ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 4(12) 2022
Д. А. Карпук
«Да будет славный стяг Науки развеваться в руках Академии мощно и высоко и на будущие века». Празднование 100-летнего юбилея Санкт-Петербургской духовной академии в 1909 г.
DOI 10.47132/2587-8425_2022_4_105
Аннотация. В статье на основании опубликованных и архивных источников рассматривается ход торжественных мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею Санкт-Петербургской духовной академии, когда юбилейные торжества проходили в течение трех дней — 15, 16 и 17 декабря 1909 г. Особо подчеркивается сопровождавшая праздничные мероприятия нервозность, вызванная конфликтом между Святейшим Синодом и академической корпорацией. Уделяется внимание не только внешним событиям, но и особенностям бытовой жизни академии в эти дни. Последнему способствовал сохранившийся в архивном деле детальный отчет секретаря академии о потраченных на юбилей средствах. По итогам празднования академическая корпорация планировала издать все материалы в виде отдельного сборника, но этого так и не удалось сделать. Вместе с тем, некоторые проекты все же получилось реализовать. Во-первых, был разработан и Высочайше утвержден нагрудный знак в память столетия академии. Во-вторых, было учреждено и во все предреволюционные годы активно действовало Общество духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской духовной академии.
Ключевые слова. Санкт-Петербургская духовная академия, 100-летний юбилей, Общество духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской духовной академии, митрополит Антоний (Вадковский), епископ Феофан (Быстров), протоиерей Сергий Соллертинский, Н. В. Покровский.
Об авторе. Дмитрий Андреевич Карпук
Кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий кафедрой церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии. E-mail. dimand3@yandex.ru ORCID. https://orcid.org/0000-0002-3054-387X
Для цитирования: Карпук Д.А. «Да будет славный стяг Науки развеваться в руках Академии мощно и высоко и на будущие века». Празднование 100-летнего юбилея Санкт-Петербургской духовной академии в 1909 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №4 (12). С. 105-120.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 4 (12) 2022
Dmitry A. Karpuk
"Let the Glorious Banner of Knowledge Wave Powerfully and High in the Hands of the Academy for Centuries to Come". Celebration of the 100th Anniversary of the Saint Petersburg Theological Academy in 1909
DOI 10.47132/2587-8425_2022_4_105
Abstract: The article, based on published and archival sources, examines the course of celebratory events dedicated to the 100 th anniversary of the Saint Petersburg Theological Academy, when the jubilee celebrations took place over three days — December 15, 16, and 17, 1909. Emphasis is placed on the nervousness accompanying the festive events, caused by the conflict between the Holy Synod and the academic corporation. Attention is given not only to external events but also to the peculiarities of the academy's daily life during these days. This was facilitated by a detailed report in the archive on the funds spent on the anniversary by the academy secretary. Following the celebration, the academic corporation planned to publish all materials in the form of a separate collection, but this was not achieved. Nevertheless, some projects were implemented. Firstly, a breastplate in memory of the academy's centenary was developed and Imperially approved. Secondly, the Society of Spiritual and Material Assistance to Former Students of the Saint Petersburg Theological Academy was established and actively operated in all pre-revolutionary years.
Keywords: Saint Petersburg Theological Academy, 100th anniversary, Society of Spiritual and Material Assistance to Former Students of the Saint Petersburg Theological Academy, Metropolitan Antony (Vadkovsky), Bishop Theophan (Bystrov), Archpriest Sergius Sollertinsky, N. V. Pokrovsky.
About the Author: Dmitry Andreevich Karpuk
Candidate of Theology, Head of the Postgraduate Department, Associate Professor of the Church History Department at the St. Petersburg Theology Academy, Head of the Department of Church Historical and General Humanities Disciplines at the Pskov-Pechersk Theological Seminary. E-mail: dimand3@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X
For citation: Karpuk D. A. "Let the glorious banner of Knowledge wave powerfully and high in the hands of the Academy for centuries to come". Celebration of the 100th Anniversary of the Saint Petersburg Theological Academy in 1909. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2022, no. 4 (12), pp. 105-120.
Юбилею Санкт-Петербургской духовной академии предшествовала долгая и напряженная дискуссия, затронувшая целый пласт как бытовых, так и системных вопросов, связанных с высшим богословским образованием в Российской империи. Отчасти об этом говорилось в наших предыдущих статьях1.
К обсуждению вопроса о праздновании столетнего юбилея корпорация, как видно из опубликованных Журналов заседаний Совета академии, вновь обратились в сентябре 1909 г. Среди профессоров не было единства по поводу даты проведения. Специально образованная Юбилейная комиссия обсуждала этот вопрос 23 сентября. Тогда было предложено два варианта: 1) 7, 8 и 9 ноября 1909 г. и 2) 12, 13 и 14 декабря того же 1909 г. Была также разработана подробная программа, суть которой сводилась к тому, чтобы в первый день юбилейных торжеств совершить заупокойные богослужения, во второй — праздничную литургию, а в третий — торжественный акт. Был поднят вопрос о выделении на сопутствующие расходы дополнительно 1,5-2 тыс. руб. В очередной раз был рассмотрен вопрос о юбилейном столетнем фонде, а также предложение почетного члена академии профессора Д. В. Цветаева о создании общества выпускников академии2.
Совет академии рассмотрел предложения Комиссии 28 сентября. Насколько сложной и даже нервной была обстановка в духовной школе, свидетельствует следующий факт. Из 16 членов Совета академии свой голос отказались подавать 6 человек. Из оставшихся 10 членов пятеро проголосовали за перенос празднования вообще на 1910 г., пятеро настаивали на проведении торжеств в текущем 1909 г. Учитывая, что среди последних был инспектор академии, тогда исполняющий обязанности ректора профессор И. Г. Троицкий, Совет принял решение о проведении торжеств в 1909 г., при этом, правда, указав другие даты, а не те, которые были предложены Комиссией. Торжества было решено провести 15, 16 и 17 декабря. Программа празднеств была принята с незначительными корректировками. Помимо этого, Совет счел возможным и необходимым вновь возбудить ходатайство перед Святейшим Синодом о выделении особой суммы на строительство для профессоров и сотрудников академии специального преподавательского дома3.
Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) согласился со всеми предложениями Совета академии. Представление от имени архиерея в Святейший Синод состоялось уже 2 октября 1909 г. Владыка Антоний ходатайствовал, во-первых, о разрешении Совету академии праздновать столетний юбилей 15, 16 и 17 декабря 1909 г. по специально разработанной программе. Во-вторых, из сумм Св. Синода испрашивались 2.000 руб. на покрытие материальных расходов, связанных с празднеством. В-третьих, владыка просил разрешения приступить к образованию столетнего Юбилейного ученого фонда. В-четвертых, митрополит ходатайствовал о выделении Совету просимой им ссуды на строительство дома для наставников академии4. При этом
1 См.: КарпукД.А. «Нет надежд, что энтузиазм поднимется в профессорской среде». Подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Санкт-Петербургской духовной академии в 1909 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (9). С. 46-58; Карпук Д.А. «С честью для себя и с пользой для Церкви». К вопросу о финансировании богословской науки в Санкт-Петербургской духовной академии в начале XX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 3 (11). С. 33-45.
2 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 учебный год. СПб., 1910. С. 57-59.
3 Там же. С. 55-56.
4 РГИА. Ф. 796. Оп. 190. I отд. 2 ст. Д. 26. Л. 26-27.
Нагрудный знак в честь 100-летия Санкт-Петербургской духовной академии
предполагалось, что средства могли быть выданы хотя бы заимообразно, т. е. академия впоследствии предполагала вернуть, вне всякого сомнения, внушительную сумму.
Синод рассмотрел данное ходатайство уже 10 октября 1909 г., хотя сам указ вышел 27 октября5. Дни празднеств были одобрены без возражений и каких бы то ни было проволочек. Что же касается «денежных вопросов», то здесь высший церковный орган, как и полагалось поступать в подобных случаях, отправил запрос в Хозяйственное управление при Св. Синоде6.
Хозяйственное управление ответило уже в начале следующего месяца — 11 ноября. Просьба о выдаче дополнительно на расходы 2.000 руб. была скорректирована в сторону уменьшения суммы до 1.000 руб. Аргументация была несколько странной, но, по мнению чиновников финансового ведомства, вполне обоснованной и убедительной. Указывалось, что на академию в рамках празднования 100-летнего юбилея и без того уже было выделено слишком много средств: 5.000 руб. на библиотеку, 3.000 руб. — на научные труды, 7.185 руб. — на единовременные выплаты наставникам7. Здесь можно лишь отметить, что, во-первых, выплаченные суммы были значительно ниже запрашиваемых Советом академии. Во-вторых, академия запрашивала 2.000 руб. на расходы технические или бытовые, связанные с необходимостью закупить продукты для праздничного обеда, цветы, некоторые предметы мебели и т.п., о чем ниже еще будет сказано. И связывание этих средств с суммами на науку и библиотеку выглядит несколько странным и отчасти даже неожиданным.
Что же касается запрашиваемой ссуды на строительство целого дома, то здесь Хозяйственное управление вынуждено было для мотивированного отказа предоставить целую справку, содержание которой является небезынтересным для истории не только столичной, но и других духовных академий8.
Управление отметило, что вопрос о выделении Санкт-Петербургской духовной академии средств на строительство отдельного дома для служащих впервые поднимался еще в 1903 г., когда ректором был епископ Сергий (Страгородский). Тогда испрашивалась сумма в размере 350.000 руб. «с начислением не более 4% годовых и с погашением этого долга в срок от 37 до 50 лет, из доходов от предполагаемого к постройке дома»9. Тогда запрос не был удовлетворен по целому ряду причин.
Во-первых, выдача столь большой ссуды с начислением всего 4% годовых представлялась убыточной. Кроме того, такой единовременный расход, по мнению Хозяйственного управления, незамедлительно привел бы к затруднениям в удовлетворении более серьезных и насущных потребностей по духовно-учебному ведомству.
Во-вторых, вызывал сомнения срок погашения испрашиваемой ссуды — от 37 до 50 лет. В таком случае при низких процентах потери духовно-учебного капитала были бы еще более значительными.
В-третьих, Хозяйственное управление сомневалось в своевременном возврате данной ссуды. Тогдашняя практика была такова, что ссуды, выделяемые на строительные нужды семинарий и духовных училищ, обыкновенно обеспечивались либо специальными сборами с церквей и духовенства, либо другими епархиальными источниками. Ссуду же на постройку академического дома предполагается выплачивать только с помощью предполагаемых доходов со сдачи в аренду этого дома. Управление посчитало, что эти доходы будут меньше необходимых для своевременного возврата ссуды.
В-четвертых, выдача такой ссуды столичной академии могла бы стать поводом к подобным ходатайствам со стороны других духовных академий, а возможно, даже и семинарий. Удовлетворение же всех таких ходатайств было бы
5 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 145-146.
6 РГИА. Ф. 796. Оп. 190. I отд. 2 ст. Д. 26. Л. 28-28 об.
7 Там же. Л. 29.
8 Там же. Л. 29 об.-30.
9 Там же. Л. 29 об.
затруднительно, а по сути невозможно, поскольку средства духовно-учебного капитала были ограничены.
В результате, итоговый ответ Хозяйственного управления в отношении запрашиваемой ссуды на строительство дома для наставников академии был отрицательным.
Указ Синода от 4 декабря 1909 г. за №16497 полностью соответствовал рекомендациям Хозяйственного управления. Санкт-Петербургской духовной академии предписывалось выдать 1.000 руб. вместо запрашиваемых 2.000 руб., в выдаче же ссуды на дом отказать10.
Как бы то ни было, Совет академии, получив указ Синода еще от 27 октября и рассмотрев его на своем заседании 2 ноября, приступил к подготовке к праздничным мероприятиям. Были опубликованы объявления в периодических изданиях, отправлены приглашения в высшие учебные и научные заведения Российской империи и т.п.11
Юбилейные торжества сопровождались большим количеством публикаций на страницах академического журнала «Церковный вестник». Особое внимание было уделено, разумеется, обстоятельствам открытия академии в начале XIX в.12 и ее первому ректору архимандриту Евграфу (Музалевскому-Платонову)13. В научно-популярном виде рассматривалась история академии в течение всего XIX столетия14. Благодаря профессору И. И. Соколову появился очерк о довольно насыщенных взаимоотношениях академии и Греческого Православного Востока15. Несколько статей было посвящено отдельным академическим богословским дисциплинам: Н. Н. Глу-боковский размышлял в целом о богословской науке и отдельно написал статью о преподавании Священного Писания в академии16, А. А. Бронзов — о нравственном богословии17, Н. В. Покровский — о церковной археологии18, Д. П. Миртов — о первых преподавателях философии19, Н. И. Сагарда — об академических переводах святоотеческой литературы20. Особая статья была посвящена лучшему выпускнику
10 Там же. Л. 31-31 об. См. также: Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 224-226.
