РАЗДЕЛ VIII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 001(091)+37.015
Баринов Владимир Анатольевич
Начальник отдела организационного обеспечения заседаний Законодательного Собрания и его комитетов организационного управления аппарата Законодательного Собрания Омской области, barinov@zs.omskportal.ru, Омск
Баринова Кристина Владимировна
Архивист Государственного учреждения «Исторический архив Омской области», Ьагтоу@18.omskportal.ru, Омск
Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ: ОТ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ ДО УЧЕНОГО С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ1
Bannov Vladimir Anatolievich
The Chief of the Department of organizational support ofsessions of the Legislative Assembly and its committees of organizational administration of the Office of the Legislative Assembly of the Omsk Region, barinov@zs.omskportal.ru, Omsk
Barinova Kristina Vladimirovna
The archivist of the public institution «The Historical Archive of the Omsk Region», barinov@ zs.omskportal.ru, Omsk
D. I. MENDELEYEV: FROM SCHOOL TEACHER TO A WORLD-
FAMOUS SCIENTIST'
Веха третья - библиотека Санкт-Петербургского университета.
Повторим, что основной фонд библиотеки университета берет свое начало с 1783 г., когда императрица Екатерина II подарила первой в России Учительской семинарии 1100 томов одного из русских частных собраний -частную библиотеку коллежского советника П. Ф. Жукова. На протяжении всей истории библиотеки ее собрание складывалось из частных пожертвований: в настоящее время в ней хранится свыше 200 личных библиотек профессоров университета и выдающихся деятелей русской науки и культуры. Важным историческим источником, имеющим документальную ценность, являются поступившие в середине XIX в. книжные собрания Петербургского цензурного комитета (20 тысяч томов) и Комитета цензуры иностранной (10 тысяч томов), архив и библиотека Вольного общества любителей российской словесности, а также Библиотека Высших женских Бестужевских курсов - первого в России высшего учебного заведения для женщин. Собрание редких книг, насчитывающее 100 тысяч томов, включает в себя коллекции изданий XV-XX вв., в том числе - инкунабулов, палеотипов, книг
1 Продолжене 232
кириллического шрифта. Уникальным является собрание восточных рукописей (свыше 50 тыс. единиц). Фонды библиотеки были многоязычными и универсальными, особенно хорошо был представлен раздел естественных наук. По величине фонды библиотеки Санкт-Петербургского университета были на четвертом месте после фондов Императорской Публичной библиотеки, Библиотеки Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, библиотеки Московского университета. Для сравнения - по состоянию на 1895 г. фонды библиотеки Московского университета составляли 240 тысяч томов, а Санкт-Петербургского - 230 тысяч томов [3, с. 162]. И вот с этим первоклассным хранилищем знаний и мудрости в период с 1857 по 1890 гг., когда Д. И. Менделеев работал в Санкт-Петербургском университете, была связана его научная и преподавательская деятельность. Особо отметим, что Дмитрий Иванович был немыслим без лаборатории и без университетской кафедры.
После окончания ГПИ врачи посоветовали Д. И. Менделееву уехать из Петербурга ввиду слабости его здоровья. Он переехал в Симферополь, а потом в Одессу, где работал в качестве учителя гимназии при Ришельевском лицее. Но и здесь он продолжал заниматься наукой и поддерживал связь со своим научным руководителем А. А. Воскресенским.
После успешной защиты 9 сентября 1856 г. магистерской диссертации «Удельные объемы» (оппоненты А. А. Воскресенский и М. В. Скобликов) в январе 1857 г. Д. И. Менделеев был утвержден в звании приват-доцента по кафедре химии и начал преподавать в Санкт-Петербургском университете. В 1859 г. он уехал за границу в двухгодичную научную командировку. В Гейдельбергском университете Дмитрий Иванович работал у выдающихся физико-химиков того времени Бунзена и Кирхгофа, провел исследования над капиллярностью, расширением жидкостей и температурой абсолютного кипения. Там он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей. За границей он напечатал несколько выполненных там лабораторных исследований и познакомился с рядом иностранных ученых.
Фото 1. Д. И. Менделеев. 1861 г.
