Научная статья на тему 'Д. Мурти. Цифровая этнография: рассмотрение использования новых технологий в социальных исследованиях'

Д. Мурти. Цифровая этнография: рассмотрение использования новых технологий в социальных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1033
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соколова Марианна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Д. Мурти. Цифровая этнография: рассмотрение использования новых технологий в социальных исследованиях»

Д. Мурти

ЦИФРОВАЯ ЭТНОГРАФИЯ: РАССМОТРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Murthy D.

Digital ethnography: Examination of the use of the new technologies for social research // Sociology. - L., 2008. - Vol. 42, N 5. - P. 837-855.

Американский исследователь Дхирадж Мурти анализирует использование новых цифровых методов в современной этнографии. Автор считает, что внедрение новых медиа в методологию социологических и этнографических исследований пока еще остается ограниченным по сравнению с развитием научных баз данных и крупных онлайновых порталов - таких, например, как базы данных books.google.com и scholar.google.com. Усилия представителей социальных наук должны быть направлены на то, чтобы изменить это положение.

Основываясь на опыте исследователей, использовавших в своей работе цифровые методы, автор статьи рассмотрел возможности и проблемы таких технологий проведения этнографических исследований, как онлайновые опросы, цифровые видео, социально-сетевые интернет-сайты и бло-ги. Большое внимание он уделил перспективам использования цифровых этнографических методов для исследования в Интернете различного рода маргинальных виртуальных сообществ.

В качестве самой первой цифровой технологии в этнографии стали использоваться онлайновые опросы и интервью по электронной почте (Web 1.0). Первые программы для проведения онлайновых опросов были созданы представителями социальных наук еще в начале 1990-х годов. В настоящее время существует множество недорогих онлайновых хостин-говых сервисов для проведения опросов, например Surveymonkey (2) и Zoomerang (3), не требующих от исследователей специальных технических знаний и навыков, что значительно облегчает их труд.

К преимуществам онлайновых методов проведения опросов относятся легкость хранения и поиска данных, проведения их качественной и количественной обработки, а также целый ряд других технических возможностей. Такие особенности, как, например, возможность ответить одним «кликом», делают электронные вопросники гораздо более удобными по сравнению с бумажными. Правда, пока они имеют более низкий процент заполняемости, но зато потенциально рассчитаны на гораздо большую аудиторию, а ответы на их вопросы возвращаются к исследователю оперативнее. Причем ему несложно повторно переслать их респондентам по электронной почте, тем самым напомнив о себе. Сами респонденты часто пересылают их по электронной почте своим друзьям или коллегам с просьбой принять участие в исследовании.

С помощью такого рода опросов можно собрать уникальные данные более личностного и интимного характера, которые значительно сложнее получить в обычном интервью, предусматривающем непосредственный контакт. В конечном итоге, делает вывод Мурти, комбинирование традиционных этнографических исследований и интернет-интервью значительно повышает качество полученных данных (с. 842). Опираясь на свой собственный опыт осуществления исследований в музыкальной и этнической среде, он утверждает, что его общение по электронной почте с рядом респондентов привело к тому, что они согласились впоследствии на личное интервью, хотя прежде от него отказывались (с. 842-843). Таким образом, считает автор, использование онлайновых методов позволяет расширить возможности традиционной «физической» (physical) этнографии.

Еще одной цифровой технологией, получившей широкое распространение в этнографии, является цифровое видео. Увеличение объема памяти жестких дисков и карт памяти способствовало облегчению загрузки видеодневников на исследовательские блоги и форумы. Мурти выделяет три «жанра» (формы) использования цифрового видео респондентами: 1) респондент выступает как видео(авто)биограф; 2) видео vox populi; 3) создание видео с помощью видеокамер (webcams).

Возможность сбора цифровых видеозаписей, содержащих саморепрезентации субъектов исследования, их видеодневников, сразу же получила широкое распространение в этнографических исследованиях. Одним из самых известных проектов с использованием цифровых видеодневников стало исследование пациентов, страдающих астмой, в детском госпитале г. Бостона (проект Video Intervention / Prevention Assessment) (1, c. 1730), в процессе которого больные продемонстрировали стремление описать свое состояние, делая упор на болезнь и моменты телесного страдания (с. 843).

