Научная статья на тему 'Д. К. Зеленин - русский этнограф Вятской земли'

Д. К. Зеленин - русский этнограф Вятской земли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1434
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ / Д.К. ЗЕЛЕНИН / ИССЛЕДОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ЛИНГВИСТИКА / МУЗЕЙ / НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ФЕСТИВАЛЬ / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Валентина Евгеньевна, Юрпалов Александр Юрьевич

В статье дается характеристика исследовательской деятельности Д.К. Зеленина, показано влияние раннего периода жизни на последующий выбор профессиональных занятий и творческой судьбы. Сделаны выводы о разносторонности научных интересов Д.К. Зеленина и важном значении «вятской» тематики в его научном наследии. Показан опыт общеобразовательной школы в с. Люк по сохранению и популяризации в различных формах сведений о жизни и деятельности знаменитого земляка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Д. К. Зеленин - русский этнограф Вятской земли»

В.Е. Петрова, А.Ю. Юрпалов

Д.К. ЗЕЛЕНИН - РУССКИЙ ЭТНОГРАФ ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ

В статье дается характеристика исследовательской деятельности Д.К. Зеленина, показано влияние раннего периода жизни на последующий выбор профессиональных занятий и творческой судьбы. Сделаны выводы о разносторонности научных интересов Д.К. Зеленина и важном значении «вятской» тематики в его научном наследии. Показан опыт общеобразовательной школы в с. Люк по сохранению и популяризации в различных формах сведений о жизни и деятельности знаменитого земляка.

Ключевые слова: восточные славяне, Д.К. Зеленин, исследование, краеведение, культура, лингвистика, музей, научные чтения, университет, фестиваль, фольклор, этнография.

Возможность обратиться к научному наследию Д.К. Зеленина появилась в связи со 100-летием первого издания его знаменитого сочинения «Очерки русской мифологии», внесшей значительный вклад в развитие отечественной мифологической науки [10]. Масштабное и уникальное в то время по тематике исследование было посвящено малоизвестному пласту славянской культуры - представлениям об умерших не своей смертью. Особенностью данного исследования было то, что автор уделил внимание локальным особенностям, специфике представлений о том или

Петрова Валентина Евгеньевна - учитель МБОУ «Люкская СОШ» Завья-ловского района УР, руководитель школьного музея;

Юрпалов Александр Юрьевич - заместитель директора Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН по общим вопросам.

ином явлении в разных регионах, дает материал по сравнительной мифологии у соседей русского народа. Благодаря этому труду Д.К. Зеленин стал наиболее авторитетным представителем так называемого «демонологического» направления в русской мифологической школе, его работа по своей глубине и выводам не может считаться устаревшей.

Дмитрий Константинович Зеленин - российский, советский фольклорист, этнограф, лингвист, краевед, педагог, член-корреспондент Академии наук СССР, почетный член более 30 отечественных и зарубежных научных обществ. Удмуртия по праву гордится человеком, который родился 21 октября 1878 г. в селе Люк Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Завьяловского района УР). Путь в науку у Дмитрия Константиновича был нелегким. Его отец - Константин Николаевич, был одним из первых образованных людей в селе, служил в местной церкви священником. Мать, Олимпиада Георгиевна, из знаменитого рода Васнецовых - священников, художников. Несмотря на бедность, они родили десятого ребенка - Дмитрия. Читать и писать Дмитрий научился в четыре года. В 6 лет его отдали учиться в Люкскую земскую школу при местной церкви. Село Люк находилось примерно в 30 км от Ижевского оружейного завода. По воспоминаниям самого Д.К. Зеленина, в селе было около ста домов с преобладающим русским населением, в то время как в окружающих деревнях проживали преимущественно удмурты. Возможно, именно пребывание в многонациональной среде и ранний интерес к народной культуре и быту предопределили выбор научной специальности.

В 8 лет Дмитрия отправили учиться в Сарапульское духовное училище, и как лучший ученик по его окончании был принят в Вятскую духовную семинарию на казенный счет (по бедности и как сирота). По окончании Вятской духовной семинарии Зеленин вернулся преподавать в Сарапульское духовное училище. Хорошо зная народную жизнь и быт крестьян, Д. Зеленин начал наблюдать и записывать характерные особенности крестьянской культуры, за два года работы в Сарапуле собрал много материала по истории родного края.

В этот период у Д. Зеленина отмечается склонность к самообразованию, любви к чтению и литературе, особенно он увлекался историческими и этнографическими сочинениями. Будучи студентом Вятской духовной семинарии, Д. Зеленин стал заочным сотрудником

петербургского «Этнографического бюро», которое занималось сбором разнообразной информации о сельском населении России.