В 1861 году Д. И. Менделеев возвращается в Петербург и приступает к чтению курса органической химии в университете. В этом же году он издает «Органическую химию» - первый оригинальный русский учебник по органической химии. Это был очередной биографический факт Д. И. Менделеева. Ему 27 лет. В 1862 г. Дмитрию Ивановичу как автору «Органической химии» была присуждена полная Демидовская премия. Правомерен вопрос: какой статус этой премии? Ответ: это престижная негосударственная награда выдающимся российским ученым. Она была учреждена в 1832 году меценатом, представителем известной уральской династии горнопромышленников П. Н. Демидовым, а присуждала ее экспертная комиссия Российской Императорской Академии наук. Укажем, что полная премия составляла 1428 рублей; для сравнения - доцент университета в год получал 1200 рублей. Для Дмитрия Ивановича это был большой и заслуженный успех: российское научное сообщество в лице Академии наук признало и оценило его, в том числе и материально.
Фото 2. Медаль Демидовской премии
В 1863 г. в связи с разработкой технологии спиртовых производств Д. И. Менделеев начал большой цикл научных работ по этой теме. Эта экспериментальная работа легла в основу докторской диссертации «Рассуждения о соединении спирта с водою» (оппоненты Н. Н. Соколов и Ф. Ф. Петрушевский). 31 января 1865 г. Дмитрий Иванович защищает эту диссертацию и ему присуждается ученая степень доктора химии. Ему 31 год. В октябре 1867 г. после ухода из Санкт-Петербургского университета профессора химии А. А. Воскресенского на его место на кафедре избирается Д. И. Менделеев. И с этого момента начинается блестящий период его научной и педагогической деятельности в университете.
В 1868 г. Д. И. Менделеев начинает писать знаменитые «Основы химии» - главнейший труд его жизни. «Основы химии» - это исторически первое руководство по неорганической химии, материал в которой был систематизирован и расположен в соответствии с периодическим законом химических элементов - этим гениальным творением Д. И. Менделеева. Известно, что именно поставленная задача написать общедоступное изложение основ химии явилось для Дмитрия Ивановича мощным толчком в поисках естественной системы элементов, закончившихся созданием периодического закона.
17 февраля 1869 г., в понедельник, 35-летний Д. И. Менделеев, оперируя с 64 известными тогда химическими элементами, «тайну бытия открыл» [4, с. 41] - открыл периодический закон, носящий теперь по праву его имя. Сущность периодического закона, по словам ученого, «можно сформулировать следующим образом - физические и химические свойства элементов, проявляющиеся в свойствах простых и сложных тел, ими образуемых, стоят в периодической зависимости от их атомного веса».
В 1869-1871 годах Дмитрий Иванович развил идеи периодичности, ввел понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе ученый исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и других). В 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трех еще не открытых тогда элементов - «экаалюминия» (открыт в 1875 г. и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 г. и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 г. и назван германием). Затем предсказал существование еще восьми элементов, в том числе «двителлура» - полония (открыт в 1898 г.), «экаиода» - астата (открыт в 1942-1943 гг.), «двимарганца» - технеция (открыт в 1937 г.), «эка-цезия» - франция (открыт в 1939 г.). Исправление атомных весов известных ранее элементов и предсказание новых элементов на основании периодического закона были подлинным триумфом Д. И. Менделеева. В результате напряженной работы в 1871 году появилась знаменитая статья «Периодический закон для химических элементов» - в ней Дмитрий Иванович дает периодическую систему, по существу, в ее современной форме» [9, с. 6]. Это было важнейшее событие не только в жизни Д. И. Менделеева, но и в химической науке. Ему 37 лет.
Первое издание «Основ химии» (в трех выпусках) вышло в 1868-1871 гг., последнее прижизненное издание (восьмое) - в 1906 г. В течение 38 лет, прошедших от первого издания до восьмого, было продано 38 тысяч экземпляров. По свидетельству Д. И. Менделеева, «Основы химии» распродавались по 1000 экземпляров в год. (В 1947 году вышло тринадцатое (пятое, посмертное) издание «Основ химии»).
«Основы химии» - выдающееся достижение научно-педагогической мысли. Книга, переведенная трижды на английский язык, а также на немецкий и французский языки, оказала сильнейшее влияние на иностранных специалистов. Мировое признание «Основ химии» не могло не вызвать у Дмитрия Ивановича чувство удовлетворения, ученый писал: «Эти «Основы» - любимое мое дитя. В них - мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли... В «Основы химии» вложены мои духовные силы и мое наследство детям» [1, с. 35]. Многократное издание «Основ химии» - это многочисленные биографические факты Д. И. Менделеева.
Русский и советский выдающийся физик-химик и металловед, академик А. А. Байков дал высокую оценку этого научного труда: «Основы химии» Менделеева, воплотившие в себе периодический закон, - это памятник,
который по силе своего замысла, по совершенству выполнения и глубине мысли является таким же величайшим произведением человеческого гения, как «Божественная комедия» Данте, как «Страшный суд» Микеланджело, как 9-я симфония Бетховена» [7, с. 64]. Действительно, периодический закон Д. И. Менделеева является одним из вершинных достижений человеческой мысли.
