Научная статья на тему '2017. 04. 005. Баррат М. , мэддокс А. Активная работа с социально проблемными сообществами с помощью инструмента цифровой этнографии. Barratt M. , Maddox A. active engagement with stigmatised communities through digital ethnography // Qualitative research. - 2016. - Vol. 16, n 6. - p. 701-719. - doi:10. 1177/1468794116648766'

2017. 04. 005. Баррат М. , мэддокс А. Активная работа с социально проблемными сообществами с помощью инструмента цифровой этнографии. Barratt M. , Maddox A. active engagement with stigmatised communities through digital ethnography // Qualitative research. - 2016. - Vol. 16, n 6. - p. 701-719. - doi:10. 1177/1468794116648766 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ СООБЩЕСТВ / ЦИФРОВАЯ ЭТНОГРАФИЯ / ЦИФРОВОЙ АНАЛИЗ / СООБЩЕСТВА НАРКОМАНОВ / НЕЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНОНИМНЫЕ РЫНКИ / "ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 005. Баррат М. , мэддокс А. Активная работа с социально проблемными сообществами с помощью инструмента цифровой этнографии. Barratt M. , Maddox A. active engagement with stigmatised communities through digital ethnography // Qualitative research. - 2016. - Vol. 16, n 6. - p. 701-719. - doi:10. 1177/1468794116648766»

2017.04.005. БАРРАТ М., МЭДДОКС А. АКТИВНАЯ РАБОТА С СОЦИАЛЬНО ПРОБЛЕМНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭТНОГРАФИИ. BARRATT M., MADDOX A. Active engagement with stigmatised communities through digital ethnography // Qualitative research. -2016. - Vol. 16, N 6. - P. 701-719. - D0I:10.1177/1468794116648766.

Ключевые слова: большие данные; исследование сообществ; цифровая этнография; цифровой анализ; сообщества наркоманов; незаконная деятельность; анонимные рынки; «шёлковый путь».

Авторы из Австралии в рамках использования исследовательского инструментария в цифровой среде проводят анализ (он-лайн-анализ) поведения сообщества наркоманов. Они полагают, что их кейс-стади может послужить прецедентом социального исследования нового типа, назревшего в связи с вхождением социальной реальности в новую - цифровую среду. Это тем более важно, поскольку сделана попытка найти контакт с одним из многих «темных» для социологии сообществ.

Актуальность исследования социально проблемных сообществ, пишут авторы, стала очевидной из-за связанных с ними исследовательских трудностей - доступа к таким сообществам, по понятным причинам избегающим своей открытости. Кроме всего прочего, это этическая проблема для исследователя, пытающегося вызвать на откровенность людей, которые не желают быть откровенными. Подходящий инструмент для осуществления такого исследования - этнография, позволяющая прийти к пониманию жизненного опыта людей, который иначе оказался бы недоступен. В настоящее время цифровые технологии распространены настолько, что в одних странах уже стали, а в других - быстро становятся рутинным обеспечением повседневной жизни людей. При этом социологические исследования показывают особую привлекательность технологий Интернета для групп с анормальным социальным поведением: люди, выпадающие из социальных норм, ментально близки друг другу и стараются объединиться без посредников, а такую возможность прямой и безошибочной коммуникации дает Интернет. Без цифровой среды такие люди не смогли бы найти друг друга, по крайней мере в масштабе целых сообществ.

Социологи, занимающиеся подобными социально проблемными группами, в частности сообществами наркоманов, быстро поняли пользу Интернета и предоставляемыми им возможностями войти с такими группами в анонимный исследовательский контакт. Это прямые контакты, и цифровые технологии здесь используются лишь как инструмент прямых человеческих контактов. Между тем цифровая среда предлагает иной тип социологических исследований, возможный благодаря возросшей встроенности цифровых технологий в повседневную жизнь: «анализ цифровых следов (digital traces) - данных, произведенных взаимодействием людей и цифровых технологий» (с. 702). В отличие от взаимодействия человека с человеком, взаимодействие человека с цифровой технологией оставляет следы, которые могут быть легко скопированы, быстро и глобально переданы. Такие данные открывают для исследователей новые горизонты.

