Научная статья на тему '«Стражи академического святилища». Петроградская Духовная Академия в 1918 году'

«Стражи академического святилища». Петроградская Духовная Академия в 1918 году Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Санкт-Петербургская духовная академия / Санкт-Петербургский университет / Первая Мировая война / епископ Анастасий (Александров) / Н. Н. Глубоковский / И. Е. Егоров / Э. Д. Гримм / А. В. Луначарский. / Russian Orthodox Church / St. Petersburg Theological Academy / St. Petersburg University / World War I / bishop Anastasiy (Aleksandrov) / N. N. Glubokovsky / I. E. Egorov / E. D. Grimm / A. V. Lunacharsky.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитрий Андреевич Карпук

В статье на основании опубликованных и архивных источников рассматривается научно-исследовательская и педагогическая деятельность профессоров Петроградской духовной академии в 1918 г. Внимание уделено защитам магистерских диссертаций, учебным занятиям студентов высшего духовного учебного заведения Петрограда. Показана неудавшаяся попытка ректора академии епископа Анастасия (Александрова) и членов профессорско-преподавательской корпорации (Н. Н. Глубоковского, С. М. Зарина, В. С. Серебреникова, И. М. Волкова и др.) спасти академию путем присоединения ее в качестве одного из факультетов, под названием «Религиозно-философский институт», к Петроградскому университету. Со стороны университета в переговорах принимали участие профессора Э. Д. Гримм, А. И. Введенский, И. А. Ивановский и Н. Я. Марр. К сожалению, по целому ряду причин этот предполагавшийся и разработанный симбиоз академии и университета не состоялся. В итоге в 1918 г. Петроградская духовная академия прекратила свою деятельность вплоть до 1946 г., когда были открыты Ленинградские духовные академия и семинария. Данная статья является переработанным вариантом Актовой речи, представленной в день престольного праздника Санкт-Петербургской Духовной Академии 9 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дмитрий Андреевич Карпук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Guardians of the Academic Sanctuary”. Petrograd Theological Academy in 1918

Based on published and archival sources, the article considers research and teaching activities of professors of the Petrograd Theological Academy in 1918. Paid is attention to the defenses of master’s dissertations, studies of students of higher theological educational institutions of Petrograd. Shown is a failed attempt made by the academy’s rector bishop Anastasiy (Alexandrov) and members of the teaching corporation (N. N. Glubokovsky, S. M. Zarin, V. S. Serebrenikov, I. M. Volkov, etc.) to save the academy by joining it as one of the faculties, entitled “Religious and Philosophical Institute”, to the Petrograd University. From the university side, professors E. D. Grimm, A. I. Vvedensky, I. A. Ivanovsky and N. Ya. Marr took part in the negotiations. Unfortunately, for a number of reasons, this supposed and developed symbiosis of the academy and the university did not take place. As a result, in 1918 the Petrograd Theological Academy ceased its activity until 1946, when it was opened again as Leningrad Theological Academy and Seminary. This article is redrafted version of the Act speech presented on the feast day of the St. Petersburg Theological Academy on October 9, 2018.

Текст научной работы на тему ««Стражи академического святилища». Петроградская Духовная Академия в 1918 году»

DOI: 10.24411/2587-8425-2019-10004

История Санкт-Петербургской Духовной Академии

Д.А. Карпук

«СТРАЖИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СВЯТИЛИЩА». Петроградская Духовная Академия в 1918 году

В статье на основании опубликованных и архивных источников рассматривается научно-исследовательская и педагогическая деятельность профессоров Петроградской духовной академии в 1918 г. Внимание уделено защитам магистерских диссертаций, учебным занятиям студентов высшего духовного учебного заведения Петрограда. Показана неудавшаяся попытка ректора академии епископа Анастасия (Александрова) и членов профессорско-преподавательской корпорации (Н. Н. Глубоковского, С. М. Зарина, В. С. Серебреникова, И. М. Волкова и др.) спасти академию путем присоединения ее в качестве одного из факультетов, под названием «Религиозно-философский институт», к Петроградскому университету. Со стороны университета в переговорах принимали участие профессора Э. Д. Гримм, А. И. Введенский, И. А. Ивановский и Н. Я. Марр. К сожалению, по целому ряду причин этот предполагавшийся и разработанный симбиоз академии и университета не состоялся. В итоге в 1918 г. Петроградская духовная академия прекратила свою деятельность вплоть до 1946 г., когда были открыты Ленинградские духовные академия и семинария. Данная статья является переработанным вариантом Актовой речи, представленной в день престольного праздника Санкт-Петербургской Духовной Академии 9 октября 2018 г.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербургский университет, Первая Мировая война, епископ Анастасий (Александров), Н. Н. Глубоковский, И. Е. Егоров, Э. Д. Гримм, А. В. Луначарский.

Последнее десятилетие существования Санкт-Петербургской духовной академии в Российской империи оказалось довольно насыщенным. Уже в годы Первой русской революции 1905-1907гг. высшая богословская школа на Неве, как, впрочем, и все остальные академии — в Москве, Киеве, Казани, согласно «Временным правилам 1905 г.»1 приобрели так называемую академическую автономию2, которую одни профессора и студенты воспринимали как глоток свежего воздуха и освобождение от бюрократических оков синодального надзора, а другие считали это торжеством оголтелого и непозволительного для людей церковных либерализма и вольнодумства3.

Дмитрий Андреевич Карпук — кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, главный редактор «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии» (vspbda@yandex.ru).

1 Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870— 1918 гг.). М., 2012. С. 72-73; Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005. С. 30.

2 В Санкт-Петербургской духовной академии в апреле 1908 г., согласно Временным правилам, на заседании Совета впервые в истории духовной школы чрез процедуру голосования (19 против 4) на должность ректора был избран профессор протоиерей Тимофей Налимов. В новой должности он был даже утвержден указом Святейшего Синода от 30 апреля 1908 г., но уже через месяц отказался от назначения. Должность ректора временно исполнял инспектор академии архимандрит, впоследствии архиепископ Полтавский Феофан (Быстров). См.: Избрание нового ректора академии. В С.-Петербургской духовной академии // Церковный вестник. 1908. № 15-16. Стлб. 455-456.

3 См. критику профессоров Санкт-Петербургской духовной академии начала XX в.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии / Ред.-сост. митр. С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). СПб., 1994. С. 210.

В 1908-1909 гг. последовала реакция в виде инициированных Святейшим Синодом проверок всех академий, по результатам которых произошло, в том числе, редкое для этой эпохи явление — увольнение профессоров4. Именно в этот период — надо признать, довольно депрессивный — столичная академия торжественно, насколько это вообще было возможно, отпраздновала свое 100-летие5. В 1910-1911 гг. был принят очередной, четвертый по счету6, академический устав, по мнению современников, крайне реакционный7. Чрезвычайно помпезные, но довольно блеклые по последствиям — если говорить о Русской Православной Церкви — торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых, для духовных академий, и Петербургской в том числе, вылились в приставку в названии8. Теперь академия в течение последующих четырёх лет именовалась Императорской. Первая Мировая война, когда десятки учащихся вынуждены были уходить на фронт9, а также революции 1917 года кардинальным образом повлияли на учебный процесс, на повседневную, некогда размеренную, жизнь профессоров и студентов10.