Фото 3. Д. И. Менделеев среди професоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Рядом с Д. И. Менделеевым - ректор университета А. Н. Бекетов. 1875 г.
Вывод: библиотека Санкт-Петербургского университета содействовала становлению нашего знаменитого соотечественника как университетского профессора и ученого мирового уровня.
Веха четвертая - Библиотека Императорской Санкт-Петербург-ской Академии наук (так она именовалась в период с 1836 по 1917 гг., далее - БАН). Мы уже отмечали, что масштабы России веками учили думать глобально и перспективно, и, в первую очередь, глав Российского государства. Царь Петр I понимал, что именно от библиотек во многом зависит интеллектуальный потенциал нации. Поэтому по его указу в 1714 г. была основана библиотека, преобразованная позднее в БАН. При организации библиотеки ставилась цель обеспечить доступ к книгам всем грамотным людям государства, стремящимся к европейской образованности. В Летний дворец новой столицы Петербурга были привезены три собрания - книги Аптекарского приказа из Москвы, Готторпская библиотека и, так называемая, библиотека Курляндских герцогов. Фонд насчитывал около 2000 книг на русском и многих европейских языках. Подчеркнем, что «библиотека имела в своем фонде главным образом труды по математике, архитектуре, географии, истории, военному делу» [5, с. 4], то есть имела естественнонаучную направленность. 28 января 1724 г. Петр I учредил Академию наук,
и библиотека и Кунсткамера, как единое целое, вошли в Академию наук в соответствии с проектом Положения об Академии, в котором говорилось: «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора открыта была». К этому времени в библиотеке насчитывалось 12 ООО книг, и она была основной материальной базой для работы Академии наук.
Фото 4. Внутренний вид помещения Библиотеки Академии наук. Гравюра X. Вортмана из книги «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук» (Санкт-Петербург, 1741 г.).
В XIX в. фонд БАН пополнился собранием карт России Географического департамента, изданиями русской периодики Министерства народного просвещения, книгами Комитета иностранной цензуры, периодическими изданиями, поступившими в дар от А. А. Половцева, собранием книг и рукописей В. А. Пивоварова, библиотеками Е. Е. Келлера, Ф. И. Круга, Я. К. Грота, X. Д. Френа, А. М. Шёгрена, Ф. А. Толстого. Значительными были поступления книг из личных библиотек К. М. Бэра, Я.Д. Захарова, Ф.-У.-Т. Эпинуса, Ф. П. Аделунга, П. Н. Фуса, Я. И. Бе-редникова, Л. Э. Стефани и других.
Общее представление о росте книжных фондов БАН дают следующие данные: в 90-х г. XVIII в. в БАН было 40 тысяч томов, книг и рукописей, в 1836 г. - 90 тысяч, в 1848 г. - 112 753 единиц, в 1862 году - 243 109 единиц. Иностранное отделение по размерам книжного фонда занимало главенствующее положение, но уже наметился более быстрый рост фондов Русского отделения. В 1862 г. БАН получала издания по книгообмену от 150 западноевропейских крупных научных центров, а к концу XIX в. имела 516 зарубежных партнеров. Подчеркнем, что фонд БАН «в 1911 г. составлял около 800 тысяч томов» [3, с. 162] и был второй по величине после фонда Императорской Публичной библиотеки.
Создание БАН способствовало тому, что российские ученые органично вошли в мировое научное сообщество. Еще раз повторим, что «Менделеев два года находился в научной командировке в Германии (Гейдельберг) и посещал Францию, Швейцарию и Италии, где общался с коллегами. В период пребывания в Германии он работал в лаборатории Бунзена, тесно сотрудничал с Кекуле и другими крупными химиками. Впоследствии Менделеев выезжал на международные конгрессы и входил в их руководящие органы. Иными словами, ученый был плотно вписан в мировое химическое сообщество, которое его знало и следило за работами не только Менделеева, но и других русских коллег, занимавших ведущие позиции в химической науке» [2, с. 183].
Фонды БАН и библиотеки Санкт-Петербургского университета позволили Д. И. Менделееву провести серьезные научные исследования и издать фундаментальные труды, в том числе монографию «Об упругости газов» (1875 г.), труд «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании» (1880 г.), монографию «Исследование водных растворов по удельному весу» (1887 г.), книги «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвания и на Кавказе» (1877 г.), «Где строить нефтяные заводы?» (1881 г.), «Бакинское нефтяное дело» (1896 г.) и «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца» (1888-1889 гг.). Это были очередные биографические факты Д. И. Менделеева.