11 Там же. С. 145-146.
12 Пономарев А.И. Открытие нашей Академии и первые годы ее исторической жизни // Церковный Вестник. 1909. № 48. Стлб. 1489-1492.
13 Лепорский П., прот. Памяти первого ректора С.-Петербургской духовной академии архимандрита Евграфа // Церковный вестник. 1909. № 46. Стлб. 1427-1429; № 47. Стлб. 1460-1462.
14 Пономарев А.И. Столетие С.-Петербургской Духовной Академии (1809-1909) // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1569-1574; Пономарев А.И. В «старые годы» нашей Академии: ее устав и в связи с ним — некоторые черты жизни и быта (до 60-х годов прошлого века) // Церковный вестник. 1909. № 49. Стлб.1526-1531; Пономарев А.И. Накануне академического юбилейного праздника // Церковный вестник. 1909. № 47. Стлб. 1457-1460; К столетию нашей Академии // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1578-1581; Бронзов А.А. Из жизни прежней Академии // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб.1594-1596; Пономарев А.И. В «Новой Академии» — с 60-х годов XIX века (По личным воспоминаниям) // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1603-1607.
15 СоколовИ.И. С.-Петербургская духовная академия и греческий Восток (К столетию академии) // Церковный вестник. 1909. № 49. Стлб. 1531-1536; № 50-51. Стлб. 1584-1588.
16 Глубоковский Н.Н. Вера и богословие. Юбилейное исповедание // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1574-1576; Глубоковский Н.Н. Священное Писание в Духовных Академиях на рубеже двух столетий. Юбилейная памятка экзегета // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1581-1584.
17 Бронзов А.А. Нравственное Богословие и С.-Петербургская Духовная Академия (Историческая справка к академическому юбилею) // Церковный Вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1589-1590.
18 Покровский Н.В. Церковная ареология в С.-Петербургской Духовной Академии // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1591-1593.
19 Миртов Д.П. Первые профессоры философии в нашей академии // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1600-1602; № 52. Стлб. 1627-1633.
20 Сагарда Н.И. Труды С.-Петербургской Духовной Академии по переводу творений святых отцов Церкви и древне-церковных писателей // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1596-1600.
академии — ныне канонизированному, а тогда — лишь недавно почившему святому праведному Иоанну Кронштадтскому21.
На заседании Совета академии 17 ноября 1909 г. ввиду приближающегося праздника была избрана особая распорядительная комиссия для выполнения разных подготовительных работ по устройству праздничного торжества. В состав комиссии вошли члены Правления во главе с ректором епископом Феофаном (Быстровым) и члены юбилейной комиссии: профессора протоиерей Сергий Сол-лертинский, Н. В. Покровский, И. Е. Евсеев, секретарь, эконом и помощник инспектора. Также было решено приглашать для участия в подготовке и некоторых студентов22.
2 декабря распорядительная комиссия представила на рассмотрение Совету академии подробную программу празднеств23. 15 декабря предполагалось совершить в академическом храме заупокойную литургию по почившим наставникам, потом литии на Никольском кладбище. 16 декабря должно было состояться торжественное богослужение и осмотр музея, где почетным гостям профессор Н. В. Покровский должен был вручить до ста экземпляров «Описания церковно-археологического музея Санкт-Петербургской Духовной Академии». На 17 декабря в 12 часов дня намечалось торжественное собрание с чтением речей и исторической записки. Далее предполагался обед стоимостью до 1.000 руб.24 Примечательно, что для устройства обеда также была образована особая подкомиссия, куда вошли профессор Н. В. Покровский, секретарь А. П. Высокоостровский, эконом Н. А. Шехаин и почетный блюститель по хозяйственной части И. И. Рубахин. По окончании юбилейного празднества планировалось издание особого юбилейного сборника, в который были бы включены историческая записка, приветствия, адреса, речи, телеграммы, фотографии современных деятелей академии и академических зданий25.
Празднование состоялось 15, 16 и 17 декабря 1909 г. Вот как описывал внешний вид академии профессор Императорского Казанского университета А. И. Александров (впоследствии епископ Анастасий и ректор столичной академии): «Наступили дни великого праздника С.-Петербургской духовной академии: 100-летний юбилей со времени преобразования в рассадник высшего богословского образования по планам Комиссии духовных училищ. Академия приняла праздничный вид: подъезд, вестибюль, лестница и внутренние помещения Академии еще 14-го декабря разукрасились флагами и зеленью. Всюду царит торжественное настроение, порядок, чистота и опрятность»26.
14 декабря была совершена заупокойная всенощная по почившим деятелям и воспитанникам академии. Возглавил богослужение ректор епископ Феофан (Бы-стров). 15 декабря в академическом храме, как и предполагалось, была совершена Божественная литургия с панихидой по всем почившим наставникам и питомцам академии. Затем были совершены краткие заупокойные богослужения на Никольском кладбище. Вначале панихиду на могиле первого ректора академии архимандрита Евграфа (Музалевского) у алтаря Благовещенского храма Александро-Невской лавры совершил протопресвитер Александр Дернов. Далее были отслужены литии
21 Лахостский П., свящ. Лучший питомец С.-Петербургской Духовной Академии за первое столетие ее жизни // Церковный вестник. 1909. № 52. Стлб. 1625-1627.
22 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 175-176.
23 Там же. С. 215-217.
24 Программа юбилейного празднества была предварительно опубликована на страницах академического журнала. См.: Из академической хроники (К программе юбилейного празднества в академии) // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1608.
25 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 230-232.
26 Александров А. И. Открытие Императорского Николаевского Университета в г. Саратове и столетие С.-Петербургской Духовной Академии. Казань, 1910. С. 19.