Однако несмотря на масштабные внешние изменения в жизни страны и общества, несмотря на стесненные бытовые условия, Санкт-Петербургская духовная академия по-прежнему продолжала заниматься: во-первых, научно-исследовательской работой; во-вторых, духовным воспитанием и богословским образованием сегодняшних

4 В 1909 г. по результатам ревизии всех четырех духовных академий из Санкт-Петербургской духовной академии были уволены профессора Д. И. Абрамович, В. Н. Бенешевич и Н. К. Никольский. См.: Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 19081909 учебный год. СПб., 1909. С. 366-379.

5 Александров А. И. Открытие Императорского Николаевского университета в г. Саратове и столетие С.-Петербургской Духовной Академии. Казань, 1910; КарпукД.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. Дисс. ... канд. богословия. СПб., 2008. С. 338-346.

6 Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. М., 2009. С. 73.

7 Профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре русской гражданской истории П.Н. Жукович по поводу Академического устава 1910-1911 гг. высказывался следующим образом: «Тревожных признаков оскудения духовной науки имеется не мало. Философия, столь близкая к богословию, когда-то была у нас в России по преимуществу духовно-академической наукой, а теперь она почти совсем ушла из академий в университеты. Теперь и для цер-ковно-исторической науки, сравнительно процветавшей в некоторых академиях, наступают по-видимому, худшие дни. Среди академических историков — зловещее уныние. О новом подъеме научного духа, научной инициативы и энергии — всего менее можно и думать». См.: Жукович П. Н. Несколько мыслей о духовно-академической научно-литературной производительности // Церковный вестник. 1910. №34. Стлб. 1055.

8 С 1913 г. все четыре духовных академии в России получили право именоваться «Императорскими». Правда, продолжалось это только до 1917 г.

9 Чернова А. И. Наставники, студенты и выпускники Петроградских духовных школ на полях сражений Первой Мировой войны. (Биографический список) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 72-120.

10 Карпук Д. А. Императорская Петроградская Духовная Академия (ныне Санкт-Петербургская Духовная Академия) // Вузы Петрограда в годы Первой мировой войны. СПб., 2018. С. 146-147.

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии в 1913-1918 гг. епископ Анастасий (Александров)

Императорский Санкт-Петербургский университет. Нач. XX в.

студентов, завтрашних пастырей — некоторым из них в скором времени доведется пострадать за Христа и принять мученический венец11.

Научная деятельность учебного заведения, вполне справедливо, традиционно ассоциируется с монографическими исследованиями и статьями профессоров и доцентов. Особое место в этой нише занимают диссертационные исследования12. Если говорить о дореволюционной академии, то речь идет о диссертациях на соискание ученых магистерских и докторских степеней. И если последняя докторская защита в Петроградской академии состоялась еще в 1917 г.13, то магистерские работы активно защищали и в 1918 г.14 Так, выпускник Петроградской академии, преподаватель Ви-фанской семинарии Серафим Афанасьевич Федченков 16 января публично защитил

11 Полный список святых, связанных с Санкт-Петербургскими духовными школами, см. здесь: Список святых, начальствовавших, учивших и учившихся в Санкт-Петербургских духовных школах // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. №1. С. 198-200.

12 Статистика присуждения ученых богословских степеней магистра и доктора в период с 1869 по 1918 гг. по четырем духовным академиям выглядит следующим образом: Санкт-Петербургская духовная академия — 38 докторских и 101 магистерская; Московская духовная академия — 42 и 123; Киевская духовная академия — 23 и 99; Казанская духовная академия — 43 и 130. Всего: 146 докторских степеней и 453 магистерских степени. См.: Сухова Н.Ю. Русская богословская наука... С. 221-227. Сравнительный анализ присуждения ученых богословских степеней в Санкт-Петербургской духовной академии в синодальный, советский и новейший периоды см.: Карпук Д.А. Богословская наука в Санкт-Петербургской духовной академии (К 295-летию со дня окончания и 70-летию со дня возрождения) // Христианское чтение. 2016. №6. С. 16-17.

13 Последнее присуждение докторской степени состоялось в мае 1917 г. Ученой степени доктора церковной истории был удостоен профессор Московской духовной академии И. В. Попов, в настоящее время причисленный к лику святых как мученик, за диссертацию на тему: «Личность и учение блаженного Августина. Т. 1.» (Сергиев Посад, 1916). Официальными оппонентами выступили профессора Д. П. Миртов и Н. И. Сагарда. См.: ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3870. Л. 94-94а.

14 В 1918 г. свои магистерские диссертации успешно защитили преподаватель Вифанской духовной семинарии С. А. Федченков (Св. Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность») и исполняющий должность доцента Петроградской духовной академии Н. В. Малицкий («Евхаристический спор на Западе в IX в.»). См.: ЦгИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 4-4 об., 9-10, 82-83, 96-97.

Студенты Санкт-Петербургской духовной академии. Нач. XX в.

магистерскую работу на тему: «Св. Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность»15. В данном случае нельзя не обратить внимания на дату — 16 января. Всего через три дня буквально в двухстах метрах от академии — в Митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры — будет убит протоиерей Петр Скипетров16, защищавший обитель при попытке ее захвата большевиками. Мученическая кончина — и защита диссертации. Такое ощущение, что перед нами две параллельные реальности. Но и это еще не все. В стране проливается кровь, в Киеве убит митрополит Владимир (Богоявленский)17, а в академии священник Павел Аникиев представляет на соискание ученой степени магистра богословия рукописное сочинение: «Мистика преп. Симеона Нового Богослова. Опыт построения теории православной мистики по творениям преп. Симеона Нового Богослова»18. В относительно далеком Бресте

15 Серафим Афанасьевич Федченков окончил курс академии со степенью кандидата богословия первого разряда в 1912 г., заняв в разрядном списке выпускников место под № 2. Тогда же Советом академии он оставлен был при академии на годичный срок в качестве профессорского стипендиата при первой кафедре Патрологии. По итогам обучения в академии у него был следующий результат — 4.869 балла. Избранная им тема для магистерской диссертации была одобрена Советом академии, согласно журнальному определению от 12 мая 1914 г. Официальными оппонентами выступили ординарный профессор А. И. Бриллиантов и экстраординарный профессор Н. И. Сагарда. См.: Там же. Л. 4-5, 9-10 об.

16 Бронзов А.А. Пастырь-мученик. (Памяти прот. Петра Скипетрова) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 2. С. 87-90.

17 ГалкинА.К., Дамаскин (Орловский), игум. Владимир (Богоявленский), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 629-634; Сазонов О. В. Жизнеописание и христианский подвиг высокопреосвященного Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Тамбов, 2016. С. 469-486.