Все более широкое использование веб-камер в домашних компьютерах создало предпосылки для массового создания и загрузки видеодневников респондентов на исследовательские в-логи (видеологи). Этому способствовало и превращение YouTube в один из самых популярных и

посещаемых интернет-сервисов. Записи, сделанные с помощью веб-камер, носят более непосредственный характер, так как сами респонденты порой забывают о том, что видеокамеры записывают их. Домашнее пространство, (гостиные, спальни и т.д.) превращается в «реальное» телевизионное пространство. Появилось даже выражение «публичная приватность» для описания особенностей существования героев этих видеороликов между их комфортабельным частным домашним пространством и публичной сферой. Хотя качество этих записей обычно невысокое по сравнению с записями, сделанными ручными видеокамерами, данные, полученные в пространстве публичной приватности, активно используются многими этнографами.

Социальные сети, объединяющие «друзей друзей», уже более десяти лет являются ключевым сервисом Web 2.0 (так называемой интерактивной фазы Интернета). Самые известные из них - такие, как Facebook и MySpace, - стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей и активно используются этнографами и представителями других социальных наук для исследовательских целей. Социально-сетевые сервисы могут быть использованы этнографами следующими способами:

1) исследователи могут выступать в роли «виртуальных привратников» (gatekeeper) и в этом качестве иметь дело с целой сетью виртуальных «друзей», являющихся их потенциальными респондентами;

2) этнографы и социологи накапливают огромные запасы мультимедийных материалов о социальных движениях и группах (в том числе и маргинальных), которые содержатся на сетевых вебсайтах;

3) оставаясь невидимыми, этнографы наблюдают социальные взаимодействия на страницах вебсайтов, тщательно собирая прежде недоступные типы этнографических данных;

4) сами ученые могут создавать интернет-страницы с целью изучения онлайнового поведения (например, поведение участников фокус-группы при просмотре включенного видео и их комментарии по этому поводу) или для распространения полезной информации (например, страница Cure Diabetes в MySpace).

Недостатком исследований, проводимых в социальных сетях, является ограниченность состава участников цифровых сообществ, имеющих доступ в Интернет. В то же время в результате таких исследований в определенных фокусных группах, например среди людей с физическими недостатками, имеющих сложности с доступом в Интернет, количество их участников увеличивается.

В качестве примера этнографического исследования в социальных сетях Мурти рассказывает о своем собственном опыте проведения транснационального исследования среди музыкантов - выходцев из Южной Азии, с которыми он общался в социальных сетях и там же сумел договориться о личном интервью. Он просматривал личные страницы самих музыкантов и музыкальных групп, анализируя находящиеся там аудиотреки,

видео, изобразительные материалы, дискуссии. Этот виртуальный репози-тарий образов дал ему возможность глубоко проникнуть в суть их творчества, хотя он фактически не интересовался их реальной жизнью (с. 845).

Рассмотренные вместе с другими материалами (например, собранными в ходе личных интервью), эти сайты могут служить источником уникальных биографических данных о респондентах. Однако возможности использования данных, полученных на сайтах, должны рассматриваться в контексте профессиональной этики и в связи с вопросами о частном характере таких материалов.

Мурти настаивает на том, что материалы о частной жизни, полученные исследователями в социальных сетях, блогах и на форумах, требуют осторожного и бережного отношения, особенно если речь идет о работе исследователя в среде маргинальных групп (например, расистских или сексуальных сообществ). Ведь работая в Интернете, исследователь неизбежно совершает какой-то отбор материалов. Тем самым он вольно или невольно способствует распространению информации о различных маргинальных группах (поскольку исследовательские блоги доступны для публики и индексируются в рейтингах поисковых машин - таких, например, как Google). В сомнительных ситуациях Мурти в качестве выхода предлагает исследователям обращаться за разрешением на использование материалов из социальных сетей, учитывая при этом социальный контекст формирования таких материалов (с. 846).

Автор указывает на такой новый аспект работы исследователя в виртуальной сфере, как возможность оставаться невидимым для других участников общения в виртуальном сообществе. Он может читать блоги, оставаясь для других «невидимкой», взять онлайновый псевдоним и анонимно присутствовать в чатах или на форумах, т.е. пребывать в роли пассивного скрытого наблюдателя. Некоторые этнографы осуждают такой подход. Например, Л. Шрам призывает исследователей не скрываться, рассматривать корреспонденцию, присланную по электронной почте, исключительно как частную до тех пор, пока не получено согласие на ее открытое использование в исследовательских целях, и помнить о своих моральных обязанностях перед виртуальным сообществом, которое они изучают (4, с. 311-326). Ведь действия этнографа могут в конечном счете привести как к потенциальному вреду (конфликтам внутри группы), так и, выгодам для сообщества (легитимизация группы).

В современной этнографии уже достаточно давно наметилась тенденция инверсии ролей исследователя и объекта исследования, идущая вразрез с традиционной этнографической методологией. Современные этнографы часто приглашают героев своих исследований выступить в роли критиков их результатов в целях доработки проектов. Этот критический этнографический стиль регулярно используется, например, представителями феминистского направления в этнографии. Все большее распростра-

нение блогов во многом опирается на эту тенденцию, продолжая ее в условиях виртуальной среды.