на могилах И. Е. Троицкого, В. В. Болотова, Ф. Г. Елеонского, А. С. Родосского и др.27 В одной из заметок по поводу этих богослужений говорилось так: «Среди покрытых снегом могил торжественно неслись печальные звуки, соединяя духовно живущих с почившими в том единственном чувстве, которое собрало на академический праздник питомцев и почитателей Академии со всех концов земли»28.
16 декабря в академическом храме была совершена Божественная литургия и праздничный молебен. Торжественное богослужение возглавил столичный архипастырь митрополит Антоний (Вадковский). Всего на литургии присутствовало 11 архиереев. Любопытно, что полный список преосвященных удалось найти не в официальных публикациях «Церковных ведомостей» или «Церковного вестника», что было бы вполне логично, а в отчете упомянутого выше профессора Императорского Казанского университета А. И. Александрова, что выглядит на самом деле несколько странно. Итак, столичному митрополиту сослужили архиепископ Литовский и Виленский Никандр (Молчанов) (ректор академии с 1893 по 1895 гг.), епископ Омский и Семипалатинский Гавриил (Голосов), ректор епископ Феофан. В алтаре находились митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров), архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Беллавин), епископ Полтавский и Переяславский Иоанн (Смирнов), ректор Киевской духовной академии епископ Феодосий (Олтаржевский), епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) и епископ Нарвский Никандр (Феноменов). Все они потом приняли участие в торжественном молебне. Происходящее в храме А. И. Александров описывал следующим образом: «Храм был переполнен молящимися: впереди за клиросом стояли студенты академии, за ними профессора и почетные гости — делегаты на торжество 100-летия. Скромные форменные сюртуки перемешивались с расшитыми золотом и серебром мундирами, фраками, украшенными лентами, звездами и орденами. В церкви присутствовали также представители корпораций местных духовных семинарии и училищ и масса бывших питомцев академии из светского, чиновного и военного, столичного мира»29.
После богослужения, как и предполагалось по программе, гости посетили музей академии, где профессор Н. В. Покровский провел экскурсию и подарил всем свой труд «Церковно-археологический музей С.-Петербургской духовной Академии. 1879-1909. СПб., 1909».
Главная, по словам современников, часть праздника состоялась 17 декабря, когда в 12 часов в актовом зале академии начался торжественный акт. Присутствовали практически все члены Св. Синода, обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов, председатели Учебного комитета и Училищного совета, многочисленные представители духовенства, учебных заведений Петербурга и гости академии. Современник так писал по этому поводу: «Такого блестящего собрания Академия еще не видала в своих стенах, и оно осязательно свидетельствовало, как высоко стоит в обществе авторитет старейшей высшей духовной школы»30.
Чтение исторической записки, составленной профессором протоиереем Сергием Соллертинским, было отменено ввиду множества поздравительных депутаций и краткости времени31. Праздничную речь произнес профессор Н. В. Покровский,
27 Хроника // Прибавления к Церковным ведомостям. 1909. № 51-52. С. 2433.
28 Столетний юбилей С.-Петербургской Духовной Академии // Церковный вестник. 1909. № 52. Стлб. 1622-1623.
29 Александров А.И. Открытие Императорского Николаевского Университет в г. Саратове... С. 21.
30 Столетний юбилей С.-Петербургской Духовной Академии // Церковный вестник. 1909. № 52. Стлб. 1623.
31 Что касается исторической записки, то впоследствии она была полностью опубликована: Соллертинский С., прот. Опыт исторической записки о состоянии С.-Петербургской Духовной Академии. По случаю столетнего ее юбилея 1809-1909. СПб., 1910. 99 с. В одном из отзывов на этот труд отмечалось: «.Книга проф. Соллертинского, при всей своей сжатости, содержит
Выступление профессора Н. В. Покровского 17 декабря 1909 г.
который кратко вспомнил заслуги академии и поблагодарил прибывших гостей за участие в празднике32. Далее на кафедру взошел митрополит Антоний, который поздравил академию с торжеством и зачитал грамоту от Св. Синода. Текст был довольно кратким и довольно формальным, что можно трактовать как свидетельство серьезного напряжения, имевшего место между академией и высшим церковным органом именно в 1909 г.: «Святейший Правительствующий Всероссийский Синод, приветствуя Санкт-Петербургскую духовную академию с исполнившимся столетием ее служения Церкви и отечеству, духовной науке и христианскому просвещению, молитвенно призывает на академию Божие благословение: да будут труды академии всегда обращены на пользу веры, во славу Церкви, ко благу отечества»33.
Далее были зачитаны поздравительные приветствия и телеграммы патриархов Константинопольского Иоакима III и Александрийского Фотия34. Затем стали выходить представители делегаций, прибывших на торжества. После этого было зачитано еще несколько телеграмм, но не все, т. к. времени уже было мало, а телеграмм в наличии — более сотни. Правда, как потом выяснилось, не обошлось и без курьезов. Так, в конце января 1910 г. ректор епископ Феофан сообщил членам Совета, что академию
в себе много глубоких, оригинальных и интересных мыслей по поводу нашего духовного образования. Она дает, так сказать, философское освещение академической истории, осмысливает чисто внешнюю связь событий. Поэтому ее, наверно, с интересом прочтут все, интересующиеся не только судьбами СПб. Академии, но и нашей высшей духовной школы вообще». Т. Библиографические заметки. Проф. прот. Соллертинский. Опыт исторической записки о состоянии СПб. Духовной Академии по случаю столетнего ее юбилея 1809-1909 г. СПб., 1910 г. 100 с. // Церковный вестник. 1910. № 15-16. Стлб. 490-491.
32 Столетний юбилей С.-Петербургской Духовной Академии // Церковный вестник. 1909. № 52. Стлб. 1624.
33 Столетие С.-Петербургской духовной академии // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. № 1. С. 17.
34 Там же. С. 18-19.
Участники юбилейных торжеств. 17 декабря 1909 г.