18 Священник Павел Аникеев в июне 1906 г. был удостоен степени кандидата богословия за представленное сочинение на тему: «Опыт выяснения по данным Библии и разуму св. отцев, преимущественно преп. Симеона Нового Богослова — природы мистического восприятия, как основного проявления жизни человеческого духа в недрах Царства Божия». Тема магистерской диссертации была утверждена решением Совета академии 14 октября 1913 г. (ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 110 об.-111).

подписывается позорный мир, а в академии профессорский стипендиат Николай Листвинов просит утвердить тему магистерской работы: «Теистическая система Фихте Младшего и ее оценка с точки зрения задач христианской апологетики»19. Так и хочется сказать: «Молодой человек, какой Фихте, когда в стране разруха и хаос!?» Однако именно это стоическое спокойствие и жажда исследовательской работы делает честь деятелям церковной науки того времени.

Вообще, последнее десятилетие существования нашей академии интересно тем, что именно тогда — в нулевые и, особенно, десятые годы XX столетия — происходила смена поколений. На смену мэтрам приходили молодые ученые и специалисты. Многим сейчас хорошо известны имена выдающихся наших профессоров и преподавателей, таких как Василий Васильевич Болотов20, Николай Васильевич Покровский21, Антон Владимирович Карташев22, Николай Иванович Сагарда23. Но кто знает, быть может, если бы не последующие события и не закрытие академии, то сейчас гораздо большим почетом и известностью пользовались бы такие имена как Нил Михайлович Малахов24,

Доцент Виктор Адрианович Беляев (1883 — не ранее 1953)

19 Н. Листвинов окончил Петроградскую духовную академию в 1917 г. См.: Там же. Л. 6 об.

20 Болотов Василий Васильевич (1853-1900) — профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории Древней церкви с 1879 по 1900 гг. См.: Храпов А.В. Болотов Василий Васильевич // Православная энциклопедия. Т. V. М., 2002. С. 663-668.

21 Покровский Николай Васильевич (1848-1917) — ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковной археологии и литургии, доктор церковной истории. О нем см.: ПивовароваН.В. Н.В. Покровский: личность, научное наследие, архив // Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга / Под. ред. И. П. Медведева. СПб., 2004. С.41-118; Санюк Г., свящ. Литургическая наука в Санкт-Петербургской Духовной Академии на рубеже XIX-XX вв. (К 100-летию со дня кончины проф. Н. В. Покровского) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 101-112; «Академия идет в глубь веков и черпает свои живительные силы в богословской науке древне-вселенской церкви, с которою сохраняет постоянную и неразрывную связь» (из неопубликованного Отчета о состоянии Петроградской духовной академии за 1917 г.) (Вступ. статья, публ. и примеч. Д. А. Карпук, К. Бабак) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. №1. С. 115-117.

22 Карташев Антон Владимирович (1875-1960) — исполняющий должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории Русской церкви с 1900 по 1905 гг. См.: Бычков С.П. Карташев Антон Владимирович // Православная энциклопедия. Т.XXXI.М., 2013. С. 373-377; КарпукД.А. Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX-XX вв. // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 182-191.

23 Сагарда Николай Иванович (1870-1943 (16 марта 1942-?)) — профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре патрологии с 1905 по 1918 гг. См.: ДанилушкинМ.Б. От издательства // Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., 2004. С. 5-12; Коваль Т.В. Жизнь, посвященная науке // Сагарда Н.И. Лекции по патрологии века. Под общей и научной ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. С. ХVI-XXXVI.

24 Малахов Нил Михайлович (1884-1934) — доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре основного богословия с 1911 по 1918гг. См.: КарпукД.А.. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н.М.Малахова. Период 1911-1918гг. // Труды кафедры

Виктор Адрианович Беляев25, Иван Михайлович Волков26, Дамиан Арсеньевич Зиньчук27, Григорий Васильевич Прохоров28, Вячеслав Георгиевич Соломин29. Именно они, ставшие «потерянным поколением», впитав лучшие традиции Санкт-Петербургской духовной академии, занимались развитием церковной науки. Именно они должны были вывести отечественное богословие на уровень европейской, а в некоторых сферах — что уже и происходило, например, в области византиноведения — и превзойти своих западных коллег. Однако Господь судил иначе. И теперь эти имена, увы, мало или совсем неизвестны даже специалистам.

Теперь что касается учебного процесса и жизни студентов. Уже первые годы Мировой, или Отечественной, как ее тогда называли, войны внесли существенные изменения в учебный процесс, главное из которых сводилось к тому, что теперь учебный год начинался поздно, а заканчивался рано. Исключением не стал и 19171918 учебный год. Занятия начались только 1 декабря, а уже 10 января студенты обратились в Совет академии с просьбой прекратить занятия в конце текущего месяца, с тем, чтобы в феврале провести экзаменационную сессию. Учащиеся IV курса поставили Совет перед фактом, что если экзамены не состоятся в первой половине февраля, то они будут вынуждены разъехаться по домам, «не державши совсем экзаменов, так как их продовольственные запасы к этому времени совершенно истощатся, а произвести закупку новых не представляется решительно никакой

богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2017. № 1. С. 8-17; Лушников Д., свящ. Критический разбор курса основного богословия преподавателя Петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884-1934) // Там же. С. 18-24.

25 Беляев Виктор Адрианович (1883 — не ранее 1953) — с 1909 по 1918 гг. доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре систематической философии. С 1 сентября 1919 г. по 1 ноября 1921г. — профессор кафедры философии Петроградского университета, в 19211922 гг. — профессор Педагогического института. С апреля 1922 г. по 10 января 1929 г. работал в Публичной библиотеке. См.: ШиловЛ.А. Беляев В.А. // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб., 1999. С. 91-94.

26 Волков Иван Михайлович (1882-1919) — с 1916 по 1918 гг. доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Древнего Востока.

27 Зиньчук Дамиан Арсеньевич (^ не ранее 1921) — с 1910 по 1911гг. исполняющий должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре библейской истории, с 1912 по 1918 гг. исполняющий должность доцента по кафедре русской гражданской истории.

28 Прохоров Григорий Васильевич (1880-1942) — в 1904 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия; с 17 декабря 1904 г. — помощник секретаря Совета академии; с 15 июня 1906 г. — помощник инспектора академии; 24 января

1912 г. — магистр богословия («Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланско-го». СПб., 1912); с 22 ноября 1912 г. — доцент по кафедре истории русской литературы; с 4 мая

1913 г. — экстраординарный профессор сверх штата; с 1 марта 1913 г. по 1 мая 1914 г. — редактор «Церковного вестника»; с 29 сентября 1914 г. по 1918 г. — штатный ординарный профессор.

29 Соломин Вячеслав Георгиевич (^ 1918) — исполняющий должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права с 1911 по 1918 гг. См.: ^ В. Г. Соломин // Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 18. С. 474.