Научное творчество замечательного русского этнографа, фольклориста и лингвиста Д.К. Зеленина продолжалось более пятидесяти лет. В 1899 г. он поступил на историко-филологический факультет Юрьевского университета, после окончания которого был оставлен «для подготовки к профессорскому званию при кафедре». В эти же годы появились самые ранние труды и заметки будущего ученого - о свадебных обрядах, истории школ и духовных училищ. Молодого исследователя одинаково глубоко интересовали история, политика, социология, русская литература, общественная мысль, но окончательный выбор сделал в пользу историко-филологического факультета. Д.К. Зеленин отдал предпочтенье лингвистике, не забывая при этом юношеского увлечения этнографией и фольклором.

Научное наследие Д.К. Зеленина составляет около 300 трудов, в это число входят книги, статьи, рецензии, что дает представление о широте его интересов и профессиональной разносторонности. Он начал писать о своем родном Вятском крае краеведческие статьи и очерки. В первые же годы обучения в университете Д.К. Зеленин опубликовал несколько интересных статей: «Из свадебных обрядов Вятской губернии», «Литературный народный язык». В этих публикациях автор предстает как сложившийся этнограф и краевед, знаток истории, культуры и быта народов края. Затем Д.К. Зеленин переходит к диалектологии, после второго курса совершает поездку в родную Вятскую землю для сбора фольклорного материала с целью последующего издания. Фольклористика в трудах Д.К. Зеленина представлена статьями и заметками о частушках, страданиях, присловьях, и двумя большими сборниками сказок Вятской и Пермской губернии. Собранный материал оказался настолько обширным и разнообразным, что позволило подготовить публикацию еще 12 статей. Из них, например, «Новые веяния в народной поэзии» посвящена частушке как самостоятельному жанру, показан ее глубокий содержательный потенциал, переходный из городской среды в сельскую. Затем Д.К. Зеленин переходит к общевеликорусской лингвистике, изучает вятские, тульские, оренбургские (казачьи) говоры. В Императорской Академии наук в Петербурге он редактировал «Словарь русского языка». От Академии наук он совершает длительные экспедиции и командировки в самые разные регионы страны, в том числе в Вятскую губернию для сбора сказок, изучения

народных говоров, местных архивов. Так диалектология стала одной из центральных тем научных исследований Д.К. Зеленина, что в последующем воплотилось в его магистерской диссертации. За опубликованные научные труды Д.К. Зеленин еще в студенческие годы получил две медали по Отделению этнографии Русского географического общества, зачетное выпускное сочинение в университете заслужило специальную премию по изучению русского языка им. М.И. Михельсона. Изучая родной Вятский край, проявляя себя как краевед [1; 8; 9], ученый обращается к этнографии русского и восточнославянского населения и других областей России. В 1912 г. за совокупность трудов по этнографии удостоен Большой золотой медали Отделения этнографии и статистики РГО. Вскоре, в 1914-1915 гг., вышли два сборника сказок, куда вошло более трехсот текстов.

В 1916 г. Д.К. Зеленин был избран профессором Харьковского университета на кафедру русского языка и литературы и буквально на следующий год при Московском университете защитил докторскую диссертацию «Очерки русской мифологии». В творчестве Дмитрия Константиновича этнография занимала самое значительное место. Книга «Русская (восточнославянская) этнография», изданная впервые в 1927 г. в Берлине на немецком языке, охватывает все стороны народной жизни - земледелие, скотоводство, рыболовство, домашние занятия, быт, семейный и общественный уклад, обряды, верования и др.

С 1925 по 1954 г. Д.К. Зеленин жил и работал в Ленинграде, являлся профессором Ленинградского университета и сотрудником Института этнографии Академии наук СССР. Его лекции отличались строгостью изложения обширного материала по восточнославянской этнографии. Он учил студентов пользоваться библиографией, работать с архивным материалом. В октябре 1925 г. Д.К. Зеленин становится действительным членом Научно-исследовательского института по изучению сравнительной истории литератур и языков народов Запада и Востока им. А.Н. Веселовского при институте ЛГУ. Вскоре по его инициативе при институте была организована секция «Живая старина», куда удалось привлечь значительные силы советских фольклористов и этнографов, организовать подготовку аспирантов. 5 декабря 1925 г. по представлению академиков Института этнографии Д.К. Зеленин был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению русского языка и словесности, и с 1 января 1926 г. определен научным сотрудником первого разряда МАЭ, в котором

проработал до 1949 г., до пенсии. В Институте он занимал должности заведующего кабинетом Европы и Кавказа и заведующего библиотекой.

Великая Отечественная война круто изменила планы страны, всех людей, независимо от рода занятий. В ноябре 1941 г. в числе ведущих ученых города Д.К. Зеленин был эвакуирован самолетом в Самарканд. Там он продолжал напряженно трудиться над начатыми ранее монографиями «Чехи и словаки», «Польский народ», «Югославы», готовить к переизданию на русском языке книгу «Восточнославянская этнография», начал исследовать отражение племенной и национальной культуры в фольклоре народов СССР, составлять «Словарь-справочник для преподавателей географии». Работал ученый в одиночестве, поддерживая контакт с руководством Института этнографии по почте. Возвращение в Ленинград произошло только в апреле 1945 г.