В 1868 г. по инициативе и организационном участии Д. И. Менделеева было основано Русское химическое общество (в настоящее время -Всероссийское химическое общество им. Д. И. Менделеева), которое объединило усилия ученых. К Дмитрию Ивановичу приходит признание отечественного научного сообщества: 3 декабря 1876 г. он избирается член-корреспондентом по разряду физических наук (химия) Физико-математического отделения Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Ему 42 года. В этом же году он с удовлетворением и гордостью произнес: «Сам удивляюсь, чего только я ни делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно» [8, с. 549].
Труды Д. И. Менделеева получают широкое признание мирового научного сообщества: 4 июня 1889 г. он выступает с престижной лекцией «Периодическая законность химических элементов» в Лондонском химическом обществе (Фарадеевское чтение); его избирают членом многочисленных академий, обществ; ему присваивают почетные звания и вручают научные награды, в том числе медаль Дэви Лондонского королевского общества (1882 г.), медаль Академии метеорологической аэростатики (Париж, 1887 г.), Фарадеевская медаль от Английского химического общества (1889 г.), медаль Копли Лондонского королевского общества (1905 г.).
Фото 5. Д. И. Менделеев среди членов химической секции 1-ог съезда русских естествоиспытателей, вынесших постановление о необходимиости объединения химиков России в Химическое общество (4 января 1868 г.).
Фото 6. Д. И. Менделеев среди ученых - участников юбилейных торжеств, посвященных 200-летию академии наук в Берлине. 1900 г.
Вывод: БАН содействовала теоретическим исследованиям нашего знаменитого соотечественника как университетского профессора и его прикладным исследованиям как ученого, изучающего потребности развития производительных сил России.
Веха пятая - российская национальная библиотека: Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге (далее - ИПБ). ИПБ принадлежит к величайшим сокровищницам культурного и исторического наследия России. Она стала первой государственной общедоступной библиотекой в России, что и отразилось в ее прославленном историческом названии - Императорская Публичная библиотека.
16 мая 1795 г. императрица Екатерина II, продолжая дело Петра Великого, высочайшим своим повелением одобрила представленный архитектором Егором Соколовым проект постройки здания ИПБ. По замыслу Екатерины II, ИПБ должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века просвещения. Общественную атмосферу, в которой начала жить и действовать ИПБ, в полной мере определили слова, украсившие ее первый законодательный регламент: «На пользу общую», «без разбора лиц» [10, с. 16]. С ее появлением, безусловно, открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России. И этим вновь был подтвержден тот факт, что масштабы России веками учили думать глобально и перспективно.
Фото 7. Читальный зал в Императорской Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Гравюра XIX в.
Первоначальной основой ИПБ стали фонды библиотеки братьев Ю. А. и
А. С. Залуских. Они собрали уникальную коллекцию, книги которой приобретались по всей Европе. Библиотека поддерживала оживленные научные связи практически со всеми русскими университетами, институтами, учеными обществами, архивными комиссиями, музеями. Научные центры и крупнейшие книгохранилища мира регулярно присылали издания в ИПБ. Она стала первой по величине среди библиотек России, к концу XIX в. библиотека уступала «по значению только Парижской национальной и библиотеке Британского музея» [11, с. 791]. В частности, «по состоянию на 1917 г. ее фонд составлял более 2 млн. наименований» [3, с. 162]. ИПБ стала по сути дела вторым российским университетом, который кончали почти все, составившие в эти годы славу русской науки и обессмертившие свои имена в науке, литературе, искусстве, различных областях гуманитарного знания.
Д. И. Менделеев продолжает интенсивную деятельность по изучению социально-экономического развития России. Фонды ИПБ позволили
Д. И. Менделееву провести серьезные научные исследования и издать труды: «Толковый тариф» (1892 г.), «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897 г.), «Уральская железная промышленность в 1899 г.» (1900 г.), «Учение о промышленности» (1900-1901 гг.). Это были очередные биографические факты Д. И. Менделеева.
В этот период Д. И. Менделеев проявляет себя как активный общественный деятель, оказывающий помощь ИПБ. Наряду с другими деятелями русской науки (Н. Н. Миклухо-Маклай, С. Ф. Платонов, А. А. Шахматов,
В. А. Обручев, Н. Н. Зинин, И. Ю. Крачковский, И. П. Павлов и другие) Д. И. Менделеев не только дарит ИПБ книги, но и охотно исполняет роль консультанта при их отборе за рубежом, создании каталогов [10, с. 37].