с юбилеем поздравил митрополит Сербский Димитрий (Павлович), отправив телеграмму еще 15 декабря. Однако она затерялась (sic!) в Одессе... Поэтому пришлось отправлять текст повторно уже 21 января следующего 1910 г.35
По словам современника и участника торжеств, «в адресных приветствиях воскресла пред присутствовавшими вся вековая история Академии. Вставали в памяти светлые образы академических деятелей, посвятивших всю жизнь и силы на служение науке и украсивших своими именами фронтон храма богословских знаний. <...> Вставали в лучах прошлого главные моменты академической истории и всей вообще духовной школы. Вырисовывались невзгоды, какие судьба посылала Академии и ее деятелям, но блистали и периоды подъема академической жизни, в которые отдыхала Академия и преуспевала в духе и знании. А над всеми этими превратностями судьбы сиял неугасимый свет твердой веры в свое дело, неутомимой энергии, удивительного терпения и неоскудевающей надежды»36. Нельзя не согласиться, что годы испытаний сменялись периодами подъема. Что же касается юбилейного года, то это был, вне всякого сомнения, один из самых непростых, если не сказать тяжелых периодов за всю столетнюю историю академии.
В день юбилейного торжества, 17 декабря, Совет академии через митрополита Антония отправил императору Николаю II телеграмму следующего содержания: «С.-Петербургская Духовная Академия, радостно празднуя день своего столетнего юбилея, повергает к стопам Вашего Императорского Величества, как Верховного Покровителя и Защитника Церкви Православной, свои глубокие верноподданнические чувства
35 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. 1909-1910. С. 272-273.
36 Столетний юбилей С.-Петербургской Духовной Академии // Церковный вестник. 1909. № 52. Стлб. 1624-1625.
и приемлет смелость свидетельствовать при этом Вашему Императорскому Величеству об одушевляющей всех членов академической семьи искреннейшей готовности и впредь твердо служить святому делу высшего богословского просвещения в духе верности заветам веры православной, преданности Царю Самодержавному и любви к великому и славному нашему отечеству»37. Ответ императора был следующим: «Благодарю С.-Петербургскую Духовную Академию за выраженные через Вас, Вла-дыко, чувства любви. Надеюсь, что во втором столетии своего существования она будет продолжать служить на пользу Церкви твердо, по заветам нашей веры православной. НИКОЛАЙ»38.
Одним из ярких и отчасти неожиданных эпизодов, произошедших в праздничные дни, стало пожертвование епископом Екатеринославским и Таганрогским Симеоном (Покровским) 30.000 руб. на издание научных трудов, о чем говорилось в предыдущей статье39. Совет академии не только с благодарностью принял это крупное пожертвование на благо богословской науки, но и решил ходатайствовать перед Св. Синодом об утверждении владыки Симеона почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. Соответствующее решение было принято уже 22 декабря 1909 г.40 Синод утвердил данное ходатайство академии своим указом от 1 февраля 1910 г. Кроме того, владыке Симеону в указе выражалась «благодарность от Святейшего Синода за его благопопечительную отзывчивость к нуждам высшего богословского образования, проявившуюся в щедром денежном пожертвовании в пользу С.-Петербургской духовной академии»41.
Юбилейные торжества, в целом, прошли вполне успешно, насколько это было возможно в то непростое время. Между тем, хозяйственные расходы все же были превышены и Правление академии не смогло уложиться в выданную Синодом всего лишь 1.000 руб. Поэтому после подсчета всех расходов академия через правящего архиерея обратилась в Синод с просьбой компенсировать имевший место перерасход. Митрополит Антоний в своем представлении от 15 марта 1910 г. отмечал, что «причинами сего перерасхода были как нерассчитанное количество гостей-депутатов от различных учреждений, которые, по решению Совета, были приглашены к общему столу, так и несколько не рассчитанная, в ее объеме, необходимость лишних затрат на связанные с юбилеем приготовления к убранству и украшению актового зала и других академических помещений, по рассылке юбилейного издания с описанием академического музея, по печатанию и отправке по адресам юбилейных объявлений и приглашений, и другие мелочные расходы»42.
При этом академия за подписью секретаря Совета А. П. Высокоостровского детально описала все расходы, имея на руках все чеки и другую необходимую отчетную документацию. В рамках данной статьи этот доклад Высокоостровского позволяет заглянуть за внешний фасад истории академии и посмотреть на повседневные бытовые нужды и вопросы, которые приходилось решать ее администрации.
Итак, во-первых, после того как были окончательно утверждены дни празднования юбилея, Правление академии опубликовало объявление в периодических изданиях, на что было потрачено 20 руб. 5 коп. для печати текста в «Правительством вестнике» и 17 руб. 25 коп. — в «Церковных ведомостях».
Во-вторых, по просьбе регента церковного академического хора, студента IV курса Павла Органова, на расходы по организации в актовом зале академии юбилейного концерта было выдано 100 руб. Из этой суммы, согласно заявлению Органова, 76 руб.
37 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 233-234.
38 Там же. С. 233.
39 Карпук Д.А. «С честью для себя и с пользой для Церкви»... С. 33-45.
40 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 235-236.
41 Там же. С. 288.
42 РГИА. Ф. 796. Оп. 190. I отд. 2 ст. Д. 26. Л. 35 об.
2 коп. были уплачены за ноты и прокат инструментов. Оставшиеся 23 руб. 78 коп. были «употреблены на певчих-мальчиков и на различные мелочные издержки»43.
В-третьих, 150 руб. Правление академии выделило А. П. Высокоостровскому на канцелярские расходы. Из данной суммы, израсходованной по своему назначению, осталось только 2 руб. 50 коп., которые и были возвращены Высокоостровским.
В-четвертых, в ноябре 1909 г. эконому академии Н. А. Шеханину было выдано 300 руб. на подготовительные работы. Все выделенные средства были истрачены, по поводу чего были представлены соответствующие документы от эконома, а также архитектора Е. Л. Морозова, художника В. Думитрашка, монтера Шаронова, Соенко и Шуберта44.
В пятом пункте перечислялись следующие траты. За плотницкие и малярные работы по чистке и украшению актового зала и других помещений, в том числе для подготовки гардероба для гостей, подрядчику К. Жукову было выплачено 227 руб. 33 коп. На устройство электрических украшений в актовом зале, коридоре, вестибюле и столовой было израсходовано 196 руб. 10 коп. Так как в актовом зале не хватало стульев для гостей, то стулья пришлось брать напрокат в мебельном магазине Розенбер-га, что обошлось академии в 70 руб. На распечатку в Синодальной типографии меню Юбилейного обеда в количестве 200 экземпляров было потрачено 10 руб.
