тахара), книга 4 «О молитве» (салат), книга 5 «О процедуре похорон», книга 6 «О закяте», книга 7 «О соблюдении поста», книга 8 «О паломничестве» (хадж)).

Но было бы неверным рассматривать правовые нормы без связи с религиозной основой, поскольку в фатимидском государстве, как говорилось выше, они не разграничивались. Совокупность предписаний, изложенная в «Устоях ислама», ставила своей целью приближение исмаилитов к Аллаху через посредничество фа-тимидских имамов, а для людей иных убеждений служила регулятором общественных отношений [11, р. 468].

Таким образом, нормы «Устоев ислама», санкционированные государством, были призваны регулировать общественную жизнь фа-тимидского общества и отражали религиозно-правовые представления, доктрину мусульман-исмаилитов. В роли гаранта и одновременно центральной фигуры «Устоев» выступал фати-мидский имам. Содержание документа выходит за пределы права и включает в себя политические и религиозные предписания. Наличие этических, гуманитарных положений позволяет отнести его к памятникам не только религии и права, но и литературы. В «Устоях ислама» заметна ло-

гика изложения материала, свойственная жанру «фикх», в особенности выделение отдельных отраслей права и разделение на части: идеологическую (ибадат) и светскую (муамалат).

Обобщая, заметим, что для своего времени «Устои ислама» содержали весьма прогрессивные нормы и предписания. Ряд норм в области семейного и наследственного права используются и действуют в Индии по настоящее время.

Все исследователи фатимидского права сходятся во мнении, что «Да'а'им аль-ислам» является вершиной эволюции и развития исмаилит-ской правовой мысли с момента зарождения движения и до упадка фатимидской государственности. Это важнейший религиозно-правовой памятник не только Фатимидского халифата, но и мусульман-исмаилитов. «Устои» занимают важное место в истории ислама, отражая специфику одного из важнейших периодов исламской государственности и права.

Список литературы

1. Fyzee A.A.A. Compendium of Fatimid Law. Simla: Indian Institute of Advanced Study, 1969.

2. Зеленов Е.И. Египет. Средние века. Новое время. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. 340 с.

3. Poonawala I. K. The Chronology of al-Qadi l-Numan's Works // Arabica. 2018. Vol. 65. № 1-2. P. 84-162.

4. Сюкияйнен Л.Р. Фикх - источник современного права в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 222-245.

5. Poonawala, Ismail K., and Fyzee A.A.A. The Pillars of Islam. Da'a'im Al-Islam of Al-Qadi Al Al-Nu'man: 'Ibadat: Acts of Devotion and Religious Observances. Vol. 1. New York: Oxford University Press, 2006.

6. Dodge В. The Fatimid legal code // MW. 1960. Vol. 50. № 1. Р. 31-38.

7. Hamdani S.A. From da'wa to dawla: Qadi al-Nu'man's zahiri construction of fatimid legitimacy, 1996.

8. Джива Ш. Фатимиды. 1. Становление мусульманской империи. М.: Ин-т исмаилитских исследований, 2019. 192 с.

9. Shah B. The imam as interpreter of the Quran according to al-Qadi Al-Numan (D.363/974) // 1984.

10. Poonawala, Ismail K., and Fyzee A.A.A. The Pillars of Islam. Da'a'im Al-Islam of Al-Qadi Al Al-Nu'man: 'Ibadat: Acts of Devotion and Religious Observances. Vol. II. New York: Oxford University Press, 2004. 636 p.

11. Walker P.E. Review of the Pillars of Islam: Da'a'im al-Islam of al-Qadi al-Nu'man // Journal of the American Oriental Society. 2003. Vol. 123. № 2. Р. 467-468.

DA'A'IM AL-ISLAM - AS THE MAIN SOURCE OF LAW OF THE FATIMID CALIPHATE (X-XII CENTURIES) (HISTORICAL AND LEGAL REVIEW)

F.Z. Zavurbekov

The author of the article analyzes one of the most important legal monuments of the Fatimid Caliphate, Da'a'im alIslam (Pillars of Islam). The specific features of the document are considered, in which two parts are distinguished, Ibadat and Muamalat. In the first part containing the essence of the fundamental concept of Ismaili statehood and law "Wilaya"; the population is classified into Believers (al-mumini) and ordinary Muslims (al-islami); the mechanism of rituals is described. The second part is devoted to issues of a secular nature: the relationship between the state and the population, the regulation of civil, criminal, marriage and family and hereditary relations. Da'a'im al Islam establishes, along with the five general Islamic postulates of faith, two additional ones: Concept of Wilaya and Jihad.

Keywords: muamalat, Ibadat, Fiqh, Islamic law, pillars of Islam, Sunnism, Shiism, Ismailism, wilaya.

References

1. Fyzee A.A.A. Compendium of Fatimid Law. Simla: Indian Institute of Advanced Study, 1969.

2. Zelenov E.I. Egypt. The Middle Ages. New time. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 1999. 340 p.

3. Poonawala I. K. The Chronology of al-Qadi l-Numan's Works // Arabica. 2018. Vol. 65. № 1-2. P. 84-162.

4. Syukiyainen L.R. Fiqh - a source of modern law in Arab countries // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2019. № 4. P. 222-245.

5. Poonawala, Ismail K., and Fyzee A.A.A. The Pillars of Islam. Da'a'im Al-Islam of Al-Qadi Al Al-Nu'man: 'Ibadat: Acts of Devotion and Religious Observances. Vol. 1. New York: Oxford University Press, 2006.

6. Dodge B. The Fatimid legal code // MW. 1960. Vol. 50. № 1. P. 31-38.

7. Hamdani S.A. From da'wa to dawla: Qadi al-Nu'man's zahiri construction of fatimid legitimacy, 1996.

8. Jiva Sh. The Fatimids. 1. The formation of the Muslim Empire. Moscow: Institute of Ismaili Studies, 2019. 192 p.

9. Shah B. The imam as interpreter of the Quran according to al-Qadi Al-Numan (D.363/974) // 1984.

10. Poonawala, Ismail K., and Fyzee A.A.A. The Pillars of Islam. Da'a'im Al-Islam of Al-Qadi Al Al-Nu'man: 'Ibadat: Acts of Devotion and Religious Observances. Vol. II. New York: Oxford University Press, 2004. 636 p.

11. Walker P.E. Review of the Pillars of Islam: Da'a'im al-Islam of al-Qadi al-Nu'man // Journal of the American Oriental Society. 2003. Vol. 123. № 2. P. 467-468.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.