Профессор Григорий Васильевич Прохоров (1880-1942)

возможности»30. Совет пошел навстречу и удовлетворил эту просьбу. Как результат, учебный год длился всего два месяца. И, например, профессор Н. Н. Глубо-ковский прочитал по Священному Писанию Нового Завета всего лишь 12 лекций в течение шести дней. Некоторые нынешние студенты, наверное, позавидуют. Впрочем, напрасно, поскольку тот же Глубоковский для самостоятельной работы, которую необходимо было выполнить для сдачи экзамена, дал задание проштудировать — именно проштудировать, а не подержать в руках — 23 монографии и брошюры, общим объемом (нами даже специально было подсчитано) 7057 (!) страниц31, и это тоже за два месяца и только по одному предмету! Это к вопросу об уровне преподавания в дореволюционных духовных академиях.

Одновременно с этим некоторые сохранившиеся студенческие прошения того времени показывают, насколько непростой и сложной была судьба многих из них. Например, некоторые студенты возвращались с фронта и пытались восстановиться, чтобы продолжить и завершить свое образование. Так, студент III курса Михаил Руженцов сообщает: «24 января 1918 года комиссией врачей при лазарете Гвардейского запасного артиллерийского дивизиона я освобожден вовсе от военной службы. Желаю продолжить свое образование в академии, прошу Совет разрешить мне держать переходные экзамены и представить письменную работу за 3-й курс»32. Подобного рода прошения утверждались, как правило, без проволочек. Кто-то просто просил допустить до переходных экзаменов, несмотря на то, что не посещал лекции и не предоставил необходимые семестровые сочинения и проповеди. Так, например, студент III курса иеродиакон Кирилл (Янич) просил перевести его на следующий

30 Учащиеся первых трех курсов присоединились к выпускникам: «Студенты I, II и III курсов Петроградской духовной академии, обсудив 10 января с. г. настоящее положение вещей, решили в виду скудости питания, граничащего с недоеданием и, без сомнения, отражающейся на состоянии наших психических и физических сил и совершенного иссякновения к 1 марта закупленной провизии, просит Совет Петроградской духовной академии окончить текущий учебный год к марту месяцу, употребив на экзамены февраль месяц» (ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 7-7 об.).

31 В рекомендованный список Н. Н. Глубоковского для домашнего задания вошли следующие исследования, имеющие наибольшую научную ценность: 1. БогдашевскийД.И. (Епископ Василий). Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. Вып.П. Киев, 1911; 2. Его же. Лжеучители, обличаемые в первом послании св. апостола Иоанна. Киев, 1890; 3. Его же. Объяснительные замечания к наиболее трудным местам Соборного послания св. апостола Иакова. Киев, 1894; 4. Бухарев А.М. (архим. Феодор). Исследование Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916; 5. Георгий (Ярошевский), еп. Соборное послание св. апостола Иакова. Киев, 1901; 6. Глубоковский Н. Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Т. 2. СПб., 1910. (23-811; 825-1240); 7. Его же. Искупление и искупитель по Евр 2. Петроград, 1917; 8. Его же. О втором послании св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Петроград, 1915; 9. Его же. Ходатай Нового Завета, Сергиев Посад, 1915; 10. Его же. Христос и ангелы. Петроград, 1915; 11. Знаменский Д. В. Учение св. апостола Иоанна Богослова в четвертом Евангелии о лице Иисуса Христа. Киев, 1907; 12. Никанор (Каменский), еп. Экзегетико-критическое исследование послания св. Апостола Павла к Евреям. Казань, 1903; 13. Николин И.П. Деяния святых Апостолов. Сергиев Посад, 1895; 14. Орфанитский И. А., свящ. Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. М., 1904; 15. Петров Н.В., свящ. Об искуплении. Казань, 1915; 16. ПономаревП.П. О спасении. Казань, 1917; 17. СагардаН.И. Первое соборное послание св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Полтава, 1903; 18. СветловП.Я, свящ. Значение Креста в деле Христовом. 2-е изд.; 19. Страхов Вл. Н, свящ. Второе послание св. Апостола Павла к Фессалоникийцам. Сергиев Посад, 1911; 20. Тареев М.М. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. М., 1901; 21. Флоренский П.А., свящ. «Не восхищение непщева». Сергиев Посад, 1915; 22. Чекановский А. И. К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 1910; 23. Четыркин В.В. Апокалипсис св. апостола Иоанна Богослова. Петроград, 1916 (См.: Глубоковский Н.Н. Академические обеты и заветы: Из академических уроков за 1891-1918 учебные годы; Из автобиографических записок; Обращение к выпускникам, учащимся и наставникам Вологодской духовной семинарии. М., 2005. С. 67).

32 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 30 об.

курс: «Лекции не мог посещать постоянно так как был принужден ехать за границу до Рождества, а потом все время занимался по распоряжению сербского митрополита в комитете вспомоществования сербским беженцам в России»33. В подобных случаях Совет академии кому-то разрешал, кому-то нет.

Встречается еще один вид прошений, характерный исключительно для 1918 г. Например, студент III курса диакон Семен Никиташин просит Совет разрешить ему сдать экзамены по всеобщей и русской гражданской истории. Эти предметы он не должен был сдавать, поскольку у него изначально была другая специализация. Возникает вопрос, зачем ему сдавать еще один или даже несколько дополнительных экзаменов. Ответ прост и содержится он в самом прошении: «К этой просьбе меня побуждают современные обстоятельства, ибо возможно, что со временем придется зарабатывать кусок хлеба от преподавания этих предметов»34. Помогли ли отцу Семену и другим таким просителям эти экзамены, сказать сложно, но скорее всего, что вряд ли.

Встречаются и совсем особые прошения. Так, выпускник академии Феодосий Коцюбинский в феврале 1918 г. обратился в Совет по просьбе командира и офицеров Гвардии Павловского резервного полка с ходатайством принять на хранение в академию офицерскую полковую библиотеку, состоящую, как указывалось в обращении, «из 7-8 шкафов и содержащей около 300 томов»35. Интересно, что речь шла, в первую очередь, не о передаче навсегда, а только о хранении. В прошении так и говорилось: «Библиотека составлена исключительно на средства офицеров полка и составляет их собственность. Хранить ее, как прежде, при полковом офицерском собрании не представляется возможным в виду ликвидации полка и передачи зданий красной армии. Павловская офицерская семья желала бы сохранить свою библиотеку в неприкосновенности с тем, чтобы со временем получить ее обратно при наступлении более благоприятных условий...»36.

Нельзя не обратить внимания на тот факт, что офицеры полка надеялись, что ситуация измениться и у их подразделения еще будет будущее. О своем будущем думала и академия. Хотя в 1918 г. ситуация с каждым месяцем только усугублялась. Дело в том, что согласно решению Совнаркома и постановлению Нар-компроса от 11 декабря 1917 г. все духовно-учебные заведения, включая духовные академии, со всеми зданиями, земельными участками, библиотеками и другими ценностями передавались в ведение Народного комиссариата по просвещению37. После издания в январе 1918 г. известного «Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах»38, Церковь была лишена всех государственных денежных ассигнований. Другими словами, вопрос о закрытии академии, положение которой

33 Там же. Л. 30.

34 Там же. Л. 52 об.

35 Там же. Л. 51.