Этот новый тип данных - «большие данные» (big data) - расценивается исследователями в области общественных наук, с одной стороны, как впечатляющие возможности перехода социальных исследований на качественно новый уровень, а с другой - как реальность, требующая осторожного к себе отношения. Призывы к широкомасштабному количественному анализу «больших данных», считающихся более «полными» и / или менее «пристрастными», чем данные традиционных социологических обзоров и интервью, основываются на допущении, что «большие данные» производятся, сохраняются и анализируются объективно. Вместе с тем не чуждые корпоративных интересов исследователи решают, что отбирать и сохранять для анализа, при этом они полагаются на «черный ящик» медийных инструментов. Кроме того, смысл «больших данных» может быть потерян или искажен, когда они вырваны из социально-культурного контекста, в котором были произведены.

В связи с дискуссиями, развернувшимися среди специалистов вокруг феномена «больших данных», авторам представляется, что сбалансированной методологией исследовательской онлайн-работы с «большими данными» в отношении социально проблемных сообществ могла бы стать интерактивная цифровая этнография (interactive digital ethnography) (с. 703). Почему именно этнография? Этнографы стараются объяснять «иррациональное» (с неко-

торой точки зрения) поведение изучаемых групп через внимательное описание культурной логики этих групп, тем самым транслируя коды одной культурной группы для другой культурной группы. Использование этнографических методов в цифровом пространстве фундаментально не отличается от традиционной этнографии, но исследовательская работа с цифровой информацией, которая легко копируется и быстро и глобально передается, требует к себе адаптации. Кроме того, проведение исследования в цифровой среде сталкивается с этической проблемой защиты анонимности источника получения информации, особенно когда таким источником выступает сообщество, ревниво заботящееся о своей анонимности, и когда развитие Интернета оставляет для анонимности все меньше и меньше пространства. Например, Фейсбук требует от своих пользователей употреблять их реальные имена, и хотя некоторые пользователи Фейсбука успешно обходят это требование, общей тенденцией является движение к идентифицируемому Интернету. Эта тенденция подталкивает ищущих анонимности людей к «темным сетям» (dark net). Они не индексированы обычными поисковыми инструментами, доступны только с помощью специальных браузеров. Такой софтвер сильно усложняет прослеживание идентичностей и местоположения сетевых пользователей. Поэтому исследовательская задача должна состоять в сопоставлении идентифицируемого и анонимного - «темного» - интернетов.

Авторы провели кейс-стади «шёлковый путь» (silk road) с людьми, которые приобретали наркотики на онлайн анонимном рынке. В их задачу входило понять влияние анонимных рынков на сообщества потребителей наркотиков. Анонимные рынки - недавняя социально-техническая инновация, возникшая в условиях информационной либерализации и обеспечившая появление подобных, недоступных централизованному государственному контролю рынков. Для беспроблемного обмена анонимные рынки используют криптовалюты (cryptocurrencies) - цифровые денежные системы, механизм действия которых скрыт и которые независимы от банковской системы. Исследование анонимных рынков - новая область знания. Она использует «незаметный» наблюдательный подход в сочетании с количественным анализом.

Авторское этнографическое исследование, призванное войти в контакт с сообществом «шёлкового пути», состояло из трех ста-

дий. На первой стадии происходила подготовка к вхождению в исследуемую область. Была установлена возможность вполне анонимного интервьюирования респондентов в рамках соответствующих компьютерных программ, не позволяющих интервьюеру идентифицировать респондента с помощью обычных технических подходов, таких как определение 1Р адреса респондента через вереницу чисел, которая способна идентифицировать индивидуальных пользователей Интернета. Следующим техническим шагом на этой стадии были принятые меры к снижению рисков возможного разрушительного вмешательства в исследовательский процесс какой-либо третьей стороны.