Джил Уокер, которая достаточно рано (с 2000 г.) стала вести собственный блог, назвала это «блогингом изнутри башни из слоновой кости». Она считает, что хотя природа блоггинга и сущность академической науки далеки друг от друга, все же публичная направленность, свойственная блогам, предоставляет возможности ученым взаимодействовать с блого-сферой (5, с. 127-128).

Уокер выделяет три категории академических исследовательских блогов: блоги публичных интеллектуалов (public intellectuals), исследовательские блоги и анонимные блоги, или блоги, которые ведутся под псевдонимом (с. 846).

К первой категории относятся блоги, где представлено интеллектуальное творчество самих авторов, многие из которых занимаются традиционно малорепрезентированной научной проблематикой.

Второй тип блогов - исследовательские - предназначены для совместного использования полученных данных и результатов. Исследовательские блоги способствуют включению респондентов в сотрудничество с этнографами, в рамках которого консультационная и критическая функции сообщества в значительной степени определяют результаты исследовательского труда. В связи с этим Мурти отмечает большой интерактивный и демократический потенциал блогов для развития этнографии.

Анонимные академические блоги часто создаются хорошо известными блогерами, которые предпочитают критиковать академическую позицию пребывания в «башне из слоновой кости». Они могут использоваться и как исследовательские, когда ученые анонимно исследуют диалоги, которые никогда не могли бы осуществиться в личностной форме.

Участие в сборе данных, блоги и другие онлайновые форумы способствуют большей публичной открытости исследователей перед респондентами, непрерывному диалогу между ними. Мурти предлагает рассматривать блоги в терминах хабермасовской публичной сферы с высоким эгалитаристским потенциалом коммуникации (с. 847). Таким образом, Интернет как публичная сфера создает условия для взаимной прозрачности исследователей и субъектов их исследований.

Многие регулярно обновляемые блоги предназначены для комментариев исследователей в реальном времени, для обсуждения цифровых этнографических методов. Ряд из них строится на коммерческих основах -как, например, блог по этнографическим методам М. Доусона (Dawson) или блог по этнографии Г. Маккракена (McCracken), а также работа группы YouTube Digital Ethnography Project, которая на своем сайте исследует феноменальный рост видеовебсайта по загрузке исследовательских видео на YouTube.

Характеризуя перспективы цифровых методов в этнографии и социологии, нельзя не отметить влияние социальной стратификации на фор-

мирование исследовательского пространства социальных наук. Потенциал новых технологий огромен, но цифровой разрыв до сих пор еще является реальностью даже в таких развитых странах, как, например, Великобритания. Позволить себе поддерживать цифровые этнографические исследования здесь могут только «старые» университеты с высоким уровнем финансирования исследований. Внутри самого социологического сообщества наличие необходимого оборудования и средств на подготовку кадров продолжает оставаться демаркационной линией между университетами и даже факультетами.

Несмотря на высокий уровень финансирования правительственных программ по расширению доступа в Интернет, экономический фактор пока играет большую роль в социальной стратификации в этой области. К этому можно прибавить влияние и таких неэкономических факторов стратификации, как физические недостатки и болезни, слабое знание языка, а также возрастной ценз. Таким образом, для ряда аутсайдерских социальных групп доступ в Интернет пока что затруднен классовым, этническим и гендерным факторами, в результате чего исследовательские данные, получаемые онлайн, в настоящий момент связаны с более успешными в социальном отношении группами.

В заключение статьи Д. Мурти подчеркивает, что новые онлайновые исследовательские методы цифровой или виртуальной этнографии расширили и обогатили арсенал традиционных социологических методов. Но помня об их достоинствах, не следует забывать, что дальнейшее использование цифровых технологий требует разработки как аналитических категорий, так и проблем профессиональной этики.

Литература

1. Chalfen R., Rich M. Applying visual research: Patients teaching physicians about asthma through video diaries // Visual antropology rev. - Harrisonburg (VA), 2004. - Vol. 20, N 1. -P. 17-30.

2. Mode of access: http://www.surveymonkey.com

3. Mode of access: http://www.zoomerang.com

4. Shrum L. Framing the debate: Ethical research in the information age // Qualitative inquiry. -L., 1995. - Vol. 1, N 3. - P. 311-326.

5. Walker J. Blogging from inside the «Ivory tower» // Uses of blogs / Ed. by A. Bruns, J. Jacobs. - N.Y.: Peter Lang, 2006. - P. 127-128.

М.Е. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.