36 Там же. Л. 51-51 об.

37 В постановлении Наркомпроса «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» от 11 декабря 1917 г. говорилось, что передаче из духовного ведомства в ведение Комиссариата народного просвещения «подлежат все церковно-приходские (начальные одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие, носящие различные названия, низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства, со штатами, ассигновками, движимыми и недвижимыми имуществами, т. е. со зданиями, надворными постройками, с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями, с усадьбами (если таковые окажутся), с библиотеками и всякого рода пособиями, ценностями, капиталами и ценными бумагами и процентами с них и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных школ и учреждений». Цит. по: Сорокин А. «Закон Божий нам не гожий!» Как большевики строили светское государство в октябре-декабре 1917 года // Родина. 2017. № 11. С. 123-124.

38 Декрет СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви // Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917-1918 г.: Сборник

сами профессора называли не просто критическим, а архикритическим, можно было считать решенным. Действительно, уже в марте 1918 г. красноармейцы предприняли попытку захватить здание академии и вселиться в него39. И помешала им это осуществить, как это не парадоксально, сама советская власть, точнее некоторые ее представители.

Дело в том, что еще 26 января ректора Петроградской духовной академии епископа Анастасия (Александрова)40 вызвал к себе комиссар Народного просвещения по отделу высших учебных заведений Иван Егорович Егоров41. Между ними состоялся довольно напряженный, но интересный и важный для академии разговор. Во-первых, Егоров, представившийся человеком, уважающим гуманитарные науки — в частности, богословские, поскольку был филологом по образованию, — высказался в пользу сохранения академии. Именно поэтому он потребовал в кратчайшие сроки прислать смету на содержание академии на первые три месяца 1918 г., чтобы успеть включить ее в общую смету по Петроградским высшим учебным заведениям. Другими словами, советская власть в лице Егорова предлагала академии материальную помощь! Но не только. Именно Егоров призвал ректора и профессоров нашей академии подумать о своем будущем, а именно о возможности присоединения духовной академии к Петроградскому университету в качестве одного из факультетов42.

документов / Отв. ред. прот. Владимир Воробьёв, отв. сост. Л. Б. Милякова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 132.

39 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 141 об.-142.

40 Епископ Анастасий (Александров) стал последним ректором Санкт-Петербургской духовной академии в синодальной период, возглавляя духовную школу с 1913 по 1918 гг. В столицу владыка был переведен из Казанской духовной академии. См.: Богданова Т.А. Анастасий (Александров), епископ // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 235-236; Карпук Д.А. История взаимоотношений Санкт-Петербургской и Казанской духовных академий в конце XIX — начале XX вв. // Православный собеседник: Альманах Казанской духовной семинарии. 2009. № 1 (18). С. 175-178.

41 Егоров Иван Васильевич (1887-1971) — общественный и политический деятель, работник высшей школы, историк революционного движения. С 8 декабря 1917 г. по 26 февраля 1918 г. являлся комиссаром отдела высших учебных заведений и научных учреждений Наркомпроса РСФСР. См.: Гаврилова О.А., ПетровВ.В. «Надо уделить первостепенное внимание изучению прошлого университета...»: Петроградский / Ленинградский университет 1918-1931 гг. в воспоминаниях И. В. Егорова // Новейшая история России. 2014. №2 (10). С. 227-228.

42 По поводу встречи И. Е. Егорова и ректора академии в отчете, представленном на рассмотрение Совета академии, говорилось следующее: «От лица государственной комиссии комиссаром было высказано предположение, что, может быть, для академии при настоящих условиях будет более целесообразным войти в состав университета, как его православно-богословский факультет. Предположение это было выражено в приготовленной тотчас же бумаге на имя нашего Совета, от 27 января, таковой: "Комиссариат Народного Просвещения предлагает Совету профессоров Духовной академии высказаться по вопросу о присоединении Духовной Академии к университету в качестве богословского факультета с оставлением инвентаря и библиотеки в ведении академии". <...> По заявлению комиссара, он, взяв на себя задачу, по предложению государственной комиссии, войти в личное общение с академией и предлагая указанные меры, стремится, как человек, уважающий гуманитарные наук и богословские в частности (сам он филолог по образованию), оградить академию от тех внешних посягательств на ее жизнь

Иван Васильевич Егоров (1887-1971)

Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937)

Академия отреагировала живо. Была создана специальная комиссия, избраны делегаты для участия в переговорах43. И если отношение к делу профессоров академии выглядело вполне понятным, то реакция университета могла быть какой угодно. Ведь речь шла не только и не столько о ректоре учебного заведения. В переговорах участвовали представители всех факультетов44. И самое замечательное заключается в том, что никакого противодействия со стороны светской профессуры не наблюдалось. Скорее наоборот, полное сочувствие45. Вот как об этом сообщал Глубоковский членам академического Совета в феврале 1918 г.: «Я должен констатировать, что со стороны участвовавших в Совещании членов Университета мы встретили такую внимательную и заботливую предупредительность, что выше ее не только невозможно желать, но даже нельзя и представить. Они решительно заявили, что университет готов все сделать для академии, как культурно-религиозного научно-просветительского учреждения, не предлагая от себя никаких стесняющих обстоятельств»46. Особую

и имущество и благополучие ее деятелей, каковые вполне возможны в настоящее неустойчивое и бурное время.» (ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 37).

43 На заседании Совета академии 7 февраля 1918 г. делегатами на совещание в университет были избраны: еп. Анастасий, профессора И. С. Пальмов, В. С. Серебреников, Н. Н. Глубоковский и доц. И. М. Волков. В качестве делегатов на предварительное совещание были направлены В. С. Серебреников и С. М. Зарин. См.: Там же. Л. 40-41.

44 Для обсуждения вопроса о присоединении академии к университету в самом университете была создана специальная комиссия, в состав которой вошли заслуженные профессора: А. И. Введенский от историко-филологического факультета, И. А. Ивановский от юридического факультета и Н. Я. Марр от факультета восточных языков. См.: Там же. Л. 49.

45 В своем сообщении членам профессорско-преподавательской корпорации Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковский сообщал следующее: «На Совещании выяснилось, что Университет ни в каком случае не стремится к превращению нашей А1тае Matris в богословский факультет и отвергает самую возможность этого, а решительно желает, чтобы она сохранялась в своем прежнем устройстве, как именно Православная Духовная Академия, имеющая свои высокие научные интересы и великие церковно-практические задачи, поелику лишь при этом условии православное христианство во всем его объеме — учения, истории, быта — будет научно и объективно представлено в его собственном понимании, истолковании и применении. В этом виде приобщение Академии может послужить и к некоторому обновлению университетской конструкции, ибо рамки факультетского распорядка оказываются теперь несколько тесными. Светские науки, необходимые для полного развития духовно-академического знания, по-прежнему удерживаются в Академии, которая в административном отношении тоже не подвергается ломке, ибо объединение ее с Университетом будет осуществляться чрез особый Сенат, куда войдут уполномоченные представители всех союзных учено-педагогических учреждений. Предполагается симбиоз взаимообщения и взаимного содействия для достижения каждым из членов этой федерации своих специальных научно-просветительских целей» (Там же. Л. 45).