Самой затратной стала, разумеется, праздничная трапеза. Обед с закуской 17 декабря для почетных гостей и академической корпорации был устроен кухмистером Тереховым на 180 персон, за условленную плату — по 4 руб. с персоны (без напитков). Обед, в том числе с сопряженными с ним расходами на испорченную посуду, обошелся в сумму 781 руб. 35 коп. Что касается напитков, то они были отдельно закуплены в Гвардейском экономическом общества на сумму 572 руб. 55 коп. Для студенческого праздничного стола, в связи с недостатком некоторой посуды, пришлось взять ее напрокат у владельца посудного магазина А. Ф. Балашова. Во время торжеств часть посуды оказалась повреждена. Всего магазину было выплачено 117 руб. 3 коп. На разные мелочные расходы пришлось израсходовать еще 9 руб.
В итоге вся сумма юбилейных расходов составила 2.568 руб. 16 коп. Синод же своим определением от 19 ноября — 4 декабря 1909 г., как уже отмечалось, выделил всего 1.000 руб. Перерасход, таким образом, составил 1.568 руб. 16 коп. Для возмещения данной суммы Совет академии, повторимся, через митрополита Антония обратился в Синод. Решение последнего во многом зависело исключительно от позиции Хозяйственного управления.
Возмущенный ответ из Хозяйственного управления последовал 1 мая 1910 г. В соответствующем отношении отмечалось, что академии было выдано 1.000 руб. и Правление не имело права «выходить из пределов суммы»45. Данный ответ выглядит несколько странным, если внимательно просмотреть все статьи расходов. Получается, что тогда нужно было уменьшить расходы на украшение академии, а также существенно сократить как количество почетных гостей, так и траты на один-единственный (sic!) праздничный обед. Примечательно, что 16 декабря после Божественной литургии гостям перед посещением музея были предложены только чай и фрукты46. При этом ведь речь идет не о провинциальном духовном училище, а о столичной духовной академии! Как бы то ни было, Синод своим указом от 31 мая 1910 г., в соответствии с рекомендациями Хозяйственного управления, постановил выделить из экстраординарного кредита по духовно-учебному капиталу дополнительно 500 руб. на покрытие перерасхода. Оставшуюся сумму Правление академии должно было изыскать из местных средств47. Как именно в результате был разрешен
43 Там же. Л. 36-36 об.
44 Там же. Л. 36 об.
45 Там же Л. 34 об.
46 Александров А. И. Открытие Императорского Николаевского Университет в г. Саратове. С. 22.
47 РГИА. Ф. 796. Оп. 190. I отд. 2 ст. Д. 26. Л. 39-39 об.
данный вопрос, из материалов рассматриваемого архивного дела и опубликованных журналов Совета академии не ясно.
Спустя некоторое время после торжеств Совет академии вернулся к обсуждению теперь уже постпраздничных мероприятий. На заседании Совета 12 февраля 1910 г. профессор Н. В. Покровский сделал сообщение о необходимости опубликовать все то множество адресов и поздравлений, которые поступили в адрес академии в день празднования ее столетия. По его мнению, «этот драгоценный для истории Академии материал не может храниться под спудом и должен быть опубликован»48. Для этого, по подсчетам профессора, необходимо было потратить 2.200 руб. на 600 экземпляров. Совет, согласившись с мнением почтенного ученого, избрал для разработки плана издания Юбилейного сборника и способов его осуществления комиссию, в состав которой вошли И. Г. Троицкий, Н. В. Покровский и секретарь А. П. Высокоостровский49.
Свой проект издания комиссия представила 26 апреля 1910 г. Помимо телеграмм и поздравлений комиссия предложила опубликовать, в частности, подробный перечень всех участников торжеств, записку протоиерея Сергия Соллертинского, а также хотя бы простой перечень «ректоров, инспекторов с помощниками, профессоров, бакалавров, доцентов, приват-доцентов, лекторов, секретарей с помощниками, библиотекарей с помощниками и экономов за все истекшее столетие существования акаде-мии»50. В последнем пункте просматривается отсылка к нереализованному проекту по подготовке и изданию «Биобиблиографического словаря профессоров С.-Петербургской Духовной Академии»51. Всего предполагалось затратить на 1.000 экземпляров 3.200 руб. Правящий архиерей митрополит Антоний на этом журнале Совета написал: «1910, Апреля 30. Исполнить». Увы, этого оказалось недостаточно и данный проект так и не был реализован, хотя некоторые поздравительные адреса и телеграммы были опубликованы на страницах академического журнала «Церковный вестник» в 1910 г.52
Отдельные поздравления сохранились в архивных делах. В одном таком деле имеется поздравление от канцелярии Св. Синода. В тексте среди прочего отмечается тесное сотрудничество и соработничество между чиновниками и наставниками академии: «Канцелярия Святейшего Синода почитает своим долгом с благодарностию отметить то дорогое содействие в научном освещении смутного и темного материала жизненных явлений, которое она нередко получала от Академии при разработке многих вопросов церковно-общественной жизни, подлежавших разрешению Святейшего Синода, — как при посредстве пользования печатными академическими трудами, так и чрез личное общение с профессорскою корпорацией в заседаниях разнообразных Комиссий и Совещаний, образовываемых при Святейшем Синоде»53.
Не остался в стороне и Учебный комитет, подчеркнувший большой вклад столичной академии в дело развития богословской науки: «С именем С.-Петербургской Духовной Академии самым близким, тесным и почетным образом связаны судьбы духовного просвещения в России на всем протяжении минувшего века. Научными трудами своих профессоров и питомцев Академия обогатила отечественную сокровищницу богословского знания, а многочисленный сонм вышедших из Академии деятелей на поприще служения пастырского и учительского приобщил к пользованию этой сокровищницей самые широкие круги Русского народа. <...> Учебный Комитет при Святейшем Синоде приветствует С.-Петербургскую Духовную Академию с ее столетним юбилеем, и к своему приветствию присоединяет живейшее пожелание,
48 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 295-296.
49 Там же. С. 296.
50 Там же. С. 375-376.