Д. И. Менделеев также давал научные консультации и Императорской Академии художеств. Поэтому 16 декабря 1893 г. он «был утвержден в высшем звании - почетный член Императорской Академии художеств, 7 марта 1894 г. - непременным членом Совета Академии. Таким образом, через 130 лет после М. В. Ломоносова он стал вторым химиком - почетным членом Академии художеств» [6, с. 95].
Вывод: ИПБ содействовала прикладным исследованиям нашего знаменитого соотечественника как ученого, изучающего экономическое и промышленное развитие России.
Окончание следует.
Библиографический список
1. Архив, Д. И. Менделеева. Автобиографические материалы. Сборник документов./- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1951. - 207 с.
2. Бажанов, В. А. Научные открытия и специфика их оценки и ассимиляции [Текст]/ В. А. Бажанов // Вопросы истории естествознания и техники. - 2007. -№ 3. - С. 179-185.
3. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек [Текст]/ Б. Ф. Володин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Профессия, 2004. - 432 с.
4. Гете, И. В. Фауст. Трагедия [Текст]/ Пер. с нем. Б. Пастернака. Вступит, статья и коммент. А. Аникста / И. В. Гете - М.: «Худож. лит», 1978. - 510 с.
5. 275 лет библиотеке Академии наук. Сборник докладов юбилейной научной конференции. 28 ноября - 1 декабря 1989 г. - СПб.: Библиотека АН России, 1991. -318 с.
6. Закгейм, А. Ю. Д. И. Менделеев - почетный член Академии художеств [Текст]/ А. Ю. Закгейм // Природа. - 2007. - № 2. - С. 91-96.
7. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников [Текст] - изд. второе, переработанное и дополненное. - М.: Атомиздат, 1973. - 271 с.
8. Менделеев, Д. И. Познание России. Заветные мысли (впервые после 1905 года) [Текст]/ Д. И. Менделеев. - М.: Эксмо, 2008. - 688 с.
9. Овчинников, Ю. А. «Науки и промышленность - вот мои мечты...» / Ю.А. Овчинников // Наука и промышленность. - 1984. - № 5. - С. 2-16.
10. Российская национальная библиотека. 1795-1995. - СПб.: «Лики России», 1995.-245 с.
11. Энциклопедический словарь. [Текст]/ Т. 6. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона. 1890. - М.: ТЕРРА, 1990. - 952 с.
УДК 32
Локтин Константин Михайлович
Аспирант кафедры педагогики и психологии НГПУ, преподаватель Новосибирского промышленно - экономического колледжа, ael300449@yandex.ru, Новосибирск
УКРЕПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 1957-1963 ГГ.
Loktin Konstantin Mihaylovich
The graduate student of department of pedagogy and psychology NGPU, the instructor of the Novosibirsk industrial college, ael300449@yandex.ru, Novosibirsk
STRENGTHENING PEDAGOGICAL PERSONNEL OF THE SYSTEM OF THE AVERAGE SPECIAL FORMATION IN WEST SIBERIA 1957-1963 YEARS
Качество подготовки специалистов в большей мере зависит от преподавателя, его знаний, умений, творческой инициативы. Педагогическое мастерство включает и психолого-педагогическую эрудицию, профессиональный опыт.
Несмотря на идеологическое засилье со стороны партийных органов в большинстве педагогических коллективов техникумов трудились самоотверженные, испытанные жизнью люди, не потерявшие выдержку и смелость, принёсшие с собой в аудитории самодисциплину, ответственность, коллективизм, благородство, обладающие высокими профессиональными навыками. Общение студентов с интеллигентными высокообразованными преподавателями способствовало становлению трудолюбивых, грамотных, ярких специалистов. Жажда творчества, поиски путей для дальнейшего интеллектуального и профессионального роста были движущими силами в деятельности преподавателей [4].
В 1959-60 учебном году в средних специальных учебных заведениях Западной Сибири работало 4797 преподавателей. К рассматриваемому периоду в Западной Сибири сложился хороший коллектив педагогических кадров средних специальных учебных заведений. Среди лучших преподавателей, работавших в техникумах Западной Сибири, следует отметить преподавателей Н. Г. Прозорова и Е. Л. Макаревич (г. Томск), Э. В. Мазурека (г. Новосибирск) и многих другие [1].