46 Там же. Л. 43-43 об.

благодарность Глубоковский выражал ректору университета Эрвину Давидовичу Гримму47, отзывчивость которого «уже теперь делает нам ценную духовную поддержку в наших тяжких условиях и должна быть особо отмечена в анналах Академии по своей высокой моральной значимости, чем бы не разрешились фактически наши дальнейшие сношения с университетом»48.

Последняя оговорка выдающегося ученого особо важна. Николай Никанорович довольно трезво смотрел на происходящие события, и некоторые его высказывания, к сожалению, оказались пророческими. Однако несмотря на некий, своего рода, пессимизм он не только не бросал усилий по спасению академии, но и других поддерживал и призывал к этой борьбе: «Пред нами стоит вопрос, который в такой роковой важности еще никогда не возникал во всей Профессор Эрвин Давидович

истории академии, ибо дело идет о самой ее Гримм (187СЫ940)

судьбе, даже о самом ее существовании. Волей

Промысла мы оказываемся стражами академического святилища, и наша непременная обязанность сохранить во время бури священный огонь в свойственной яркости и неомраченной чистоте. Мы должны забыть все личные и частные интересы и сосредоточить свои усилия исключительно на этой одной цели»49.

К сожалению, переговоры с университетом, в конце концов, закончились ничем, хотя контакты продолжались до поздней осени 1918 г. И это несмотря на то, что Нарком Просвещения А. В. Луначарский был противником этого симбиоза50. Более того, еще в августе 1918 г. Правление Университета постановило признать слияние академии и университета наиболее желательным под названием «Религиозно-философский институт», с перспективой в ближайшем будущем быть преобразованным в «Религиозно-философский (теологический) факультет Петроградского университета»51.

Одновременно с этими переговорами в жизни академии происходили и другие важные события. После нескольких дотаций было прекращено финансирование со стороны государства. Помещения академии медленно, но методично в течение лета и осени отбирались в ведение детского приюта имени Володарского52.

Однако пока академию не закрывали насильственно, она могла заниматься своей деятельностью. Один из главных вопросов, как это часто бывает, сводился к финансированию. В данном случае речь идет не о жалованье профессорам, некоторые из которых практически ничего не получали уже с 1916 г., речь шла об отоплении, освещении и тому подобных хозяйственных нуждах. Не было у академии, находившейся в центре города, ни своего приусадебного хозяйства, ни своих огородиков, которые

47 Гримм Эрвин Давидович (1870-1940) — доктор всеобщей истории, профессор Санкт-Петербургского университета, ректор Санкт-Петербургского университета в 1911-1918 гг. См.: Гримм Эрвин Давидович // Петербургская историческая школа (XVIII — начало XX вв.). URL: https:// bioslovhist.spbu.ru/histschool/343-grimm-ervin-davidovich.html (дата обращения: 10.10.2019).

48 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 43 об.

49 Там же. Л. 43 об.-44.

50 Там же. Л. 65-70; Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010. С. 627.

51 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д.3906. Л.90-92 об., 138-138об.; БогдановаТ.А. Н.Н.Глубоков-ский... С. 628.

52 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 204-207.

могли бы помочь выживать и действовать еще хотя бы год. Оставалась только она надежда — на высшее церковное руководство, в лице выпускника академии Патриарха Московского и всея Руси Тихона53. Еще в начале января 1918 г. к нему ездила небольшая делегация профессоров академии, которую патриарх тогда не только принял, но и пригласил на заседание Священного Синода54. Последний, несмотря на то, что отношения духовных академий и высшего церковного органа в начале XX века никак нельзя назвать доброжелательными, отнесся к нуждам академии с полным пониманием и сочувствием. Более того, патриарх Тихон тогда заявил: «Церковь с своей стороны почитает академии драгоценнейшим своим достоянием и будет принимать все меры, чтобы сохранить академии; если бы обстоятельства вынудили, Церковь согласилась бы закрыть семинарии и училища, но продолжила бы всеми силами поддерживать академии»55.

К сожалению, дальнейшие события в стране и в Церкви не позволили исправить ситуацию. Пройдет несколько лет и будут закрыты все училища, все семинарии и все академии. Летом же 1918 г. еще была надежда на другой исход. Совет академии сообщал в Москву, что на содержание академии в первом семестре 1918-1919 учебного года необходимо 282.571 руб. 26 коп.56 Однако средства выделялись в гораздо меньших объемах. Наконец, на заседании Совета академии 12 декабря 1918 г. был рассмотрен «указ Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 1 ноября 1918 г. за №675, о невозможности для Высшего Церковного Управления ассигнования с 1919 г. средств на содержание академий»57. Довольно любопытно, что одновременно с этим Синод смог все же найти и направить по 30 тысяч рублей Московской и Казанской духовным академиям. Что же касается столичной академии, то ее судьба была решена. Этот указ был подобен смертному приговору. Занятия в 1918-1919 учебном году прекратились так и не начавшись. Академия после

53 Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси (1865-1925) — окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в 1888 г. Когда в 1917 г. он был избран на Поместном Соборе на патриарший престол, Совет Петроградской духовной академии обратился к своему выпускнику с приветствием, в котором, в частности, отмечалось следующее: «С благоговением и сыновнею преданностью к устрояющей деснице Божией взирая на возвращение к нам исторически памятной для нас формы управления нашею Церковью, Петроградская Духовная Академия переживает особенную, только ей принадлежащую, радость, в виду избрания на высокое и многотрудное служение на Престоле Всероссийских Патриархов, в столь ответственную годину, близкого Академии по духу ее достославного питомца и Почетного Члена, в лице Вашего Святейшества. <...> Академия твердо уповает, что Ваше Святейшество, как опытный кормчий, найдете, при помощи Божией, должные силы и способы, чтобы провести в настоящее трудное время корабль Церкви среди обуревающих ее многоразличных испытаний, чтобы внести успокоение и мир в души страждущего православного русского народа, вдохнуть, по примеру достопамятного предшественника Вашего на первосвятительском престоле святителя Ермогена, дух единения и братского согласия во всех сынах изболевшегося нашего Отечества, чтобы святое Православие и имя Русское, на радость грядущим потомкам нашим, снова воссияли на основе исконных устоев богохранимой Державы Российской. Да живет на веки неделимая Святая Русь! Да здравствует богоизбранный Патриарх всея России Тихон Ьый!» См.: ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3871. Л. 64 об.-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54 В состав делегации вошли профессора протоиерей Александр Рождественский, Н. Н. Глу-боковский, И. Е. Евсеев. Поездка проходила с 4 по 13 января 1918 г. См.: ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 11-18.

55 Там же. Л. 15 об.-16.