51 Карпук Д.А. «Нет надежд, что энтузиазм поднимется в профессорской среде». С. 50-52.
52 Юбилейные приветствия С.-Петербургской Духовной Академии в день столетнего ее юбилея, 17 декабря 1909 г. // Церковный вестник. 1910. № 1. Стлб.1-2; № 3. Стлб.68-70; № 6. Стлб. 164-166.
53 РГИА. Ф. 796. Оп. 190. I отд. 2 ст. Д. 26. Л. 40.
да будет славный стяг Науки, проникнутой Верой и Патриотизмом, развеваться в руках Академии мощно и высоко и на будущие века»54.
Еще одним нереализованным проектом стало предложение настоятеля русской придворной церкви в Кобурге (Германия) протоиерея Евгения Соловьева. В декабре 1909 г. отец Евгений обратился в Совет академии с предложением учредить особый юбилейный капитал, процентный доход с которого, по мере увеличения, «обращался бы в поощрение учено-литературных трудов бывших воспитанников С.-Петербургской Духовной Академии по изучению православно-русского дела вне пределов России, особливо в лице выдающихся тружеников нашего заграничного духовенства, главным образом, за прежнее время, с предоставлением, впрочем, не закрывать глаз от главных течений и стремлений и современной церковно-религиозной жизни русских заграницею, как не избегать посильного выяснения вытекающих из того наиболее настоятельных наших задач там на ближайшее время и более существенных целей для последующего времени»55. При этом сам отец Евгений пожертвовал для предполагаемого фонда 1.000 руб. Совет академии к данной инициативе отнесся благосклонно56, однако это предложение — остающееся чрезвычайно актуальным вплоть до настоящего времени — тогда не получило ни соответствующей поддержки от других выпускников академии, ни, как результат, продолжения.
С предложением еще одного проекта — к счастью, реализованным — в марте 1910 г. выступил профессор Н. В. Покровский, который, как видим, являлся едва ли не главным инициатором как праздничных, так и постпраздничных юбилейных инициатив. На заседании Совета 12 марта он представил разработанный им проект нагрудного знака в память столетия СПбДА и его довольно подробное описание. Проект знака Советом был одобрен57. Синод же своим указом от 22-26 октября 1910 г. предписал обер-прокурору предложить данный вопрос на рассмотрение Николаю II. Император одобрил этот проект 12 ноября, собственноручно написав на докладе обер-прокурора: «Согласен». Только после этого положение и описание памятного нагрудного знака было утверждено указом Св. Синода от 25 ноября 1910 г. за № 16877. Знак было определено вручить митрополиту Антонию, почетным членам академии, лицам по учебному и административному составу академии и ее учебно-вспомогательным учреждениям, служившим в академии как в день юбилея, так и ранее этого, а также студентам, обучавшимся в академии в юбилейный год, но не ранее чем по окончании ими курса и после того как будут удостоены ученой богословской степени58. Впоследствии, в 1913 г., Св. Синод предоставил право ношения нагрудного знака лицам, окончившим академию и до юбилейного 1909 г.59
Понятно, что удавшийся проект со значком едва ли можно считать таким уж серьезным успехом и достижением. Вместе с тем, в 1910 г. удалось реализовать еще один проект, затронувший не столько саму академию, сколько ее выпускников. Речь идет о создании «Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев С.-Петербургской духовной академии». В скором времени после юбилейных торжеств в периодической печати появились объявления о создании общества60, одной из целей которого было «удовлетворение насущной потребности бывших питомцев академии во взаимном общении на почве поддержания духовных интересов и живого отклика на церковные, научно-богословские и религиозно-общественные
54 Там же. Л. 41, 41 об.
55 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 уч. г. С. 299.
56 Там же. С. 300.
57 Там же. С. 307-308.
58 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1910-1911 учебный год. СПб., 1911. С. 124-125.
59 РГИА. Ф. 796. Оп. 196. I отд. 2 ст. Д. 40. Л. 3-3 об.
60 Вниманию бывших питомцев С.-Петербургской духовной академии (О юбилейном обществе взаимопомощи) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. № 3. С. 114-115.
запросы времени путем собраний, издания журнала, брошюр и т.п.»61. Проект оказался не только живым, но и активно развивающимся! Уже в 1911 г. вышел сборник «Памятная книжка за 1910 г.» с краткой запиской об учреждении общества, экономическим отчетом, списками членов и другими материалами62. Затем каждый год, вплоть до 1916 г., Общество проводило всевозможные встречи, собрания и публиковало Памятные книжки. Всего вышло 6 выпусков63, которые теперь являются важным источником по истории академии. Довольно краткая, но, в то же время, чрезвычайно яркая и насыщенная история данного Общества все еще ожидает своего исследователя.
Подводя итог тем событиям, которыми сопровождались юбилейные торжества, посвященные 100-летию Санкт-Петербургской духовной академии, следует признать, что многие вполне уместные и важные для развития богословской науки в России предложения Совета столичной академии высшей церковной властью были отклонены или значительно урезаны и сокращены. Безусловно, в этом отразилась в том числе и нервозность, имевшая место во взаимоотношениях между академическими корпорациями и Святейшими Синодом, усилившаяся и обострившаяся во времена Первой русской революции 1905-1907 гг. Вместе с тем, списывать все неудачи только на указанное противостояние и недопонимание не совсем корректно. Следует признать, что Св. Синод, действительно, был ограничен в своих средствах и не мог в требуемых объемах выделять всем нуждающимся запрашиваемые суммы, пусть даже этими нуждающимися выступали и духовные академии. В этой связи отрадно отметить, что далеко не все проекты и предложения оказались мертворожденными. Заработал «Юбилейный фонд на издание ученых сочинений», активно свою деятельность развивало «Общество духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской духовной академии». В контексте же того, например, что Московская и Киевская духовные академии вообще вынуждены были перенести празднования своих юбилеев в 1914 и 1915 гг. до окончания военных действий64 — а фактически отказаться от их празднования навсегда, — столичная академия оказалась в более выгодном положении.
Нельзя утверждать, что данная тема, которой посвящены три наши статьи, полностью раскрыта. Одним из перспективных направлений видится изучение столичной прессы, причем не столько церковной, сколько гражданской, которая также реагировала на происходившие в академии события. Содержание, а также тональность публикаций позволят сказать многое о том, как столичная духовная академия воспринималась светским обществом.