За годы активной и плодотворной работы Д.К. Зеленину довелось пережить резкую критику, обвинения, например, в «великодержавном шовинизме», «антимарксистских извращениях». Но в научных учреждениях авторитет Д.К. Зеленина всегда оставался высоким. В его архиве хранятся многочисленные знаки внимания коллег, поздравления по случаю юбилейных дат. Вот одно из них из Ижевска: «Коллектив сотрудников Удмуртского научно-исследовательского института поздравляют Вас с тридцатилетием Октября, желает здоровья, успехов в работе».

Д.К. Зеленин ушел из жизни 31 августа 1954 г., но он не ушел из науки и сегодня выступает в ней на равных как наш современник. Интерес исследователей к научному наследию выдающегося российского ученого никогда не угасал. Научные «Зеленинские чтения» проходят в Санкт-Петербурге, Кирове, Удмуртии. В 1990-2000-е гг. неоднократно переиздавались его научные сочинения [2; 3; 4; 5; 6; 7]. Значителен вклад ученого не только в этнографию, фольклористику и диалектологию первой половины XX в., но и в отечественную библиографию, музееведение. Собранные им коллекции хранятся в Российском этнографическом музее и в МАЭ. Заслуги Д.К. Зеленина должны быть осмыслены и оценены всесторонне и объективно.

Родное село, где родился Д.К. Зеленин, его не забывает, чтит и помнит. К 100-летию со дня рождения одна из улиц названа его именем; к 120-летию со дня рождения увековечили память Дмитрия Константиновича, открыв в селе Люк мемориальную доску. Местным композитором

В.Г. Розенко написана песня «Люкский вальс», где в припеве есть такие слова: «Перелески, рощицы, Люкская земля. Родина Зеленина - Люкская земля. Терема рубленые весело стоят, купола над церковью, золотом горят». В Люкской средней общеобразовательной школе открыт музей, где одна из комнат посвящена знаменитому ученому-земляку. В 2010, 2015 гг. музей становился дипломантом I степени в республиканских конкурсах. Здесь оформлены стенды, есть небольшая библиотека, в том числе брошюры, переданные в свое время сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН А.М. Реше-товым. Также из Санкт-Петербурга привезены часы из рабочего кабинета Д.К. Зеленина, где он работал последние годы. К юбилейным датам в школе регулярно проводятся просветительские мероприятия, учащиеся школы пишут реферативные и исследовательские работы, выступают на научно-практических конференциях. Представители школы по возможности выезжают в Санкт-Петербург, в МАЭ, где проходят «Зеленинские чтения».

В самом Завьяловском районе в рамках мероприятий по сохранению и развитию традиционной народной культуры и в целях создания благоприятных условий для духовного и культурного развития, толерантности и творчества Управлением культуры, спорта и молодежной политики Администрации муниципального образования «Завьяловский район» при поддержке Министерства культуры, печати и информации УР, Министерства национальной политики УР был разработан проект Международного фольклорного фестиваля «Окно в небо», посвященного Д.К. Зеленину. Впервые фестиваль состоялся в 2002 г. Ежегодно он имеет свою тему и проходит в разных форматах. Например, в 2009 г. прошла летняя подростково-молодежная фольклорно-этнографическая экспедиция; в 2012 г. фестиваль был посвящён традиционным обрядам гостевания; в июле 2016 г. уже VIII фестиваль прошел по теме «Напевы у печки». В рамках фестиваля проходит и традиционная научно-практическая конференция «Зеленинские чтения», книжная выставка «Д.К. Зеленин - учёный, педагог, этнограф», выставка рисунков по мотивам Зеленинских сказок. На мероприятие приглашаются творческие коллективы регионов РФ, республики, библиотекари школ, районов и городов республики. В 2016 г. творческие площадки посетили более 300 человек.

Привлекая молодежь, подростков, фольклорные коллективы с разных регионов России и зарубежных стран, собирается, накапливается богатый этнографический и методический материал. Есть стремление расширить ряды исследований традиционного народного творчества, подготовить новое поколение энтузиастов фольклорного движения. Это ли не есть лучшее средство для сохранения памяти? Жизнь Д.К. Зеленина была наполнена страстью к науке. И сегодня краеведы Завьяловского района, Люкской средней школы продолжают изучать народные обычаи и песни, чтить память Ученого на его малой родине.

Источники и литература

1. Зеленин Д.К. Великорусские сказки Вятской губернии. - Пг., 1915.

2. Зеленин Д.К. Великорусские сказки Вятской губернии: С приложением шести вотяцких сказок / ИРЛ РАН (Пушкинский Дом). - СПб., 2002.

3. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М., 1991.

4. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н.И. Толстого. - М., 1995.

5. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19011913. - М., 1994.

6. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19171934. - М., 1999.

7. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19341954. - М., 2004.

8. Зеленин Д.К. Народные присловия о вятичах. - Вятка, 1904.

9. Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи, записаны в Вятской губернии. - Вятка, 1903.

10. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1: Умершие неестественной смертью и русалки. - Пг., 1916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.