56 На содержание академии только в первом полугодии 1918-1919 учебного года требовалось 282.571 руб. 26 коп.: профессорам — 82.701 р. + 50% прибавка на дороговизну по законам военного времени — 41. 950 руб. 98 коп.; студентам стипендии — 25.000 руб.; отопление — 50.000 руб.; освещение — 4.000 руб.; водоснабжение — 2.500 руб.; содержание 2-х проф. стипендиатов — 1.200 руб.; учебная часть — 7.750 руб.; пенсии без прибавок — 24.009 руб. 98 коп.; низшие служащие — 10.000 руб.; ремонт — 15.000 руб.; канцелярские расходы — 1.500 руб.; мелочные и экстраординарные расходы — 3.500 руб.; больница — 1.000 руб.; содержание церкви — 400 руб. См.: ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3907. Л. 8

57 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1 Д. 3906. Л. 131.

практически целого года агонии прекратила свое существование. Были еще, конечно, занятия по домам, были еще чуть позже институт58, богословские курсы59, но академии в строгом смысле слова больше не существовало.

Еще в начале этого рокового и злополучного 1918 г. Глубоковский, призывая своих коллег встать на защиту академии, говорил на заседании Совета, что в противном случае «мы вынуждены будем искать новых способов для приложения своего труда, рассеемся по России на разных поприщах служения и после не будем в состоянии собраться на прежних началах учено-академического братства, а образовать новую профессорскую коллегию немыслимо даже не в очень скором времени. Жизненные академические традиции растратятся и наилучшие заветы померкнут вместе с теперешними носителями и исповедниками; естественный рост академического организма прекратится. Я боюсь, что при этом Академия наша просто погибнет без надежды и возможности возродиться потом в какой-либо форме»60. Как в воду глядел Николай Никанорович. Померкли традиции, рассеялись профессора61. Однако в главном он ошибся. Академия смогла возродиться, пусть и спустя практически три десятилетия — в 1946 году. И новую корпорацию удалось собрать, пусть и по крупицам. Некоторые наставники Ленинградских духовных школ еще преподавали в старой академии, некоторые тогда только учились, но хорошо помнили заветы своих наставников, которые они сумели передать следующим поколениям. Именно благодаря таким профессорам как Александр Иванович Сагарда62, протоиерей Василий Верюжский63, Александр Иванович Макаровский64, Алексей Иванович Иванов65, протоиерей Михаил

58 Петроградский богословский институт — организованный при активном участии наставников закрытых Петроградских духовных школ, действовал с 1920 по 1923 гг. См.: Сорокин В., прот, Бовкало А. А., Галкин А. К. Открытие Петроградского богословского института в 1920 г. // Христианское чтение. 1997. №14. С. 124-136; Сорокин В., прот. Исповедник. Церков-но-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 205-289.

59 Высшие Богословские курсы — были открыты при активном участии протоиерея Николая Чукова, впоследствии митрополита Ленинградского Григория; действовали с 1925 по 1928 гг. См.: БовкалоА.А. Высшие Богословские курсы // Православная энциклопедия. Т^.М., 2005. С. 110.

60 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1 Д. 3906. Л. 44 об.

61 Судьбы профессоров Петроградской духовной академии уже в первые годы после закрытия академии сложились по-разному. Скончались в 1917-1923 гг.: Н. В. Покровский (1917), М. И. Ка-ринский (1917), Н. А. Скабаланович (1918), П. Н. Жукович (1919), А. Л. Катанский (1919), протоиерей Михаил Орлов (1920), И. С. Пальмов (1920), И. П. Соколов (1921), протоиерей Петр Лепорский (1923). Остались в Петрограде: А. И. Бриллиантов, Д. П. Миртов, И. Г. Троицкий, П. С. Смирнов и др. Покинули Петроград: Н. Н. Глубоковский, Н. М. Малахов, Д. А. Зиньчук, Н. И. Са-гарда, И. И. Соколов, А. П. Дьяконов и др. Уклонились в обновленческий раскол: С. М. Зарин, Б. В. Титлинов. См.: Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. С. 629-630.

62 Сагарда Александр Иванович (1883-1950) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1909 г.; с 1910 по 1918 гг. доцент академии по кафедре патрологии; с 1948 г. — профессор кафедр истории Древней Церкви и Священного Писания Нового Завета в Ленинградской духовной академии. См.: Профессора и преподаватели. 1946-1996. Биографический справочник / Сост.: О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб., 2011. С. 107-109.

63 Протоиерей Василий Верюжский (1874-1955) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1898 г.; с 1913 по 1918 гг. профессор академии по кафедре истории Славянских церквей; с 1951 г. преподавал историю славянских Церквей и византологию в Ленинградской духовной академии. См.: Шкаровский М.В. Верюжский Василий Максимович, прот. // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 30-31.

64 Макаровский Александр Иванович (1888-1958) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1913 г.; с 1949 по 1955 гг. преподавал историю русской и славянских Церквей, общую церковную историю в Ленинградской духовной академии. См.: Белевцев И., свящ. Проф. А. И. Макаровский (Некролог) // Журнал Московской Патриархии. № 7. С. 28-30.

65 Иванов Алексей Иванович (1890-1976) — выпускник Петроградской духовной академии 1915 г.; в 1951-1956 гг. преподавал в Московской духовной академии; с 1956 по 1961 гг. профессор Ленинградской духовной академии по кафедре византологии и общей церковной истории. См.: КарпукД.А. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессора

Сперанский66 и другим, нить традиций не прервалась и преемственность с нынешней Санкт-Петербургской духовной академией сохранилась.

Источники и литература

источники

1. «Академия идет в глубь веков и черпает свои живительные силы в богословской науке древне-вселенской церкви, с которою сохраняет постоянную и неразрывную связь» (из неопубликованного Отчета о состоянии Петроградской духовной академии за 1917 г.) (Вступ. статья, публ. и примеч. Д.А. Карпук, К. Бабак) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 115-117.

2. Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1908-1909 учебный год. СПб., 1909.

3. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917-1918 г.: Сборник документов / Отв. ред. прот. Владимир Воробьёв, отв. сост. Л.Б. Ми-лякова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016.

4. ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3870. Журналы собраний Совета академии за 1917 г.

5. ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3871. Журналы собраний Совета академии за 1917 г.

6. ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Журналы заседаний Совета академии за 1918 г.

7. ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3907. Указы Синода.

Литература

8. ^ В. Г. Соломин // Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 18. С. 474.

9. Александров А. И. Открытие Императорского Николаевского университета в г. Саратове и столетие С.-Петербургской Духовной Академии. Казань, 1910.

10. Белевцев И., свящ. Проф. А. И. Макаровский (Некролог) // Журнал Московской Патриархии. № 7. С. 28-30.

11. БовкалоА.А. Высшие Богословские курсы // Православная энциклопедия. Т.Х.М., 2005. С. 110.

12. Богданова Т.А. Анастасий (Александров), епископ // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 235-236.

13. БогдановаТ.А. Н.Н.Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2010.

14. БронзовА.А. Пастырь-мученик. (Памяти прот. Петра Скипетрова) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 2. С. 87-90.

15. Бычков С.П. Карташев Антон Владимирович // Православная энциклопедия. Т.ХХХГ М., 2013. С. 373-377.