На второй стадии - вхождения в контакт с изучаемым сообществом - исследователи позаботились о том, чтобы получить у сообщества кредит доверия, они также провели мониторинг реакции респондентов на их участие в кейс-стади. Вход на анонимные цифровые рынки не вызывает трудностей у тех, кто способен работать в Интернете с соответствующим софтвером, однако методологические / этические решения по доступу на такие рынки более сложны. Сам доступ - не проблема; дальше от исследователя, оказавшегося на анонимном рынке, требуется установить свою легитимность внутри сообщества, с которым он контактирует. Ключевой компонент здесь - демонстрация сообществу, что исследование будет справедливым и объективным. В связи с этим авторы исследования для обозначения собственного виртуального присутствия на анонимном рынке среди интересующих их людей использовали свои реальные имена (а не псевдонимы). Это было сделано для того, чтобы показать пользователям этого рынка свою открытость. Такой подход позволил установить между исследователями и респондентами доверие. Выбор именно этнографического инструментария также оказал большую помощь в проведении серьезного, гибкого и адаптивного исследования.

Изучение цифрового анонимного рынка «шёлковый путь» началось с целью исследования сообщества и форума этого рынка, но вскоре авторам пришлось адаптировать исследовательскую методологию вслед за адаптацией самого форума к новым условиям в результате закрытия (заблокирования) соответствующего сайта. Закрытие сайта приостановило активное пополнение интервьюируемых, но продолжался пассивный мониторинг более широкой

сетевой среды этого темного рынка, в результате чего удалось провести интервью с 17 покупателями наркотиков на рынке «шёлковый путь», которые смогли использовать инструменты обхода запрещенного сайта. Именно этнографический подход, заключающийся в «следовании за людьми (follow the people)», позволил отреагировать на неожиданные и внезапные события внутри изучаемого сообщества без потери контакта с ними (с. 708).

Основная функция интервью состояла в тестировании рес-пондентского сообщества с целью установить достоверность (правдивость) полученных от респондентов данных. Для этого исследователи старались анализировать и резюмировать свое собственное возникающее в ходе кейс-стади понимание обсуждаемых с респондентами вопросов, используя в разговоре с ними специфические приемы, способные тестировать респондентские сообщения. Для многих участников кейс-стади интервью реально создавали конфиденциальную обстановку, в которой участники могли достаточно откровенно делиться своим опытом в конструктивной, не осуждающей их среде. Важно было, подчеркивают авторы, выстроить этот исключительный социальный контекст, который побудил респондентов как людей, потребляющих наркотики, быть такими, какие они есть в действительности. Поскольку интервью были проведены в режиме реального времени и с согласия интервьюируемых, исследователи получили достоверную картину того, что и почему происходит на анонимном рынке «шёлковый путь».

На третьей стадии после завершения сбора данных исследователи приступили к их анализу, сосредоточившись на вопросах охраны анонимности участников. Такая забота исследователей понятна, поскольку и на этой финальной стадии актуальными оставались весьма сложные этические и правовые проблемы, связанные с тем, что полученные данные хотя и в интересах науки, но описывали не что-либо, а незаконную деятельность. Поэтому при опубликовании исследовательских результатов были предприняты все меры предосторожности в отношении того, чтобы участники кейс-стади сохранили свою анонимность. Например, не получили опубликования сообщения некоторых респондентов, за которые они могли бы быть арестованы. Блокирование цифрового адреса рынка «шёлковый путь» создало для исследования этическую и правовую проблему, которая заключалась в том, что «засветилось» опреде-

ленное место проведения кейс-стади, по которому могли быть идентифицированы участники исследования.