Источники и литература
1. Александров А.И. Открытие Императорского Николаевского Университета в г. Саратове и столетие С.-Петербургской Духовной Академии. Казань, 1910. 32 с.
2. Бронзов А.А. Из жизни прежней Академии // Церковный вестник. 1909. №50-51. Стлб. 1594-1596.
3. БронзовА.А. Нравственное Богословие и С.-Петербургская Духовная Академия (Историческая справка к академическому юбилею) // Церковный вестник. 1909. №50-51. Стлб. 1589-1590.
61 Вниманию бывших питомцев С.-Петербургской духовной академии (О юбилейном обществе взаимопомощи) // Христианское чтение. 1910. № 2. С. 286-287.
62 Памятная книжка за 1910 г. Издания Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев С.-Петербургской Духовной Академии. Выпуск I. СПб., 1911.
63 Памятная книжка за 1915 г. Издания Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Императорской Петроградской Духовной Академии. Выпуск VI. СПб., 1911.
64 РГИА. Ф. 796. Оп. 202. I отд. 2 ст. Д. 481. Л. 1-3.
4. Вниманию бывших питомцев С.-Петербургской духовной академии (О юбилейном обществе взаимопомощи) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. №3. С. 114-115.
5. Вниманию бывших питомцев С.-Петербургской духовной академии (О юбилейном обществе взаимопомощи) // Христианское чтение. 1910. № 2. С. 286-288.
6. Глубоковский Н Н. Вера и богословие. Юбилейное исповедание // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1574-1576.
7. Глубоковский Н Н Священное Писание в Духовных Академиях на рубеже двух столетий. Юбилейная памятка экзегета // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1581-1584.
8. Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909-1910 учебный год. СПб., 1910. 720 с.
9. Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1910-1911 учебный год. СПб., 1911. 603 с.
10. Из академической хроники (К программе юбилейного празднества в академии) // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1608.
11. К столетию нашей Академии // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1578-1581.
12. Карпук Д.А.. «Нет надежд, что энтузиазм поднимется в профессорской среде». Подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Санкт-Петербургской духовной академии в 1909 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (9). С. 46-58.
13. Карпук Д.А. «С честью для себя и с пользой для Церкви». К вопросу о финансировании богословской науки в Санкт-Петербургской духовной академии в начале XX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №3 (11). С. 33-45.
14. Лахостский П., свящ. Лучший питомец С.-Петербургской Духовной Академии за первое столетие ее жизни // Церковный вестник. 1909. № 52. Стлб. 1625-1627.
15. Лепорский П., прот. Памяти первого ректора С.-Петербургской духовной академии архимандрита Евграфа // Церковный вестник. 1909. № 46. Стлб. 1427-1429; № 47. Стлб. 1460-1462.
16. Миртов Д.П. Первые профессоры философии в нашей академии // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1600-1602; № 52. Стлб. 1627-1633.
17. Памятная книжка за 1910 г. Издания Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев С.-Петербургской Духовной Академии. Выпуск I. СПб., 1911.
18. Памятная книжка за 1915 г. Издания Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Императорской Петроградской Духовной Академии. Выпуск VI. СПб., 1911.
19. Покровский Н. В. Церковная ареология в С.-Петербургской Духовной Академии // Церковный вестник. 1909. №50-51. Стлб. 1591-1593.
20. Пономарев А. И. В «Новой Академии» — с 60-х годов XIX века (По личным воспоминаниям) // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1603-1607.
21. Пономарев А.И. В «старые годы» нашей Академии: ее устав и в связи с ним — некоторые черты жизни и быта (до 60-х годов прошлого века) // Церковный вестник. 1909. №49. Стлб. 1526-1531.
22. Пономарев А.И.Накануне академического юбилейного праздника // Церковный вестник. 1909. №47. Стлб. 1457-1460.
23. Пономарев А.И.Открытие нашей Академии и первые годы ее исторической жизни // Церковный вестник. 1909. №48. Стлб. 1489-1492.
24. Пономарев А.И. Столетие С.-Петербургской Духовной Академии (1809-1909) // Церковный вестник. 1909. №50-51. Стлб. 1569-1574.
25. РГИА. Ф. 796. Оп. 190. I отд. 2 ст. Д. 26. О разрешении празднования столетнего юбилея С.-Петербургской духовной академии.
26. РГИА. Ф. 796. Оп. 196. I отд. 2 ст. Д. 40. О предоставлении права ношения знака 100-летнего юбилея С.-Петербургской духовной академии лицам, окончившим академию до 1909 года.
27. РГИА. Ф. 796. Оп. 202. I отд. 2 ст. Д. 481. О праздновании 300-т летнего юбилея Киевской духовной академии.
28. Сагарда Н.И. Труды С.-Петербургской Духовной Академии по переводу творений святых отцов Церкви и древне-церковных писателей // Церковный вестник. 1909. № 50-51. Стлб. 1596-1600.
29. Соколов И.И. С.-Петербургская духовная академия и греческий Восток (К столетию академии) // Церковный вестник. 1909. №49. Стлб. 1531-1536; №50-51. Стлб. 1584-1588.
30. Соллертинский С., прот. Опыт исторической записки о состоянии С.-Петербургской Духовной Академии. По случаю столетнего ее юбилея 1809-1909. СПб., 1910. 99 с.
31. Столетие С.-Петербургской духовной академии // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. № 1. С. 17-20.
32. Столетний юбилей С.-Петербургской Духовной Академии // Церковный вестник. 1909. № 52. Стлб. 1622-1625.
33. Т. Библиографические заметки. Проф. прот. Соллертинский. Опыт исторической записки о состоянии СПб. Духовной Академии по случаю столетнего ее юбилея 1809-1909 г. СПб., 1910 г. 100 с. // Церковный вестник. 1910. № 15-16. Стлб. 490-491.
34. Хроника // Прибавления к Церковным ведомостям. 1909. № 51-52. С. 2433-2434.
35. Юбилейные приветствия С.-Петербургской Духовной Академии в день столетнего ее юбилея, 17 декабря 1909 г. // Церковный вестник. 1910. № 1. Стлб. 1-2; № 3. Стлб. 68-70; №6. Стлб. 164-166.