16. ГавриловаО.А, ПетровВ.В. «Надо уделить первостепенное внимание изучению прошлого университета...»: Петроградский / Ленинградский университет 1918-1931 гг. в воспоминаниях И. В. Егорова // Новейшая история России. 2014. № 2 (10). С. 227-256.

17. Галкин А.К., Дамаскин (Орловский), игум. Владимир (Богоявленский), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 629-634.

А. И. Иванова в Ленинградских духовных академии и семинарии (к 40-летию со дня кончины) // Христианское чтение. 2016. № 5. С. 223-244; Казаров С. С. Профессор Ростовского Педагогического института Алексей Иванович Иванов: жизнь и творчество. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019.

66 Протоиерей Михаил Сперанский (1888-1984) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1913 г.; ректор Ленинградских духовных академии и семинарии с 1952 по 1966 гг.; преподавал Священное Писание Нового Завета до 1980 г. См.: Профессора и преподаватели. 1946-1996. Биографический справочник. СПб., 2011. С. 120-122.

18. ГлубоковскийН.Н. Академические обеты и заветы: Из академических уроков за 1891-1918 учебные годы; Из автобиографических записок; Обращение к выпускникам, учащимся и наставникам Вологодской духовной семинарии / Составление и общая редакция протоиерея Бориса Даниленко и иеромонаха Петра (Еремеева). М.: Сергиев Посад, Синодальная библиотека Московского Патриархата, 2005.

19. Гримм Эрвин Давидович // Петербургская историческая школа (XVIII — начало XX вв.). URL: https://bioslovhist.spbu.ru/histschool/343-grimm-ervin-davidovich.html (дата обращения: 10.10.2019).

20. Данилушкин М.Б. От издательства // Сагарда Н.И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., 2004. С. 5-12.

21. ЖуковичП. Н. Несколько мыслей о духовно-академической научно-литературной производительности // Церковный вестник. 1910. № 34. Стлб. 1049-1055.

22. Избрание нового ректора академии. В С.-Петербургской духовной академии // Церковный вестник. 1908. № 15-16. Стлб. 455-456.

23. Казаров С. С. Профессор Ростовского Педагогического института Алексей Иванович Иванов: жизнь и творчество. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019.

24. КарпукДА Богословская наука в Санкт-Петербургской духовной академии (К 295-летию со дня окончания и 70-летию со дня возрождения) // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 10-30.

25. КарпукД.А. Императорская Петроградская Духовная Академия (ныне Санкт-Петербургская Духовная Академия) // Вузы Петрограда в годы Первой мировой войны. СПб.: Издательско-полиграфический центр СПбПУ, 2018. С. 142-149.

26. Карпук Д. А. История взаимоотношений Санкт-Петербургской и Казанской духовных академий в конце XIX — начале XX вв. // Православный собеседник: Альманах Казанской духовной семинарии. 2009. № 1 (18). С. 169-180.

27. КарпукД.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. Дисс. ... канд. богословия. СПб., 2008.

28. КарпукД.А. Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX-XX вв. // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 175-218.

29. КарпукД.А. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н.М. Малахова. Период 1911-1918 гг. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. № 1. С. 8-17.

30. Карпук Д. А. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессора А. И. Иванова в Ленинградских духовных академии и семинарии (к 40-летию со дня кончины) // Христианское чтение. 2016. № 5. С. 223-244.

31. Коваль Т.В. Жизнь, посвященная науке // Сагарда H.H. Лекции по патрологии I-IV века / Под общей и научной ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. С. XVI-XXXVI.

32. Лушников Д., свящ. Критический разбор курса основного богословия преподавателя Петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884-1934) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. № 1. С. 18-24.

33. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии / Ред.-сост. митр. С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). СПб.: «Андреев и сыновья», 1994.

34. ПивовароваН.В. Н.В. Покровский: личность, научное наследие, архив // Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга / Под. ред. И. П. Медведева. СПб., 2004. С. 41-118.

35. Профессора и преподаватели. 1946-1996. Биографический справочник / Сост.: О. И. Ходаковская, А.А. Бовкало. СПб.: Издательство «Дивный остров», 2011.

36. Сазонов О. В. Жизнеописание и христианский подвиг высокопреосвященного Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Тамбов, 2016.

37. Санюк Г., свящ. Литургическая наука в Санкт-Петербургской Духовной Академии на рубеже XIX-XX вв. (К 100-летию со дня кончины проф. Н. В. Покровского) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 101-112.

38. Сорокин А. «Закон Божий нам не гожий!» Как большевики строили светское государство в октябре-декабре 1917 года // Родина. 2017. № 11. С. 120-125.

39. Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005.

40. Сорокин В., прот., Бовкало А. А, Галкин А. К. Открытие Петроградского богословского института в 1920 г. // Христианское чтение. 1997. № 14. С. 124-136.

41. Список святых, начальствовавших, учивших и учившихся в Санкт-Петербургских духовных школах // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 198-200.

42. Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

43. Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

44. Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX века. История императорских православных духовных академий. М.: Новый хронограф, 2005.

45. ХраповА.В. Болотов Василий Васильевич // Православная энциклопедия. Т. УМ., 2002. С. 663-668.

46. Чернова А. И.Наставники, студенты и выпускники Петроградских духовных школ на полях сражений Первой Мировой войны. (Биографический список) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 72-120.

47. Шилов Л.А. Беляев В. А. // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб., 1999. С. 91-94.

48. Шкаровский М. В. Верюжский Василий Максимович, прот. // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 30-31.

Dmitriy Karpuk. "Guardians of the Academic Sanctuary". Petrograd Theological Academy in 1918.

Abstract: Based on published and archival sources, the article considers research and teaching activities of professors of the Petrograd Theological Academy in 1918. Paid is attention to the defenses of master's dissertations, studies of students of higher theological educational institutions of Petrograd. Shown is a failed attempt made by the academy's rector bishop Anastasiy (Alexandrov) and members of the teaching corporation (N. N. Glubokovsky, S. M. Zarin, V. S. Serebrenikov, I. M. Volkov, etc.) to save the academy by joining it as one of the faculties, entitled "Religious and Philosophical Institute", to the Petrograd University. From the university side, professors E. D. Grimm, A. I. Vvedensky, I. A. Ivanovsky and N. Ya. Marr took part in the negotiations. Unfortunately, for a number of reasons, this supposed and developed symbiosis of the academy and the university did not take place. As a result, in 1918 the Petrograd Theological Academy ceased its activity until 1946, when it was opened again as Leningrad Theological Academy and Seminary. This article is redrafted version of the Act speech presented on the feast day of the St. Petersburg Theological Academy on October 9, 2018.

Keywords: Russian Orthodox Church, St. Petersburg Theological Academy, St. Petersburg University, World War I, bishop Anastasiy (Aleksandrov), N. N. Glubokovsky, I. E. Egorov, E. D. Grimm, A. V. Lunacharsky.

Dmitriy Andreevich Karpuk — Candidate of Theology, Assistant Professor, St. Petersburg Theological Academy (dimand3@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.