Идея выбора одного определенного сайта для онлайн-анализа того или иного социального явления подвергалась сомнению с самого начала истории онлайн-исследований. Тем не менее первая волна онлайн-этнографий часто ограничивалась именно отдельными онлайн-площадками вроде определенных форумов или сайтов. Этнографы все больше и больше признают, что социальная жизнь весьма динамична, многолика и в качестве объекта исследования представляет сетевой феномен, рассредоточенный во времени и пространстве. Следовательно, резюмируют авторы, и онлайн этнографический анализ сообщества потребителей наркотиков должен происходить на многих сайтах (имеющих отношение к данной социальной проблеме), что несомненно поможет проследить все звенья наркотрафика и «сложить пазл» этого социального явления, не «засвечивая» людей, добровольно согласившихся сотрудничать с исследователями.

Мониторинг расширенной, включающей много сайтов цифровой среды показал, продолжают авторы, что изначально установленное по конкретному виртуальному местоположению сообщество анонимного рынка «шёлковый путь» сохранилось, несмотря на блокирование адреса этого местоположения. Возник альтернативный анонимный рынок на виртуальном пространстве «запасных аэродромов» для сообщества «шёлкового пути». Этим, собственно, и подтвердилось то, что исследуемое сообщество, однажды обосновавшись в Интернете, не собирается прекращать своего онлайн-существования, организуя для себя новые виртуальные рынки.

По мнению авторов, это исследование проявляет новую ситуацию для исследовательской этики. Исследователи тратят много времени на формирование рабочего понимания того, что происходит на сайтах, где складываются сообщества, занимающиеся той или иной незаконной деятельностью. Однако совсем непохоже, чтобы университетские комитеты по исследовательской этике владели достаточной информацией о подобных виртуальных рынках, позволяющей провести этическую оценку исследований таких рынков. Предлагаемое исследование, пишут авторы в заключение, продемонстрировало, что активный исследовательский онлайн-

контакт с «теневыми» сообществами посредством цифровой этнографии является существенным вкладом в методологию и этику анализа «цифровых следов». «Подобные исследовательские опыты обогащают само исследование сотрудничеством исследователей и членов изучаемого сообщества, что расширяет возможности как получения более достоверных и более объемных данных, так и их интерпретации» (с. 715).

А.А. Али-заде

2017.04.006. АПОИФИС Н. ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ГОРЯЧИХ УСЛОВИЯХ: АНАРХИСТЫ, АНТИАВТОРИТАРИСТЫ И АКТИВИСТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ.

APOIFIS N. Fieldwork in a furnace: Anarchists, anti-authoritarians and militant ethnography // Qualitative research. - 2017. - Vol. 17, N 1. -P. 3-19. - DOI: 10.1177/1468794116652450.

Ключевые слова: исследователи-активисты; анархизм; антиавторитаризм; этнография; активистская этнография; социальные протесты; Афины.

Автор из Австралии рассматривает методологию так называемой «активистской этнографии» (militant ethnography) как «входящий сегодня в исследовательскую практику умышленно политизированный, "активистский" подход к качественному исследованию, который помогает исследователям работать с культурой и практикой современных анархистских и антиавторитаристских социальных тенденций». Он отмечает, что, несмотря на влиятельность этой методологии в исследовании указанных тенденций, ее использование в области качественного анализа пока достаточно ограничено (с. 3).

Сегодня во всем мире, пишет автор, наблюдается радикальное сопротивление неолиберализму, и оно часто имеет анархистский и / или антиавторитаристский облик. Многие из тех, кто позиционирует себя непримиримым противником капитализма, империализма и провозглашает неминуемую экологическую катастрофу, не выступают открыто под красными (левыми) или черными (анархистскими) флагами. Но их вдохновляют идеи именно анархизма. В последние годы анархистская и антиавторитаристская ментальность сильно давит не только на политику, но и на науку. Эта волна породила активистскую этнографию - полевую методо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.